Научная статья на тему 'Управление малыми предприятиями в новых условиях хозяйствования'

Управление малыми предприятиями в новых условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трилицкая О.Ю., Ракутина Н.М., Воловик В.С.

В настоящее время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах, не характерных для промышленно развитых стран, в условиях переходного периода, переживаемого Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление малыми предприятиями в новых условиях хозяйствования»

УДК 338.24

УПРАВЛЕНИЕ МАЛыМИ ПРЕдПРИЯТИЯМИ

в новых условиях хозяйствования*

О. Ю. ТРИЛИЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: oksanatril@mail. ru Н. М. РАКУТИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: Racutina@mail. ru В. с. ВОЛОВИК, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: volvalsol@mail. ru

Волгоградский государственный университет

В настоящее время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах, не характерных для промышленно развитых стран, в условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Ключевые слова: региональная экономика, малое и среднее предпринимательство, рациональная структура, индустриальные центры.

Несмотря на постоянный интерес к проблеме малого бизнеса в последние годы, практическая задача его развития по-прежнему является очень актуальной. В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил: «...там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности — такова статистика. Будет развиваться

* Работа выполнена в рамках гранта Волгоградского государственного университета от 13.01.2011 № 72-2011-а/ВолГУ «Инновационный менеджмент в государственном управлении».

инициатива, а граждане все больше будут брать на себя ответственности за результаты своего труда на себя» 1. Сказанное имеет особое отношение к Южному федеральному округу, где с учетом благоприятного природного климата и определенных традиций предпринимательства, местами носящих ярко выраженный этнический оттенок, развитие малого и среднего бизнеса можно рассматривать как важнейший инструмент развития региона, а в частности и Волгоградской области.

Малый бизнес России постепенно развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью. Страна считается сильной, когда в объеме валового национального продукта доля малого и среднего бизнеса составляет около 40 % при 12 % в России.

На начало 2009 г. в России насчитывалось 1 026,4 тыс. малых предприятий, на которых работали 10,5 млн чел., а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышала 17 млн чел. 2.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // Сайт Президента России. URL: http://kremlm. ru.

2 Кошкин А. Что ждет малый и средний бизнес от властей и финансистов // Новые деловые вести: популярная газета для среднего класса. 2009. № 13 (18 апреля). С. 1, 4.

Волгоградская область входит в десятку регионов, где проблемы предпринимательства решаются наиболее эффективно. В настоящее время в области работают более 100 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая работой треть экономически активного населения региона. Зарегистрировано свыше 30 тыс. индивидуальных предпринимателей и восемь с лишним тысяч юридических лиц, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Более 50 % малых и средних предприятий осуществляют свою деятельность в сферах торговли, бытового обслуживания, строительства, ремонта автотранспортных средств и бытовой техники. Оборот малых предприятий в Волгоградской области составляет 28,5 млрд руб. в год. Для сравнения: региональный бюджет — 55,4 млрд руб. Как ни парадоксально, число предпринимателей в Волгограде, несмотря на трудности, не уменьшается, а только увеличивается.

Наиболее привлекательной в настоящее время для малого бизнеса является сфера торговли. К данной сфере относится почти каждое второе предприятие области, здесь трудится каждый третий (35 %) из числа работающих на малых предприятиях. Необходимо отметить, что более 99 % торговых предприятий относятся к внутренней торговле, а соотношение оптовой и розничной торговли примерно одинаково. Распределение малого бизнеса по отраслям экономики в Волгоградской области показано на рисунке.

Значительное развитие малые предприятия получили в строительном комплексе и промышленности. В строительстве сосредоточено 14,2 % предприятий. В объеме подрядных работ по области на малые предприятия приходится 34 %. В сфере промышленного производства Волгоградской области функционируют 13,3 % предприятий, на них трудится почти каждый пятый (21,1 %) из общего числа работающих на малых предприятиях. К концу 2009 г. отраслевая структура малых предприятий остается прежней, сохраняется высокая доля предприятий сферы торговли и бытового обслуживания (52 %), не требующих капиталоемких вложений. Строительство остается второй по привлекательности отраслью. На промышленность приходится 13,3 %, на сельское хозяйство — 4,6 %.

Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости, предоставляющей дополни-

Источник: Информационный меморандум, Волгоградская область, организатор — Балинвест, 2010 г.

Распределение малого бизнеса по отраслям экономики в Волгоградской области

тельные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.

Малый и средний бизнес охватывает все сферы экономики города. Отраслевая структура в последние годы не менялась. Наибольшее число предпринимателей — в оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании. Успешно развивается рынок информационных услуг и связи, транспорт. По оценке специалистов Администрации Волгограда, во втором полугодии 2011 г. ожидается увеличение доли малых и средних предприятий в сфере бытовых услуг.

В условиях переходной экономики и становления малого бизнеса возрастает роль его поддержки государством. За предыдущие два года из областного бюджета на развитие бизнеса была оказана помощь 2 600 предпринимателям области. Для сравнения: в 2000 г. эта цифра была очень незначительной. Государство сегодня озабочено тем, чтобы малый и средний бизнес реально развивался. Правительство и Президент РФ ставит задачи, чтобы довести число занятого населения в сфере малого и среднего бизнеса до 60 %, а сегодня эта цифра по Волгоградской области составляет 28 %. В 2011 г. к развитию малого и среднего бизнеса привлечено около 200 млн руб. федеральных средств, что на 65 млн руб. больше, чем в предыдущем. Предусмотрено выделение 70 млн руб. из фонда кредитования малого и среднего бизнеса, 61 млн руб. — по программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Значительную долю в этих цифрах занимают субсидии, т. е. безвозмездное финансирование и помощь субъектам малого и среднего бизнеса3. Все это в совокупности

3 Мамонтов О. Впервые малый бизнес области получил из федерального бюджета 100 миллионов: государство и регион принимают беспрецедентные меры поддержки реального

дает повод оптимистично смотреть в будущее. По социально-экономическому прогнозу, предполагается, что количество малых и средних предприятий в регионе за три года вырастет примерно на 8 %. В перспективе малый и средний бизнес будет реальной опорой российской экономики, как это происходит сегодня в различных странах мира. Краснодарский край — один из ближайших соседей Волгоградской области — в числе первых вышел из кризиса во многом благодаря развитию малого и среднего бизнеса. Нужно прививать культуру предпринимателям, выстраивать отношения бизнеса и власти, предпринимателей и населения. В области для этого имеется огромный потенциал для развития сельского предпринимательства, для формирования серьезного среднего класса, реализации программы продовольственной безопасности региона, а действующее инвестиционное законодательство региона позволяет каждому предпринимателю реализовать социально значимый инвестиционный проект при поддержке области. В областной администрации сейчас находятся на рассмотрении 70 таких проектов, которые дадут новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет региона. При активном участии депутатов областной думы в регионе идет формирование обновленной целевой программы поддержки предпринимательства, в которой основной упор сделан на поддержку местных товаропроизводителей.

В целях обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства и повышения его вклада в социально-экономическое развитие Волгоградской области, Администрация города Волгограда оказывает всемерную поддержку бизнесу принятием различных программ, способствующих продвижению товаров местного производства. Беспрецедентная акция «Покупай волгоградское!», инициированная администрацией города, — одна из мер поддержки малого бизнеса. Программа «Покупай волгоградское!» представляет собой системный проект, важной задачей в реализации которого является повышение спроса на волгоградские товары и услуги. Одним из главных направлений программы является маркировка местной продукции знаком «Волгоградское качество». Это позволяет покупателям найти на торговых полках волгоградские товары, сэкономить на цене и быть уверенными в качестве покупки. Логотипом «Волгоградское качество» будут маркироваться самые достойные местные товары. Проект «Покупай

сектора экономики и социальной сферы // Новые деловые вести: популярная газета для среднего класса. 2009. № 11 (4 апреля). С. 1, 3.

40 -

волгоградское!» уже реализуется в ряде торговых предприятий Волгограда. Регулярно в крупнейших магазинах города проходят так называемые дни качества, где все желающие могут ознакомиться с местной продукцией. Как отмечают сами производители, продажи после подобных акций увеличиваются. Контролировать и оказывать содействие в реализации программы «Покупай волгоградское!» будет специальная общественная организация «Волгоградское качество», в нее уже входят многие местные предприятия-производители. Программа будет защищать интересы покупателей, способствовать продвижению продукции местных производителей на потребительский рынок города4.

Строительство объектов фирменной торговли — мультикомплексов в местах массовой жилой застройки волгоградцев — еще одна инициатива Администрации города Волгограда, направленная на поддержку местных предпринимателей. Во всех районах города уже выделены участки под размещение этих объектов. Потенциальные участники проекта — предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности Волгограда, организации общественного питания и бытового обслуживания населения.

Волгоградская область занимает третье место в России по объему средств, выигранных на федеральных конкурсах и направляемых на реализацию разнообразных механизмов господдержки малого и микробизнеса.

Новые механизмы финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса введены Администрацией Волгоградской области на территории региона. С 2011 г. Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области осуществляется поддержка начинающих инновационных субъектов малого предпринимательства, действующих малых инновационных компаний, субсидирование части затрат малым и средним предприятиям на приобретение и внедрение энергосберегающих технологий и на технологическое присоединение к объектам энергетического хозяйства.

В рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009—2011 годы, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого

4 Херианов Р. Т. К предпринимателю по-хорошему (интервью с председателем комитета по малому и среднему бизнесу) // Деловое Поволжье. 2009. № 13. С. 5.

и среднего предпринимательства» в Волгограде начал работу государственный фонд «Региональный микрофинансовый центр». Цель организации — предоставление займов микрофинансовым организациям для дальнейшего финансирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Проще говоря, в регионе появился долгожданный для предпринимателей фонд, работа которого будет вестись исключительно для финансового благополучия малого и среднего бизнеса5.

При поддержке Администрации города Волгограда и газеты «Городские вести» для оказания помощи малому и среднему бизнесу ежегодно проходят различные конкурсы: «Лучший молодой предприниматель», «Семейный бизнес», «Сфера торговли», «Женщина-предприниматель», «Сфера услуг», «Сфера производства», «Сфера АПК», «Консалтинг», «Социально ответственный бизнес», «Инновационная деятельность» и др. Организаторами конкурса являются Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области и комитет по молодежному предпринимательству ВОО «Опора России». Цель конкурсов состоит в выявлении молодых предпринимателей, которые сумели своим примером показать, что даже в молодом возрасте можно успешно самостоятельно вести бизнес6.

Одним из стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства является расширение экспортной деятельности. Мероприятие финансируется на паритетных условиях из федерального и областного бюджетов. Целью реализации данного мероприятия является дальнейшее повышение уровня экспорта продукции Волгоградской области и доли участия в нем малого бизнеса. Продукция волгоградских производителей является качественной и безопасной. Эти неоспоримые преимущества не раз были предметом оценки независимых и компетентных экспертов. Волгоградская продукция поставляется не только на региональный рынок, но и по всей России, нередко и за рубеж. Выставка лауреатов и дипломантов Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в полной мере продемонстрировала то, что волгоградскому бизнесу действительно есть чем гордиться в сфере производства товаров и оказания услуг. Конкурс «100 лучших товаров России» при поддержке Администрации Волгоградской области проводится на территории

5 Администрация Волгоградской области. Информационный бюллетень. 2009. № 2. С. 80.

6 Проект объединения производителей под единым торговым знаком. Волгоград: Второй фронт, 2010. С. 35.

региона с 1998 г. Статистика конкурса демонстрирует, что региональные производители вопреки негативным явлениям в экономике продолжают разрабатывать, продвигать и экспортировать новую продукцию, сохраняя приоритет качества товаров и услуг среди других способов конкуренции. Волгоградская область уже сумела сформировать серьезный предпринимательский ресурс и разработала эффективные меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Даже в кризисный 2009 г. в Волгоградской области не произошло сокращения предприятий малого и среднего бизнеса. Это стало возможным благодаря поддержке государства и позволяет предпринимателям сохранять и развивать производство, создавать новый бизнес. В 2010 г. только малыми и средними предприятиями произведено товаров и выполнено услуг на сумму более 100 млрд. руб. Сектор малого и среднего бизнеса дает в консолидированный бюджет Волгоградской области порядка 16 % налоговых поступлений. В регионе рассматривают предпринимательство как самый главный, поистине неисчерпаемый ресурс развития на весь обозримый период, включающий 2020-й и последующие годы. Начиная, с 2010 г. внутри малого бизнеса особо выделяют такое направление, как инновационное молодежное предпринимательство. С его помощью волгоградцы рассчитывают выполнить амбициозные задачи, поставленные в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (президентской «программой 2020»).

Но, несмотря на все меры, принятые Правительством РФ и Администрацией Волгоградской области, существует ряд конкретных причин, препятствующих развитию малого предпринимательства, с которыми ежедневно сталкиваются предприниматели: недостаточная информированность о состоянии рынка; сложная система налогообложения и ее высокий уровень; нестабильность законодательной базы; отсутствие начального капитала; высокие проценты за пользование кредитами и высокая стоимость аренды помещений, оборудования; отсутствие системности в работе по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства в городах и районах области; трудности в реализации государственной программы поддержки предпринимателей, связанные в первую очередь с недостаточным ее финансированием.

По данным опроса общественного мнения в Волгоградской области, ответы предпринимателей на вопрос, какие проблемы наиболее остро стоят перед малыми и средними предприятиями в данном регионе, распределились следующим образом:

- 41

1) нестабильность законодательства, отсутствие надежных правовых гарантий развития — 66 %;

2) высокие ставки налогов — 63 %;

3) нехватка денежных оборотных средств — 33 %;

4) нехватка собственных средств для развития производства — 30 %;

5) вмешательство местных властей — 28 %;

6) высокие темпы инфляции, низкая надежность рубля — 28 %;

7) проблемы со сбытом продукции — 7 %;

8) жесткая конкуренция — 3 %;

9) трудности с эксплуатацией и приобретением оборудования — 3 %7.

Можно заметить, что каждый третий опрошенный считает, что одной из основных проблем является нехватка у предпринимателей оборотных средств, но при этом вдвое большее количество экспертов указывает на несовершенство нормативно-правовой базы, подчеркивая несоответствие между декларируемой государством системой поддержки предпринимательства и ее нормативно-правовым обеспечением. Полученные оценки подтверждают ответы на ряд других вопросов анкеты.

В условиях недостатка собственного капитала, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным ресурсам малые предприятия не имеют финансовой основы для развития, расширения производства и повышения качества продукции. Это влечет за собой такие последствия, как перенос активности предпринимательской деятельности из производственной сферы в торгово-посредничес-кую. Однако анализ развития малых предприятий Волгограда характеризуется ростом количества малых предприятий и повышением числа занятых в них. Эта тенденция привела к усилению доли малых предприятий в экономике области. Численность

7 Дубова М. Д. Экономика региона. Волгоград: ИПК «Царицын», 2010. С. 140.

работающих в малом бизнесе составляет около 25 % общей численности работников, занятых в экономике Волгоградской области.

Эти показатели на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствуют о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства, желании достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность.

Список литературы

1. Администрация Волгоградской области. Информационный бюллетень. 2009. № 2. С. 80.

2. Дубова М. Д. Экономика региона. Волгоград: ИПК «Царицын», 2010. С. 140.

3. Кошкин А. Что ждет малый и средний бизнес от властей и финансистов // Новые деловые вести: популярная газета для среднего класса. 2009. № 13 (18 апреля). С. 1, 4.

4. Мамонтов О. Впервые малый бизнес области получил из федерального бюджета 100 миллионов: государство и регион принимают беспрецендент-ные меры поддержки реального сектора экономики и социальной сферы // Новые деловые вести: популярная газета для среднего класса. 2009. № 11 (4 апреля). С. 1, 3.

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Ст. 9.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. //Сайт Президента России. Режим доступа: http://kremHn. га.

7. Проект объединения производителей под единым торговым знаком. Волгоград: Второй фронт, 2010. С. 35.

8. Херианов Р. Т. К предпринимателю по-хорошему: [интервью с председателем комитета по малому и среднему бизнесу] // Деловое Поволжье. 2009. № 13. С. 5.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.