Научная статья на тему 'Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием'

Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1323
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / POLITICAL COMMUNICATION / MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS / AUTHORITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Наталия Алексеевна

В статье автор рассматривает особенности использования коммуникативных технологий и методов манипулирования общественным сознанием в системе взаимоотношений «власть общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers the particularities of using communicative technologies and methods of manipulation of public consciousness in the system of interrelations of authority and society.

Текст научной работы на тему «Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием»

Наталия КУЗНЕЦОВА

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ

В статье автор рассматривает особенности использования коммуникативных технологий и методов манипулирования общественным сознанием в системе взаимоотношений «впасть - общество».

The author of the article considers the particularities of using communicative technologies and methods of manipulation of public consciousness in the system of interrelations of authority and society.

Ключевые слова:

политическая коммуникация, современные коммуникативные технологии, манипуляция сознанием, власть, общество; political communication, modern communication technologies, manipulation of consciousness, authority, society.

КУЗНЕЦОВА

Наталия

Алексеевна —

к. полит.н.,

доцент кафедры

международных

отношений и

политологии

Нижегородского

государственного

лингвистического

университета

им. Н.А. Добролюбова

[email protected]

Массовые коммуникации как разновидность межгруппового общения корректируют отношения внутри общности, а также поддерживают динамическое единство и целостность определенной социальной системы. По отношению к социальной психике они выполняют функции регулятора динамических процессов, интегратора массовых настроений и канала циркуляции психоформирующей информации.

Массовая коммуникация, охватывая все многообразие социальных связей — межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики. Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественнополитическую жизнь1.

Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации. Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки и передачи политической информации, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Она несет в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. В общем случае имеют место всесторонние коммуникативные связи и отношения, которые неразрывно связаны с политической и общей культурой общества. Систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино, аудиозаписи, Интернет и другие каналы передачи информации позволяют создавать информационное поле субъекта деятельности. Это делает органы массовой коммуникации мощным средством воздействия и на социальные группы, и на отдельные личности.

Политическая коммуникация — это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Политические коммуникации выступают как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике

1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. с. 314.

М. : Юристъ, 1999,

субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. В значительной своей части политические коммуникации составляют сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее они обнаруживаются во всякой обстановке социального общения

— от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах законодательного органа.

Опыт истории недвусмысленно свидетельствует о том, что политические структуры и группы влияния, имеющие возможность воздействовать на общественное сознание, фактически формируют мировоззрение широких кругов населения, определяют направление и конечные цели общественного развития. Известный английский исследователь Дж.В. Бертон отмечает, что коммуникация — это условие сотрудничества и разрешения конфликта1. Однако это необходимое, но не достаточное условие. Многое зависит от эффективности коммуникации. Под эффективной коммуникацией Бертон понимает целенаправленную передачу информации, а также получение и интерпретацию ее именно и точно в том виде, в котором она передавалась. Важно и то, чтобы при последующем использовании информации ее первоначальный смысл не искажался, а влиял на формирование и изменение ценностей, интересов и целей. Отсюда понятна необходимость контролировать коммуникацию как попытка повысить ее качество, в отличие от традиционной, где не используются нормативные термины или ссылки на нормативные ценности.

Посредством коммуникации передаются три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Конечной целью политической информации является не информирование и передача нейтральных сведений, а формирование заданного отношения аудитории к той или иной идее, личности, событию,

1 Дж.В. Бертон // http://hist.asu.ru/faculty/ са!е(1ге/ЦЬгагу/ЦЬ_21.11ос

факту2. Любое политическое сообщение содержит оценочную характеристику — хорошо или плохо, правильно или неправильно.

Выделение двух ключевых характеристик сообщения — формы и содержания

— в известной степени условно и служит целям научного анализа. Очевидно, что в условиях информационной перегрузки важность выбора правильной формы сообщения возрастает. Форма первична, содержание вторично (не важно — что, важно — как). Сегодня это самое простое правило управления информацией.

Существует несколько основных способов, с помощью которых отправитель сообщения стремится не только передать информацию, но и заставить реципиента видоизменить структуры своего сознания в соответствии с сообщением.

1. Логические убеждения (как, например, в науке, где процесс коммуникации всегда опирается на доказательный характер разумных доводов) .

2. Эмоциональные убеждения, воздействующие на систему ценностной ориентации личности. Большинство сообщений в политической печати и другие средства массовой пропаганды воздействуют на эмоциональные стороны человеческой натуры, для того чтобы заставить людей действовать в соответствии с определенной системой политических ценностей.

3. Используя включенность человека в глобальное информационное общество, источники власти совместно с медиа управляют вниманием граждан, манипулируют повесткой дня, отвлекают человека от одних проблем и переключают на другие, представляют одни вопросы менее значительными и достойными обсуждения, чем другие.

4. Идея всеобщей и взаимной сопричастности выступает эффективным инструментом манипуляции. С ее помощью легче приучить аудиторию к мысли о том, что события, происходящие в другом полушарии, касаются ее не меньше или даже больше, чем те, что совершаются в собственной стране.

5. Аналогичным образом используются ярлыки, языковые клише, а также мифы, архетипические образы, сюжеты из «героического прошлого» нации и все

2 Гуменский А. Управление международной информацией // Международные процессы, 2010, т. 8, № 1(22), январь-апрель.

те элементы когнитивной сферы, которые обращаются к страстям и страхам - иррациональным, подсознательным сторонам человеческой психики.

Политические коммуникации подразумевают не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Коммуникация эффективна тогда, когда есть гибкость и контроль над процессами восприятия и обсуждения ответов, когда существует обратная связь между всеми сторонами коммуникации, когда каждая из них является субъектом коммуникации, а не выступает лишь в роли объекта1.

В связи с этим в последнее время стали уделять большое внимание механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации. Сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества формируется на более широкой ценностной основе. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Однако политическая информация, поступающая к потребителю, может быть им остановлена, подвергнута «личной цензуре» и воспринята лишь частично. Вместе с тем при определенных условиях она воспринимается без должной критической переработки. Доверие основывается на экспертных способностях, т.е. спо-

1 Сеидов В.Г. Средства масссовой коммуникации в системе международных отношений // http://evartist.narod.rU/text10/80.htm#%E7_05

собности точно формулировать проблему; впечатлении о правдивости передаваемой информации; доверии к информатору. Эффективность воздействия поданной информации выше, если коммуникатор вначале выражает те же взгляды, что и аудитория. То, как она воспринимает говорящего, может повлиять на ее отношение к сообщению2.

Необходимо отметить, что сегодня политические коммуникации ограничивают свободу человека. В их основе лежат информационные технологии, методы пропаганды, манипулирования сознанием, разработки в области психологии восприятия. Все это - инструментальные знания, приемы и методы, составляющие сердцевину процесса управления человеком в современном обществе. При внешней свободе человек внутренне порабощен. Причем все искусство современных политических коммуникативных технологий состоит в том, что сам человек не чувствует этого порабощения, не понимает игры, которую ведет с ним система. «Человек, - отмечал Э. Фромм,

- живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет. Тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном». Но это - социальный тупик как для общества, так и для личности. Общество станет подлинно демократическим, если произойдет замена манипулирования людьми активным и разумным сотрудничеством3. Именно принцип сотрудничества должен стать стержнем общественно-политической идеологии и методом эффективного взаимодействия власти и общества.

2 Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. В 3 ч. / пер. с фр. - М., 1992, с. 79.

3 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990, с. 227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.