Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫМИ МЕЖУРОВНЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫМИ МЕЖУРОВНЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / среднее профессиональное образование / высшее образование / преемственные программы / управление преемственными программами / сквозные компетенции / уровни формирования сквозных компетенций / continuing education / secondary vocational education / higher education / succession programs / management of succession programs / cross-cutting competencies / levels of formation of cross-cutting competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Ольга Ивановна, Гузакова Ольга Леонидовна

Рассмотрены аспекты управления образовательными программами в контексте создания максимальной согласованности подготовки специалистов в рамках одной укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (УГНС) на разных уровнях образования — среднего профессионального и высшего. Результаты исследования представлены в виде алгоритма разработки системы подготовки специалистов по преемственным межуровневым образовательным программам. Приводится описание системы управления преемственными программами, включающей четыре взаимосвязанных блока: управление разработкой преемственной образовательной программы; управление учебным процессом; управление ресурсами и управление контингентом. Авторами обоснована необходимость создания единого органа управления преемственной образовательной программой, включающего представителей образовательных организаций разных уровней. Основой формирования преемственной образовательной программы является использование единого структурно-организационного подхода, который состоит в построении целостной модели выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева Ольга Ивановна, Гузакова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SUCCESSIVE INTERLEVEL EDUCATIONAL PROGRAMS OF SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION

Aspects of management of educational programs are considered in the context of creating maximum consistency in the training of specialists within one enlarged group of areas of training and specialties (EGTS) at different levels of education — secondary vocational and higher. The results of the study are presented in the form of an algorithm for developing a system for training specialists in successive interlevel educational programs. A description of the succession program management system is provided, which includes four interconnected blocks: management of the development of a successive educational program; educational process management; resource management and contingent management. The authors substantiate the need to create a single management unit for the successive educational program, including representatives of educational organizations at different levels. The basis for the formation of a successive educational program is the use of a unifi ed structural and organizational approach, which consists in building a holistic model of a graduate.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫМИ МЕЖУРОВНЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 99-105. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):99-105. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377:378

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫМИ МЕЖУРОВНЕВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ольга Ивановна Лихачева1, likhachevaoi@vogu35.ru Ольга Леонидовна Гузакова2, guzakovaol@vogu35.ru

1,2 Вологодский государственный университет, Вологда, Россия

Аннотация. Рассмотрены аспекты управления образовательными программами в контексте создания максимальной согласованности подготовки специалистов в рамках одной укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (УГНС) на разных уровнях образования — среднего профессионального и высшего. Результаты исследования представлены в виде алгоритма разработки системы подготовки специалистов по преемственным межуров-невым образовательным программам. Приводится описание системы управления преемственными программами, включающей четыре взаимосвязанных блока: управление разработкой преемственной образовательной программы; управление учебным процессом; управление ресурсами и управление контингентом. Авторами обоснована необходимость создания единого органа управления преемственной образовательной программой, включающего представителей образовательных организаций разных уровней. Основой формирования преемственной образовательной программы является использование единого структурно-организационного подхода, который состоит в построении целостной модели выпускника.

Ключевые слова: непрерывное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, преемственные программы, управление преемственными программами, сквозные компетенции, уровни формирования сквозных компетенций

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Ми-нобрнауки России, проект № 075-01445-23-04 от 24.11.2023 «Модель межуровневой подготовки педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия классического университета с образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования».

Для цитирования: Лихачева О. И., Гузакова О. Л. Управление преемственными межуровне-выми образовательными программами среднего профессионального и высшего образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 99-105.

Original article

MANAGEMENT OF SUCCESSIVE INTERLEVEL EDUCATIONAL PROGRAMS OF SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION

Olga I. Likhacheva1, likhachevaoi@vogu35.ru Olga L. Guzakova2, guzakovaol@vogu35.ru

12 Vologda State University, Vologda, Russia

Abstract. Aspects of management of educational programs are considered in the context of creating maximum consistency in the training of specialists within one enlarged group of areas of training and specialties (EGTS) at different levels of education — secondary vocational and higher.

© Лихачева О. И., Гузакова О. Л., 2024

The results of the study are presented in the form of an algorithm for developing a system for training specialists in successive interlevel educational programs.

A description of the succession program management system is provided, which includes four interconnected blocks: management of the development of a successive educational program; educational process management; resource management and contingent management. The authors substantiate the need to create a single management unit for the successive educational program, including representatives of educational organizations at different levels. The basis for the formation of a successive educational program is the use of a unified structural and organizational approach, which consists in building a holistic model of a graduate.

Keywords: continuing education, secondary vocational education, higher education, succession programs, management of succession programs, cross-cutting competencies, levels of formation of cross-cutting competencies

Financing. The article was prepared as part of the state assignment of the Ministry of Education and Science of Russia, project No. 075-01445-23-04 dated November 24, 2023 "Model of inter-level training of teaching staff in the context of network interaction between a classical university and educational organizations implementing secondary vocational education programs."

For citation: Likhacheva OI, Guzakova OL. Management of successive interlevel educational programs of secondary vocational and higher education. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):99-105. (In Russ.).

Введение

В современных экономических условиях большое внимание уделяется трансформации системы профессионального образования. Реформа образования должна стать ответом на вызовы времени. В настоящий момент система профессионального образования в России переживает глубокие изменения. Об этом свидетельствует множество фактов: старт с 1 сентября 2022 г федерального проекта «Профессионали-тет», пилотный проект Минобрнауки России по изменению уровней высшего образования [1; 2]. При этом актуальной остается задача изучения процессов управления непрерывной подготовкой кадров.

Формирование системы непрерывного образования в колледжах и вузах должно идти в следующих направлениях: во-первых, проектирование преемственных межуровневых образовательных программ на основе соблюдения принципов внутренней целостности и согласованности всех элементов профессиональных образовательных программ разных уровней; во-вторых, создание системы взаимодействия образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, подчиняющихся разным министерствам.

Непрерывное образование при переходе с одного уровня профессионального образования на другой может быть реализовано прежде всего через преемственные образовательные программы [3].

В высшей школе ответственность за разработку и реализацию всех образовательных про-

грамм, реализуемых кафедрой, обычно возлагается на заведующего выпускающей кафедрой. Для системы среднего профессионального образования управление именно образовательными программами, а не образовательным учреждением практически не характерно.

В вузах же управление образовательными программами распространяется все шире. Такой подход, как отмечает М. Ю. Чандра, связан с необходимостью преодоления ряда управленческих проблем: замыкание процессов разработки и реализации программ в рамках отдельных кафедр, недостаточное взаимодействие с работодателями и обучающимися и, как следствие, слабый учет их интересов [4].

При анализе научных работ отечественных ученых видно, что в настоящее время основной фокус в изучении проблемы управления образовательными программами в большей степени смещен в сторону, во-первых, изменения подходов к проектированию программ (И. С. Казакова, Е. Ю. Миньяр-Белоручева и др. [5], А. В. Серова [6], Е. А. Макарова, Д. Г. Лагерев [7]) и, во-вторых, совершенствования управления образовательной деятельностью вузов (Г. А. Папуткова, Р. А. Са-беров, И. Ф. Фильченкова [8], Е. П. Антипова, Л. К. Габышева и др. [9]).

Управление преемственными образовательными программами, реализуемыми на уровнях среднего профессионального и высшего образования (межуровневые программы), требует разработки новых управленческих и учебно-методических решений.

Целью представленного в статье исследования стало выявление эффективных механизмов управления преемственными программами и особенностей их реализации.

Материалы и методы исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные работы, нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере профессионального образования.

При проведении исследования использовался комплекс методов научного познания, сравнительного анализа и синтеза, обобщения, аналогии, сопоставления. Для сбора первичной информации применялись такие эмпирические методы, как анкетирование, тестирование обучающихся, метод экспертных оценок.

Результаты исследования

Проведенное исследование выполнено в рамках государственного задания, целью которого является формирование модели межуров-невой подготовки педагогов в условиях сетевого взаимодействия классического университета с профессиональными образовательными организациями. Разработанная модель основана на таком подходе к подготовке кадров, когда каждый следующий уровень профессионального образования представляет собой развитие предыдущего в расширении навыков по решению более широкого спектра задач.

Если говорить о преемственности образовательных программ по вертикали, т. е. о ме-журовневых основных профессиональных образовательных программах, то качество подготовки специалистов будет зависеть прежде всего от того, насколько хорошо они админи-стрируются.

Разработка и реализация преемственных ме-журовневых программ затрагивает множество связей и отношений участников образовательной деятельности, а также условий их взаимодействия, следовательно, управление данными программами должно предусматривать:

- разработку последовательности выстраивания взаимоотношений учреждений высшего и среднего профессионального образования по согласованию компонентов процесса подготовки;

- разработку алгоритма проектирования, обновления и апробации преемственных образовательных программ;

- разработку единого подхода к построению модели выпускника и планируемых результатов подготовки, предусматривающих определение уровня соответствия выпускника требованиям профессионального стандарта;

- переход при проектировании образовательных программ к использованию методологии сквозных компетенций;

- составление перечня сквозных компетенций, определенных трудовыми функциями в профессиональных стандартах, федеральными государственными образовательными стандартами и обеспечивающих социально-профессиональную мобильность будущих специалистов;

- разработку матрицы сквозных компетенций, отражающей требования к результатам подготовки кадров на разных уровнях образования и последовательность освоения компетенций с учетом уровня их формирования;

- разработку общих требований к процессу достижения планируемых результатов обучения, в том числе к содержанию дисциплин (модулей), применяемым методам и средствам обучения;

- построение индивидуальных маршрутов для выпускников организаций среднего профессионального образования при обучении по программам высшего образования;

- разработку требований к проведению оценки качества подготовки обучающихся на разных уровнях образования;

- разработку диагностической методики определения уровня сформированности компетенций;

- создание системы мониторинга качества подготовки по преемственным программам;

- создание инфраструктуры для реализации межуровневых программ: заключение договоров о возможности коллективного использования материально-технической базы колледжей и вузов, взаимодействия кадров, а также создание единой платформы для электронного обучения.

Таким образом, реализация концепции непрерывного образования в процессе подготовки специалистов, в котором можно выделить четыре подсистемы (блока), меняет подходы и к управлению образовательными программами.

Первый блок — управление разработкой преемственной образовательной программы. Необходимо понимать, чему и как должны обучаться студенты колледжей и вузов в рамках преемственных образовательных программ.

Преемственная основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), в которую входят уровни среднего профессионального и высшего образования, должна представлять собой единый документ с совокупностью требований к подготовке выпускников на основе целостности образовательного процесса по определенной УГНС.

Преемственная ОПОП должна формироваться на основе единого структурно-организационного подхода, заключающегося в построении целостной модели выпускника. Должны быть определены цель и задачи данной программы, основные особенности, а также сформированы образовательные маршруты для освоения части преемственной программы (уровень высшего образования) выпускниками колледжей.

Совокупность запланированных результатов обучения по преемственной ОПОП должна соответствовать требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего профессионального и высшего образования.

Как уже отмечалось ранее, основополагающим компонентом преемственной ОПОП являются сквозные компетенции [10], которые формируются на разных уровнях профессионального образования. Использование матрицы сквозных компетенций позволяет повысить эффективность подготовки кадров и обеспечить социально-профессиональную мобильность выпускника. Сквозные компетенции отражают структурно-содержательные компоненты подготовки на разных уровнях образования. Преемственная ОПОП обеспечивает соблюдение последовательности развития сквозных компетенций с учетом уровня их формирования.

В предлагаемой авторской модели преемственной ОПОП выделено три уровня сформи-рованности сквозных компетенций: базовый; углубленный и продвинутый.

Базовый уровень сформированности сквозной компетенции — это комплексная интегра-тивная характеристика результата образования, определяющая способность и готовность выпускника решать стандартные профессиональные задачи, применяя полученные знания, умения и навыки.

Углубленный уровень — это расширенная интегративная характеристика результата образования, определяющая способность и готовность выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности на более высоком, по сравнению с базовым, уровне.

Продвинутый уровень — это максимально возможная выраженность комплексной интегра-тивной характеристики результата образования, определяющая готовность выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, прини-

мать профессиональные и управленческие решения в условиях неопределенности.

Второй блок — управление учебным процессом: разработка единых требований к проведению оценки качества подготовки обучающихся на разных уровнях образования, разработка единых учебно-методических материалов для формирования сквозных компетенций.

Преемственная ОПОП должна строиться на основе единой системы менеджмента качества образования.

Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по преемственной ОПОП должно оцениваться в рамках единой системы независимой оценки, включающей подсистемы внутренней и внешней оценки.

Система оценки качества образования позволяет проверить полученные результаты освоения преемственной ОПОП, а также разработать план действий по повышению эффективности управления ею.

При проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся, осваивающих часть преемственной ОПОП на уровне среднего профессионального образования, привлекаются педагогические работники образовательной организации, реализующие часть преемственной ОПОП на уровне высшего образования.

Третий блок — управление ресурсами. Данный блок является важным с точки зрения управления инфраструктурой реализации преемственных ОПОП. Материально-технические условия образовательных организаций должны быть синхронизированы и объединены для совместного использования материально-технической базы. Механизмом реализации такого объединения может быть заключение договора о сетевом взаимодействии образовательных организаций.

Кадровые условия реализации преемственной ОПОП должны соответствовать ФГОС среднего профессионального образования и ФГОС высшего образования; учебно-методическое обеспечение преемственной ОПОП — способствовать достижению соответствующего уровня сформированности сквозных компетенций, исходя из единой матрицы компетенций.

Четвертый блок — управление контингентом. Основной задачей данного блока является создание единой системы поддержки профессионального самоопределения для обучающихся по преемственным программам, которая включает:

- обеспечение тьюторского сопровождения обучающихся по преемственным программам

с целью реализации будущим специалистом индивидуального образовательного маршрута (траектории) для его профессионально-личностного развития;

- внедрение единых механизмов прогнозирования потребности региона в специалистах разного профессионально-квалификационного уровня;

- совершенствование системы целевого обучения.

Для реализации всех управленческих решений, указанных в описанных блоках управления, должен быть создан единый орган управления данной программой — Совет управления преемственной ОПОП, включающий представителей среднего профессионального и высшего образования, а также региональных органов власти — Департамента образования региона, который будет ответственен за организацию и реализацию образовательной программы, оперативное решение возникающих вопросов и предотвращение появления проблем.

Выводы

Таким образом, управление межуровневой преемственной образовательной программой можно представить как формирование целостного комплекта документов и согласованную организацию образовательной деятельности

различных образовательных учреждений, призванных обеспечить достижение поставленных целей.

Однако для упорядочения процессов разработки и реализации таких программ в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» необходимо ввести понятие «преемственная основная профессиональная программа», а также внести дополнения во ФГОС высшего образования о том, что организация может разрабатывать и реализо-вывать преемственные основные профессиональные образовательные программы на основе примерной преемственной основной профессиональной образовательной программы. Для систематизации данной деятельности предлагаем создать реестр преемственных образовательных программ. Следовательно, Федеральными учебно-методическими объединениями должны быть разработаны примерные преемственные межуровневые программы среднего профессионального и высшего образования.

Безусловно в современных быстро меняющихся условиях необходимо оперативно реагировать на потребности общества в квалифицированных кадрах, и подготовка специалистов по преемственным образовательным программам способна решить эту задачу.

Список источников

1. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 387. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202203180005 (дата обращения: 29.11.2023).

2. «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования»: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202305120005 (дата обращения: 29.11.2023).

3. Володина Л. О., Лихачева О. И. Непрерывное педагогическое образование в классическом университете: к постановке проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 22-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-pedagogicheskoe-obrazovanie-v-klassicheskom-universitete-k-postanovke-problemy/viewer.

4. Чандра М. Ю. Руководитель образовательной программы как ключевой субъект управления качеством ее проектирования и реализации в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 9. С. 13-18. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rukovoditel-obrazovatelnoy-programmy-kak-klyuchevoy-subekt-upravleniya-kachestvom-ee-proektirovaniya-i-realizatsii-v-vuze/viewer.

5. Казакова И. С., Миньяр-Белоручева Е. Ю., Емельяненко М. С., Герасименко С. В., Воробьева Н. А., Никитина Э. К. Новые модели проектирования образовательных результатов в соответствии с «Ядром среднего профессионального педагогического образования» // Вестник МГПУ. Серия Современный колледж. 2022. № 4. С. 60-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp ?id=50011720&ysclid=lltdfc1t38283393567.

6. Серова А. В. Управление образовательными программами VS управление образовательными траекториями // Системное моделирование социально-экономических процессов: тр. 42-й Междунар. науч. школы-семинара, Ростов-на-Дону, 01-06 октября 2019 г. / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2019. С. 596-601.

7. Макарова Е. А., Лагерев Д. Г. Применение автоматизированной системы интеллектуального анализа текстовых данных для управления процессом формирования индивидуальных образовательных траекторий // Информационные системы и технологии ИСТ-2020: сб. материалов XXVI Междунар. науч.-техн. конф. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2020. С. 362-367. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=43912376.

8. Папуткова Г. А., Саберов Р. А., Фильченкова И. Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4 (37). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47160344.

9. Антипова Е. П., Габышева Л. К., Фоменко С. Л., Усольцев А. П. Трансформация образовательной среды СПО в условиях онлайн-образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2022. № 4 (68). С. 161-167. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=50271007.

10. Лихачева О. И., Гузакова О. Л. Развитие системы подготовки педагогических кадров в Вологодской области на основе непрерывности и преемственности межуровневых образовательных программ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14, № 4. С. 10-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50080593.

References

1. On conducting an experiment to develop, test and implement a new educational technology for designing educational programs for secondary vocational education within the framework of the federal project "Professionalism": Decree of the Government of the Russian Federation of March 16, 2022 No. 387. URL: http://publication .pravo.gov.ru/Document/View/0001202203180005. (In Russ.).

2. On some issues of improving the higher education system: Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2023 No. 343. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202305120005. (In Russ.).

3. Volodina LO, Likhacheva OI. Continuous pedagogical education at a classical university: towards the formulation of the problem. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2022;(2(93):22-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-pedagogicheskoe-obrazovanie-v-klassicheskom-universitete-k-postanovke-problemy/viewer. (in Russ.).

4. Chandra MYu. The head of the educational program as a key subject of quality management of its design and implementation at the university. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = News of the Volgograd State Pedagogical University. 2021;(9):13-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rukovoditel-obrazovatelnoy-programmy-kak-klyuchevoy-subekt-upravleniya-kachestvom-ee-proektirovaniya-i-realizatsii-v-vuze/viewer. (In Russ.).

5. Kazakova IS, Minyar-Belorucheva EYu, Emelyanenko MS, Gerasimenko SV, Vorobyova NA, Nikitina EK. New models for designing educational results in accordance with the "Core of Secondary professional pedagogical education". Vestnik MGPU. Seriya Sovremennyy kolledzh = Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series Modern college. 2022;(4):60-75. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=50011720&ysclid=lltdfc1t38283393567. (In Russ.).

6. Serova AV. Management of educational programs VS management of educational trajectories. In: Sistemnoe modelirovanie sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov: tr. 42-y Mezhdunar. nauch. shkoly-seminara = System modeling of socio-economic processes: tr. 42nd Int. scientific school-seminar. Rostov-on-Don: Voronezh State University. Voronezh; 2019. Pp. 596-601. (In Russ.).

7. Makarova EA, Lagerev DG. Application of an automated system for intellectual analysis of text data to manage the process of forming individual educational trajectories. In: Informatsionnye sistemy i tekhnologii IST-2020: sb. materialov XXVI Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. = Information systems and technologies IST-2020: collection. materials of the XXVI International. scientific-technical conf. N. Novgorod: Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev; 2020. Pp. 362-367. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43912376. (In Russ.).

8. Paputkova GA, Saberov RA, Filchenkova IF. Concept of designing basic professional educational programs for future teachers. Vestnik Mininskogo universiteta = Bulletin of Minin University. 2021;9(4(37). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47160344. (In Russ.).

9. Antipova EP, Gabysheva LK, Fomenko SL, Usoltsev AP. Transformation of the educational environment of secondary vocational education in the conditions of online education. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya Sotsial'nye nauki = Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series Social Sciences. 2022;(4(68):161-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50271007. (In Russ.).

10. Likhacheva OI, Guzakova OL. Development of a system for training teaching staff in the Vologda region on the basis of continuity and succession of inter-level educational programs.

Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspect = Modern Higher School: Innovative Aspect. 2022;14(4):10-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50080593. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

О. И. Лихачева — начальник управления образовательной деятельности.

О. Л. Гузакова — начальник отдела лицензирования, аккредитации и организации образовательной деятельности, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

O. I. Likhacheva — Head of the Department of Educational Activity.

O. L. Guzakova — Head of the Department of Licensing, Accreditation and Organization of Educational Activities, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 11.12.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 20.12.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.