УДК 378.4:303.722.4 ББК 65
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
ЕС. ЕРЕМЕНКО Преподаватель экономических дисциплин СПбФБГОУ СПО «Петровский колледж» Санкт-Петербург, Россия
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению управленческих аспектов развития образования и модернизации образования.
В ней рассмотрен организационный механизм управления образованием и качеством образования.
Ключевые слова: управление образованием, образование, университетский комплекс, модернизация образования, качество образования
Abstract
The article is devoted to consideration of management aspects of the education progress and modernization of education.
It regards the organizational mechanism of the education management and quality of education.
Keywords: education management, education, university complex, quality of education, modernization of education.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация российского образования, основные тренды развития которой были сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации № 393 от 11.02.2002, одобренной Правительством Российской Федерации. В ней констатируется, что образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
При этом в документе подчеркивается, что должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения [1,1; 2; 3].
Следует отметить, что вопросам развития образования, управления образованием и качества обюразования освещены в трудах Солонина С.И., Азарова Р.Н., Богословского В.А., Борисова Н.В., Галямина И.Г., Дунченко Н.И., Золотарева Н.М., Кузова В.Б., Лабутина Н.В., Мелехова О.П., Алексеенко В.А., Бадарч Д., Сазонова Б.А., Шматкова Р., Гретченко А.И., Гретченко А.А., Аванесова В.С., Байденко В.И., Бездудной А.Г., Белобрагина В.Я., Боголюбова В.С., Буд-рина Е.В., Васильева Ю.С., Глухова В.В., Лапушинской Г.К., Новикова А.М, Новикова Д.А., Субетто А. И., Ходачек А. М., Шимко П.Д., Чекалина ВС., Чекмарева В.В.
Однако, очевидно, что именно управление качеством образовавния является сегодня той институциональной основой, которая позволяет повывсить не только само качество образовательной деятельности, но и качество управления образованием в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опираясь на мировой опыт, сформировавший современную модель экономики динамически развивающегося постиндустриального (информационного) общества, обусловившую возрастание роли человеческого капитала, а также рост коммуникабельности и толерантности, можно выявить определенные феномены социально-экономической самоорганизации общества, которые важно учитывать в процессе управления образованием региона. Социоэкономической целью системы высшего профессионального образования является повышение качества людских ресурсов, формирование компетенций, необходимых для высокопроизводительного труда. Взаимодействие предприятий и учебных заведений позволит вузам скорректировать учебные программы с максимальным учетом потребностей потенциального работодателя будущих выпускников в рамках государственных образовательных стандартов и нормативных требовваний [3].
Главная идея технологии управления образованием в этом случае заключается в организации всех видов деятельности, т.е. процессов образовательного учреждения таким образом, чтобы они достигали сформулированных плановых целевых значений показателей
качества, определяемых на основании требований работодателей к компетенциям выпускников и заказчиков НИОКР к качеству научно-технической продукции. В связи с этим, государственные образовательные стандарты третьего поколения, предусматривают применением
компетентностного подхода к организации учебного процесса. Содержание образовательных программ в значительной мере теперь может формироваться самими вузами. Требования работодателей в этой связи направлены, прежде всего, на владение выпускниками компетенций, т.е. на владение практическими умениями и навыками.
Соответственно, система мониторинга деятельности образовательных учреждений, должна быть динамичной и отражать выполнение меняющихся требований работодателей, а также направленных на их достижение текущих и стратегических целей.
В настоящее время (с 1 января 2013 года) на территории Российской Федерации действуют новые ГОСТы в области качества: ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования" (вводится взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2008) и ГОСТ ISO 9000-2011 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (вводится взамен ГОСТ Р ИСО 90002008). Применение системы менеджмента качества в системе образования Российской Федерации обусловлено международными требованиями к качеству образовательных услуг (см. Приложения А, Б, В, Г, Д, Е).
В стандартах качества определены следующие принципы обеспечения качества, которые необходимо использовать в системах менеджмента качества образовательных учреждений высшего образования и учитывать в управлении организациями:
1. Ориентация на потребителя: образовательные учреждения высшего образования при разработке образовательных программ и методического обеспечения учебного процесса должны учитывать текущие и будущие тактические и стратегические интересы обучающихся, их потенциальных работодателей, государства, в том числе:
1.1. Возможность трудоустройства выпускников образовательных учреждений по выбранной специальности;
1.2. Возможность карьерного роста выпускников образовательных учреждений по выбранной специальности;
1.3. Диверсификация рисков потери работы выпускников образовательных учреждений, в процессе последующей трудовой деятельности;
1.4. Обеспечение возможности повышения квалификации по выбранной специальности и профессиональной переподготовки в процессе изменения рынка труда и научно-технического прогресса, а также глобализации и трудовой миграции в мировом масштабе;
1.5. Более высокая заработная плата выпускников образовательных учреждений, в процессе последующей трудовой деятельности;
1.6. Рост доходов и повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, нанимающих выпускников образовательных учреждения для выполнения определенной работы в соответствии с их профессиональными компетенциями;
1.7. Увеличение структурного, интеллектуального, социального капитала коммерческих организаций, нанимающих выпускников образовательных учреждения для выполнения определенной работы в соответствии с их профессиональными компетенциями;
1.8. Повышение качества социального ресурса государства;
1.9. Увеличение ВВП за счет роста прибыли коммерческих предприятий от повышения качества трудовых ресурсов.
1.10. Повышение качества жизни;
1. 11. Снижение социальной напряженности [4, С. 30-45].
Также, для понимания тенденций модернизации управления образованием рассмотрим некоторые особенности постадминистративных образовательных систем, свойственных для постсоветского образовательного пространства, учитывая движение этих систем в направлении к либеральной модели образования, соответвтующей принципам Болонского процесса. Основные отличия постадминистративной модели от либеральной заключаются в следующем.
Государственные управляющие органы в образовании определяют перечни направлений подготовки и специальностей, а также контрольные цифры приёма студентов в образовательные учреждения. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют необходимые требования для основных образовательных программ по всем входящим в перечни направлениям подготовки и специальностям. Кроме того, государство сдерживает инициативу вузов по открытию новых специальностей и направлений подготовки, т.к. это вёдет к увеличению расходов государственного бюджета.
Несмотря на то, что вузы имеют право обновлять основные образовательные программы, на практике они не прибегают к данной возможности, т.к. не имеют для этого достаточно стимулов. В итоге обновление реализуемых основных образовательных программ происходит одновременно с изменением федеральных государственных образовательных стандартов.
Проблемным аспектом в постадминистративных моделях также является система классификации образовательных программ. Всего в профессиональном образовании существует три классификатора: Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО), Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), и Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСНВК). Такая градация специальностей по уровням профессионального образования была унаследована от советской системы образования.
В условиях административно-командной экономики три независимые учреждения управляли профессиональным образованием. Каждое из них создавало классификатор для соответствующего уровня образования. Принципы классификации, существовавшие в СССР, были сохранены и применены в 90-е годы при переработке классификаторов в общероссийские.. При этом в основе горизонтальной классификации профессиональных образовательных программ были сохранены традиционные системно-различные принципы [6. С. 63].
Отличительной чертой классификации основных образовательных программ в постадминистративной модели профессионального образования является то, что система классификации сопряжена с перечнем образовательных программ. Поэтому, для того чтобы в образовательном учреждении ввести новую образовательную программу, необходимо внести изменения в соответствующий общегосударственный классификатор.
Из вышесказанного следует, что система ведения классификаторов в области профессионального образования является неудобной и неэффективной. Она затрудняет статистический учёт в образовании и оптимизацию распределения кадров по уровням профессионального образования.
Следующим проблемным аспектом постадминистративной модели ВПО является постоянное увеличение студенческих контингентов, что обусловлено следующими причинами:
- отсутствием системы государственного регулирования подготовки специалистов ВПО, позволяющей влиять на распределение выпускников общеобразовательных школ в соответствии с требованиями и конъюнктурой рынка труда;
- спонтанно образовавшейся системой платных услуг в сфере ВПО, зачастую негативно сказывающейся на качестве образования;
- увеличением доступа к бюджетным местам государственных вузов, связанного с последствиями демографического кризиса.
Одной из особенностей постадминистративных систем образования является система подготовки кадров, характерная скорее для административно-командной экономической системы, но являющаяся неэффективной в современных рыночных условиях.
Недостаточное финансирование высших образовательных учреждений в 90-е годы послужило причиной устаревания их материально-технической базы, снижению интенсивности и результативности научной деятельности, старению профессорско-преподавательского состава. Несмотря на то, что в последние несколько лет положение дел улучшается, в большинстве стран постсоветского пространства сохраняется недовольство общества качеством профессионального образования и результатами действий, направленных на решение данной проблемы
Большая часть этих проблем обусловлена несовершенной организацией процесса образования, недостаточным финансированием и неэффективной системой бюджетирования в сфере образования. Причины этих проблем общие - большая часть управленческих механизмов, эффективно работавшая в условиях плановой экономики перестала работать в условиях перехода к рыночной экономической системе.
Таким образом, существование системы ВПО в рамках постадминистративной модели ведёт к сдерживанию развития образования или вовсе к его деградации. Все перечисленные проблемы постадминистративной модели ВПО тесно взаимосвязаны. Для их решения необходим комплекс мер, направленный на модернизацию всей образовательной системы, способствующий интернациональной гармонизации архитектуры высшего профессионального образования. Интеграция России в Болонский процесс дает новый импульс модернизации образования с
расширением его доступности, повышением качества и конкурентоспособности, способствует переходу российской системы ВПО с постадминистративной модели на либеральную модель, отражающую принципы Болонского процесса.
Необходимо отметить, что в настоящее время продолжается работа по разработке новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в основе которых лежит компетентностный подход, совершенствуется система качества образования, в связи с чем внедрены новые показатели государственной аккредитации, повышающие требования к условиям реализации программ высшего профессионального образования и переходу вузов из одного вида в другой, позволяющие привести качество российского высшего профессионального образования в соответствие с общеевропейским пониманием современного качества высшего образования.
Реализация положений Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для европейских работодателей, а также для иностранных менеджеров на территории России; увеличит возможности студентов учиться по программам мобильности за границей; студенты смогут скорректировать выбор профессии и выбор вуза при переходе с уровня на уровень - из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру. Гармонизация архитектуры высшего профессионального образования позволит студентам накапливать зачетные единицы и использовать их для получения второго высшего образовании, откроет новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.
В настоящее время в российской системе образования осуществляется внедрение систем менеджмента качества, экспериментальное введение в некоторых вузах системы зачетных единиц и европейских приложений к дипломам. Необходимо учесть, что переход к системе академических кредитов приведет к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин. Ещё предстоит решить задачи по разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих содержательное наполнение, сопоставимость зачетных единиц, заработную плату профессорско-преподавательского состава. Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать её в площадку для необдуманных экспериментов [5, С. 86].
ВЫВОДЫ
Таким образом, в целях решения проблем, связанных с мегодернизацией управления образованием, вузам нашей страны предстоит решить следующие задачи:
- создать и развивать систему грантов для студентов и преподавателей, разработать её оценку и ввести в качестве компонента в национальный рейтинг вузов, ожидая, что такая оценка станет со временем частью европейского рейтинга;
- ввести обязательный международный компонент в учебные программы;
- внедрить систему европейских зачетных единиц;
- ввести систему менеджмента качества, основанную на международных стандартах;
- изыскать возможности для увеличения академической мобильности преподавателей, студентов и руководства;
- стимулировать преподавателей и менеджеров на изучение иностранных языков;
- создать инфраструктуру для поддержки и адаптации, социальной и культурной поддержки приезжающих иностранных студентов, условий проживания, предоставления достоверной информации о возможности обучения в российских вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [текст]/Федеральный портал «Российское образование» // Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/393.^т!- (Дата обращения 12.01.2013).-Загл. с экрана.
2. Пастухов, А.Л. Моделирование управления образованием в регионе / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии № 3 (17), СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2013. С. 1014
3. Пастухов, А.Л. Модернизация российского образования // Научно-образовательный центр «Технологии товароведческих, таможенных и криминалистических экспертиз. Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр «Кристалл»». Совместный сборник научных трудов № 4. - СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2013.- С.59-61.
4. Еременко, Е.С. Организационно-экономический механизм повышения качества высшего образования в условиях реформирования высшей школы / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Санкт-Петербург, 2013.- 184с.
5. Пастухов, А.Л. Тенденции управления знаниями в университетских комплексах // Экономика и управление.2010. № 10. С. 86-89.