Научная статья на тему 'Управление по результатам как основа государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей'

Управление по результатам как основа государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суровцева Е.С.

В статье рассмотрена технология «управление по результатам» применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям. В ее рамках основным инструментом государственной политики является заключение соглашений, важнейшими этапами определение целевых индикаторов, управление реализацией мероприятий и контроль за результатами. Право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств предоставлено гражданам России в 1990 году. На 1 января 2016 года в стране зарегистрированы 215,218 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей. Наибольшее их количество работают в Республике Дагестан (12 632 ед.), Краснодарском крае (14 045 ед.), Ставропольском крае (16 991 ед.). Автором проанализированы основные результаты 25-летней деятельности названных субъектов малого агробизнеса. Так, в 2015 году ими произведено 10,8 % от всей сельскохозяйственной продукции, что составило 544 млрд рублей. Наиболее высока доля фермеров в производстве в Астраханской области (42,3 %), Магаданской области (40,4 %) и Кабардино-Балкарской Республике (33,1 %). Данные статистики свидетельствуют об устойчивой положительной динамике по всем направлениям деятельности фермеров. Так, в 2015 году их индекс производства сельхозпродукции составил 108,7 % (в хозяйствах всех категорий 103 %). Они произвели 26,3 % зерновых и зернобобовых культур, увеличили посевные площади до 20,8 млн га (26,22 % от общей посевной площади). При спаде в целом по стране за 2008-2015 годы в фермерском секторе поголовье коров увеличилось более, чем в 2 раза (на 584,6 тыс. голов). Актуальным является переориентация государственной поддержки c концепции программно-целевого управления на управление по результатам. Крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Следует провести корректировку мер их бюджетной поддержки. Прежде всего, упростить механизм кредитования. Также увеличить объемы финансирования мероприятий по поддержке начинающих фермеров и созданию семейных животноводческих ферм. Одновременно обеспечить сбыт произведенной продукции на основе создания системы государственных заказов и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суровцева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление по результатам как основа государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей»

УДК / UDC 338.431.4:631.1.017:005.71 -022.51:005.332.1

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

MANAGEMENT BASED ON THE RESULTS AS A BASIS OF PUBLIC POLICY OF THE DEVELOPMENT OF PEASANT (FARMER) ECONOMIES AND RURAL

INDIVIDUAL ENTREPRENEURS

Суровцева E.C., кандидат экономических наук, MBA, заместитель руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области -начальник управления государственной поддержки АПК и развития сельских

территорий

Surovtseva E.S., Candidate of Economy Science, MBA, Deputy Head of the Orel region Department of Agriculture - the Chief of the Board of the agro-industrial complex state support and rural areas development, Orel City, Russia

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

управление, государственная политика, целевые индикаторы, результаты, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели.

KEY WORDS

management, public policy, target indicators, results, peasant (farmer) economies, individual entrepreneurs.

В современных экономических условиях отрасль сельского хозяйства показывает рост производства. Так, по данным статистики за 2014 г. оно заняло второе место со значением 103,9% к предыдущему году после финансовой деятельности (106,7%) среди шестнадцати видов экономической деятельности по показателю «Индекс физического объема выпуска» [1]. Данный показатель демонстрирует, как изменилась стоимость продукции из-за изменения объема ее производства. При этом спад наблюдался в таких традиционно эффективных видах деятельности, как оптовая и розничная торговля (99,7%), гостиницы и рестораны (98,5%), строительство (95,4%).

Особенно привлекательным является малый агробизнес. Крестьянские хозяйства, семейные фермы, индивидуальные предприниматели в отрасли сельского хозяйства образуют динамично развивающийся сектор российского АПК, вносят весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности государства. Так, 25 лет существования малого агробизнеса в стране позволили его представителям в 2015 году обеспечить производство 10,8 % от всей сельскохозяйственной продукции. Необходимо также отметить, что их доля ежегодно растет (рис. 1).

В денежном выражении в прошедшем году крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в сфере АПК произвели сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации на 544 млрд рублей, что на 114,2 млрд рублей больше уровня 2014 года (127%). Полномасштабная государственная политика их развития началась в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 годы) и получила новые направления в рамках Государственных программ развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и на 2013-2020 годы.

Разработка названных документов велась с учетом концепции программно-целевого управления, получившей распространение в СССР в 60-70-е годы XX века [2]. Ее необходимыми элементами являются цели, задачи, индикаторы, которых необходимо достичь, система согласованных программных мероприятий со сроками, ответственными исполнителями и лимитированными объемами финансирования. Оказание мер государственной поддержки при этом осуществляется посредством реализации программных мероприятий. На их конечную результативность влияют внедрение фермерами современных технологий, совершенствование управления агробизнесом, личное отношение к постоянному развитию [2].

Рисунок 1 - Структура продукции сельского хозяйства в Российской Федерации по категориям производителей, 1992-2015 гг.

В 50-е годы XX века Питером Дракером была предложена технология «Управления по результатам» (МВО - Management by objective) [3]. В ее рамках сельскохозяйственный товаропроизводитель может рассматриваться не просто как исполнитель производственной функции, а как элемент системы государственного управления, субъект государственно-частно-партнерских отношений. Управление по результатам является совокупной системой управления, мышления и развития, с помощью которой достигаются заранее определенные и согласованные цели [3]. Оно строится на систематическом и организованном подходе, позволяющем сфокусировать государственную политику на достижении заданных целей в сфере обеспечения продовольственной безопасности и развития сельских территорий, а также добиваться наилучших результатов с помощью доступных ресурсов. При этом важное значение имеет деятельность по донесению до глав крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей необходимой информации по выполнению целевых индикаторов на основе заключения Соглашений об участии в реализации государственных программ,

обеспечения их средствами государственной поддержки в установленных лимитах, распределения ответственности за достижение заявленных результатов.

Важнейшими этапами управления по результатам являются процесс определения необходимых показателей (целевых индикаторов) как результатов, которые необходимо достичь, процесс управления реализацией программных мероприятий и процесс контроля за результатами [4]. В случае недостижения запланированных результатов требуется проведение тщательного анализа, выявление причин, корректировка программных мероприятий. Недопустимым является освоение государственных средств без достижения запланированных ожидаемых результатов (целевых индикаторов), это может рассматриваться как неэффективное их расходование.

Рассмотрим результаты деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей за 25 лет функционирования в России. Наиболее высока их доля в производстве сельскохозяйственной продукции в таких субъектах Российской Федерации, как Астраханская область (42,3%), Магаданская область (40,4%), Кабардино-Балкарская Республика (33,1 %), Республика Калмыкия (29%), Саратовская область (27,8%), Республика Алтай (26,4%), Республика Саха (Якутия) (25,2%) [1].

Исходя из данных статистики, еще больший удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции занимают хозяйства населения, к которым относятся личные подсобные хозяйства, индивидуальные хозяйства граждан и их сельскохозяйственные некоммерческие объединения [5]. По статистическим данным, по итогам 2015 года их доля составила 38,4%. Вместе с фермерами это всего лишь на 1,6% меньше доли сельскохозяйственных организаций. Именно поэтому важнейшим направлением государственной политики в сфере АПК должно стать стимулирование безболезненного перехода, прежде всего, высокотоварных личных подсобных хозяйств в категорию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Право на их создание в форме юридического лица было предоставлено гражданам России Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6]. Однако уже через четыре года пунктом 5 статьи 23 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ было установлено, что граждане вправе заниматься производственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом его главой может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя [7].

Еще через девять лет норма о том, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, была прописана в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [8], заменившего утративший силу одноименный Закон РСФСР. Одновременно было определено, что фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем. Однако окончательная норма о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства однозначно признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями была прописана лишь спустя 16 лет после принятия первого «фермерского закона» в подпункте 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [9].

Одновременно в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10] зарегистрированные в установленном порядке крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к субъектам малого и среднего предпринимательств при соблюдении условий по предельным значениям среднесписочной численности работников, соответственно, до 100 и до 250 человек и по предельным значениям дохода от предпринимательской деятельности, соответственно, до 800 млн рублей и до 2 млрд рублей [11].

По состоянию на 1 января 2016 года в Российской Федерации зарегистрированы 215,218 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся агробизнесом (табл. 1). Из них 60% составляют главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таблица 1. Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (на 1 января 2016г.)

Всего в том числе (единиц)

единиц % К(Ф)Х главы К(Ф)Х ИП

Российская Федерация 215218 100,0 39018 129239 46961

Северо-Кавказский федеральный округ 50669 23,54 12032 26799 11838

Южный федеральный округ 37496 17,42 2183 27388 7925

Приволжский федеральный округ 36401 16,91 3526 25325 7550

Центральный федеральный округ 30875 14,35 7902 16088 6885

Сибирский федеральный округ 28591 13,28 6147 16691 5753

Северо-Западный федеральный округ 11359 5,28 4886 4720 1753

Дальневосточный федеральный округ 9576 4,45 1024 6590 1962

Уральский федеральный округ 7978 3,71 918 4631 2429

Крымский федеральный округ 2273 1,06 400 1007 866

Данные статистики свидетельствуют, что наибольшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе (23,54%). Среди субъектов Российской Федерации лидирующие позиции занимают Республика Дагестан (12 632 ед.), Краснодарский край (14 045 ед.), Ставропольский край (16 991 ед.). Важное значение имеет устойчивая тенденция активности граждан Российской Федерации в сфере малого агробизнеса в части государственной регистрации новых хозяйств. Так, в 2015 году зарегистрировано 28 898 новых крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в отрасли сельского хозяйства [12].

Необходимо особо отметить, что фермерский сектор единственный из всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей демонстрирует устойчивую положительную динамику по всем направлениям производства (за исключением ряда крайне неблагоприятных по погодным условиям лет).

Индексы производства продукции сельского хозяйства по фермерам в некоторые предыдущие периоды и три последние года превышают

среднероссийский показатель и, соответственно, уровень сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения. Так в 2015 году индекс производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составил 103%, в тоже время у фермеров - 108,7%, в том числе в растениеводстве - 108,8%, в животноводстве - 107,2% (табл. 2) [1].

Таблица 2. Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)

1993 2000 2005 2010 2013 2014 2015

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства, в т. ч. 95,6 106,2 101,6 88,7 105,8 103,5 103,0

растениеводства 97,1 110,9 102,7 76,2 111,2 104,9 102,9

животноводства 94,6 101,1 100,4 100,9 100,6 102,0 103,1

Крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП

Продукция сельского хозяйства, в т. ч. 166,7 121,9 110,5 83,9 118,4 110,4 108,7

растениеводства 163,9 131,5 109,9 76,4 124,0 111,6 108,8

животноводства 171,8 101,8 113,0 106,6 102,3 106,2 107,2

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства 90,9 106,4 103,1 89,4 108,4 106,7 104,9

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства 102,7 105,3 98,9 88,8 100,3 98,5 99,2

В 2015 году крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в отрасли сельского хозяйств обеспечили производство 29,3 % подсолнечника на зерно, 26,3% зерновых и зернобобовых культур, 23,5% волокна льна-долгунца, 15,1% овощей [1]. При этом они стали единственной категорией, нарастившей посевные площади до 20,8 млн га (или на 5,4%), что составляет 26,22% от общей посевной площади. В том числе посевные площади под картофелем, овощными и бахчевыми культурами увеличились на 14,3%, под кормовыми культурами - на 10,5%, под техническими культурами - на 5,7%, под зерновыми и зернобобовыми культурами - на 4,2%. При этом у остальных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей посевная площадь уменьшилась. Так, в сельскохозяйственных организациях в 2015 году она составила 99,7% к 2014 году, а в хозяйствах населения - 97,4%.

Приоритетное значение в АПК страны в настоящее время имеет развитие животноводства. Однако, несмотря на применяемые меры государственной поддержки, продолжается спад поголовья крупного рогатого скота и коров. Соответственно, 98,4% и 98,2% в целом по стране к уровню 2014 г. Так, поголовье КРС по стране снизилось за 2015 год на 301 тыс. голов, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 86 тысяч голов, в хозяйствах населения - на 286 тысяч голов. В то же время в фермерском секторе поголовье КРС увеличилось на 71 тысячу голов (103,3%), в том числе коров на 35 тысяч голов. И составило, соответственно, 2216 и 1121 тысячу голов.

Необходимо отметить, что прослеживается устойчивая тенденция: ежегодный спад поголовья КРС при его росте в фермерском секторе. Так, в

целом по России за 2008-2015 гг. поголовье коров снизилось на 717,46 тысяч голов, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 475,36 тыс. голов, в хозяйствах населения - на 844,62 тыс. голов. За тот же период поголовье коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось более, чем в 2 раза (на 584,6 тыс. голов) (рис. 2) [1].

Тыс, гол,

1200

1000 800 600 400 200

О -I-1-1-1-1-1-1-1-

2008 2000 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Годы

Рисунок 2 - Поголовье коров в К(Ф)Х и ИП в Российской Федерации,

2008-2015 гг.

В структуре поголовья крупного рогатого скота крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в сфере сельского хозяйства, занимают уже 11,8%, в том числе коров - 13,5%, овец и коз - 35,9%, лошадей -24,8% (рис. 3, 4) [1]. И эти цифры ежегодно увеличиваются.

Прирост объемов производства продукции животноводства в К(Ф)Х также стабилен. Так, в 2015 году ими произведено 466 тыс. т скота и птицы на убой (в живом весе) или 104,6% к уровню прошлого года, 2035 тыс. т молока (106,1% к 2014 г.), 377 млн шт. яиц (117,5% к 2014 г.). Эти показатели превышают средние данные по стране, составляющие, соответственно, 104,2%, 100% и 101,6%.

Приведенные данные однозначно свидетельствуют, что крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в сфере сельского хозяйства в современных условиях развития аграрной российской экономики являются наиболее эффективно и динамично развивающимся сектором. Учитывая немалые социальные функции, которые они при этом выполняют, становится очевидна необходимость переориентации программно-целевого управления на управление по результатам. Его следует принять за основу государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей в нашей стране: чем выше достигаемые промежуточные результаты от того или иного мероприятия, тем пристальнее внимание ему следует уделять и большее финансирование выделять. Если использовать классификацию матрицы БКГ, в настоящее время на рынке фермеры - это «дойные коровы», в то время, как многие из них

заслуживают называться «звездами». По некоторым данным, на долю фермеров приходится не более 10% государственной поддержки в сфере АПК [12]. Учитывая значительные успехи, которые они демонстрируют в своей деятельности, следует провести корректировку мер их бюджетной поддержки.

Рисунок 3 - Структура поголовья крупного рогатого скота в Российской

Федерации, 1990-2015 гг.

1С0%н ¿0

эо%- У"

ео%- 4-

70%-

60%- А

Е0%- Щ

40%-

эо%-

20%- жг

10%- щ

0%-

25.5

0,0

74.5

38.4

1,6

60,С

2,0

47.1

50. £

4,3

507

45.0

8,1

49.£

-4Э-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9,6

49.С

41.^

11.0

47,9

41.1

12.0

47,2

40,8

12,7

47.С

13.4

46,2

□ К(Ф}Х и ИП

□ Хозяйства населения

□ Сельскохозяйственные организации

40.3

40,4

-г'"' Годы

Ш0

1000

2010

2012

2014

Рисунок 4 - Структура поголовья коров в Российской Федерации, 1990-2015 гг.

Прежде всего, упростить механизм кредитования малых форм хозяйствования в АПК путем уменьшения требований к заемщикам и снижения процентной ставки до 5% годовых с последующим возмещением затрат кредитных организаций из государственных средств. Также следует увеличить объемы финансирования востребованных и эффективных мероприятий по поддержке начинающих фермеров и созданию семейных животноводческих ферм, повысить максимальный размер гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 2,5 - 3 млн рублей. Наиболее важной задачей для государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей должно стать обеспечение сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции на основе создания системы государственных заказов и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации [13, 14, 15].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ economy (дата обращения 1.09.16).

2. Система управления по результатам. Финский опыт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biglibrary.ru/category38/book113/part24 (дата обращения 1.09.16).

3. Концепция управления по результатам: понятие и сущность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://aNendy.ru/econic-i-upravlenie-narhoz/690-upravlenie-po-rezultatam.html (дата обращения 1.09.16).

4. Система управления по целям (результатам) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hrmaximum.ru/articles/management/567 (дата обращения 1.09.16).

5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: В 9 т. Т. 1: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: кн. 1.: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по Российской Федерации / Под ред. В. Л. Соколина. М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. - 430 с.

6. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс]: Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 (утратил силу). - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (ред. от 23 июня 2014 г.). - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.). - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

10.0 развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.). - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

11.0 предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265. - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

12.АККОР - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akkor.ru/statya/2724-fermery-na-vserossiyskom-forume-rossiyskoe-selo-2016.html (дата обращения 1.09.16).

13.Прока Н.И., Савкин В.И., Полухин А.А., Кузнецов Т.М., Суровцева Е.С. Перспективы развития сельской кооперации в Орловской области // Образование, наука и производство. — 2013. — №2 (3).

14.Прока Н.И., Савкин В.И., Полухин А.А., Суровцева Е.С. Направления долгосрочного развития кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности Орловской области //Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — №12.

15.Суровцева, Е.С. Государственная поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области [Текст] Е.С. Суровцева // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 1. - С. 38-42.

16. Алиева, З.Б. Финансово-кредитные инструменты государственного регулирования регионального аграрного производства /З.Б. Алиева // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. -2015. -№2. -С. 114119

17.Ахметова, Л.Р. Пути совершенствования учета в малых предприятиях на примере крестьянских (фермерских) хозяйств [Текст] / Л.Р. Ахметова // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. -2013. -№4. -С. 138141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.