Научная статья на тему 'Методология взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов кластера в контексте профессиональных стандартов'

Методология взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов кластера в контексте профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATION CLUSTER / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / THE INTERACTION OF THE FACULTY TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленький Павел Павлович, Тищенко Евгений Николаевич, Черкезов Савелий Евгеньевич, Шарыпова Татьяна Николаевна

Актуализируется значимость принятия профессиональных стандартов как социального заказа государства на современного специалиста. Определяется необходимость кластерного подхода как мобильной формы организации профессионального образования, отвечающей требованиям профессиональных стандартов. Представлены методологические подходы, определяющие внутрикластерное взаимодействие профессорско-преподавательского состава вузов, в процессе подготовки специалистов: компетентностный, научно-исследовательский, производственный, административный и интегративный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беленький Павел Павлович, Тищенко Евгений Николаевич, Черкезов Савелий Евгеньевич, Шарыпова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodology of Interaction of the Teaching Staff Cluster of the Universities in the Context of Professional Standards

The article defines the significance of the adoption of professional standards as the social order of the state in the modern specialist. The authors determine the necessity of the cluster approach as a mobile form of organization of professional education that meets the requirements of professional standards. The authors present methodological approaches of intracluster interaction of the teaching staff of universities in the process of training: competence, research, production, administrative and integrative.

Текст научной работы на тему «Методология взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов кластера в контексте профессиональных стандартов»

УДК 333.02 DOI 10.18522/0321-3056-2015-3-109-113

МЕТОДОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ КЛАСТЕРА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© 2015 г. П.П. Беленький, Е.Н. Тищенко, С.Е. Черкезов, Т.Н. Шарыпова

Беленький Павел Павлович -кандидат педагогических наук, директор, Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики, ул. Серафимовича, 62, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: ppbel@mail. ru

Тищенко Евгений Николаевич -доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и защиты информации,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected]

Черкезов Савелий Евгеньевич -кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационных технологий и защиты информации,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected]

Шарыпова Татьяна Николаевна -кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и управления, Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики, ул. Серафимовича, 62, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected]

Belenky Pavel Pavlovich -Candidate of Pedagogical Sciences, Director, North-Caucasus branch of the Moscow Technical University of Communication and Informatics, Seraphimovicha St., 62, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: ppbel@mail. ru

Tishchenko Evgeniy Nikolayevich -

Doctor of Economy Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Information Technologies

and Information Security,

Rostov State Economic

University (RINKH),

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: [email protected]

Cherkezov Saveliy Evgenyevich -

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Department of Information Technologies

and Information Security,

Rostov State Economic

University (RINKH),

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: [email protected]

Sharypova Tatyana Nikolaevna -

Candidate of Economic Sciences, Head

of the Department of Economcs and Managements,

North-Caucasian Branch of the Moscow Technical

University of Communications and Informatics,

Seraphimovicha St., 62, Rostov-on-Don, 344002, Russia.

E-mail: [email protected]

Актуализируется значимость принятия профессиональных стандартов как социального заказа государства на современного специалиста. Определяется необходимость кластерного подхода как мобильной формы организации профессионального образования, отвечающей требованиям профессиональных стандартов. Представлены методологические подходы, определяющие внутрикластерное взаимодействие профессорско-преподавательского состава вузов, в процессе подготовки специалистов: компетентностный, научно-исследовательский, производственный, административный и интегративный.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный кластер, взаимодействие профессорско-преподавательского состава.

The article defines the significance of the adoption of professional standards as the social order of the state in the modern specialist. The authors determine the necessity of the cluster approach as a mobile form of organization of professional education that meets the requirements of professional standards. The authors present methodological approaches of intra-cluster interaction of the teaching staff of universities in the process of training: competence, research, production, administrative and integrative.

Keywords: the professional standard, the education cluster, the interaction of the faculty teaching staff.

Современная экономическая ситуация в нашей стране характеризуется неудовлетворенностью работодателей уровнем профессиональной подготовки выпускников отечественных вузов. Вариантом решения этой проблемы является переход к Национальной системе квалификаций, выступающей регулятором рынка труда и определяющей систему взаимоотношений работодателей и специалистов.

Первым этапом перехода к уровневой системе квалификаций выступает принятие профессиональных стандартов, в реестре которых на 10.03.2015 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации актуализировано 410 видов профессиональной деятельности.

В связи с профессиональной стандартизацией Минтруда России подготовил поправки в Трудовой кодекс, которые уже одобрило правительство. В частности, документ вводит новые понятия и регулирует вопросы разработки профессиональных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появятся определения «квалификации работника» и «профессионального стандарта».

Являясь критерием развития профессиональной компетентности, такой стандарт выступает социальным заказом государства на современного специалиста, определяя траекторию его карьерного роста и профессионального развития.

Содержание профессиональных стандартов как уровневых показателей, выраженных в категории «результаты обучения», является не только ориентиром для формирования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, но и определяет потребность в мобильных формах организации образовательного процесса.

Одним из эффективных вариантов реализации выступает кластерный подход как особый научно-производственно-образовательный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков и потребителей образовательных услуг, объединенных общей системой подготовки профессиональных кадров, повышения их квалификации, а также развития научных и прикладных знаний для отраслей экономики и социальной сферы [1, 2].

Инновационный характер такой образовательной системы ставит задачу комплексного рассмотрения взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов, входящих в кластер.

В данной статье рассмотрим методологические подходы, определяющие характер профессионально-личностного взаимодействия преподавателей

вузов кластера, что позволит в дальнейшем представить анализ принципов взаимодействия, а также определить основные блоки модели такого взаимодействия.

Несмотря на возможные расхождения в интересах участников образовательного кластера, различный уровень ресурсного обеспечения, методологической основой, определяющей разнообразие форм и механизмов внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава, будут выступать следующие подходы: компетентностный, научно-исследовательский, производственный, административный и интегративный.

Компетентностный подход внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава основан на использовании и развитии научно-образовательного потенциала кластерооб-разующих вузов, на базе которых реализуются оригинальные учебные программы профессиональной подготовки кадров, отличающиеся высоким качеством подготовки специалистов и обеспечивающие кластеру высокую конкурентоспособность не только на региональном рынке труда, но и за его пределами. При этом конкурентоспособность складывается не только за счет актуальности образовательных программ подготовки и их ориентации на инновационные и высокотехнологичные сферы производств, но и за счет целенаправленного повышения компетентностного уровня профессорско-преподавательского состава, в том числе и путем активного развития системы послевузовской системы профессиональной подготовки преподавателей.

Учитывая тот факт, что профессиональный стандарт в качестве критериев развития специалистов определяет уровень их компетентности, а из 800 разрабатываемых стандартов 120 будут регламентировать деятельность преподавательского состава системы образования, значимость компетентностного подхода внутрикластерного взаимодействия актуализируется социально-экономической ситуацией.

Именно поэтому для компетентностно ориентированных образовательных кластеров характерна высокая концентрация различных внутривузов-ских компонентов, а макрорегиональные возможности повышения профессиональной компетентности создают благоприятные условия для развития и укрепления различных видов взаимодействия профессорско-преподавательского состава.

В связи с тем, что для структур этого образовательного кластера характерна высокая степень территориальной связанности его партнерских субъектов, то пространственная организация кла-

стера способствует обеспечению высокой мобильности взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивая его взаимодополнение, высокое качество и уровень получаемых результатов. Причем речь идет не только о мобильности преподавателей, но и студентов как субъектов внутрикластерного образовательного процесса. Именно поэтому часто основная деятельность такого кластера разворачивается в пределах одного города, например, крупного административного, образовательного или промышленного центра.

Научно-исследовательский подход внутрикла-стерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава обеспечивает функционирование в условиях поддержки и развития стратегического кластерного партнерства с образовательными, научными и научно-исследовательскими учреждениями в профессиональной сфере.

Именно научно-исследовательская основа кластера во многом определяет уровень инновацион-ности всех сторон его образовательной деятельности, включая анализ рынка труда и востребованности конкретных специалистов, разработку оригинальных учебных программ, применения современных эффективных форм и средств обучения на основе инновационных образовательных технологий. Помимо этого данный подход позволяет эффективно осуществлять подготовку грантовых заявок научных конкурсов, значительно повышает шансы на получение финансирования, совместное участие в реализации выигранных грантов, позволяет проводить совместные научные исследования и осуществлять коллективную публикацию научных результатов, что заметно усилит их научный вес как кластерной работы. Интеграция материально технического потенциала организаций-участниц дает возможность на новом качественном уровне проводить различные по уровню, виду и содержанию научные мероприятия.

Осуществление межвузовского внутрикластер-ного руководства студенческими научными исследованиями, а в итоге освоение студентами новых методов и средств научных исследований, новых технологий производства, вовлечение студентов в процессы внедрения и промышленного освоения различных технологических нововведений на внутрикластерной базе - все это способствует формированию высококвалифицированного и компетентного специалиста.

Для структур этого типа взаимодействия профессорско-преподавательского состава образовательного кластера характерна невысокая степень территориальной связанности его партнерских субъектов,

поскольку пространственная организация кластера во многом определяется спецификой организации и проведения научно-исследовательских работ и осуществления различных научно-технических экспериментов.

Современные формы организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности не обязательно должны сопровождаться высокой мобильностью участников кластерного взаимодействия, хотя бы потому, что научно-исследовательский процесс в большинстве случаев представляет собой коллективный труд, и в настоящее время в связи с развитием возможностей сетевого информационного взаимодействия научные коллективы все больше приобретают виртуальную форму организации. Другими словами, участники партнерского кластерного взаимодействия, вовлеченные в научно-исследовательский процесс, географически могут располагаться на достаточно больших расстояниях и их удаленное местоположение друг от друга не может принципиально влиять на качество и сроки выполнения научно -исследовательских работ.

Производственный подход внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава опирается на взаимовыгодное партнерство с предприятиями и отраслями инновационной экономики, где востребованы специалисты по конкретной профессиональной деятельности.

Главная задача этого типа взаимодействия заключается в организации и осуществлении подготовки высококвалифицированных и компетентных кадров. Ориентация на производственный подход ставит своей целью организацию и развитие совместных партнерских учебно-производственных взаимодействий на базе таких структур, как учебные производства, базовые кафедры на предприятиях отрасли, учебно-производственные центры и подразделения, центры освоения технологических процессов производства, технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и т.д.

Цель таких партнерских взаимоотношений заключается в создании условий для максимального погружения студентов в специфику будущей профессиональной деятельности, знакомство с организационно-структурными компонентами профильных организаций; по взаимодополняющим сопровождениям руководителей практики - освоение и управление сложными и наукоемкими технологическими процессами, характерными для современных отраслей инновационной экономики.

Этому способствует, например, создание в составе отраслевых образовательных кластеров биз-

нес-инкубаторов и венчурных фирм, широко практикующих в своей деятельности применение не только технологических инноваций, но и современных научных знаний и навыков администрирования и управления внедренческими процессами. Эти процессы реализуются в том числе и на основе компьютерных методов моделирования и прогнозирования развития сферы инновационной экономики и научно-технического прогресса. Этот факт подчеркивает внутреннюю органическую взаимосвязанность образовательных, научно-исследовательских и производственно-инновационных кластерных структур, характер, интенсивность и формы реализации которой всецело зависят от общих стратегических целей участников образовательного кластера.

Для взаимодействия профессорско-преподавательского состава в рамках данного подхода характерна достаточно высокая степень территориальной связанности его партнерских субъектов. В этих целях федеральные и региональные органы исполнительной власти стимулируют возникновение и развитие партнерских учебно--производственных связей между учреждениями высшего и среднего профессионального образования, с одной стороны, и отраслевыми предприятиями и производствами - с другой. При этом следует отметить выход взаимодействия профессорско-преподавательского состава за административные границы региона с проявлением меж-региональнго характера.

Административный подход внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава, где главной движущей силой формирования и развития региональных образовательных кластеров являются региональные органы исполнительной власти, включая административные и отраслевые органы управления федерального, регионального и местного уровня.

Во многих субъектах Российской Федерации региональные образовательные кластеры рассматриваются в качестве основного инструмента реализации комплексной региональной политики, их устойчивого социально-экономического развития, поддержки надлежащей межрегиональной конкурентоспособности и ресурсного самообеспечения. Интересы регионального образовательного кластера связаны с формированием интегрированных кластерных структур, в состав которых на равных условиях входят образовательные, научно-образовательные и учебно-производственные компоненты.

Для данного подхода характерно сочетание вертикальных и горизонтальных партнерских взаимодействий по всем направлениям деятельности кластера, наряду с профессионально-внутрикластерным

актуализируется значимость и межкластерных взаимоотношений.

Следует отметить и о такой категории рисков, как административная составляющая кластерной структуры подготовки специалистов, которая в состоянии создавать барьеры для внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава. В этом случае налицо негативный, поляризационный вариант управленческих решений, ведущих к затуханию различных вариантов и видов контактов между профессорско-преподавательским составом, снижению качества образовательного процесса и как следствие отрицательного примера кластерной организации системы подготовки специалиста.

Но административный ресурс может иметь положительное влияние на организацию и последующее развитие внутрикластерного взаимодействия за счет оперативного решения возникающих проблем, требующих именно административного подхода. Ориентация на общие цели, понимание значимости совместных усилий, отказ от бюрократического начала являются приоритетными составляющими административного метода в организации внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава.

Интегративный подход внутрикластерного взаимодействия профессорско-преподавательского состава предусматривает отказ от жесткого разграничения в восприятии профессорско-преподавательским составом аудиторной и внеаудиторной преподавательской деятельности. Только комплексный подход, интегрирующий эти две стороны образовательного процесса, позволит создать благоприятную атмосферу как для развития различных форм взаимодействия преподавателей, так и повысить общую эффективность подготовки профессионалов.

Несмотря на явные различия, как по формам деятельности, так и по методам реализации, аудиторная и внеаудиторная преподавательская деятельность имеет основополагающие принципы, регулирующие этику и психологию межличностного взаимодействия между преподавателями как коллегами, а также взаимоотношения между преподавателями и студентами как субъектами образовательного процесса.

Особенно следует остановиться на творческой, неформальной атмосфере внеаудиторной работы, способствующей установлению и развитию межличностных контактов, позволяющих выявить не только профессиональные, но и научные, индивидуальные интересы преподавателей, участников

внутрикластерной подготовки специалистов. Установление подобных отношений между педагогами способствует снижению возникновения рисков в образовательном процессе, позволяет решать возможные противоречия и возникающие проблемы по различным аспектам образовательной деятельности конструктивно, на основе взаимоуважения, в русле корпоративных товарищеских взаимоотношений.

В заключение следует отметить значимость ориентации на интегративность и комплексность всех вышеперечисленных подходов как эффективной методологической основы взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов кластера.

Литература

1. Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 5.

Поступила в редакцию

2. Смирнов А.В. Теоретические подходы к образовательным кластерам в системе профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http:// psycholo-gy.snauka.ru (дата обращения: 11.01.2015).

References

1. Goretov I.N. Rol' spetsializatsii v regional'nom klasternom razvitii [The Role of Specialization in the Regional Claster Development]. Aktual'nye problemy gumani-tarnykh i estestvennykh nauk, 2009, no 5.

2. Smirnov A.V. Teoreticheskie podkhody k obra-zovatel'nym klasteram v sisteme professional'nogo obra-zovaniya [Theoretical Approaches to the Education Cluster in Vocational Education]. Psikhologiya, sotsiologiya i peda-gogika, 2012, no 12 Available at: http:// psycholo-gy.snauka.ru (accessed 11.01.2015).

25 марта 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.