Научная статья на тему 'Управление плавучими гостиничными комплексами'

Управление плавучими гостиничными комплексами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВУЧИЕ ГОСТИНИЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / НА ВОДЕ / ГОСТИНИЦ / FLOATING HOTEL COMPLEXES / HOTEL SERVICES / ACCOUNTING / MANAGEMENT / WATER TRANSPORT / GUESTS / MANAGERIAL ACCOUNTING / ON WATER / HOTELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Элеонора Васильевна

В статье раскрывается сущность гостиничной деятельности, методы и цели управленческого учета на плавучих гостиничных комплексах, приводится перечень услуг, оказываемых для путешествующих с целью отдыха (развлечений) и в поездках делового назначения. Приводится перечень организационно-управленческих структур мирового гостиничного бизнеса. Раскрываются основные особенности плавучих гостиничных комплексов. Подчеркивается важность оценки затрат при управлении плавучими гостиничными комплексами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of hospitality activities, methods and objectives of management accounting in floating hotel complexes, lists the hotel services to travelers for the purpose of recreation (entertainment) business and travel destination. Lists the organizational and management structures of the global hotel industry are produced. The main features of the floating hotel complexes are revealed. Emphasis is stressed on the importance of assessing costs in the management of floating hotel complexest.

Текст научной работы на тему «Управление плавучими гостиничными комплексами»

¡Выпуск 4

— регистрация иностранных специалистов, командированных на предприятия компании;

— проведение мероприятий по оформлению документов работников, командируемых за границу;

— разработка положений о заработной

плате;

— организация социального обслужи-

вания работников штаб-квартиры;

— организация связей с общественностью;

— подготовка контрактов и др.

Разработка перечисленных методологических документов, структур, организационных регламентов, мероприятий позволит сформировать эффективную систему корпоративного управления на морском транспорте.

Список литературы

1. Волкова В. Н. Системный анализ и принятие решений: слов.-справ. / В. Н. Волкова. — М.: Высш. шк., 2004.

2. Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике / М. А. Эскиндаров. — М.: Республика, 1999.

УДК 338.46 Я-474 Э. В. Яковлева,

аспирант,

СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ ПЛАВУЧИМИ ГОСТИНИЧНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

MANAGEMENT FEATURES OF FLOATING HOTEL COMPLEXES

В статье раскрывается сущность гостиничной деятельности, методы и цели управленческого учета на плавучих гостиничных комплексах, приводится перечень услуг, оказываемых для путешествующих с целью отдыха (развлечений) и в поездках делового назначения. Приводится перечень организационно-управленческих структур мирового гостиничного бизнеса. Раскрываются основные особенности плавучих гостиничных комплексов. Подчеркивается важность оценки затрат при управлении плавучими гостиничными комплексами.

The article reveals the essence of hospitality activities, methods and objectives of management accounting in floating hotel complexes, lists the hotel services to travelers for the purpose of recreation (entertainment) business and travel destination. Lists the organizational and management structures of the global hotel industry are produced. The main features of the floating hotel complexes are revealed. Emphasis is stressed on the importance of assessing costs in the management offloating hotel complexest.

Ключевые слова: плавучие гостиничные комплексы, гостиничные услуги, учет, управление, водный транспорт, гости, управленческий учет, на воде, гостиниц.

Key words: floating hotel complexes, hotel services, accounting, management, water transport, guests, managerial accounting, on water, hotels.

ОСТИНИЧНАЯ индустрия России развивается в контексте общеевропейского процесса и повторяет в

основных чертах этапы становления европейских гостиничных комплексов. Вместе с тем особенности русского гостеприимства, обус-

ловленные национальными особенностями, климатическими и географическими факторами, отразились в национальном гостиничном бизнесе.

Гостиничные комплексы представляют собой комплексные услуги, и их можно разделить на два основных типа:

1) гостиничные комплексы на водном транспорте — плавучие гостиничные комплексы;

2) стационарные гостиничные комплексы, расположенные в здании (объекте недвижимого имущества, на земле).

Учитывая географические особенности расположения страны, в настоящей статье актуальным будет рассмотрение гостиничных комплексов, расположенных на плавсредствах.

Долгое время в России плавучим гостиничным комплексам не уделялось должного внимания. Нормативная база в этой сфере экономики до сих пор находится в стадии формирования. Законодательное определение гостиничной деятельности или гостиничной индустрии на водном транспорте также отсутствует.

Гостиничные комплексы первого типа, предназначенные для отдыха, развлечений и экскурсий на дальние расстояния, в основном относятся к комплексам класса «люкс» или среднего и экономического классов, а предназначенные для делового общения относятся к комплексам класса «люкс» или бизнес-класса.

Одним из красивейших, романтических видов отдыха, развлечений и экскурсий можно назвать отдых в гостиничных комплексах, расположенных на борту теплоходов, паромов и морских лайнеров. Морские круизные лайнеры, используемые для кругосветных путешествий и путешествий по морям, представляют собой шикарные «многоэтажные дома». Впечатления, полученные от проживания в данных видах гостиничного комплекса, в которых можно не только проживать, отдыхать, но и передвигаться территориально по морским (водным) просторам, не могут сравниться ни с одним из комфортных проживаний «на суше».

Эти своеобразные гостиничные комплексы «на воде» нередко превосходят по осна-

щению, обслуживанию и насыщенности предоставляемых услуг самые комфортабельные гостиничные комплексы «на суше».

Многообразие выбора видов отдыха на воде, а самое главное — возможностей, которые открываются перед путешественниками, позволяет учесть пожелания любого клиента, даже самого привередливого.

Есть множество живописных мест по всему миру, куда не так просто попасть, места, которые можно увидеть и насладиться всем их великолепием только с воды, пользуясь круизными лайнерами, яхтами, катерами.

Для путешественников предлагается проводить время не только в комфортабельных гостиницах на воде, но и получать удовольствие от изучения неизведанных уголков береговой линии. Предлагаются дополнительные виды отдыха, которые разнообразят красивое водное путешествие.

Дополнительно к маршрутам водных путешествий предлагаются периодические остановки в живописных местах, где путешественников уже ожидают на берегу великолепная рыбалка, на которой каждый сможет найти свой трофей; сплавы по рекам, которые представляют собой приятные, несложные, а иногда и безумно опасные путешествия по диким живописным местам предгорий; самые интересные экскурсии с восхождениями на вершины и посещением пещер, гротов, не говоря уже о занятиях дайвингом, охотой и остановками на отдых в кемпингах и гостиницах.

Гостиничные комплексы, расположенные на борту корабля, позволяют предложить гостям широкий выбор экскурсионных программ не только в местах стоянки, но и на борту корабля. Размещение в комплексе «на воде» — это индивидуальный подход к каждому гостю.

В комплексе можно провести каникулы, организовать деловую встречу, романтическое свидание и дальше продолжить путешествие по намеченному маршруту на воде.

Приоритеты в выборе для путешествующих с целью отдыха и развлечений распределены таким образом: цена — маршрут следования — качество обслуживания — наличие условий для отдыха — разнообразие сервисных услуг.

Выпуск4

¡Выпуск 4

Плавучие гостиничные комплексы делового назначения имеют такие важные функции кают, как обеспечение возможности поработать, то есть здесь необходимы письменный стол, телефон, факс, интернет, компьютер и т. д.

На плавучих гостиничных комплексах имеются различные категории кают, отличающиеся площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением, а также набором предоставляемых услуг и т. д.

У деловых людей приоритеты в выборе корабля распределены следующим образом: тема круиза — маршрут следования — наличие условий для работы — качество обслуживания — цена.

Большинство плавучих гостиничных комплексов оборудованы конференц-залами с полным перечнем возможностей для проведения конференций и конгрессов, с каютами класса «люкс» и банкетными залами.

К сопутствующим услугам на плавучих гостиничных комплексах относятся: услуги ресторанов и баров, обслуживание кают, бронирования, услуги саун, бань, бассейнов, джакузи, соляриев, фитнес-центров, массажа, предоставления необходимой информации, киосков розничной торговли, оздоровительных клубов, теннисных кортов, прачечных, химчисток, услуги местной и сотовой связи, Интернета, телевидения, дискотек, парикмахерских и салонов красоты, магазинов, а также услуги по сдаче помещений в аренду для проведения конференций, встреч.

Организационно-управленческие структуры мирового гостиничного бизнеса по характеру взаимоотношений между владельцем (предпринимателем, собственником) и управленческим звеном плавучего комплекса подразделяются следующим образом:

— независимые плавучие гостиничные комплексы, находящиеся во владении, распоряжении и пользовании владельца;

— плавучие гостиничные комплексы, входящие в гостиничные цепи (объединения);

— плавучие гостиничные комплексы, входящие в ассоциации независимых гостиничных комплексов.

Управление экономическим субъектом через планирование, контроль и регулирова-

ние управленческой деятельностью и процессом принятия решений представляет собой управленческий учет.

В условиях низкой эффективности работы комплекса, наличия инфляции и отсутствия внутрифирменного планирования управленческий учет занимает особое место в экономике комплекса.

Управленческий учет нацелен на контроль со стороны собственника за использованием имеющихся ресурсов плавучего комплекса.

Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов плавучего комплекса. Эта информация формируется для руководителей разных уровней управления внутри комплекса в целях принятия ими правильных управленческих решений. Это и обеспечивает система управленческого учета.

Сущность управленческого учета представлена как интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа.

Основными целями управленческого учета на плавучих гостиничных комплексах являются:

— создание интегрированной системы учета затрат и доходов;

— обеспечение базы для ценообразования;

— нормирование затрат;

— планирование и контроль затрат;

— анализ затрат и их влияние на величину финансового результата;

— бюджетирование;

— контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности де-ятель-ности плавучего комплекса и центров ответственности;

— оказание информационной помощи финансовым менеджерам в принятии оперативных управленческих решений;

— выбор наиболее эффективных путей развития плавучих гостиничных комплексов.

Методы управленческого учета получили широкое распространение в сфере услуг плавучих гостиничных комплексов.

В управленческом учете используются следующие методы и рабочие приемы:

— приемы финансового учета (счета и двойная запись, оценка и калькуляция, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);

— индексный метод, расчет коэффициентов (применяемые в статистике);

— методы и рабочие приемы экономического анализа (способ цепных подстановок, элиминирования факторов и др.).

Примером внедрения управленческой системы в сфере гостиничного бизнеса явилась «Единая система счетов для гостиниц» (Uniform System of Accounts for Hotels). Она является стандартом управленческого учета и отчетности для плавучих гостиничных комплексов и содержит правила распределения общехозяйственных затрат по отделам, которые рассматриваются как отдельные виды деятельности, а также правила распределения доходов и формирования финансовых результатов по отделам. Эта система позволяет принимать управленческие решения на базе детальной информации, предоставляемой о деятельности комплекса на «воде» в целом и по каждому отделу (центру ответственности). Управленчес -кая отчетность составляется не только по всему плавучему гостиничному комплексу, но и по каждому ее подразделению.

Управленческая информация и отчетность формируются под влиянием особенностей конкретного рынка. Предполагается, что владелец плавучего гостиничного комплекса понимает, какие изменения потребуются для повышения конкурентоспособности на рынке, а это возможно только в случае получения точной и своевременной информации по всем аспектам бизнеса и его сторонам интерпретации. Например, сезонность всегда была основной проблемой владельцев плавучих гостиничных комплексов. Однако эффекты сезонности в отрасли могут быть в большей или меньшей степени снижены в результате эффективного менеджмента и особого типа ценообразования.

Применение пакетов услуг по предоставлению кают и питания является формой дисконтирования, равно как и непосредственные скидки за каюты. В зависимости от рынка

могут быть использованы различные формы дисконтирования, с использованием других услуг предлагаемых плавучими гостиничными комплексами. Степень предлагаемых скидок будет определяться уровнем конкуренции и маржинальными издержками каждой дополнительной каюты, предоставленной по сниженным расценкам. Следовательно, чрезвычайно важным является здесь точное знание рынка плавучих гостиничных комплексов и структуры издержек для принятия управленческих решений.

Управленческий учет в настоящее время в различных отраслях экономики находится в стадии стремительного развития.

Центральной задачей в управленческом учете является эффективное управление затратами.

Цель управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую клиент согласился бы платить за определенный набор услуг, исследовать возможности продажи клиентам таких наборов по данной цене и достичь желаемой прибыли. Таким образом, перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости, но и с калькулированием продажной цены, что очень важно при продвижении продукции (товаров, услуг) на рынок и завоевании лидирующих позиций в бизнесе.

Основные особенности плавучих гостиничных комплексов и их влияние на управленческий учет:

1. Неодновременность процессов производства и потребления.

В отношении предоставляемого комплекса услуг не в полной степени соответствует такая общая для услуг характеристика, как одновременность, неразрывный характер процессов производства и потребления.

Отдельные услуги не связаны с присутствием клиента. Например, уборка и подготовка каюты к продаже не совпадают по месту и времени с моментом продажи каюты в отделе продаж, непосредственным заселением клиента.

Неодновременность характеризует и услуги питания: в большинстве случаев приготовление блюд происходит в ином месте и в

Выпуск4

¡Выпуск 4

иное время, отличное от процессов сервировки и подачи, которые осуществляются частично в присутствии клиента. Для плавучих гостиничных комплексов подобное разделение процессов является необходимостью;

2. Ограниченная возможность хранения.

Комплекс гостиничных услуг в целом не может быть сохранен для дальнейшей продажи. Если на текущий рейс каюта остается непроданной, то ее невозможно продать дополнительно. Это же относится к услугам питания. Даже если материальные услуги типа «блюда и напитки» в некоторой степени (на допустимый срок реализации) могут храниться, то сервис, связанный с их реализацией, будет не востребован и не оплачен. Гостиничную услугу нельзя произвести впрок, сохранить, законсервировать. Гостиничная услуга удовлетворяет сиюминутный спрос клиента. И если она не оказана, то потенциальный доход комплекса теряется и не может быть восполнен. Более того, не оказанная вовремя услуга может обернуться будущим ущербом для комплекса.

3. Срочный характер услуг плавучего гостиничного комплекса.

Специфика плавучих гостиничных комплексов состоит в том, что проблемы, касающиеся обслуживания, должны решаться быстро. Время предоставления ряда услуг измеряется даже секундами. Данный фактор ведет к расширению штата плавучих гостиничных комплексов, увеличению затрат на содержание персонала.

4. Участие персонала в производственном процессе.

Важной особенностью гостиничных услуг, отличающей их от услуг других отраслей, где в большей степени используются средства механизации, является широкое участие людей в производственном процессе. Вовлечение человеческого фактора оказывает сильное влияние на неоднородность, изменчивость качества и связанный с ними недостаток стандартизации, что представляет одну из важнейших проблем в сфере развития туруслуг на плавсредствах. Для решения этой проблемы на многих плавучих гостиничных комплексах введены стандарты обслужива-

ния — комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций.

Удовлетворение потребностей клиентов с высокой скоростью — это один из важных критериев оказания услуг плавучих гостиничных комплексов, так как клиенты обычно являются весьма нетерпеливыми людьми, которые не терпят отлагательств в выполнении их заказов.

К таким критериям в большинстве случаев относят следующие:

— время ответа на звонок о получении информации или бронировании (5-20 с);

— время оформления в службе приема и размещения. Независимо от массовости заезда клиенты не должны стоять в очереди более установленного на конкретном гостиничном предприятии времени (5-15 мин);

— время, затрачиваемое на оказание конкретной услуги. Например, багаж доставляется в каюту не позднее 3 мин после заселения клиента, стирка и чистка личных вещей проживающих укладывается в сутки и т. д.;

— внешний вид и наличие униформы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— знание иностранных языков обслуживающим персоналом и т. д.

Продажа гостиничного продукта зависит не только от персонала плавучего гостиничного комплекса, но и от внутреннего качества плавучего гостиничного продукта (удобств, комфорта, культуры, уровня сервиса, имиджа плавучего гостиничного комплекса);

5. Сезонный характер спроса на гостиничные услуги.

Для рынка гостиничных услуг характерно колебание спроса в зависимости от времени года (большинство туристов отдыхают в летние месяцы), а также дней недели, что в значительной степени влияет на загрузку рейса. Производство гостиничного продукта требует высоких материальных (ежегодных, постоянных) затрат при существенно меньших переменных затратах. Постоянные затраты не зависят от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а переменные зависят.

6. Взаимозависимость гостиничных услуг и цели путешествия в определенную местность также характеризуют особенность

плавучих гостиничных комплексов в иных отраслях. Необходимо учитывать также характер инвестиций в гостиничное производство и ожидание результата со стороны инвесторов — основных доноров в жизнедеятельности гостиничных комплексов на водном транспорте. Инвестиции производятся обычно в паромы, другой водный транспорт, а также в прочие основные фонды. Основная часть капитала инвестируется в основные средства (внутреннее оснащение) водного транспорта, связанные с его долговременной деятельностью, повышает постоянные издержки, которые необходимо покрывать независимо от объема деятельности, от того, продается гостиничный продукт или нет, сезон или не сезон.

Кроме того, в гостиничном маркетинге необходимо учитывать такой фактор, как оптимальность мощности, которая зависит от оснащения и рынка спроса и предложений.

Гостиничные услуги неосязаемы, их невозможно описать или измерить, так же как и проверить их качество. Обычно они продаются напрямую или с помощью посредников (турагентов), отдельно или в турпакете. В зависимости от уровня и качества обслуживания плавучим гостиничным комплексам присваивается определенная категория.

Своеобразие работы отрасли отражается на организации эксплуатации плавучих гостиничных комплексов и экономике гостиничного хозяйства, поскольку режим работы, нормативы обслуживания и классификация плавучих гостиничных комплексов обусловлены спецификой обслуживания. Указанные особенности деятельности плавучих гостиничных комплексов учитываются при проектировании современных лайнеров и осуществлении реконструкции уже существующих. С учетом непрерывного режима работы рассчитывают количество обслуживающего

персонала, составляют графики ремонтов, особенно капитальных, которые, как правило, не должны выполняться без прекращения работы комплекса.

Особое внимание на плавучих гостиничных комплексах также необходимо уделять безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества и соблюдению требований к охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологических норм.

Достижение определенных целей и решение задач требует от управленческой системы оперативной информации для планирования.

Организацией разрабатываются краткосрочные и долгосрочные планы. Краткосрочные планы в виде процесса составления смет являются одним из механизмов менеджмента для осуществления контроля и оценивания показателей функционирования. Процесс контроля включает задание целей или нормативов, с которыми сопоставляются фактические результаты. Данные финансового учета служат информационной базой управленческого учета. Управленческий учет в свою очередь предоставляет информацию администрации компании для принятия стратегических решений в развитии деятельности гостиничного комплекса на водном транспорте. Одной из первоначальных функций управленческого учета является управление затратами. Изменение затрат в сторону увеличения или уменьшения оказывает влияние на финансовый результат организации. Следовательно, важность оценки затрат очевидна.

Основная часть информации, предоставляемой управленческим учетом, должна быть ориентирована на будущее, поскольку принятие решений и прогнозирование объемов производства, продаж, величины затрат могут быть связаны только с будущим периодом.

Список литературы

1. Янковский К. П. Управленческий учет: учеб. пособие / К. П. Янковский, И. Ф. Мухарь. — СПб.: Питер, 2011. — 368 с.

2. Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник для студ. / Т. П. Карпова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 351 с.

Выпуск 4

¡Выпуск 4

3. ВахрушинаМ. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М. А. Вахрушина. — М.: Омега-А, 2008. — 570 с.

4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие / Н. П. Кондаков, М. А. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 368 с.

5. Управление отелем: бизнес без проблем // Деловой Петербург. — СПб.: Бонниер Бизнес-Пресс, 2005. — Т. 1-2.

УДК 626.62.073:33 Н. Н. Черных,

аспирант,

СПГУВК

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

PERSPECTIVES OF FREIGHT TRANSIT TRANSPORTS DEVELOPMENT BY INLAND WATER TRANSPORT

В статье приведены результаты анализа деятельности внутреннего водного транспорта, выявлены проблемы, предложены меры для повышения эффективности деятельности отрасли и развития транзитного потенциала.

In this article you can find the results of analyses of Russian inland water transport activity, the problems were revealed, some measures were offered for rising the efficiency of business and development.

Ключевые слова: внутренние водные пути, динамика грузовых перевозок, транзитный потенциал.

Key words: inland waterways, freight transport dynamics, transit potential.

МНОГИЕ поколения осваивали водные пути России, которые и сегодня играют важную роль в жизнеобеспечении людей и развитии экономики страны. Внутренние водные пути задействованы в транспортном обслуживании 61 субъекта Российской Федерации, а также в обеспечении внешнеэкономических связей Российской Федерации с иностранными государствами. Единая европейская глубоководная система позволяет проводить суда из Балтийского и Белого морей в Каспийский и Черноморский бассейны. Северный морской путь позволяет в более короткие сроки провозить грузы из Сибири и Дальнего Востока; сибирские реки и реки Дальнего Востока связывают Россию с Китаем. Общая протяженность внутренних водных путей России на начало 2010 г. составила 101,5 тыс. км [3]. На внутренних водных путях Российской Федерации расположены 723 судо-

ходных гидротехнических сооружения, находящихся в ведении Росморречфлота. Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности [1]. На 1 января 2010 г. количество судов речного флота составляет 31 456 транспортных единиц [3]. По данным Росстата, в 2010 г. речным транспортом перевезено 102 млн т грузов [3], однако этот показатель не достигает уровней 1990 и 2000 гг. Диаграмма, представленная на рис. 1, наглядно это показывает.

В 2010 г. водным транспортом было перевезено грузов на 15 млн т меньше, чем в 2000-м (117 млн т), и в 5,5 раз меньше чем в 1990 г (562 млн т)1.

В 2010 г. в структуре грузовых перевозок, водный транспорт составил всего 1,8 %.

1 Для расчетов автором использованы официальные данные Росстата РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.