Научная статья на тему 'Развитие инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки'

Развитие инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1126
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ / АНКЕТИРОВАНИЕ HR-СПЕЦИАЛИСТОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / CREATIVITY / INNOVATIVE THINKING / DEVELOPMENT OF INNOVATIVE THINKING / REQUIREMENTS FOR PERSONNEL / SURVEY OF HR EXPERTS / SURVEY OF STUDENTS / SURVEY OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батоврина Екатерина Викторовна, Блохина Мария Сергеевна

Развитие экономики знаний и наукоемких отраслей заставило многих работодателей пересмотреть требования к персоналу. Одно из новых требований к соискателям рабочих мест и уже состоявшимся работникам инновационное мышление, чаще всего рассматриваемое как способность генерировать, реализовывать и продвигать новые идеи и продукты. Несмотря на большое количество упоминаний инновационного мышления в объявлениях о вакансиях, корпоративных кодексах и моделях компетенций, его сущность и влияние на работу персонала до конца не изучены, каждый работодатель трактует его по-своему.Обоснование включения инновационного мышления в число требований к работникам, уточнение содержания данного понятия, определение возможностей и направлений развития инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки вот лишь несколько задач социологического исследования методом анкетирования, запущенного в 2015 г. В исследовании приняли участие менеджеры служб персонала и консультанты кадровых агентств города Москвы, студенты вузов, учителя общеобразовательных школ. Первые результаты анкетирования уже получены. Они позволяют внести уточнения в определение понятия инновационного мышления, выявить различия между инновационным мышлением и креативностью как компетенциями работников, подтвердить актуальность требований к инновационному мышлению персонала. Респонденты отмечают отсутствие внимания к развитию инновационного мышления персонала в большинстве компаний, работающих на российском рынке, дают рекомендации по целенаправленному развитию инновационного мышления работников в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки»

126 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 126-134

УДК 316.612, 316.614.5

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© 2017 г. Е.В. Батоврина, М.С. Блохина

Батоврина Екатерина Викторовна, к.соц.н.; доцент кафедры управления персоналом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [email protected] Блохина Мария Сергеевна, соискатель кафедры управления персоналом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [email protected]

Статья пбступела вредакцею 11.01.2017 Статья пренята к публекацее 18.10.2017

Развитие экономики знаний и наукоемких отраслей заставило многих работодателей пересмотреть требования к персоналу. Одно из новых требований к соискателям рабочих мест и уже состоявшимся работникам -инновационное мышление, чаще всего рассматриваемое как способность генерировать, реализовывать и продвигать новые идеи и продукты. Несмотря на большое количество упоминаний инновационного мышления в объявлениях о вакансиях, корпоративных кодексах и моделях компетенций, его сущность и влияние на работу персонала до конца не изучены, каждый работодатель трактует его по-своему.

Обоснование включения инновационного мышления в число требований к работникам, уточнение содержания данного понятия, определение возможностей и направлений развития инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки - вот лишь несколько задач социологического исследования методом анкетирования, запущенного в 2015 г. В исследовании приняли участие менеджеры служб персонала и консультанты кадровых агентств города Москвы, студенты вузов, учителя общеобразовательных школ. Первые результаты анкетирования уже получены. Они позволяют внести уточнения в определение понятия инновационного мышления, выявить различия между инновационным мышлением и креативностью как компетенциями работников, подтвердить актуальность требований к инновационному мышлению персонала. Респонденты отмечают отсутствие внимания к развитию инновационного мышления персонала в большинстве компаний, работающих на российском рынке, дают рекомендации по целенаправленному развитию инновационного мышления работников в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слбва: креативность, инновационное мышление, развитие инновационного мышления, требования к персоналу, анкетирование Неспециалистов, анкетирование студентов, анкетирование учителей.

Введение

Развитие экономики знаний и наукоемких отраслей, рост числа инновационных предприятий, увеличение численности представителей креативного класса на российском рынке труда предопределили изменение требований работодателей к уже работающему персоналу и претендентам на открытые вакансии. В число новых требований российских работодателей к работникам и соискателям вакантных мест входят как знание специфических программных продуктов и технологий, так и обладание ими специальными навыками и способностями, в том числе инновационным мышлением. Последнее требование постепенно вытесняет требование креативности персонала, активно выдвигаемое российскими работодателями еще несколько лет назад. Целью проведенного нами исследования является уточнение места инновационного мышления в структуре требований к персоналу современных организаций на рос-

сийском рынке труда, определение оснований для различения креативности и инновационного мышления как компетенций работников, а также определение возможностей и направлений развития инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки.

Креативность versus инновационное мышление

Повышение интереса российских работодателей к креативности персонала пришлось на начало 2000-х и стало следствием, как минимум, нескольких причин. Первая, глобальная, причина - эскалация процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Непредсказуемость, внезапность изменений, высокий уровень рисков и конкуренции - вот лишь несколько характеристик внешней среды организаций, явно выраженных в то время. Успешно справиться с вызовами внешней среды, по мнению многих специали-

Развитие инновационного мышления персонала

127

стов, можно было только за счет творческого потенциала организаций, креативных решений персонала, нестандартных, зачастую основанных на интуиции стратегий и моделей организационного поведения. Косвенным свидетельством признания значимости креативности для персонала стало регулярное цитирование и теоретиками, и практиками известных высказываний П. Вейла и И. Ансоффа о том, что «если мы хотим преуспевать в мире «постоянно бурлящей воды», нам необходим новый уровень понимания работы менеджера» [1] и что «непредсказуемой внешней среде должна соответствовать креативная реакция» [2].

Вторая, не менее значимая, причина интереса работодателей к креативности персонала -стремление российских организаций повысить свою эффективность за счет максимального использования потенциала работников. Исследования детерминант профессиональной деятельности персонала - личностных свойств, оказывающих значимое влияние на результативность и эффективность реализации работниками своих профессиональных обязанностей, пользовались большой популярностью в России начала 2000-х. В работах по менеджменту, управлению персоналом, социологии управления, изданных в России в то время, нашли широкое отражение идеи о факторах эффективности работников как уже признанных классиков менеджмента и экономики - А. Файоля, А. Гастева, П. Друкера, Р. Марра, Г. Шмидта, так и ученых, работающих на рубеже ХХ-ХХ1 веков, - К. Майнцера [3], С.С. Фролова [4], А.И. Пригожина [5]. Последние, ссылаясь на результаты проведенных исследований, убедительно показали, что креативность как способность создавать что-то новое, никогда ранее не бывшее, существенно влияет на эффективность деятельности работников современных организаций, прежде всего эффективность менеджеров. Полученные результаты, подкрепленные многочисленными практическими примерами из переведенных и опубликованных российскими издательствами книг П. Кука [6], Р. Флориды [7], вызвали определенный резонанс среди работодателей: в материалах отраслевых конференций, в профильных практико-ориентированных журналах по менеджменту и управлению персоналом стали появляться статьи по управлению креативностью сотрудников; креативность прочно вошла в число требований к офисному персоналу в публикуемых вакансиях; тренинги креативности заняли первые места в рейтингах популярности среди работодателей.

Третья причина повышенного интереса работодателей к креативности работников —

увеличение на российском рынке труда числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий, а также рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, консалтинговых компаний, для которых, в силу профиля деятельности, способность персонала генерировать новые идеи и творчески подходить к решению поставленных задач является основным ресурсом.

Наконец, четвертая причина - распространение идей о значимости креативности как фактора успешного профессионального становления в среде работающих специалистов. Креативность превращается в символ профессионального успеха, перспективного будущего, интересного, творческого круга профессионального общения. Данная идея проникает и в студенческую среду.

Широкое распространение среди будущих и уже работающих специалистов идеи о значимости креативности косвенно предопределило появление концепций креативного образования -например, концепции С.В. Алиевой [8], креативной организации - например, концепции креативного предприятия Г.В. Бережнова [2], концепции креативного менеджмента. Большинство концепций носит гуманистический характер и ориентирует работодателей на оказание помощи сотрудникам в творческой самореализации. От нее, по мнению авторов, напрямую зависит будущий успех организаций.

Прочное вхождение креативности в число требований к работникам на российском рынке труда было поколеблено несколько лет назад: ориентировочно с 2011-2012 гг. все больше работодателей выражают заинтересованность не в креативности, а в инновационном мышлении персонала, считая, что оно больше связано с практикой и позволяет решать конкретные практические задачи. Данная тенденция нашла отражение в научных публикациях. Так, например, Н.Г. Ферсман пишет, что «в периоды коренных структурных преобразований выживают только «лидеры перемен», обладающие инновационным мышлением, помогающим мгновенно реагировать на изменения и использовать себе на благо открывающиеся новые возможности» [9, с. 5]. Д.В. Родин и О.А. Панькина утверждают, что «формирование и развитие инновационного потенциала персонала является одной из главных задач современного управления персоналом, основанных на необходимости ускорения инновационных преобразований в экономике» [10].

В контексте требований к работникам инновационное мышление трактуется широко. Его определяют и как «творчество, в результате ко-

Таблица 1

Различия творческого и инновационного мышления [14, с. 99]_

Критерии Креативность (творческое мышление) Инновационное мышление

Сущность Порождение нового, никогда ранее не бывшего Порождение нового, никогда ранее не бывшего, и его успешное внедрение

Продукт Идея Идея + технологии, способы ее реализации

Характерные особенности • Интуитивное, иррациональное • Спонтанность, масштабность, всеохват-ность, отсутствие границ для творческого поиска • Сочетание интуиции и логики, больше рациональное • Прагматичность, ориентация на получение результата, тесная связь с основным полем деятельности субъекта творчества, творческий поиск в пределах заранее установленных границ - чаще всего сферы профессиональных интересов новатора

Результат Неожиданный, непрогнозируемый Ожидаемый, прогнозируемый

Предпосылки формирования Воображение, фантазия Воображение, фантазия + логика, знания, опыт

Роль профессиональной подготовки субъекта в формировании у него творческого / инновационного мышления Не требуется специальная подготовка Требуется специальная подготовка

Связь с основной деятельностью субъекта Не связано с конкретным видом деятельности Неразрывно связано с конкретным видом деятельности

Мотивация Главным стимулом для субъекта творчества, как правило, выступает сам творческий процесс. Человек испытывает удовольствие от занятий творческой деятельностью, зачастую не придавая особого значения получаемому результату Главным стимулом для субъекта инновационной деятельности является стремление к достижениям. Человек испытывает удовлетворение прежде всего от полученного результата, а не от самой инновационной деятельности

торого человеком успешно решается новая задача, ранее никогда им не решавшаяся, создается, внедряется и продвигается новый творческий продукт» [11, с. 25], и как «мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемое на инструментальном и когнитивном уровнях» [12, с. 98], и как «творческое мышление, объективированное в реальном инновационном продукте» [13, с. 207].

Приведенные выше и многие другие определения инновационного мышления, на первый взгляд, схожи с трактовками креативности, распространенными в российской и зарубежной литературе, что во многом оправдывает наметившуюся в научной среде тенденцию рассматривать упомянутые понятия как синонимы. Однако данное сходство весьма обманчиво.

Сравнительный теоретический анализ понятий инновационного мышления и креативности (творческого мышления), основанный на изучении русскоязычной и англоязычной литературы по данной тематике, позволил выделить следующие основания для различения объектов исследования: сущность, характерные особенности, продукт, результат, предпосылки формирования, роль профессиональной подготовки субъекта в формировании у него соответст-

вующего типа мышления, связь с основной деятельностью субъекта, мотивация субъекта.

Проведенный анализ (см. табл. 1) позволяет сделать вывод, что инновационное мышление существенно отличается от креативности (творческого мышления) практически по всем основаниям. Решающими отличиями инновационного типа от творческого типа мышления являются его прикладной характер, ориентация на результат, связь с профессиональной деятельностью субъекта инновационной активности и его профессиональной подготовкой. Таким образом, инновационное мышление может быть определено как особый тип мышления, способствующий созданию и внедрению новых материальных и нематериальных продуктов в конкретной сфере человеческой деятельности, неразрывно связанный со стремлением субъекта инновационной активности к профессиональному развитию и самореализации.

Проведенный теоретический анализ позволяет признать обоснованность требований работодателей к инновационному мышлению персонала: оно носит прикладной характер, связано с профессиональной деятельностью, способствует не только генерированию новых идей, но и их претворению в жизнь. Вместе с

Таблеца 2

Структура выборки респондентов_

Категории респондентов Основания для включения в состав выборки

Учителя общеобразовательных школ Участвуют в разработке образовательных стандартов, имеют возможность оказать влияние на развитие инновационного и творческого мышления учащихся, поддерживают связь с выпускниками, следовательно, владеют информацией о том, с какими трудностями, вызванными пробелами в развитии компетенций, они сталкиваются в ходе дальнейшего обучения и при трудоустройстве

Сотрудники служб персонала (НЯ-специалисты) Разрабатывают должностные инструкции, формируют портреты идеальных кандидатов на открытые вакансии, регулярно осуществляют подбор, отбор и оценку персонала, следовательно, владеют информацией о профессиональных характеристиках (в том числе инновационном и творческом мышлении), необходимых работникам для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Принимают решения об обучении и развитии работников, в том числе о развитии их инновационного и творческого мышления

Студенты Как регулярные участники образовательного процесса, вовлекаемые в различные виды учебной деятельности, имеют сложившееся мнение о том, какие компетенции необходимы для успешного трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности, использование каких форм и методов обучения может способствовать развитию требуемых компетенций

тем вполне очевидно, что на практике различия креативности и инновационного мышления могут быть не столь явными, требования к последнему могут обусловливаться не столько спецификой профессиональной деятельности и реальными обязанностями работников, сколько стремлением работодателя соответствовать моде и тем тенденциям, которые якобы получили широкое распространение за рубежом.

Для уточнения места инновационного мышления в структуре требований к персоналу современных организаций на российском рынке труда, а также определения возможностей и направлений его развития в процессе профессиональной подготовки было решено подготовить и провести социологическое исследование методом анкетирования.

Пбдгбтбвка к прбведению исследбвания

Цель социологического исследования, а также предполагаемая значимость развития инновационного мышления на нескольких этапах профессиональной подготовки определили его многоуровневый характер: было принято решение включить в состав выборки респондентов представителей различных социальных групп, так или иначе связанных с развитием и использованием инновационного мышления в профессиональной деятельности (табл. 2).

Разработке анкет для всех трех групп респондентов предшествовал общий сбор информации о требованиях к инновационному мышлению соискателей вакансий и работников, выдвигаемых компаниями, представленными на российском рынке. Цель данной работы заключалась в предварительной оценке степени выраженности интереса работодателей к иннова-

ционному мышлению персонала и выявлении общих тенденций в этой сфере. Предполагалось, что полученные результаты облегчат составление анкет и позволят сформулировать конкретные, «точечные» вопросы.

В качестве источников информации были использованы:

• ведущие российские сайты по трудоустройству (www.rabota.ru, www.zarplata.ru,www.hh.ru, www.superjob.ru) (информация за период с 25 августа 2015 г. по 25 сентября 2015 г. по г. Москве);

• сайты тренинговых компаний, работающих на российском рынке, интернет-порталы, посвященные вопросам обучения и развития персонала (www.trainings.ru, www.vsetreningi.ru) (информация на октябрь 2015 г.);

• корпоративные кодексы компаний, доступные в сети Интернет.

Анализ информации, представленной в указанных источниках, позволил выделить следующие тенденции.

1. Требования к инновационным способностям соискателей встречаются в объявлениях о вакансиях на всех четырех рассмотренных сайтах по трудоустройству. Число вакансий с соответствующими требованиями невелико (например, 53 вакансии в г. Москве за месяц на сайте www.rabota.ru), но стабильно. Так, на всех четырех сайтах число вакансий с требованиями к инновационному мышлению соискателей находилось в пределах от 50 до 60 за месяц.

2. Формулируя требования к инновационным способностям соискателей, работодатели ссылаются как непосредственно на инновационное мышление, так и на его проявления. Приведем несколько примеров требований: иннова-

ционный подход к деятельности и реализуемым проектам, умение быстро включаться, ориентироваться в инновационном пространстве, умение генерировать инновационные идеи, умение находить новые, инновационные подходы, способность к инновационной деятельности и др.

3. Вакансии, соискатели которых должны обладать инновационным мышлением, связаны с различными сферами деятельности: образованием (примеры - учитель географии, учитель французского языка, специалист по продажам образовательных услуг, тренинг-менеджер), маркетингом и рекламой (примеры - маркетолог, директор по маркетингу, менеджер по рекламе), развитием бизнеса (пример - менеджер направления по развитию рынков), инженерным делом (пример - ведущий конструктор), информационными технологиями (примеры - администратор сайта, программист), непосредственно инновационной сферой (пример - руководитель инновационных проектов, руководитель отдела R&D). Как правило, требования к инновационному мышлению соискателей предъявляют крупные известные компании, занимающие прочное положение на рынке и ориентированные на дальнейшее развитие.

4. На российском рынке тренинговых услуг представлено большое количество предложений тренингов, способствующих повышению инновационного потенциала и развитию инновационного мышления работников, что косвенно свидетельствует о высоком спросе на данные продукты среди работодателей. Примерами предлагаемых тренинговых программ и программ мастер-классов могут служить: «Стимулирование инновационной активности управленческой команды», «Техники инновационного и проблемного мышления управляющего банком», «Как развивать инновационность», «Нестандартное инновационное мышление», «Развитие навыков инновационного стратегического мышления» и многие другие. Вместе с тем наблюдается стремление отдельных тренеров и тренинговых компаний объединить рассмотрение вопросов развития инновационного мышления и креативности персонала в одну тренинговую программу. Данная тенденция может указывать на отсутствие четких представлений у разработчиков и потенциальных заказчиков тренингов о различиях инновационного мышления и креативности персонала (их рассматривают как синонимы), возможностях и направлениях применения креативности и инновационного мышления в практической деятельности.

5. Многие крупные компании, представленные на российском рынке, включили инновационное мышление персонала (в качестве синонима некоторые работодатели используют термин

«инновационность») в тексты корпоративных кодексов. При этом инновационное мышление и инновационность в первую очередь рассматриваются как корпоративные ценности, формированию, сохранению и развитию которых должны способствовать сами работодатели. Например, в корпоративном кодексе «Банка Москвы» содержатся обещания «стремиться к созданию системы, в которой генерация, разработка и внедрение инновационных идей и подходов со стороны всех заинтересованных лиц будет всемерно поддерживаться и стимулироваться». Компания «Ростелеком» заявляет инновационность в качестве одной из пяти ключевых корпоративных ценностей (помимо инновационности, в их число вошли профессионализм, ответственность, открытость и преемственность) и отмечает, что на их основе разработан весь этический кодекс. На сайте компании «ЛУКойл-Пермь» вслед за корпоративными ценностями перечислены компетенции, которыми должен обладать каждый работник, независимо от должности и профессии: профессионализм, инновационность, лояльность, командность, ответственность и адаптивность.

Итак, проведенный анализ выявил достаточно высокий интерес работодателей, представленных на российском рынке, к инновационному мышлению персонала. О серьезности интереса к инновационному мышлению работников свидетельствует готовность ряда компаний вкладывать деньги в его развитие (например, заказывать тренинги и мастер-классы), а также проникновение соответствующих понятий (инновационное мышление, инновационность) в корпоративные кодексы и другие внутренние организационные документы. Вместе с тем по ряду признаков (не всегда обоснованные требования к инновационному мышлению представителей разных профессий, заказ тренингов, направленных на одновременное развитие креативности и инновационного мышления, и др.) можно судить об отсутствии четкого представления работодателей о сущности, значении инновационного мышления как компетенции персонала и возможностях управления ею.

Полученные данные были учтены при подготовке программы социологического исследования и анкет для всех категорий респондентов. В анкету для каждой категории респондентов вошли 10 вопросов, в том числе:

• вопросы об обоснованности включения инновационного мышления в число требований к соискателям и причинах его значимости для персонала;

• вопросы о целесообразности отождествления понятий креативности (творческого мышления) персонала и инновационного мышления персонала;

• вопросы о методах и инструментах развития инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки.

Для обеспечения удобного доступа респондентов к анкете было решено использовать электронную анкету, размещенную на ресурсе www.surveymonkey.com. О возможностях доступа к анкете респондентам было сообщено по электронной почте.

На середину - конец ноября 2016 г. в анкетировании принял участие 121 респондент: 25 НЯ-специалистов (менеджеры служб персонала и консультанты кадровых агентств), занятых в организациях г. Москвы, 49 студентов факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедры международных отношений и геополитики транспорта Московского государственного университета путей сообщения, 47 учителей общеобразовательных школ из г. Москвы, Подмосковья, г. Челябинска, Иркутской области. Несмотря на небольшое количество респондентов (проведение анкетирования продолжается), уже сейчас полученные результаты позволяют выделить интересные тенденции. Рассмотрим их более подробно.

Анкетирование HR-специалистов

Оббснбваннбсть треббваней к шнбващбн-нбму мышленею персбнала: мненее HR-спещалестбв

В понимании подавляющего большинства респондентов (66.67%) требования к инновационному мышлению персонала вполне оправданны. Оно помогает работникам «идти в ногу со временем, решать поставленные перед ними задачи», «быть эффективными в условиях кризиса». Инновационное мышление персонала способствует развитию организаций, «успешному совершенствованию бизнес-процессов», получению преимуществ перед конкурентами. Интересны ассоциации с инновационным мышлением, возникшие у отдельных респондентов. Так, по мнению одного участника анкетирования, люди с инновационным мышлением - талантливы, следовательно, требования к иннова-ционности можно приравнять к требованиям к талантливости работников.

Однако не все участники анкетирования согласны со значимостью инновационного мышления как компетенции персонала: по мнению 33.33% респондентов, присутствие инновационного мышления в списках требований работодателей нецелесообразно. Это объясняется, во-первых, тем, что «данное понятие еще не имеет четкого и ясного определения», может по-разному трактоваться работником и работо-

дателем, поэтому выставлять его в качестве требования опасно. Вторая причина кроется в специфике работы представителей различных профессий: «инновационность не везде нужна».

Сущнбсть шнбващбннбгб мышленея, егб бтлтш бт креатевнбсте

По мнению 66.67% респондентов, инновационное мышление как компетенция персонала существенно отличается от креативности. Креативность - «ближе к фантазии», инновационное мышление - к интеллекту; креативность связана с творческой деятельностью, инновационное мышление - с научными достижениями и новыми технологиями; креативность направлена на создание чего-то нового, инновационное мышление - как на создание нового, так и на решение конкретных задач. В целом, пытаясь определить содержание инновационного мышления, респонденты выделили следующие его характеристики:

• ориентацию на решение конкретных проблем («способность создавать, применять, использовать новые инструменты, техники в решении проблем»);

• влияние на готовность сотрудников принимать решения (способность «в любой ситуации принять верное решение», «найти нестандартное решение»);

• прикладной характер (способность «создавать и внедрять что-то новое»);

• связь с высокой мотивацией сотрудников и их стремлением к пополнению знаний (за инновационным мышлением «стоит интерес к работе, понимание важности своей работы, готовность к обучению»).

Вместе с тем некоторые респонденты (16.7%) посетовали на то, что ни они сами, ни работодатели в целом не понимают, что скрывается за понятием «инновационное мышление»: «это дань моде, большинство даже значение не понимает», «каждый работодатель вкладывает в это понятие, вероятно, что-то свое».

Пбзщш, требующее бт сбескателей раз-ветбгб шнбващбннбгб мышленея

Анализ ответов участников анкетирования позволил составить перечень позиций, соискатели которых должны обладать инновационным мышлением. Первые места в нем по количеству упоминаний заняли:

• руководители среднего и высшего звена (упомянуты в ответах 58.3% респондентов);

• специалисты отделов развития (50.0% респондентов);

• менеджеры проектов и менеджеры продуктов (41.67% респондентов);

• маркетологи, менеджеры по рекламе и РЯ (40.0% респондентов);

• инженеры, 1Т-специалисты (33.3% респондентов).

В ответах участников анкетирования также неоднократно упоминались директора и менеджеры по продажам, HR-специалисты, технологи, дизайнеры, специалисты по работе с клиентами и консультанты - финансовые, налоговые, занятые в консалтинговых компаниях.

Обосновывая актуальность инновационного мышления для людей, занимающих указанные позиции, респонденты ссылались, прежде всего, на специфику их профессиональной деятельности, необходимость регулярно принимать сложные решения, действовать в нестандартной, быстро меняющейся обстановке. Кроме того, в качестве аргумента приводилась необходимость «разрабатывать стратегию для всей организации», «грамотно управлять персоналом» и «оптимизировать бизнес-процессы».

Управление инновационным мышлением персонала

HR-специалисты, принявшие участие в анкетировании, едины во мнении, что в их организациях система управления инновационным мышлением персонала, нацеленная на формирование и развитие инновационного мышления, отсутствует: «системы никакой». Однако это не означает, что работодатели не осуществляют работу в данном направлении. Так, наиболее популярной мерой является поощрение сотрудников, использующих инновационное мышление при решении профессиональных задач (упомянули 66.67% респондентов). Чуть менее популярны формирование организационной культуры, способствующей развитию инновационного мышления персонала, и диагностика инновационного мышления при проведении оценки работников (упомянули 41.67% участников анкетирования). Наиболее «провальными», по наблюдениям респондентов, являются такие направления, как диагностика инновационного мышления при отборе персонала и целенаправленное развитие инновационного мышления работников. Они реализуются работодателями, по мнению лишь 16.7% участников анкетирования.

Респонденты отмечают, что работодатели, заинтересованные в инновационном мышлении персонала, должны уделять особое внимание выявлению инновационного мышления у соискателей при проведении отбора, его развитию у уже работающих сотрудников и мотивации персонала на использование инновационных подходов и инновационного мышления в профессиональной деятельности.

В качестве основного диагностического инструмента, способствующего выявлению инновационного мышления у соискателей вакансий, участники анкетирования (77.78%) видят case study. Также возможно применение тестов (22.22%). Развитие инновационного мышления лучше осуществлять с помощью тренингов и мозговых штурмов, формирования свободной, открытой атмосферы в организации, способствующей обмену мнениями и опытом, делегирования полномочий и проведения конференций для персонала.

Что касается мотивации работников на использование инновационного мышления, то, по мнению респондентов, наиболее действенными могут оказаться следующие меры:

• создание благоприятного климата в коллективе, способствующего тесному общению и обмену опытом между сотрудниками (83.33%);

• проявление доверия руководства персоналу (75.0%);

• проведение обучающих мероприятий внутри организации (мастер-классов, семинаров, конференций и др.) (66.67%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• управление карьерой персонала (возможность карьерного роста) (58.33%);

• проведение конкурсов лучших идей и ноу-хау среди сотрудников (50.0%);

• предоставление автономии и самостоятельности в принятии решений (50.0%).

Интересно, что наименее действенными способами мотивации инновационного мышления персонала, с точки зрения участников анкетирования, являются предоставление работникам гибкого графика, а также проведение в организации корпоративных мероприятий для персонала - праздников, соревнований и др.

Анкетирование студентов вузов

Инновационное мышление в профессиональной деятельности выпускников

80.43% респондентов определили роль инновационного мышления в профессиональной деятельности выпускников их факультета как «высокую» и «скорее высокую», что свидетельствует об актуальности целенаправленного развития инновационного мышления студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Факторы развития инновационного мышления студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Респонденты отметили, что на развитие их инновационного мышления в вузе влияют три группы факторов: формы и методы обучения,

Развитие инновационного мышления персонала

133

личностные и профессиональные качества преподавателей и внеаудиторная работа.

Благотворное влияние на развитие инновационного мышления студентов оказывает использование в учебной работе таких форм и методов обучения, как лекции практиков, тренинги, сase study.

Независимо от используемых форм и методов обучения основной акцент должен быть сделан на работе в команде. Студентам необходимо предлагать креативные задания, а также задания с несколькими способами решения, что может способствовать формированию у них инновационного типа мышления. Большое значение имеет также проведение занятий, ориентированных на разработку и защиту проектов. Проектная деятельность, по мнению респондентов, способствует развитию инновационного мышления.

Не формулируя жестких требований к личностным и профессиональным качествам преподавателей, респонденты называют принципы их работы и общения с учащимися, следование которым может способствовать развитию инновационного мышления студентов:

• демонстрация разносторонних знаний;

• поощрение креативных решений и нового в работе студентов;

• умение заинтересовывать студентов и «подталкивать их мыслить неординарно»;

• поощрение оригинальности в решении задач.

Внеаудиторная работа - третья группа факторов - также может повлиять на развитие инновационного мышления студентов. Респонденты рекомендуют как можно чаще организовывать научные выставки, проводить студенческие творческие конкурсы и конкурсы идей, а также активно вовлекать студентов в общественно значимую деятельность, что будет способствовать приросту их творческого и инновационного потенциала.

Анкетирование учителей общеобразовательных школ

Креативность и инновационное мышление: сравнительный анализ

По мнению подавляющего большинства респондентов, инновационное мышление как компетенция персонала существенно отличается от креативности, лишь 29.41% участников анкетирования считают, что креативность персонала и инновационное мышление - синонимы. При этом комментарии респондентов к ответам на рассматриваемый вопрос существенно разнятся: 11.76% участников анкетирования отмечают, что

инновационное мышление - разновидность творческого мышления (креативности), заявляя, что понятие творческого мышления шире, чем понятие инновационного мышления; 17.64% респондентов полагают, что инновационное мышление - это стратегическое мышление, в то время как творческое мышление - вид мышления, помогающий при решении тактических задач; есть точка зрения, что инновационное мышление не всегда носит личностный, субъективный характер («это может быть запрос времени, предприятия»), творческое мышление, напротив, «обязательно личное, субъективное».

Рбль шнбващбннбгб мышленея в прбфес-себнальнбм станбвленее выпускнекбв шкбл

По мнению респондентов, роль инновационного мышления в профессиональном становлении и профессиональной деятельности выпускников школ можно в целом охарактеризовать как положительную. Только один респондент не согласился с этой точкой зрения: «в некоторых ситуациях инновационное мышление может навредить». Примерами могут послужить те области, где нужно и должно действовать четко по инструкции. Рискнем предположить, что это могут быть такие сферы деятельности, как военная или гражданская служба, сфера охраны труда, транспортная сфера и др.

Некоторые участники анкетирования отметили особое значение инновационного мышления для успешного решения выпускниками школ следующих задач: выбор профессии (11.76%), публичные выступления (5.88%), трудоустройство (17.65%).

Актуальнбсть е метбды разветш еннбва-цебннбгб мышленея ученекбв шкбл

70.00% респондентов полагают, что в образовательных стандартах должна быть заложена установка на целенаправленное формирование у учащихся школ инновационного мышления.

В качестве методов развития инновационного мышления школьников опрошенные учителя предложили:

• вовлекать учеников в проектную деятельность (47.05%);

• проводить тренинги (17.64%);

• открывать дискуссионные клубы и обеспечивать их работу на регулярной основе (17.64%);

• использовать метод кейсов при проведении школьных занятий (11.76%).

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что инновационное мышле-

ние как компетенция персонала прочно вошло в жизнь организаций. В некоторых случаях - это следствие моды, в большинстве случаев - необходимость. Инновационное мышление является фактором эффективности представителей целого ряда профессий, чья деятельность связана с новыми разработками и технологиями, управлением людьми и организациями. Благодаря ему работники не только принимают правильные решения и генерируют уникальные идеи, но и претворяют их в жизнь. Отсюда правомерность включения инновационного мышления в структуру требований к соискателям, претендующим на целый ряд вакансий, а также управление инновационным мышлением персонала на уровне организаций. Особое значение приобретает целенаправленное развитие инновационного мышления персонала. Проведенное нами исследование свидетельствует о необходимости реализации этой задачи на нескольких этапах профессиональной подготовки - начальном, среднем, высшем и послевузовском.

Список литературы

1. Vaill P. Managing as a Performing Art: New Ideas for a World of Chaotic Change. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1989. 264 p.

2. Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия. М.: МЕЛАП, 2005. 162 с.

3. Майнцер К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке: динамика и самоорганизация в век глобализации // В кн.: Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: КомКнига, 2006. 269 c.

4. Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. 382 с.

5. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995. 295 с.

6. Кук П. Креатив приносит деньги. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 384 с.

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007. 421 с.

8. Алиева С.В. Креативное образование управленческих кадров в высшей школе. Ростов-на-Дону, Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2004. 387 с.

9. Ферсман Н.Г. Формирование и развитие инновационного (творческого) мышления специалистов в системе постдипломного образования: Дисс. ... кандидата педагогических наук. СПб., 2010. 222 с.

10. Родин Д.В., Панькина О.А. Формирование и использование инновационного потенциала персонала на российских предприятиях // Системное управление. 2013. № 3. URL: http://sisupr.mrsu.ru/ 2013-3/PDF/pankina_o_a_statya.pdf (дата обращения: 13.08.2014).

11. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Формирование инновационного мышления студентов университета // Вестник Московского государственного агроинже-нерного университета им. В.П. Горячкина. 2012. № 4. С. 25-28.

12. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 94-98.

13. Салихов Б.В., Антипова Д.А. Инновационное мышление и основы механизма управления творческим потенциалом современной корпорации // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 205-209.

14. Батоврина Е.В. Основные направления развития инновационного мышления студентов вузов // Вопросы гуманитарных наук. 2014. № 6. С. 98-101.

DEVELOPMENT OF STAFF'S INNOVATIVE THINKING IN THE PROCESS OF EDUCATION AND TRAINING

E. V. Batovrina, M.S. Blokhina

Lomonosov Moscow State University

The development of the knowledge-based economy and the knowledge-based industries has affected many employers and made them to reconsider the requirements to staff. One of the new requirements for personnel is innovative thinking which can be defined as the ability to generate, implement and promote new ideas and products. Despite the large number of references to innovative thinking in job advertisements, company codes and competence models, its nature and role in the working life of personnel is not fully understood, and every employer treats it differently.

The justification of including innovative thinking in the range of requirements to employees and the identification of the opportunities and trends in the development of innovative thinking of staff in the educational and training process were the main tasks of the sociological survey launched in 2015. The research involved HR experts, university students and secondary schools teachers. The first results of the survey are already available. They allow us to refine the definition of innovative thinking, to identify the differences between innovative thinking and creativity as the competencies of employees, and to confirm the relevance of the requirements for staffs innovative thinking. The respondents confirmed the lack of attention to the development of staffs innovative thinking in most companies operating in the Russian market; they also provided recommendations for developing employees' innovative thinking in the educational and training process.

Keywords: creativity, innovative thinking, development of innovative thinking, requirements for personnel, survey of HR experts, survey of students, survey of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.