Научная статья на тему 'Финансово-экономическая деятельность крупного многопрофильного стационара'

Финансово-экономическая деятельность крупного многопрофильного стационара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОЛЬНИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумовский А. В., Полина Н. А.

В Нижнем Новгороде в 2001 г. в результате реорганизации медико-санитарной части ОАО "ГАЗ" была создана МЛПУ "Городская больница №13". Экономические и социальные последствия реорганизации создали реальную угрозу дальнейшему функционированию крупного многопрофильного стационара. Для сохранения и развития больницы были нужны новые управленческие и экономические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая деятельность крупного многопрофильного стационара»

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

41

январь 2007 РЕМШІШМ

А.В.РАЗУМОВСКИЙ, Н.А.ПОЛИНА, МЛПУ «Городская больница №13», Нижний Новгород

Финансово-экономическая деятельность ^Крупного

МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА

В Нижнем Новгороде в 2001 г. в результате реорганизации медико-санитарной части ОАО «ГАЗ» была создана МЛПУ «Городская больница №13». Экономические и социальные последствия реорганизации создали реальную угрозу дальнейшему функционированию крупного многопрофильного стационара. Для сохранения и развития больницы были нужны новые управленческие и экономические решения.

Муниципализация больницы и уменьшение численности прикрепленного персонала промышленного предприятия, выделение стационара из состава больничнополиклинического объединения и связанное с этим нарушение преемственности в ведении больных привели к ряду серьезных последствий для деятельности ЛПУ. Произошло резкое изменение социального состава пациентов стационара. Доля работников объединения «ГАЗ» среди госпитализированных больных за 4 года после муниципализации снизилась с 63—64% до 30,4%. Соответственно (с 36—37% до 69,6%) увеличилась доля пациентов из территориально прикрепленного населения. Доля неработающих среди пациентов стационара возросла с 27—28% до 41%. Существенно изменился стабильный ранее половозрастной состав: увеличилось количество пациентов старших возрастных групп.

Процент экстренно госпитализированных больных вырос в большинстве профильных отделений и по больнице в целом. Увеличение доли неработающего населения (в том числе и инвалидов) и лиц старших возрастных групп среди пациентов стационара обусловило

некоторый рост показателя больничной летальности.

Увеличение количества больных со сложной и сочетанной патологией, ухудшение лекарственного обеспечения лечебных подразделений больницы привели к росту средней продолжительности пребывания больных на койке с 16,65 до 17,17 дней и соответствующему снижению оборота койки. Произошло переориентирование крупного стационара с производственного на территориальный принцип обслуживания населения города с соответствующими социальными и медицинскими последствиями для ЛПУ. При этом больница потеряла 28 млн. руб.

дотаций Горьковского автомобильного завода.

Уникальный 16-этажный больничный комплекс со сложнейшей технической инфраструктурой, а также развитая структура и мощности параклинических служб, оснащенных медицинской аппаратурой, в том числе дорогостоящей, требовали повышенного финансирования, содержания дополнительного штата инженерно-технического, медицинского персонала и больших хозяйственных расходов. Доходы от деятельности лечебных отделений в системе обязательного медицинского страхования и выплаты из городского бюджета не покрывали создавшегося в ЛПУ дефицита средств.

Для улучшения управления ресурсами многопрофильного стационара была разработана система медико-экономического мониторинга и создана новая модель финансово-экономической службы. Мониторинг позволил осуществлять оперативный учет и контроль финансовых потоков на уровне стационара, его структурных подразделений и каждого врача в отдельности. Перед финансово-экономической службой были поставлены две задачи: увеличение доходной части консолидированного бюджета и анализ использования в ЛПУ и всех его подразделениях финансовых ресурсов (в виде расходной части сметы).

В результате проведенного экономического анализа стало ясно, что необходима существенная активизация

РИСУНОК 1

| Доходы больницы №13 за 2002-2005 гг.

150

120

90

60

30

О

ГО

I

2002 г.

ШІІ

ГО _______ I I

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Щ — Бюджет

□ — ОМС

□ — Платные услуги

42

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА

Структура доходов больницы по источникам финансирования за 2005 г., %

1 — Бюджет, 15%

2 — ОМС, 68,1%

3 — Платные услуги, 16,9%

РИСУНОК 2

РШШииМ 2007 январь

работы по оказанию в больнице платных медицинских услуг населению (ПМУ). Но расположение больницы в промышленном районе почти на окраине города существенно ограничивало возможности расширения сферы дополнительных медицинских услуг. Тем не менее за период 2002—2005 гг. удалось увеличить доходы от оказания платных медицинских услуг в 6,3 раза (рис. 1).

Рост доходов стал возможен благодаря целому комплексу целенаправленных мер. Была усилена финансовая служба больницы, созданы два самостоятельных структурных подразделения, предназначенных для ведения организационной работы по оказанию ПМУ — отдел предпринимательства, маркетинга и рекламы и консультативно-диагностическая поликлиника. Деятельность созданной поликлиники позволила резко увеличить количество амбулаторных ПМУ, выполняемых в больнице. В первую очередь это касается подразделений, оказывающих высокотехнологичные виды помощи (урологические, хирургические и гинекологические малоинвазивные оперативные вмешательства), а также ряда параклинических служб и самой консультативно-диагностической поликлиники. Несмотря на то что работа вновь созданных отделов в основном носит ор-

ганизационный характер и с трудом поддается количественной оценке, она оказала существенное влияние на темпы роста внебюджетных доходов. Доходы от оказания ПМУ выросли не только за счет подразделений, оказывающих высокотехнологичные виды помощи (микрохирургия глаза, урологические, общехирургические, рентгенохирургические и гинекологические малоинвазивные оперативные вмешательства), но и за счет абсолютного большинства подразделений, практикующих рутинные лечебно-диагностические методики и консервативное медикаментозное лечение.

Такой эффект достигнут в результате организации договорного взаимодей-

ствия со страховыми компаниями и другими юридическими лицами, широкого информирования населения, в том числе и рекламной деятельности больницы. К началу 2005 г. ЛПУ имела договорные отношения об оказании ПМУ с 19 страховыми компаниями и 7 другими организациями. Кроме того, в течение года заключались десятки договоров краткосрочного действия с юридическими лицами, а также договоры на разовое оказание ПМУ.

В целом финансово-экономическая политика по реализации ПМУ в отделениях стационара оказалась оправданной, и доходы от них в 2005 г. превысили величину бюджетного финансирования (рис. 2).

Таким образом, анализ результатов деятельности МЛПУ «Городская больница №13» Нижнего Новгорода за 2002—2005 гг. позволяет признать целесообразным и экономически оправданным образование в крупных лечебных учреждениях структурных подразделений, специально предназначенных для ведения организационной работы по оказанию платных медицинских услуг населению. Введение и содержание отделов и специальных сотрудников должно осуществляться за счет внебюджетных источников финансирования.

Ф

О БЮДЖЕТЕ ДЛ0-2007

Госдума РФ приняла в третьем чтении бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), окончательно определив, сколько средств будет выделено в будущем году на реализацию курируемой им госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Бюджет ДЛ0-2007 составит 34,9 млрд. руб. Это незначительно превышает размер оказавшегося дефицитным бюджета госпрограммы этого года. Эксперты опасаются, что партнеры ДЛО в будущем году вновь столкнутся с нехваткой средств на закупку лекарств. По словам замглавы Комитета по охране здоровья Госдумы Николая Герасименко, общий бюджет региональных от-

делений фонда составит 76,7 млрд. руб., из которых на территориальные программы ОМС пойдут 41,8 млрд. руб., а на закупку и поставку лекарств льготникам в рамках программы ДЛО — 34,9 млрд. руб. Советник руководителя ФФОМСа Павел Бреев подтвердил эту информацию, уточнив, что также дополнительно к этим средствам из нового бюджета ФФОМСа будет выделено 10 млрд. руб. на погашение задолженности дистрибьюторам за поставки лекарств в 2006 г., еще столько же будет выделено на эти цели из бюджета госпрограммы на 2006 г. Размер утвержденного бюджета ДЛО-2007 кардинально отличается от того, который осенью текущего года называл нынешний и. о. директора ФФОМСа Дмитрий Рейхарт. Предварительно фонд рассчитывал, что на закупку лекарств для льготников будет выделено 42 млрд. руб.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.