Научная статья на тему 'Управление подготовкой профессиональных кадров в филиале университета на кластерной основе'

Управление подготовкой профессиональных кадров в филиале университета на кластерной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / FUTURE LAWYERS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL TASKS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седлецкая Тамара Валерьевна

В статье раскрывается современная ситуация развития высшего образования в условиях возрастающих требований к современному специалисту. Рассматриваются основные подходы к конструированию модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в их профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седлецкая Тамара Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of professional staff training in a university branch on a cluster basis

The article reveals the current situation in the development of higher education in the face of increasing demands for the modern specialist. The main approaches to designing the model of future specialists training for solving pedagogical problems in their professional activities are considered

Текст научной работы на тему «Управление подготовкой профессиональных кадров в филиале университета на кластерной основе»

Т. В. Седлецкая

(Санкт-Петербург)

управление подготовкой профессиональных кадров в филиале университета

на кластерной основе

management of professional staff training in a university branch on a cluster basis

В статье раскрывается механизм системного управления подготовкой профессиональных кадров в территориальной системе единого научно-образовательно-производственного кластера, созданного при филиале университета. Показаны его преимущества и результативность в подготовке профессиональных кадров.

Ключевые слова: научно-образовательно-производственный кластер, механизм системного управления подготовкой профессиональных кадров

The article reveals the mechanism of system management of professional stuff training in the territorial system of a unified scientific-educational-production cluster created at a branch of the university. Its advantages and effectiveness in professional stuff training are shown.

Key words: scientific-educational-production cluster, mechanism of system management of professional staff training.

В условиях развития новых социально-экономических рыночных отношений востребовано постоянное повышение конкурентоспособности предприятий за счёт консолидации профессионально грамотных, готовых к выполнению своих трудовых обязанностей сотрудников. Ведущим фактором в практическом решении этой проблемы является подготовка высококвалифицированных специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования.

Требования общегосударственной промышленной политики определили необходимость разработки программ регионального социально-экономического развития, стимулирования инновационной деятельности как основы развития и взаимодействия бизнеса и образовательных организаций.

Перед системой подготовки кадров, в том числе в региональных филиалах уни-

верситетов, встала задача взаимодействия с предприятиями на своей территории с целью повышения эффективности управления подготовкой кадров, способных стать полноценными работниками сразу после окончания обучения.

Основные направления совершенствования профессионального образования были обозначены в государственных программных документах по развитию образования. Они нашли отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где указано, что «развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов: направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики и улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей» [4].

В ежегодном Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию (2012 г.) тоже подчёркивается необходимость «глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования». Обращено внимание на региональные вузы, сотрудничающие с предприятиями, вместе с ними продвигающие «научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся. При этом принципиально важно, чтобы в управлении такими университетами, в их финансировании принимал участие и бизнес» [1].

Профессионально грамотный специалист сегодня должен не только быть теоретически подготовленным, но и уметь применять свои знания, умения и опыт деятельности в реальных производственных условиях. Это требование к специалистам является ведущим в совместной деятельности предприятий и филиала университета.

Понятие системного управления всегда включало осознание необходимости взаимодействия и координации совместной деятельности всех компонентов (подсистем) для достижения единой, значимой для всех цели [2].

Решение проблем инновационного развития образования в филиале университета опирается на необходимость обеспечить целенаправленное профессиональное взаимодействие с работодателями. Тогда становится возможным эффективное управление процессом подготовки специалистов с учетом особенностей рынка труда и экономики территории, где будут работать будущие выпускники. В этом случае пространство их профессиональной деятельности становится частью образовательного пространства филиала университета.

В ходе научного исследования было сформулировано предположение о том, что системное управление подготовкой кадров в филиале университета с учетом потребностей регионального рынка труда станет эффективным при условии, что филиалом постоянно будут анализироваться и учитываться их особенности. Однако для этого

должны быть найдены успешные формы взаимодействия всех заинтересованных субъектов в достижении единой для всех цели - подготовки требующихся кадров. Было обращено внимание на имеющееся в науке понятие «кластер» [5].

В научных источниках по экономике «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3].

В таком кластере одновременно реализуются две основные функции: снижаются расходы за счет близкого соседства связанных фирм и распространяются инновации от одной фирмы к другой, обеспечивая постоянный рост производительности в кластере в целом [6].

При Лужском филиале ЛГУ им. А. С. Пушкина научно-образовательно-производственный кластер как целостная структура единого социально-экономического и образовательно-производственного пространства Лужского района, включающая совокупность организаций, взаимодействующих на его территории, в системе профессиональной подготовки кадров стала основой формирования личности будущего выпускника для всех видов производства на данной территории.

Как показал многолетний эксперимент, структурно-логическая организация такого кластера наиболее содержательно и полно реализует научный, производственный и интеллектуальный потенциал всех субъектов кластера. В ходе их взаимодействия во имя единой для всех цели используются материальный, информационный, научный, исследовательский ресурсы, опыт научно-педагогической деятельности, стимулы, мотивы и цели всех участников, так как все субъекты кластера заинтересованы в эффективности подготовки кадров для регионального рынка труда, то есть для каждого субъекта - члена данного кластера.

В условиях деятельности научно-образовательно-производственного кластера системное управление образовательным процессом в филиале университета по профессиональной подготовке кадров стало ведущим, системообразующим фактором всей этой сложной системы.

На основе Положения о научно-образовательно-производственном кластере, разработанного и утверждённого на заседании Координационного совета, управляющего кластером, был создан совершенно новый механизм системного управления подготовкой профессиональных кадров в филиале университета для единой территории (региона).

Сложный единый механизм системного управления подготовкой кадров в филиале университета в условиях регионального образовательного пространства, имеющего ярко выраженный практикоориентирован-ный характер, включает состав и структуру кластера, его внутренние и внешние связи, функциональные возможности всех субъектов кластера: научные, профессиональные, образовательные, инновационные, производственные. Особое внимание уделено изучению и реализации возможностей и принципов проектирования деятельности в кластере, проведения единой согласованной политики, стимулирования взаимодействия участников кластера по установлению коммуникационных связей между всеми субъектами единого образовательного пространства.

Ведущая роль в системном управлении кластером принадлежит филиалу университета, который управляет на основе «принципов и логики организации и развития единой системы образования в регионе» [ 2 ].

Системное управление кластером не только ориентировано на сближение позиций всех участников кластера, но предоставляет возможность филиалу университета осуществлять реальную связь с производственными предприятиями и научными организациями, их ответственными представителями по совершенствованию учебных программ, практик и соединению науч-

но-теоретической подготовки обучающихся с их личностной позицией и интересом к тому или иному производству. Особое внимание уделяется участию всех субъектов кластера в формировании присущими каждому средствами личностной, общекультурной, проектно-конструкторской, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной, организационно-управленческой, научно-педагогической, научно-исследовательской, инновационной и иной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Как показала практика, только филиал университета на высоком профессиональном научно-педагогическом уровне способен решать проблемы системного управления профессиональной подготовкой кадров среди всех участников кластера. Филиал университета имеет высококвалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава, требования ФГОС к каждой специальности и обеспечивает совместно с работодателями коррекцию образовательных программ с учётом запросов предприятий на определённые профессии и уровень квалификации. Участие студентов в научно-исследовательской деятельности, организованной филиалом университета, ориентируется преподавательским составом филиала университета на высокий уровень производительного труда на предприятиях будущей профессиональной деятельности выпускников и др.

Опытно-экспериментальная проверка механизма реализации положений системного управления подготовкой кадров в Лужском филиале ЛГУ им. А. С. Пушкина на основе научно-образовательно-производственного кластера выявила ведущие его функции. На первое место вышли совместное с производством планирование образовательной и практической профессиональной подготовки студентов, разработка образовательных программ с участием всех субъектов кластера, совместное решение научно-исследовательских, научно-методических, научно-педагогических и организационных задач как в самом филиале, так и в научных и производственных ор-

ганизациях кластера. Важную роль в этом механизме играют осознание требований государственной политики и нормативных документов всеми субъектами кластера, добрая воля руководителей всех организаций и растущее понимание решаемых задач, консолидация материальных, финансовых, организационных, научных ресурсов на двусторонней и многосторонней договорной основе для достижения единой для всех цели: подготовки высокопрофессиональных кадров для своих предприятий.

Важную роль в этом сыграли скоординированные целевые ориентиры субъектов кластера, укрепление связей с работодателями и иными партнёрами сотрудничества, привлечение к образовательному процессу представителей работодателя, различных организаций и органов управления региона, практических работников и др.

Качество подготовки кадров в кластере подтвердило готовность выпускников к выполнению профессиональных функций, способность к исследовательской и инновационной деятельности, деловой активности и результативности, профессиональной мобильности. Вне кластера подготовка студентов была практически оторвана от их будущей профессиональной деятельности, студенты не были включены в прак-тикоориентированную исследовательскую и научную деятельность, в результате чего не развивалась их творческая активность и мотивация на труд по профессии. Образовательный процесс только в филиале университета без кластера был ориентирован, в основном, на промежуточный результат -формирование разрозненных компетенций, а не на конечный - формирование компетентности как интегральной характеристики качества профессиональной подготовки.

Ориентация на конечный результат становится определяющей в условиях класте-

ра. Его достижение осуществляется на основе интеграции фундаментальной и профессиональной подготовки с ориентацией формируемой компетентности на конкретные сферы профессиональной деятельности в соответствии с рыночными требованиями и условиями конкретной территории, для которой готовятся специалисты. Территориально ориентированный филиал вуза в условиях системного управления научно-образовательно-производственным кластером становится главной движущей силой инновационного развития и кадров, и производства, и качества жизни населения региона.

Поэтому в условиях рыночной экономики роль филиалов вузов возрастает, если в условиях кластера формируется новый организационно-управленческий механизм, основанный на современных нормативно-правовых и организационно-экономических компонентах использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов, тесной связи с практикой.

В заключение следует отметить, что в понимании автора научно-образовательно-производственный кластер - это исторически обусловленная целостная организационная структура взаимодействующих в едином территориальном пространстве субъектов образовательной, научной, общественной и производственной жизни. Именно эта целостная структура даёт возможность достижения общей для них цели: через получение высокопрофессиональных кадров обеспечить устойчивое воспроизводство и инновационное развитие всех её субъектов (подсистем кластера) - науки, производства, образования, а в конечном итоге обеспечить необходимое качество жизни населения территории региона, на которой развивается научно-образовательно-производственный кластер.

Литература

1. Ежегодное Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию. /12 декабря 2012 г./ http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118

2. Жилина А. И. Системный подход как современная методология управления образовательными организациями // Личность. Общество. Образование: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. О. В. Ковальчук. - СПб.: ЛОИРО, 2014. - С.43-54.

3. Захаров В. Я. Промышленные кластеры и экономический рост // Государственная служба. - 2008. - № 5.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. /Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662/ www.consultant.ru

5. Портер М. Конкуренция. - М.: ИД «Вильямс», 2005.

6. Семенов С. А. Доклад в Российской академии государственной службы. - М.: РАГС, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.