Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
470
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗНАНИЯ / КРЕАТИВНОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVITY / ENTERPRISE PERSONNEL / KNOWLEDGE / CREATIVE AND CRITICAL THINKING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов К.О., Соколова М.И., Матвеева А.В.

В статье сформулирована сущность понятия «креативность». Рассмотрен передовой опыт компании SAS Institute в сфере управления креативностью персонала. Определены условия успешности управления креативностью персонала предприятия: знания; креативное и критическое мышление; мотивация работников к творческой, интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE MANAGEMENT OF THE PERSONNEL OF THE ENTERPRISE

The article formulates the essence of the concept of "creativity". Considered the best practices of the SAS Institute in the field of personnel creativity management. The conditions for the success of the management of creativity of the enterprise personnel are determined: creative and critical thinking; motivation of employees for creative, intellectual activity.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ»

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ В МАРКЕТИНГЕ И МЕНЕДЖМЕНТЕ

Для цитирования: Соколов К.О., Соколова М.И., Матвеева А.В. Управление креативностью персонала предприятия // Управление в современных системах. 2020. № 4(28). С. 11-17.

doi: 10.24411/2311-1313-2020-10008

УДК 005.95/.96 JEL: D29

ББК 65.291.6

УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Соколов К.О.1, ОУВО «Южно-Уральский технологический университет» Соколова М.И.2, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» Матвеева А.В.3 , ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В статье сформулирована сущность понятия «креативность». Рассмотрен передовой опыт компании SASInstitute в сфере управления креативностью персонала. Определены условия успешности управления креативностью персонала предприятия: знания; креативное и критическое мышление; мотивация работников к творческой, интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: креативность, персонал предприятия, знания, креативное и критическое мышление, мотивация.

Введение

По мнению М. Портера, источниками конкурентных преимуществ предприятия являются низкие затраты и уникальность по сравнению с конкурентами. В настоящее время обеспечить необходимый уровень уникальности предприятия способны только его работники, обладающие креативностью, составляющие творческий потенциал предприятия.

Самый важный актив компании - это не сырье, оборудование или политическое влияние. Ключевой актив современной компании - это группа творческих работников, идеи которых можно превратить в инновационные продукты. Люди творческих профессий составляют треть рабочей силы США и получают почти половину всей заработной платы. «Капитал не так важен в бизнесе. Опыт не так важен. Вы можете получить и то, и другое. Важны идеи. Если у вас есть идеи и их носители, у вас есть главный актив, который вам нужен, и нет никаких ограничений, на то, что вы можете делать со своим бизнесом» [Firestone, 1933].

Без творчества бизнес стоит на месте или уступает позиции конкурентам. Чтобы способствовать творчеству необходимо устранить препятствия и создать культуру, которая его стимулирует. Творческий человек генерирует новые идеи, а предприниматель превращает их в прибыль. Предприниматель должен быть либо творческой личностью, либо уметь эффективно использовать идеи творческих людей. Успешное предпринимательство - это сочетание хорошей идеи и рыночной потребности.

1 Соколов Константин Олегович - доцент кафедры экономика и управления, кандидат экономических наук, Южно-Уральский технологический университет, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Кожзаводская 1, e-mail: sokolov_k@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 4093-2460, Author ID РИНЦ: 690067

2 Соколова Марина Игоревна - доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), e-mail: somaig@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 2449-4354, Author ID РИНЦ: 741248

3 Матвеева Анастасия Владимировна - доцент кафедры экономика и управления, кандидат экономических наук, Южно-Уральский технологический университет, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Кожзаводская 1, e-mail: matveevaav@inueco.ru; SPIN-код: 7748-6920, Author ID: 270764

В настоящее время около 38 миллионов рабочих, примерно 30 процентов рабочей силы заняты в творческих профессиях, и их число продолжает расти. Сегодня высококвалифицированные рабочие видят себя художниками, которым нужно пространство для творчества. Творческими людьми движет увлекательная работа больше, чем зарплата, и им нужно выразить себя через свою работу. Чтобы управлять творческими людьми очень важна обратная связь, потому что творческие сотрудники более эмоционально вовлечены в свою работу.

Аристотель считал творчество даром богов, который возникает не во время рационального мышления, а тогда, когда человек «лишен чувств». По мере развития общества, изменялась и концепция творчества. Сегодня исследователи используют новейшие технологии визуализации, чтобы точно проанализировать, что происходит в мозгу человека во время творческого процесса.

Один из первых исследователей креативности психолог Л.Л. Терстоун утверждал, что «творческие способности проявляются в момент «релаксации», «рассеивания внимания», а не когда, внимание сосредоточено на решении проблемной ситуации» [Thurstone, 1929].

«Креативность рассматривается как творческие способности, как признак одаренности, как творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, включающий познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации» [Захарова, 2017].

Творчество - это способность видеть новые возможности и действовать в соответствии с ними, тем самым, воплощая их в жизнь.

Несмотря на то, что креативность достаточно подробно исследовалась как российскими, так и зарубежными учеными, большинству предприятий не удалось на практике объединить представления о творчестве в единую систему управления. SAS Institute -крупнейшая частная компания-производитель программного обеспечения в мире, является заметным исключением. Компания SAS, штаб-квартира которой находится в Кэри, Северная Каролина, ежегодно входит в число двадцати лучших компаний по версии журнала Fortune. Уровень текучести кадров колеблется между 3% и 5% по сравнению со средним показателем по отрасли почти 20%.

Секрет успеха заключается в том, что SAS научилась использовать творческую энергию всех заинтересованных сторон, включая клиентов, разработчиков программного обеспечения, менеджеров и вспомогательный персонал. За последние три десятилетия SAS разработала уникальную структуру для управления творчеством, основанную на трех руководящих принципах:

1. Помогать сотрудникам в выполнении своей работы, поддерживая их интеллектуальную активность и устраняя отвлекающие факторы.

2. Возложить на руководителей ответственность за стимулирование творчества.

3. Привлекать клиентов в качестве творческих партнеров.

Эти принципы основаны на предположении, что творческий капитал - это не просто набор идей отдельных людей, а результат их взаимодействия.

Для сотрудников SAS выполнение интересной, творческой работы намного важнее высокой заработной платы и других финансовых стимулов как ключевого источника мотивации. Известно, что обучение и вызовы мотивируют сотрудников больше, чем деньги или страх перед руководством. Что отличает SAS, так это то, что она делает все возможное, чтобы найти правильный внутренний мотиватор для каждой группы сотрудников.

SAS регулярно отправляет своих сотрудников на отраслевые конференции, где они могут улучшить свои навыки программирования и наладить отношения с сообществом разработчиков программного обеспечения. SAS проводит собственные выставки на которых разработчики SAS делятся результатами своих НИОКР. Компания также поощряет сотрудников писать официальные документы и совместно работать над статьями и книгами, чтобы продемонстрировать свои знания. SAS поддерживает разумный бюджет на обучение, чтобы

люди могли идти в ногу с передовыми технологиями. Когда сотрудники возвращаются в офис, у них появляется желание применить полученные знания в своих проектах.

SAS прилагает все усилия, чтобы избавить рабочих от лишних хлопот, как вне работы, так и на рабочем месте. Чем больше отвлекающих факторов сможет устранить компания, тем полнее ее сотрудники смогут раскрыть свой творческий потенциал. Существует преднамеренный процесс выбора, какие преимущества предложить (или, другими словами, какие отвлекающие факторы следует устранить). Во-первых, путем проведения ежегодных опросов и сбора предложений сотрудников, кадровая служба выясняет, что им нужно. Затем она определяет, может ли SAS разумно удовлетворить каждую потребность, задавая вопрос: «Получим ли мы достаточную отдачу с точки зрения сэкономленного времени сотрудников, чтобы оправдать инвестиции?».

На территории кампуса есть медицинские учреждения для сотрудников и членов их семей. Кроме того, есть детский сад Монтессори, и дети могут свободно посещать столовую компании для того, чтобы семьи могли обедать вместе. На территории также есть баскетбольные площадки, бассейн и тренажерный зал, что позволяет сотрудникам легко вписать тренировку в свой день. Социальная служба компании предоставляет образовательные, сетевые и справочные услуги, чтобы помочь сотрудникам выбрать подходящие колледжи для своих детей или найти лучших помощников по уходу на дому для своих родителей. По сниженным ценам можно заказать массаж, химчистку, стрижку и ремонт авто. Эти льготы не только повышают продуктивность работников, но и помогают их удерживать, сокращая расходы компании на набор и замену. SAS ежегодно экономит около 85 миллионов долларов США на таких расходах. Чтобы подготовить нового сотрудника, требуется примерно шесть месяцев, но требуются годы, чтобы сотрудник по-настоящему впитал культуру компании и построил прочные отношения в коллективе.

SAS также заботится о сокращении административных и других проблем на рабочем месте для своих сотрудников. В SAS нет двухчасовых еженедельных собраний персонала. Люди готовы встречаться, когда в этом возникает потребность, а не потому, что «пора». Неформальная культура способствует импровизированным обсуждениям и одна из обязанностей менеджеров - следить за тем, чтобы люди, обладающие знаниями и опытом, разговаривали друг с другом.

SAS стремится исключить не только бесполезные собрания, но и устаревшие представления о правильных способах работы. Чтобы поддержать творческий процесс и удовлетворить потребности семейной жизни, введены гибкие правила рабочего дня, в рамках которых сотрудникам предлагается начинать каждый день в любое удобное для них время. Для выполнения некоторых работ устанавливается жесткое расписание.

Коллеги в SAS заслуживают уважения друг друга, выполняя общую работу, а не занимая положение в верхней части служебной лестницы. Следовательно, отказываться от конструктивной критики начальства или скрывать от них проблемы не соответствует корпоративной культуре (это просто приведет к низкому качеству продукта). Фактически, большинство лидеров SAS придерживаются политики открытых дверей. Сотрудники компании могут зайти к руководителю любого уровня, чтобы обсудить проблему или предложить новую идею продукта.

Компания стремиться найти правильную роль для своих менеджеров. В SAS эта роль заключается в том, чтобы пробуждать творческий потенциал работников. Менеджеры также объединяют группы людей, чтобы облегчить обмен идеями и информацией.

В компании большое внимание уделяется изучению жалоб и предложений клиентов. Если учесть, что клиентами компании являются фирмы, составляющие 90% топ-500 по версии Fortune Global 500, то компания имеет самую большую и лучшую фокус-группу на мировом рынке программного обеспечения. Сотрудники компании, общаясь с клиентами, получают новые знания, что положительно сказывается на формировании творческого потенциала. Сотрудники службы технической поддержки и отдела продаж стремятся выстраивать с клиентами долгосрочные отношения, узнавая их потребности. Таким образом, когда SAS

поддерживает такие отношения между разработчиками, продавцами и клиентами, она инвестирует в свой творческий капитал. Управление с помощью такой структуры создает корпоративную экосистему, содействующую креативности и высокой производительности труда.

По нашему мнению, ключевыми условиями успешности управления креативностью персонала предприятия являются:

1. Знания

2. Креативное и критическое мышление

3. Мотивация работников к творческой, интеллектуальной деятельности.

«Знание можно определить, как систематизированную, обработанную и востребованную информацию, имеющую ценность и являющуюся результатом осмысленной познавательной деятельности субъекта. Знания существенно отличаются от таких факторов производства, как труд, земля, капитал и т.д. Знание как информационный продукт не теряет своего содержания после обмена, им продолжают обладать как продавцы, так и потребители» [Соколов, 2014]. Знание - это абстрактное понятие, не имеющее никакого отношения к материальному миру. Знание не создается априори и не является врожденным в детерминированной форме.

Платон утверждал, что знание может быть получено только в результате рационального рассуждения, основанного на аксиомах (как в математике) и его следует отличать от мнения, которое является продуктом чувств. В своей теории об идеях Платон проводит различие между кошкой, которая представляет определенный объект в реальном мире, и понятием «кошка». В то время как настоящая кошка рождается и умирает, понятие «кошка» бессмертно.

Сопоставляя свои мысли и информацию, поступающую из сенсорной системы, Декарт пришел к выводу, что мысль - это единственное свойство, которое принадлежит ему и которое не может быть отделено от него: «.. .что же такое мышление? Я нахожу здесь, что мысль - это атрибут, который принадлежит мне; она одна не может быть отделена от меня. Я есть, я существую, это несомненно» [Декарт, 2011]. Это означает, что единственным критерием нашего существования является тот факт, что мы мыслим и посредством мышления приобретаем знание. В его знаменитой формулировке «Cogito, ergo sum!» ум и тело подобны двум разным мирам, и в то время как телесные ощущения терпят неудачу, проходя тест на надежность, мышление оказывается уникальной характеристикой, которая является надежной и определенной. Он замечает: «Я, однако, реальная вещь и действительно существую; но какая вещь? Я ответил: вещь, которая мыслит» [Декарт, 2011]. Этот дуализм ума и тела оказал огромное влияние на науку, философию и образование в Европе, а затем и в Америке.

Определение знания остается проблемой, по крайней мере в управленческом смысле, поскольку знание, становясь стратегическим организационным ресурсом, должно определяться как понятие, адекватное бизнес-среде, а не как абстрактное понятие для трансцендентального мира идей.

Принимая комплексный взгляд на природу знания, некоторые авторы считают, что существует три вида знания: эмпирические знания; навыки; интуиция. Они взаимосвязаны, но имеют некоторые специфические особенности.

Эмпирическое знание - это то, что мы получаем непосредственно из окружающей среды через нашу сенсорную систему, а затем все полученное обрабатывается мозгом. Например, если люди хотят знать, что такое снег, то

они должны пойти туда, где есть снег, потрогать его, попробовать на вкус. Они не могут получить это знание только из книг или просмотра некоторых фильмов.

Людям, живущим в регионах, где никогда не бывает снега, очень трудно понять, что такое снег. Им не хватает эмпирических знаний о снеге. Эмпирическое знание является личным, оно по существу основано на восприятии и рефлексии. Несколько человек, имеющих вместе один и тот же опыт, могут приобрести различные эмпирические знания, поскольку размышление о живом опыте означает фактическую интеграцию его в некоторые предыдущие

аналогичные переживания и структуры знаний. Все не всегда так, как кажется, и собственные взгляды людей влияют на их интерпретации.

Навыки - это знания о том, как что-то делать (ноу-хау). Они основаны на эмпирическом знании, но это хорошо структурированное и ориентированное на действие знание, которое люди получают, многократно выполняя определенную задачу. Это способ обучения плаванию, езде на велосипеде, лыжах, игре на фортепиано или многим другим подобным занятиям.

Люди не учатся плавать, читая в книге о механике жидкости и плавающих объектах. Ноу-хау часто называют процедурными знаниями, поскольку речь идет о выполнении задачи в соответствии с заданной процедурой или алгоритмом.

Одним из самых важных знаний является интуиция. Согласно Клейну «ключом к эффективному использованию интуиции является опыт - более конкретно, осмысленный опыт, который позволяет нам распознавать паттерны и строить ментальные модели. Таким образом, способ улучшить свои интуитивные навыки заключается в укреплении своей базы опыта. Наиболее значимым типом опыта, естественно, является опыт реальной жизни» [Klein, 1998].

«Мышление - интеллектуальная деятельность, в процессе которой человек (специалист) оперирует концептуальными образами технико-технологических и организационно-экономических объектов и систем на базе профессиональных знаний и понимания ценностей сфер жизни общества» [Drucker, 1999].

«Креативное мышление - это способность по-новому взглянуть на рутинную, однообразную работу. Работодатели во всех отраслях нуждаются в сотрудниках, которые могут творчески мыслить и создавать новые перспективы на рабочем месте» [Cropley, 2001]. Креативное мышление - это навык, который каждый работник предприятия может воспитать и развить.

Примеры практического применения навыков творческого мышления:

1. Решение проблем. Решение сложных, неожиданных проблем требует творческого подхода. Работодатели хотят нанимать креативных работников не из-за их креативности как таковой, а потому, что они могут использовать ее для решения проблем не традиционным способом.

2. Анализ. Если сотрудники могут собирать информацию и данные, это хорошо, но без навыков творческого мышления они не смогут анализировать их должным образом. Креативность в аналитическом мышлении помогает извлекать смысл из наборов необработанных данных.

3. Продажи и маркетинг. Продажи и маркетинг требуют умения убеждать. Но сначала нужно составить креативное сообщение, которое способно повысить уровень продаж. Если сотрудники умеют писать убедительно, творчески, это очень поможет в маркетинге, продажах и при составлении электронных писем, отчетов и презентаций.

4. Руководство. Лидерство заключается в том, чтобы вдохновлять других. Но когда у менеджера есть отличные лидерские навыки, основанные на творческих идеях и видениях, он может объединить членов команды и мотивировать их работать вместе для достижения конечной цели.

По этим причинам специалисты, обладающие творческим мышлением, чрезвычайно ценны для компании. Фактически история науки и техники наполнена проектами, которые не работали не из-за ошибок в технике или методологии, а потому, что люди оставались застрявшими в своих предположениях и старых привычках.

«Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам» [Greenwald, 2018]. Критическое мышление позволяет выявить недостатки в рассуждениях и избежать предубеждений.

Мотивацию принято считать наиболее важным компонентом творчества. Мотивация к творчеству в значительной степени исходит из стремления делать то, что никогда не делалось раньше. Это все равно, что отправиться в экспедицию и рискнуть всем, чтобы первым подняться на гору или совершить кругосветное плавание. Она задействует тот же самый двигатель, который существует в композиторе или художнике, который хочет создать что-то на века.

Известно, что внутренняя мотивация может усиливать творчество, а внешние вознаграждения могут иногда препятствовать этому. Значительная часть работ Т. Амбайл сосредоточена на ключевой роли внутренней мотивации и способах усиления внутренней мотивации на рабочем месте. «Мы нашли так много доказательств в пользу внутренней мотивации, что сформулировали то, что мы называем принципом внутренней мотивации творчества, люди будут наиболее креативными, когда они будут чувствовать себя мотивированными в первую очередь интересом, удовлетворением и вызовом со стороны окружающих, чтобы работать самому по себе, а не под воздействием внешнего давления, т.е. внешней мотивации» [Amabile, 1994].

Высокая степень внутренней мотивации великих творцов, таких как Эйнштейн, Пикассо и Ганди, проявляется в их целостной вовлеченности и приверженности своей работе. Все создатели, которых рассматривал Г. Гарднер, объединяло то, что они многим пожертвовали на личном уровне и были полностью поглощены своей работой, посвящая все свое время, энергию, усилия и эмоции проблеме. Это приводит к тому, что Г. Гарднер называет «фаустовской сделкой» творчества [Gardner, 2006]. Чтобы достичь высших профессиональных достижений, люди должны пожертвовать семьей и общественной жизнью.

Заключение

Компании, которые стремятся управлять креативностью своих работников, получат решающее преимущество в постоянно растущей конкуренции. Руководители компаний могут обращаться к принципам управления SAS как к руководству по повышению креативности работников, производительности и эффективности бизнеса. Если компания использует внутреннюю мотивацию творческих работников, стимулируя их умы; если она разрушает барьеры между менеджерами и рабочими, сделав так, чтобы менеджеры тоже были творческими людьми; если она задействует творческие таланты своих клиентов, вместо того чтобы искать новые идеи только у своих сотрудников; и если она будет развивать долгосрочные отношения, как с пользователями, так и с сотрудниками, она многократно увеличит свой творческий капитал.

Список источников

1. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат. М.: Академический проект, 2011. 335 с.

2. Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. С. 15-17.

3. Соколов К.О. Основы инновационной деятельности в АПК. Челябинск: Энциклопедия, 2014. 264 с.

4. Amabile T.M., Hill K.G., Hennessey B.A., Tighe E.M. The work preference inventory: Assessing intrinsic and extrinsic motivational orientations // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66(5). P. 950-967.

5. Cropley A.J. Creativity in Education and Learning: A Guide for Teachers and Educators. London. 2001. 208 p.

6. Drucker P. The Discipline of Innovation // Harvard Business Review on Breakthrough Thinking. USA 1998. [Электронный ресурс]. URL: ogsp.typepad.com/focus_or_die_ogsp/files/drucker_1985_the_discipline_of_innovation.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

7. Firestone Jr. H.S. The Romance and Drama of the Rubber Industry. Akron, Ohio: The Firestone Tire and Rubber Company, 1933. 134 p.

8. Gardner H. Multiple Intelligences: New Horizons in Theory and Practice. Basic Books. 2006. 157 p.

9. Greenwald N., Bradford A., Millman F., Taylor P. Thinking for Change: A Resource Center for Critical and Creative Thinking and Reflective Practice. [Электронный ресурс]. URL: www.umb.edu/it/about/reports (дата обращения: 15.11.2020).

10. Klein G. Sources of Power: How People Make Decisions. Cambridge, MA: MIT Press 1998. 352 p.

11. Thurstone L.L. Attitudes Can Be Measured // American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33. P. 529-544.

CREATIVE MANAGEMENT OF THE PERSONNEL OF THE ENTERPRISE

Sokolov K.O., South Ural University of Technology Sokolova M.I., South Ural State University (National Research University) MatveevaA.V., South Ural University of Technology

Abstract

The article formulates the essence of the concept of "creativity". Considered the best practices of the SAS Institute in the field of personnel creativity management. The conditions for the success of the management of creativity of the enterprise personnel are determined: creative and critical thinking; motivation of employees for creative, intellectual activity.

Keywords: creativity, enterprise personnel, knowledge, creative and critical thinking, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.