Научная статья на тему 'Управление нематериальными факторами роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия'

Управление нематериальными факторами роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / INNOVATING ECONOMIC / HIGH-TECHNOLOGY ENTERPRISE / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLECTUAL ASSETS / VALUATION OF KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Зайцев А. В.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на процесс устойчивого развития высокотехнологичного предприятия, механизмы формирования интеллектуальных активов предприятия, а также особенности оценки стоимости системы управления знаниями. Исходя из этого, описана совокупность правил, позволяющих выбрать метод оценки стоимости и определить основные параметры используемой при этом экономико-математической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Зайцев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE INTANGIBLE GROWTH FACTORS THE MARKET VALUE OF HIGH-TECH ENTERPRISE

The article looks into factors that influence the process of the sustainable development of a high-technology enterprise. Mechanisms of formation of firms intellectual assets are examined; peculiarities of value assessment of the knowledge management system are characterized. Hence, the set of rules is described, which allows choosing a method of value assessment and identifying basic parameters of the necessary economic-mathematical model.

Текст научной работы на тему «Управление нематериальными факторами роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия»

Управление нематериальными факторами роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия

В.В. Баранов

профессор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук (г. Москва) А.В. Зайцев

генеральный директор ООО «Карро-Комплект», доктор философии (Ph.D.)

(г. Москва)

Вячеслав Викторович Баранов, baranow@nln.ru

В условиях инновационном экономики, пришедшей на смену индустриальной, конкурентные преимущества получают предприятия, способные превратить свои материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы в источник доходов. Капитализируя эти доходы, предприятие получает возможность обеспечить рост своей рыночной стоимости. Это важно, так как мировая практика показывает, что критерием обеспечения устойчивого развития является обеспечение прироста рыночной стоимости предприятия на достаточно длительном временном интервале [1, 3].

Концепция стоимостного подхода к управлению бизнесом относится к числу инновационных. Несмотря на это, современные инструменты управления стоимостью не учитывают возрастающую роль нематериальных факторов в процессе увеличения рыночной стоимости бизнеса. В современных условиях профессионализм сотрудников, лояльность клиентов, используемые информационные системы, наличие развитой технологической инфраструктуры стоят для многих предприятий значительно больше, чем их материальные активы. В первую очередь это касается предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, то есть предприятий, деятельность которых ориентирована на создание и использование различных объектов интеллектуальной собственности, в основе которых лежат инновационные разработки [4]. Вот почему в условиях новой экономики, базирующей-

ся на знаниях и инновациях, нематериальные факторы роста стоимости становятся главным источником формирования конкурентных преимуществ высокотехнологичного предприятия.

Таким образом, принципиально важной для высокотехнологичного предприятия становится задача формирования механизма устойчивого развития посредством управления нематериальными факторами роста стоимости. Этот механизм базируется на современной концепции создания и управления стоимостью.

Наиболее важным положением этой концепции является то, что рыночная стоимость предприятия образуется под влиянием внешних (связанных с макроэкономической средой) и внутренних (непосредственно связанных со средой самого предприятия) факторов. Действие этих факторов проявляется в процессе реализации различных инвестиционных проектов, в том числе проектов инновационной направленности, и обуславливает формирование в структуре капитала предприятия финансовой и интеллектуальной составляющих. Эти составляющие, взаимодействуя между собой, приводят к появлению в структуре имущества высокотехнологичного предприятия материальных и интеллектуальных активов. Оценка этих активов дает возможность определить рыночную стоимость бизнеса, то есть стоимость действующего предприятия. Решение задачи управления рыночной стоимостью высокотехнологичного предприятия

предполагает целенаправленное воздействие на совокупность факторов, в первую очередь воздействие на факторы внутренней среды. Это воздействие должно обеспечивать максимальный прирост рыночной стоимости предприятия.

В деятельности высокотехнологичного предприятия, работающего в условиях инновационной экономики, все большее значение приобретают интеллектуальные ресурсы, учитываемые как интеллектуальные активы, и интеллектуальный капитал предприятия. Причем в экономике знаний именно интеллектуальный капитал, охватывая человеческий, клиентский и организационный виды капитала, выступает в качестве основного источника долгосрочного развития такого предприятия. Это связано с тем, что в результате использования интеллектуального капитала воплощаются на практике инновационные идеи устойчивого развития высокотехнологичного предприятия.

Реализация этих идей приводит к формированию не только технологических инноваций (новых продуктов и технологий их производства), но и к созданию устойчивой клиентской базы, появлению совокупности организационно-управленческих инноваций и т. д. Результатом эффективного использования интеллектуального капитала высокотехнологичного предприятия является рост рыночной стоимости как материальных активов предприятия, так и деловой репутации, являющейся элементом нематериальных активов и отражающей наличие у предприятия конкурентных преимуществ [2]. Таким образом, в структуре имущества высокотехнологичного предприятия растет доля так называемых интеллектуальных активов. Они включают в себя различные формы знаний, имеющих нематериальную сущность и представляющих для предприятия экономическую ценность. Создавая такой интеллектуальный актив как систему управления знаниями, высокотехнологичное предприятие обладает всеми юридическими правами на этот актив.

Однако создание интеллектуальных активов, кроме интеллектуального капитала, требует значительных финансовых ресур-

сов. Тем не менее, инвестируя эти ресурсы в создание баз данных, мероприятия по охране ноу-хау, обучение персонала, приобретение научно-технической литературы, программного обеспечения, участие сотрудников в конференциях и т. д., высокотехнологичные предприятия получают значительные экономические преимущества. Эти преимущества обусловлены ростом интеллектуального потенциала, использование которого генерирует рост рыночной стоимости предприятия.

Расходы на создание интеллектуальных активов высокотехнологичного предприятия в подавляющем большинстве относятся на себестоимость производимых продуктовых инноваций. С точки зрения собственника эти расходы не связаны напрямую с производством продукции или оказанием инжиниринговых услуг в рамках послепродажного обслуживания продуктовых инноваций длительного использования. В условиях высококонкурентного рынка рост себестоимости продуктовых инноваций уменьшает чистую прибыль высокотехнологичного предприятия, замедляя темпы роста его собственного капитала.

Вместе с тем, создавая интеллектуальные активы, например систему управления знаниями, высокотехнологичное предприятие формирует дополнительные конкурентные преимущества, так как существенным образом уменьшает уровень неопределенности, обеспечивает системность получения информации, повышает качество этой информации и т. д. С точки зрения потенциального инвестора на этапе первичного публичного размещения акций наличие у предприятия системы управления знаниями и других интеллектуальных активов, например системы управления рисками, является одним из факторов, снижающих вероятность убытков и повышающих гарантии возврата средств, вложенных инвестором в ценные бумаги предприятия. За счет снижения риска, учитываемого в составе нормы дисконта, при оценке эффективности инновационных программ и проектов увеличивается значение чистого дисконтированного дохода, получаемого в результате реализации этих программ и проектов.

В конечном итоге это влечет за собой рост рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия.

С точки зрения стоимостного подхода такие интеллектуальные активы, как система управления знаниями или система управления рисками, можно трактовать как немате-риализованные элементы интеллектуальной собственности высокотехнологичного предприятия [4, 5]. Интегрально эти элементы учитываются в составе деловой репутации высокотехнологичного предприятия. Однако с точки зрения формирования системы управления стоимостью высокотехнологичного предприятия важно вычленить эти элементы интеллектуальных активов из состава интегрального показателя «деловая репутация предприятия» и определить рыночную стоимость таких активов. На практике для решения этой задачи можно использовать методы затратного подхода, например, компаундируя затраты, возникающие при создании системы управления знаниями. Однако при этом возникает проблема обоснованности этих затрат.

В связи с этим для получения более достоверной величины рыночной стоимости элементов интеллектуальных активов, например системы управления знаниями, можно использовать один из методов доходного подхода к оценке стоимости - метод капитализации прибыли. Причем если расчет рыночной стоимости системы управления знаниями, равно как и других элементов интеллектуальных активов, методом капитализации прибыли не показывает положительную динамику рыночной стоимости этих элементов интеллектуальных активов, то это означает необоснованность затрат высокотехнологичного предприятия.

Капитализация представляет собой процесс, при котором чистая прибыль, полученная предприятием (или часть этой прибыли), идет на финансирование создания новых материальных (оборудование, здания и сооружения и т. д.) и нематериальных активов (новых технологий и продуктов, представляющих собой объекты интеллектуальной собственности), интеллектуальных (система обмена знаниями, база данных, система управления рисками и т. д.) активов [3].

Следует заметить, что интеллектуальные активы не только увеличивают стоимость имущества предприятия, но и при их дальнейшем использовании генерируют новые притоки денежных средств за счет интенсификации бизнес-процессов, то есть обеспечивают процесс увеличения рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия.

В современных условиях наиболее значимым активом предприятия является его персонал, а человеческий капитал - важная составляющая интеллектуального капитала, поэтому обеспечение роста рыночной стоимости предприятия в значительной мере связано с воздействием на интеллектуальные активы, интеллектуальный потенциал персонала. Таким образом, для высокотехнологичного предприятия большое значение имеет использование прибыли в целях развития его интеллектуального ресурса.

В условиях обострения конкуренции между предприятиями за квалифицированный персонал нецелесообразно использовать прибыль только для повышения компетенции отдельных сотрудников, поскольку они могут уйти с предприятия и тогда вложения окажутся напрасными. Следовательно, должна существовать целостная система управления персоналом: начиная от его подбора и завершая мерами, стимулирующими сотрудников к работе на предприятии. Это предполагает не только материальное поощрение персонала за счет получаемой прибыли.

Высокотехнологичному предприятию необходима долгосрочная стратегия использования прибыли по таким направлениям, как подбор, обучение, переподготовка, аттестация персонала, формирование системы управления знаниями, карьерного роста, премирования, участие в прибыли, наличие пенсионной программы и т. д. [4]. Наиболее трудной задачей является создание эффективной системы обмена знаниями, так как, во-первых, знание пребывает в постоянном процессе трансформации от стадии неявного знания к стадии явного знания, а во-вторых, начальный этап формирования системы обмена знаниями характеризуется высоким уровнем неопределенности и,

соответственно, риска. Здесь наиболее значимые виды риска организационные. Несоответствие формируемой системы обмена знаниями корпоративной культуре может деструктивно воздействовать на процессы создания такой системы.

Нередко решения о внедрении систем управления интеллектуальным потенциалом, рисками, отношениями с акционерами принимаются руководством российских компаний потому, что это является «модным» либо требуется для получения рейтинга или выхода с первичным публичным размещением акций на фондовую биржу. В этом случае процесс капитализации прибыли, нацеленный на создание новых интеллектуальных активов предприятия, войдет в противоречие с реальными действиями управленческого персонала, который будет формально относиться к подобным новшествам.

Процесс обмена знаниями во многом зависит от устоявшихся традиций, корпоративной культуры и других факторов, действующих на предприятии. В современных условиях этот процесс может быть эффективным только при использовании информационных технологий, которые, с одной стороны, являются нематериальными факторами роста стоимости предприятия, а с другой - ускоряют процесс создания и использования различных объектов интеллектуальной собственности.

При формировании на высокотехнологичном предприятии системы обмена знаниями следует учитывать, что знания, полученные в одном бизнес-процессе, приводят к изменению всей совокупности корпоративных знаний, зачастую ускоряя процессы создания новых объектов интеллектуальной собственности. Причем компетентность каждого специалиста предприятия возрастает не только вследствие обучения, но и вследствие взаимодействия с коллегами в процессе совместной деятельности. Накопление ресурса знаний, обобщение опыта, распространение его среди сотрудников помогают высокотехнологичному предприятию быстрее реагировать на изменяющиеся требования рынка.

Поскольку сформированная система управления знаниями представляет важный

интеллектуальный актив высокотехнологичного предприятия, на практике возникает задача определения рыночной стоимости этого актива. Несмотря на то, что создаваемый предприятием интеллектуальный актив не учитывается при определении балансовой стоимости как нематериальных активов, так и предприятия в целом, этот актив представляет собой важный компонент рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия.

С математической точки зрения капитализация означает определение стоимости всех будущих величин прибыли (потоков денежных средств). Причем в теории оценки бизнеса предполагается, что на каждом шаге оцениваемого временного интервала эти потоки равны или изменяются с одинаковым темпом. Для построения экономико-математической модели, отражающей процесс капитализации чистой прибыли при формировании системы управления знаниями, необходимо установить взаимосвязь рыночной стоимости создаваемого предприятием интеллектуального актива, чистой прибыли и нормы дисконта или ставки капитализации, характеризующей риск и доходность альтернативных инвестиций. Если считать, что финансирование создаваемой высокотехнологичным предприятием системы управления знаниями как элемента интеллектуальных активов осуществляется только за счет чистой прибыли, то стоимость этого актива будет представлять собой сумму дисконтированных потоков чистой прибыли, рассчитанных на временном интервале создания этого актива.

Если сделать допущение, что создание и постоянное обновление системы управления знаниями осуществляется предприятием на достаточно длительном временном интервале, то можно рассмотреть различные ситуации, характеризующие процесс формирования стоимости системы управления знаниями. Эти ситуации будут различаться динамикой чистой прибыли высокотехнологичного предприятия на временном интервале создания интеллектуального актива.

Если принять, что на каждом шаге рассматриваемого временного интервала

чистая прибыль предприятия постоянна, то стоимость создаваемого актива будет прямо пропорциональна величине чистой прибыли и обратно пропорциональна норме дисконта. В этой ситуации возникает задача обоснованного выбора нормы дисконта, отвечающей интересам всех инвесторов, принимающих участие в создании системы управления знаниями высокотехнологичного предприятия. Причем из теории оценки бизнеса известно, что такое соотношение между стоимостью актива и величиной чистой прибыли предприятия характерно для неизменного значения нормы дисконта по шагам расчетного периода, характеризующего длительность интервала создания актива на бесконечно большом временном интервале. Неизменность нормы дисконта означает, что мы не берем во внимание изменение во времени рисков, возникающих у предприятия, исключаем из рассмотрения инфляционные процессы и ряд других важных факторов, которые определяют доходность инвестиций в создание системы управления знаниями.

Однако в реальной ситуации, характеризующей процесс создания на высокотехнологичном предприятии системы управления знаниями, норма дисконта на временном интервале создания этого интеллектуального актива может изменяться. Это свидетельствует о том, что норма дисконта зависит от номера шага, то есть номера временного интервала, на котором рассчитывается экономическая добавленная стоимость, возникающая при создании интеллектуального актива высокотехнологичного предприятия. В этом случае для расчетов стоимости создаваемого интеллектуального актива целесообразно использовать не изменяющуюся во времени норму дисконта, а ставку капитализации. Эта ставка будет представлять собой усредненное значение нормы дисконта на бесконечно большом временном интервале создания высокотехнологичным предприятием интеллектуального актива. В этой ситуации стоимость создаваемой предприятием системы управления знаниями будет определяться как отношение величины чистой прибыли к ставке капитализации.

Таким образом, используя для определения рыночной стоимости создаваемого высокотехнологичным предприятием интеллектуального актива метод капитализации прибыли, следует учитывать, что ставка капитализации может как совпадать с нормой дисконта, так и отличаться от нее. На практике возникает задача определения такой ставки капитализации, которая наиболее полно соответствует рыночным условиям деятельности предприятия. Для этого можно использовать известные из теории оценки бизнеса методы, наиболее распространенными из которых являются метод рыночной выжимки и метод коррекции ставки дисконтирования (нормы дисконта) на среднегодовые темпы прироста чистой прибыли в постпрогнозном периоде деятельности предприятия.

В первом случае проводится анализ рынка. По его результатам отбираются компании, деятельность которых аналогична деятельности оцениваемого высокотехнологичного предприятия. Для отбора предприятий-аналогов целесообразно использовать такие показатели, как чистая выручка, балансовая стоимость имущества, финансовое состояние (платежеспособность, финансовая независимость) и деловая активность предприятия (коэффициенты оборачиваемости активов и капитала). Все эти показатели могут быть определены по данным публикуемой предприятиями финансовой отчетности. По этой же отчетности определяются величины годовой чистой прибыли каждой компании-аналога. Рыночную стоимость предприятий-аналогов целесообразно устанавливать, используя информацию различных рейтинговых агентств.

Полученная информация используется при расчете ставки капитализации каждой компании-аналога. Затем определяется итоговое значение ставки капитализации, которая наиболее адекватно отражает рыночную ситуацию в анализируемой сфере деятельности высокотехнологичного предприятия. В дальнейшем эта ставка может быть использована для расчета рыночной стоимости создаваемых предприятием интеллектуальных активов, в частности системы управления знаниями. Итоговое значе-

ние ставки капитализации рассчитывается как среднее значение ставок капитализации для всех выбранных для анализа предприятий-аналогов. Это среднее значение может определяться либо как среднеарифметическое, либо как средневзвешенное, либо как медианное значения.

Однако целесообразнее при расчете ставки капитализации использовать метод коррекции нормы дисконта на среднегодовые темпы прироста чистой прибыли высокотехнологичного предприятия на временном интервале создания системы управления знаниями. Этот метод более точен, так как считается, что в рассматриваемом временном интервале чистая прибыль предприятия является не постоянной, а изменяется. Правда, в теории оценки бизнеса считается, что это изменение (возрастание прибыли) происходит по линейной зависимости. Тогда стоимость создаваемого высокотехнологичным предприятием интеллектуального актива при линейном возрастании прибыли на бесконечно большом временном интервале определяется экономико-математической зависимостью, которая в теории управления стоимостью бизнеса известна как формула Гордона [3]. В этом случае ставка капитализации определяется как разность между нормой дисконта и коэффициентом роста чистой прибыли, а рыночная стоимость создаваемого интеллектуального актива будет прямо пропорциональна чистой прибыли высокотехнологичного предприятия, рассчитанной

с учетом коэффициента ее роста, и обратно пропорциональна норме дисконта, скорректированной на коэффициент роста чистой прибыли.

Таким образом, здесь возникает задача не только обоснованного выбора нормы дисконта, но и прогнозирования темпов роста прибыли высокотехнологичного предприятия на достаточно отдаленном временном интервале его деятельности, а также определения той доли прибыли, которая идет на создание интеллектуальных активов предприятия, в частности системы управления знаниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В. В., Зайцев А. В. Стоимостной подход к управлению холдинговыми компаниями // Российское предпринимательство. Выпуск 2. 2008. № 9. С. 96-100.

2. Зайцев А. В., Баранов В. В. Организационно-экономический механизм увеличения рыночной стоимости холдинговых компаний // Российское предпринимательство. Выпуск 1. 2008. № 10. С. 176-180.

3. Иванов И. В., Баранов В. В. Финансовый менеджмент: стоимостной подход : учебное пособие. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

4. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом наукоемких предприятий. М. : Омега-Л, 2006.

5. Управление знаниями в корпорациях : учебное пособие / под ред. Б. З. Мильнера. М. : Дело, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.