■ ■ ■ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ ПУТЕМ СЕГМЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
Автор: ШАРКОВ Ф.И.
ШАРКОВ Феликс Изосимович - доктор социологических наук, профессор, заместитель руководителя отделения журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Главный редактор журнала «Коммуникология», президент Международной академии коммуниколо-гии, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член президиума секции энциклопедических знаний РАЕН.
Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел./ факс: +7 (499) 956-05-01. Е-таН: [email protected]
Аннотация: управление политическими коммуникациями осуществляется путем передачи политической информации от одной части политической системы к другой, а также организации взаимодействия между политической и социальной системами. Сама политическая система представляется как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Политическая система как сеть коммуникаций и информационных потоков раскладывается политическим консультантом условно на четыре блока, каждый из которых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; осуществление решений с обратной связью. Успех деятельности политического консультанта зависит от того, насколько глубоко им проведена сегментация целевой аудитории, подразделяющая всех сотрудников по их потребностям, интересам, предпочтениям и к тому же учитывающая их реальное служебное положение. Управление политическими коммуникациями непременно, кроме сегментирования политического рынка, включает позиционирование политических субъектов. При позиционировании политических организаций измеряется настроение избирателей по тем или иным вопросам, оценивается мнение профессионалов публичной политики и влиятельных лиц (лидеров мнений), создаются и распространяются информационные поводы, осуществляется самопозиционирование.
Управленческие решения политическая организация принимает в целях достижения конечного результата, свидетельствующего о степени реализации основных задач. Поэтому не случайно в последнее время появляется все больше методик, в которых предусматривается оценка профессиональных и личностных качеств персонала, принимающего участие в планировании политической деятельности. В предлагаемой нами системе оценки персонала это используется при аттестации специалистов, при трудовых перемещениях, при оценке уровня развития персонала и формировании плана обучения, при оптимизации численности. Это требует значительной подготовительной работы, хорошего методического обеспечения, но, как показывают результаты, получаемые оценки являются точными, емкими, достаточно достоверными.
Ключевые слова: коммуникация, массовая коммуникация, теория коммуникации, политические коммуникации, политический рынок, политические субъекты, сегментация политического рынка, позиционирование политических субъектов, коммуникология.
Политические процессы протекают, прежде всего, в информационно-коммуникативном пространстве. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Информация сегодня становится не только технологической основой коммуникации, но и основным средством управления политическими отношениями.
Французский политолог Ж.М. Коттрэ [1] каналы политической коммуникации сравнивал со значением кровеносных сосудов для организма человека. Политическую коммуникацию можно представить как совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение.
Понятие “политическая коммуникация” начало входить в оборот в период первой мировой войны. Научные работы в этой области стали публиковаться в конце 40-х - начале 50-х годов. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.
Р. Ж. Шварценберг [2] определял это понятие как «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой». Американский политолог Л. Пай [3] подчеркивал, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику». Политическая жизнь в любом обществе, по его мнению, невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации. Политическая коммуникация реализуется в наиболее полной форме в таких социальных институтах и специализированных учреждениях, как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Она обнаруживает себя и в любой другой неполитической сфере.
Процедурной частью политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители» -взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передается политический опыт, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.
Политическая коммуникация в содержательном плане вбирает в себя смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации можно передавать три основных типа политических сообщений: а) побудительные (приказ, убеждение); б) собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); в) фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей. Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч [4]. Он предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков.
Политический консультант, может рекомендовать использовать эту модель в построении политической коммуникации в виде четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; осуществление решений с обратной связью. Политическое консультирование - бизнес, требующий общей грамотности, профессиональной подготовленности, трудолюбия, сосредоточенности, общительности, дисциплинированности и др. качеств. Политический консультант должен уметь решать множество задач, требующих взаимодействия с большим количеством руководителей. Замерить уровень компетенции политического консультанта довольно сложно. Здесь трудно применить какие-либо стандарты. Какие-либо отдельно взятые тесты также не дадут возможность правильно оценить претендента на должность политического консультанта. Неразработанность методики подбора и оценки персонала политических консультантов привела к тому, что сегодня возникают ситуации, когда группа недобросовестных дельцов в корне искажает представление о профессиональном сообществе политических консультантов.
Становление научного направления политического консультирования в России должно способствовать развитию демократического политического процесса путем приближения политиков к избирателям, совершенствованию политической системы и формированию цивилизованных отношений в обществе. Сегодня большое количество людей хотят стать дирижером электорального поведения. К сожалению, политические консультанты в представлении многих являются «толстосумами, загребающими деньги лопатой» и добивающимися успехов нечестным, недостойным образом, обманывая общественность, одурачивая доверчивого избирателя. Именно поэтому чрезвычайно важно развить науку и искусство консультирования, чтобы оставалось как можно меньше места для политических манипуляторов в политическом пространстве.
И такое представление не случайно. Сегодня политическими процессами и политическими коммуникациями управляют консультанты, которые во многом определяют стратегию выборов и избирательных кампаний, а также влияют на формирование и реализацию публичной политики. Сегодня, в отличие от советского периода развития, в России на место теневых доверенных лиц пришли публичные политические консультанты, которые во многих случаях играют самостоятельную политическую роль.
Огромное количество политических и государственных деятелей и работников сегодня испытывают острую потребность в получении консультаций в политической сфере. До сих пор в Российской Федерации не опубликовано ни одно учебное пособие по данной проблеме, а учебников нет как в стране, так и за рубежом.
Политическая система принимает информацию через так называемые «рецепторы» (внешнеполитические - информационные службы и др., внутриполитические - центры изучения общественного мнения), где происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнивается с уже имеющейся старой информацией и оценивается сквозь призму ценностей, норм и стереотипов. После чего соответствующий субъект управления, имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. И, наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой
информации по «обратной связи» поступают к «рецепторам» и, таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.
В модели Г. Алмонда [5] политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны. Функция политической коммуникации обеспечивает распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации.
Представители структурно-функционального подхода рассматривают политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, они характеризовали ее в четырех аспектах: гомогенность политической информации, ее мобильность, объем, направленность. Политологи различают два вида политической коммуникации: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству, путем декларации политических партий по поводу корректировки курса социальной политики.
В теории коммуникации представлено огромное количество моделей, каждая из которых по своему отражает элементы, структуру и динамику процесса коммуникации, включая политические. В коммуникации, осуществляемой посредством теле- или радиопередачи, когда некоторое сообщение одновременно принимается достаточно большим количеством людей, находящихся в разных местах, имеется незначительная возможность личной обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то обстоятельство, что время и место коммуникации определено отправителем.
Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников и самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу «руководство - подчинение», присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает уча-
стия и более двух сторон (например, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т. д.). Однако увеличение количества участников и, в частности, появление «ведущего» приводят к сближению данной модели с моделью вещания.
Консультационная модель также соотносится с большим числом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (сервер или иной банк данных, в наиболее простом варианте - работа с книгами, газетами и иной печатной продукцией в библиотеке). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой.
Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. В ней центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.
В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности.
Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распространять различного рода информацию и идеи, если они не противоречат гуманистическим принципам. Нет сомнения в том, что современная теория политической коммуникации должна развиваться именно в данном направлении -как наука и искусство достижения гармонии, координации интересов общества, его групп и индивидов посредством взаимопонимания, основанного на взаимоуважении и полной информированности.
Сегментирование политического рынка лишь по одному какому-либо основанию (например, по политическим симпатиям) однако не дает возможности автоматически занять политическому деятелю позицию в предполагаемом сегменте политического рынка. Политический рынок, как и любой другой всегда может потребовать соответствия сразу многим параметрам и выполнения ряда дополнительных условий, постоянного уточнения планов своих действий. Конкурентное позиционирование (занятие позиции), например, может потребовать корректировки имиджа политического деятеля.
При определении оснований для сегментирования важно учитывать не только принятые ими роли, но и фактическое их исполнение. Одним словом, качество политического товара, носителем которого в данном случае являются политические деятели или партии, зависит и от набора установок и содержания ролей, которую исполняет политический деятель (партия), и от умения играть эти роли. Качество политического то-
вара, соответствие его всем требуемым характеристикам при этом является основным фактором, формирующим имидж.
Успех деятельности политического консультанта зависит от того, насколько глубоко им проведена сегментация целевой аудитории по потребностям, интересам, предпочтениям. По отношению к сегментации персонала следует также учитывать их реальное служебное положение. При этом по социально-психологическим основаниям выделяются подгруппы:
• руководителей всех уровней (они, как правило, ценят качественную информацию, не нуждаясь в комментариях);
• опытных служащих без специального образования, знающих дело вдоль и поперек (их интересуют житейские и неофициальные новости);
• новичков, только еще входящих в курс дела (для них важно понравиться всем сразу);
• молодых служащих, случайно оказавшихся в коллективе (не любят свою работу, почти безразличные к управленческой информации).
По функциональным ролям служащих можно выделить руководителей высшего звена:
• специалисты (эксперты, ученые, инженерно-технические работники, сотрудники лабораторий и т. п., — они целиком поглощены отслеживанием потока научно-технической информации, на управленческую информацию времени почти не остается);
• управляющие, а также руководители временных творческих коллективов, рабочих групп, технических проектов и прочие (все их рабочее время отдается контрольно-распорядительным функциям, на чтение директив и приказов руководства отводится минимум времени);
• обслуживающий персонал - квалифицированный, неквалифицированный (занят постоянно поиском другой, более подходящей работы, — как вне, так и внутри коллектива).
Политический консультант, консалтинговые организации предлагают свои услуги организациям либо целенаправленно по проблемам управления персонала, либо в рамках услуг по более широкому комплексу проблем. Проводя кадровый аудит, они чаще всего проводят обобщенную, не детальную оценку персонала, политической организации и лидеров, входящих в данную политическую систему, рассматривая необходимость иметь соответствующий современным требованиям имидж не только у лидеров, но и у персонала политической организации как условие и предпосылку для реализации стратегических целей. Оценка осуществляется по критерию соответствия персонала (в целом либо по ключевым подразделениям) стоящим перед ним задачам и по тому, как их воспринимает ближайшее окружение и внешняя по отношению к политической организации общественность. В результате могут быть выработаны основы политики организации относительно персонала, предложены мероприятия и технологии управления персоналом политической структуры. Для сторонних субъектов оценки персонала в отличие от оценки персонала, осуществляемого своими силами, характерным является более высокое качество предоставляемых услуг, непредвзятость (объективность) оценки, ее комплексный характер. Но их развитие в нашей стране не получило должного развития не только потому, что это достаточно дорого, но из-за того, что отечественные организации еще не в должной мере осознали необходимость качественного совершенствования работы с персоналом политической организации.
Многие политики больше преуспевают за счет настойчивости и хитрости, нежели помощи формального обучения. Тем не менее, как только они оказываются в более сложной ситуации, требующей точного расчета шансов на победу или поражения в избирательной кампании, они обращаются за помощью к профессионалам. Умные политики не занимаются сбором слухов, а смотрят на результаты предшествующего опыта других, действовавших в аналогичных ситуациях. Другие попадаются на разные ухищрения и обещания и идут на большой риск - будь, что будет. В результате между консультантами и клиентами создается определенная напряженность, проистекающая из самого факта сотрудничества.
Позиционирование (англ. positioning) - маркетинговая операция, предполагающая поиск и разработку четкого отличия товара и/или услуги от конкурентов. Оно представляет собой определение ниши, которую занимает товар (услуга) относительно аналогичных товаров конкурентов и формулирование его предназначения для целевого рынка, создание и поддержание узнаваемого клиентом имиджа товара и/или услуги, определение наиболее верного и эффективного образа (имиджа, товара, услуги) в условиях конкуренции, доводимого до целевой аудитории посредством маркетинговых коммуникаций. В политическом маркетинге позиционирование является частью избирательной компании по выдвижению кандидата и определению его индивидуальности [6].
Позиционирование политического лидера - выделение конкретного политического лидера из политической среды (например, из среды конкурентов) через акцентирование внимания электората на отличительных позитивных свойствах политика. Для позиционирования любой организации используют диагностику состояния (социологические, экономические, психологические исследования), связи с общественностью и другие компоненты интегрированной маркетинговой коммуникации: реклама, как имиджевая (корпоративная) реклама, сейлз промоушн, как продвижение образа организации, директ-маркетинг (прямая рассылка материалов о фирме, брошюры, буклеты и пр.), взаимодействие с прессой.
Позиционирование политических организаций ставит задачу измерить настроение избирателей по тем или иным вопросам, оценивается мнение профессионалов публичной политики и влиятельных лиц (лидеров мнений), создаются и распространяются информационные поводы, осуществляется самопозиционирование. Политические организации, используя широковещательные коммуникации, влияют на процесс протекания политических дебатов и их результаты. Используются также политические споты, которые раскрывают проблемы публичной политики с целью привлечения внимания общества, или по крайней мере лидеров общественного мнения. Споты могут использоваться и для планирования последствий публичной политики (их смягчения, блокирования, «раскручивания» позитивных элементов и пр.). Эффективном инструментом самопозиционирова-ния является использование своих сотрудников, которые осознают корпоративные цели и задачи и готовы содействовать успеху развития корпорации.
Социально-политическое моделирование проводится консалтинговыми фирмами, которые предлагают в качестве услуг политическим организациям разработки по проблемам управления персонала, либо по более широкому комплексу проблем. Например, делая кадровый аудит, проводят обобщенную, не детальную оценку персонала организации, рассматривая персонал как условие и предпосылку для реализации политических целей организации. Оценка осуществляется по критерию соответствия персонала (в целом, либо по ключевым подразделениям) построенной для данного случая
оптимальной модели кадрового наполнения своей структуры качественным персоналом. В результате могут быть выработаны основы политики организации относительно персонала, предложены мероприятия и технологии управления персоналом. Сторонние субъекты оценки персонала политической организации (фирмы политического консалтинга), как правило, обеспечивают высокое качество предоставляемых услуг, непредвзятость оценки, ее комплексный характер. Но их развитие в нашей стране не получило должного развития не только потому, что это оказывается "слишком дорогим удовольствием", но и потому, что отечественные политические организации (партии, политические объединения, движения) еще не в должной мере осознали необходимость качественного совершенствования работы с персоналом.
Управленческиерешения политическая организация принимает в целях достижения конечного результата, свидетельствующего о степени реализации основных задач. Поэтому не случайно в последнее время появляется все больше методик, в которых предусматривается оценка профессиональных и личностных качеств персонала, принимающего участие в планировании политической деятельности. В предлагаемой нами системе оценки персонала это используется при аттестации специалистов, при трудовых перемещениях, при оценке уровня развития персонала и формировании плана обучения, при оптимизации численности. Это требует значительной подготовительной работы, хорошего методического обеспечения, но, как показывают результаты, получаемые оценки являются точными, емкими, достаточно достоверными.
Часть членов политической организации, принимающей участие в планировании политической деятельности, не является персоналом (клиенты, коллеги, некоторые из экспертов и др.). Но в ряде политических организаций есть и такие субъекты, в непосредственные функции которых входит оценка персонала. Среди них следует выделить особо руководителей и службы управления персоналом. Их отличительная особенность от других субъектов заключается в том, что они организационно оформлены, а оценка персонала является их основной профессиональной задачей или входит в их число. Место этих субъектов в системе оценки заключается в том, что они призваны проектировать, организовывать, осуществлять и контролировать процесс оценки, подключая по мере необходимости других субъектов оценки. Так, службы управления персоналом организации призваны выполнять весь этот комплекс работ и по всем элементам системы управления персоналом (оценка при отборе, в период адаптации, в рамках стимулирования труда, при перемещениях, в случае высвобождения и др.), то есть они ответственны за оценку и как функцию управления, и как процесс, и как результат. Причиной того, что в современных условиях во многих политических организациях службы управления персоналом не в полной мере решают задачи оценки персонала, является то, что они не оснащены современными методиками, персонал этих служб не в состоянии их разработать самостоятельно, а уровень разработки теории вопроса не соответствует современным требованиям.
Как указывает Роберт Фриндберг, технологии политического консультирования впервые были использованы в Калифорнии в 1933 г., когда Клем Уайтекер и Леона Бакстер [6] объединили свои усилия для провала кампании Pactific Gas & Electric Co на референдуме. После референдума Уайтекер и Бакстер создали собственную фирму Campaigns, Inc., которая первой применила процедуры социально-политического моделирования, ставшие ныне обычными.
Список литературы
1. Интернет ресурс: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/183-modeli-politicheskoy-kommunikatsii-kottre.html
2. ШварценбергР.-Ж. Политическая социология. М., 1992. С.174.
3. Интернет ресурс: http://shpori-vsem.ru/politica/175-russia-politica.html?start=2
4. «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» [The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control], 1963. ISBN 0-02-907280-8/
5. Шарков Ф.И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью»). Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2004.
6. Шарков Ф.И. Коммуникология. Энциклопедический словарь-справочник. М.: ИТК «Дашков и Ко, 2009. С. 766.
■ ■ ■ MANAGEMENT OF POLITICAL COMMUNICATIONS BY SEGMENTING THE POLITICAL MARKET AND POSITIONING OF POLITICAL ACTORS
Author: SHARKOV F.I.
SHARKOV Felix Izosimovich, Doctor of Social Sciences, Professor, Head of the Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Honorary Academic Figure of the Russian Higher Education. Founder of Communicology Science in Russian Federation, President of the International Academy of Communicology. Chief Editor of the Communicology Journal.
Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571.
Phone: +7 (499) 956-05-01. E-mail: [email protected]
Annotation. Management of political communication is effected by the political information from one part of the political system to another, as well as the organization of interaction between the political and social systems. Political system itself is represented as a set of political positions and ways of responding to certain political situation in view of the multiplicity of interests. Political system as a network of communication and information flows expanded political consultant conditionally into four blocks, each of which is associated with different phases of the passage of information and communication flows: 1) obtaining and selection of information; 2) processing and evaluation of information; 3) decision-making; implementation of the outcome feedback. The success of the political consultants depends on how deeply they performed segmentation of the target audience, subdividing all employees according to their needs, interests, and preferences and also taking into account their actual official position. Management of political communications includes certainly, besides the political market segmentation, positioning political actors . When positioning the political organizations the mood of voters in various matters, are measured, as well as the views of public policy professionals and influential individuals (opinion leaders), informational reasons are created and distributed, self-positioning is performed.
Political organization takes management decisions in order to achieve the end result, indicating the extent of implementation of the main tasks. It is no accident that more techniques appeared lately which provide for assessment of professional and personal qualities of the personnel involved
in the planning of political activity. In our proposed system of personnel evaluation they are used for certification of specialists in labor movements, when assessing the level of staff development and the formation of a training plan, while optimizing personnel size. This requires considerable preparatory work, good methodological support, but, as the results show, obtained estimates are accurate, capacious, and sufficiently reliable.
Keywords: communication, mass communication, communication theory, political communication, political market, political actors, political market segmentation, positioning of political actors, communicology.
1. Available: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/183-modeli-politicheskoy-kommu-nikatsii-kottre.html
2. Schwarzenberg , R.-Zh. Politicheskaya sociologiya. M., 1992. Str.174. [Schwarzenberg R.-Zh. Political sociology. M., 1992. P.174].
3. Available: http://shpori-vsem.ru/politica/175-russia-politica.html?start=2
4. Nervi upravleniya: modeli politicheskoy kommunikacii i kontrolya, 1963. [The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control], 1963. ISBN 0-02-907280-8.
5. Sharkov, F.I. Politicheskii konsalting (specializaciya kursa « Konsalting v svyazah s obshchestvennostyu»). Uchebnoye posobiye. M., 2004. [Sharkov F.I. (2004). Political Consulting (specialization course "Consulting in public relations.") Textbook. M., 2004].
6. Sharkov, F.I. Kommunikologiya: entsiklopedicheskiy slovar'-spravochnik. M., 2009. 766 str. [Sharkov, F.I. (2009). Communicology: encyclopedic dictionary catalogue. Moscow, 2009].
References