Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ АЛЬЯНСАМИ В НАУКОЁМКОЙ СФЕРЕ '

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ АЛЬЯНСАМИ В НАУКОЁМКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегический альянс / совместные предприятия / высокие технологии / наукоёмкая сфера / стратегия / strategic Alliance / joint ventures / high technologies / scienceintensive sphere / strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Е. Лавров, Е.В. Сумина

Описана роль стратегического альянса в сфере высоких технологии и формировании устойчивых партнёрских отношений в условиях динамичной внешней среды. Определена значимость данного явления в процессе принятия управленческих решений и создания совместных предприятий. Сформулирован вывод о рекомендациях по установлению взаимовыгодных и доверительных долгосрочных отношений в наукоёмкой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING INTERNATIONAL STRATEGIC ALLIANCES IN THE HI-TECH FIELD

The role of the strategic Alliance in the field of high technologies and the formation of sustainable partnerships in a dynamic environment is described. The significance of this phenomenon in the process of making management decisions and creating joint ventures is determined. The conclusion is made about recommendations for establishing mutually beneficial and trusting long-term relationships in the science-intensive sphere.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ АЛЬЯНСАМИ В НАУКОЁМКОЙ СФЕРЕ »

УДК 339.94

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ АЛЬЯНСАМИ

В НАУКОЁМКОЙ СФЕРЕ

В. Е. Лавров Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lv3leslavrov@yandex.ru

Описана роль стратегического альянса в сфере высоких технологии и формировании устойчивых партнёрских отношений в условиях динамичной внешней среды. Определена значимость данного явления в процессе принятия управленческих решений и создания совместных предприятий. Сформулирован вывод о рекомендациях по установлению взаимовыгодных и доверительных долгосрочных отношений в наукоёмкой сфере.

Ключевые слова: стратегический альянс, совместные предприятия, высокие технологии, наукоёмкая сфера, стратегия.

MANAGING INTERNATIONAL STRATEGIC ALLIANCES IN THE HI-TECH FIELD

V. E. Lavrov Scientific supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lv3leslavrov@yandex.ru

The role of the strategic Alliance in the field of high technologies and the formation of sustainable partnerships in a dynamic environment is described. The significance of this phenomenon in the process of making management decisions and creating joint ventures is determined. The conclusion is made about recommendations for establishing mutually beneficial and trusting long-term relationships in the science-intensive sphere.

Keywords: strategic Alliance, joint ventures, high technologies, science- intensive sphere, strategy.

Стратегические альянсы - это ответ современных организаций на постоянно изменяющуюся структуру внешних условий ведения бизнеса, который предопределяет объединение одиночек и поиск партнёров для достижения конкурентоспособности на рынке. [1, 20с] Всё больше фирм с каждым годом становятся партнёрами на взаимовыгодных и доверительных отношениях, это существенно влияет и на наукоёмкую сферу. Текущее положение сферы высоких технологий как отечественной, так и зарубежной обязывает всех участников этого бизнеса играть по правилам. Чтобы выжить необходимо объединять усилия. Стратегические альянсы призваны разрешить эту проблему и превратить возможные препятствия в обоюдную прибыль для многих фирм, которые ещё не ощутили на себе все возможные положительные стороны сотрудничества в различных сферах бизнеса, а особенно наукоёмких. Такие партнёрские отношения приобретают различные формы, например, поглощение или более конфиденциальный метод - обмен технологиями. Со временем, когда

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

все игроки переходят к новому типу сотрудничества, меняется и структура конкурентной борьбы, фирмы соперничают не с отдельными конкурентами, а с целыми группами и коалициями по принципу их общих стратегических устремлений [1, 21с]. Проблемы перехода к новому типу отношений затрагивают нашу страну очень сильно, нам необходимо перенять опыт коллег из Японии, США и Европы, чтобы отечественные фирмы смогли перенести фронт принятия решений с внутреннего на внешний, потому что этого требует современный мир на этапе глобализации, которая должна быть закреплена в повестке дня [2, 59 с].

Многие исследователи определяют современные условия как: «Изменяющееся законодательство, глобализация, завершающиеся потребности покупателей, поиск новых наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности компаний оказывают давление на рост и прибыльность организации, заставляя искать новых партнеров с дополнительными возможностями, ресурсами и знаниями, формировать исключительные стратегии и тактики достижения поставленных целей и задач» [3]. Действительно, современные завышенные требования вынуждают менеджеров принимать особые тактические решения для сохранения своих позиций на мировой арене, особенно это касается наукоёмкую сферу, где принимаются управленческие решения и иногда с большим риском заключаются контракты с международными партнёрами, которые направлены лишь на то, чтобы фирма выжила и принесла ещё немного прибыли, хотя это и есть одна из форм стратегического партнёрства, такое явление уже давно прошло. Примером же успешных объединений на Европейской и Американской арене является сотрудничество автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco, а также Unilever.[2, 59с] Во всём мире наблюдается увеличение возникновения стратегических альянсов, особенно в Азии и Европе. В то время когда в России только проходили экономические реформы, во всём мире уже активно, начиная с 1970х годов, развивался бизнес, ориентированный на внешние отношения организации, то есть возникали стратегические объединения.[1, 21с] Вообще, тенденция на увеличение стратегических альянсов только возрастала, таким образом, с 1980х годов происходил ежегодный прирост не менее, чем на 25%.[2, 59с] Иногда бывает очень трудно отследить точное количество возникновения стратегических объединений, потому что в правовой форме регистрируются далеко не все такие отношения, гораздо чаще партнёрство возникает приватно и неофициально между отдельными участниками [1, 21с]. Однако в приведённой на рис. 1 таблице можно увидеть динамику роста международных стратегических альянсов в наукоёмкой сфере в 1970-1993 гг.

300

250 200 150 100 50

0

1972 1976 1980 1984 1988 1992 1970 1974 1978 1982 1986 1990

Информационные технологии Биотехнологии Автомобильная и авиационная отрасль Химическая отрасль и производство новых материалов

Динамика роста международных стратегических альянсов в наукоёмкой сфере в 1970-1993 гг. [1, 21 с]

Количество совместных предприятий в наукоёмкой сфере всегда было высоким, потому что этого требует сокращение больших издержек характерных для таких отраслей, как производство компьютеров, информационные технологии, автомобилестроение и аэрокосмическая промышленность. Высокие технологии требуют высоких затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а принцип стратегических альянсов основывается на том, что результат работы совместных предприятий будет гораздо лучше, чем их работа по отдельности при тех же затратах ресурсов. В общем и целом, когда во всём мире наблюдается стойкая тенденция на увеличение стратегических альянсов, совместных предприятий, многонациональных компаний можно сформулировать ряд благоприятных рекомендаций для фирм в наукоёмкой сфере, желающих объединить усилия в партнёрских отношениях с целью усиления позиций на рынке, расширения влияния в мире и улучшения конкурентоспособности. Рекомендации также должны учитывать особо важную характеристику современного бизнеса, как глобализация и носить следующий вид:

- Компаниям следует совместно использовать ресурсы так, чтобы достигнуть большей эффективности за счёт обмена технологиями.

- Основной стратегической целью двух или более предприятий объединённых в сфере высоких технологий должно быть достижение синергии этих предприятий.

- Общие затраты на научные разработки должны сгладиться из-за объединения усилий партнёров.

Таким образом, стратегические альянсы в наукоемких сферах деятельности являются безальтернативным условием достижения целей развития организации. Сложные условия конкуренции в международной среде и технологические вызовы цифровой трансформации, назревающие кризисные условия в экономике делают также наиболее перспективной стратегической альтернативой данную стратегию.

Библиографические ссылки

1. Бобина М. А., Грачев М. В. Международный бизнес: Стратегия альянсов, - М.: Дело, 2006. - 240 с.

2. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С. Майзель А. И. Международный менеджмент // Учебник. 2001. - С. 429.

3. Адаменко А. А., Сумина Е. В. Формирование конкурентных преимуществ международной компании в условиях организации стратегического альянса. Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (09-13 апреля 2018 г., Красноярск) : в 3 т. Т. 3; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2018. - Режим доступа: https://apak.sibsau.ru/page/materials, С. 452-454.

© Лавров В. Е., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.