Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития малого бизнеса'

Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЗАКАЗ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раткевич С.М.

В статье рассматривается проблема государственно-частного партнерства в современной России. Выделены формы взаимодействия между властью и малым бизнесом в контексте государственно-частного партнерства. Анализируются некоторые из форм государственно-частного партнерства, представленные в экономике Волгоградской области: государственный (муниципальный) заказ, финансовый лизинг, концессионные соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития малого бизнеса»

государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития малого бизнеса

с. м. раткевич,

ассистент кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: sabina-ratkevich@mail.ru Волгоградский государственный университет

В статье рассматривается проблема государственно-частного партнерства в современной России. Выделены формы взаимодействия между властью и малым бизнесом в контексте государственно-частного партнерства. Анализируются некоторые из форм государственно-частного партнерства, представленные в экономике Волгоградской области: государственный (муниципальный) заказ, финансовый лизинг, концессионные соглашения.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, малый бизнес, формы государственно-частного партнерства, государственный (муниципальный) заказ, финансовый лизинг, концессионное соглашение.

На сегодняшний день в развитии национальной инновационной системы одна из весомых ролей отводится объединению государственного и частного капитала при инвестировании в инновационный бизнес в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Опыт развития многих стран показывает, что инновационная экономика зарождается на базе малого бизнеса, так как именно данный сегмент обладает достаточной гибкостью и мобильностью, в связи с чем вносит свой вклад в развитие регионов. Именно поэтому вопросы взаимодействия государственных органов и представителей малого бизнеса в современных условиях приобретают особую значимость.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Минэкономразвития России, развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве стратегического направления [7].

По мнению автора, государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и

организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

Кроме того, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, государство приглашает малый бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Привлекательность государственно-частного партнерства для государства очевидна по ряду причин, в числе которых:

• решение системных проблем развития (развитие инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и других проблемных отраслей);

• снижение бюджетных затрат за счет привлечения средств частных инвесторов; повышение качества и эффективности работ и услуг;

• увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджет; повышение инвестиционной и инновационной активности; возможность разделить риски.

В свою очередь, для малого бизнеса интерес к соглашениям о государственно-частном партнерстве определяется тем, что предприниматели получают в управление государственные (муниципальные) активы, в большинстве случаев на льготных условиях платы за них. Кроме того, инвестируя средства в государственно-частные проекты, предприниматели имеют определенные гарантии их возврата, так как государство принимает на себя существенную долю рисков.

Существенным фактором, способствующим формированию партнерских отношений государства и бизнеса, является создание отдельных нормативно-правовых актов, формирующих за- 29

конодательную базу для развития государственно-частного партнерства, в числе которых:

1) Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

3) Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»;

4) Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»;

5) Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134;

6) постановление Правительства РФ от 24.08.2006 № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

В современной экономической литературе представлен широкий спектр форм взаимодействия между властью и бизнесом, на которых выстраивается государственно-частное партнерство. Среди наиболее распространенных форм ГЧП, в которых может участвовать малый бизнес, можно выделить следующие:

• государственный заказ (на поставку продукции для государственных нужд);

• аренда (лизинг);

• концессия (различные типы);

• соглашение о разделе продукции;

• контракт на оказание общественных услуг и выполнение работ;

• контракт на оказание технической помощи и т. д.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных форм ГЧП, представленные в экономике Волгоградской области.

Одной из форм активного участия малых предприятий в государственно-частном партнерстве является привлечение их к государственным (муниципальным) заказам. В данном случае приоритетным направлением выступает поддержка местного производителя, что особенно актуально для легкой промышленности, где функционируют преимущественно средние, а также малые предприятия [2].

В настоящее время администрацией области активно принимаются меры по стимулированию производства на малых и средних предприятиях через систему региональных (муниципальных) заказов. Следует отметить, что с 1 июля 2010 г. в России официально начали работу федеральные электрон-

30 -

ные торговые площадки в рамках госзаказа. Переход к новой форме распределения государственного заказа осуществляется в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1].

Для этого в конце 2009 — начале 2010 г. система закупок для государственных нужд подверглась реальной модернизации. Минэкономразвития России совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) провели отбор операторов электронных площадок, на которых будут размещаться все госзаказы.

По данным Информационного портала малого и среднего предпринимательства «Опора России», на рассмотрение Госдумы поступил законопроект (в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № ВП-П13-2395) о снижении с 5 до 2 % требования об обеспечении заявки на участие в торгах при размещении заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным Росстата, принятие такого законопроекта позволит сохранить в обороте малых предпринимателей более 1,5 млрд руб. [5].

По оценкам Минэкономразвития России, в 2010 г. на трех уровнях власти (федеральный, региональный и муниципальный) будет размещено заказов на сумму более 5 трлн руб. [11].

Помимо перечисленных положительных моментов, участие представителей малого бизнеса в процедуре размещения госзаказа связано с определенными трудностями, в числе которых:

• большая вероятность выигрыша заказа малыми предприятиями, находящимися за пределами региона, что снижает налоговые поступления в местный бюджет;

• отсутствие процедуры знакомства с образцами продукции, что, в конечном счете, сводится к тому, что конкурс выигрывает предприятие, предлагающее более низкую цену без учета качества производимой продукции;

• некомпетентность представителей малого бизнеса в вопросах изучения большого количества документации по вопросам проведения торгов. Применительно к Волгоградской области

система государственных закупок регулируется на основе Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В рамках реализации программы автоматизации деятельности участников процесса государственного

и муниципального заказа функционирует автоматизированная информационная система «Государственный заказ Волгоградской области» (АИС ГЗ ВО). Благодаря системе, заказчики проводят процедуры размещения по единой технологии с соблюдением единых процедурных стандартов. Основными региональными и муниципальными интернет-сайтами, предоставляющими информацию о размещении заказов в Волгоградской области, являются:

• Государственный заказ Волгоградской области www.gz-volga.ru;

• Официальный информационно-справочный портал Волгограда www.volgadmin.ru. Согласно данным сайта www.gz-volga.ru, размещение государственного и муниципального заказа в Волгоградской области в 2009 г. представлено следующими данными (табл. 1).

Следует отметить, что в 2009 г. в Волгоградской области было проведено более 7 тыс. запросов котировок, 1 432 конкурса, около 5 тыс. аукционов, в том числе 808 аукционов в электронной форме на общую сумму 25,2 млрд руб.

Однако, несмотря на большой перечень государственных, региональных и муниципальных заказов, представители малого и среднего бизнеса Волгоградской области по-прежнему испытывают ряд проблем.

По данным аналитического отчета Волгоградской торгово-промышленной палаты [14], основными проблемами организации государственных закупок малые и средние предприятия Волгоградской области считают:

• лоббирование интересов отдельных организаций (58 %);

• нехватка средств для обеспечения заявок в государственных закупках (51 %);

• высокое обеспечение заявок (46 %);

• нехватка предложений для малых предприятий (43 %).

Проблемы организации государственных закупок, которые выделяют малые и средние предприятия Волгоградской области, представлены на гистограмме (см. рисунок).

Проведенный анализ показывает, что предприятия Волгоградской области пока не вполне удовлетворены текущим объемом заказов.

По мнению автора, выходом из сложившейся ситуации, наряду с более действенными поправками к Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», может стать аутсорсинг участия представителей малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.

На сегодняшний день ни одно малое предприятие не обходится без финансовой аренды (лизинга), которая выступает одной из форм государственно-частного партнерства. В России основные преимущества лизинга для предприятий-лизингополучателей определены Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [8].

Преимущества лизинга для представителей малого бизнеса очевидны, это:

Таблица 1

Размещение государственного и муниципального заказа в Волгоградской области в 2009 г. [4]

Параметр Объем областных заказов Объем муниципальных заказов

Количество, ед. Тыс. руб. Количество, ед. Тыс. руб.

Количество заказчиков 886 2 096

Объявлено

Аукционы 254 1 371 282,95 65 351206,66

В том числе электронные аукционы 196 69 453,08 0 0

Конкурсы 11 7 619 489,56 36 30 700,88

Запросы котировок 211 30 485,07 98 29 087,57

Проведено (по итогам заключенных контрактов)

Аукционы 3 749 4 321 228,43 1 075 950 640,19

В том числе электронные аукционы 772 296 019,14 36 15 867,75

Конкурсы 643 13 843 668,54 789 234 076,94

Запросы котировок 4 568 1 244 653,71 2 633 421 305,19

У единственного поставщика 89 282 1 987 813,09 108 291 2 175 664,22

В том числе в соответствии с п. 2.14 ст. 55 79 507 1 222 768,27 96 213 1 238 850,06

Федерального закона № 94-ФЗ

Сокращение бюджетных расходов за 705 137,14 180 711,54

счет проведения процедур размещения

государственного, муниципального заказа Волгоградской области

70

60

50

. 40

Э о. 30

ск 20

10

0

585958

474747

1 2 3

& О

i i

и §

о со

^ с О

% а

0 С

1 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ о. ^ с

Проблемы организации государственных закупок, обозначенные малыми и средними предприятиями Волгоградской области: 1 — малые предприятия; 2 — средние предприятия; 3 — все предприятия

• снижение потребностей в собственном капитале — сделка полностью финансируется лизингодателем;

• доступность средств — лизинг может быть единственным источником средств для фирм, еще не имеющих кредитной истории, достаточных активов для обеспечения залога;

• ускоренная амортизация объекта лизинга, позволяющая расширить возможность оперативного обновления устаревшего оборудования, снизить налогооблагаемую прибыль;

• налоговые льготы, государственная поддержка, а именно, уменьшение налогооблагаемой прибыли , снижение таможенных пошлин и налогов по операциям международного лизинга и т. д.;

• сокращение у малых предприятий рисков, потерь и убытков, связанных с недобросовестностью продавца, перевозчика или монтажной организации.

В свою очередь, предприятие-лизингодатель также имеет многочисленные преимущества:

• безопасность сделки, когда право собственности на актив остается за лизингодателем;

• согласованность расходов, при которой расходы и доходы от инвестиций идут параллельно;

• четкая определенность лизинговых платежей;

• уменьшение негативных последствий колебания конъюнктуры рынка;

• возможность использования налоговых льгот. Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных средними и малыми предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга в 2007—2008 гг. (в фактически действовавших ценах), представлена в табл. 2.

32 -

В Волгоградской области успешно действуют механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса (возмещаются затраты по договорам финансовой аренды (лизинга) на землеустроительные работы, по договорам аренды помещений и объектов капстроительства и другие). Более того, на 2010г. предусмотрены меры, направленные на содействие развитию лизинга для малых инновационных компаний. Так, в первую очередь планируется возможность получения целевого гранта до миллиона рублей при покупке оборудования в лизинг для выплаты и первоначального взноса, и для субсидирования уплаты процентов по лизинговым платежам [13].

По данным комитета по предпринимательству администрации Волгоградской области, поддержку малого бизнеса в регионе осуществляют следующие лизинговые компании, предоставляющие преимущественно услуги финансового лизинга: лизинговая компания «ДомЪ»; филиал ООО «Поволжский лизинговый центр»; ООО «Элемент лизинг»; филиал ЗАО «Промлизинг»; ООО «Лизинг-Трейд», Carcade [6].

На сегодняшний день достаточно проблематичным остается вопрос о возможности и перспективах участия представителей малого бизнеса в такой форме государственно-частного партнерства, как концессии.

Концессионное соглашение, по сути, является договором между органом государственной власти и негосударственным хозяйствующим субъектом, согласно которому частный инвестор наделяется правом управления государственным или муниципальным имуществом.

Таблица 2

Стоимость договоров финансового лизинга, заключенных средними и малыми предприятиями в 2007—2008 гг., млн руб. [12]

Год Средние предприятия Малые предприятия

Всего В том числе микропредприятия

2007 1 289,4 130 799,1 80 207,2

2008 5 884,3 133 719,8 59 498,0

Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики.

Ряд положений Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [9] делает его применение на практике весьма ограниченным, поскольку условия соглашений регламентированы очень жестко и, прежде всего, ориентированы на проекты, связанные с крупным бизнесом. Однако в действующем законодательстве нет четких условий, по которым малые и средние предприятия могли бы включаться в концессионные соглашения. Среди форм такого участия можно выделить, к примеру: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства и т. д. [2].

В Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2006 № 1393-ОД «Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области на 2007—2010 годы» [10] поддержку инновационных проектов осуществляют следующие организации: венчурный фонд, региональный бизнес-инкубатор и Центр трансферта технологий.

По данным информационного агентства REGNUM, в 2009 г. из средств Регионального венчурного фонда на финансирование проектов малых предприятий Волгоградской области в научно-технической сфере было направлено 280 млн руб., в том числе 70 млн руб. выделил областной бюджет, 70 млн руб. — федеральный бюджет и 140 млн руб.—частные инвестиции, которые привлекла управляющая компания [3].

В свою очередь, по итогам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды помещений в здании бизнес-инкубатора в 2009 г. было размещено десять резидентов бизнес-инкубатора: ООО «НЕМАН», ООО «Группа компаний «Деловой мир», НП «Волго-Донская Ремесленная Палата», ООО «Строймашсервис», ООО «ТРАНЗИТ», ООО «Золотое озеро», ООО «Фортель», ООО «Лидер», ООО «Лаборатория-Евро». Как правило, приоритет отдавался фирмам-резидентам, которые специализируются в сфере инноваций, производства, выращивания и переработки сельхозпродукции, обслуживания инженерных коммуникаций, внедрения энергосберегающих технологий.

Немаловажная роль в развитии малого бизнеса региона отведена некоммерческому партнерству «Волгоградский Центр трансферта технологий», приоритетными задачами которого выступают: отбор и контрактное финансирование инновационных научных и коммерчески привлекательных проектов путем проведения комплексной экспертизы.

Таким образом, сегодня существует довольно широкий перечень различных форм государственно-частного партнерства с участием представителей малого бизнеса. При этом основным препятс-

твием такого взаимодеиствия государства и малого бизнеса является недостаточное отражение в нормативных документах механизмов закрепления за малым предприятием доли участия в различных государственных и муниципальных программах.

В целом развитию государственно-частного партнерства мешает отсутствие проработанных законодательных актов, в которых были бы определены механизмы активного использования различных форм ГЧП представителям малого бизнеса региона, а также разработаны программы мониторинга проектов, реализуемых по схемам государственно-частного партнерства, решены проблемы организации контроля за реализациеи проекта государственно-частного партнерства.

Список литературы

1. Ассоциация электронных торговых площадок. URL: http://aetp.ru.

2. Баткилина Т. В. Участие малого предпринимательства в системе государственно-частного партнерства // Экономические науки. 2007. № 10.

3. Венчурный фонд Волгоградской области должен поддержать инновационные проекты малых предприятий. URL: http://www. regnum. ru/news/1133116.html.

4. Государственный заказ Волгоградской области. URL: http://www.gz-volga.ru.

5. Информационный портал малого и среднего предпринимательства «Опора России». URL: http://www. opora. ru/press/lenta/2010/06/24/na-rassmotrenie-gosdumy-postupil-zakonoproekt-o-snizhenii-tre.

6. Комитет по предпринимательству администрации города Волгограда. URL: http://dppr. volgadmin.ru/default. aspx?id=4.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www. youngscience. ru/753/820/978/index. shtml.

8. О финансовой аренде (лизинге) : Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

9. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ.

10. Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области» на 2007—2010 годы»: Закон Волгоградской области от 27.12.2006 №1393-ОД (ред. от 08.07.2008).

11. Общероссийская сеть бизнес-порталов Rosfirm. ru. URL: http ://www. 31 rosfirm. ru/companies_news/analitic?total_ found:int=1450&query_start:int=60&news_id=678706.

12. Официальная статистическая информация // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

13. Предпринимательство Волгограда. URL: http://dppr. volgadmin.ru/News. aspx?idn=301.

14. Участие субъектов малого и среднего бизнеса Волгоградской области в государственных закупках: аналитический отчет по результатам исследования Волгоградской торгово-промышленной палаты. URL: www.volganet. ru/iq'/go/km/docs/documentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.