Научная статья на тему 'Институт миграции в России: история и развитие'

Институт миграции в России: история и развитие Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4924
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ / ИСТОРИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РАЗВИТИЕ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВО / MIGRATION / MIGRATION INSTITUTION / HISTORY / DEVELOPMENT / MIGRATION POLICY / MIGRATION PROCESSES / TRANSFORMATION / RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернышёв Кирилл Игоревич

Актуальность и цели. Рост количества миграционных процессов и количества участников, задействованных в них, неизбежно провоцирует изменение миграционной политики каждого государства. Российская Федерация, как страна с наиболее протяженной границей, неизбежно вовлечена в происходящее, в связи с чем руководство РФ вынуждено принимать политические и административные решения по предупреждению дестабилизации ситуации. Знание и учет исторического опыта становления и развития института миграции является одним из важнейших условий формирования миграционной политики завтрашнего дня. Цель работы изучить историю института миграции в России, определить взаимозависимость миграционных процессов и историко-политических событий. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения и анализа основных процессов и событий российской истории с княжеского периода до сегодняшнего дня. Методологическая основа исследования включает в себя методы сравнительно-правового и историко-правового анализа: рассмотрены и проанализированы законодательные акты различных периодов, в той или иной степени регулирующие миграционные отношения как внутри страны, так и за ее пределами. Результаты. В ходе изучения истории института миграции в России условно определились несколько этапов ее развития. Зародившись в княжеской Руси, миграция имела своей целью решение в большей степени внутренних проблем. В царской России остро встала проблема защиты границ и расширения территорий, чему также способствовала миграционная политика, которая к этому периоду уже обрела черты правового института. В советский период российской истории миграционные процессы находились под тотальным контролем государства и способствовали экономическому развитию страны и укреплению ее безопасности. В современной России миграционная политика является крайне значимой для государства и позволяет руководству страны решать глобальные внешнеполитические задачи. Таким образом, становится очевидным, что регулирование миграционных процессов с учетом исторического опыта является уникальным инструментом, позволяющим решать многие политические, экономические и социальные задачи. Выводы. В процессе исследования установлено, что миграционная политика государства на каждом этапе ее исторического развития находилась в прямой зависимости от внутренних и внешнеполититических событий и ими же и определялась; но в то же время и сами миграционные процессы провоцировали необратимые изменения, являясь отражением общественного настроения, и многократное подтверждение этому мы находим в российской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTION OF MIGRATION IN RUSSIA: HISTORY AND EVOLUTION

Background. The rise in the number of migratory processes and the number of participants involved in them inevitably provokes change in the migration policy of each state. Russia as a country with the longest border is inevitably involved in what is happening, in connection with which the country's leadership is forced to take political and administrative decisions preventing destabilization of the situation in the country. Knowledge and consideration of the historical experience of formation and development of the institution of migration is one of the most important conditions for the formation of the migration policy of tomorrow. The article purpose is to examine the history of the migration institution in Russia, to determine the relationship of migration processes, historical and political events. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the study and analysis of the major processes and events in the Russian history from the princely period until today. The methodological basis of the research included the methods of comparative-legal and historical-legal analysis: the author reviewed and assessed the legislation of different periods, in varying degrees regulating migration relationships both within the country and abroad. Results. During the study of the history of the migration institution in Russia there has been conventionally defined several stages of its development. Established in the princely Russia, migration had its aims to solve more internal problems. In tsarist Russia there was a problem of border protection and expansion of territories which also contributed to the migration policy, which by that time had already obtained the form of a legal institution. During the Soviet period of the Russian history migration processes were under the total control of the state and contributed to the economic development of the country and strengthening of its security. In mo­dern Russia the migration policy is extremely important for the state and it allows the country's leaders to address global foreign policy objectives. Thus, it becomes apparent that the regulation of migration processes, taking into account the historical experience, is a unique tool that allows to solve many political, economic and social problems. Conclusions. It is found that the migration policy of the state at every stage of its historical development has been in direct relation with the internal and foreign-policy events, and has been determined by them; but, at the same time, migration processes themselves provoke irreversible changes, reflecting the public mood, and repeated confirmation of this fact is found in the Russian history.

Текст научной работы на тему «Институт миграции в России: история и развитие»

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

УДК 325.1

К. И. Чернышёв

ИНСТИТУТ МИГРАЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ

Аннотация.

Актуальность и цели. Рост количества миграционных процессов и количества участников, задействованных в них, неизбежно провоцирует изменение миграционной политики каждого государства. Российская Федерация, как страна с наиболее протяженной границей, неизбежно вовлечена в происходящее, в связи с чем руководство РФ вынуждено принимать политические и административные решения по предупреждению дестабилизации ситуации. Знание и учет исторического опыта становления и развития института миграции является одним из важнейших условий формирования миграционной политики завтрашнего дня. Цель работы - изучить историю института миграции в России, определить взаимозависимость миграционных процессов и историко-политических событий.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения и анализа основных процессов и событий российской истории с княжеского периода до сегодняшнего дня. Методологическая основа исследования включает в себя методы сравнительно-правового и историкоправового анализа: рассмотрены и проанализированы законодательные акты различных периодов, в той или иной степени регулирующие миграционные отношения как внутри страны, так и за ее пределами.

Результаты. В ходе изучения истории института миграции в России условно определились несколько этапов ее развития. Зародившись в княжеской Руси, миграция имела своей целью решение в большей степени внутренних проблем. В царской России остро встала проблема защиты границ и расширения территорий, чему также способствовала миграционная политика, которая к этому периоду уже обрела черты правового института. В советский период российской истории миграционные процессы находились под тотальным контролем государства и способствовали экономическому развитию страны и укреплению ее безопасности. В современной России миграционная политика является крайне значимой для государства и позволяет руководству страны решать глобальные внешнеполитические задачи. Таким образом, становится очевидным, что регулирование миграционных процессов с учетом исторического опыта является уникальным инструментом, позволяющим решать многие политические, экономические и социальные задачи.

Выводы. В процессе исследования установлено, что миграционная политика государства на каждом этапе ее исторического развития находилась в прямой зависимости от внутренних и внешнеполититических событий и ими же и определялась; но в то же время и сами миграционные процессы провоцировали необратимые изменения, являясь отражением общественного настроения, и многократное подтверждение этому мы находим в российской истории.

Ключевые слова: миграция, институт миграции, история, миграционная политика, миграционные процессы, развитие, преобразование, Россия, государство.

K. I. Chernyshev

INSTITUTION OF MIGRATION IN RUSSIA:

HISTORY AND EVOLUTION

Abstract.

Background. The rise in the number of migratory processes and the number of participants involved in them inevitably provokes change in the migration policy of

Social sciences. Law

51

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

each state. Russia as a country with the longest border is inevitably involved in what is happening, in connection with which the country's leadership is forced to take political and administrative decisions preventing destabilization of the situation in the country. Knowledge and consideration of the historical experience of formation and development of the institution of migration is one of the most important conditions for the formation of the migration policy of tomorrow. The article purpose is to examine the history of the migration institution in Russia, to determine the relationship of migration processes, historical and political events.

Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the study and analysis of the major processes and events in the Russian history from the princely period until today. The methodological basis of the research included the methods of comparative-legal and historical-legal analysis: the author reviewed and assessed the legislation of different periods, in varying degrees regulating migration relationships both within the country and abroad.

Results. During the study of the history of the migration institution in Russia there has been conventionally defined several stages of its development. Established in the princely Russia, migration had its aims to solve more internal problems.

In tsarist Russia there was a problem of border protection and expansion of territories which also contributed to the migration policy, which by that time had already obtained the form of a legal institution. During the Soviet period of the Russian history migration processes were under the total control of the state and contributed to the economic development of the country and strengthening of its security. In modern Russia the migration policy is extremely important for the state and it allows the country's leaders to address global foreign policy objectives. Thus, it becomes apparent that the regulation of migration processes, taking into account the historical experience, is a unique tool that allows to solve many political, economic and social problems.

Conclusions. It is found that the migration policy of the state at every stage of its historical development has been in direct relation with the internal and foreign-policy events, and has been determined by them; but, at the same time, migration processes themselves provoke irreversible changes, reflecting the public mood, and repeated confirmation of this fact is found in the Russian history.

Key words: migration, migration institution, history, development, migration policy, migration processes, development, transformation, Russian state.

По данным ООН, число мигрантов во всем мире достигло 175 млн человек в 2000 г. и возросло до 232 175 млн человек в 2013 г. Трудовые мигранты за 2013 г. отправили денежных переводов на сумму в 511 млрд долл., что сравнимо с годовым ВВП таких стран, как Польша или Швеция1.

Сегодня никто не оспаривает факт развития глобализации и влияния ее на миграционные процессы всех стран мира. Мы живем в век развития высоких технологий, огромного информационного пространства. Так, обозреватель РИА «Новости» Вадим Дубнов считает, что бороться с миграцией все равно, что ставить заслон всемирному потеплению. Оно не нравится никому, и можно, конечно, регулировать парниковые выбросы, но на процесс это повлияет лишь в самой ничтожной степени. Может быть, немного избавит его от крайностей2.

1 Представители 150 государств ООН обсудят влияние миграции на развитие // РИА «Новости». - URL: http://www.ria.ru/world/20131003/967396576.html#ixzz2 zbFlBKCc/ (дата обращения: 22.04.2014).

2 В Госдуме назвали опасным предложение провести миграционную амнистию // РИА «Новости». - URL: http://www.ria.ru/world/20131003/967396576.html#ixzz2zbI Aoebh/ (дата обращения: 22.04.2014).

52

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

В Меморандуме о позиции Международной организации по миграции, приуроченному к проведению в 2013 г. Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии Генеральной Ассамблеи ООН, говорится следующее: «Мы живем в эпоху беспрецедентной мобильности населения, с наибольшим, чем когда-либо, числом людей, проживающих за пределами стран или регионов своего происхождения. В наше время миграция представляет собой явление, которое затрагивает все страны во всех регионах, независимо от того, являются ли они странами происхождения, транзита или назначения либо же сочетают в себе все эти характеристики. С учетом существующих тенденций в области демографии, развития и потребностей в трудовых ресурсах широкомасштабная миграция в 21 веке неизбежна, необходима и целесообразна»1.

Таким образом, осознавая мировые тенденции развития миграционных процессов и неизбежную вовлеченность России в происходящие и грядущие изменения, мы вынуждены принимать превентивные меры, способствующие предупреждению дестабилизации ситуации в стране.

Знание и учет исторического опыта становления и развития института миграции является одним из важнейших условий формирования миграционной политики завтрашнего дня.

Миграция населения является одним из тех масштабных социальных явлений, существование и эволюция которого обусловлены многими факторами: социально-экономическими, социально-культурными, социально-политическими, социально-идеологическими и социально-психологическими.

На каждом этапе своего развития миграция обладала определенными специфическими чертами, но тем не менее характеризовалась относительной устойчивостью в направлениях развития и преемственностью этапов эволюции.

Уже в княжеский период развития Российского государства можно проследить тенденцию управления миграционными процессами со стороны государства.

Речь идет о периоде колонизации Северо-Восточной Руси, когда активно развивался процесс заселения славянами финно-угорских земель ВолгоОкского междуречья и, в более широком смысле, Русского Севера, начавшийся в IX в. и продлившийся несколько столетий. Причиной данного явления стали неблагоприятные условия существования.

Необходимо отметить, что многие миграционные процессы обусловливались социальными неурядицами (природными бедствиями, набегами соседей, войной и т.д.). Как считает М. Н. Ремизова, «отсутствие мира на Русской земле, постоянные притеснения со стороны захватчиков делали условия жизни коренного населения почти невыносимыми; чтобы уйти от уплаты огромных податей, сохранить свое имущество, право на мирный труд, свои жизни, честь и покой в семье, люди целыми селениями уходили со своих земель, вынуждены были скрываться в лесах, бежать в другие земли» [1, с. 23].

Следствием славянской колонизации стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении - воз-

1 Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 2013 года. Диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии. Меморандум о позиции МОМ. - URL: http://www.iom.int/files/live/sites/iom/files/What-We-Do/docs/IOM-Position-Paper-HLD-RU.pdf (дата обращения: 22.04.2014).

Social sciences. Law

53

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

вышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных княжеств Древнерусского государства, из которой как удел в первой половине XIII в. выделилось Московское княжество.

В результате в Северо-Восточной Руси образовалось сильное государство.

Княжеская Русь не имела какой-либо законодательной базы, регламентирующей передвижение населения внутри государства. Однако миграция населения в Северо-Восточную Русь, как справедливо отмечает Ю. В. Рощин, не была случайной и хаотичной - она выражала стремление как простых людей, так и княжеской власти переселяться в эти земли для того, чтобы спасти свой народ, свою веру и создать свою новую государственность. Это было внутреннее осознание всеми потоками колонистов цели миграционной политики, а точнее, миграционной стратегии как жизненной необходимости для русского народа и его государства, что и стало основным мотивом колонизационного движения в Северо-Восточную Русь [2].

В результате миграционных явлений в Волжско-Окском междуречье сошлись выходцы из разных областей, и это усилило процесс оформления основного ядра русского народа.

В 1547 г. великий князь московский Иван IV Грозный был коронован царем и принял полный титул: «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных», впоследствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель».

С приходом к власти Ивана Грозного государственная миграционная политика коренным образом изменила свой вектор: если ранее она была ориентирована на решение внутренних проблем (и этому успешно способствовала колонизация Северо-Восточной Руси), то к середине XVI в. остро встали внешние проблемы: с Запада - угроза сохранению монополии христианской религии, с востока и юга - продолжающиеся разорительные набеги наследников Золотой Орды.

Дополнительным стимулом к развитию миграционных процессов послужило стремление расширить имеющиеся территории: завоевание Казанского ханства позволило колонизировать Сибирь, что поставило перед государством новую проблему - освоение территорий. Важно отметить, что колонизация происходила мирным путем, и это позволило сохранить коренные народы Сибири с их традициями и культурой.

Как уже отмечалось, можно выделить несколько факторов, определявших миграционную политику: экономические, политические, культурные (здесь же - религиозные) и военно-стратегические.

Соборное уложение 1649 г. явилось первым государственным законодательным актом по урегулированию передвижения населения, также законодательно утвердившим необходимость удостоверения личности для подданных [3]. С момента принятия Соборного уложения официально закрепилась практика оформления выездов за рубеж.

С приходом к власти Петра I во внешней политике Российского государства происходят кардинальные изменения, коснувшиеся, в том числе, вве-

54

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

дения системы пропусков через границу. Была проделана огромная государственная работа, как законодательная, так и организационная, повлекшая за собой резкое увеличение на въезде в страну и выезде из нее людей, товаров, транспорта.

Большое внимание при Петре I уделялось иностранным специалистам, ставшим особой категорией лиц: их и ранее вызывали московские цари, но только в начале XVIII в. был законодательно регламентирован их правовой статус. В 1702 г. издается Манифест «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповеданий», в котором подчеркивалось намерение Петра «всячески улучшить и распространить торговлю» и пожелание, чтобы «наши подданные могли тем более и удобнее научаться, по ныне им неизвестным познаниям. И тем искуснее становиться во всех торговых делах»1.

С началом Французской революции и на протяжении наполеоновских войн миграционная политика России меняется: политические соображения руководства страны провоцируют настороженное отношение к иностранцам, особенно к лицам французского происхождения, которое проявляется в различных ограничениях. Это явление нашло свое продолжение в Указе Александра I «О высылке из России всех подданных Французских и разных немецких областей, которые не пожелают вступить в подданство; о непропуске оных в Россию без паспортов Министра иностранных дел; о прекращении действия торгового договора с Францией и об учреждении комиссии для разбора иностранцев» 1806 г.2

Российские императоры осознали, что грамотно выстроенная миграционная политика может способствовать успешному решению многих экономических и политических проблем. Так, Манифестом от 1 января 1807 г. существенно ограничивались права иностранных купцов [4], тогда как подданные держав, заключивших торговые договоры с Россией, обладали рядом преимуществ по сравнению с торговцами других стран.

Этот период российской истории обозначен коренным переломом: Россия превратилась из закрытого государства, ориентированного на решение внутренних проблем, в надежного торгового партнера, государством со строго регламентированным порядком вызова, приезда, пребывания, правилами пересечения границ государства иностранцами: законодательно закрепилось, по каким документам (Свидетельства российского генерал-губернатора) и в каких местах (Архангельск, Киев, Смоленск, Псков) осуществляется пропуск через границу.

XIX в. ознаменовывается введением института обязательной регистрации: началом регистрации жителей Петербурга стал 1809 г., Москвы -1816 г., в городах начали действовать адресные конторы, где каждый приехавший в город был обязан пройти регистрацию, получить там «вид на жительство» или «адресный билет».

Вторая половина XIX в. характеризуется бурным развитием законодательства, регламентирующего миграционные процессы. Это было обусловлено соображениями национальной безопасности: ранее процесс миграции часто был естественным и происходил стихийно, поэтому во избежание народ-

1 Полное собрание законов Российской империи. - Т. VI, № 3701.

2 Полное собрание законов Российской империи. - Т. 29, № 22172.

Social sciences. Law

55

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ных волнений, неподконтрольных полицейскому надзору, в начале XX в. оформление постоянного места жительства в книге населения становится обязательным для жителей всей страны.

Нарастание революционного кризиса в России в начале XX в. вынудило власть полностью отказаться от традиционной политики ограничения и перейти к политике свободы переселения, поэтому регистрация не ограничивала свободы перемещения. Право на него получали все желающие независимо от их имущественного положения.

С принятием Закона от 6 июня 1904 г. «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев», определившим новый курс миграционной политики страны, завершился целый период в истории русской переселенческой политики ограничительного характера, а новый этап начал строиться на принципиальном признании крестьянского переселения могущественным орудием аграрной политики1.

Революция 1905-1907 гг. обнажила те экономические и социальнополитические проблемы, с которыми столкнулась страна. Резкий рост миграционных процессов был вызван общим кризисом системы: это и нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, и сохранение помещичьего землевладения, крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод. Выход из сложившейся ситуации население видело только в коренных преобразованиях политического, экономического и социального уклада жизни страны.

Декретом СНК РСФСР была образована Центральная коллегия по делам пленных и беженцев. Центральная коллегия о пленных и беженцах отвечала за внутреннюю политику и занималась проблемами гражданства и россиян, находившихся за границей, иностранцев, оказавшихся в ходе Первой мировой войны на территории нашей страны2. Как известно, Советская республика была заинтересована в использовании иностранных военнопленных в своих политических целях. Но, несмотря на это, Революционный военный совет Республики издал Приказ от 21 апреля 1918 г. по строгому соблюдению ст. 2 Брест-Литовского мирного договора в отношении иностранных военнопленных, содержавшихся на территории РСФСР. По данному договору советское правительство взяло на себя обязательство воздерживаться от военной агитации или пропаганды против правительств или государственных учреждений Германии, Австрии, Турции и Болгарии среди иностранных военнопленных на своей территории, а также своевременно, без задержек отправлять пленных на родину.

В 30-40-е гг. XX в. интенсивность миграций населения существенно возрастает, поскольку для успешного проведения индустриализации и коллективизации было необходимо обеспечить промышленность и строительство специалистами: создавалась система материального стимулирования ра-

1 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1907. - Т. XXIV. -

С. 603.

2 Декрет об учреждении Центральной коллегии по делам пленных и беженцев. -URL: http://www.great-country.ru/content/sov_dekret/dekret/dek_0116.php (дата обращения: 22.04.2014).

56

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

ботников, направляемых в сферу промышленности по организованному набору для обеспечения трудовыми ресурсами строек народного хозяйства.

Следующие глобальные перемещения внутри страны связаны с периодом Великой Отечественной войны. На восток эвакуировались оборонные предприятия, а вместе с ними - огромное число людей, призванных на новом месте наладить работу тыла, выпуск оружия и боеприпасов. Этот же период ознаменован масштабной депортацией ряда народов СССР: осуществлялось насильственное переселение по признакам этнического происхождения, фактически мобилизация на принудительные работы с последующим определением их проживания в спецпоселениях под надзором комендатур.

В послевоенный период можно выделить несколько значимых внешнеполитических миграционных явлений: репатриация в 1946-1947 гг. на территорию советской Армении армян из Турции и стран Ближнего Востока; возвращение в 1950-х гг. на родину остававшихся в советских лагерях японских, германских военнопленных, оказавшихся на советской территории югославов и поляков; урегулирование с Западной Германией вопроса о возможности переселения советских граждан немецкой национальности из СССР в рамках воссоединения семей.

Постепенно руководство страны пришло к отказу от принудительного привлечения к работе, активно осуществлялась работа с молодежью, что, в свою очередь, повлекло массовые внутригосударственные перемещения, связанные с восстановлением разрушенной войной страны, освоением целины, строительством БАМа, всесоюзными ударными комсомольскими стройками.

Молниеносный распад СССР без сопутствующей правовой базы взаимодействия между новыми и старыми институтами спровоцировал огромное количество юридических последствий, неизбежно затронувших и институт миграции.

Обстановка, сложившаяся в начале 90-х гг. XX в., резко усложнила миграционную ситуацию в Российской Федерации. Изменились условия въезда в Россию, в которую было легко получить визу и откуда было легче выехать на Запад, равно как и найти здесь убежище нелегалам.

Как отмечает Т. А. Прудникова, с этого момента начинает складываться отечественная миграционная система, на которую повлияли распад Советского Союза и образование постсоветских независимых государств; возросший миграционный обмен как с постсоветскими государствами, так и с государствами дальнего зарубежья, а также неуправляемое распределение и перераспределение собственного населения внутри страны; отсутствие обустроенной Государственной границы РФ с постсоветскими государствами и налаженного миграционного контроля; обострение социальных, экономических, политических, этнонациональных конфликтов внутри РФ и на ряде сопредельных с ней территорий [5].

Россия определяется со своими основными направлениями миграционной политики: выходит Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 № 327 «О Республиканской долговременной программе “Миграция”»1.

1 О Республиканской долговременной программе «Миграция» : Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 № 327 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.04.2014).

Social sciences. Law

57

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

В июне 1992 г. создается Федеральная миграционная служба, перед которой была поставлена задача решить вопросы, связанные с вынужденной миграцией. Многие виды миграции продолжали регулироваться законами СССР до принятия соответствующего закона Российской Федерации.

В 1993 г. Россия присоединилась к таким важнейшим международным документам ООН, как Конвенция (1951) и Протокол о статусе беженцев (1967). Вступили в силу законы, регламентирующие соответственно вопросы гражданства РФ и право россиян на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

В 1994 г. была принята Федеральная миграционная программа, которая многократно уточнялась и дорабатывалась, реагируя на изменения, происходящие в обществе.

В конце XX в. увеличилось число лиц, покидавших пределы России. Перед страной остро встали демографические проблемы, в связи с чем Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., в которой, помимо прочего, предусмотрено создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество1. Программа является крайне актуальной, поскольку в 2009 г., например, стабильность численности населения была достигнута исключительно за счет внешней миграции. С января по апрель 2010 г. замещение естественной убыли миграционным приростом составило 61,2 % [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня убыль населения в такой стране, как Россия, с ее огромными территориями, требующими экономического и социального развития, с учетом усиливающегося оттока населения (часто - молодого и образованного), является фактором, угрожающим безопасности страны. Безусловно, в сложившихся условиях миграция является важнейшим фактором социально-экономического развития нашей России.

Однако необходимо понимать, что только миграционная политика, направленная на создание условий для принятия и адаптации мигрантов, без принятия соответствующих стимулирующих мер экономического и социального плана для российских граждан не позволит решить глобальных задач, стоящих перед государством. Государство сейчас находится в поиске оптимальных мер, которые бы учитывали потребность государства в квалифицированной рабочей силе, но с учетом требований национальной безопасности. Данную тенденцию можно наблюдать по конкретным шагам законодательного органа нашей страны: попытка введения геномной регистрации всех мигрантов [6], ужесточение административной ответственности за отсутствие регистрации граждан и допуск проживания без таковой, причем как в отношении иностранных граждан, так и в отношении граждан России [7].

Российская Федерация имеет самую протяженную в мире границу, которую пересекают сотни воздушных, морских (речных), автомобильных и железнодорожных путей сообщения, по которым ежедневно движется значительное количество транспортных средств, товаров, грузов, посредством которых ежесекундно осуществляются миграционные процессы.

1 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 42 (15 окт.). - Ст. 5009.

58

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014

Общественные науки. Право

Анализ истории и развития миграции России показал, что миграционные процессы, с одной стороны, являются прекрасным инструментом, позволяющим даже при его факультативном использовании решать многие политические, экономические и социальные задачи; а с другой стороны, это некая лакмусовая бумажка, выявляющая наиболее кризисные стороны общественной жизни страны.

Учет исторического опыта позволяет грамотному руководителю государства выработать умение предупредить проблему, увидев ее в самых первых проявлениях, порой, казалось бы, в юридически несвязанных отношениях.

Список литературы

1. Ремизова, М. Н. Рассказы из русской истории: нашествие монголов на Русь / М. Н. Ремизова. - М., 1901.

2. Рощин, Ю. В. История развития государственного регулирования миграционных процессов в России / Ю. В. Рощин // Миграционное право. - 2011. - № 3. -С. 34-38.

3. Тихомиров, М. Н. Соборное Уложение 1649 года : пособие для высшей школы / М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1961. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm (дата обращения: 22.04.2014).

4. Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы / сост., авт. вступ. ст.

B. А. Томсинов. - М. : Зерцало, 2011. - 592 с.

5. Прудникова, Т. А. История становления и практика правового регулирования миграционных процессов в России / Т. А. Прудникова // Lex russica. - 2013. - № 9. -

C. 934-942.

6. Романовский, Г. Б. Правовое регулирование геномной регистрации в Российской Федерации / Г. Б. Романовский, О. В. Романовская // Российская юстиция. - 2013. - № 8. - С. 43-46.

7. Ро мановский, Г. Б. К вопросу об административной ответственности за проживание гражданина России без регистрации / Г. Б. Романовский // Миграционное право. - 2009. - № 2. - С. 17-21.

References

1. Remizova M. N. Rasskazy iz russkoy istorii: nashestvie mongolov na Rus’ [Stories from the Russian history: mongols’ invasion into Rus]. Moscow, 1901.

2. Roshchin Yu. V. Migratsionnoepravo [Migration law]. 2011, no. 3, pp. 34-38.

3. Tikhomirov M. N., Epifanov P. P. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda: posobie dlya vys-shey shkoly [The sobornoe ulozheniye of 1649: tutorial for universities]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1961. Available at: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm (accessed 22 April 2014).

4. Zakonodatel’stvo imperatora Aleksandra I. 1801-1811 gody [Legislation of the emperor Alexander the First. 1801-1811]. Moscow: Zertsalo, 2011, 592 p.

5. Prudnikova T. A. Lex russica. 2013, no. 9, pp. 934-942.

6. Romanovskiy G. B., Romanovskaya O. V. Rossiyskayayustitsiya [The Russian justice]. 2013, no. 8, pp. 43-46.

7. Romanovskiy G. B. Migratsionnoe pravo [The migration law]. 2009, no. 2, pp. 17-21.

Чернышёв Кирилл Игоревич

стажер адвоката, Региональная коллегия адвокатов «Правовед» (Россия, г. Пенза, ул. Московская, 20)

E-mail: kirillallblack@gmail.com

Chernyshev Kirill Igorevich

Lawyer’s apprentice, Regional bar association “Pravoved”

(20 Moskovskaya street, Penza, Russia)

Social sciences. Law

59

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

УДК 325.1 Чернышёв, К. И.

Институт миграции в России: история и развитие / К. И. Чернышёв // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 51-60.

60

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.