УПРАВЛЕНИЕ ЛПУ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Полина Н.А
Муниципальное лечебно—профилактическое учреждение «Городская больница №13», г. Нижний Новгород, Россия
Информационные технологии давно и прочно заняли важнейшее место в нашей повседневной жизни. В настоящее время информационные технологии как научно-прикладное направление, безусловно, относятся к приоритетным направлениям развития науки и техники и обладают высокой тенденцией роста. Информатизация лечебно-профилактических учреждений как базовых элементов системы здравоохранения на сегодняшний момент представляет собой актуальную задачу. При этом объективная оценка ситуации позволяет сделать вывод о назревшей необходимости комплексной автоматизации лечебных учреждений.
Экономическая составляющая проблемы медицинского обслуживания с помощью информационных технологий на уровне муниципальных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) становится более значимой. Администрация больниц стремится к уменьшению затрат внутри самих лечебных учреждений, поиску финансовых резервов, увеличению дохода от платных услуг. Основными способами достижения этих целей являются: совершенствование методов организации и управления медицинским учреждением, полный статистический и финансовый контроль деятельности ЛПУ, оптимизация лечебного процесса, создание системы поощрения на основе анализа работы непосредственных исполнителей медицинских услуг. Обработка все время увеличивающихся массивов финансовой, медицинской и статистической информации стала возможна только с использованием современных информационных и компьютерных технологий. Сегодня рынок программных продуктов предлагает множество наработок в сфере медицинских услуг от небольших АРМов врачей до интегрированных информационных систем, обеспечивающих информационную поддержку всех служб медицинского учреждения от документооборота и финансового учета до ведения клинических записей о пациенте, интеграции с медицинским оборудованием и поддержки принятия решений. Ключевым инструментом управления является полная информатизация больницы. С приобретением информационной системы «Авиценна» (далее ИС), были созданы предпосылки для повышения доходности больницы за счет сокращения времени оформления медицинской документации; сокращения сроков предоставления счетов и реестров услуг в страховые компании (на 10 дней) и т.д.
Задачей внедрения было не только обеспечение работоспособности данной ИС в нашем медицинском учреждении, но и адаптация данного программного продукта под конкретную модель лечебно-диагностического процесса и управления финансово-материальными потоками учреждения, а также интеграция ИС с информационными ресурсами системы обязательного медицинского страхования. Для этого понадобился глубокий анализ всех потоков медицинской, статистической и финансовой информации, были обозначены наиболее важные потоки информации и составлена схема их движения в нашем учреждении. Модульный принцип построения системы позволяет создавать любую конфигурацию информационной системы в зависимости от приоритетов лечебного учреждения.
На начальном этапе создания системы явилось целесообразным регистрировать услуги с помощью штрих-кодовых марок, что позволило минимизировать число компьютеров в сети. После выполнения соответствующей лечебно-диагностической услуги, она фиксируется в истории болезни традиционным способом, после чего наклеивается соответствующая штрих-кодовая марка. Обработка истории болезни и считывание информации производится в центре информационных технологий в момент выписки больного. При этом данные о выполненных услугах автоматически вносятся в базу данных о пациентах, находившихся на лечении. В дальнейшем с развитием компьютерной сети в стационаре были созданы новые автоматизированные рабочие места врачей в лечебных отделениях с выходом в единую программу для проведения медико-экономического мониторинга, что сделало возможным просмотр данных истории болезни пациента и ввод услуг непосредственно в отделении, где оказывается услуга.
Базовым моментом, на котором строится весь статистический и экономический анализ, является тот факт, что какая бы услуга ни оказывалась в учреждении (будь то лечение стационарного больного, амбулаторные обращения, профосмотр сотрудников больницы или услуги, оказываемые другим ЛПУ), информация о ней обязательно будет введена в ИС и прикреплена к конкретному пациенту.
Информация об услуге включает в себя наименование услуги, количество выполненных услуг и фамилию непосредственного исполнителя услуги. Автоматически при регистрации выставляется цена услуги. Таким образом, формируется финансовая карточка пациента, где отображена вся информация об услугах, оказанных пациенту, и стоимость лечения в целом и которая является основным материалом для экономического анализа лечебно-диагностического процесса.
Мощнейшим инструментом анализа деятельности учреждения явился программный модуль "Мастер отчетов", который стал довольно гибким и удобным способом генерации различных статистических и экономических отчетных форм.
Накопление информации в событийной базе данных в течение года с момента запуска ИС естественным образом подготовило почву для анализа деятельности учреждения и принятия организационных решений. Уже на данном этапе стали очевидны внутренние резервы для улучшения финансовой ситуации.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Таким образом, внедрение информационной системы позволило выявить недостатки не только в организации лечебно-диагностического процесса, но и показать слабые и сильные стороны в работе учреждения. Информационная система стала инструментом медико-экономического анализа лечебно-диагностического процесса и одним из рычагов повышения эффективности лечения каждого больного.
Работы по компьютеризации привели к повышению качества управления медицинской, административной и финансовой деятельностью больницы за счет комплексного внедрения медицинской карты и статистического талона; обеспечению оперативного контроля за показателями работы поликлиники и стационара, экспертизы качества оказания медицинской помощи; повышению достоверности информации о показателях лечебно-диагностической работы и финансовой деятельности.
Кроме того, информатизация позволила в режиме реального времени получать данные о выполнении всех основных этапов лечебной деятельности учреждения (проведение осмотров, консультаций, назначение и выполнение анализов, исследований, операций и т.д.), данные о движении материальных ценностей и финансовых ресурсах. В результате комплексного внедрения информационной системы руководству больницы были обеспечены принципиально новые возможности для оперативного контроля и управления лечебно-диагностической и административно-хозяйственной деятельностью учреждения.
Информатизация гигантский инструмент управления деятельностью, особенно в кризисный период. Вся деятельность больницы, все процессы, которые отслеживаются в режиме реального времени по любому формату (суточному, недельному), сверху донизу прозрачны для врачей и других сотрудников больницы. На примере больницы подтверждаются слова члена-корреспондента РАМН Венедиктова Д.Д. «Считаю, что в условиях финансового кризиса вопросами информационных технологий необходимо заниматься еще активнее. За ними -будущее отечественной и мировой системы здравоохранения»[3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулагина, Э.Н. Экономика и управление лечебно-профилактическим учреждением: Монография/ Э.Н. Кулагина, С.В. Киселев, А.В.Разумовский, Н.А.Полина - Н.Новгород: НИМБ, 2006. -163 с.
2. Разумовский, А.В. Организационно-экономическая модель управления многопрофильным стационаром с применением новых информационных технологий: Монография/ Под.ред.проф.С.Е.Квасова./ А.В.Разумовский, Н.А.Полина - Н.Новгород: Кварц, 2008. -172 с.
3. Тебенихина,Т., Право на здоровье для всех / Т. Тебенихина, М. Голиков.// Кто есть кто в медицине - 2009 №4 (41) - С.58-61.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва