УДК 331
УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Муратова преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами, Вера Южный федеральный университет
Геннадьевна (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42).
E-mail: vgmuratova@sfedu.ru
Аннотация
В статье рассмотрены результаты исследования автора в сфере управления развитием нематериальных ресурсов. Проанализирована роль нематериальных ресурсов на микроуровне. Представлена модель управления потенциалом развития нематериальных ресурсов на региональном уровне. Рассматриваются факторы, определяющие потенциал нематериальных ресурсов в региональном развитии. Оценены перспективы реализации национальных проектов. Данная статья охватывает проблемы определения роли и места нематериальных ресурсов в региональном развитии.
Ключевые слова: нематериальные ресурсы, структура, потенциал развития нематериальных ресурсов, человеческий капитал, инновационное развитие.
Современный кризис в экономике России еще раз показал критическую зависимость национальной экономики от мобильных глобальных ресурсов (финансовых, информационных, технологических), выявив, в частности, тот факт, что динамика ВВП России по-прежнему в значительной мере определяется именно внешними факторами конъюнктуры (сырьевой рентой), а не внутренними базовыми факторами развития, актуализировал проблему поиска внутренних территориальных ресурсов и источников инновационного развития ключевых региональных кластеров в соответствии с приоритетами национального развития. На сегодняшний день инструментарий макроэкономической политики не ограничивается лишь обеспечением финансовой стабилизации, необходимость создания условий для нового устойчивого роста посредством формирования национальной инновационной системы, развитого человеческого капитала, интеллектуального капитала и иных нематериальных ресурсов стала основополагающим принципом поддержания экономической мощи страны.
Под нематериальными ресурсами мы понимаем часть потенциала субъекта экономики, приносящего экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющего нематериальную основу получения доходов [5, ст. 181].
Само понятие «нематериальные ресурсы» в экономической литературе является многоаспектным. Так, смежное с ним понятие «нематериальные активы» трактуется как исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
При этом согласно положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) к нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты [12]:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
В свою очередь, совокупность возможностей использовать права на интеллектуальную собственность в хозяйственном процессе с целью реализации корпоративных интересов на основе удовлетворения общественных потребностей представляет собой потенциал нематериальных активов.
В отличие от нематериальных активов понятие нематериальных ресурсов является более широким и содержит такие важные для обеспечения конкурентоспособности субъекта экономики составляющие, как человеческий капитал, корпоративная культура, внешние деловые контакты и пр.
В процессе изучения различных аспектов нематериальных ресурсов становится очевидным, что это - многомерный экономический феномен.
Нематериальные активы на микроуровне являются существенным компонентом имущественной составляющей предприятия, так как они характеризуют хозяйственно-финансовую деятельность предприятия, определяют перспективу дальнейшей деятельности предприятия, формируют инвестиционный климат, создают высокую добавленную стоимость, повышающую капитализацию активов, и в конечном итоге обеспечивают конкурентные преимущества фирмы на внешнем рынке.
Конкурентные преимущества ведущих стран и регионов также в значительной мере базируются на накопленном запасе и высоком качестве их нематериальных ресурсов.
Так, в странах с высокими доходами на душу населения доля нематериальных активов в структуре национального богатства составляет более 80%, в то время как в странах с доходами ниже среднего самая высокая доля произведенного капитала среди других групп стран по доходам - более 20%, а в странах с низким уровнем дохода - самая высокая доля природного капитала среди других групп стран по доходам - более 30% [10].
Россия с показателем 10,5 трлн. долл. занимает 15-е место в мире по величине национального богатства. При этом доля нематериальных активов в национальном богатстве России составляет только 33% (большую часть - человеческий капитал), тогда как по странам мира в целом -76,5%. Причина этого кроется не только в особенностях структуры российского национального капитала: высокой стоимости недр, природного капитала, нефти и природного газа; но и в том, что достаточно низкая величина нематериального капитала приходится на душу населения. Для сравнения в США этот показатель составляет 24,3 тыс. долл. на душу населения [10].
Дальнейшие исследования показали, что ВВП страны можно ежегодно увеличивать на треть благодаря введению в оборот нематериальных активов - брендов, интеллектуальной собственности, патентов, изобретений, информационных технологий и др. Лидерами по созданию этих активов в мире являются: Япония, где доля нематериальных активов в обороте ВВП составляет 37 %, США -28 %, Китай - 9 %. Экономический рост определяют нематериальные активы, развитие брендов, дизайна, промышленных образцов, деловой репутации, программных продуктов, квалификация кадров. Это подтверждают следующие данные: в США за полвека доля финансирования инвестиций в ВВП сократилась на 30 %, а нематериальных активов - выросла в 3,5 раза. В 10 крупнейших компаниях затраты на НИОКР по отношению к капиталовложениям выросли с 56,8 до 79,1 %, в том числе в Microsoft - с 429 до 762 %, Pfizer - с 211 до 295 %, Johnson and Johnson - с 184 до 239 %. По прогнозу это увеличит ВВП США на $ 1 трлн. В России же доля нематериальных активов в ВВП чрезвычайно низка - 0,3 % [8].
По мере развития экономики нематериальные ресурсы становятся одним из основных активов действующих предприятий. Нематериальные активы во многом определяют потенциал компании, а следовательно, и стратегию ее дальнейшего развития.
Так, по оценкам специалистов, в структуре корпораций США в начале 80-х годов ХХ века более 60% имущества было представлено материальными активами. Соответственно, на долю нематериальных активов приходилось не более 40%. К концу ХХ века за счет увеличения удельного веса нематериальных активов соотношение составило 30:70% [1].
По данным консалтинговой компании Interbrand соотношение материальных и нематериальных активов составляет [3]:
- в компании British Petroleum равно 30 : 70;
- в компании IBM- 17 : 83;
- в компании Coca-Cola- 4 : 96.
На сегодняшний день интеллектуальный капитал в большинстве стран составляет примерно 40-50% от балансовой стоимости активов [2].
Таблица 1
Соотношение интеллектуального капитала и балансовой стоимости активов предприятий
Страна Количество Медиана отношения Процент предприятий,
предприятий в выборке интеллектуальный капитал / балансовая стоимость активов у которых интеллектуальный капитал превышает балансовую стоимость активов
Германия 123 1,046 94
Италия 162 0,528 91
США 2959 0,472 91
Великобритания 1175 0,465 86
Япония 1768 0,407 95
Швейцария 120 0,379 87
Канада 308 0,158 60
Источник: [2].
По данным за 1998 г., стоимость интеллектуального капитала в американских высокотехнологичных компаниях составляла 69% общей стоимости капитала, а на начало 2001 г. она превышала 80% [2].
Таким образом, нематериальные активы выступают детерминантами конкурентоспособности компаний. Такая же тенденция сохраняется и на макроуровне, если раньше экономическое благополучие региона и государства в целом зависело, главным образом, от его материальных ресурсов, то теперь на первый план выходят открытость новым веяниям и умение создавать оригинальные концепты и идеи.
Сегодня богатство страны определяется не только материальными, но и нематериальными ресурсами. В свою очередь, последние представляют собой совокупность ресурсов, обеспечивающих конкурентный потенциал региона.
Экологические ресурсы. Экологические ресурсы выполняют все более значимую роль для роста качества жизни и обеспечения устойчивого развития регионов и городов, что служит существенным критерием для определения конкурентной силы территории. Характеристиками экологического потенциала выступают качество воды и воздуха, состояние окружающей природы, красота ландшафтов.
Организационные ресурсы. Организационные ресурсы представляют собой способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества. Основными характеристиками организационного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления, наличие документов стратегического провидения, разработанной и реализуемой стратегии развития региона, применение методов частно-общественного партнерства, регионального маркетинга и активного позиционирования, обеспечение участия граждан в принятии политических решений и управлении, информатизация и внедрение принципов электронного управления.
Ресурсы, обеспечивающие качество жизни населения. Ресурсы, обеспечивающие качество жизни, охватывают уровень социальной защиты и степень безопасности проживания населения в регионе, возможности получения услуг ЖКХ, качество жилья и уровень развития градостроительства, наличие архитектурного ансамбля и качество культурной среды, формирование здорового образа жизни и перспективы жизни в регионе для молодежи.
Трудовые ресурсы, включая носителей трудовой функции и трудового потенциала [6, с. 8]. Так, к критериям, определяющим развитость региона, относят качество рабочей силы и предпринимательского ресурса, трудовую мотивацию, качество продукции, рыночную ориентацию. Интегральной характеристикой конкурентоспособности региона считают степень его инновационности как способности к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.
Таким образом, нематериальные ресурсы являются важной составляющей национального богатства страны. Достижения научно-технического прогресса, повышение образовательного и квалификационного уровня работников, инновационно-инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования представляют собой основополагающие факторы роста национального богатства. Необходимо
увеличение расходов на образование, повышение квалификации, здравоохранение, улучшение жилищных и других условий жизни населения как необходимых инвестиций в развитие человека. В настоящее время, такой подход реализуется в соответствующих национальных проектах [4].
Так, за последние несколько лет в Ростовской области были реализованы следующие крупномасштабные проекты: мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье», областная долгосрочная целевая программа «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010 - 2014 годы», областная долгосрочная целевая программа «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011 - 2013 годы».
Реализация этих программ позволила стабилизировать демографические тенденции, улучшить ряд демографических показателей: ежегодно увеличивается рождаемость, снижаются показатели смертности, возрастает ожидаемая продолжительность жизни [13].
В научно-инновационной сфере с 2014 года действует подпрограмма «Инновационное развитие Ростовской области» в рамках государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №599. Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий (финансовой, организационной, информационной поддержки), направленных на формирование условий для обеспечения системного перехода региона на инновационный путь развития [14].
За последние годы отмечена положительная динамика, характеризующая инновационное развитие Ростовской области. Так предприятия высокотехнологичных отраслей экономики составляют 5,5 процента от общего числа предприятий материальной сферы экономики Ростовской области. По данному индикатору регион входит в первую десятку среди субъектов Российской Федерации, занимая 7-е место, а среди субъектов ЮФО остается безусловным лидером [15].
Область активно участвует в реализации стратегических направлений государственной политики в сфере образования, в том числе в реализации приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и др. мероприятиях, направленных на модернизацию системы образования.
В 2013 году Ростовская область стала победителем конкурсного отбора по проекту «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации», который реализуется в 2014-2015 годах.
Наряду с Правительством Ростовской области в реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2014 - 2015 годы по направлению «совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования», в том числе в ее софинансировании, принимают участие предприятия - социальные партнеры профессиональных образовательных организаций: ОАО «Роствертол», ОАО «КЗ «Ростсельмаш», ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» [15].
На сегодняшний день научно-образовательная система Ростовской области обеспечивает потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах по всем направлениям, обусловливает высокий потенциал инновационного развития, дает широкие возможности для самореализации активной, творческой молодежи, а также является важным фактором миграционной привлекательности региона.
Стратегической целью развития научно-инновационной сферы Ростовской области на период до 2020 года является обеспечение конкурентоспособности экономики региона на глобальных рынках, как в производственно-технологической, так и научно-образовательной сферах [1 1].
Благодаря новым технологиям и конкурентоспособной научной среде, мощному научно-техническому, промышленному и кадровому потенциалу, наличию высокотехнологичных производств и развитой инфраструктуры, созданной на базе региональных высших учебных заведений, Ростовская область имеет возможность выйти на передовые позиции, обеспечив технологическое лидерство по направлениям науки и техники, соответствующим потребностям развивающейся экономики России [9].
Помимо наличия программно-стратегических документов и успешной реализации приоритетных национальных проектов Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для развития нематериального капитала региона:
выгодное географическое положение, обеспечивающее области название "ворот" России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;
развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;
динамично формирующаяся инфраструктура рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.);
наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области [16];
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков; снижение избыточных административных и иных ограничений;
повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста.
Российский и мировой опыт показывает, что в условиях обострения конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиций, человеческих и иных ресурсов необходимо применять новые инструменты поддержания и повышения конкурентоспособности территории.
Ростовская область является инновационно-ориентированным, перспективным регионом с высоким научно-образовательным, кадровым и техническим потенциалом, что определяет условия для формирования нематериальной составляющей регионального развития.
На основе анализа социально-экономического развития Ростовской области определен ряд направлений, на базе которых должен формироваться устойчивый рост нематериальных ресурсов региона.
Таблица 2
Комплекс мер, направленный на развитие нематериального потенциала Ростовской области
Сферы формирования нематериальных ресурсов региона Проблема Решение
Образование недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ образовательных учреждений потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования обеспечение подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов; реструктуризация сектора высшего образования с ориентацией на развитие сектора исследований и разработок в региональных вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, международная интеграция донских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ
Здравоохранение низкий уровень доступности высокотехнологичных медицинских услуг создание на базе ЮФУ Центра ядерной медицины (прогнозируемый объем инвестиций более 1,5 млрд руб.)
Инновационное развитие финансовые и иные (санкции) барьеры для приобретения дорогостоящего производственного оборудования, материалов и технологий; низкая эффективность процесса коммерциализации технологий содействие созданию и развитию территориальных кластеров Ростовской области; внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов и лицензий, программного обеспечения, а также машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями
Наука низкая интенсивность научно-исследовательской деятельности формирование системы мониторинга научного, научно-технического, образовательного и инновационного потенциала предприятий и организаций Ростовской области; проведение НИОКР, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции
Социальная сфера недостаточная развитость транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры; отсутствует необходимая координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства
Мероприятия, направленные на формирование благоприятных условий для развития нематериальной составляющей экономики Дона, включают: в сфере образования:
мониторинг и прогнозирование потребностей реального сектора экономики в человеческих ресурсах и содействие в подготовке и переподготовке кадров на базе образовательных организаций Ростовской области;
развитие ведущих вузов области, включая создание инновационной инфраструктуры, поддержку инжиниринговых центров;
формирование эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций области;
обеспечение образовательного комплекса области высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала; организация профориентационной деятельности;
внедрение современных технологий обучения, интегрированных программ обучения; развитие структур довузовского образования в учреждениях среднего общего и профессионального образования, в том числе формирование базовых школ, дистанционных программ довузовской подготовки;
формирование условий для перехода от обучения на базе предметных кафедр к комплексному практикоориентированному образованию на базе сильных научно-исследовательских направлений;
удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;
повышение экономической эффективности образования. в сфере здравоохранения:
создание и развитие электронных сервисов в здравоохранении;
создание и внедрение комплексных информационных систем в области здравоохранения;
возрождение системы профилактики заболеваний;
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
повышению доступности высокотехнологичных медицинских услуг. в сфере инновационного развития:
модернизация нормативной правовой базы Ростовской области в сфере инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики;
снижение административных барьеров на реализации инвестиционных и инновационных проектов;
формирование кластеров в приоритетных отраслях региональной экономики; интенсивное развитие субъектов инновационного бизнеса; развитие инновационного сектора экономики региона. в сфере инфраструктуры:
развитие социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, а также объектов инвестиционной и инновационной системы (индустриальные и технопарки, инвестиционные площадки, инновационные, инжиниринговые и иные центры);
приведение технического уровня федеральных дорог в соответствие с параметрами и тенденциями роста автомобильного парка и объемов интенсивности движения;
формирование и развитие на территории Ростовской области сети многополосных автомагистралей и скоростных дорог для обеспечения связи между крупнейшими региональными центрами России в составе российских и международных транспортных коридоров и их интеграция в Европейскую и Азиатскую системы международных автомобильных дорог;
развитие скоростного пассажирского сообщения на направлении «Центр - Юг»: Москва - Ростов-на-Дону - Адлер;
согласованное развитие объектов транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов;
перенос аэропорта города Ростова-на-Дону в новое место (Аксайский район), не сопряжённое с жилыми застройками города и имеющее оптимальное расположение в плане доступности, безопасности, охраны окружающей среды и удобства для населения Ростовской области;
развитие инфраструктуры аэропорта «Таганрог Южный», включая строительство аэровокзального комплекса, повышение его категории и придание ему статуса международного аэропорта регионального значения;
доступ населения области к услугам учреждений культуры, информации и культурным ценностям, включая российское и мировое культурное наследие, современной национальной и мировой культуре, глобальным информационным ресурсам;
обеспечить сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных художественных промыслов;
обеспечить совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры области;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов и предпринимателей, в том числе путем расширения полномочий попечительских советов, налаживание политики постоянного взаимодействия между культурой и бизнесом;
предоставление бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья;
предоставление бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита;
исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных областным законодательством;
обеспечение зон жилищной застройки объектами социальной инфраструктуры; обеспечение населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки; строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения; ликвидация аварийного жилищного фонда;
строительство социального жилья за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования; транспортное обеспечение устойчивого социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики Ростовской области;
комплексное удовлетворение потребностей населения и экономики региона в качественных транспортных услугах на основе опережающего и инновационного развития транспортного комплекса области в соответствии со стратегическими приоритетами развития транспорта Российской Федерации и Южного федерального округа.
Такой комплексный подход к развитию нематериальной составляющей регионального развития призван решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области -обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Донского края.
Литература
1. Андреев С.В. Управление эффективностью использования нематериальных активов промышленными предприятиями России. М., 2004.
2. Аркин П.А., Соловейчик К.А. Менеджмент интеллектуальных ресурсов предприятий при формировании региональных кластеров // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32).
3. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001.
4. Курганский С.А. Структура человеческого капитала и его оценка на макроуровне // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 6.
5. Михалкина Е.В. Теория и практика управления человеческими ресурсами: опыт российских и украинских компаний: монография. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2014.
6. Михалкина Е.В. Управление человеческими ресурсами: методы исследования. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2014.
7. Михалкина Е.В. Экономика общественного сектора. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука-спектр, 2014.
8. Пелих С.А., Морозова Н.Н., Крючок С.И. Интеллектуальный потенциал в экономике Белоруссии: анализ, проблемы, перспективы // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. 2012. № 4 (51).
9. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика». Режим доступа: / http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=123341
10. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. Аудиторско-консалтинговая компания ФБК Институт стратегического анализа. Режим доступа: /http://www.fbk.ru/upload/iblock/d34/01www_metodology.pdf
11. Стратегия социально-экономического развития ростовской области на период до 2020 года. Режим доступа: http://www.donland.ru/default.aspx?pageid=85416#g2
12. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12121298/
13. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=75951
14. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=80488
15. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=128184
16. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76307
Muratova Vera Gennadyevna, Lecturer of the Department «Human Resource Management»; Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: vgmuratova@sfedu.ru MANAGEMENT OF POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF NON-MATERIAL RESOURCES
Abstract
The paper presents the results of the author's research in the field of management of development of non-material resources. The author analyzes the role of non-material resources at the micro level. The paper presents a model of management potential of development of non-material resources at the regional level. The paper deals with factors that determine development of nonmaterial resources at the regional level. The realization prospects of national projects are estimated. The paper covers the problems of definition of role and location of non-material resources at the regional development.
Keywords: non-material resources, structure, potential of development of non-material resources, human capital, innovative development.