Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галынская Юлия Сергеевна, Звягинцев Виктор Владимирович, Коростелева Наталья Александровна

В работе рассмотрена проблема межпоколенческого конфликта в российском обществе, которая основана на размытии идентичности. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать и определить основные направления управления межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве. В исследовании, проведенном в 2020-2021 учебном году, приняли участие более 300 студентов СибУПК, СГУПС, НГТУ г. Новосибирска. Выявлено, что в своем большинстве молодые люди разделяют базовые ценности своих родителей и критично оценивают свое поколение. Авторами предложены направления работы в вузе по управлению межпоколенческими конфликтами: повышение коммуникативной компетентности студенческой молодежи в рамках учебных занятий; укрепление этнической, гендерной, семейной, профессиональной идентичности студенческой молодежи с помощью распространения научных знаний о семье, развитии личности, истории своей страны и мировой истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE INTERGENERATIONAL CONFLICT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The problem of intergenerational conflict in Russian society, which is based on the blurring of identity, is considered. The purpose of the study is to theoretically and experimentally determine the main directions of managing intergenerational conflict in the educational space. The study was conducted in the 2020-2021 academic year and involved more than 300 students of Novosibirsk. It is revealed that the majority of young people share the basic values of their parents and critically assess their generation. The authors propose areas of work in the university on the management of intergenerational conflicts. Its implementation may contribute to the restoration of socio-cultural continuity of generations: increasing the communicative competence of students in the framework of training sessions; strengthening the ethnic, gender, family, professional identity of students through the dissemination of scientific knowledge about the family, personal development, the history of their country and world history.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 26-33. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 7. P. 26-33.

Научная статья

УДК 316.482.051.63

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.3

Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза

Юлия Сергеевна Галынская1, Виктор Владимирович Звягинцев2, Наталья Александровна Коростелева3

123Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия 1barlak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1136-3945 2zvaga@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4361-9263 3korostel_@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2238-0433

Аннотация. В работе рассмотрена проблема межпоколенческого конфликта в российском обществе, которая основана на размытии идентичности. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать и определить основные направления управления межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве. В исследовании, проведенном в 2020-2021 учебном году, приняли участие более 300 студентов СибУПК, СГУПС, НГТУ г. Новосибирска. Выявлено, что в своем большинстве молодые люди разделяют базовые ценности своих родителей и критично оценивают свое поколение. Авторами предложены направления работы в вузе по управлению межпоколенческими конфликтами: повышение коммуникативной компетентности студенческой молодежи в рамках учебных занятий; укрепление этнической, тендерной, семейной, профессиональной идентичности студенческой молодежи с помощью распространения научных знаний о семье, развитии личности, истории своей страны и мировой истории.

Ключевые слова: социология управления, управление конфликтом, идентичность, студенты, меж-поколенческий конфликт, цивилизация, ценности

Для цитирования: Галынская Ю.С., Звягинцев В.В., Коростелева Н.А. Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 26-33. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.3.

Original article

Managing the intergenerational conflict in the educational space of the university

Yulia S. Galynskaya1, Viktor V. Zvyagintsev2, Natalia A. Korosteleva3

123Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russia 1barlak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1136-3945 2zvaga@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4361-9263 3korostel_@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2238-0433

Abstract. The problem of intergenerational conflict in Russian society, which is based on the blurring of identity, is considered. The purpose of the study is to theoretically and experimentally determine the main directions of managing intergenerational conflict in the educational space. The study was conducted in the 2020-2021 academic year and involved more than 300 students of Novosibirsk. It is revealed that the majority of young people share the basic values of their parents and critically assess their generation. The authors propose areas of work in the university on the management of intergenerational conflicts. Its implementation may contribute to the restoration of socio-cultural continuity of generations: increasing the communicative competence of students in the framework of training sessions; strengthening the ethnic, gender, family, professional identity of students through the dissemination of scientific knowledge about the family, personal development, the history of their country and world history.

Keywords: sociology of management, conflict management, identity, students, intergenerational conflict, civilization, values

For citation: Galynskaya Yu.S., Zvyagintsev V.V., Korosteleva N.A. Managing the intergenerational conflict in the educational space of the university // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 7. P. 26-33. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.3.

Межпоколенческие конфликты естественны и неустранимы. В их основе могут лежать возрастные, личностные, статусные, материальные, социально-бытовые, идеологические противоречия. Это проблемы, имеющие биологические, психологические, социокультурные корни. Конструктивное разрешение таких конфликтов приводит к взрослению, личностному росту, развитию. Неудачное разрешение такого рода конфликтных ситуаций приводит к возникновению жизненных проблем.

В ряду межпоколенческих противоречий можно выделить проблемы индивидуального, социально-психологического (на уровне малых групп) и социального уровня (большие социальные группы, общество в целом). Социальные проблемы имеют наиболее значимые последствия для общества, и поэтому им необходимо уделять особое внимание.

В статье под межпоколенческими конфликтами понимаются не противоречия между молодежью и взрослыми, а отношения между поколениями переходного исторического периода, противоречия социокультурные, ценностные, идеологические. Результатом разрешения этих противоречий может стать либо укрепление социальных связей (стабильность общества), либо их разрушение и, как следствие, - опасность развала общества. Здесь должна быть соблюдена мера преемственности ценностных оснований общества и необходимых, требуемых изменений в культуре - движения вперед. Безусловно, такие процессы нельзя пускать на самотек, они нуждаются в регулировании,управлении.

Предметом исследования в данной статье выступают теоретические и эмпирические предпосылки к управлению межпоколенческими конфликтами в образовательном пространстве вуза.

Российское общество переживает сейчас период преобразований, которые сравнимы с процессами, происходившими после Октябрьской революции 1917 г. Российский социолог П.И. Смирнов утверждает, что идет процесс не просто изменений в политической, экономической или идеологической сфере, а процесс смены типа цивилизации [1]. В этих условиях происходит не естественное эволюционное изменение ценностей, а их принципиальная смена. Отечественный исследователь И.М. Ильинский утверждает, что следует говорить не о конфликте, а о разрыве поколений [2]. Налицо утрата постепенности, разрыв хода исторического развития.

Актуальность темы обусловлена реальной опасностью «потерять» нынешнее поколение, а, значит, «потерять» общество. Данная проблема, на наш взгляд, не проработана в достаточной степени ни на теоретическом, ни на практическом уровне.

Современная теория поколений создана в 1991 г. американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом [3]. Следует полагать, что основана она на идеологии американского общества. Хотя утверждают, что теория адаптирована к условиям Европы, ЮАР, некоторых азиатских стран, для России ее вряд ли можно считать общеупотребительной. Но все же, понятие «поколение», предложенное авторами данной теории, мы, несколько скорректировав, взяли за основу.

Поколение - это номинальная группа людей, рожденных в определенный исторический период развития данного общества, испытавших влияние одних и тех же событий в жизни общества, одних и тех же ценностей, целей, совокупности культурных норм.

Для российских реалий теория адаптирована социологом Ю.А. Левадой [4]. Он предложил в рамках ХХ в. поколенческий ряд, состоящий из шести когорт. Каждая из них сформирована в переломные для советской истории моменты. Данная модель вполне приемлема для анализа советского периода развития российского общества. Как уже отмечено, происходит нечто принципиально иное, метафорически обозначенное П.И. Смирновым как «тектонический сдвиг» [5]. Такого уровня процесс еще не нашел должного отражения в теории.

На наш взгляд, характеристики поколенческих когорт, предложенные Н. Хоувом и В. Штраусом и дополненные другими исследователями, носят по преимуществу поверхностный характер. Это, в основном, «сиюминутные» характеристики (20-25 лет для истории - это немного), не учитывающие фундаментальные качества, присущие представителям поколений. Так, поколение «У» наделяют такими качествами: «стремятся к получению хороших эмоций», «любят делать покупки, проходить квесты, посещать кинотеатры». Поколение «2»: «цифровой человек» - пользуются планшетами, айпадами и др. В таблице 1 представлены ценности поколений, выявленные Е. Шамис и Е. Никоновым [6].

Таблица 1 - Ценности поколений в России на 2020 г.

(по исследованиям Е. Шамис и Е. Никонова)

Беби-бумеры 1944-1963 г. р. Иксы (X) 1964-1984 г.р. Миллениалы (Y) 1985-2002 г.р. Хоумлендеры (2) 2003-2023 г.р.

- Команда (спортивная) - Быть молодыми - Большие цели и амбиции - Победа - Долгосрочные планы - Быть вовлеченным - Новости и быть в курсе - Статус - Профессионализм - Уникальность - Свобода - Свобода выбора - Равноправие - Изменения как стиль жизни - Неформальность - Супер-ответственность - Личное общение - Позитив - Impact - быть влиятельным и делать лучше свою страну, мир - Современность - Визуальное качество - Быстро - Публичный успех - Быть на связи в сети - Партнерство - Вкладываться в экологичность - Приоритет науки - Вкладываться в искусство и творчество - Заботиться о здоровье всю жизнь - Безопасность - Дом и комфорт в нем - Семья - основа всего - Культура еды и вкуса - Разнообразие во всем - Любимое дело

По утверждению Е. Шамис, появление Интернета, распространение мобильной связи, новых технологий коммуникации привело к тому, что смена поколений проходит практически в одном режиме по всему миру [7]. Исходя из этого, поколенческие характеристики, по крайней мере, для поколений и <^», являются одинаковыми. При этом, на наш взгляд, в данной классификации игнорируются фундаментальные этнические и социально-культурные качества представителей поколений, которые так быстро не меняются.

Нас интересует динамика изменения фундаментальных ценностных ориентаций современной молодежи России на фоне происходящих изменений в политике, экономике, идеологии. Причем, идеологическое оформление происходящих перемен в данном аспекте наиболее важно. Мы оставляем за рамками статьи дискуссии о научности идеологии и утверждаем лишь факт ее безусловного наличия в любом обществе, а также ее значимости для социума. В своей основе, идеология - это система взглядов и ценностей, выражающих коренные интересы общества, больших социальных групп [8]. Идеология выполняет функцию сплочения членов данной социальной общности. Именно поэтому мы уделяем внимание анализу идеологии общества, к которому переходим. Мы утверждаем, что основные причины межпоколенческих конфликтов - ценностно-идеологические.

Российское общество трансформируется в рамках либеральной, рыночной идеологии. Основные положения этой идеологии совершенно противоположны идеологии советского общества. В этом и заключается проблема «ценностного разрыва» поколения «Х», с одной стороны, и поколений <^» и <^» - с другой.

Идеология либерализма ставит на первое место права и свободы личности, исходит из того, что человек может распоряжаться собой и своей собственностью. Такая система мировоззрения продвигается западноевропейской цивилизацией и объявляется единственно правильной и всеобщей. Между тем, по утверждению американского социолога С. Хантингтона [9], целый ряд цивилизаций противостоит ей в этом движении. Цивилизация, в трактовке Хантингтона, есть культурная общность наивысшего ранга. По его мнению, в будущем неизбежно столкновение цивилизаций на базе культурных различий. Линии фронтов проходят не только между культурами, но и внутри одной культуры между разными поколениями как носителями конфликтующих ценностей. На наш взгляд, высокая распространенность цифровых технологий в современном социуме не может служить серьезной причиной межпоколенческих конфликтов, речь идет именно об изменении фундаментальных, базовых ценностей.

Гипотеза исследования - межцивилизационные, межкультурные конфликты - предпосылка для межпоколенческих конфликтов, происходящих в обществе. Это делает необходимым анализ противоречий, лежащих в их основе.

Россию Хантингтон отнес к разряду «качающихся цивилизаций», так как предсказать траекторию ее движения сложно. Этот фактор, наряду с активным подавлением в современном западном мире традиционных общественных институтов (семья, государство, право), делает проблему сохранения традиционных российских ценностей как никогда актуальной, поскольку пропаганда западных ценностей и образа жизни в России очень мощная. В этом контексте нас интересует, насколько остро поколение, вступающее в активную общественную жизнь, ощущает свой «отрыв» от предыдущего поколения; в чем оно видит проблемы взаимоотношений; в каких вопросах оно чувствует свое единство, преемственность с предками.

Для выявления предпосылок межпоколенческих противоречий проведем теоретический анализ проблемы, основанный на оценке ценностных основ рыночно-либерального общества, к которому мы сейчас переходим.

Идея свободы, положенная в основу либерального общества, доводится западными идеологами до своей крайней точки, до абсурда. Человек объявляется свободным в выборе не только религии, мировоззрения, но и половой принадлежности. В итоге, с одной стороны, формируется высокая значимость ценности «свобода» в структуре личности молодежи, и она решительно протестует даже против намека на возможное нарушение ее прав; с другой стороны, молодые люди не готовы сделать осознанный, продуманный, взвешенный выбор, для этого просто нет необходимых ресурсов (знаний, жизненного опыта). Кроме того, основные проблемы ценностно-нормативного характера может решать только общество в целом, в коллективном творчестве.

Исходя из этого, можно предположить, что связь между поколениями в нашем социуме ослабляется по причине «размывания» социокультурной, этнической, гендерной и профессиональной идентичности современной молодежи. Под размыванием понимается нарастание трудностей, возникающих у нового поколения в вопросах самоопределения, что обусловлено отсутствием четких ценностных критериев, необходимых для осуществления выбора.

В данном случае мы не акцентируем внимание на типе идентичности, мы фиксируем внимание на общей тенденции. Эту проблему, с позиций социологии, социальной психологии, психологии, изучал целый ряд ученых.

Размывание гендерной идентичности исследуется современными авторитетными социологами (Э. Гидденс, П. Бурдье [10]). М. Кастельс поднимает вопросы утраты и восстановления этнической идентичности в Советском Союзе [11]. Представители когнитивной науки, в которую входят лингвистика, психология, нейронауки, искусственный интеллект и философия (Т.В. Черниговская [12]) отмечают, что в современном мире «разъехалось время, пространство и идентичность». Кризис социокультурной, этнической, гендерной идентичности нового российского поколения обусловлен отсутствием национальной идеи, конструктивной идеологии, сменой нравственных идеалов, потерей культурной самобытности. Место национальной идеи, традиционных российских ценностей занимает рыночная идеология. Рыночный тип характера описывает Э. Фромм в своей работе «Человек для себя»: «Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие каких-либо определенных качеств ... Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна от всяких индивидуальных особенностей» [13]. В таких условиях личностные качества характеризуются размытостью, неопределенностью, поверхностностью, неукорененностью.

Все приведенное выше дает основание для утверждения о кризисном характере формирования структуры личности у представителей молодого поколения. В этих условиях просто необходимо управлять процессом формирования идентичности молодежи на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая вузовским образованием.

Именно родовые основы личности обеспечивают ей почву под ногами, представляют фундамент личностного развития и, как ни странно, - свободы выбора. Исследования российского социолога К. Касьяновой показывают негативные последствия ситуации, когда представитель русского социального архетипа (на бессознательном уровне) на уровне сознания ориентируется на западноевропейские ценности [14]. Он не становится человеком западного типа и при этом теряет черты собственного социального типа. Утрата и размывание идентичности в условиях неопределенности современного общества ведет к разобщению поколений, обостряет конфликты между людьми разных возрастных групп.

Таким образом, важнейшая причина межпоколенческих конфликтов на социальном уровне - противоречия между ценностями западноевропейской и российской культуры. В условиях неорганической (искусственной) модернизации, происходящей в России, возникают ценностные конфликты между носителями традиционной культуры и культуры «модернити». Ситуация усложняется тем, что формирование структуры личности молодого поколения происходит по кризисному сценарию.

Трудности конструктивного разрешения межпоколенческих противоречий обусловлены также психологическими особенностями «цифрового поколения». Важнейшей предпосылкой взаимопонимания поколений может служить эффективная коммуникация. Поколение привыкло общаться в социальных сетях. Навыки живого общения развиты недостаточно, коммуникативная компетентность слабая. Предыдущее поколение, в свою очередь, не учитывает многих особенностей молодого поколения - слабая устойчивость внимания (вследствие обилия информации), «клиповое мышление».

В целях выявления отношения молодых людей (студентов) к межпоколенческим противоречиям нами проведено анкетирование. Опрос проходил в октябре 2020 г., в нем приняли участие 246 студентов трех вузов города Новосибирска - Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) в возрасте 17-23 года, из них 39 % юношей, 61 % девушек. Интервью с респондентами, посвященное вопросам идентичности, проходило в апреле 2021 г. В интервью участвовали 58 студентов СибУПК в возрасте 17-21 лет.

Социологический анализ данных показал, что современное поколение нельзя считать потерянным: больше половины студентов ощущают связь с предыдущим поколением через историю и культуру своей страны (56,8 % ответов), общие российские проблемы (48,6 % опрошенных). Только 3,4 % отрицают наличие социокультурной связи с предыдущим поколением (рис. 1).

Ничего

Общие российские проблемы Культурно-исторические традиции

М 3,4 48,6

56

0

10

20

30

40

50

60

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что Вас объединяет

со старшим поколением?», %

Большинство студентов обладает вполне определенной социокультурной (92 %) и тендерной идентичностью (98 %). В ходе интервью на вопрос «Определите свою социокультурную идентичность» большинство респондентов отвечали не сразу, а после уточнений, например «Соотносите ли Вы себя с культурой, историей какого-либо народа?», «Знаете ли Вы историю своей семьи, героев Великой Отечественной Войны?». Самоопределение этнической принадлежности вызвало у многих опрошенных затруднения, связанные с переплетением в их родословной разных народностей.

Хуже дело обстоит с профессиональной идентичностью: здесь размытые, неконкретные ответы на вопрос: «Конкретизируйте, пожалуйста, кем Вы себя видите в этой профессии?» даны большинством (72 % респондентов).

Важно отметить, что молодое поколение осознает масштабы, серьезность и причины современных изменений в социуме. Так, на вопрос: «На Ваш взгляд, что сейчас обостряет конфликт между поколениями (можно отметить не более трех)?» больше двух третей (68,5 %) набрал вариант «повышенная агрессивность людей, как старших, так и молодых». Больше трети (37 %) респондентов отмечают негативное влияние виртуальной жизни, больше четверти (28,1 %) видят угрозу для обеспечения преемственности поколений со стороны социальных сетей, которые разрушают традиционные практики коллективного семейного досуга и отчуждают людей друг от друга, переводя общение в виртуальное пространство (рис. 2).

социальные сети СМИ

виртуальная жизнь новые технологии политическая нестабильность социально-экономический кризис в стране общий упадок нравов повышенная агрессивность людей конкуренция за рабочие места разрыв семейных связей в мегаполисе

5,

13

28,1

19,9

32,9

68,5

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, что сейчас обостряет конфликт между поколениями (можно отметить не более трех вариантов)?», %

Молодому поколению недостает определенности в выборе целей и ценностей, что нами уже отмечено в теоретическом анализе проблемы. Больше половины опрошенных студентов (55,5 %) на вопрос «Что, на Ваш взгляд, достойно уважения у старшего поколения?» отметили вариант «определенность» (знали, чего хотели), 41,8 % подчеркнули патриотизм и больше трети (34,2 %) - коллективизм (рис. 3).

Определённость (знали, чего хотели)

Коллективизм

Патриотизм

-

34,2

-

41,8

0

10

20

30

40

50

60

Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, достойно уважения у старшего поколения?», %

4

4

Неожиданным результатом опроса оказалась достаточно резкая нравственная и интеллектуальная оценка молодежью собственного поколения: больше двух третей респондентов (67,8 %) считают необходимым усиление внимания своих сверстников к нравственному воспитанию, почти 40 % опрошенных (39,7 %) осознают проблемы с когнитивными способностями и снижением уровня образования молодых людей. Также достаточно большая часть (одна пятая) респондентов считает необходимым для преодоления разрыва между поколениями возрождать культурно-историческую память, что очевидно будет способствовать их нравственному и интеллектуальному развитию. При этом следует отметить довольно высокий уровень стремления к самостоятельности и ответственности: это прозвучало в ответах почти половины (46,6 %) опрошенных студентов (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борьба с невежеством (низким качеством образования) молодежи

Воспитание самостоятельности и ответственности

Возрождение культурно-исторической памяти Нравственное воспитание молодежи

0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «На ваш взгляд, что следует предпринять в обществе для преодоления негативных проявлений в поведении молодежи в отношении старшего поколения?», %

Проведенный нами анализ показал, что нынешнее поколение нельзя считать «потерянным». В большинстве молодые люди ощущают свою связь с предыдущим поколением, принадлежность к российскому обществу в целом. Они самокритичны, готовы к ответственности и самостоятельности, патриотичны, тревожатся за будущее страны и обеспокоены состоянием отношений со своими родителями. Будучи увлеченными цифровыми технологиями, они видят в них деструктивный фактор отношений с родителями.

Интересно было бы опросить молодежь нескольких уровней образования, однако авторы поставили своей целью выявить отношение к важной проблеме межпоколенческого конфликта передовой молодежи, к которой мы относим студенчество. Безусловно, полученные результаты отражают мнения лучшей части молодежи, которая находится в атмосфере вуза, сформированной под влиянием преподавателей, имеющих ученые степени и звания.

На основании проведенного исследования можно предположить, что одно из главных направлений управления современным межпоколенческим конфликтом - налаживание эффективных коммуникаций между представителями поколений. Достаточно высокая распространенность традиционных ценностей у современной молодежи показывает, что агенты первичной социализации (прежде всего - семья, школа) вполне эффективно справляются со своей функцией по транслированию культурных ценностей следующему поколению. Но именно в подростковом возрасте, согласно концепции жизненного цикла Э. Эриксона, формируется идентичность и происходит разрыв отношений между детьми и родителями, возникают коммуникативные проблемы между поколениями [15]. В современном обществе эти проблемы обостряются преобладанием технических средств коммуникации (гаджеты), которые определенным образом «форматируют» психику молодых людей («клиповое мышление», неустойчивое внимание) и препятствуют развитию навыков живого человеческого общения.

Мы считаем, что основными направлениями управления межпоколенческими конфликтами в вузе должны стать следующие проблемные ситуации, выявленные нами в ходе исследования:

1) формирование социальной (этнической, гендерной, профессиональной) идентичности молодого поколения;

2) формирование коммуникативной компетентности (позволит осуществлять полноценный обмен опытом между поколениями, обеспечит усвоение ценностей, норм собственной культуры).

Просветительская работа в вузе по формированию гендерной и семейной идентичности состоит в распространении научных знаний о семье, развитии личности, истории своей страны, своего народа, своей семьи. Так, формирование образа семьи в сознании молодежи, конструктивных установок в создании собственной семьи может выстраиваться в рамках специальных дисциплин («Семьеведение»), а также в рамках таких общеобразовательных курсов для всех направлений подготовки, как «Социология», «Культурология».

К эффективным формам работы с молодежью по укреплению идентичности мы относим пропаганду национальных праздников и проведение приуроченных к таким дням конкурсов (например, конкурс плакатов ко Дню семьи и верности 8 июля), проведение конкурса стендовых докладов, организацию популярных среди молодежи флешмобов, акций. Просветительскую работу по формированию конструктивных представлений об этнической идентичности можно вести в рамках общеобразовательных курсов «История», «Социология», «Культурология», «Психология».

Одним из главных направлений работы в вузе по самоопределению может стать формирование профессиональной идентичности. Наше исследование показало самую низкую определенность молодежи именно в профессиональной идентичности. Слабые представления о своем профессиональном образе обусловливают низкую готовность студентов к будущей профессиональной деятельности, снижают мотивацию образования, создают угрозу конфликтов с педагогами как представителями другого поколения.

Таким образом, нами выделены два основных направления, в которых должны работать вузы для сглаживания межпоколенческих конфликтов:

• укрепление этнической, гендерной, семейной, профессиональной идентичности молодых людей (в противовес размытию, неопределенности в самоопределении);

• развитие коммуникативных навыков студентов.

Образовательные учреждения, и вузы, прежде всего, имеют весь необходимый инструментарий: методы, технологии, информационное обеспечение - для повышения коммуникативной компетентности учащейся молодежи и, тем самым, могут внести свой вклад в разрешение межпоколенческих противоречий. В ходе занятий по дисциплинам социально-психологического, педагогического, гуманитарного профиля есть возможность и, как мы выяснили, - необходимость -формирования целостной структуры личности студенческой молодежи, этнической, гендерной, семейной идентичности.

В конфликтных ситуациях К.У. Томасом и Р. Килменном выделены пять типовых стратегий поведения. Для управления межпоколенческим конфликтом необходима стратегия сотрудничества между поколениями, которая основана на взаимной терпимости друг к другу при сохранении родовых основ личности - этнической, гендерной, семейной идентичности. Сотрудничество возможно только при субъект-субъектном взаимодействии, когда представители обоих поколений занимают конструктивную жизненную позицию.

Изменения в законе об образовании РФ (статья 2) утверждают необходимость усиления воспитательной функции образования через создание условий для самоопределения личности на основе уважения к ценностям российского общества [16]. Выпускник вуза, наряду с профессиональными знаниями, должен обрести идентичность и коммуникативные навыки, заряд нравственности. Через выпускника вуза ценности и знания транслируются в его повседневную профессиональную деятельность. Роль вуза в управлении межпоколенческим конфликтом, на наш взгляд, - помочь молодежи в ее личностном и профессиональном развитии, достижении социальной зрелости и освоении коммуникативных навыков при сохранении ценностного ядра личности.

Список источников:

1. Смирнов П.И. Постижение России: взгляд социолога. М., 2020. 574 с.

2. Молодежь России: Тенденции, перспективы / под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М., 1993. 224 с.

3. Howe N., Strauss W. Generations. The history of America's future, 1584 to 2069. N.Y., 1991. 456 р.

4. Левада Ю.А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / сост.: Ю. Левада, Т. Шанин. М., 2005. С. 39-60.

5. Смирнов П.И. Указ. соч.

6. Быстро [Электронный ресурс] // RuGenerations - российская школа Теории поколений. URL: https://rugenera-tions.su/быстро/ (дата обращения 22.06.2021).

7. RUGENERATIONS - Российская школа теории поколений. URL: https://rugenerations.su/ (дата обращения 22.06.2021).

8. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В.С. Стёпин. М., 2010. 2816 с.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М., 2021. 640 с.

10. Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004. 208 с.; Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики. М.; СПб., 2005. С. 286-364.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: М., 2000. 608 с.

12. Черниговская Т.В. Обзорная лекция о возможностях мозга [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://youtu.be/7Pgc7rI0vJ0 (дата обращения 22.06.2021).

13. Фромм Э. Человек для себя. М., 2020. 320 с.

14. Касьянова К. О русском национальном характере. М.; Екатеринбург, 2003. 560 с.

15. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2019. 448 с.

16. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Информация об авторах: Ю.С. Галынская - кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=526306.

В.В. Звягинцев - кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=326248.

Н.А. Коростелева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=682662.

Information about the authors Yu.S. Galynskaya - PhD in Social Science, Associate Professor, Pedagogics, Psychology and Social Science Department, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=526306.

V.V. Zvyagintsev - PhD in Social Science, Associate Professor, Pedagogics, Psychology and Social Science Department, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=326248.

N.A. Korosteleva - PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogics, Psychology and Social Science Department, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=682662.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.06.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.06.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 01.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.