Научная статья на тему 'Управление МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКим СНАБЖЕНИем СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА на современном этапе'

Управление МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКим СНАБЖЕНИем СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКим СНАБЖЕНИем СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА на современном этапе»

© 2005 г. И.М. Савицкая

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СНАБЖЕНИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

При анализе существующей системы обеспечения материально-техническими ресурсами в АПК и разработке мероприятий по ее совершенствованию необходимо рассмотреть те особенности аграрного производства, которые имеют непосредственное отношение к маркетингу в данном комплексе [1].

Возникновение АПК обусловлено углублением общественного разделения труда и происходящей на базе научно-технического прогресса специализацией производства, порождающей появление всех новых видов производительной деятельности. Это отражается в двуедином процессе, где, с одной стороны, производство расчленяется на выполнение отдельных функций в виде относительно самостоятельных, обособленных во времени и пространстве особых видов деятельности, с другой, - постоянно возобновляющиеся отношения обмена между ними, что превращает их во взаимосвязанные и дополняющие друг друга стадии единого процесса воспроизводства.

На каждой из этих стадий производственные ресурсы превращаются в продукты, предназначенные для потребления на последующей стадии. Это обязательство требует жесткой зависимости результатов деятельности каждой отрасли от условий межотраслевого обмена продуктами. Так как рамки обычной межотраслевой кооперации в свое время оказались недостаточными, но возникла необходимость в интеграции взаимосвязанных отраслей. Смысл интеграции состоял в том, что объемы, структура, ассортимент производимой продукции, сроки ее поставки должны были всецело определяться масштабами и структурой потребностей тех отраслей, которые эту продукцию используют.

Материально-техническое снабжение (МТС) сельскохозяйственных предприятий при командно-административной системе определялось как плановое удовлетворение производственных потребностей. Плановость базировалась на декларировавшемся при социализме законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Определение потребностей в средствах производства, их распределение, транспортировка, хранение осуществлялось в соответствии с перспективными и текущими, что, как предполагалось, позволит рационально использовать материальные ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества [2].

Объемы производства и распределение средств производства определялись государством. Оно регулировало взаимоотношения между предприятиями и снабженческо-сбытовыми организациями на основе положений о поставках продукции производственно-технического назначения. Были установлены единые цены на средства производства, тарифы, правила перевозки грузов, нормы расхода и запасов материалов.

В экономике функционировало несколько самостоятельных систем МТС, основными из них были:

1. Общегосударственная система Госснаба.

2. Союзно-республиканский Государственный комитет СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Госком-сельхозтехника).

3. Органы МТС общесоюзных министерств.

В задачи этих систем входило следующее:

- своевременность и комплектность обеспечения производства всеми необходимыми средствами производства;

- ускорение оборота средств на всех стадиях снабжения;

- сокращение издержек обращения.

Другими словами, эффективности снабжения старались достигнуть административными методами управления.

Такая система управления МТС имеет ряд следующих недостатков:

- излишняя многоступенчатость и двойственность подчинения отдельных служб;

- отсутствие единообразия в структуре аппарата управления;

- недостаточная взаимная увязка между звеньями и уровнями системы снабжения;

- параллелизм и дублирование в работе отдельных звеньев, большие потоки дублирующей информации.

После распада СССР, результаты коренных преобразований в России непосредственно отразились и в АПК страны [3].

Значение АПК в экономике страны определяется не столько его масштабами, сколько той социально-экономической функцией, которую он выполняет в системе народного хозяйства. Главная цель агропромышленного производства состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии, а также товарах, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья. Следовательно, достижение главной цели АПК связано с обеспечением продовольственной безопасности страны.

За последние годы в процессе формирования свободного рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства появилось множество других посредников. Некоторые из них образовались на базе бывших союзных снабженческих организаций Госснаба и Главснаба, Госагропро-ма СССР, а также как частные предприятия на коммерческой основе. Их особенностью является универсальный характер деятельности - они реализуют продукцию предприятиям многих отраслей, в том числе и сельскому хозяйству.

В сфере ресурсного обеспечения проведена приватизация предприятий, роль государственного регулирования обращения товаров производственно-технического назначения резко снижена.

На рынке действуют следующие типы предприятий:

- оптово-посреднические фирмы, ассоциации и компании, организованные на основе бывших федеральных, межрегиональных и региональных агроснабов;

- предприятия сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники;

- предприятия, оказывающие услуги производственно-технического характера, в том числе услуги на основе проката и лизинга;

- дилерские конторы и центры крупных российских и зарубежных изготовителей;

- межрегиональные и региональные биржи, торговые дома, постоянно действующие ярмарки, оптовые рынки;

- малые предприятия и брокерские конторы, оказывающие посреднические услуги, другие предприятия.

Перечисленные типы организаций включают:

- универсальные предприятия и организации, оказывающие посреднические услуги практически по очень обширной номенклатуре материальных ресурсов для сельскохозяйственного производства;

- предприятия, специализирующиеся на продаже отдельных видов ресурсов.

Существование множества посредников создает между ними конкуренцию, увеличивает товарооборот, в известной степени способствует снижению цен на ресурсы.

Однако основой для развития реальной конкуренции на рынке является не столько соревнование многочисленных посредников, сколько ограничение монополизма заводов-производителей, так как каждый вид, например, техники производится в России всего 1-2 заводами.

Кроме того, важный для сельского хозяйства в настоящее время канал приобретения сельскохозяйственными предприятиями техники и оборудования, лизинг за счет средств бюджета, полностью контролируется ОАО «Росагроснаб», что часто приводит к дополнительным издержкам для сельского хозяйства.

За период 2002-2004 гг. АО «Ростсельмаш» напрямую, минуя даже ОАО «Росагроснаб», получило бюджетные средства и ценные бумаги в размере 1735 млрд р., или 50 % всех лизинговых средств [4].

Сельхозпроизводители пользуются услугами финансового лизинга за счет средств бюджета, потому что это является пока основным для них способом обеспечения своих потребностей в технике и оборудовании. Так как при этом создаются условия, похожие на кредитные, т.е. нет необходимости выплачивать налог на соответствующее имущество, а лизинговые платежи относятся на издержки, позволяя уменьшать налогооблагаемую прибыль. Но и в своем нынешнем виде финансовый лизинг за счет средств бюджета имеет существенные недостатки.

Во-первых, слабым местом оказалась невозвратность платежей от лизингополучателей. Только первичных платежей (20 %) за уже полученную

технику недовнесено 85 млрд р. В этой связи Министерство сельского хозяйства и продовольствия приняло решение о прекращении операций, связанных с лизингом тем регионам и лизингополучателям, которые не погасили задолженность за ранее полученную в лизинг сельхозтехнику, или не представили гарантий своевременного возврата стоимости техники, получаемой в лизинг.

Во-вторых, дезорганизацию в лизинговую работу внесли руководители комбайновых заводов, которые практически превратили лизинговый фонд, сформированный государством для сельских товаропроизводителей, в собственные оборотные средства заводов.

Неотлаженность экономического механизма лизинга состоит в том, что выделяемые для этих целей денежные средства (около 20 % стоимости техники) на длительный период отвлекаются из хозяйственного оборота предприятий, что в условиях инфляции и финансовых трудностей ведет к их обесцениванию. Есть и другие проблемы (кредитно-финансовые, расширение номенклатуры предлагаемых по лизингу средств и т.д.), решением которых должны заниматься структуры обеспечения материально-техническими ресурсами.

Таким образом, управление МТС предполагает процесс создания наиболее благоприятных экономических условий, при которых сельхозтоваропроизводители проявят значительный спрос на материально-технические ресурсы, прибыльность их применения в сельскохозяйственном производстве станет очевидной, спрос начнет обеспечиваться значительным предложением со стороны развитого, конкурентного рынка ресурсов. Промышленности и торговле будет выгодным осуществлять свою деятельность на рынке материально-технических ресурсов для сельского хозяйства.

Управление МТС в сельском хозяйстве должно выражаться, в основном, в виде анализа, регулирования и координирования соответствующего процесса и строиться на основе концепции управления АПК, положения которой должны найти свое отражение в нормативно-правовых актах. В процессе управления МТС должно быть сбалансировано применение правовых, экономических, административных и социально-психологических методов.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем совершенствование управления МТС осуществлять по следующим важнейшим направлениям:

- нормативно-правового обеспечения управления;

- оптимизации структуры органов управления с целью концентрации функций управления снабжением;

- совершенствования ценообразования путем установления поддерживаемых цен на сельхозпродукцию для достижения эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью;

- совершенствования налогообложения сельхозтоваропроизводителей и кредитования всех субъектов процесса снабжения;

- совершенствования финансового лизинга путем проведения конкурсов на право использования лизинговых средств, а также путем развития данного рынка услуг.

Литература

1. Абрамова Г.П. Рынок, механизм ценообразования и маркетинг // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 2. С. 38.

2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта. М., 2000.

3. Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг. М., 2001.

4. Глазьев С. Экономике - управляемый режим производства и роста // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 48.

Майкопский государственный технологический университет 22 февраля 2005 г.

© 2005 г. З.И. Шалашаа

ИНВЕСТИЦИИ - НЕОБХОДИМОЕ СРЕДСТВО

ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ АБХАЗИИ

Абхазия - страна с уникальными природно-климатическими условиями, с выгодным географическим расположением, с недрами, богатыми разнообразными полезными ископаемыми, плодородной почвой, со значительным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, с развитой транспортной инфраструктурой. Ее недра богаты месторождениями строительных материалов и облицовочных камней: мрамора, мраморо-видных известняков, гранита, габбро-диабазов, туфа, барита, доломита, угля, кварцевого песка, известняков для производства высококачественного карбида, охры, извести, имеются залежи глины, нефти, газа, благородных металлов. Более половины территории Абхазии покрыто лесами в основном ценных пород (каштан, бук, тис, дуб, самшит и др.).

Отметим, что до начала 90-х гг. ХХ в. экономика республики была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. В общесоюзном разделении труда ей отводилась роль поставщика на общесоюзный рынок субтропических сельскохозяйственных культур, а также она служила «всесоюзной здравницей», где восстанавливали свое здоровье миллионы бывших сограждан. В то же самое время Абхазия получала все необходимые промышленные и продовольственные товары из других республик в централизованном, плановом порядке, что осталось в прошлом. В современных условиях становления собственной национальной экономики перед страной стоят более сложные задачи - не только сохранить свое место на мировом рынке товаров и услуг, но и обеспечивать себя необходимыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.