Научная статья на тему 'Информационное воздействие: механизмы и защита'

Информационное воздействие: механизмы и защита Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11993
930
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЖУРНАЛИСТ / ЗАЩИТА / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ДАННЫХ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / МИССИЯ / ЭТИКА / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАЩИТА / КОНТРСУГГЕСТИЯ / INFORMATION / INFORMATION INFLUENCE / JOURNALIST PROTECTION / THE NEGATIVE IMPACT OF INFORMATION / ACCURACY OF THE INFORMATION / MISINFORMATION / MISSION / ETHICS / INFLUENCE ON THE MASS CONSCIOUSNESS / PROFESSIONALISM / THE FOURTH POWER / INFORMATION PROTECTION / KONTRSUGGESTIYA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владимирова Мария Борисовна

Изучение феномена информационного воздействия в наши дни приобретает особую актуальность информация все чаще используется как оружие в информационных войнах. Изучив и проанализировав понятия ‘информация’, ‘массовая коммуникация’, ‘информационное общество’, ‘информационная эпоха’, ‘аудитория как товар’, мы пришли к выводу: с помощью информации осуществляется огромное количество манипуляций. Все сложнее становится отличить объективную информацию от субъективной. Обобщив способы контрсуггестии, мы выделили среди них основные (базовые).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL INFLUENCE: MECHANISMS AND PROTECTION

The journalistic profession is directly related to the daily processing of large data arrays. How to navigate in this “ocean”, pulled out only the necessary information, the veracity of which do not have to doubt it? How to filter the data so as to protect his psyche from the negative impact of information and submit objective information audience? Daily journalist has to solve difficult problems, make moral and ethical choices. His professional role is now more important than ever It depends on him mental and physical health of readers, viewers and listeners. What is information? How it affects the person and what are the ways to protect yourself against the negative impact of information? Users of information and professional journalists need data. After studying and analyzing the concept of ‘information’, ‘mass communication’, ‘information society’, ‘information age’, ‘the audience as a commodity’, we make the conclusion that with the help of a huge amount of data manipulation is performed. It becomes harder to distinguish objective information from subjective. Generalizing waysof kontrsuggestiya, weidentified the main (basic) among them.

Текст научной работы на тему «Информационное воздействие: механизмы и защита»

4. Salin, Yu.S. (2002) Rossiya i russkie [= Russia and the Russians], Khabarovsk, 186 p.

5. Sorokin, P.A. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [=Man. Civilization. Society], pod red. A.Yu. Sogomonova, Moscow, 543 p.

6. Teodorovich, M.L. (2009) "Problemy bednosti v sredstvakh massovoy informatsii: sovremennyy aspect" [= Poverty in the media: a modern perspective], in: Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 7. Filosofiya [= Bulletin of Moscow State. Un-ty. Vol. 7. Philosophy.], Volume 1(9), pp. 131-138 (in Russ).

7. Khilgartner, S., Bosk, Ch.L. (2007) "Rost i upadok sotsial'nykh problem: kontseptsiya publichnykh aren" [= The rise and decline of social problems: the concept of public arenas], in: Sotsial'nye problemy: konstruktsionistskoe prochtenie: Khrestomatiya [= Social problems: constructionism read], Kazan, pp.145-184 (in Russ).

8. Tsymbalov, I.P. (2010) "Bednost' kak problema sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennogo rossiyskogo obshchestva" [= Poverty as a problem for socio-economic development of modern Russian society], in: Otechestvennyy zhurnal sotsial'noy raboty [= Russian Journal of social work], Volume 3, pp. 14-22 (in Russ).

9. Yasaveev, I.G. (2010) Sotsial'nye problemy i media (konstruktsionistskoe prochtenie) [= Social issues and media (constructivism reading)], LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. - 238 p.

10. McCombs, M., Eyal, Ch., Graber, D., Weaver, D. (1981) "Media Agenda-Setting in the Presidential Election", New York, 227 pp.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 64-70.

УДК 808.41

М. Б. Владимирова

информационное воздействие: механизмы и защита

Изучение феномена информационного воздействия в наши дни приобретает особую актуальность - информация все чаще используется как оружие в информационных войнах. Изучив и проанализировав понятия 'информация', 'массовая коммуникация', 'информационное общество', 'информационная эпоха', 'аудитория как товар', мы пришли к выводу: с помощью информации осуществляется огромное количество манипуляций. Все сложнее становится отличить объективную информацию от субъективной. Обобщив способы контрсуггестии, мы выделили среди них основные (базовые).

Ключевые слова: информация; информационное воздействие; журналист; защита; негативное воздействие информации; достоверность данных; дезинформация; миссия; этика; воздействие на массовое сознание; профессионализм; четвертая власть; информационная защита; контрсуггестия.

Житель мегаполиса (читатель, зритель, слушатель) ежедневно потребляет большое количество информации. Если он знаком с азами информационной грамотности и умеет дозировать данные - скорее всего, его психике ничто не угрожает. Если же он бездумно поглощает продукцию, производимую СМИ, без анализа и осмысления, то он становится идеальным объектом для всевозможных манипуляторов, преследующих определенные цели.

Если потребитель информации испытывает информационные нагрузки, то жизнь журна-

листа связана с информационными перегрузками - ежедневной обработкой огромных массивов данных. Как сориентироваться в этом «океане», извлекая оттуда только нужные сведения, в достоверности которых не придется сомневаться? Каким образом отфильтровывать данные так, чтобы защитить свою психику от негативного воздействия информации и подать объективные сведения аудитории?

Журналисту ежедневно приходится решать непростые задачи, делать нравственно-этический выбор. Его профессиональная роль сей-

час важна как никогда - именно от него зависит психическое и физическое здоровье читателей, зрителей, слушателей. Понимание того, что такое информация, как она воздействует на индивида и какие есть способы защиты от негативного информационного воздействия, необходимы как потребителям информации, так и профессиональным журналистам.

Исследованию феномена информационного воздействия, а также развитию массовой информации и массовых коммуникаций посвятили свои труды: Д. И. Дубровский [1], Н. Луман [2], Th. Roszak [3], K. Shannonand, W. Weaver [4], H. Lasswell [5], Г. Шиллер [6], Г. М. Маклюэн [7], Д. Смит [8], Я. Щепань-ский [9], Э. Шилз [10], Э. Фромм [11], Г. Блу-мер [12], Н. Полякова [13], Д. В. Ольшанский [14], Г. П. Бакулев [15], Г. Г. Почепцов [16], А. А. Грабельников [17].

В нашем исследовании мы рассмотрим понятия 'информация', 'массовая коммуникация', 'информационное общество', 'информационная эпоха', 'аудитория как товар', без которых невозможно понимание того, как осуществляется информационное воздействие на индивида и на массовую аудиторию.

Что же такое информация? Рассмотрим разные подходы к данному понятию. Один из подходов заключается в следующем: «Словом информация обозначается все то, что может быть закодировано для передачи по каналам связи от источника к получателю» [18]. В теории информации [19] используется определение, согласно которому под информацией понимается количество, измеряемое в «битах». Как видим, данная теория дает определение информации, не делая акцент на её содержательной части. Более того, смысл здесь не имеет значения.

Нам ближе семантический подход к понятию 'информация', базирующийся на следующих постулатах: в информации всегда заложен какой-то смысл; у неё есть предмет; это сведения о ком-то / о чем-то или руководство к действию. Информация может быть рассмотрена как в положительном, так и в отрицательном аспекте (она может нести в себе противоположные эмоциональные заряды). В Толковом словаре русского языка дается следующее определение информации: «Это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то» [20. С. 255].

В информационном обществе данные являются ценным «предметом» (товаром, источником влияния, который имеет денежную стоимость), которым различные общественные силы и особенно властные структуры стремятся обладать, а также использовать в своих целях.

Почти вся информация сегодня производится для массового общества и непосредственно для масс, все чаще стало употребляться понятие 'массовая информация', под которым понимают сведения, легкие для восприятия аудиторией. Такие «новости» не подразумевают активной умственной деятельности, обдумывания, анализа, критического осмысления.

Информация - форма, предполагающая наличие определенной структуры, сама она при этом структурой не является [21. С. 107]. События рассматриваются как элементы, фиксированные во времени (они наступают в определенный отрезок времени). Прошедшее событие как информация не исчезает, оно лишь меняет состояние системы. «Время само вынуждает различать смысл и информацию, хотя всякое воспроизводство смысла осуществляется посредством информации» [22].

Понятие информации рассматривали и советские философы, выделяя три формы её существования: внутриличностную, межличностную и внеличностную [23. С. 165]. Первый вид данных представляет для нас наибольший интерес. Внутриличностная информация может быть представлена психикой человека в виде открытой (осознаваемой) либо закрытой (неосознаваемой) им самим формы. В последнем случае данные могут находиться в пассивном состоянии (храниться в памяти индивида), оказывая влияние на его мировоззрение и принимаемые им решения.

Можно отметить ряд свойств, характерных для информации: 1) она есть результат отражения объекта определенной материальной системой; 2) может служить фактором управления; 3) информация не существует вне её материального кода; 4) любой носитель информации является её кодом; данные не могут существовать вне материального носителя; 5) одна и та же информация может существовать в разных кодах; 6) она обладает не только синтаксическими, но содержательными и ценностными характеристиками [24. С. 129].

Информация является понятием сложным (его можно рассматривать с разных научных позиций) и многогранным. От наличия и достоверности таковой зависит качество жизни

каждой конкретной личности в информационном (постиндустриальном) обществе.

Следующее понятие, без которого невозможно понимание того, как осуществляется информационное воздействие, это «массовая коммуникация» - процесс передачи или распределения информации для обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Масс-медиа означают совокупность институциональных средств передачи этого материала. Несмотря на некоторую смысловую разницу, эти понятия (массовая коммуникация и масс-медиа) часто употребляют как синонимы.

История массовой коммуникации богата и разнообразна. После книг, газет и журналов пришли радио, эфирное ТВ, кабельное ТВ и спутниковое вещание, а теперь и Интернет. И вот уже более полувека массовая коммуникация является предметом самостоятельных исследований. А в составе других дисциплин её изучают уже около ста лет. По мере изобретения и распространения новых способов передачи информации проблематика исследований расширялась [25. С. 7].

История российских исследований в области массовых коммуникаций распадается на два периода - советский и постсоветский. Для первого характерен уклон в сторону изучения масс-медиа как средств пропаганды и агитации, для второго - пересмотр традиционных понятий и дефиниций и поиск новых подходов к изучению «старых» медиа.

За последние несколько десятилетий возникли новые коммуникационные технологии. Одну из областей можно назвать трансактной медийной коммуникацией. Трансактная означает смену ролей - переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона по очереди выступает в роли отправителя, получателя или передатчика информации. Медийная означает, что технологии по-прежнему включают в себя медиа.

Гарольд Лассуэлл [26], политолог из Чикагского университета, считал, что основные функции массовой коммуникации - наблюдение за средой, корреляция разных частей общества и передача социокультурного наследия. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что? (передается) - Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) - Канал

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5. С каким эффектом? - Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы

предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи. Выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Их три: открытая - коммуникатор прямо объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в её подтверждение; отстраненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Наличие той или иной коммуникативной позиции зависит от целей и задач, которые преследуются в коммуникативном воздействии. Таким образом, индивид вместе с информацией, получает ещё и комментарий. В случае его отсутствия комментарий может считаться нейтральным. Получатель информации вольно или невольно ждет оценочную информацию, которая способствует формированию общественного мнения. Фактически любой комментарий, вне зависимости от его содержания, является скрытым воздействием на массовое сознание, то есть манипуляцией, поскольку он формирует у масс, к которым обращено сообщение, определенное отношение к тому или иному аспекту действительности.

Все коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, можно разделить на три основные группы. В первую группу входят коммуникативные ситуации, в которых происходит как непосредственное общение и обмен информацией между людьми, так и опосредованное, которое осуществляется с помощью телефона, почты, телеграфа, факсимильной связи, Интернета.

Ко второй группе можно отнести коммуникативные ситуации, в которых индивид подвергается информационно-психологическому воздействию со стороны одного коммуникатора или группы коммуникаторов. В таких публичных ситуациях (митинги, зрелищные мероприятия) происходит односторонняя коммуникация по принципу: «коммуникатор - общность людей».

В третью группу входят коммуникативные ситуации, в которых на человека осуществляется информационно-психологическое воздействие средствами массовой коммуникации. Это происходит в моменты просмотра зрителем телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами.

В рассмотренных трех группах воздействие на личность происходит по принципу от простого (первая группа) - к сложному (третья группа). Межличностная коммуникация является наиболее простой моделью, а воздействие на личность с помощью средств массовой информации представляется наиболее сложной формой, поскольку человек не ощущает явного влияния на собственную личность.

Количественные изменения в сфере информации, то есть увеличение информационного объема, привели к возникновению качественно нового типа социального устройства - информационного общества.

Сам процесс информатизации общества продолжается, возможно, уже несколько столетий. Хотя после индустриализации в XIX веке он ускорился. А в XX веке (в связи с глобализацией и появлением международных организаций) он вообще идет стремительными темпами. Значительную часть рабочей силы в таком обществе составляют информационные работники. В самом общем смысле к категории информационных работников можно отнести тех, кто занимается производством информационной технологии. Во всех развитых странах этот сектор экономики растет наиболее быстрыми темпами. Начиная с середины 1980-х годов, в рабочей силе США преобладают (более 50 %) информационные работники.

Впрочем, для того, чтобы отнести определенный социум к этому новому типу общества, даже не требуется, чтобы большая часть рабочей силы была занята в информационной сфере или чтобы экономика получала определенные прибыли от информационной деятельности. Теоретически можно представить себе информационное общество, где лишь небольшое число «информационных экспертов» имеют реальную власть. Так, в научно-фантастической модели общества Герберта Уэллса, описанной в романе «Современная утопия» (1909 год), доминирует элита, обладающая знанием, а большинство, экономически невостребованное, обречено на безработицу и безделье.

С точки зрения количественных параметров (в концепции, связанной со сферой занятости), это не будет «информационным обществом», но нам, возможно, придется признать его таковым, поскольку информация играет здесь решающую роль во властных структурах и в выборе направления социальных процессов.

Перемены в информационную эпоху происходят постоянно. Одним из проявлений этих стремительных изменений, совершающихся на наших глазах, стала всеохватность и вездесущность современных медиа и компьютера. В конце концов образовался не просто зритель, а массовый зритель и массовый человек.

Исследователь Герберт Шиллер полагает, что информационное общество наилучшим образом отвечает потребностям развитого капитализма. Информация является средством, с помощью которого людей приучают к потреблению (рыночная категория, по Шиллеру) как к единственно возможному способу существования. Однако огромное количество информации, которая в наше время превратилась в товар, не обогащает жизнь человека, а только усложняет её, полагает Г. Шиллер [27]. Он считает, что человеку нужно давать информацию в дозированном количестве - её избыток запутывает потребителя, сбивает его с толку.

Шиллер также полагает, что в «информационную эпоху» неравенство классов не исчезает, а, наоборот, усиливается. По его мнению, классовая принадлежность определяет, какую информацию человек получает, а какую нет. Шиллер уверен в том, что чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем ниже качество информации, которую он может получить, так как он не имеет доступа, например, к наиболее полным новейшим базам данных. Массы, по Шиллеру, это «информационные бедняки», владеющие «информационным мусором», который отвлекает, развлекает, удовлетворяет низшие потребности аудитории (например, потребность быть в курсе последних сплетен из жизни «звезд»), но при этом не содержит в себе никакой серьезной информации. Но все эти псевдосведения подаются людям так, как будто это действительно важная информация.

Сознание индивида в информационном обществе оказывается расколотым. Возможность целостного восприятия реальности для личности сильно осложняется, поскольку в условиях огромного количества информации между мышлением и действиями человека встают

технологии, которые разделяют одно от другого. Человек оказывается раздвоенным.

Г. М. Маклюэн [28] констатировал, что раскол между сердцем и умом приводит человека к состоянию надломленности его психики. Когда человек находится в таком состоянии, на него легко воздействовать. Это дает возможность произвольно, по своему усмотрению влиять на нравственное сознание личности.

Американский социолог М. Чукас пишет, что социальная почва, на которой возникает и ведется манипуляция, он рассматривает Соединённые Штаты Америки, - это борьба между разными влиятельными группами, которые преследуют свои собственные интересы и добиваются укрепления своих позиций. Лидеры этих групп стремятся преподнести общественности свои личные «узкие» интересы как интересы, якобы отвечающие интересам масс. Те силы, которые управляют процессом манипулирования сознанием масс, определяются экономическими интересами союзов, в которых, к тому же, являются весьма влиятельными партийно-политические интересы. Так что аппарат «управляемого омассовления», в конечном счете, служит не пропаганде действительно гуманистических идей, вдохновляющих идей и целеустановок, а скрытым за ними материальным интересам.

Итак, информационное общество характеризуется тем, что информация стала играть основную роль во всех сферах жизни. Ему также свойственно потребительство и засилье развлекательной информации. Все это является питательной почвой для манипулирования массовым сознанием.

Более четверти века назад американский исследователь Даллас Смит вывел новую формулу успеха СМИ: «аудитория как товар». Суть её заключается в том, что «издатель привлекает своей информацией внимание аудитории и продает её рекламодателю. Иными словами, информация в экономическом обороте - не товар, а упаковка. Ныне без соблюдения этой формулы не только успех, но и само существование СМИ невозможно» [29].

На телевидении эта схема работает следующим образом. Современных топ-менеджеров далеко не всегда волнует содержание тех или иных телевизионных программ, за исключением идеологически ориентированных проектов. Для них показателем успеха неизменно является лишь рейтинг, то есть количество людей, смотрящих данную передачу в данный момент.

Общество, в котором мы живем, без сомнения, является информационным. Информация нам необходима, но с её помощью также осуществляется огромное количество манипуляций. В результате все сложнее и сложнее становится отличить беспристрастную информацию от кем-то проплаченной, а значит, субъективной или явно рекламной [30. С. 32].

Обобщив все способы личного противодействия манипуляции, мы выделили среди множества методов защиты в качестве основных следующие: 1) необходимо научиться мыслить критически; 2) проверять полученную информацию в нескольких альтернативных источниках; 3) при работе с информацией доминировать должен разум, а не эмоции. Исследование данной темы можно было бы продолжить в дальнейшем.

Список литературы

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

3. Владимирова, М. Б. Современное информационное общество как среда манипулирования массовым сознанием / М. Б. Владимирова // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 4. С. 5-18.

4. Владимирова, М. Б. Скрытое воздействие на массовое сознание (манипулирование) как современная проблема социальной философии / М. Б. Владимирова // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 4. С. 22-35.

5. Грабельников, А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А. А. Грабельников. М.: Изд-во РУДН, 2001.

6. Дубровский, Д. И. Информация, сознание, мозг / Д. И. Дубровский. М.: Высш. шк., 1980.

7. Дубровский, Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. М.: Мысль, 1983.

8. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман. СПб.: Наука, 2007.

9. Маклюэн, Г. М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / Г. М. Маклюэн. М.: Академ. проект: Фонд Мир, 2005.

10.0жегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ, 1993. С.255.

11. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

12.Полякова, Н. XX век в социологических теориях общества / Н. Полякова. М.: Логос, 2004.

13.Почепцов, Г. Г. Психологические войны / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, 2000.

14.Смит, Д. Интернет и общественное достояние: докл. на VII Междунар. конф. «Право и Интернет» (27-28 июля 2005 г., г. Москва) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap. ru/pi (дата обращения: 16.07.2010).

15.Фромм, Э. Бегство от свободы : пер с англ. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.

16.Шилз, Э. Общество и общества: макро-социологический подход / Э. Шилз // Амери-

канская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

17.Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ. / Г. Шиллер; науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. 326 с.

18.Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. М.: Прогресс, 1969.

19.Lasswell, H. The Structure and Function of Communication in Society / H. Lasswell. N. Y.: Knopf, 1948.

20.Roszak, Th. The Cult of Information: The Folklore of Computers and the True Art of Thinking / Th. Roszak. Cambridge: Lutterworth, 1986.

21.Shannon K., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication / K. Shannon, W. Weaver; Univ. of Illinois Press. Urbana, Illinois, 1949. Republished in paperback, 1963.

Владимирова Мария Борисовна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

tvmar2006@mail.ru

Vladimirova M., MoscowStateUniversity. Associate Professor of Media Theory and Economics Faculty of Journalism, PhD. tvmar2006@mail.ru

informational influence: mechanisms and protection

The journalistic profession is directly related to the daily processing of large data arrays. How to navigate in this "ocean", pulled out only the necessary information, the veracity of which do not have to doubt it? How to filter the data so as to protect his psyche from the negative impact of information and submit objective information audience? Daily journalist has to solve difficult problems, make moral and ethical choices. His professional role is now more important than ever - It depends on him mental and physical health of readers, viewers and listeners.

What is information? How it affects the person and what are the ways to protect yourself against the negative impact of information? Users of information and professional journalists need data. After studying and analyzing the concept of 'information', 'mass communication', 'information society', 'information age', 'the audience as a commodity', we make the conclusion that with the help of a huge amount of data manipulation is performed. It becomes harder to distinguish objective information from subjective. Generalizing waysof kontrsuggestiya, weidentified the main (basic) among them.

Keywords: information; information influence; journalist protection; the negative impact of information; accuracy of the information; misinformation; mission; ethics; influence on the mass consciousness; professionalism; the fourth power; information protection; kontrsuggestiya.

References

1. Bakulev, G.P. (2005) Massovaya kommunikatsiya: zapadnye teorii i kontseptsii[=Mass communication: Western theoriesand concepts], M.: Aspekt Press.(in Russ.).

2. Blumer, G. (1984)Obshchestvo kak simvolicheskaya interaktsiya //Sovremennaya zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya: teksty[=Societyas a symbolicInteraction//Modern foreignsocial psychology:

the texts], pod red. G. M. Andreevoy, N. N. Bogomolovoy, L. A. Petrovskoy. — M.: Izd-vo MGU.(in Russ).

3. Vladimirova,M.B. (2012) Sovremennoe informacionnoe obshhestvo kak sreda manipulirovanija massovymsoznaniem [=Modern information societyas a medium ofmanipulating the mass consciousness], Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. №4, M.: ID Zhurnalist, S.5-18.

4. VladimirovaM.B. (2011) Skrytoe vozdejstvie na massovoe soznanie (manipulirovanie) kak sovremennaja problema social'noj filosofii [=Hidden impacton mass consciousness(manipulation) as a modernproblem of social philosophy], Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. №4, M.: ID Zhurnalist, S. 22-35.

5. Grabel'nikov, A.A. (2001)Massovayainformatsiyav Rossii: otpervoygazetydoinformatsionnogo obshchestva[=Mass media in Russia: from the first newspaper to the information society], M.: Izd-vo RUDN (in Russ).

6. Dubrovskiy, D.I. (1980) Informatsiya, soznanie, mozg[=Information, consciousness, brain], M.: Vysshaya shkola.(in Russ.).

7. Dubrovskiy, D.I. (1983)Problema ideal'nogo [=The problemof the ideal], M.: Mysl', - 129 p.(in Russ).

8. Luman, N. (2007)Sotsial'nye sistemy. Ocherk obshchey teorii.[=Social systems. Essay on the general theory], SPb.: Nauka.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Maklyuen, G.M. (2005) Galaktika Gutenberga: stanovlenie cheloveka pechatayushchego [=Gutenberg Galaxy: The Making of a mantyping], Izd-vo Akademicheskiy Proekt, Fond Mir.

10.0zhegov, S.I.and Shvedova N.Yu. (1993) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [=Dictionary of Russian language], M.: Az"- 255 p.(in Russ.).

11.Ol'shanskiy, D. V. (2001)0snovypoliticheskoypsikhologii [=Foundations ofPolitical Psychology], Ekaterinburg: Delovaya kniga.(in Russ.).

12.Polyakova, N. (2004) XX vek v sotsiologjcheskikh teoriyakh obshchestva [=XX century in sociological theories of society],M.: Logos.(in Russ.).

13.Pocheptsov, G.G. (2000) Psikhologicheskie voyny[=War of nerves], M.: Refl-buk.(in Russ.).

14.Smit, D. (2005) «Internet i obshchestvennoe dostoyanie», [=Internetand the Public Domain],

Doklad na VII Mezhdunarodnoy konferentsii Pravo i Internet 27-28.07. M. // [=Network literature], available at: http://www.ifap.ru/pi accessed 16.07.2010 (in Russ.).

15.Fromm, E. (1990)Begstvo ot svobody[=Escape from Freedom], per s angl.M.: Progress.

16.Shilz, E. (1972) Obshchestvo i obshchestva: makrosotsiologicheskiy podkhod //Amerikanskaya sotsiologiya: perspektivy, problemy, metody [=Society andSociety: macrosociologicalapproach// Americansociology: Perspectives, Problems and methods], M.: Progress.

17.Shiller, G. Manipulyatory soznaniem [=manipulatorsconsciousness], per. s angl.; Nauch. red. Ya. N. Zasurskiy. - M.: Mysl', 1980. - 326p.

18.Shchepan'skiy, Ya. (1969)Elementarnye ponyatiya sotsiologii [=Elementary conceptsof sociology], M.: Progress.

19.Lasswell, H. (1948) The Structure and Function of Communication in Society/ New York: Knopf.

20.Roszak, Th. (1986) The Cult of Information: The Folklore of Computers and the True Art of Thinking. Cambridge: Lutterworth.

21.Shannon K., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. University of Illinois Press. Urbana, Illinois, 1949, republished in paperback 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.