Научная статья на тему 'Плавучие сооружения (на примерах водного туризма)'

Плавучие сооружения (на примерах водного туризма) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
784
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПЛАВУЧИЕ СООРУЖЕНИЯ / FLOATING STRUCTURES / БОТЕЛИ / МАРИНЫ / MARINA / ОСВОЕНИЕ РЕК / DEVELOPMENT OF RIVERS / МОРЕЙ И ОЗЕР / SEAS AND LAKES / НОВЫЕ СТРУКТУРЫ / ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ВОДНЫХ МАРШРУТАХ / TYPOLOGY / BOATEL / NEW STRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Родионовская Инна Серафимовна, Кочеряев Станислав Александрович, Шахова Марина Евгеньевна

Посвящена большому потенциалу освоения человеком громадных территорий рек, морей и озер, а также преимуществам этого освоения. На примерах рассмотрено, каким образом такие структуры функционировали в прошлом, работают сегодня и могут развиваться в будущем. Сделан акцент о необходимости своевременного перехода в новое пространство акваторий в контексте планомерной застройки этих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Floating structures (based on water activities)

The article briefly describes the types of structures that are widely spread worldwide, and many well-known projects that remain unimplemented. Particular attention is driven to the main features of floating structures and areas of their application. Despite the advances of the present-day technology, floating structures are only used in the travel industry and low-rise construction. The authors consider a substantial though yet unexplored potential of rivers, seas and lakes, as well as the benefits of their use. In their examples, they consider the past and present operation patterns employed by water-borne structures. The authors believe in a pressing need for a timely transition to new water spaces in the context of planned development of territories. In this article, the authors also consider the typology of various floating structures developed by architect A. Nekrasov. They analyze "floating hotels", as well as construction and regulatory requirements that apply to them. They also describe public "marinas" and other areas that may demonstrate typical features of a parking area. The attention is focused on the global experience of design and conceptual design of floating structures. Today, floating structures are interesting solely from the viewpoint of entertainment and traveling. However, development of these facilities will be necessary and realistic in the near future. The demographic situation is rapidly changing worldwide, while environmental conditions are deteriorating. These are the new factors of importance to the humankind. It is necessary to remember about it today to avoid serious consequences in the future.

Текст научной работы на тему «Плавучие сооружения (на примерах водного туризма)»

ВЕСТНИК 9/2012

УДК 629.5:379.85

И.С. Родионовская, С.А. Кочеряев, М.Е. Шахова

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ПЛАВУЧИЕ СООРУЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРАХ ВОДНОГО ТУРИЗМА)

Посвящена большому потенциалу освоения человеком громадных территорий рек, морей и озер, а также преимуществам этого освоения. На примерах рассмотрено, каким образом такие структуры функционировали в прошлом, работают сегодня и могут развиваться в будущем. Сделан акцент о необходимости своевременного перехода в новое пространство акваторий в контексте планомерной застройки этих территорий.

Ключевые слова: плавучие сооружения, ботели, марины, освоение рек, морей и озер, новые структуры , типология учреждений на водных маршрутах.

Не секрет, что реки — это «кровеносные сосуды» нашей планеты. Снабжая Землю влагой, они дают жизнь каждому организму. Благодаря сложной системе рек человеку открыты даже самые отдаленные уголки нашей планеты. Люди используют воду для передвижения испокон веков, тысячелетиями развивая искусство судоходства. В современном мире это по-прежнему актуально, ведь судоходство — один из самых дешевых и удобных видов транспорта.

Система рек очень сложна и обширна. В мире насчитывается около 170 рек, длина которых превышает 1 тыс. км. Из них самые длинные это Амазонка и Нил, наш Енисей на 5 месте, Обь — на 7-м, а Амур на 8-м. По числу и протяженности рек Россия занимает первое место в мире. Общая длина рек около 3 млн км [1]. Большинство городов расположено на реках, поэтому судоходство логично и естественно. Но передвижение по воде это не только суда — это еще и инфраструктура. Для нормального функционирования и долгого комфортного пребывания в плавсредствах нужна целая система обслуживающих структур.

Более 40 лет назад архитектором А.Б. Некрасовым была разработана типология различных учреждений на водных маршрутах. В результате были выявлены следующие виды обслуживания: техническое обслуживание плавательных средств (хранение, ремонт, причалы и пр.); обслуживание туристов (питание и временное проживание людей); курортно-массовое и бытовое обслуживание, а также инженерное оборудование зданий. Учреждения могут быть как небольшыми по вместимости, так и сложными комплексами с различными видами обслуживания. Порой сооружения достигают крупных размеров, так, например, комплекс Лангедок-Руссийон во Франции в течение летнего сезона может принимать до 1,5 млн человек [2].

До недавнего времени не было единой классификации учреждений, обслуживающих водных туристов. Постепенно появился термин «плавучая гостиница». Обычно они встречаются там, где есть большие реки, хорошо развито судоходство, рядом с оживленными туристическими маршрутами и живописными набережными. Все больше и больше в мире возрастает спрос на необычный отдых, поэтому услуги плавучих отелей не теряют свою актуальность.

Плавучей гостиницей не может стать любой корабль, а только лишь специально оборудованный. У них есть свои категорий звезд, подобно обычным гостиницам. От уровня «звездности» отеля зависит предлагаемые комплексы услуг постояльцам. В них располагаются не только номера для проживания, но и любые прочие объекты. Иногда разрешается заселение с домашними животными. Как правило, сооружения характеризуются высоким уровнем комфорта и предназначены для занятий водным туризмом, байдарочным либо парусным спортом летом, а зимой буерным спортом.

Сооружения и устройства обслуживания различных плавсредств часто содержат эллинги для хранения судов. Они находятся либо на берегу, либо внутри гостиницы в непосредственной близости от спальных номеров. За рубежом эллинги, причалы, ремонтные мастерские, склады горюче-смазочных материалов и прочие проектируются как стационарные, так и наплавные.

Плавучие гостиницы и гостиничные комплексы проектируются и строятся во многих странах Европы. Большинство гостиниц оборудовано причалами-пирсами, спуско-подъемными устройствами, а также сооружениями для хранения лодок, их ремонта и заправки. Более того, такое оборудование для технического обслуживания плавсредств является их неотъемлемой частью [3].

Обычно плавучие гостиницы делают из списанных судов, которые перепрофилируют и сдают в эксплуатацию. Часто визуально они все равно напоминают баржу. Другое дело — круизные лайнеры. Огромные корабли вмещают в себя все что только может потребоваться туристам для полноценного отдыха. Более десятка палуб, атриумы, рестораны, казино и даже аквапарки. Одновременно на подобных кораблях может отдыхать несколько тысяч пассажиров и еще полторы тысячи обслуживающего персонала.

Часто корабли стилизуют под какую-нибудь тему. Например, лайнер Disney Dream (рис. 1), который был сдан в эксплуатацию в 2011 г. Он пополнил флот компании, которая специализируется на организации семейных морских круизов. Щедрость декораций, оригинальные картины и статуэтки, грандиозные иллюминации. На лайнере много клубов, творческих центров для подростков и уникальных интерактивных программ, для полного тематического погружения в атмосферу праздника. Все это в процессе морского путешествия [4]. Это накладывает особые требования к оформлению среды и его оборудованию.

Рис. 1. Круизный лайнер Disney Dream

Постепенно лайнеры становятся все больше, комфортнее, а количество пассажиров увеличивается с каждым днем. Популярность растет вместе с энергоэффективностью этих «плавающих городов». Они по прежнему вынуждены делать остановки, не только рекреационные, но и технические, поэтому еще одним сооружением водного туризма по номенклатуре А.Б. Некрасова является общественная стоянка или марина. Особое распространение они получили в США, Канаде и Западной Европе.

Вместимость таких стоянок различная и зависит от величины рекреационного флота того места, где она расположена, предполагаемого проката, площади акватории

ВЕСТНИК

9/2012

и перспектив развития водного туризма этого региона. Марины могут быть городскими и загородными, при этом для их нормального функционирования необходима минимальная площадь водной поверхности в 100 га. Городские марины, подобно автомобильным парковкам, предназначены для паркования и хранения плавсредств жителей города, а также для временных стоянок судов и обслуживания водных туристов. Для подобных стоянок характерен высокий уровень комфорта и технического обслуживания судов и других плавсредств.

Загородные марины располагаются в пределах полуторачасовой доступности. В основном представляют собой самостоятельный объект и предназначены для обслуживания транзитных водных туристов и имеют все необходимое для этого. Еще загородные марины могут входить в состав аквапарков, т.е. крупных общественных учреждений, для самого разнообразного отдыха на воде. Так в свое время на водных трассах Великих Озер основным учреждением обслуживания являлась марина.

В Великобритании подобные стоянки называются лодочными дворами, а в Польше — «базы выходного дня». Ботокемпинги предназначены для обслуживания водных туристов в походе, их аналог — «водные станции» — получили распространение в Польше, а «летние туристские городки» — в Германии. На территориях таких станций размещены участки для палаток примерно для 200 человек, площадки отдыха, административные здания, пляжи, причалы, эллинги и всякого рода ремонтные мастерские. Обычно у них невысокий уровень комфорта и используются сезонно.

В последнее время за рубежом все чаще рекреационные комплексы выносят на акваторию и этому есть свои объективные причины. На воду выносят гостиницы, жилье, учреждения водного туризма, выставочные залы и проектируют даже города. Наиболее часто применяется плавучий понтон, платформа, которая укрепляется на якорях. Отличным примером служит плавучий отель Salt & Sill в Швеции (рис. 2). Шесть двухэтажных домиков, 23 двухместные номера, закреплены на плоскости понтона. Полы отделаны гранитом, а настенные панели из дерева, простота и функциональность — все соответствует скандинавскому образу жизни и мышления (Hotel Salt & Sill. http://www.saltosill.se/Hotell__1053.html).

Рис. 2. Плавающий отель Salt & Sill. Швеция

Крупные плавучие поселения люди пытаются сделать относительно давно. Компания Pilkingtaun еще в 1970-х гг. разрабатывала проекты плавучих городов будущего. Делались попытки применения плавучих опор-понтонов для размещения

учреждений в море. «Плавучий город» предлагали и датские архитекторы. Проект Гидрополиса был рассчитан на 20 тыс. жителей и должен был располагаться в 37 км от берегов Великобритании.

Плавучие гостиницы и гостиничные комплексы для обслуживания туристов проектировались во многих странах: Японии, Франции, Греции, Швейцарии, Дании, Нидерландах, Испании и др. Экспериментальные проекты плавучей гостиницы в Швейцарии предлагали архитекторы Хакин и Крали, где пытались использовать в виде плавучей платформы понтон. Особенно интересны проекты японских архитекторов метаболистов. После выставки в Токио в 1964 г. группа архитекторов состоялась и получила название «семи метаболистов». К. Танге и К. Курокава были сторонниками органической архитектуры, сделали многочисленные концепции проектов разного рода плавающих структур и городов [5—6].

Архитекторами Бургасом и Кикутаке был запроектирован плавучий туристский комплекс с выставочным центром для строительства в США около гавайских островов. 28 веерообразных конструктивных модулей располагались на понтонах. Каждая платформа поддерживалась тремя цистернами бутылеобразной формы высотой в 102 м. В комплекс так же входил волнолом, ограждающий фарватер от высоких волн. Внутри гавани располагались пристани для судов, отели, службы общественного назначения, жилые здания, научно-исследовательские учреждения и т.д.

Одним из последних известных проектов является LilyPad (рис. 3) бельгийского архитектора Венсана Калебо (Vincent Callebaut). За основу была взята тропическая кувшинка Виктория Регия. Назначение города не совсем соответствует туристическому направлению, по словам автора это «плавучий экополис для экологических беженцев». Это сложное сооружение, где будут жить и работать 50 тыс. жителей. Сооружение содержит в себе три гавани, лесопарки и поля, территории для выращивания еды для жильцов этого города [7].

Рис. 3. Плавучий экополис LilyPad Венсана Калебо. Бельгия

При решении генеральных планов сооружений, располагающихся на береговой линии или же непосредственно в акватории, гавань является центральным элемен-

вестник 9/2012

том. Она привлекает к себе внимание как место активной деятельности, связанное с приготовлением судов к отплытию, швартовкой и выхода их с акватории стоянки. Гавань может быть решена как искусственный бассейн на берегу, в совокупности с системой дамб, так и плавучей, напрямую соединенной с морем или водоемом. Наиболее удобна организация стоянки в естественной гавани.

В акваториях, где нет опасности возникновения высоких волн, можно обойтись строительством свайного ограждения, но обычно гавани ограждают дамбами и волноломами, для того, чтобы препятствовать разрушительной силе волн и можно было бы непрерывно пользоваться пирсами и слипами при минимальном уровне волнения 0,5...1 м. Причалы и волноломы обычно оборудуются спуско-подъемными устройствами. В случае значительных колебаний воды лодки следует хранить не на плаву, а в подвешенном состоянии, но это практикуется не везде.

Однако крупные плавучие сооружения, комплексы и центры, которые за свою основу брали понтон, так и не реализовались. Но за 40 лет научно-технический прогресс не стоял на месте. С тех пор мы многое узнали, появились новые материалы, технологии, изменились и архитектурные образы. По прошествии времени постепенно меняется и подход к созданию плавучих структур [8]. Туристический бизнес по-прежнему процветает, но концептуальные поиски сегодня появляются больше по причине необходимости новых территорий и потенциальных последствий нестабильной экологической обстановки. Все крепче входит в наш обиход понятие «экологические беженцы».

Какие преимущества дают нам плавучие структуры сегодня и зачем они вообще нужны? Современные крупнейшие города перенаселены, поэтому для оптимизации городского пространства мы строим небоскребы, пытаясь превзойти друг друга в гонке по количеству этажей. В итоге это негативно сказывается как на геотектоническую обстановку городов, так и на психофизическое состояние людей. Вместо этого мы бы могли плотно использовать акватории рек и развиваться в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной. При этом мы бы никак не ущемляли судоходство.

Все плавучие структуры по необходимости можно перемещать, к тому же, им не страшны территории с сезонным подтоплением. Не радуют прогнозы ученных из Организации Объединенных Наций о возможном скором и полном сокращении льдов на обоих полюсах. Всевозможные модели ближайшего будущего сегодня создают ученые по всему миру и в основном прогнозы негативные. Поэтому вполне возможно, что плавучие города единственное спасение для миллионов жизней в будущем.

С легкостью можно использовать труднодоступные территории, на которые невозможно добраться с земли. Это могло бы быть востребовано туристическим бизнесом. Проще полноценно использовать занимающую площадь, а именно подводное пространство, наводное и надводное. Плавучим структурам не страшны землетрясения и цунами. Поэтому можно возводить на них любые стратегически важные объекты [9—10].

Согласно данным Европейского космического агентства, из-за скорого таяния льдов появляются новые маршруты, а именно канадский Северо-Западный проход и российский Северный морской путь. Для многих транспортных компаний это стало шансом сократить большое количество времени на доставке грузов. Возможно, это заинтересует и туристические компании. Всю инфраструктуру, необходимую для полноценного отдыха и работы, можно создать на основе плавающих структур. Индустриализировав технологии, можно значительно снизить затраты на возведение необходимых сооружений. К примеру, при строительстве крупных гостиничных центров, портов и логистических хабов отпадает нужда в причальной стенке [10].

Библиографический список

1. Родионовская И.С., Шахова М.Е., Кочеряев С.А. Объекты водной рекреации, туризма и спорта в прибрежных зонах мегаполисов // Сб. тр. Междунар. науч. конф. Москва, 19—21 октября 2011. C. 251—253.

2. Некрасов А.Б. Здания и сооружения водного туризма на внутренних акваториях СССР: автореф. дисс. ... канд.-та арх-ры. М. : МАРХИ, 1971.

3. Туполева Т.М. Учреждения водного туризма. М., 1977.

4. Disney Cruise Line. Disney Dream. Режим доступа: http://disneycruise.disney.go.com/ shipsactivities/ships/dream. Дата обращения: 06.06.2012.

5. Ocean Space Center in Norway. Режим доступа: http://www.moderndesign.org/2010/02/ ocean-space-centre-in-norway.html. Дата обращения: 06. 06.2012.

6. Локтев В.И. Теория метаболизма в современном градостроительстве Японии // Гос. Комитет по гражданскому строительству и архитектуре при госстрое СССР. М. : 1967.

7. Callebaut V. Lilypad, a floating ecopolis for climate refugees. Режим доступа: http://vincent. callebaut.org/page1-img-lilypad.html. Дата обращения: 25.05.2012.

8. Shimizu Corporation. TRY2025 The Environmental Island Green Float. Режим доступа: http://www.shimz.co.jp/english/theme/dream/index.html. Дата обращения: 20.05.2012.

9. Зимина Т. Ноев ковчег XXI века // Наука и жизнь. 2010. № 12. С. 26—27.

10. Кочеряев С.А. Плавающие города // Науч.-практ. конф. НТТМ : Сб. докладов. 2010. С. 86—87.

Поступила в редакцию в июне 2012 г.

Об авторах: Родионовская Инна Серафимовна — кандидат архитектуры, доцент, профессор кафедры проектирования зданий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, rodiLS@yandex.ru;

Кочеряев Станислав Александрович — аспирант кафедры проектирования зданий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, one_silence@mail.ru;

Шахова Марина Евгеньевна — аспирант кафедры проектирования зданий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, mstislavovna@mail.ru.

Для цитирования: Родионовская И. С., Кочеряев С.А., Шахова М.Е. Плавучие сооружения (на примерах водного туризма) // Вестник МГСУ 2012. № 9. С. 24—30.

I.S. Rodionovskaya, S.A. Kocheryaev, M.E. Shakhova

FLOATING STRUCTURES (BASED ON WATER ACTIVITIES)

The article briefly describes the types of structures that are widely spread worldwide, and many well-known projects that remain unimplemented. Particular attention is driven to the main features of floating structures and areas of their application.

Despite the advances of the present-day technology, floating structures are only used in the travel industry and low-rise construction. The authors consider a substantial though yet unexplored potential of rivers, seas and lakes, as well as the benefits of their use. In their examples, they consider the past and present operation patterns employed by water-borne structures. The authors believe in a pressing need for a timely transition to new water spaces in the context of planned development of territories.

In this article, the authors also consider the typology of various floating structures developed by architect A. Nekrasov. They analyze "floating hotels", as well as construction and regulatory requirements that apply to them. They also describe public "marinas" and other areas that may demonstrate typical features of a parking area. The attention is focused on the global experience of design and conceptual design of floating structures.

Today, floating structures are interesting solely from the viewpoint of entertainment and traveling. However, development of these facilities will be necessary and realistic in the near future. The demographic situation is rapidly changing worldwide, while environmental conditions are deteriorating. These are the new factors of importance to the humankind. It is necessary to remember about it today to avoid serious consequences in the future.

ВЕСТНИК 9/2012

Key words: floating structures, boatel, marina, development of rivers, seas and lakes, new

structure, typology.

References

1. Rodionovskaya I.S., Shakhova M.E., Kocheryaev S.A. Ob"ekty vodnoy rekreatsii, turizma isporta vpribrezhnykh zonakh megapolisov [Facilities of Water Activities, Traveling and Sports in Coastal Areas of Megalopolises]. Collected works, International Scientific Conference, Moscow, October 19 - 21, 2011, pp. 251—253.

2. Nekrasov A.B. Zdaniya i sooruzheniya vodnogo turizma na vnutrennikh akvatoriyakh SSSR [Buildings and Structures of Water Activities Bourne by Inland Waters of the USSR]. Moscow, MARKhl Publ., 1971.

3. Tupoleva T.M. Uchrezhdeniya vodnogo turizma [Institutions of Water Activities]. Moscow, 1977.

4. Disney Cruise Line. Disney Dream. Available at: http://disneycruise.disney.go.com/ships-activi-ties/ships/dream. Date of access: 06.06.2012.

5. Ocean Space Center in Norway. Available at: http://www.moderndesign.org/2010/02/ocean-space-centre-in-norway.html. Date of access: 06.06.2012.

6. Loktev V.I. Teoriya metabolizma vsovremennom gradostroitel'stve Yaponii [Theory of Metabolism in Contemporary Urban Planning of Japan]. Moscow, 1967.

7. Callebaut V. Lilypad. A Floating Ecopolis for Climate Refugees. Available at: http://vincent.cal-lebaut.org/page1-img-lilypad.html. 2008. Date of access: 25.05.2012.

8. Shimizu Corporetion. TRY2025 The Environmental Island Green Float. Available at: http://www. shimz.co.jp/ english/theme/dream/index.html. Date of access: 20.05.2012.

9. Zimina T. Noev kovcheg XXI veka [Noah's Ark of the XXI century]. Nauka I Zhizn [Science and Life Magazine], 2010, no. 12, pp. 26—27.

10. Kocheryaev S.A. Plavayushchie goroda [Floating Cities]. Collected papers, Scientific and Practical Conference "Scientific and Technical Creativity of the Youth". 2010, pp. 86—87.

About the authors: Rodionovskaya Inna Serafimovna — Candidate of Architectural Sciences, Associated Professor, Professor, Department of Design of Buildings, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; rodiLS@yandex.ru;

Kocheryaev Stanislav Alexandrovich — postgraduate student, Department of Design of Buildings, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; one_silence@mail.ru;

Shakhova Marina Evgen'evna — postgraduate student, Department of Design of Buildings, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; mstislavovna@mail.ru.

For citation: Rodionovskaya I.S., Kocheryaev S.A., Shakhova M.E. Plavuchie sooruzheniya (na prim-erakh vodnogo turizma) [Floating Structures (Based on Water Activities)]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 24—30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.