Научная статья на тему 'Высшее Инженерное образование в России и направления его дальнейшего развития'

Высшее Инженерное образование в России и направления его дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФГОС ВО / CDIO / ENGINEERING EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / ASYNCHRONOUS LEARNING / PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов А.Г., Космачев В.М.

Анализируется ситуация в области высшего инженерного образования, возникшая в связи с появлением нового поколения образовательных стандартов. Рассматриваются особенности современных стандартов высшего образования, которые позволяют изменить существующую технологию разработки систем обучения. Отмечается недостаточное влияние промышленности на результаты подготовки выпускников. Подчеркивается, что только при условии усиления взаимодействия между производством, наукой и образованием удастся решить задачу обеспечения подготовки креативных кадров для промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher engineering education in Russia and its further development areas

We consider a sequence of changes of state educational standards of higher education. Examine the current situation that has arisen in connection with the emergence of the next generation of educational standards IN the GEF, and discusses options for further development of engineering education. There has been insufficient impact of the industry on the results of graduates “ training. It is alleged that under the condition of strengthening the interaction between production, science and education can solve the task of training personnel for the creative industry

Текст научной работы на тему «Высшее Инженерное образование в России и направления его дальнейшего развития»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИИ

А. Г. Степанов1, В. М. Космачев2

ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Развитие материального производства России обеспечивается фундаментальной триадой: «производство - наука - образование», единство и устойчивость которой в последнее время оказались под сомнением. По ряду причин сократился объем промышленного производства; проводимые модернизации и реструктуризации существенно повлияли на фундаментальную и прикладную науки. Отказ от существовавшей ранее системы высшего инженерного образования и переход на двухуровневую подготовку бакалавр - магистр сказался на результатах подготовки квалифицированных кадров для сферы НИОКР. Реалии сегодняшнего дня заставляют нас внимательно изучать последовательность изменений, текущее состояние, полученные результаты и перспективы дальнейшего развития инженерной высшей школы в целях изыскания возможностей дополнительного использования его ресурсов для целей экономического развития.

Эволюция государственных образовательных стандартов

В начале 1980-х гг. международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ИСО) приступила к составлению стандартов, предназначенных для обучения персонала, обслуживающего машины и механизмы [1]. Понятие государственного образовательного стандарта (ГОС) было введено Законом РФ «Об образовании» в 1992 г. [2]. Тогда и впоследствии предполагалось, что стандарты одного поколения имеют приблизительно одинаковую структуру содержания. Эволюцию поколений образовательных стандартов на примере направления (специальности) подготовки Приборостроение иллюстрирует рис. 1. Аналогичная ситуация и с другими, смежными, техническими направлениями: Радиотехника, Радиофизика, Системы управления, Ракетные комплексы и космонавтика и т. п.

1 Александр Георгиевич Степанов, доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, д-р пед. наук.

2 Валентин Михайлович Космачев, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, канд. техн. наук.

ГОС (1994 год, 190100-При боро стро ение)

■ Объем учебной нагрузки в часах

* Место специальности в области техники

* Объекты

про ф ее сиональной деятельности

•Виды про ф ее сиональной деятельности

* Общие требования к образованности инженера

* Знать. Уметь. Иметь представление. Понимать.

* Разбиение по циклам (ГСЭ. ЕН. ОЦД. СД. П)

* Перечень обязательных дисциплин и их дидактическое содержание

* Контрольно-измерительные материалы

ГОС-2 (2000 год,

551500-При боро стро ение)

■ Объем учебной нагрузки в часах

* Область

про ф ее сиональной деятельности

* Объекты

про ф ее сиональной деятельности

•Виды про ф ее сиональной деятельности

* Обобщенные задачи про ф ее сиональной деятельности выпускника

* Знать. Уметь. Владеть. Понимать. Уметь использовать. Иметь опыт, представление.

* Разбиение по циклам (ГСЭ. ЕН. ОЦД. СД. ДС: ФТД)

* Перечень обязательных дисциплин и их дидактическое содержание

* Контрольно-измерительные материалы

^--ч

ФГОС В ПО (2009 ^

год, 200100-При боро стро ение)

* Объем учебной нагрузки в зачетных единицах

* Область

про ф ее сиональной деятельности

* Объекты

про ф ее сиональной деятельности •Виды про ф ее сиональной деятельности

* Профессиональные задачи

* Знания. Умения. Владения

* Компетенции

С о б щекультурные, про ф ее сиональные)

* Разбиение по циклам с привязкой к ним компетенций (Б.1.Б.2, Б.З. Б.4. Б.5. Б.б)

* Перечень обязательных дисциплин

* Контрольно-измерительные материалы и контрольно - оцено чные средства

ФГОС ВО (2015 год, 12.03.01-

При боро стро ение)

• Объем учебной нагрузки в зачетных единицах

• Область

про ф ее сиональной деятельности

• Объекты

про ф ее сиональной деятельности

• Виды профессиональной деятельности

• Компетенции

С о б щекулыурные. о б щепро ф ее сиональные. про ф ее сиональные)

• Разбиение по блокам (Б1 Дисциплины. Б2 Практики. БЗ ГИА)

• Контрольно-оцено чные средства

• Электронная инф орм ационно -образовательная среда

• Электронное портфолио обучающегося

Рис. 1. Пример последовательности изменения структуры государственных стандартов

Образовательные стандарты ГОС ВПО первого поколения были опубликованы в 1994-1996 гг. Стандарты предусматривали [3]:

• обязательный минимум содержания основных образовательных программ (ООП);

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

• требования к уровню подготовки выпускников.

В научной литературе отмечены недостатки государственных стандартов первого поколения:

• несогласованность ГОСов подготовки бакалавров и специалистов и усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ [3];

• ГОСы подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественно-научной и гуманитарной основе. Однако за четыре года не было возможности наряду с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, что привело к непониманию и неприятию работодателями бакалавров как специалистов определенного уровня. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников, в основном, к научной и научно-педагогической работе [3];

• в стандартах размыта граница между уровнями образованности специалиста, обозначенными как «иметь представление», «иметь опыт» и профессиональные качества специалиста [4];

• стандарты закрепляли требования к учебному процессу, а не к результату образования.

Попытка устранить имеющиеся недостатки и принятие нового Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2000 г. позволили ввести в действие образовательные стандарты второго поколения (ГОС-2 ВПО) [3, 5]. Этот этап модернизации высшей школы во многом был связан с подготовкой России к подписанию Болонской декларации [6]. К позитивным особенностям стандартов второго поколения относятся [3]:

• согласованность с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России;

• согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями;

• одновременная разработка стандартов для всех ступеней высшего профессионального образования, что повысило технологичность организации учебного процесса;

• разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.

Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали [3]:

• общие требования к основной образовательной программе (ООП);

• требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников;

• сроки освоения ООП;

• максимальный объем учебной нагрузки студентов.

Недостатками как первого, так и второго поколения стандартов являлись [2]:

• ориентация на информационно-знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к уровню освоения учебного материала;

• отрыв требований стандартов от развивающейся экономики страны и отдельных регионов;

• стандарты не слишком хорошо «встраивались» в европейскую образовательную практику и не предполагали студенческой мобильности в образовательном процессе, возможности свободно выбирать индивидуальную программу обучения, учиться в других профильных вузах (в том числе и за рубежом) без повторной сдачи дисциплин в своем вузе и т. д.

Подписание Болонской декларации нашло отражение в принятых правительством «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» (декабрь 2004 г.), где был закреплен курс на законодательное введение и развитие двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации, кредитно-модульное построение образовательных программ [7]. Все это привело к появлению важного документа - Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС ВПО) и к смене всей нормативной базы в области структуры и содержания подготовки кадров. Первым актом стало принятие нового законодательства в сфере

образования, затем - разработка концепции и образовательных стандартов [3]. Появился новый перечень направлений и специальностей подготовки. Были созданы таблицы соответствия между действующим Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) и новыми перечнями. Разработаны новые правила лицензирования и государственной аккредитации и новые формы квалификационных документов об окончании вуза. Существенные изменения в структуре образовательных программ России привели к изменению правил и контрольных цифр приема абитуриентов [3].

Важной особенностью стандартов третьего поколения (ФГОС) явилось введение так называемого компетентностного подхода к оценке качества образования. К традиционным для советской и российской педагогики и существовавшим во всех предыдущих вариантах образовательных стандартов требованиям по обеспечению знаний, умений и навыков добавилось требование владения выпускниками наборами регламентированных компетенций. Как результат, возникла потребность в разработке специальных учебно-методических комплексов [8], содержавших, в том числе, фонды оценочных средств компетенций выпускников [9]. На практике это оказалось весьма затруд -нительным из-за утраты системности подготовки, поскольку содержание обучения стало необязательным для одних и тех же результатов образования и варьировалось от вуза к вузу и от преподавателя к преподавателю [10].

Поскольку в стандартах третьего поколения соединили знаниево-ориентирован-ную модель советской высшей школы с европейским компетентностным подходом, они оказались крайне запутанными и сложными для реализации [11, 12].

Действующие стандарты высшего образования

Первые студенты, набранные на обучение по ФГОС ВПО, только успели перейти на третий курс, как начались разговоры о необходимости дальнейшей модернизации образования [13]. В 2014-2016 гг. было решено полностью реализовать компетентно-стный подход в высшем образовании и перейти на новые стандарты ФГОС ВО (ФГОС 3+). Впервые в практике российской высшей школы стандарты не содержат требования к знаниям, умениям, навыкам и владениям, но зато в них сформулирован набор компетенций, которыми должны обладать выпускники. Кроме этого, ФГОС ВО содержат целый ряд изменений принципиального характера.

Во-первых, из них исчез список обязательных дисциплин (за исключением философии, истории, иностранного языка, безопасности жизнедеятельности и физической культуры). Как следствие, вузы получили возможность самостоятельно формировать учебный план, перечень и последовательность изучаемых дисциплин, определять набор дидактических единиц и распределять учебное время. В результате впервые в высшей школе появилась возможность формировать содержание обучения методом от общего к частному, используя подход «сверху вниз» (в отличие от традиционного -«снизу вверх») (рис. 2). В конкретном вузе такое распределение может проводиться с учетом кадрового потенциала и лабораторной базы.

Во-вторых, при разработке рабочей программы учебной дисциплины преподаватель, организующий проведение занятий, может самостоятельно определять необходимый набор знаний, умений и навыков. Появилась возможность привлекать к учебному процессу уникальных специалистов, в том числе из сферы промышленности.

В-третьих, поменялись приоритеты при организации контрольных мероприятий. Уменьшилась роль зачетов и экзаменов, проводимых по итогам изучения теорети-

Рис. 2. Последовательность формирования содержания обучения «снизу вверх» и «сверху вниз»

ческой составляющей дисциплины и используемых для проверки знаний студентов, разрешалось заменить их тестированием. В то же время существенно возросла роль используемых для формирования умений и навыков лабораторных практикумов и других видов практических занятий, курсового проектирования, производственных практик, научно-исследовательской работы студента, по итогам выполнения которых контролируются результаты формирования компетенций [9].

В-четвертых, начался переход от традиционных аудиторных часов к кредитной системе измерения объема учебной работы, выраженного в зачетных единицах. Ранее учебная нагрузка (и зарплата) преподавателя определялась количеством часов проведенных им аудиторных занятий. Теперь нормирование труда преподавателя может проводиться по совокупности зачетных единиц обученных им студентов. В результате в трудозатраты попала ранее не оплачиваемая преподавателю самостоятельная работа студента [14]. Именно во время этих занятий, которые должны проводиться под руководством преподавателя, и формируются компетенции выпускника. В итоге изменилась (или должна измениться) вся система составления расписания аудиторных и внеаудиторных занятий. Стало возможным проводить их без привязки к стандартному количеству недель в семестре и традиционному недельному циклу занятий. Появилась возможность составлять расписание занятий так, как это удобно и преподавателю, и студенту; вводить новые способы их проведения и дистанционное обучение (в том числе и при организации самостоятельной работы студентов). Можно утверждать, что стандарт стиму-

лирует организацию именно творческой деятельности студентов, оказывающую существенное влияние на формирование компетенций выпускников, и предоставляет возможность создания конкретных материалов для их оценивания (рефераты, курсовые работы, отчеты по практикам, макеты, опытные образцы, программные изделия, научные доклады, статьи, отчеты по научно-исследовательским работам и т. п.).

В-пятых, в стандарте появилось требование наличия в вузе информационно-образовательной среды и электронно-библиотечной системы, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам из любой точки, из которой имеется доступ к сети «Интернет». Поэтому возникли возможность, необходимость и смысл внедрять в практику такие педагогические технологии, как дистанционное обучение [15], асинхронное обучение [16], смешанное обучение [17], интерактивное обучение [18], перевернутый класс [19].

В-шестых, стандарт потребовал создания электронного портфолио выпускника [20], в котором должны храниться работы обучающегося, рецензии на них и результаты оценивания. За время обучения у выпускника должен быть сформирован пакет результатов его творческой деятельности, который целесообразно пополнять в течение последующей профессиональной деятельности [21]. При разумной организации этой работы появляется возможность системной борьбы с такими негативными явлениями в высшем образовании, как списывание и плагиат [22].

С момента внедрения стандартов ФГОС ВО прошло слишком мало времени, и их недостатки пока еще не проявились. Однако можно утверждать, что отечественное образование приблизилось к Болонской системе. Среди отличий от нее назовем отсутствие в стандарте требования обязательного использования модульно-рейтинго-вой системы [23], академической мобильности [24] и сохранившийся традиционный «диплом государственного образца» [25]. Отметим главную неразрешенную проблему: основным разработчиком образовательных стандартов является Министерство образования и науки Российской Федерации; оно же внедряет их в практику и контролирует их выполнение. Подобная ситуация представляется ненормальной, поскольку оценивать результаты любой деятельности должны все-таки заказчик и потребитель, а не разработчик и производитель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альтернативные варианты образовательных стандартов

Связи вузов с производством часто носят формальный характер. Наличие свободного рынка труда позволяет предприятиям заполнять вакансии, особо не утруждая себя работой по подготовке кадров и не тратя на нее свои средства. Затраты включаются в себестоимость выпускаемой продукции. Традиционно предполагалось, что эти затраты должна нести высшая школа за счет бюджетного финансирования, а с началом реформ образования - еще и сами выпускники. С другой стороны, издержки системы образования непрерывно растут, соответственно растет и стоимость платного образования, а рассчитывать на дополнительные крупные вложения государства в высшую школу не приходится. Работодатели часто выражают неудовлетворенность результатами подготовки выпускников высшей школы, жалуются на низкий уровень их профессиональной подготовки, недостаток практических знаний и узкий кругозор [26]. Разумно, если подготовка молодого специалиста для производства будет проводиться с учетом требований работодателя, и новые образовательные стандарты предоставляют прекрасные возможности для налаживания необходимого взаимодействия.

Как альтернатива государственным образовательным стандартам в России развивалась и развивается система так называемых профессиональных стандартов [27].

Профессиональный стандарт имеет свою структуру построения (она отличается от структуры стандартов ФГОС ВО) и определяет квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). Появляются публикации по профессиональным стандартам применительно к самым разным областям производственной деятельности (например, [28, 29]), а также по установлению соответствия их требований требованиям ФГОС [30]. Вполне логично предположить, что именно профессиональные стандарты станут основой для формирования перечней компетенций выпускников вузов.

Еще одно направление развития инженерного образования - предложенная Мас-сачусетским технологическим институтом и поддержанная многими вузами (в том числе в России) так называемая идеология CDIO (от англ. Conceive - Design - Implement -Operate), что в переводе означает «Планировать - Проектировать - Производить - Применять» реальные продукты, процессы и системы. Считается, что эта идеология направлена на преодоление разрыва между образованием и производством и базируется на трех основных принципах: требования к результатам обучения, требования к образовательным программам и требования к компетенциям выпускников [31]. В ее основе лежит проектный подход [32]. Существует набор собственных стандартов CDIO и программа повышения квалификации сотрудников, занятых внедрением стандартов в практику на основе опыта ведущих мировых университетов [33, с. 60].

Представители многих вузов страны считают методологию CIDO реализуемой и весьма эффективной [34]. Приведем точку зрения Л. А. Алякиной: «...основные сложности при разработке методического обеспечения и внедрении образовательной программы по стандартам CDIO, скорее всего, будут связаны с кадровым обеспечением преподавательского состава» [35, с. 52]. Реалии настоящего времени требуют быстрой модернизации отечественной промышленности, что невозможно без участия специально подготовленных к решению сегодняшних задач выпускников высшей школы. Можно согласиться с мнением А. И. Чучалина и М. С. Таюрской о том, что концепция CDIO укладывается в идеологию стандартов ФГОС ВО [36]. Разумно предположить, что в большинстве случаев перечисленные стандарты придут на смену стандартам, вырабатываемым только силами высшей школы, что существенно сократит общие затраты на образование [37, 38].

Заключение

Выбирая дальнейшее направление развития, мы не можем не учитывать реалии сегодняшнего дня. Высшая школа должна быть готова к решению своей основной задачи - обеспечить подготовку «креативных кадров, специалистов и профессионалов; развертывание научных исследований и опытно-конструкторских разработок, опирающихся на достижения фундаментальной науки; доведение новых технологий до создания промышленных образцов; организацию на отечественных предприятиях массового серийного выпуска такой продукции» [39, с. 21], для реализации которой требуются встречные шаги от всех участников триады «производство, наука и образование».

Список литературы

1. Симухин, Г. С. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы / Г. С. Симухин // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 13-28.

2. Мирзаевич, Н. Р. История трех поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Н. Р. Мирзаевич // Ученые записки Альме-тьевского государственного нефтяного института. - 2010. - № 8. - С. 411-414.

3. Коршунов, С. В. О реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов в МГТУ им. Н. Э. Баумана / С. В. Коршунов. (В Интернете). Available: https://almavest.ru/ru/node/1229. Дата обращения: 03.04.2016.

4. Штагер, Е. В. Российские стандарты высшего технического образования: достоинства, недостатки, пути трансформации / Е. В. Штагер, Н. А. Клещева, А. М. Пышной // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 5. - С. 119-120.

5. Смирнов, C. В. Преемственность стандартов / C. В. Смирнов, Н. Шелихова // Высшее образование в России. - 2000. - № 4. - С. 44-47.

6. The Bologna Declaration of 19 June 1999. (В Интернете). Available: http://www.magna-charta.org/resources/files/text-of-the-bologna-declaration. Дата обращения: 03.04.2016.

7. Сенашенко, В. С. Система зачетных образовательных единиц / В. С. Сенашенко, В. Н. Чистохвалов // Высшее образование в России. - 2002. - № 5. - С. 19-26.

8. Колдаева, Е. С. Элементы реализации учебно-методического комплекса как документа в управлении достижением качества преподавания / Е. С. Колдаева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2010. -№ 3(179). - С. 46-51.

9. Семенова, Е. Г. Оценочные средства как показатели качества компетенций выпускников высшей школы / Е. Г. Семенова, А. Г. Степанов // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2015. - № 3 (7). - С. 53-66.

10. Соснин, Н. В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели / Н. В. Со-снин // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 20-23.

11. Донских, О. А. Дело о компетентностном подходе / О. А. Донских // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 36-45.

12. Соснин, Н. В. Проблема структуры содержания обучения в компетентностной модели высшего профессионального образования / Н. В. Соснин // Высшее образование сегодня. -2012. - № 7. - С. 15-18.

13. Гребнев, Л. С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 29-41.

14. Шишкин, В. П. Организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студента / В. П. Шишкин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. -№ 20-1. - С. 107-112.

15. Информационные технологии в работе кафедры / А. Н. Бабенков [и др.]; под общ. ред. А. Г. Степанова. - СПб.: ГУАП, 2014. - 276 с.

16. Стариченко, Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 23-31.

17. Велединская, С. Б. Смешанное обучение: секреты эффективности / С. Б. Велединс-кая, М. Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 8-13.

18. Степанов, А. Г. Интерактивность как метод воспитания у студентов навыков речевой коммуникации / А. Г. Степанов, М. А. Шкиртиль // Экономическое возрождение России. -2012. - № 4(34). - С. 146-151.

19. Заводчикова, Н. И. Особенности методики обучения информатике с использованием дистанционной среды MOODLE / Н. И. Заводчикова, У. В. Плясунова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 134-138.

20. Шкерина, Л. В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций / Л. В. Шкерина, М. В. Лит-винцева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2011. - № 2. - С. 123-127.

21. Шестакова, Д. В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства / Д. В. Шестакова // Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 91-95.

22. Степанов, А. Г. Как бороться с параллельным рынком образовательных услуг средствами информационных технологий / А. Г. Степанов // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2015. - № 2 (6). - С. 75-79.

23. Осадчий, В. В. Компьютерная система рейтингового оценивания знаний как средство повышения уровня знаний студентов / В. В. Осадчий // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16. № 2. - С. 361-371.

24. Артамонова, Ю. Д. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС / Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук // Высшее образование в России. - 2012. - № 12. - С. 86-95.

25. Степанов, А. Г. Болонский процесс и изменения в высшем образовании России / А. Г. Степанов // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2015. - № 1 (5). - С. 76-82.

26. Давыденко, Т. М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик / Т. М. Давыденко,

A. П. Пересыпкин, Л. В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 2. - С. 144.

27. Перечень профессиональных стандартов. (В Интернете). Available: http://iace-edu.com/doc/10.pdf. Дата обращения: 04.04.2016.

28. Профессиональные стандарты в области ИТ. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. (В Интернете). Available: http://www.apkit.ru/committees/ education/meetings/standarts.php. Дата обращения: 04.04.2016.

29. Профессиональный стандарт «Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем». (В Интернете). Available: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/144/PS_Spetcialist_po_proektirovaniu_i_konstruirovaniu_kosmicheskih_apparatov_ i_sistem.doc. Дата обращения: 04.04.2016.

30. Якимова, З. В. Оценка компетенций: профессиональная среда и вуз / З. В. Якимова,

B. И. Николаева // Высшее образование в России. - 2012. - № 12. - С. 13-22.

31. Чучалин, А. И. Модернизация инженерного образования на основе международных стандартов CDIO / А. И. Чучалин // Инженерное образование. - 2014. - № 16. - С. 14-29.

32. Шалыто, А. А. Проектный подход при обучении разработке программ / А. А. Ша-лыто. (В Интернете). Available: is.ifmo.ru/award/_doklad_uch_sovet.pdf. Дата обращения: 10.04.2016.

33. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO»: материалы для участников семинара / под ред. Н. М. Золотаревой, А. Ю. Умарова. - М.: Издат. дом МИСиС, 2011.

34. Мартынов, В. Г. Реализация междисциплинарного обучения в виртуальной среде проектной и производственной деятельности / В. Г. Мартынов, В. С. Шейнбаум, П. В. Пяти-братов, С. А. Сарданашвили // Инженерное образование. - 2014. - № 14. - С. 5-11.

3 5. Алякина, Л. А. Осмысление идеологии CDIO как фактора развития человеческого капитала / Л. А. Алякина // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 8. - С. 50-52.

36. Чучалин, А. И. Применение ФГОС 3+ и международных стандартов инженерного образования при проектировании, реализации и оценке качества программ по техническим направлениям / А. И. Чучалин, М. С. Таюрская // Высшее образование в России. - 2014. -№ 12.- С. 71-80.

37. Чучалин, А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования / А. И. Чучалин // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 20-29.

38. Базадзе, Н. Г. Об опыте и перспективах развития социального партнерства корпораций оборонного комплекса с национальными исследовательскими университетами / Н. Г. Базадзе, М. К. Касьянова // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 1. - С. 169-173.

39. Бодрунов, С. Д. Интеграция производства, науки и образования как основа реин-дустриализации российской экономики / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. -2015. - № 1 (43). - С. 7-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.