Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РОССИИ: ОТ ЦАРСКОЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННОСТЬ'

УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РОССИИ: ОТ ЦАРСКОЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / ЦАРСКАЯ РОССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чумак Елена Васильевна

В данной работе приводится анализ управления миграционными потоками в России. На основании выполненного комплексного анализа административно-организационного управления миграционными процессами в царской России, была построена схема, приведенная в данной статье, где показаны основные функции, регламентирующие миграционные процессы. В ходе данного исследования было выявлено, что в царской России исторически сложилась система управления миграционными потоками, основанная на администрировании преимущественно силовыми структурами. Также было выявлено, что вопросы, связанные с выдачей паспортов, миграционным (поселенческим) учетом и прочие, начиная с начала 19 века находились в подчинении Министерства внутренних дел. Также выявлено, что часто к функциям Министерства внутренних дел относились вопросы регулирования внутренней миграции, а вопросы внешней миграции исторически были зоной совместного ведения Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел. Автор данного исследования считает малоэффективной миграцию по экономическим причинам как основной «демократический» способ стимулирования миграционной активности. Было выявлено, что только комплексное управленческое воздействие со стороны ряды организаций при условии единой координации могут обеспечить эффективное развитие миграционных процессов в соответствии с запросами государства. При этом общая координация, по мнению автора данного исследования, должна находиться в рамках силовых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MIGRATION FLOWS IN RUSSIA: FROM TSARIST RUSSIA TO THE PRESENT

This paper provides an analysis of the management of migration flows in Russia. Based on the comprehensive analysis of the administrative and organizational management of migration processes in tsarist Russia, the scheme presented in this article was built, which shows the main functions that regulate migration processes. In the course of this study, it was revealed that in tsarist Russia a system of migration flows management was historically formed, based on the administration of predominantly power structures. It was also revealed that issues related to the issuance of passports, migration (settlement) registration and others, since the beginning of the 19th century, were subordinate to the Ministry of Internal Affairs. It was also revealed that often the functions of the Ministry of Internal Affairs included issues of regulation of internal migration, and issues of external migration were historically the area of joint responsibility of the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Foreign Affairs. The author of this study considers migration to be ineffective for economic reasons as the main “democratic” way to stimulate migration activity. It was revealed that only a comprehensive management influence from a number of organizations, subject to uniform coordination, can ensure the effective development of migration processes in accordance with the requests of the state. At the same time, overall coordination, according to the author of this study, should be within the framework of power structures.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РОССИИ: ОТ ЦАРСКОЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННОСТЬ»

Управление миграционными потоками в России: от царской России в современность

Чумак Елена Васильевна,

кандидат наук по государственному управлению, доцент, Уральский государственный экономический университет E-mail: lena22021977@yandex.ru

В данной работе приводится анализ управления миграционными потоками в России. На основании выполненного комплексного анализа административно-организационного управления миграционными процессами в царской России, была построена схема, приведенная в данной статье, где показаны основные функции, регламентирующие миграционные процессы. В ходе данного исследования было выявлено, что в царской России исторически сложилась система управления миграционными потоками, основанная на администрировании преимущественно силовыми структурами. Также было выявлено, что вопросы, связанные с выдачей паспортов, миграционным (поселенческим) учетом и прочие, начиная с начала 19 века находились в подчинении Министерства внутренних дел. Также выявлено, что часто к функциям Министерства внутренних дел относились вопросы регулирования внутренней миграции, а вопросы внешней миграции исторически были зоной совместного ведения Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел. Автор данного исследования считает малоэффективной миграцию по экономическим причинам как основной «демократический» способ стимулирования миграционной активности. Было выявлено, что только комплексное управленческое воздействие со стороны ряды организаций при условии единой координации могут обеспечить эффективное развитие миграционных процессов в соответствии с запросами государства. При этом общая координация, по мнению автора данного исследования, должна находиться в рамках силовых структур.

Ключевые слова: управление миграционными потоками, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, миграционный учет, царская Россия.

в и Е

см о см

03

Большая часть истории развития российского государства связана с управлением миграционными процессами. Сам факт появления Московского государства связан с миграцией населения в результате упадка Киевской Руси. На каждом историческом этапе цели и задачи миграционных процессов менялись, неизменной оставалась главная цель - обеспечение текущих интересов государства путем реализации миграционной политики. На современном этапе экономического развития, по мнению В. Самойлова и А. Панова, к приоритетам миграционной политики России относятся разработка и реализация мер по привлечению в страну квалифицированных иностранных работников и снижению уровня эмиграции путем повышения социальной и миграционной привлекательности регионов; содействие добровольному переселению соотечественников в Россию; формирование упорядоченной системы расселения; эффективное противодействие нелегальной миграции на международном и внутригосударственном уровнях посредством борьбы с организованной преступностью и терроризмом [1].

Фактически, указанные выше В. Самойловым и А. Пановым приоритеты миграционной политики являются актуальными как для царской, так и для современной России. Меняются институциональные формы реализации указанных задач и административные институты, отвечающие за эти вопросы. Это обуславливает необходимость оценки процессов формирования административных институтов регулирования миграционной политики и социально-экономических механизмов их действия.

Автор данного исследования считает, что начать изучение государственного регулирования миграции наиболее целесообразно с 1649 года -времени утверждения Уложения (свода нормативных документов). Соборное уложение - исторический документ, имеющий институциональное отношение к регулированию процессов миграции. Прямо или косвенно вопросами миграции занимались и иные приказы Московского государства:

- Разрядный приказ (со временем приобрел территориальный характер). Поместный приказ частично был связан с миграцией, поскольку раздавал и отбирал поместья, следил за их переходами между собственниками, что непосредственно создавало предпосылки для территориальной мобильности.

- Посольский приказ. Игран существенную роль в иностранной торговле, но меньшую в контексте внутренних перемещений. Ведал не только

международными отношениями, но и другими делами, имевшими тесную связь с ними. - Приказ большого прихода. Занимался дозорами и описаниями, отдавал в оброк пустоши, оставшиеся от поместной раздачи. Следует отметить, что в Московском государстве существовало достаточно много различных приказов, функции которых пересекались. В контексте анализа приказов и их функций, необходимо отметить еще один приказ, Ямской, который поддерживал казенное сообщение между городами, строил ямские слободы и пр. [3].

В рамка изучения миграционных процессов особого внимания заслуживает Указ Ивана Грозного от 12 мая 1582 года, положивший начало ссылке как вида наказания, что было первой формой принудительной миграции. Основным направлением высылки были окраинные города. Миграции в тот период рассматривались в контексте санкций. Как констатирует А. Маньков, в тот период лишение свободы считалось вторым (после смертной казни) наказанием по тяжести [4].

Особого внимания заслуживают иностранцы на территории России. Согласно данным Ключевского, в 1631 году для обучения русских войск (милиции) иноземному строю были приглашены иностранцы [5]. На момент прихода к власти Петра I число иностранцев, проживавших в России, доходило до 18000 человек [6].

С воцарением Петра I миграционная политика трансформировалась ввиду необходимости более широкого приглашения иностранных специалистов. Иностранцев и ранее приглашали для решения квалифицированных задач в Московском государстве, однако данные приглашения имели единичный характер и не отвечали масштабным целям модернизации, поставленных Петром I.

Первым инструментом государственной миграционной политики в Российском государстве автор данного исследования считает Манифест от 16 апреля 1702 г. «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания»: иностранцам был предоставлен свободный приезд в Россию, они получали право поступать на государственную службу (военную или гражданскую), а также заниматься торговлей и промыслами [7].

Важным этапом развития миграционной политики стал Указ Петра I от 30 октября 1719 года, установившего «чтобы никто без проезжих или прохожих писем из города в город и из села в село не ездил бы и не ходил, и каждый бы имел от начальников своих паспорт или пропускное письмо». Второй этап миграционной политики Петра I связан с административной реформой. Важной часть административной реформы является Манифест от 30 июля 1720 г. «О допущении иностранцев к строению и размножению рудокопных заводов», согласно которому всем иностранным подданным было официально предоставлено право на горный промысел в России.

Для повышения эффективности работы коллегий Петр I считал необходимым включить в их

состав иностранцев и даже (по некоторым источникам) планировал довести их численность до половины. При этом Россия начала становиться инвестиционно-привлекательной. «Берг-привилегия» 1719 г., подкрепленная Манифестом 1720 г., а в дальнейшем Регламентом Мануфактур-коллегии 1723 г., создала предпосылки для повышения активности иностранцев в сфере горной добычи и переработки [8].

Первым органом официально уполномоченным документально осуществлять регулирование миграции стала Коллегия иностранных дел, которая имела прямое подчинение императору, минуя Сенат. К ее функциям относилось: решение вопросов прибывающих иностранцев; выдача российских паспортов; принятие и исключение из гражданства; управление подданными на окраинах.

Анализируя XVIII век с позиции миграционной активности, необходимо констатировать, что Петр I создал предпосылки появления иностранцев в высшем руководстве страны. Анализируя административные реформы периода правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, можно констатировать, что изменения практически не отражались на миграционных процессах и заключались преимущественно в уровне полномочий коллегий. При этом встречались аспекты ручного регулирования локальных внутренних миграций.

В годы правления Анны Иоанновны имело место последовательное развитие миграционного законодательства. Активной миграционной политики по привлечению простых иностранцев (крестьян) на работу в Россию в тот период не велось, поскольку поддержки (не смотря на запросы Коллегии иностранных дел) Елизавета Петровна не оказывала. Следует отметить некий опыт организации миграции в рамках создания военных поселений. В 1752 году Сенатом был утвержден проект по учреждению четырех национальных полков на Южной Украине общим количество в 10 тысяч человек. В ходе указанных реформ был основан город Елисаветград (крепость св. Елисаветы), это демонстрирует, что в этот период миграционные процессы курировались Военной коллегией [9].

Таким образом, государственные институты и государственная миграционная политика в годы правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны принципиальных (по отношению к петровским) изменений не претерпели.

С приходом к власти Екатерины II миграционная политика приобрела целостный и институциональный характер. Екатерина II поощряла иностранцев, создающих в России заводы и обратила особое внимание на земледельческую культуру в степных районах [10]. Указом Сенату 14 октября 1762 г. повелевалось «раз навсегда, и без дальнего доклада» по согласованию лишь с Коллегией иностранных дел принимать всех иностранцев, желающих поселиться в России, за исключением евреев. Далее Коллегия иностранных дел совместно с Сенатом разработала программу поддержки переселенцев и приняла 22 июля «Манифест о да-

сз о

о Л о

о сз о в

руемых иностранным переселенцам правах и преимуществах». Для регулирования вопросов, связанных с даруемыми иностранным переселенцам правах и преимуществах, был создан специальный орган - Канцелярия опекунства иностранных граждан. К услугам Канцелярии могли обратиться как новые переселенцы, так и иностранцы, решившие из городов переехать в сельскую местность. По своим правам Канцелярия приравнивалась к Коллегиям и была подотчетна императрице [10]. В рамках деятельности Канцелярии была создана Саратовская контора опекунства иностранных граждан (в 1766 г.) для управления иностранными колонистами, преимущественно немецкого происхождения, появившимися в 1764 г. в Поволжье (подчинявшаяся Канцелярии в Петербурге). Промежуточным административным звеном между Саратовской конторой и колонистами были окружные комиссары, назначавшиеся Канцелярией опекунства иностранных граждан в Петербурге [10]. Следует также отметить внешний механизм привлечения колонистов. Сначала эти функции выполняли главы дипломатических миссий, в дальнейшем набор осуществлялся через вербовщиков, их вознаграждение зависело от количества привлеченных [10].

Принципиально важным шагом Екатерины II было начало репатриации (старообрядцев) Указом от 4 декабря 1762 г. Репатриантам было дано несколько «льготных лет», в течение которых они освобождались от всяких пошлин, податей и работ, а также им предоставлялось право поселяться не только в Сибири, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях. Основными исполнителями данного Указа были Коллегия иностранных дел и губернаторы.

Также важным элементом миграционной политики Екатерины II является реформа Новой Сербии 1763 г., согласно которой Новая Сербия была преобразована в Новороссийскую губернию. Реформа была разработана комиссией под руководством генерала А.П. Мельгунова. В Новороссийской губернии военное управление подчинялось Военной коллегии, гражданское - правительствующему Сенату [11].

Реализация перечисленных выше мер во время правления Екатерины II привела к росту потока иностранных иммигрантов, что в конце XVIII века Российское государство было вынуждено ограничить ежегодное количество иммигрантов, принимаемых на поселение (200 семей в год). В дальнейшем иностранцев стали приглашать только по специальным разрешениям.

На формирование миграционной политики Александра I принципиальное влияние оказала французская революция и наполеоновские войны [12]. Одним из первых решений, связанных с аде министративным реформированием, стал Мани-ц фест об учреждении министерств, согласно кото-^ рого возросла роль Министерства внутренних дел. ° Административная реформа 1775 г. повы-ав сила роль органов местного самоуправления,

в результате чего опекунские учреждения для иностранных граждан стали терять свое значение и 20.04.1782 были ликвидированы. Однако, в 1797 г. Саратовская контора была восстановлена. Говоря о функциях контор, можно констатировать, что наряду с экономическими, в частности задачами материального и финансового обеспечения добровольных переселенцев, стали появляться и административные. Была предпринята первая попытка учета внутренней миграции. Однако системная аналитическая работа посредством административно-полицейского учета населения появилась только в 1811 г. (учетом ведало Министерство полиции, в структуре которого появились Департамент полиции, Исполнительное и Статистическое отделения). Потребность в системной аналитической работе возникла в следствии миграционных указов Александра I.

Правление Александра I характеризуется целостностью внутренних миграционных правил: регламентированным порядком вызова, приезда, пребывания, пересечения границ государства иностранцами, а также институционализацией органа контроля за соблюдением миграционного законодательства [12].

Рассматривая внутреннюю миграцию в данный исторический период, можно констатировать, что она шла преимущественно по линии Военного министерства и реализовывалась в несколько этапов:

1. 80-90 гг. XVIII в. - 1812 г. Характеризовался интенсивной военной колонизацией северовосточной территории Северного Кавказа, связан с указом 1786 г. «Об отправлении в Кавказское наместничество жен, коих мужья там поселились». По указу Сената от 18 декабря 1784 г. разрешалось принимать не только государственных и экономических крестьян, но и однодворцев из южных губерний.

2. 22 марта 1824 г. - 1833 г. Утверждены правила переселения малоземельных крестьян. В этот период бродяг не старше 35 лет разрешалось отсылать на Кавказскую линию в работники к казакам. По истечении 3 лет, если они вели себя «одобрительно», им разрешалось причислиться к казачьему сословию. Эта мера признавалась властями «полезною как для казаков, так и для прекращения бродяжничества» [13].

Миграционную политику Николая I можно считать более активной. На основании анализа источников можно констатировать, что миграционная политика Николая I была направлена на создание национальных автономий (яркий пример - Армянская в которую мигрировало население из соседних государств, Персии и Турции). В основе внутренней миграционной политики Николая I лежала реформа государственных крестьян, проводимая специально учрежденным органом - Министерством государственного имущества. Основными направлениями реформ было переустройство администрации, устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских

Этап 1. Соборный уклад 1649 года

Посольский приказ

Поездные грамоты

Малороссийский

приказ -*-

Разрешения пребывание

пребывание территории

Строительство крепостей

Приказ казанского двора

Управление

туземным

населением

Территориальное управление

Поместный приказ

Управление имуществом т.ч.

крестьянами

Сыскной приказ

Высылка в Сибирь, на Лену и т.п.

в

Этап 2. Манифест Петра I 1702 г.

Этап 3. Манифесты Екатерины II 1762 (63) года

Этап 4. Административная реформа Александра I 1802 года (с изменениями)

Министерство внутренних дел

Экспедиция государственно го хозяйства

Министерство полиции

Хозяйственный

департамент

МВД

Центральный

статистический

комитет

Выдача заграничных паспортов

Наблюдение за

находящимися на

территории России

Переселенческое управление

Губернаторы

Прием иностранцев

Виды на жительство

Прием иностранцев

Главный комитет по делам сельского состояния

Местный

миграционный учет

Казенные палаты

губерний

Паспортизация

Прочие инстанции

Министерство

путей

сообщения

Министерство государственны х имуществ

Министерство

иностранных

дел

Рис. 1. Структура развития административных органов, регулирующих миграционные процессы

школ, организация медицинской и ветеринарной помощи [14]. Миграционная политика Николая I имела тенденцию к систематизации нормативно-правового регулирования. Важным явлением данного периода является распространение миграции, обусловленное переселением (поселением) военных, вышедших в отставку.

Говоря о развитии институтов управления миграцией, можно констатировать, что с середины XIX века принципиальных изменений в структуре органов и их функций не происходило, при этом изменения, изменения, которые имели место быть, продиктованы глобальными политическими процессами, в частности отменой Александром II крепостного права.

С целью стабилизации ситуации после отмены крепостного права, исходя из предложений министра внутренних дел, правительство 10 июля 1881 г. приняло «Временные правила о переселении крестьян на казенные земли». Однако они не решали реального масштаба проблем и не предусматривали финансовой помощи переселенцам со стороны государства [15]. Для полного решения проблем самовольной миграции населения (преимущественно крестьян) Александр III издает 13 июля 1889 г. высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о добровольных переселениях и дополнительные к оному узаконения [16]. Данный документ повысил нагрузку на органы внутренних дел, поскольку переселение дозволялось только тогда, когда имеются свободные участки казенной земли. В 1896 г. в Министерстве внутренних дел появилось Переселенческое управление, оно должно было осуществлять предварительное изучение районов, предназначенных для переселенчества, руководство выдачей разрешений на переселение, а также, в необходимых случаях, саму выдачу этих разрешений. Это стало наиболее значимым событием миграционной политики России конца XIX - начала XX веков.

Также миграционная политика России конца XIX - начала XX веков, ее нормативно-правового регулирование имеет 2 тенденции: формирование паспортной системы (закрепляла различия в правах и документирование отдельных групп населения в зависимости от сословия, рода занятий, имущественного положения и национальной принадлежности) и усиление роли паспортизации как инструмента, дающего возможность на переселение.

Таким образом, подводя итог административно-организационного управления миграционными процессами в царской России, построена схема, приведенную на рис. 1. В указанной схеме показаны основные функции, регламентирующие миграционные процессы.

РПосле революции 1917 года миграционная по-е литики существенно поменялась. Претерпели из-s менения и институты ее осуществлявшие, однако S неизменным осталась логика миграции, обуслов-° ленная перенаселением сельской местности в Ев-5в ропейской части.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из проведенного в рамках данного исследования анализа, можно констатировать, что в царской России исторически сложилась система управления миграционными потоками, основанная на ее администрировании преимущественно силовыми структурами. Вопросы, связанные с выдачей паспортов, миграционным (поселенческим) учетом и прочие, начиная с первой половины XIX в. находились в ведении Министерства внутренних дел. К функциям данного министерства также относились вопросы регулирования внутренней миграции. Вопросы внешней миграции исторически были зоной совместного ведения Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел.

Таким образом, в период ослабления влияния институционального регулирования внутренних и внешних миграционных процессов, процессов регистрации по месту пребывания, либерализации выдачи документов, миграционные потоки приобретают хаотичность и перестают удовлетворять запросам государства. При этом чрезмерная жесткость регулирования (в том числе принудительные перемещения) не несут в себе позитивного эффекта, поскольку удерживают субъекты переселения путем административных ограничений. Внимание к вопросам миграции по экономическим причинам как основному «демократическому» способу стимулирования миграционной активности видится автору данного исследования малоэффективным. Как показала отечественная практика, только комплексное управленческое воздействие со стороны ряды организаций при условии единой координации могут обеспечить эффективное развитие миграционных процессов в соответствии с запросами государства. При этом общая координация, по мнению автора данного исследования, должна находиться в рамках силовых структур. В этом смысле интересной видится структура Министерства внутренних дел царской России, в компетенцию которой входило решение не только паспортно-визовых задач, но и обеспечение комплексного освоения (развития) территорий.

Литература

1. Прудникова Т.А. История становления и практика правового регулирования миграционных процессов в России // Lex russica. 2013. № 9. С. 934. С. 35

2. Самойлов В.Д., Панов А.И. Миграция как социально-экономическое явление // ЭСГИ. 2018. № 3 (19). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/migratsiya-kak-sotsialno-ekonomicheskoe-yavlenie (дата обращения: 14.10.2021)., с. 192-193.

3. Велеловский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. - М.: «Аиро-XXI». - 2008. - 384 с., с. 370.

4. Маньков, Аркадий Георгиевич. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России [Текст]: Маньков А.Г.; отв. ред. К.Н. Сербина;

АН СССР, Ин-т истории СССР (Ленинградское отд-ние). - Ленинград: Наука, 1980. - 271 с. С.226-227.

5. Ключевский И.О. Курс русской истории Часть I.-M., 1987.

6. Брикнер, Александр Густавович. История Петра Великого: [в 6 частях]/ текст А.Г. Брикне-ра; загл. лист, загл. буквы и украшения худож. Панова грав. на дереве Паннемакера и Мат-те в Париже, Кезеберга и Эртеля в Лейпциге [и др.]. - С.- Петербург: А.С. Суворин, 1882. - 27 см Т. 1: Части 1-3. - 1882. - XX, 368 с., С.219-220.

7. Полное собрание законов Российской Империи Т. 4 (1700-1712), 1910 Апреля 1 Мани-фест.с. 192-194.

8. Верещагин А.С., Хайртдинов Р.Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ века. учеб. пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009-245 с., с. 89-90.

9. Упоров И.В., Шеуджен Н.А. Законодательство Российской империи в период правления Анны Иоанновны: содержание и основные тенденции развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10.

10. Писаревский Г.Г. Из истории иностранной колонизации в России в XVIII в. (по неизданным архивным документам). - М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1909. - 438 с.

11. Белова Е.В. Гранычары Новой Сербии: южнославянская колонизация России в 1740-1760-е гг // Вестник РУДН. История России. 2008. № 1 (11). - 57-69.

12. Чернышёв К.И. Институт миграции в России: история и развитие // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 4 (32). - 36-41.

13. Сазонова Светлана Евгеньевна Государственное регулирование переселения украинцев на территорию кавказского линейного казачьего войска (конец XVIII первая половина XIX в.) // Власть. 2009. № 5. - 121-132.

14. Румянцев Роман Александрович «Революция сверху»: реформа государственной деревни графа П.Д. Киселёва (1837-1841 годы) вестник екатерининского института № 2 (2). - 2008. С:54-56.

15. Кауфман А.А. Переселение и колонизация. -СПб., 1905. - 350 с.

16. Сибирские переселения. Вып. 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений: Сб. документов. - Новосибирск: Изд. дом «Сова», 2006. // history.nsc.ru/kapital/ proiect/peres2/index.html от 10.02.07.

17. Занданова Л.В. Основные этапы складывания советской переселенческой политики и формирования переселенческих органов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2007. № 1. - с. 28-36.

18. Сон Ж.Г. Переселенческая политика СССР и принудительное переселение советских корейцев (1920-1937) // Колониализм и изменения региональных сообществ в современной Восточной Азии. - Чонджу: Изд-во Универсте-та Чонджу, 2016. - С. 287-297

MANAGEMENT OF MIGRATION FLOWS IN RUSSIA: FROM TSARIST RUSSIA TO THE PRESENT

Chumak E.V.

Ural State Economic University

This paper provides an analysis of the management of migration flows in Russia. Based on the comprehensive analysis of the administrative and organizational management of migration processes in tsarist Russia, the scheme presented in this article was built, which shows the main functions that regulate migration processes. In the course of this study, it was revealed that in tsarist Russia a system of migration flows management was historically formed, based on the administration of predominantly power structures. It was also revealed that issues related to the issuance of passports, migration (settlement) registration and others, since the beginning of the 19th century, were subordinate to the Ministry of Internal Affairs. It was also revealed that often the functions of the Ministry of Internal Affairs included issues of regulation of internal migration, and issues of external migration were historically the area of joint responsibility of the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Foreign Affairs. The author of this study considers migration to be ineffective for economic reasons as the main "democratic" way to stimulate migration activity. It was revealed that only a comprehensive management influence from a number of organizations, subject to uniform coordination, can ensure the effective development of migration processes in accordance with the requests of the state. At the same time, overall coordination, according to the author of this study, should be within the framework of power structures.

Keywords: management of migration flows, ministry of internal affairs, ministry of foreign affairs, migration registration, Tsarist Rus-

References

1. Prudnikova T.A. The history of formation and practice of legal regulation of migration processes in Russia // Lex russica. 2013. No. 9.P. 934. P. 35

2. Samoilov V.D., Panov A.I. Migration as a socio-economic phenomenon // ESGI. 2018. No. 3 (19). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/migratsiya-kak-sotsialno-ekonomicheskoe-yavlenie (date of access: 10/14/2021)., P. 192-193.

3. Velelovsky S.B. Moscow state: XV-XVII centuries From the scientific heritage. - M .: "Airo-XXI". - 2008. - 384 p., P. 370.

4. Mankov, Arkady Georgievich. Code of 1649 - the code of feudal law of Russia [Text]: Mankov A.G.; otv. ed. K.N. Serbina; Academy of Sciences of the USSR, Institute of History of the USSR (Leningrad branch). - Leningrad: Nauka, 1980. - 271 p. S. 226227.

5. Klyuchevsky I.O. Russian History Course Part I.-M., 1987.

6. Brickner, Alexander Gustavovich. History of Peter the Great: [in 6 parts] / text by A.G. Brikner; headlining sheet, cap. letters and decorations artist. Panova engraving on the Pannemak-er and Matte tree in Paris, Keseberg and Ertel in Leipzig [and others]. - St. Petersburg: A.S. Suvorin, 1882-. - 27 cm T. 1: Parts 1-3. - 1882. - XX, 368 p., S. 219-220.

7. Complete collection of laws of the Russian Empire V.4 (17001712), 1910 April 1 Manifesto. with. 192-194.

8. Vereshchagin A.S., Khairtdinov R. Kh. The history of Russian entrepreneurship: from the origins to the beginning of the twentieth century. study. allowance. - Ufa: Publishing house of USP-TU, 2009-245 p., P. 89-90.

9. Uporov I.V., Sheudzhen N.A. Legislation of the Russian Empire during the reign of Anna loannovna: content and main development trends // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. No. 10.

10. Pisarevsky G.G. From the history of foreign colonization in Russia in the 18th century. (according to unpublished archival documents). - M .: Printing A.I. Snegirevoy, 1909. - 438 p.

C3

о

о Л о

о сз о в

11. Belova EV Granichary of New Serbia: South Slavic colonization of Russia in the 1740-1760s // Bulletin of RUDN. Russian history. 2008. No. 1 (11). - 57-69.

12. Chernyshev K.I. Institute of Migration in Russia: History and Development // Izvestiya VUZov. Volga region. Social Sciences. 2014. No. 4 (32). - 36-41.

13. Sazonova Svetlana Evgenievna State regulation of the resettlement of Ukrainians to the territory of the Caucasian linear Cossack army (end of the 18th first half of the 19th century) // Power. 2009. No. 5. - 121-132.

14. Rumyantsev Roman Aleksandrovich "Revolution from above": reform of the state village of Count PD Kiselev (1837-1841) Bulletin of the Catherine Institute No. 2 (2). - 2008. S: 54-56.

e

u S

CM

o

CM 03

15. Kaufman A.A. Resettlement and colonization. - SPb., 1905. -350 p.

16. Siberian migrations. Issue 2. Committee of the Siberian Railway as an organizer of resettlements: Sat. documents. - Novosibirsk: Publishing house. house "Sova", 2006. // history.nsc.ru/ kapital/proiect/peres2/index.html from 10.02.07.

17. Zandanova LV The main stages of the formation of the Soviet resettlement policy and the formation of resettlement bodies // Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. 2007. No. 1. - with. 28-36.

18. Dream Zh.G. Resettlement policy of the USSR and forced resettlement of Soviet Koreans (1920-1937) // Colonialism and changes in regional communities in modern East Asia. - Jeonju: Jeonju University Press, 2016. - pp. 287-297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.