Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
человек / управление / организация / система / среда / организационная культура / оценка / показатель / мотивация / стратегия / человек / норма / средства / контроль / решение / власть / деятельность / программа / цель / дерево целей / результат / иерархия / структура / эффективность / people / management / organization / system / environment / organizational culture / assessment / record / motivation / strategies / norms / tools / control / decision / power / activity / program / purpose / objectives tree / result / hierarchy / structure / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Язмырадова О.

Управление социальной организацией должно строиться на основе управления людьми, реализующими в организации свои самые различные интересы, во многом выходящие за рамки организации. При этом управление организацией, как «живой» системой со стороны формальной системы власти ограничено, основным фактором является ее организационная культура идеалы, нормы ее членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING ORGANIZATION: MAIN FACTORS OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Social organization management must be based on people management, who implement in the organization their variety of interests, largely outside the scope of the organization. While managing the organization as a «living» system by the formal system of government is limited, the main factor is the organizational culture – ideals, standards of its members.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 33

Язмырадова О.

Туркменский государственный институт экономики и управления

(г. Ашхабад, Туркменистан)

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: управление социальной организацией должно строиться на основе управления людьми, реализующими в организации свои самые различные интересы, во многом выходящие за рамки организации. При этом управление организацией, как «живой» системой со стороны формальной системы власти ограничено, основным фактором является ее организационная культура - идеалы, нормы ее членов.

Ключевые слова: человек, управление, организация, система, среда, организационная культура, оценка, показатель, мотивация, стратегия, человек, норма, средства, контроль, решение, власть, деятельность, программа, цель, дерево целей, результат, иерархия, структура, эффективность.

Управление - это один из основных аспектов нашей деятельности, а, ввиду ее разнообразия, имеются и разные определения термина «управление». Одни определяют управление как функцию организованных систем различной природы, обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и реализацию программы по достижению цели деятельности. Другие расширяют функции управления, включают в них целеполагание, регулирование, учет и другие функции.

В целом же любое управление - это управление по достижению поставленной цели. Управление организацией - управление ее деятельностью по достижению цели организации. Но тут отметим, что «организации не имеют целей, цели имеют только люди». Поэтому и установленные цели организации на самом деле - цели людей, и не только собственников, но и цели тех людей,

которые участвуют в их определении, -«согласие достигается в переговорах участников, которые возобновляются, если принятые решения нарушаются в связи с изменениями в структуре власти и во внешней среде». Поэтому «в основе предмета теории фирмы должны находиться действующие и взаимодействующие индивиды, реализующие свои интересы ... перенос внимания с характеристик фирм как целостных объектов (систем) на характеристики входящих в них индивидов и их взаимодействий».

Собственно, основой деятельности и человека, и социальных систем, является цель человека, его самая общая фиктивная цель - цель развития и превосходства.

Эта цель фиктивна, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму. Фиктивными целями являются и любые цели, не имеющие предвидения конечного результата, например, «повышение», «улучшение», и т.д., и, поскольку нет объективной оценки достижения цели, всегда можно «показать», что такие цели достигнуты.

Таким образом, управление организацией включает, в самом общем виде: формулирование конкретной цели, к которой стремится организация, разработку соответствующих программ деятельности по достижению цели организации,

деятельность по реализации разработанных программ и достижению поставленной цели.

В организации с сильной организационной культурой роль власти ограничена. Организация ведет себя как «живая» система со своим «характером», определяемым идеалами и нормами своей культуры, соответственно и функционирует организация в соответствии со своими

внутренними закономерностями, а не на основе простого принуждения. Главное, чтобы культура организации сама учитывала необходимость изменений в организации при изменении внутренней и внешней среды и адекватно и быстро реагировала на них, даже без внешнего принуждения.

Слабое место в системе культуры и власти в том, что система власти, формальных норм и санкций за их нарушение, создается руководством организации и, поэтому, не распространяется на само руководство и, соответственно у руководства нет системы формального контроля, поддерживающего его культуру. «Одним из симптомов социального распада и причиной социального раскола является вырождение меньшинства, ранее способного руководить благодаря своим творческим потенциям, но теперь сохраняющего власть лишь благодаря грубой силе».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с;

2. Cyert R.M. A Behavioral Theory of the Firm / Cyert R.M., March J.G. -Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall Inc., 1963. - Chapter 3;

3. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. - 2010. - Т. 8, № 1. - С. 5-40;

4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: АСТ, 2011. - 251 с.

Yazmyradova O.

Turkmen State Institute of Economics and Management (Ashgabat, Turkmenistan)

MANAGING ORGANIZATION: MAIN FACTORS OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Abstract: social organization management must be based on people management, who implement in the organization their variety of interests, largely outside the scope of the organization. While managing the organization as a «living» system by the formal system of government is limited, the main factor is the organizational culture - ideals, standards of its members.

Keywords: people, management, organization, system, environment, organizational culture, assessment, record, motivation, strategies, norms, tools, control, decision, power, activity, program, purpose, objectives tree, result, hierarchy, structure, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.