Проблемы экономики и менеджмента
А.М. Жемчугов
аналитик,
ООО «Корпоративные системы управления»
М.К. Жемчугов
канд. техн. наук, главный специалист, ООО «Корпоративные системы управления»
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ, ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Аннотация. Целеполагание является одним из основных вопросов современного менеджмента, ведь цели организации практически ничего не говорят о том, как именно они будут достигаться. Если же рассмотреть составляющие менеджмента, то можно увидеть, что они существуют в их единстве и противоположности. В настоящей статье показаны четыре уровня цели организации и соответственно четыре уровня стратегии. Показано единство и противоположность целого ряда составляющих менеджмента.
Ключевые слова: современный менеджмент, цель, политики, целеполагание, стратегия, организация, управление, интерес, продукция, показатели, реализация, разработка, мотивация.
A.M. Zhemchugov, LLC «Corporate Management Systems»
M.K. Zhemchugov, LLC «Corporate Management Systems»
MODERN MANAGEMENT. FOUR LEVELS OF OBJECTIVES AND STRATEGY, UNITY AND OPPOSITY OF ITS COMPONENTS
Abstract. Goal setting is one of the key issues of modem management, because the organization's goals almost nothing without knowledge how they will be achieved. If we consider the components of management, then you can see that they exist in their unity and opposity. This article shows four levels of the organization's goals and strategies accordingly to levels. Showing a unity and opposity of a number of management components.
Keywords: modern management , goal, policy , goal setting , strategy, organization, management, interest , products , performance , implementation , development , motivation.
Введение
Для термина «менеджмент» существуют десятки различных определений, поэтому вначале определимся с этим вопросом. В нашем достаточно широком понимании менеджмент - это наука о постановке максимально-реализуемой при прогнозируемых внутренних и внешних условиях цели социальной организации, и о наиболее эффективном пути ее достижения. Будь это коммерческие или некоммерческие организации, политические организации, государственные организации, военные организации. В этом принципиальное отличие менеджмента и от общей теории управления, и от кибернетики. Отметим что по данному определению «менеджмент» и «стратегический менеджмент» - это синонимы. В настоящей статье мы и рассмотрим основные положения постановки цели организации и эффективной стратегии ее достижения.
1. Цель
Социально-экономическая цель организации не может быть просто поставлена сверху собственником (учредителем), точнее может, но тогда она не будет полностью отражать существующие реалии, существующие возможности организации, она будет
№ 12 (28) - 2013
13
Проблемы экономики и менеджмента
или занижена (тогда будет достигнута, но не будет соответствовать возможностям организации) или завышена (тогда не будет достигнута, и организация понесет существенный урон). Вопрос постановки цели организации - это вопрос и собственника, и организации. Это не просто поставленная сверху или снизу цель. С одной стороны - это максимально достижимая в существующих условиях цель, с другой стороны - это цель принятая коллективом организации, и здесь имеется серьезная проблема согласования целей собственника и организации - внешних и внутренних целей [1].
Кроме того, у любой социальной организации, будь то небольшая частная компания или само государство, уже есть предопределенная фиктивная цель развития и превосходства. Сам термин «фиктивная цель» дан Альфредом Адлером и он определял его так: «“Фиктивная цель”, расплывчатая и неустойчивая, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [2].
Адлер писал, что он может говорить об общей цели людей - «они имеют целью достижение превосходства» и «эта фиктивная цель превосходства, абсолютно противоречащая действительности, стала основным условием нашей прежней жизни. Она учит нас различать, придает нам твердость и уверенность, формирует и руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться» [2].
И эта фиктивная цель превосходства во многих случаях соответствует и цели собственника, достижение этой цели дает ему не только повышение прибыли (или другого заданного экономического показателя), но и повышение рыночной стоимости его организации, иногда он даже ставит основной целью именно повышение рыночной стоимости организации.
Но в некоторых случаях она может приносить и вред, например, в сфере организаций государственного управления. Она приводит к раздуванию штатов, бюрократизации, борьбе за власть и т.д.
Задачей менеджмента как раз и является разработка общих социальноэкономических целей организации и на их основе - разработка конкретных предметных целей (производства продукции, разработки новой продукции, развития), разработки планов и программ достижения этих предметных целей, и управление организацией по реализации этих программ, по практическому достижению поставленных целей [3].
Общие цели говорят о том, какие социально-экономические результаты должна обеспечить организация [3]. Однако «цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [4].
«Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, вычислены из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации),
14
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях» [5].
От общих целей необходимо перейти к общим предметным целям, показывающим, какими должны быть объемы выпуска существующей продукции, какая новая продукция, с какими потребительскими свойствами, должна быть предварительно разработана, какие проекты развития должны быть проведены. А далее к конкретным предметным целям (планам) выпуска и реализации конкретной продукция (товары, услуги), реализации конкретных средств развития предприятия.
И этот переход от общих целей к предметным, как отмечено выше, - самый сложный, он не подлежит формализации, он ближе к искусству, чем к науке. Но только разработанные предметные цели позволяют разработать конкретные планы и программы деятельности организации [3], провести их в жизнь, обеспечить достижение цели организации.
Таким образом, мы имеем четыре уровня цели:
1) Фиктивные цели развития и превосходства.
2) Общие социально-экономические цели.
3) Общие предметные цели.
4) Предметные цели.
2. Стратегия достижения поставленной цели
Имея четыре уровня цели, можно говорить и о четырех уровнях стратегии.
Собственно разные уровни стратегии были даны еще Фон Клаузевицем, который первым из всех военачальников (1834 г.) дал определение военной стратегии: «Стратегия ... составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к ее достижению; иначе говоря она намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям» [6], и здесь уже видны два уровня стратегии. А в прошлом веке Владимиров более четко определил два уровня стратегии: «Различают два уровня военной стратегии: стратегию ведения войны в целом и стратегию ведения крупномасштабных операций. Они объединены общим замыслом, но различаются по масштабам, характеру рассматриваемых вопросов, содержанию задач и подходам к их рассмотрению» [7].
В первом разделе мы получили четыре уровня цели и соответственно должны получить и четыре уровня стратегии. Почему же в военной стратегии их только два?
Ответ на этот вопрос также дал уже Фон Клаузевиц: «политическая цель войны находится вне ее пределов», верхние уровни военной цели - это цели, которые ставит государство: «Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» - этой выпиской начинается тетрадь В.И. Ленина с выписками и замечаниями к книге Клаузевица [6].
Собственно в стратегии организаций уровни цели также разделяются на цели собственника - верхние уровни (политическая цель организации находится вне ее пределов), и цели организации - нижние уровни. При этом четкой границы нет, особенно, если собственник является руководителем организации, тогда у него две
№ 12 (28) - 2013
15
Проблемы экономики и менеджмента
роли с разными уровнями целей.
Таким образом, мы всегда имеем четыре уровня стратегии:
1) Стратегию получения общих социально-экономических целей.
2) Стратегию получения общих предметных целей.
3) Стратегию получения предметных целей.
4) Стратегию достижения предметных целей.
Из этих уровней видно, что три верхних уровня стратегии - это именно иерархические программы разработки и формализация необходимых конкретных предметных целей, достижение которых, в комплексе, обеспечивает достижение стоящей перед организацией, государством, фиктивной цели развития и превосходства.
Эти четыре уровня стратегии и в менеджменте различаются и по характеру вопросов, и по содержанию задач, и по подходам к их рассмотрению.
Уровни целей и уровни стратегии приведены на рис. 1.
Рисунок 1 - Уровни целей и стратегия организации
Стратегия общего целеполагания (1) определяет, как из фиктивной цели развития и превосходства организации в конкурентной среде получить общие социально-экономические цели: место в своем сегменте рынка, финансовые показатели (рентабельность, оборот и т.д.) и т.д. При этом устанавливаемые общие цели зависят не только от внешней среды организации, но и от внутренней среды - в данном направлении стратегия определяет, как устанавливать цели, сверху или снизу, как мотивировать их постановку и достижение. Эта стратегия определяется высшим руководством организации, включая руководителей дивизионов. Отметим, что элементом любой стратегии являются политики «направляющие или ограничивающие поле деятельности» [8]. В данном случае - это политики высшего уровня: конкурентная политика, кадровая политика, и т.д.
16
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Общая стратегия (2, 2’) определяет, как из общих социально-экономических целей получить предметные цели - цели по разработке и производству конкретной продукции (2), и конкретному развитию организации (внутренней и внешней среды - 2’).
Этот процесс можно назвать административным проектированием, он проводится высшим административным руководством организации. Здесь общие предметные цели разделяются на две категории: определяют номенклатуру и объемы производства формализованных предметов (имеющие производственную документацию). Вторые определяют предметы, которые определены по потребительским свойствам, но не имеют производственной документации. Например, новый продукт с заданными потребительскими свойствами, новый производственный участок под заданную продукцию с заданной производственной мощностью и т.д. Общая стратегия определяется руководством, плановыми службами и службами маркетинга и развития. Ее политика основывается на конъюнктуре рынка, компетенциях организации, имеющихся ресурсах.
Техническая стратегия (3, 3’) - это стратегия, определяющая как заданным потребительским свойствам «предметов» определить сами предметы - разработать их производственную документацию. Это процесс является техническим проектированием новой продукции (3), новых производственных участков, а также новых видов продвижения, и т.д. (3’). Техническая стратегия реализуется научно-техническими и технологическими подразделениями и базируется на принятой технической политике.
Предметная стратегия (4) - это стратегия, определяющая программы производства продукции (4) и развития (4’). Это процесс планирования, он проводится планово-диспетчерскими. Реализация стратегии осуществляется производственными подразделениями и основывается на производственной политике.
Что касается государственного управления, то любое государство также имеет фиктивные цели развития и превосходства, существует в конкурентной среде. Вопросы целеполагания в государственном управлении поднимаются в целом ряде теоретических работ (например «Основы государственного управления» [9]), но ни в одном из найденных определений государственного управления не присутствует понятие цели. Типичное определение: «Государственное управление (state
administration, government management) - одна из форм деятельности государства, выраженная в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях осуществления государственных интересов и проводимой государственной политики» [10]. Если посмотрим Положения о наших министерствах, то и там отсутствует упоминание о цели. А там, где неопределенна цель - невозможно и эффективное управление, деятельность такой организации просто выливается в выполнение функций, зачастую без всякого положительного результата, поскольку он в данном случае никак и не задан. «Условием реализации управления является наличие цели» [11].
3. Двойственные политики менеджмента
Разработка стратегии организации, как показано в первом разделе, уже
№ 12 (28) - 2013
17
Проблемы экономики и менеджмента
встречается с проблемами на самом первом этапе - этапе постановки социальноэкономических целей организации. Не меньше проблем и на остальных уровнях разработки и реализации стратегии. Отмеченная проблема согласования внешних и внутренних целей, проблема их единства и противоположности, далеко не единственная. Социальная организация связана с двойственностью всех основных ее составляющих, с их единством и противоположностью и ее эффективность зависит от принимаемых соответствующих политик.
- Два вида целей - внешние цели и внутренние цели.
- Два вида хозяйствования - натуральное хозяйство и товарное производство.
- Два типа организаций - естественные и искусственные.
- Две экономики - бартера и дара.
- Два типа социальных групп - экспрессивные и инструментальные.
- Два передовых направления менеджмента - японский и американский.
- Два вида целей - личные и коллективные цели.
- Два направления эффективности средств - экономической эффективности и социальной эффективности.
- Два вида управления - планирование и управление проектами.
- Два направления мотивации - поощрение и наказание.
- Две направленности мотивации - на саму деятельность и на конечный результат.
- Две направленности мотивации - на индивидуальный и на коллективный результат.
- Два вида власти - формальная власть и культура.
- Два вида свободы - личная и коллективистская свобода.
- Два вида управления - централизация и децентрализация.
- Два вида организации - формальная организация и самоорганизация.
Социальная организация - это совокупность всех этих составляющих, с
единством и борьбой их противоположностей. Они всегда и везде присутствуют только совместно, но в различной пропорции в различных конкретных случаях. Эффективный менеджмент - это наиболее эффективное разрешение всех этих противоречий. А конкретно поставленное в организации их соответствие определяется соответствующими политиками, принятыми в организации. Собственно все эти отмеченные политики определяют культуру организации, ее организационный порядок.
Рассмотрим, очень кратко, эти составляющие, отметим еще раз, конкретные пропорции каждой из составляющих являются элементами политики организации, т.е. элементами ее стратегии.
Два вида целей - внешние и внутренние цели, на верхнем уровне иерархии это, как отмечалось, цели собственника и цели организации. Однако, «организации не имеют целей, «Организации не имеют целей, цели имеют только люди ... согласие достигается в переговорах участников, которые возобновляются, если принятые решения нарушаются в связи с изменениями в структуре власти и во внешней среде» [12]. В общем случае здесь могут быть три политики: постановка целей сверху,
18
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
постановка целей снизу, и согласование целей.
Два вида хозяйствования - это натуральное хозяйство и товарное производство. Натуральное хозяйство - это производство и потребление продуктов в интересах организации. Товарное производство - производство на реализацию. Практически в любой организации присутствуют элементы и натурального хозяйства, и товарного производства.
Два типа организаций - естественные и искусственные организации. Первые возникают естественным путем, когда люди объединяются для достижения общих целей. Вторые создаются искусственно, когда люди набираются на работу для достижения целей, поставленных собственником. Но, как только начинают совместную деятельность, у них появляются и общие интересы, и общие цели и, практически любая искусственная организация, существующая достаточно долго, имеет и элементы естественной организации.
Две экономики - бартера и дара. Экономика дара основана на прямом обмене, после которого ни одна из сторон не имеет обязательств перед другой. Принять же дар, значит принять на себя обязательство. Купля-продажа освобождает от обязательств [13]. Дары создают «чувственную связь», а товарный обмен - нет [14]. Обмены в экономике дара отличаются от экономики бартера, тем, что они используются в основном для выстраивания социальных отношений [15]. Применять в определенных рамках экономику дара в организации, или нет, это также вопрос политики организации.
Два типа социальных групп. Первичная (экспрессивная) группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются ... тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Их предназначение удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию, экспрессивная группа создается для удовлетворения эмоциональных потребностей ее членов [16]. Деятельность группы «является просто экспрессивной и не имеет цели, содержит не представление о последующем завершении, но заключает конец в себе самом» [17].
Производственное подразделение - создается, как инструментальная группа для достижения поставленных целей. Однако, «Если между индивидами вторичной [инструментальной] группы складываются достаточно устойчивые эмоциональные отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы. Инструментальный и эмоциональный аспекты человеческой жизни являются базисными» [16]. Внимание организации к экспрессивному аспекту деятельности является элементом политики организации.
Два передовых направления менеджмента. В настоящее время самыми передовыми экономиками мира, обеспечивающими наибольшую производительность, является американский и японский. Американский больше ориентируется личность и
№ 12 (28) - 2013
19
Проблемы экономики и менеджмента
имеет основные признаки товарного производства и естественной организации, японский на коллектив и имеет существенные признаки натурального хозяйства и естественной организации. В последнее время наблюдается тенденция проникновения принципов американского менеджмента в японский, а японского - в американский.
Два вида целей - личные и коллективные цели. Человек существо социальное и выжил только потому, что люди объединяется для достижения поставленных целей, целей, которые в одиночку не достигнуть. Но, в коллективе у человека остаются и индивидуальные цели, более того, они первичны, а коллектив - это во многом средство достижения личных целей.
Два направления эффективности средств - экономической эффективности и социальной эффективности. Здесь проблема в том, что наиболее эффективными в экономическом плане являются асоциальные цели (нарушающие интересы других членов общества, загрязняющих окружающую среду, и т.д.). Цели, соответствующие социальным нормам, много менее эффективны. Но, если присмотреться, они более эффективны в дальней перспективе.
Два вида управления - планирование и управление проектами. Проект - это разовое действие, имеющее четкое начало и конец. План - это непрерывный периодический процесс деятельности - планирования и реализации. Однако любой план начинается с проекта. А любой проект заканчивается тогда, когда изделие сходит с производства, когда уже не требуется доработка и модернизация изделия, и начинается новый проект.
Два направления мотивации - поощрение и наказание. Невозможно построить деятельность только на наказании, или только на поощрении. В настоящей парадигме управления основное значение придается поощрению, но и наказание в некоторой степени (в основном 20-30%) все равно необходимо.
Две направленности мотивации - на саму деятельность и на конечный результат. Мотивация может быть направлена как на саму деятельность (на достижения показателей деятельности: качество, дисциплина, исполнительность, образование, и т.д.), так и на конечный результат.
Две направленности мотивации - на индивидуальный и на коллективный результат. В первом случае страдает кооперация, во втором эффективность. В первом случае формируется индивидуалистическая культура, во втором коллективистическая. В формализуемых видах деятельности требуется больший вес мотивации на индивидуальный результат, в неформализуемых, требуемых совместной неформальной деятельности - больший вес коллективной мотивации.
Два вида власти - формальная власть и культура. Формальная власть, административная «власть - это функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Власть обеспечивает порядок, т. е. соответствие поведения субъектов нормам и ценностям, провозглашенным целесообразными и для системы. Основные элементы власти - это принуждение (угроза негативными последствиями), убеждение, поощрение, авторитет» [18]. Культура - это тоже власть, но власть не
20
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
администрации, а коллектива.
Два вида свободы - личная и коллективистская свобода. Абсолютная личная свобода - это свобода от всех социальных норм - понятно, что она не возможна. Коллективистская свобода - это свобода в рамках норм принятой коллективом культуры. Однако если никто из коллектива не будет выходить за рамки культуры, то наступает стагнация, прекращение развития. Развитие - это формирование новых норм, новой более высокой культуры.
Два вида управления - централизация и децентрализация. Централизация -единоличное управление руководителем организации, когда он принимает все жизненно важные решения. Нижестоящие руководители осуществляют только декомпозицию поступающих сверху решений, их передачу на нижние уровни, контроль, интеграцию результатов, и передачу отчетов о выполнении распоряжений наверх. Децентрализация - передача полномочий принятия решений на нижние уровни. Понятно, что полная централизация не возможна, также как и полная децентрализация.
Два вида организации - формальная организация и самоорганизация. Полная формальная организация деятельности социальной организации не возможна. Она возможна только для завода автомата с роботами. Даже на конвейере возможны нештатные ситуации, которые требуют неформальных решений. Но и полная самоорганизация также не возможна, всегда необходимы определенные формальные рамки.
Здесь мы перечислили только некоторые основные двойственные политики, но далеко не все.
4. Стратегия - это непрерывный процесс
Из раздела 2 четко видно, что разработка стратегия - это процесс, требующий определенного времени, что, однако, связанно с изменением внешней и внутренней ситуации. И уже в процессе разработки стратегии в нее могут вноситься определенные коррективы. Сам же процесс реализации стратегии - реализации разработанных программ деятельности, также протекает в изменяющейся внешней и внутренней среде. Для его успешной реализации необходим мониторинг как хода самого процесса и проведение корректирующих мероприятий, так и мониторинг внешней и внутренней среды и проведение предупреждающих мероприятий.
И практически не существует такого положения, когда мы разработали стратегию, выполнили намеченные программы деятельности, и начинаем разработку новой стратегии. Стратегический процесс непрерывен. В его ходе мы постоянно корректируем и развиваем программы деятельности, при необходимости корректируем предметные цели, а при серьезных изменениях среды - и общие цели - непрерывно корректируем нашу стратегию, где-то подстраиваясь под изменения среды, где-то изменяя саму среду.
Может, конечно, случиться ситуация, когда мы признаем, что наша стратегия в сложившихся условиях не верна и мы полностью меняем нашу рыночную политику -меняем сферу деятельности. Но это уже форс-мажор, и тут мы действительно строим
№ 12 (28) - 2013
21
Проблемы экономики и менеджмента
новую стратегию на новом рынке.
Заключение
Даже самое краткое описание уровней целей организации, уровней стратегии, единства и противоположности политик, направляющих и ограничивающих деятельность, показывает чрезвычайную сложность менеджмента и невозможность его формализации. Но, на самом деле, вопрос менеджмента еще сложнее, поскольку невозможно переносить сложившийся в одной организации успешный менеджмент на другую [5]. Каждая организация должна искать свой собственный путь построения своего собственного эффективного менеджмента.
Список литературы:
1. Пригожин А.И. Современная социология организаций: учебник. -
М.: Интерпракс, 1995. - 296 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.
3. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Современная организация: целеполагание и целеосуществление // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 8. - С. 3-15.
4. Simon H.A. On the Concept of Organizational Goal // Administrative Science Quarterly. - 1964. - Vol. 9, № 1. - P. 1-22.
5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
6. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934. - 340 с.
7. Владимиров А.И. Концептуальные основы Национальной стратегии России: политологический аспект / Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2007.
8. Куинн Дж.Б. Стратегия перемен // Минцберг Г. Стратегический процесс / Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. - СПб.: Питер, 2001.
9. Основы государственного управления / под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. - Минск: Аккад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 486 с.
10. Халилов В.Ф. Власть. Политика. Государственная служба: словарь / В.Ф. Халилов, Е.В. Халилова. - М.: Луч, 1996. - 271 с.
11. Матвеева Е.Ю. Концепция современного естествознания: словарь основных терминов: учебное пособие. - Новосибирск, 2007.
12. Cyert R.M., March J.G. A Behavioral Theory of the Firm, Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1963, Chapter 3.
13. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М.: Вост. лит. Ран, 1996. - 360 с.
14. Hyde L. The Gift: Imagination and the Erotic Life of Property. New York: Vintage Books, 1983.
15. Bell D. Modes of exchange: Gift and commodity // Journal of Socio-Economics. -1991. - Vol. 20, Issue 2, Summer. - P. 155-167.
16. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
17. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии: в 2 частях / сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. - М.: Наука, 1994. - 775 с.
18. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Осипова Г.В. -М.: Инфра-М: Норма, 1998. - 672 с.
22
№ 12 (28) - 2013