Научная статья на тему 'Управление подготовкой профессиональных кадров в условиях модернизации довузовского профессионального образования Республики Бурятия'

Управление подготовкой профессиональных кадров в условиях модернизации довузовского профессионального образования Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / РАБОЧИЕ КАДРЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ / КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / MODERNIZATION / LABOR MARKET / RESOURCE CENTER / WORKING STUFF / SPECIALISTS / CLUSTER / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Е. В.

В статье раскрывается понятие модернизации образования, описываются основные направления модернизации профессионального образования и механизмы совершенствования подготовки профессиональных кадров согласно потребности регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of preparation the professional stuff in the conditions of modernization of vocational training in the Republic Buryatia

The article reveals a concept of education modernization, it describes the main directions of modernization of professional education and mechanisms of improvement the preparation of professional stuff according to a need of regional labor market.

Текст научной работы на тему «Управление подготовкой профессиональных кадров в условиях модернизации довузовского профессионального образования Республики Бурятия»

М.: Научно-внедренческое предприятие

«ИНЭК», 2007. - С. 327.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Академия, 2009. - 377 с.

3. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. ... канд. пед. наук.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. -24 с.

4. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 559 с.

5. Фирсова М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии // Педагогика. - 2003. № 8. -С. 26-31.

6. Апазаова З.Н. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии методом проектов // Вестник Адыг. гос. унта. - 2009. - Вып. 1. Сер. Педагогика и психология. - С. 13-16.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 011200.62 «Физика».

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Бурятский государственный университет. 670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012) 211300; e-mail: abain76@list.ru

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a

УДК 378.046.2

© Е.В. Казанцева

Управление подготовкой профессиональных кадров в условиях модернизации довузовского профессионального образования Республики Бурятия

В статье раскрывается понятие модернизации образования, описываются основные направления модернизации профессионального образования и механизмы совершенствования подготовки профессиональных кадров согласно потребности регионального рынка труда.

Ключевые слова: модернизация, рынок труда, ресурсный центр, рабочие кадры, специалисты, кластер, социальное партнерство.

E.V. Kazantseva

Management of preparation the professional stuff in the conditions of modernization of vocational training in the Republic Buryatia

The article reveals a concept of education modernization, it describes the main directions of modernization of professional education and mechanisms of improvement the preparation of professional stuff according to a need of regional labor market.

Keywords: modernization, labor market, resource center, working stuff, specialists, cluster, social partnership.

В последние десятилетия отечественная система образования была на грани выживания. Она функционировала в условиях острого дефицита финансовых средств, истощенной материальнотехнической базы, нехватки квалифицированных кадров. Необходимость перемен в сфере российского образования связана с рядом как внутренних, так и внешних важнейших социальноэкономических и социокультурных факторов, сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого периода, которые оказали существенное влияние на состояние российского образования [11].

В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной зада-

чей российской образовательной политики; это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования, это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления [3].

Термин «модернизация» является общенаучным, производным от французского «модерн» -новейший, современный, и обозначает изменение чего-либо в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами [1].

Исторически процессы модернизации возникают в недрах промышленных и политических революций в Западной Европе. Сегодня они охватывают весь мир. Как точно сказал С. Эйзен-штадт, «исторически модернизация - это процесс изменения в направлении тех типов социальных, экономических и политических систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в., и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты».

Возникнув в конце 50-х гг. XX в. как теоретическое обслуживание политики Запада по отношению к развивающимся странам, концепция модернизации в конечном счете превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характерных черт и направлений перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем.

В педагогической науке «цель модернизации образования, - как отмечает С. Кайфеджан,- состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства». Модернизация образования в этом случае подразумевает комплексное изменение образовательной системы, ее элементов и институтов таким образом, чтобы своевременно реагировать на новые тенденции в развитии определенного государства и цивилизации в целом [4].

В конце 1980-х гг. ученые и деятели профессионального образования выступали с оценкой ситуации в профессиональном образовании и прогнозами его эволюции в контексте образовательной реформы, осуществлявшейся после XXVII съезда КПСС в соответствии с его решениями. Так, концепция перехода к всеобщему профессиональному образованию в течение 5-10 лет поддерживалась в монографии С.Я. Батышева «Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации». В 1990 г. выходят в свет работы В.А. Казначеева, внесшие важный вклад в постановку проблемы управления и модернизации профессиональнотехнического образования в стране.

В 1990-е гг. технократическая парадигма профессионального образования и обучения корректируется концепциями гуманитаризации образования, наблюдается отход от трактовки

профессионального образования как системы, ориентированной, главным образом, на развитие у обучающегося способностей к труду. Становление в России рыночной экономики и обращение к международному опыту образовательной политики способствует формированию нового подхода к профессиональному образованию как «к социальному институту, создающему условия для развития личности в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями». Данная концепция становится основой для деятельности научных центров по развитию профессионального образования и определяет содержание государственной стратегии в области профессионального образования в начале XXI в.

Политика модернизации отечественного образования выходит на новый качественный уровень в начале 2000-х гг., когда начинает доминировать стратегический подход к решению проблем образования, включая профессиональную школу. Принимаются концептуальные документы, определяющие приоритет инновационных программ и технологий на всех уровнях профессионального образования («Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Развитие дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 гг.» и т.п.). Важное место в политике модернизации профессионального образования в начале 2000-х гг. стал мониторинг развития профессиональной школы в странах СНГ и правовое обеспечение трудоустройства квалифицированных кадров на всем пространстве Содружества [6].

Сегодня модернизация российского профессионального образования обусловлена необходимостью динамичного развития экономики, сокращения сферы неквалифицированного труда и структурных изменений в сфере занятости, определяющих постоянную потребность в повышении квалификации работников, росте их профессиональной мобильности. Подготовка рабочих кадров и специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для осуществления эффективной трудовой деятельности, является жизненно необходимым условием социально-экономического развития регионов.

Современная практика прогнозирования подготовки кадров демонстрирует переход от анализа потребностей национального рынка труда к анализу региональных и муниципальных рынков

и анализу потребностей предприятий в рабочей силе. Это вызвано тем, что рынок труда реально формируется конкретными потребностями регионов, территорий, отраслей и предприятий, а также граждан и их семей в осуществлении определенной профессиональной деятельности [2].

В целях обеспечения экономики Республики Бурятия профессиональными кадрами ежегодно формируется среднесрочная потребность на основе данных отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления, организаций и предприятий всех форм собственности, Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия. Бюджетные места в учреждениях довузовского профессионального образования предоставляются согласно данной потребности.

Сегодня очень важно выстроить систему мер, направленных на формирование профессиональной карьеры будущего специалиста, помогающих ему сделать осознанный выбор в существующем множестве профессий и специальностей, стать успешным, конкурентоспособным и востребованным профессионалом. Решить эту проблему возможно путем совершенствования механизмов социального партнерства между работодателями и образовательными учреждениями. Социальное партнерство - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, рынка образовательных услуг, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Сотрудничество учреждений начального и среднего профессионального образования и социальных партнеров, а также то, что в настоящее время сместился акцент с понятия «высококвалифицированный специалист» на понятие «компетентный специалист» привело к созданию образовательных учреждений нового типа (интегративных образовательных учреждений), реализующих программы как начального, так и среднего профессионального образования.

Учебные заведения интегративного типа, отвечающие потребностям и интересам молодежи, базируются на следующих принципах: многопро-фильность, многоуровневость, непрерывность образования; личная ориентация образования с учетом ведущих приоритетов становления личности: социокультурное и социоэкономическое развитие, психологическая готовность к профессиональному самоопределению; вариативность образования, т.е. обеспечение дифференцированных образователь-

ных услуг с учетом интересов личности и объективных потребностей рынка труда; маневренность образовательного учреждения, его социальноэкономическая и психолого-педагогическая мобильность переподготовке специалистов разных профессий; свобода выбора с правом личности неполучение образования, выбор профессии, квалификации и образовательного маршрута в соответствии с ее способностями, интересами и возможностями [12].

В Республике Бурятия сформированы инновационные образовательные учреждения кластерного типа, реализующие двухуровневую подготовку профессиональных кадров по приоритетным направлениям развития экономики: строительство, сельское хозяйство, машиностроение, добыча и переработка полезных ископаемых, туризм и сфера обслуживания [13].

В экономике «кластер» определяется как группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга, в образовании это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.

Формирование учебных заведений кластерного тиаре участии производственного комплекса является перспективным, так как создает возможность регулируемой разноуровневой подготовки практико-ориентированных специалистов в рамках единого образовательного комплекса. Это обеспечивает непрерывность образовательного процесса и способствует формированию у выпускников потребности в постоянном саморазвитии и самообучении, что позволяет им быть более адаптированными к изменяющимся условиям, мобильными и способными к самореализации.

Одним из приоритетных направлений модернизации профессионального образования в Российской Федерации, вызванным необходимостью эффективного использования ресурсов в целях достижения нового качества образования, является создание ресурсных центров. Такие центры формируются путем концентрация различных ресурсов, необходимых для подготовки профессиональных кадров, востребованных рынком труда, в опорных единицах сети образовательных учреждений с последующим коллективным использованием созданного потенциала другими образовательными учреждениями и социальными партнерами [9].

Анализируя современное состояние организационных структур, М.В. Никитин сформулировал следующие базовые принципы создания и функционирования ресурсных центров профессионального образования:

а) концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников-соучредителей для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и повышения качества рабочей силы;

б) сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам на основе выбора образовательной программы, вида профессиональной деятельности, способа обучения и механизма софинансирования образовательной потребности. Таким образом, обучение может происходить где и когда угодно потребителю;

в) корпоратизация управления ресурсным центром на основе овладения руководителями методами бизнес-менеджмента, которые стимулируют переход от директивных отношений к договорным;

г) непрерывность профессионального обучения на основе определения экономической и образовательной эффективности дополнительных образовательных программ, что впервые позволит объединить обучающихся различных возрастных групп, но изучающих один вид профессиональной деятельности [8].

В сельских районах Республики Бурятия на базе учреждений среднего профессионального образования созданы ресурсные центры, оснащенные современным технологическим оборудованием, где реализуется сетевое взаимодействие со школами района по профильному, пред-профессиональному и профессиональному обучению школьников, краткосрочная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих кадров и незанятого населения.

По мнению В.Н. Розова, социальное партнерство для системы профессионального образования является естественной формой существования. Он считает, что для образовательного учреждения открываются дополнительные воз-

ке труда, что позволяет уточнять структуру профессий и объем подготовки кадров;

- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов: совместная разработка стандартов профессионального образования, учебных планов и программ;

- организация практики студентов на оборудовании, действующем в реальном секторе экономики;

- организация систематической стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими

ществлять пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений: курсы повышения квалификации, использование учебноматериальной базы для выполнения заказов предприятий и др. [10].

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. предусматривает реализацию мероприятий, направленных на решение задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг». Одно из таких мероприятий направлено на развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов [7].

Для работодателя принципиально важно, каким набором компетенций обладает работник в результате завершения образования. Работник, в свою очередь, должен иметь возможность и заинтересованность в любой момент времени повысить свой профессиональный уровень и подтвердить изменившуюся квалификацию. Для удовлетворения запросов работодателей и потребностей выпускников, работающего и незанятого населения, а также иностранных рабочих и специалистов, желающих получить сертификат о соответствии российскому образцу, создаются независимые центры сертификации профессиональных квалификаций рабочих и специалистов (далее - центры).

А.Н. Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей, считает, что «формирование системы сертификации квалификаций, создание сертификационных центров по различным направлениям подготовки кадров - сложная и важная работа, которая является составной частью формирования нового облика профессионального образования России. Эта работа предусматривает ак-

можности, такие как:

- постоянный доступ к информации о рын-

тивное взаимодействие государства и бизнеса». Он предполагает, что «в дальнейшем государство будет делать акцент на оценке уровня образования выпускников, а объединения работодателей будут в большей степени влиять на оценку квалификаций. Такое распределение функций соответствует сфере компетенций каждого из участников этого общего процесса. Квалификации, которые оцениваются и признаются объединениями работодателей, безусловно, станут более прозрачными и более референтными для рынка труда» [5].

На первом этапе формирования центров в республике в 2011 г. был проведен эксперимент по созданию Центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций строительного направления на базе ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства» с участием общественнопрофессионального сообщества: Торгово-

промышленной палаты Республики Бурятия, Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия и Союза строителей Республики Бурятия. Данный опыт взят за основу и распространяется в образовательных учреждениях кластерного типа по приоритетным направлениям развития экономики региона.

В рамках формирования системы общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ в республике создан Республиканский центр экспертизы основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования и профессиям начального профессионального образования. При данном центре функционируют учебно-методические комиссии по укрупненным группам специальностей и профессий, в состав которых входят представители центра, образовательных учреждений и Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия.

Таким образом, в республике формируются технологии социального партнерства, развивается взаимодействие органов управления профессиональным образованием со всеми заинтересованными структурами. Изменения в организации и содержании профессионального образования, во взаимоотношениях профессиональной школы и социума ведут к изменению и в управлении образованием на всех его уровнях. Модернизация управления профессиональным образованием способствует переходу от существующей системы управления к государственно-общественной.

Государственно-частное партнерство не только обеспечит приток дополнительных средств в образование, но и станет залогом его высокой гибкости и адекватности требованиям инновационной экономики. Объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и реализацию государственной образовательной политики.

При условии эффективного взаимодействия бизнеса, органов управления образованием, а также учреждений начального и среднего профессионального образования, система довузовского профессионального образования станет основой экономического роста и социального развития республики, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.

2. Воронков А.Г. Многоуровневая подготовка квалифицированных кадров для регионального рынка труда // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №7. - С. 2-4.

3. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2010.

- № 5. - С. 4-12.

4. Зуйкова Т.А. Модернизация высшего социологического образования (Управленческий аспект): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2005. - 209 с.

5. Качество образования оценят независимые эксперты [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://expert.ru/2011/12/12/kachestvo-0Ьга70уатуа^зепуа^пе7ау151ту1е-ек5ре11у1/ (16 сент. 2012).

6. Кириллов П.В. Государственная политика модернизации профессионального образования в России (конец 1980-х - 2005 гг.): дис. .д-ра ист. наук: 07.00.02; Рос. гос. ун-т туризма и сервиса.

- М., 2007. - 535.

7. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 7 февр. 2011 г. № 163-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс].

8. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. - М.: Издат. центр АПО, 2001. - 221 с.

9. Просветова А.В. Типология ресурсных центров профессионального образования столичного региона // Науч. исследования в образовании. -2010. - № 6. - С. 44-47.

10. Розов В.Н. Формирование инновационной модели начального профессионального образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08; Ин-т развития проф. образования. - М., 2002. - 235 с.

11. Тазбиева З.М. Модернизация системы образования в России: взаимодействие традиций и инноваций (культурологический подход): дис. . канд. филос. наук: 24.00.01; Чечен. гос. ун-т. -Грозный, 2009. - 192 с.

12. Трубников В.Е., Трубникова Н.И. Образовательный комплекс как один из путей модернизации начального и среднего профессионального образования // Науч. исследования в образовании. -2007. - № 2. - С. 187-192.

13. Тютрин В.И., Казанцева Е.В. Основные направления модернизации профессионального образования Республики Бурятия // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №5. - С. 3-5.

Казанцева Елена Валентиновна, ведущий специалист-эксперт отдела начального и среднего профессионального образования, Министерство образования и науки Республики Бурятия. Тел. 8 (3012) 212918, 89149836944, e-mail: m97001 @mail.ru

Kazantseva Elena Valentinovna, leading specialist-expert, department of elementary and secondary vocational training, Ministry of Education and Science of RB.

УДК 371.8

© В.В. Кибирев

Научный и школьный курс геометрии в основной школе

В данной статье показаны основные условия, которым должно удовлетворять строго логическое построение математической дисциплины.

Ключевые слова: геометрия как наука, система аксиом, дедукция.

V. V. Kibirev

Scientific and school course of geometry at basic school

Logical construction of mathematical discipline at basic school should satisfy the main conditions presented in the article.

Keywords: geometry as a science, system of axioms, deductive method.

Преподавание геометрии в школе должно способствовать достижению тех целей, которые преследуют учителя математики в современной школе. Но геометрия как математическая дисциплина имеет свои особенности, определяющие некоторые специальные цели, достижению которых в процессе преподавания геометрии должно быть уделено особое внимание. Знание геометрии должно помочь разобраться в геометрическом содержании какой-либо конструкции, дает возможность быстро ориентироваться в чертежах, изображающих конкретные детали механизмов, проводить измерение для определения размеров этих деталей, изготовлять грамотный чертеж и т.д.

Правильно построенное преподавание должно воспитывать в учащихся умение творчески применять свои геометрические знания, что впоследствии может их привести к плодотворным поискам новых рационализаторских изменений в применяемых ими приборах и механизмах.

Цели, положенные в основу преподавания какого-либо предмета, определяют в значитель-

ной мере характер школьного курса и методику его преподавания.

Геометрия как наука прошла долгий путь развития - от первых, выведенных из опыта практических правил для вычисления площадей и объемов, относящихся к глубокой древности, до оформления науки в стройную, строго логическую систему. Первые попытки приведения геометрических знаний в систему, установление логических связей между отдельными предложениями были исторически осуществлены на много веков раньше, чем были поставлены подобные задачи для других математических дисциплин. Создание систематического курса геометрии Евклидом относится к III в. до н.э. В течение двух тысячелетий «Начала» Евклида считались безупречными в логическом отношении и служили образцом для построения учебников геометрии.

Только во второй половине XIX в., когда предпосылки, лежащие в основании геометрии, были подвергнуты глубокому анализу, что оказалось возможным главным образом благодаря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.