Наталия КУЗНЕЦОВА
УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
В статье автор рассматривает особенности использования коммуникативных технологий и методов манипулирования общественным сознанием в системе взаимоотношений «впасть - общество».
The author of the article considers the particularities of using communicative technologies and methods of manipulation of public consciousness in the system of interrelations of authority and society.
Ключевые слова:
политическая коммуникация, современные коммуникативные технологии, манипуляция сознанием, власть, общество; political communication, modern communication technologies, manipulation of consciousness, authority, society.
КУЗНЕЦОВА
Наталия
Алексеевна —
к. полит.н.,
доцент кафедры
международных
отношений и
политологии
Нижегородского
государственного
лингвистического
университета
им. Н.А. Добролюбова
Массовые коммуникации как разновидность межгруппового общения корректируют отношения внутри общности, а также поддерживают динамическое единство и целостность определенной социальной системы. По отношению к социальной психике они выполняют функции регулятора динамических процессов, интегратора массовых настроений и канала циркуляции психоформирующей информации.
Массовая коммуникация, охватывая все многообразие социальных связей — межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики. Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественнополитическую жизнь1.
Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации. Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки и передачи политической информации, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Она несет в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. В общем случае имеют место всесторонние коммуникативные связи и отношения, которые неразрывно связаны с политической и общей культурой общества. Систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино, аудиозаписи, Интернет и другие каналы передачи информации позволяют создавать информационное поле субъекта деятельности. Это делает органы массовой коммуникации мощным средством воздействия и на социальные группы, и на отдельные личности.
Политическая коммуникация — это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Политические коммуникации выступают как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике
1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. с. 314.
М. : Юристъ, 1999,
субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. В значительной своей части политические коммуникации составляют сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее они обнаруживаются во всякой обстановке социального общения
— от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах законодательного органа.
Опыт истории недвусмысленно свидетельствует о том, что политические структуры и группы влияния, имеющие возможность воздействовать на общественное сознание, фактически формируют мировоззрение широких кругов населения, определяют направление и конечные цели общественного развития. Известный английский исследователь Дж.В. Бертон отмечает, что коммуникация — это условие сотрудничества и разрешения конфликта1. Однако это необходимое, но не достаточное условие. Многое зависит от эффективности коммуникации. Под эффективной коммуникацией Бертон понимает целенаправленную передачу информации, а также получение и интерпретацию ее именно и точно в том виде, в котором она передавалась. Важно и то, чтобы при последующем использовании информации ее первоначальный смысл не искажался, а влиял на формирование и изменение ценностей, интересов и целей. Отсюда понятна необходимость контролировать коммуникацию как попытка повысить ее качество, в отличие от традиционной, где не используются нормативные термины или ссылки на нормативные ценности.
Посредством коммуникации передаются три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Конечной целью политической информации является не информирование и передача нейтральных сведений, а формирование заданного отношения аудитории к той или иной идее, личности, событию,
1 Дж.В. Бертон // http://hist.asu.ru/faculty/ са!е(1ге/ЦЬгагу/ЦЬ_21.11ос
факту2. Любое политическое сообщение содержит оценочную характеристику — хорошо или плохо, правильно или неправильно.
Выделение двух ключевых характеристик сообщения — формы и содержания
— в известной степени условно и служит целям научного анализа. Очевидно, что в условиях информационной перегрузки важность выбора правильной формы сообщения возрастает. Форма первична, содержание вторично (не важно — что, важно — как). Сегодня это самое простое правило управления информацией.
Существует несколько основных способов, с помощью которых отправитель сообщения стремится не только передать информацию, но и заставить реципиента видоизменить структуры своего сознания в соответствии с сообщением.
1. Логические убеждения (как, например, в науке, где процесс коммуникации всегда опирается на доказательный характер разумных доводов) .
2. Эмоциональные убеждения, воздействующие на систему ценностной ориентации личности. Большинство сообщений в политической печати и другие средства массовой пропаганды воздействуют на эмоциональные стороны человеческой натуры, для того чтобы заставить людей действовать в соответствии с определенной системой политических ценностей.
3. Используя включенность человека в глобальное информационное общество, источники власти совместно с медиа управляют вниманием граждан, манипулируют повесткой дня, отвлекают человека от одних проблем и переключают на другие, представляют одни вопросы менее значительными и достойными обсуждения, чем другие.
4. Идея всеобщей и взаимной сопричастности выступает эффективным инструментом манипуляции. С ее помощью легче приучить аудиторию к мысли о том, что события, происходящие в другом полушарии, касаются ее не меньше или даже больше, чем те, что совершаются в собственной стране.
5. Аналогичным образом используются ярлыки, языковые клише, а также мифы, архетипические образы, сюжеты из «героического прошлого» нации и все
2 Гуменский А. Управление международной информацией // Международные процессы, 2010, т. 8, № 1(22), январь-апрель.
те элементы когнитивной сферы, которые обращаются к страстям и страхам - иррациональным, подсознательным сторонам человеческой психики.
Политические коммуникации подразумевают не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Коммуникация эффективна тогда, когда есть гибкость и контроль над процессами восприятия и обсуждения ответов, когда существует обратная связь между всеми сторонами коммуникации, когда каждая из них является субъектом коммуникации, а не выступает лишь в роли объекта1.
В связи с этим в последнее время стали уделять большое внимание механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации. Сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества формируется на более широкой ценностной основе. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Однако политическая информация, поступающая к потребителю, может быть им остановлена, подвергнута «личной цензуре» и воспринята лишь частично. Вместе с тем при определенных условиях она воспринимается без должной критической переработки. Доверие основывается на экспертных способностях, т.е. спо-
1 Сеидов В.Г. Средства масссовой коммуникации в системе международных отношений // http://evartist.narod.rU/text10/80.htm#%E7_05
собности точно формулировать проблему; впечатлении о правдивости передаваемой информации; доверии к информатору. Эффективность воздействия поданной информации выше, если коммуникатор вначале выражает те же взгляды, что и аудитория. То, как она воспринимает говорящего, может повлиять на ее отношение к сообщению2.
Необходимо отметить, что сегодня политические коммуникации ограничивают свободу человека. В их основе лежат информационные технологии, методы пропаганды, манипулирования сознанием, разработки в области психологии восприятия. Все это - инструментальные знания, приемы и методы, составляющие сердцевину процесса управления человеком в современном обществе. При внешней свободе человек внутренне порабощен. Причем все искусство современных политических коммуникативных технологий состоит в том, что сам человек не чувствует этого порабощения, не понимает игры, которую ведет с ним система. «Человек, - отмечал Э. Фромм,
- живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет. Тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном». Но это - социальный тупик как для общества, так и для личности. Общество станет подлинно демократическим, если произойдет замена манипулирования людьми активным и разумным сотрудничеством3. Именно принцип сотрудничества должен стать стержнем общественно-политической идеологии и методом эффективного взаимодействия власти и общества.
2 Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. В 3 ч. / пер. с фр. - М., 1992, с. 79.
3 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990, с. 227.