Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ'

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гирфанов А.Ф., Балашов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ»

консервации сроком более 3 месяцев и в ремонте сроком более 12 месяцев. В связи с этим СПК «Аургазы» можно порекомендовать разработать форму ведомости учета объектов основных средств, по которым приостановлено начисление амортизации.

Использованные источники:

1. Гвоздикова, К.В. Налоговый вестник/ К.В. Гвоздикова // Российский налоговый журнал.-2010.-№ 22.

2. Трапезников, А.Т. Расчет [Текст] /экономический журнал/ А.Т. Трапезников. - М.: ТК Велби, 2011.

3. Гусаков, Е.Г. Учет расходов на отдельные виды рекламы / Е.Г. Гусаков // Бухгалтерский учет.-2009.-№ 14.

Гирфанов А.Ф. студент

Балашов Е.В., к.ю.н., доцент Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г.Уфа

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ

РЕСУРСАМИ

Вопрос об участии органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношениях природопользования и охраны окружающей среды до настоящего времени является одним из самых дискуссионных и требует более детального рассмотрения.

Управленческие функции государства и муниципальных образований в области природопользования и охраны окружающей среды - это система организационных, исполнительных и распорядительных действий, направленная на соблюдение норм природоохранного и природоресурсного законодательства на территории Российской Федерации.

Функции государства по управлению природными ресурсами имеют двойственную природу. С одной стороны, государство непосредственно само является собственником природных объектов и ресурсов. Оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои указания пользователям, владельцам и арендаторам государственных природных ресурсов. Однако, осуществляя данные полномочия, очень важно проявлять здоровый демократизм, предоставляя законным пользователям природных объектов свободу хозяйствования и поддерживая заинтересованность законных собственников в вопросах охраны и рациональном использовании природных ресурсов.

Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе и в государстве в целом. И

наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией как подсистема государства и региона вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления этой ситуации [3].

Таким образом, в современной трактовке устойчивое развитие муниципального образования обеспечивает его населению безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия всей экономической и общественной деятельности.

Формирование механизма муниципального управления эколого-природными ресурсами должно основываться на взаимосвязи и взаимообусловленности развития регионов и страны в целом. Необходима преемственность методологии и практики государственного управления. Эффективное решение экологических проблем может быть достигнуто на основе согласованной деятельности органов местного самоуправления с органами государственного управления и субъектами хозяйствования при четком определении их прав и ответственности за природопользование и улучшение экологической ситуации на территории.

Многообразие форм собственности на землю, становление новых форм лесо- и водопользования, превалирование и сохранение доминирующих позиций государства в праве собственности на природные ресурсы накладывают определенные особенности на решение вопроса муниципального управления природными ресурсами. Вместе с тем, ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, устанавливает право муниципальных образований иметь в собственности земельные участки и леса для решения вопросов местного значения, право реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий. Земельное законодательство РФ устанавливает право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до завершения процедуры ее разграничения. Лесное и водное законодательство РФ также закрепляет значительный комплекс полномочий по управлению лесными и водными ресурсами за органами местного самоуправления.

Таким образом, муниципальные образования являются полноправными участниками процесса управления эколого-природными ресурсами на территории муниципального образования. Управление и распоряжение муниципальными природными ресурсами осуществляется должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления, в структуру которых обычно входят: представительный орган; глава муниципального образования; местная администрация

(исполнительно-распорядительный орган); глава местной администрации; функциональные и территориальные органы местной администрации; другие органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

К исключительной компетенции представительного органа в части управления муниципальными природными ресурсами относятся [5]:

1) установление, изменение и отмена местного земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) принятие планов и программ развития муниципального образования (включая развитие муниципальных природных ресурсов), утверждение отчетов об их исполнении;

3) распределение порядка управления и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

4) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, связанных с управлением муниципальными природными ресурсами.

В числе формулируемых целей управления природными ресурсами, стоящими перед муниципальными образованиями, необходимо выделить экономически эффективное использование и развитие земельных, водных, лесных и иных видов ресурсов для получения максимально возможного положительного сальдо при исполнении муниципального бюджета, роста бюджетных поступлений при одновременном сокращении расходов на выполнение поставленных ограничений и нормативном содержании ресурсов (экологическом, биологическом и т.п.), т.е. целью муниципального управления природными ресурсами является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем муниципального образования, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание благоприятной для проживания окружающей среды. Целесообразно выделить следующие основные задачи муниципальных властей в области природопользования и охраны окружающей среды [5]:

- обоснование и формирование стратегической концепции управления окружающей средой в муниципальном образовании, включая рациональное использование природных ресурсов;

- создание программы и механизмов управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, выработка и реализация системы административных мер и экономических рычагов, обеспечивающих качество окружающей среды;

- использование системы административных мер и экономических механизмов регулирования, обеспечивающих достижение стратегических

и тактических целей экологического и природно-ресурсного развития муниципального образования;

- формирование эффективной системы экологического мониторинга; выявление и инвентаризация хозяйствующих субъектов и производственных процессов на территории, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;

- формирование системы экономического стимулирования и поощрения общественных и частных инициатив, направленных на улучшение экологической ситуации и рациональное использование природно-ресурсного потенциала территории;

- содействие организации экологического просвещения и образования во всех формах обучения, от дошкольных учреждений до высшей школы, создание системы повышения экологической квалификации муниципальных служащих.

Разработка и реализация экологической политики муниципального образования предполагает ее организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. В настоящий момент разработка такого обеспечения - одно из основных направлений деятельности ученых и практиков. Необходимо отметить, что в разных муниципальных образованиях эти проблемы могут решаться неодинаково, а с учетом местной специфики. Центральное место в этом случае занимает кадровое обеспечение. Обучение специалистов предприятий и органов местного самоуправления является необходимой предпосылкой для выработки и реализации эффективных мер по уменьшению загрязнения окружающей среды, улучшению природоохранной деятельности.

Таким образом, устойчивое развитие должно включать не только чисто экологические аспекты, но в целом целенаправленное и эффективное развитие целостной эколого-социально-экономической системы. Системный подход к экологической политике означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановки целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион, государство).

Использованные источники:

1. Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская ОВ., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты: учебное пособие / 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-н/Д., 2007.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Бюллетень центра экологической политики России. № 3. 1996.

3. Система муниципального управления / Под ред. В.Б.Зотова. М., 2006.

4. Лапин В. Актуальные вопросы устойчивого и комплексного социально -экономического развития муниципальных образований // Муниципальная власть. №1. 2009.

5. Вильчинская О.В. Управление природопользованием и техносферной безопасностью на муниципальном уровне // Безопасность в техносфере. № 3. 2008

Дудник Д. В., к.э.н., доцент ФГБОУ ГОУ ВПО Северо-Кавказский филиал «Российская Академия Правосудия» Россия, г. Краснодар ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

На основе анализа логики и эволюционной динамики управленческих отношений, возникающих в сфере использования и охраны земельных ресурсов нашей страны, представляется возможным определить понятие, систему и виды эколого-экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации.

Эколого-экономическое управление земельными ресурсами представляет собой сложную систему экономически обоснованного, целенаправленного воздействия на земельные отношения, с целью их упорядочивания в соответствии с установленными нормативными требованиями.

В основе этого воздействия находится познание объективных закономерностей решения проблемы обеспечения рационального и эффективного функционирования земельных ресурсов страны. Под рациональным использованием земли в данном контексте следует понимать максимально эффективный (с точки зрения обеспечения потребностей государства и общества) способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических социальных и политических условий в соответствии с объективно существующими принципами взаимодействия общества и природы.

В силу специфики объекта управления, эколого-экономическое управление земельными ресурсами можно определить как -организующую исполнительно-распорядительную деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению его целей и задач, выраженных в законодательстве.

Управление земельными ресурсами как сложноорганизованная система осуществляется многими методами и средствами.

Она включает следующие аспекты: экономический; экологический; политический; административно-управленческий; правовой; научный; внедренческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.