УДК 378.1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА
Жильцов Д.Е., к.э.н., ФГНУ «Институт управления образованием» РАО, Москва. Россия. Email: [email protected]
Аннотация: Общественная значимость интереса - объективное основание разделения уровня принятия решений и возложения ответственности за их последствия. Действовать в управлении образованием через объективные интересы различных субъектов общества, преобразуя объективные интересы в субъективные, - самая эффективная политика. Общественно значимыми интересами могут быть как всеобщий, так и особенные и частные интересы, которые должны быть выражены по возможности самими субъектами данных интересов. Особенно не должны быть потеряны те интересы, которые едины для многих людей и субъектов общества и скрепляют их.
Ключевые слова: социальный интерес; общественная значимость интереса; социальное управление; субъекты общества.
EDUCATION MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE SOCIAL INTERESTS OF SOCIETY
Zhiltsov D.E., Ph.D. Arts, Institute of Management of Education, Moscow, Russia, Email: [email protected]
Abstract. The social significance of an interest is an objective basis of the separation of levels of decision-making and placing the responsibility for their consequences. Acting in the education management through the objective interests of various actors in society, transforming the objective interests of subjective is the most effective policy. Socially significant interests could also be general, special, or private interests to be expressed by the subjects as possible data of interest. In particular, the interests common to many individuals and social actors and cementing them should not be lost.
Keywords: social interest; social significance of interest; social administration; actors of society.
Управление образованием - это не только управлению отраслью, замкнутой на себе самой (в частности, управление образовательными системами, процессами и институтами), но и управление на стыке образования и общества. Разумная образовательная политика должна учитывать не только интересы общества в целом, которые представлены главным образом государством и его организациями на разных уровнях, но и специфические интересы субъектов общества: социальных институтов, классов, хозяйственных и технологических укладов, интересы отдельных людей.
Государство призвано защищать всех своих социальных субъектов и все общество в целом в их основных компонентах, а также во многом и каждого отдельного человека, сгруппированного в общности, с его интересами на протяжении
всего его жизненного пути. Между тем на достаточно значительном жизненном пространстве каждый субъект общества должен по мере возможности заботиться о себе, проявлять себя, представлять себя и отвечать за себя сам. При этом объективным основанием разделения уровней принятия решений и возложения ответственности за их последствия является в первую очередь их соответствие характеру и уровню общественной значимости интереса. Уровень же общественной значимости интереса выражается, на наш взгляд, в том, насколько болезненно или безболезненно для общества и его сфер общество может отказаться от его преследования (отказаться полностью или частично, не краткосрочном или долгосрочном временном интервале, с учетом возможности компенсации одной группы интересов другими - как с точки зрения жизнеспособности общества, так и с точки зрения проявления всего созидательного потенциала субъектов общества, в том числе самовыражения и самореализации отдельных людей). Степень «болезненности» интереса выступает на уровне психологии людей в виде опасения или страха потерять или не получить что-либо в будущем и более глубоко - в виде опасения или страха остаться существовать с чем-либо негативным на протяжении долгих лет жизни при ошибочном выборе альтернатив развития общества и альтернатив жизненного пути, связанных с интересами.
На наш взгляд, социальный интерес - это прежде всего объективно-субъективная категория макроуровня общества, а не только лишь чисто субъективная категория микроуровня общества, касающаяся отдельных людей. Как объективная категория, интерес обусловлен потребностями воспроизводства объекта на определенном качественном и количественном уровне, а также потребностями обеспечения эволюции объекта в определенном направлении. Проходя через сознание субъекта, представляющего этот объект, такие потребности выражаются в форме интереса (заинтересованности) в тех или иных видах деятельности и их результатах, в том или ином поведении. На поверхности явлений, то есть в виде феномена сознания на микроуровне, интерес - это сознательная установка субъекта на определенный тип поведения.
Образование - это формирование общества посредством формирования сознания людей. Поскольку субъекты и сферы общества представляются людьми, то именно люди формируют (влияют на сложившееся состояние и направления изменений) этих субъектов (хозяйственных корпораций, регионов и т.п.) и сфер (хозяйства, политики, культуры). Если образование формирует сознание, значит, оно формирует или влияет на формирование мотивации и ценностных установок,
усмотренных в интересах общества, которые вызваны к жизни общественным воспроизводством. Однако вследствие того, очень многие качества субъектов общества образуются стихийно и на протяжении длительных промежутков времени, можно лишь частично изменить приоритеты сознания, повлияв на интересы (заинтересованность, мотивацию), а значит, и приоритеты деятельности людей посредством целенаправленных и систематических образовательных (информационно-культурных) воздействий. (Сознание воспроизводит общество, его субъекты и сферы не само по себе, а посредством материальной и духовной деятельности, но именно импульсы со стороны сознания дают толчок и придают смысл такой деятельности).
Действовать в управлении образованием через объективные интересы различных субъектов общества, сознательно выявляя, направляя, формируя и организуя их в интересах воспроизводства материи и сознания каждого субъекта общества и всего общества в целом, то есть преобразуя объективные интересы в субъективные - самая эффективная политика. При этом людям, представляющим определенный субъект общества, становится интересным преследовать данный интерес. Тем самым создаются условия для гармонизации в реальной человеческой деятельности объективных и субъективных, частных и общественных интересов всех субъектов общества.
Для проведения разумной образовательной политики важно определить, какие компоненты и аспекты образования (социальные, экономические, педагогические) находятся в сфере действия какого рода и какого уровня общественной значимости объективных интересов различных субъектов общества и всего общества в целом. Следует стремиться учесть интерес каждого субъекта, который по возможности должен быть выражен самим субъектом или по поручению и от его имени теми, кому он доверяет. А все то, что может быть выработано только вверху, должно быть разъяснено каждому субъекту общества и внедрено в жизнь с применением адекватных мотивационных механизмов. Субъектное представительство общественных коллективных интересов смягчает их безличный характер.
Главным для общества является то, что скрепляет все его части воедино и проявляется во всех звеньях общества. В том и состоит интерес общества в целом, чтобы сохранить себя и увеличить свой потенциал во всех своих основных свойствах и проявлениях. Всеобщий общественный, консолидирующий все общество интерес должен быть серьезной самостоятельной силой, с которой вынуждены считаться все. Не следует растворять его в противоречивой совокупности всех остальных интересов отдельных людей, их объединений и даже всего народа, тем самым ослабляя его. Высший же всеобщий интерес - это особая высшая ступенька общества с особой
ответственностью за судьбу общества как целого, с особой профессиональной, морально-волевой и нравственной подготовкой, предъявляемой в качестве требования к субъектам этого интереса. Этот интерес в идеале должен находиться вне текущей политической конъюнктуры с ее частичными противоборствующими интересами и вне коммерции, на уровне глубокой научной, философской и религиозной истины, на уровне особого типа государственного мышления. В нем воплощена функция верховного арбитра общества, образующего и скрепляющего общество института. Поэтому все звенья общества, призванные претворять этот интерес в реальной жизни, должны проводить единую политику с ясно сформулированными едиными требованиями, где самодеятельность и самоуправление допустимы в четко очерченных наперед границах. Поэтому для всеобщего интереса низовые звенья, в главном, не партнеры, не соперники, а подчиненные. Однако всеобщий интерес подчас пытаются сделать доступным субъектам общества - для этого частично и, возможно, ошибочно спускают порой ряд его функций вниз.
При этом цели развития общества в целом, а также его отраслей - науки, образования, культуры и других - обусловлены в том числе их собственными внутренними закономерностями воспроизводства, которые зачастую практически не зависимы от конкретных целее и задач, требований со стороны отдельных субъектов общества, а подчас даже общества в целом на их определенных стадиях развития. Эти цели являются отражением высшего всеобщего интереса.
Образование в современную эпоху - сфера всеобщего интереса и национального приоритета, которых распространяется на широкий круг образовательных проблем. Поэтому общество в лице государства заботится о том, чтобы все люди получили качественное образование (в частности посредством принуждения к всеобщему начальному и среднему образованию и принудительного глобального налогообложения всех граждан, направленного в том числе на цели развития образования) и посредством этого расширили образовательные возможности общества и потенциал всех его социальных субъектов, а также отдельных людей.
Кроме того, общество опасается потерять не только всеобщий интерес, но и чрезмерно обособить особенные общественные, корпоративные, региональные и частные интересы, пытаясь противоборствовать распаду общественных связей и распаду государства. Любая свобода относительно обособленных звеньев всегда ограничена.
Однако при чрезмерной централизации можно упустить из виду особенные общественные и частные интересы отдельных субъектов общества (то есть, видя лес в
целом, не увидеть лес в единстве составляющих его отдельных деревьев и их групп, так и сами эти отдельные деревья и их группы). При чрезмерной же децентрализации можно уточнить политику, приблизиться к людям, но потерять всеобщий общественный интерес и даже особенные общественные интересы некоторых более слабых и менее организованных социальных субъектов, ведь наиболее сильные и наиболее организованные субъекты общества порой начинают влиять на политику государства и все общество решающим образом, выдавая свой локальный интерес за всеобщий. Хотя общество разделено на конфликтующие между собой социальные субъекты с их интересами, должен быть отражен на всех уровнях каждый общественно значимый интерес. Таким образом, следует избегать крайностей - как произвола безличного тоталитарного государства, подчиняющего себе все общество, с одной стороны, так и нескоординированного взаимодействия посредством стихийного рынка отдельных субъектов общества вне реального проведения через них всеобщего и иных общественных интересов, с другой. Важно отработать механизмы взаимодействия и саморегулирования различных противоречивых интересов социальных субъектов на уровне требований современного развитого социума в приемлемых для всех субъектов общества и всего общества в целом формах - и оно не должно происходить исключительно путем принуждения, навязывания чужих интересов посредством государственных, рыночных механизмов, механизмов общественного самоуправления.
Следует обеспечить на всех уровнях социального управления синтез коллективного принятия с коллективной реализацией принятых решений и, где это целесообразно, коллективной ответственностью за последствия, вызванные их реализацией. В соответствии с этим важна проработка механизмов коллективной деятельности (в частности, недопущения произвола, безответственности, бесконтрольности управляемых и управляющих, а также ситуаций, когда одно звено неоправданно отвечает за всех, а все вместе расплачиваются за ошибочные решения немногих). Принуждение и коллективизм должны быть разумными и не чрезмерными, а надежная вертикаль управления - не обязательно жесткой, чрезмерно беспристрастной, не учитывающей индивидуальные особенности субъектов и специфику жизненных ситуаций. Важно проводить в жизнь не только вертикальное и горизонтальное, но и взаимное управление, соуправление и самоуправление с различным, но четко очерченным набором правомочий и ответственности. При этом добровольное делегирование своих прав и обязанностей наверх и вовне необходимо вследствие важности рассредоточения, разделения видов деятельности и их компонентов между различными социальными субъектами в целях обеспечения
максимальной эффективности и справедливости качеств общественного организма. А масштабность целей и решаемых задач и широта создаваемых и привлекаемых многих видов взаимосвязанных ресурсов, степень необходимости разветвленного управления слабо связанными организациями для согласования целей и средств деятельности, реальная возможность решить определенный круг проблем наиболее эффективно, справедливо, разумно - все это определяет настоятельность существования более высоких уровень управления.
Должная реализация всеобщих и глобальных общественных интересов - основа для благоприятного развития коллективных, личных и других локальных интересов, в особенности тех, которые вписаны в интегрированные, глобальные интересы или стремятся вписаться в них. Важна степень соответствия реально существующих интересов на всех уровнях общественно необходимым - в целях выживания и развития общества и всех его сфер и звеньев. Такое соответствие важнее всего соблюдать на уровне всеобщих интересов общества в целом в силу чрезвычайной значимости этого уровня общества.
Если главным интересом субъектов общества является служение общественному благу - то обществу существовать и развивается проще. Если же их интересом являются преимущественно личные и групповые эгоистические, а особенно корыстные интересы - обществу значительно труднее обеспечить баланс интересов между самими субъектами общества, а также между субъектами общества и обществом в целом. При этом следует отметить, что такой социальный институт, как деньги, в образовании не является самой сильной связью и самым сильным интересом.
Формы объединения и разделения всеобщих, особенных и личных интересов могут быть различными, главное, чтобы не страдало общество как целое и все его основные составляющие и любая их комбинация служила общественному благу.
Выводы и рекомендации
1. Через управление образованием можно изменить и усовершенствовать многие качества отдельных субъектов общества (людей; социальных, хозяйственных и технологических укладов; сфер и отраслей общества; социальных институтов).
2. Заинтересовать - это, отразив подлинный глубинный и объективный интерес субъектов общества (объективность определяется факторами, связанными с выживанием, совершенствованием и увеличением потенциала социального субъекта), превратить его в субъективный интерес (привнести его через сознание людей, представляющих объективный интерес данного субъекта общества), а затем
организовать его и управлять им во взаимодействии с аналогичными интересами других субъектов общества и всего общества в целом.
3. В образовании и посредством образования могут и должны быть реализованы не любые интересы любых субъектов общества, в том числе не любого большинства и не любого меньшинства общества. Не должны быть упущены из виду никакие общественно значимые интересы, особенно осознаваемые людьми как жизненно важные, от которых нельзя отказаться ни при каких условиях. Общественно значимыми интересами могут быть как всеобщие, так и особенные и частные интересы, которые должны быть выражены по возможности самими субъектами данных интересов. Особенно не должны быть потеряны те интересы, которые едины для многих людей и субъектов общества и скрепляют их. При этом никакое управление и самоуправление не должно деформировать и приземлять всеобщий интерес, который должен быть серьезной самостоятельной и уважаемой всеми социальными субъектами силой.
4. Управление должно осуществляться в рамках взаимозависимого коллективного целого, а формы и методы такого управления могут быть различными. Главное обеспечить ситуацию, когда отдельная часть общества не навязывает монопольно свои условия всему обществу.