Научная статья на тему 'Опыт кластерного подхода к управлению профессиональной подготовкой кадров'

Опыт кластерного подхода к управлению профессиональной подготовкой кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / образовательный территориально-производственный кластер / кластерный подход / профессиональная подготовка / под-готовка кадров / educational cluster / cluster / cluster approach / training of specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Татьяна Сергеевна, Седлецкая Тамара Валерьевна

В статье определяются целевые ориентиры создания качественно нового под-хода в решении проблемы управления подготовкой кадров для потребностей регио-нального рынка труда. Подход основан на интеграции образовательной и професси-ональной деятельности в форме образовательного территориальнопроизводственного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author defines the targets of creating a qualitatively new approach to solving the problems of quality management training needs of the regional market. This approach is based on the integration of educational and professional activities through the creation of a unified educational space in the form of the educational production cluster.

Текст научной работы на тему «Опыт кластерного подхода к управлению профессиональной подготовкой кадров»

УДК 37.012

Т. С. Комиссарова, Т. В. Седлецкая

Опыт кластерного подхода к управлению профессиональной подготовкой кадров

В статье определяются целевые ориентиры создания качественно нового подхода в решении проблемы управления подготовкой кадров для потребностей регионального рынка труда. Подход основан на интеграции образовательной и профессиональной деятельности в форме образовательного территориальнопроизводственного кластера.

The author defines the targets of creating a qualitatively new approach to solving the problems of quality management training needs of the regional market. This approach is based on the integration of educational and professional activities through the creation of a unified educational space in the form of the educational production cluster.

Ключевые слова: кластер, образовательный территориально-

производственный кластер, кластерный подход, профессиональная подготовка, подготовка кадров.

Key words: educational cluster, cluster, cluster approach, training of specialists.

Управление образовательными организациями высшего образования определяет стратегию решения проблем его инновационного развития, формирования компетентности выпускников, их профессионализма, деловой активности, профессиональной мобильности.

Умение видеть перспективу развития конкретного вуза, его структур и образовательного процесса в целом, прогнозировать инновации в направлении развития профессиональной подготовки, ее содержания и технологии, выстраивать и обеспечивать взаимовыгодные отношения с работодателями и другими заинтересованными субъектами в профессиональном образовании будущих специалистов и другие задачи требуют комплексного подхода в их решении [1]. Обеспечить такой подход возможно лишь при условии целенаправленного профессионального взаимодействия образовательных организаций с работодателями [3]. Ибо только при таком подходе становится возможным эффективное управление процессом подготовки студентов, когда реальным становится учет особенностей экономики территории, где будут работать будущие выпускники и особенности соответствующего рынка труда, когда простран-

© Комиссарова Т. С., Седлецкая Т. В., 2015

82

ство профессиональной деятельности становится частью образовательного пространства вуза.

Процесс управления подготовкой кадров предполагает организацию образовательного процесса на основе кластерного подхода и создания единого территориально-образовательного пространства, главными элементами которого будут являться вуз и предприятия региона. Образовательный процесс будет строиться на синтезе педагогических концепций с учетом того, что будет разработана и внедрена единая для вуза и региона стратегия подготовки и развития кадрового потенциала, каждому этапу реализации стратегии будут соответствовать методы и формы управления.

Научно-производственно-образовательная модель кластера, в которой задействованы все объекты и субъекты единого научно-производственно-образовательного пространства жизни, существует как вполне определенная организация образовательного процесса как целостности, определяемой структурой образовательного пространства и законами обратной связи.

Закон обратной связи - четвертый закон кибернетики, и его роль в управлении системами очень важна. Без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация эффективного управления ими на научных принципах. Все организованные системы являются открытыми, и замкнутость их обеспечивается только через контур прямой и обратной связи. Наличие обратной связи, сигнализирующей о достигнутом результате, является необходимым условием их эффективного функционирования. На основании этой информации корректируется управляющее воздействие.

Управление профессиональной подготовкой кадров в вузе, имеющем определенное географическое положение, которое, разумеется, влияет на качество человеческого потенциала, контингент обучающихся и условия подготовки кадров, должно начинаться с определения кадровых потребностей на ближайшую перспективу. С учетом этих потребностей проводится профориентация и набор студентов.

Типология образовательных кластеров определяется структурой жизненных пространств, на подготовку к проживанию в которых ориентирован человек [8, с. 23-25].

Как показывает многолетний опыт организации управления профессиональной подготовкой специалистов Лужского филиала Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, решение данной задачи возможно посредством использования кластерного подхода в целостном процессе организации образования в высшем учебном заведении.

В филиале был создан совет по взаимодействию с предприятиями района, стала осуществляться координация деятельности участников

83

кластера и образовательного учреждения, была выстроена политика управления учебным процессом для удовлетворения запросов и потребностей заказчиков, которые входили в состав совета. Их представители постоянно стали отслеживать эффективность и результативность подготовки будущих специалистов во время учебной, производственной практики и стажировки.

В ходе исследования был разработан научно-производственнообразовательный кластер по подготовке кадров для рынка труда. Научно-производственно-образовательный кластер мы определяем как «целостную, многоуровневую систему, эффективно обеспечивающую потребности региона в высококвалифицированных кадрах за счёт реального взаимодействия представителей предприятий и филиала университета, способствующую уточнению заказа на подготовку кадров и совершенствованию технологий внутривузовского управления образовательным процессом».

Руководителем кластера является директор филиала вуза.

Совет филиала - это руководящий кластером орган, куда входят и руководители предприятий, представители от работодателя, и представители филиала вуза, субъекты образовательного процесса. На совете проходят обсуждения потребностей регионального рынка труда и возможностей подготовки кадров нужной квалификации в условиях филиала вуза.

Организация научно-производственно-образовательного кластера основана на системном подходе. Это позволило не только научно обосновать решение проблемы подготовки квалифицированных кадров для региона, но и работодателям прогнозировать развитие своего кадрового обеспечения производства. Все участники кластера (руководители и сотрудники предприятий, филиала вуза, общественных организаций и др.) активно включились в изучение форм, методов, технических и образовательных возможностей филиала для подготовки кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда. В связи с этим изменились задачи и филиала вуза. Приоритетом стали требования заказчика-работодателя, представленные в совместно разработанных требованиях к уровню квалификации выпускника вуза.

Для филиала вуза деятельность научно-производственнообразовательного кластера определила новую образовательную политику по совершенствованию управления подготовкой кадров выпускников в соответствии с потребностями заказчика. Профессорскопреподавательскому составу филиала пришлось внимательно ознакомиться с производством, куда готовились кадры, пересмотреть в связи с этим свой лекционный и практический материал обучения студентов, поменять требования к практикам и стажировкам студентов, войти в контакт с практическими работниками производств.

84

Взаимодействие всех субъектов научно-производственнообразовательного кластера стало активно влиять на экономическое развитие филиала вуза. Особое внимание здесь уделяется трёхсторонним договорам между заказчиком - потребителем - исполнителем, обеспечивающим высокий уровень профессиональной подготовки выпускников на основе обязательств всех субъектов, подписавших этот договор.

Системная организация взаимодействия филиала как образовательного учреждения и предприятий региона представлена в виде кластера, где определены все права, обязанности, задачи потребителя и производителя образовательных услуг.

Изменение управленческих процессов по сравнению с традиционной деятельностью по подготовке кадров лежит в следующих областях:

1) структуре управления филиалом;

2) организации учебного процесса;

3) структуре и содержании научно-производственной деятельности;

4) сертифицированной включенной ремесленной подготовке;

5) организации внеучебной деятельности;

6) воспитательном процессе на основе историко-культурной, ремесленно-традиционной и краеведческо-экологической специфики кластера.

В числе ведущих при этом можно назвать следующие принципы управления:

1) соответствия всех видов деятельности субъектов научно-производственно-образовательного кластера целям исследования;

2) системной гармонии процессов образовательной, практической и управленческой деятельности;

3) дополнительности учебно-производственных процессов единого образовательного пространства;

4) обратной связи и коррекции управленческих решений.

В итоге с целью комплексной реализации принципов разрабатывается целостная модель управления процессом профессиональной подготовки кадров в едином образовательном пространстве кластерного типа, созданного на базе филиала.

В управлении подготовкой кадров как единым процессом исследования, образования, научной и профессиональной деятельности всех субъектов образовательного пространства научно-производственнообразовательного кластера с целью интеграции всех образовательных процессов на базе Лужского филиала вуза принимают участие следующие субъекты:

- директор филиала;

- расширенный ученый совет филиала;

- учебный и общий отделы;

- отдел по организации учебной и производственной практики;

- деканы факультетов, заведующие кафедрами;

85

- руководители предметных цикловых комиссий дисциплин профессионального блока;

- представители администрации Лужского муниципального района;

- представители администрации от организаций - источников государственного или специального заказа.

С целью отслеживания личностного и профессионального развития студентов разработана общая технология мониторинга личностного и профессионального становления, включающая следующие этапы:

1. Подготовительный, предполагающий организацию и осуществление целенаправленного систематизированного сбора информации по критериям результативности профессиональной деятельности с использованием методов анализа и прогноза состояния исследуемых объектов;

2. Исходный (диагностический), предполагающий определение исходных показателей состояния и перспективного развития исследуемых объектов;

3. Уточняющий (констатирующий), предполагающий выявление объективных и субъективных причин, определяющих результативность подготовки кадров в вузе;

4. Организационно-деятельностный, реализующий концепцию управления подготовкой кадров на основе выбранного подхода;

5. Коррекционно-творческий, предполагающий непрерывную коррекцию процесса управления качеством подготовки на основе законов обратной связи;

6. Прогностический, заключающийся в определении тенденции управления подготовкой кадров в учебном заведении для нужд региона;

7. Итоговый (аналитико-синтетический), представляющий собой итоговый анализ результатов исследования процесса управления подготовкой кадров в образовательном учреждении в рамках выбранного подхода.

Значимой личностью в процессе профессионального становления студента является куратор, наставник (мастер, инженер, руководитель производства), непосредственно соприкасающийся с ним в процессе профессиональной деятельности. Главным инструментом интеграции компетенций и средством профессионального становления является профессиональная деятельность непосредственно на предприятии, а критерием - ее результаты. Поэтому в качестве интегрального и в то же время основного признака эффективности подготовки были выбраны результаты социально-экономического развития региона, в частности тех предприятий и организаций, где работают выпускники.

На кластерной основе по соответствующим направлениям и профилям подготовки филиал работает с 19 предприятиями Луги и Лужского района. С ними заключены договора о сотрудничестве по подготовке

86

кадров, и эти предприятия включены в единое образовательное пространство во главе с Лужским филиалом ЛГУ им. А. С. Пушкина. Анализ результатов социально-экономического развития по статистической отчетности показал, что практически ни одно из предприятий, входящих в кластер, за три года не ухудшило социальные и экономические показатели, более того, там самая низкая текучесть кадров. И они сами по своей инициативе направляют абитуриентов на подготовку и слушателей на повышение квалификации и переподготовку кадров в Лужский филиал ЛГУ им. А. С. Пушкина.

Филиал по мере развития кластерной структуры повышает свою конкурентоспособность, а именно, увеличивается набор студентов. Все больше студентов направляется на учебу от предприятий, все большее число предприятий выражает желание сотрудничать с вузом. Сначала приглашают студентов на практику, о чем говорит список предприятий, на которых студенты проходят практику, а затем эти предприятия вступают в договорные отношения с филиалом. Повышается престиж филиала в глазах студентов.

Единство целей и установок единого коллектива преподавателей и производственников, выражающееся, в частности, в согласованности требований к студентам, положительно сказывается на результатах профессиональной подготовки студентов. Важнейшим результатом такой согласованности является отношение студентов к преподавателям, к производству, где они проходят обучение и практику. Конечный положительный результат всех этих отношений и взаимодействий - повышение качества профессиональной подготовки кадров в Лужском филиале ЛГУ им. А. С. Пушкина.

Наблюдается устойчивый профессиональный рост студентов, которые пришли в вуз сознательно, будучи осведомленными о качественном обучении и хороших условиях его реализации, о чем они узнали не только от друзей и знакомых, обучающихся в филиале и уже закончивших учебу, но и в процессе организованной совместной профориентационной работы филиала и предприятий.

В итоге организованное на кластерной основе управление научно-учебно-производственным территориальным взаимодействием по подготовке кадров в филиале университета для регионального рынка оценивается по итоговому главному результату (и отсроченному также) -проценту трудоустроенных и не уволившихся выпускников вуза.

С 2013 г. ежегодно не менее 95 % выпускников успешно работают на том производстве, куда мы их готовили (в 5% входят военнослужащие срочной службы, находящиеся в декретном отпуске и т. п.).

87

Список литературы

1. Адамова К.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестн. Саратов. гос. техн. ун-та. - 2008. - № 1.

2. Аксенова М.А. Инструментально-методический подход стратегического управления экономикой региона: кластерный подход // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2007. - № 5.

3. Бирюков A.B. Преимущества современных инновационных кластеров // Транспортное дело России. - 2009. - № 1. - С. 19-22.

4. Блудова С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестн. СевКавГТУ. Сер.: Экономика. - 2004. -№ 2. - С. 23-25.

5. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Образование в области управления качеством: системный взгляд // Высш. образование сегодня. - 2004. -№ 3. - С. 14-19.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

7. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России // Общество и экономика. -2012. - № 8. - С. 89.

8. Проскура Д.В. Проблемы обеспечения конкурентоспособности регионов: кластеризация и активизация инновационных процессов // Науч.-практ. журн. Северо-Западной акад. гос. службы. - 2013. - № 2. - С. 23-25.

9. Ринчиндоржиева К.С. Кластерный потенциал региона общие вопросы и понятия // Вестн. Бурятского гос. ун-та. - 2009. - № 2. - 123 с.

10. Чепуренко Г.П., Комиссарова Т.С., Мальцева Т.В. Методология и методика мониторинга качества подготовки специалиста в университете. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 60 с.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.