УДК 316.28
Сухенко Наталья Владимировна
аспирант кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Статья посвящена исследованию современного этапа развития российских высших учебных заведений. Автор выделяет основные проблемы реализации Болонской конвенции, проводит анализ соответствия целевых индикаторов измерения эффективности федеральной целевой программы развития образования, актуальному состоянию высшего образования.
Ключевые слова: модернизация образования, Болонский процесс, доступность высшего образования, образовательные стандарты, рынок труда, бизнес-образование, сетевое взаимодействие вузов.
Sukhenko Nataliya Vladimirovna
Postgraduate Student of the Department of General Sociology and Social Work, Faculty of Social Sciences, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky [email protected]
MODERN TENDENCIES OF RUSSIAN UNIVERSITIES DEVELOPMENT
The article is devoted to research of the present stage of development of the Russian higher education institutions. The author defines the basic problems of the Bologna convention realization; carries out the analysis of conformity of target indicators of efficiency measurement of the federal target programme of education development with the current state of higher education.
Key words: modernization of education, Bologna process, availability of higher education, educational standards, labor market, business education, network interaction between universities.
Современный этап развития высшего образования в России можно охарактеризовать как этап модернизации (с 2003 г. по настоящее время). Он связан с присоединением России к Болонскому процессу в 2003г. и новым курсом социально-экономического развития РФ.
Вхождение в Болонский процесс для российских вузов процедура длительная, предполагающая различные траектории развития для отдельных университетов. Очевидно, что не все вузы имеют возможность полномасштабно в него включиться. Одни университеты (в основном столичные вузы), являются активными участниками Болонского процесса. Они включены в полноправные отношения с европейскими университетами, формируют профессиональную образовательную сеть. Другие (прежде всего, региональные вузы) к этому стремятся, развивая собственный потенциал и используя опыт «продвинутых» вузов. Третьи, являющиеся на сегодняшний день «аутсайдерами» Болонского процесса, должны скорректировать свои действия для обеспечения самосохранения и развития.
Внимание вузовского сообщества сосредоточено на четырёх основных направлениях Болонского процесса: разделение системы высшего профессионального образования (ВПО) на два основных уровня - бакалавриат и магистратура; введение системы зачетных единиц (ECTS) в образовательный процесс; внедрение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским при-
ложением; улучшение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев его оценки [1, а 12-16].
Мероприятия, связанные с реализацией этих предложений, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Несмотря на очевидное поступательное движение по осуществлению Болонских принципов в российской высшей школе, можно наблюдать достаточно низкие темпы этого движения.
Исследования отношения вузовской общественности, в лице студентов и аспирантов, к Болонскому процессу проводились только в 2007 г. Проект реализовывался ИМОМС ГУ-ВШЭ (Институт международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики) по заказу НФПК (Национальный фонд подготовки кадров) и Федерального агентства по образованию РФ в рамках проекта «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса» [2, а 24-31].
Опираясь на результаты данного исследования, можно выделить наиболее проблемные аспекты реализации принципов Болонской декларации в российской системе образования:
- информирование всех участников образовательного процесса об инструментах Болонского процесса: разъяснение терминологии, содержания, целей и функций инструментов;
- организация системы повышения квалификации для сотрудников вузов по направ-
лениям внедрения инструментов Болонского процесса;
- обеспечение обратной связи от студентов и аспирантов на постоянной основе (мониторинг участия студентов и аспирантов в реализации принципов Болонской декларации);
- разработка и внедрение комплексной программы развития общероссийской и зарубежной академической мобильности студентов и аспирантов, создание единого ресурсного и информационного источника, аккумулирующего всю информацию о программах академической мобильности.
Образовательные учреждения должны повышать уровень образования, обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться в профессиональные сети.
Среди целевых индикаторов измерения эффективности федеральной целевой программы развития образования (ФЦРПО) на 2011-2015 г. обозначены [3]:
повышение уровня доступности образования;
соответствие образования современным стандартам;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда (тесное сотрудничество между вузами и рынком труда, развитие академической мобильности студентов и преподавателей, сетевое взаимодействие вузов).
Рассмотрим соответствие перечисленных целевых ориентиров реальному положению ВПО. При анализе такого показателя как «повышение уровня доступности образования» мы сталкиваемся с рядом проблем: демографический кризис; «массовизация» образования; коммерциализация образования; изменение процесса обучения; междисциплинарность; переподготовка профессорско-преподавательского состава; материальнотехническое оснащение и инфраструктура университета; смена традиционной модели университета.
При этом уровень доступности высшего образования в РФ остаётся достаточно низким. Согласно результатам проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Равенство в образовании», Россия занимает 12 место в итоговом рейтинге (по сумме средневзвешенных показателей) [4, с. 19].
Обратим внимание на следующий индикатор: «соответствие образования стандартам». Рассмотрим особенности федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО).
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. Под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы ВПО, позволяющим разрешить существующие противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемыми государством, обществом, работодателями и его актуальными образовательными результатами. Основным образовательным результатом в компетент-ностном подходе выступают специальные профессиональные и ключевые компетенции выпускников.
Основные положения компетентностно-го подхода в российском образовании были развиты в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определявших стратегию развития отечественного образования (на данный момент действует «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»).
Выделим основные проблемы компе-тентностного подхода в высшем профессиональном образовании: неоднозначность понятий «компетенции» и «компетентность»; неразработанность системы измерения качества образования; наличие проектов, претендующих на смену компетентностному подходу.
Важность данного подхода выражается в сдвиге от «предметоцентричности» к большей «студентоцентричности» в высшем образовании, т.е. индивидуализации обучения студентов. Она включает в себя: вовлеченность в самостоятельную учебную деятельность и личную ответственность за ее результаты (индивидуальное планирование, самооценка, самоорганизация, саморазвитие, индивидуальный мониторинг, презентация и защита своих учебных достижений, возможностей и др.), развитие навыков трудоустройства. Реализация компетентностного подхода рассматривается как один из главных механизмов повышения мотивации студентов к получению качественного высшего образования, ускорения их социального и профессионального становления.
Далее обратим внимание на следующий индикатор - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда (сотрудничество между вузами и корпорациями, развитие академической мобильности студентов и преподавателей, сетевое взаимодейст-
вие вузов).
Одним из важных положений Болонской декларации является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы. В этой связи, проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство приобретают особое значение.
К факторам, усугубляющим проблемы занятости молодежи, можно отнести: низкий уровень заработной платы молодых специалистов; бесперспективность решения их социальных потребностей, прежде всего, возможности приобретения жилья; отсутствие практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии, специальности потребностям рынка труда; превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.
Договорные отношения с предприятиями не всегда эффективны: вуз нуждается в долгосрочных отношениях, в то время как организация не имеет возможности прогнозировать потребность в кадрах. Следовательно, существенное значение имеет выбор правильной долгосрочной стратегии подготовки специалистов. Он позволяет своевременно изменять как спектр, так и количество выпускаемых специалистов по различным специальностям, вводить в программы подготовки новые дисциплины и технологии обучения и, как следствие, уверенно чувствовать себя в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг.
Важным аспектом сотрудничества между вузами и предприятиями можно считать развитие новых форматов обучения, таких как бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые системы. В России формирование этого сектора началось сравнительно недавно, тем не менее, он активно развивается и занимает все более серьезную долю рынка образовательных услуг.
Особенности бизнес-образования состоят в том, что оно имеет серьезные отличия от других направлений высшего и дополнительного профессионального образования, которые заключаются в специфике самих услуг, в особых подходах к содержанию программ, методов и форм обучения, требованиях к преподавательскому составу. Учебные заведения, предлагающих услуги в формате бизнес-образования, можно дифференцировать следующим образом: государственные
вузы; бизнес-школы при известных вузах; независимые учреждения, дающие образование исключительно в области бизнеса; факультеты и институты повышения квалификации, перестроившие свои программы под деловое обучение; западные школы.
Основными ожиданиями от бизнес-образования являются: получение новых знаний (82% слушателей), систематизация уже имеющихся (67%), развитие карьеры (56%). Среди прочих целей респонденты отмечают: увеличение дохода (41%), приобретение полезных связей (38%), решение конкретных проблем бизнеса (34%), возможность сменить сферу деятельности (19%) [5, с. 14]. Контингент потребителей данных образовательных услуг становится более неоднородным. Следовательно, актуальной становится дифференциация образовательных услуг и сегментации их потребителей, повышение качества бизнес-образования.
Следующим направлением является -«сетевое взаимодействие».
Назначение сетевого взаимодействия: организация системы информационной и консультационной взаимопомощи вузов для активизации их участия в интеграционных процессах в сфере образования. Оно представляет собой формирование логического объединения информационных ресурсов вузов-участников, предполагающее предоставление части ресурсов для общего доступа для совместного использования по определенным правилам через публичные сети.
Примеры институциональных взаимодействий в российском ВПО (высшее профессиональное образование) пока немногочисленны и широко известны. Данная практика находится на стадии формирования.
Среди основных причин низкой эффективности проектов институционального взаимодействия, можно выделить следующие: различный уровень активности партнеров на всех этапах разработки содержания будущего взаимодействия; отсутствие желания предоставлять свои ресурсы (финансовые, кадровые, инфраструктурные); реализация проекта взаимодействия планируется только в рамках сроков выделенного внешнего финансирования. Планы по устойчивому развитию и продолжению сотрудничества отсутствуют [6, с. 27].
Соответственно, для успешного развития сотрудничества вузов необходимо:
- обеспечить формирование принимаемой всеми членами вузовской организации политики взаимодействия с другими вузами, стратегическими партнерами, необходимой для достижения ожидаемых результатов;
- сфокусировать внимание руководства на поиске и поддержке в вузовском сообществе специалистов, способных инициировать и реализовывать проекты взаимодействия;
- изменить соответствующим образом систему стимулирования и материального вознаграждения академических сотрудников;
- изменить организационную культуру университета, направленную как на сам вуз, так и на организации, находящиеся за его пределами;
- разработать прозрачные механизмы закрепления результатов сотрудничества в регулярной практике вузов.
Таким образом, анализ ситуации в профессиональном образовании, позволяет выделить следующие приоритетные направления развития ВПО в России: обновление содержания образования как условие подготовки квалифицированных кадров; качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса; развитие кадрового потенциала системы профессионального образования; создание внешней независимой системы оценки качества образования; создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием.
В отношении университетов можно выделить несколько перспективных тенденций развития.
Отношение студентов и их родителей к университетскому образованию становится потребительским. Большое значение приоб-
ретают такие компоненты выбора университета как широко известный бренд: хорошая реклама, наличие современного сайта и пр.
Университет должен обладать гармоничной инфраструктурой: доступность (хорошее расположение корпусов, удобная парковка автомобилей и др.); легкая усваиваемость предметов; соответствие требованиям рынка труда; наличие в учебном плане спецпредло-жений, то есть особых эксклюзивных предметов, недоступных студентам других вузов; организация праздников и фестивалей, необременительность университетской жизни.
Университет должен быть технологически оснащён, предлагая студентам самые новейшие достижения в организации учебного процесса и студенческой жизни (дистанционное образования, образование через Интернет-сайты и пр.). Для любого студента университет и преподаватель (в том числе и профессор) должен быть оперативно доступен.
Следовательно, особенно актуальным становится процесс непрерывного обновления вуза. Другими словами, основное направление трансформации состоит в создании адаптивной (по отношению к внешней среде) системы управления университетом, что подразумевает способность вуза оперативно реагировать на различные изменения (законодательства, рынка труда, абитуриентов, стандарты конкуренции в отрасли и др.), вносить коррективы в свою деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Рейтинг стран по доступности высшего образования // Экономика образования. 2008. № 2.
2. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Университетское управление. 2010. № 5.
3. Там же.
4. Болонья глазами студентов и аспирантов URL: http://www.hse.ru/org/hse/iori/pr14 (дата обращения 15.12.2011).
5. Баженова Н., Комиссарова Т. Опыт проведения маркетингового исследования поведения потребителей на рынке услуг // Менеджмент сегодня. 2001. № 5.
6. О Болонском процессе: основные направления URL: http://www.bologna.ntf.ru/p1aa1.html (дата обращения 20.08.2011).