Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбова И.Н., Новиков Д.А., Захаркина Н.В.

Современные компании осуществляют свою деятельность в определенной социальной, экономической и политико-культурной среде, поэтому руководство этих компаний должно рассматривать необходимый элемент в управлении такой как корпоративная социальная ответственность (КСО). Стабильность в обществе выступает основным условием эффективного и стабильного функционирования бизнеса. Вследствие этого, представителям бизнеса необходимо координировать собственные интересы с интересами общества путем реализации перед ними корпоративной социальной ответственности, а для этого необходимо включать в свои долгосрочные интересы мероприятия по улучшению социальной среды. В статье рассмотрены тенденции и основные направления развития КСО, отношения и ожидания общественности к компаниям, приведены примеры российских компаний. Сделан вывод о том, что для организаций важно принимать участие и становиться социально ответственными компаниями, вносить вклад в улучшение и служить примером для других компаний. Внедрение культуры КСО имеет множество преимуществ как внутри, так и за ее пределами: улучшает деловую репутацию и обеспечивает дифференцированную стоимость; повышает лояльность клиентов и увеличивает возможность привлечения новых; формирует лояльность среди работников и способствует чувству принадлежности к предприятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбова И.Н., Новиков Д.А., Захаркина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MANAGEMENT AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Modern companies operate in a certain social, economic and political-cultural environment, so the management of these companies should consider a necessary element in the management such as corporate social responsibility (CSR). Stability in society is the main condition for the effective and stable functioning of business. As a consequence, representatives of business need to coordinate their own interests with the interests of society through the implementation of corporate social responsibility, and for this it is necessary to include measures to improve the social environment in their long-term interests. The article deals with trends and main directions of CSR development, public attitudes and expectations towards companies, and gives examples of Russian companies. It is concluded that it is important for organizations to participate and become socially responsible companies, contribute to improvement and set an example for other companies. Implementing a CSR culture has many benefits both internally and externally: it improves business reputation and provides differentiated value; it increases customer loyalty and increases the ability to attract new customers; it builds loyalty among employees and promotes a sense of belonging to the company.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

6. Головина Т.А. Публичное управление социально-экономическим развитием арктической зоны на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства / Т.А. Головина, С.М. Сахарова // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 95-111.

7. Парахина Л.В. Государственная инвестиционная политика в целях обеспечения устойчивости экономического роста / Л.В. Парахи-на // В сборнике: Новая экономика: институты, инструменты, тренды. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 188-192.

8. Полянин А.В. Механизм управления инновационной деятельностью наукоемких предприятий / А.В. Полянин, Т.А. Головина, В.А. Полищученко // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2021. N° 3 (66). С. 22-27.

9. Адаменко А.А. К вопросу о приоритетных направлениях совершенствования региональной экономической политики / А.А. Ада-менко, Д.Ш. Мусостова, М.В. Маничкина // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - N° 37(5). - С. 10-14.

10. Вагин С.Г. Концептуальные пути формирования стратегии развития региональной экономики / С.Г. Вагин // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - № 12(110). - С. 24-27.

11. Еремина, И. А. Проблемы внедрения комплексного публичного проекта развития территории региональными органами управления в условиях неопределенности / И. А. Еремина, Х. М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 9(3). - С. 52-61.

EDN: VSWEOY

И.Н. Горбова - к.э.н, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, igorbova.ru@gmail.com,

I.N. Gorbova - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian institute of management - branch of RANEP, Orel, Russia;

Д.А. Новиков - аспирант кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, d.novikovmoscow@mail.ru,

D.A. Novikov - postgraduate student of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, branch of RANEPA, Orel, Russia;

Н.В. Захаркина - к.э.н, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, natashazaharkina@mail.ru,

N.V. Zakharkina - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian institute of management - branch of RANEP, Orel, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MANAGEMENT AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Аннотация. Современные компании осуществляют свою деятельность в определенной социальной, экономической и политико-культурной среде, поэтому руководство этих компаний должно рассматривать необходимый элемент в управлении такой как корпоративная социальная ответственность (КСО). Стабильность в обществе выступает основным условием эффективного и стабильного функционирования бизнеса. Вследствие этого, представителям бизнеса необходимо координировать собственные интересы с интересами общества путем реализации перед ними корпоративной социальной ответственности, а для этого необходимо включать в свои долгосрочные интересы мероприятия по улучшению социальной среды. В статье рассмотрены тенденции и основные направления развития КСО, отношения и ожидания общественности к компаниям, приведены примеры российских компаний. Сделан вывод о том, что для организаций важно принимать участие и становиться социально ответственными компаниями, вносить вклад в улучшение и служить примером для других компаний. Внедрение культуры КСО имеет множество преимуществ как внутри, так и за ее пределами: улучшает деловую репутацию и обеспечивает дифференцированную стоимость; повышает лояльность клиентов и увеличивает возможность привлечения новых; формирует лояльность среди работников и способствует чувству принадлежности к предприятию.

Abstract. Modern companies operate in a certain social, economic and political-cultural environment, so the management of these companies should consider a necessary element in the management such as corporate social responsibility (CSR). Stability in society is the main condition for the effective and stable functioning of business. As a consequence, representatives of business need to coordinate their own interests with the interests of society through the implementation of corporate social responsibility, and for this it is necessary to include measures to improve the social environment in their long-term interests. The article deals with trends and main directions of CSR development, public attitudes and expectations towards companies, and gives examples of Russian companies. It is concluded that it is important for organizations to participate and become socially responsible companies, contribute to improvement and set an example for other companies. Implementing a CSR culture has many benefits both internally and externally: it improves business reputation and provides differentiated value; it increases customer loyalty and increases the ability to attract new customers; it builds loyalty among employees and promotes a sense of belonging to the company.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, управление, предприятие, устойчивое развитие. Keywords: corporate social responsibility, management, enterprise, sustainable development.

Современное состояние жизни и экономики характеризуется существенным взаимодействием всех сфер жизни общества. В настоящее время устойчивое развитие экономики ориентируется на цели благополучия общества с активным участием корпораций и компаний в решении глобальных проблем. На современном этапе мы наблюдаем постоянное взаимодействие и взаимопроникновение политики и экономики в жизнь общества. Однако, не всегда деятельность в политической и экономической сфере направлена на повышение эффективности жизнедеятельности населения. Тем не менее, конечной целью всех усилий должно быть улучшение уровня и качества жизни людей.

Условия развития современной экономики, характеризующейся необходимостью активизации внедрения принципов корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) в жизнь общества, обусловлены тем, что Россия стала участницей политических, экономических, социальных интеграционных процессов. В последнее время в обеспечении конкурентоспособности и достижения высокой производительности и прибыльности бизнеса крупные и малые предприятия проявляют особый интерес к корпоративной социальной ответственности [7].

Так, наблюдаемый интерес в последние годы отечественных компаний и корпораций к внедрению и проведению в своих организациях корпоративной социальной ответственности свидетельствует об осознании бизнеса не только в необходимости, но и выгодности ее развития, с учетом того, что реализация компаниями КСО способствует мультипликативному эффекту для общественного развития и повышению деятельности компании.

Существует три точки зрения на корпоративную социальную деятельность (рисунок 1). В настоящее время все эти три подхода объединяют в один, так как данная деятельность неразрывна связана с обществом, а потребности у общества изменчивы и зависят от экономической и политической ситуации.

Рисунок 1 - Многообразие подходов к сущности корпоративной социальной деятельности экономических систем

Условия реализации бизнеса на сегодняшний день требуют от предпринимателей решения ранее не свойственных им задач в виде финансирования различных программ, направленных на социальное развитие; создавать условия для благополучия персонала организации, осуществлять инвестиции в развитие социальной инфраструктуры и многое другое. Бизнес оказывается вовлеченным в те сферы которые ранее считались исключительно зоной государственной ответственности, в том числе меры социальной политики и зашиты окружающей среды.

Российская экономика не может существовать без социальной ответственности бизнеса, отсутствие этого приведет к нестабильности и распаду всей экономической системы страны. Именно, через социальную ответственность проявляется, что организация добровольно и самостоятельно принимает ответственность за решение вопросов, волнующих общество в том или ином его масштабе; что все мероприятия и планы компании согласуются с аналогичными мероприятиями, проектами, планами официальных и неофициальных институтов государства. Нормы, правила поведения, ценности, миссия бизнеса формируется в полном соответствии с интересами и задачами государства. В свою очередь, социально ответственные предприятия получают от государства некоторые прямые превенции: освобождение от некоторых местных налогов, приоритет в конкурсах и тендерах, государственные субсидии и др.

В России КСО развивается с международными стандартами и тенденциями, но в основном это направление осуществляет крупный бизнес.

КСО имеет пять этапов развития: частная инициатива, благотворительность и филантропия, инструмент управления рисками, элемент стратегического управления, корпоративная ценность и часть культуры компании.

Преобладающими целями КСО в компаниях являются улучшение имиджа и рост репутации компании, рост производительности труда в компании, освещение деятельности компании в СМИ, реклама компании и производимых товаров, налоговые льготы, устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе, сохранение социальной стабильности в обществе. КСО распределяется между сотрудником, бизнесом и государством, укрепляя положительную связь между сотрудниками и компанией, повышая лояльность коллективов и давая работодателям возможность почувствовать себя ответственными перед обществом за соблюдение социальных, природоохранных и этических норм.

В настоящих условиях преобладает точка зрения, в соответствии с которой корпоративная ответственность бизнеса выступает неотъемлемым условием нормального и взаимовыгодного развития общества и государства.

Как правило, корпоративная социальная ответственность включает четыре категории обязанностей, которые могут выполнять организации: экологические, этические, филантропические и экономические. Многочисленные примеры последних лет показывают,

деятельность в сфере КСО может снизить риски, укрепить репутацию и даже способствовать получению прибыли. Таким образом, вклад инициатив в области КСО может быть как положительным, так и отрицательным для экономики, окружающей среды и гражданского общества в целом. Среди бизнес-лидеров растет понимание того, что компании не должны руководствоваться исключительно прибылью, и что они несут ответственность за то, чтобы поступать правильно не только для акционеров, но и для достижения тройного результата, то есть для людей, планеты и глобального гражданского общества.

Законы рыночной экономики давно используют понятие «социальной ответственности» бизнеса, но начиная с 2000 г. понятие «корпоративная социальная ответственность» прочно сформировалось в крупных отечественных и западных компаниях.

Главное отличие между социальной ответственностью и корпоративной социальной ответственностью заключается в том, что корпоративная социальная ответственность сущностью которых является обязательства компаний делать возможным, чтобы их бизнес приносил пользу не только обществу, но и окружающей среде, в то время как социальная ответственность является основным способом ответственности человека за социальную и экологическую выгоду. Таким образом, социальная ответственность применительно к бизнесу становится корпоративной социальной ответственностью [8].

На индивидуальном уровне сотрудники компаний положительно относятся к участию в социальной деятельности, при этом на уровне бизнеса присутствует заинтересованность развивать социально--значимые проекты, но в приоритете находятся сферы, относящиеся непосредственно к деятельности бизнеса. Социальные ответственные действия не только приносят выгоды бизнесу, но и требуют финансовых и временных затрат, что не всегда приемлемо для бизнеса, при этом использование бизнес-стратегий, с помощью которых компании могут оказывать положительное влияние на общество и стимулировать социальные изменения, нивелирует отрицательные эффекты и усиливают положительное влияние социально-ответственной деятельности на саму бизнес-структуру.

Проблемными аспектами корпоративной социальной ответственности предприятий являются отсутствие системного характера деятельности, отсутствие единого понимания сущности, неравномерность развития компонентов КСО, отсутствие взаимосвязи между участием в решении социальных проблем, способствующих общественному развитию и максими-

зации прибыли компании, преобладание корпоративной социальной деятельности, носящей одноразовый характер. Тем не менее, насущные проблемы в области КСО должны быть преодолены при помощи объединения усилий бизнеса и власти.

Стоит отметить, что среди основных направлений КСО - социальная и экологическая ответственность, работа с местным сообществом на территории присутствия корпораций в решении социальных проблем региона, представляющий собой добровольный вклад бизнеса.

Движение организаций в области КСО оказывает положительное влияние во многих отраслях. Так, например, большинство компаний уже предприняли шаги по повышению экологической устойчивости своей деятельности. Начиная от использования возобновляемых источником энергии, до покупки компенсации выбросов углерода.

Компания, проводя корпоративную социальную политику, добивается определенных целей, которые благоприятно влияют на развитие предприятия, что можно продемонстрировать на примере российских компаний.

По итогам 2021 г. «Газпром нефть» выделила 8,1 млрд, направленные на охрану окружающей среды, снижено количество отходов, проводится мониторинг морских экосистем Арктики. Компания является партнером экологического акселератора Фонда «Сколково» и поддерживает развитие новых технологий в этом направлении [1].

Приоритетом бизнеса в свете корпоративной социальной ответственности пользуются мероприятия по охране окружающей среды и именно здесь и происходит взаимосвязь с корпоративной социальной стратегией.

Анализ корпоративной социальной ответственности в области экологии компанией «Газпром» показал, что валовые выбросы в атмосферный воздух снизились на 14,6 % до 2 445,7 тыс. тонн. Компанией «Роснефть» в плане экологической безопасности стоит отметить, что на 14 % произошло сокращение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

ОАО «РЖД» является одной из ведущих компаний на транспортном рынке, с помощью развития социальной поддержки персонала, охраны труда и благотворительности, компания успешно формирует не только внешнюю, но и внутреннюю КСО и бизнес-этику. Основным направлением во внешней КСО является обеспечение охраны окружающей среды и экологии. Защита окружающей среды регламентируется нормативным документом «Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г.», в которой рассматриваются направления инновации и цифровизации, безопасная утилизация отходов, улучшение иерархии управления охраны окружающей среды и т.д. [5].

Анализ корпоративной социальной деятельности ПАО «Металлоинвест» являющимся мировым лидером в производстве товарного горячебрикетированного железа, ведущего производителя и поставщика железорудной и металлизованной продукции, один из региональных производителей высококачественной стали. Ежегодно компания занимает лидирующие позиции в рейтингах в области КСО и устойчивого развития. Так, например, по итогам 2021 года компания вошла в число лидеров по индексам РСПП в области устойчивого развития «Ответственность и открытость», «Вектор устойчивого развития» и рейтинга раскрытия информации по ЦУР ООН [9].

Изучение корпоративной социальной ответственности российских компаний показал, что такие крупные компании, как ОАО Нефтяная компания «Роснефть», СПАО «Ингосстрах», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), ПАО Нефтяная компания «Лукойл», ЗАО «Русское золото», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром», ОАО Новолипецкий металлургический комбинат (ПАО «НЛМК»), ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО ГМК «Норильский никель» и другие имеют большую практику ее применения. Представленные компании являются лидерами по реализации корпоративной социальной ответственности в стране.

Таким образом, можно прийти к заключению, что развитие КСО отечественных компаний позволяет увеличивать стоимость бренда, формировать новые конкурентные преимущества и повышать уровень жизни общества. Для российских компаний рост вовлеченности в достижение целей в области устойчивого развития выступает новой составляющей социальной ответственности бизнеса.[6]

В целом анализ показывает, что большой вклад в КСО вносит банковский сектор, через реализацию проектов и программ. Стоит отметить, ПАО «Сбербанк», ПАО ВТБ, ПАО «Росбанк», АО «Россельхозбанк», ПАО АКБ «Авангард», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Газпромбанк», АО «СПМ Банк», ПАО АКБ «Металлинвестбанк», АО «Русский Стандарт», ПАО «Уралсиб». В таблице 1 представлены примеры некоторых общих направлений российских компаний в сфере КСО.

Таблица 1 - Общие направления российских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности [10]

Название компании Направление КСО

Медицина Образование Спорт Льготные программы Сотрудники Окружающая среда

ПАО «Газпром» + + + + +

ПАО «Аэрофлот» + + + + +

ПАО «Сбербанк» + + + + + +

ОАО «Российские железные дороги» + + + + + +

ПАО ВТБ + + + + +

ПАО Нефтяная компания «Лукойл» + + + + +

Представленные компании в своей деятельности руководствуются международными стандартами в области КСО.

Очевидно, что компании, реализующие корпоративную социальную ответственность на более высоком, среднем уровне, являются более социально ответственными, так как ответственны перед своими сотрудниками не только в сфере труда, но и в социальной сфере, такая ответственность обычно выражается в социальных программах, в социальной политике предприятия и касается общества в целом. В любом случае, превалирует ли для бизнеса гуманные или корыстные мотивы, его социально ответственная деятельность всегда позитивна для общества.

Компания действует в интересах общества и институтов государства, хотя при этом достигает своих собственных целей, причем помимо социальных еще и политических, и экономических. Очевидна необходимость налаживания международного сотрудничества и разработки комплексных программ в сфере КСО с участием бизнеса разных стран, местных органов управления и социальных организаций.

Какие преимущества дает КСО? Во-первых, КСО - инвестиция в собственную репутацию и деловой имидж. По степени участия в разрешении социально-значимых вопросов определяется роль организации в социально-экономическом развитии национальной экономики, формируется репутация компании, от которой будет зависеть прибыльность её деятельности. Во-вторых, КСО способствует привлечению и удержанию квалифицированных кадров. В большинстве случаев работники предпочитают организации с развитой социальной политикой, т.к. это является гарантией поддержки сотрудников со сторо-

ны руководства. В-третьих, КСО помогает совершенствованию технологий производства. Для социально-ответственных предприятий немаловажную роль имеет экологичность методов получения продукта, что в некоторых случаях помогает увеличить эффективность использования располагаемых ресурсов. Стоит также отметить, что с ростом вовлеченности предприятий в социальную сферу, возрастает и риск негативных последствий использования такого влияния, как для работников, так и для фирмы. Организации могут манипулировать сотрудником, угрожая предоставлением или лишением увеличенного социального пакета, а также соблюдать принципы КСО лишь формально, что создаёт риск катастрофы и для мира, и для компании, и для её работников. Отсюда следует, что КСО - сложный и многофункциональный инструмент, успешность применения которого напрямую зависит от самого предприятия [2].

Стоит отметить, что через корпоративную социальную стратегию бизнес решает следующие задачи:

1) формирование положительного бренда работодателя (привлечение мотивированных специалистов);

2) улучшение репутации среди потребителей (увеличение объемов продаж продуктов или услуги);

3) привлечение инвестиций и бизнес-партнеров в новые проекты (установление новых контактов);

4) создание благоприятных условий для ведения бизнеса (взаимодействие с органами власти).

Направления повышения эффективности формирования корпоративной социальной ответственности как компонента системы устойчивого развития компании включают: Создание атмосферы безотлагательности действий. Современные социально-экономические проблемы вызывают необходимость немедленного реагирования руководства организации на происходящие во внешней среде изменения. Формирование эффективной команды, осуществляющей внедрение элементов корпоративной социальной ответственности в практику деятельности организаций. Трансляция элементов корпоративной социальной ответственности в рамках формирования имиджа предприятия. это должно находить отражение на официальном сайте предприятия, в ее социальной отчетности. Фиксация в корпоративной культуре и бизнес-процессах элементов корпоративной социальной ответственности.

Подводя итог, констатируем о важности КСО в целях увеличению конкурентоспособности предприятия. Она увеличивается по причине уменьшения издержек компании, улучшения репутации фирмы, лояльности потребителей, сотрудников, государства и так далее [3].

Таким образом, корпоративная социальная ответственность является важнейшей темой дискуссий в сферах экономики, менеджмента и маркетинга, политики и этики. Благодаря использованию в деятельности предприятий корпоративной социальной ответственности происходит их устойчивое развитие, и усиливаются конкурентные позиции на рынке за счёт формирования благоприятной деловой репутации [4].

Корпоративная социальная ответственность в современных условиях ведения бизнеса показывает высокую значимость как в обществе, так и на государственном уровне. По-настоящему успешен тот бизнес, который не только является прибыльным, но и посредством своей деятельности привносит вклад в развитие всего государства, обеспечивает цели экономической, в частности, бюджетной, политики государства, заботится об окружающей среде, пользуется заслуженным уважением своих сотрудников и потребителей.

Соответственно, ключевыми аспектами развития КСО в компании будет:

- реорганизация организационной структуры компании с целью повышения эффективности работников по исполнению проектов в сфере корпоративной социальной ответственности;

- корректировка функциональных связей и распределение полномочий между сотрудниками с целью повышения принятия оперативности принятия решений и коммуникаций;

- изменение в области мотивации сотрудников с целью большей заинтересованности в развитии корпоративной социальной ответственности, как внешней, так и внутренней;

- ввести систему менеджмента качества в организации, которая будет нацелена на эффективную работу, направленную на реализацию различных проектов;

- проведение общего совещания для создания единой программы корпоративной социальной ответственности, создание «мозгового штурма» с целью определения альтернатив развития.

Целесообразным станет полный пересмотр существующей модели и введение модернизированной системы менеджмента. Логичным будет создание функциональных отделов, занимающихся напрямую только своим направлением развития программы КСО.

Данная система будет более эффективной за счет делегирования обязанностей по функциональным отделам, каждая группа будет выполнять план по своей сфере деятельности, за счет чего будет достигнута максимальная оперативность работы. В каждом отделе будут назначены менеджеры по профилирующим вопросам, которые будут приняты на работу из старых отделов по развитию.

Корпоративная социальная ответственность компании сегодня больше, чем просто бизнес-тенденция. Компании, которые хотят оставаться актуальными и стабильными на рынке, которые хотят помогать государству и обществу в спектре социальной направленности, одновременно будут увеличивать свой доход и эффективно функционировать, в результате только выиграют от практики внедрения КСО.

Таким образом, корпоративная социальная ответственность является инструментом устойчивого развития экономических систем и позволяет как крупным, так и малым компаниям добиваться позитивных изменений, чем больше имеет социальную ответственность компания, тем больше поддержки получает от потребителей, сотрудников и государства.

Источники:

1. Головина Т.А., Сахарова С.М. Социо-эколого-экономическая концепция государственного управления развитием Арктической зоны // В сборнике: Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики. Сборник трудов международной научно-практической конференции. Отв. редактор О.А. Горбунова. Самара, 2021. С. 273-280.

2. Козырева Н.О., Рукобратский П.Б. Концепция устойчивого развития как стратегия компании// Событийная экономика как возможность решения национальных задач современности. Сборник научных статей по итогам Национальной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. - С. 10-17.

3. Кормильцева Е.А., Удовиченко В.К., Хотько М.С. Социальная ответственность: кто главный? // Двадцать восьмые апрельские экономические чтения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2022. - С. 149-153.

4. Кожухова Ю.Э., Овсянникова С.И. Стратегические аспекты управления социальным развитием персонала организаций // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 3. С. 183-199.

5. Мамаева А.М. Взаимосвязь корпоративной социальной ответственности бизнеса и его конкурентоспособности// Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Курск, 2022. - С. 266-268.

6. Мурадова З.Р., Амаева М.К. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в Российской Федерации на примере российских компаний // Правовые и экономические аспекты устойчивого развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. - С. 12-18.

7. Семенко И.Е. Корпоративная социальная ответственность и бизнес-этика компании// Экономические науки: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. - С. 43-45.

8. Ферафонтова М.В., Белова Н.М. К вопросу о роли системы контроля качества как инструмента развития корпоративной социальной ответственности российского бизнеса// Социально-экономические процессы современного общества: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. - С. 232-235.

9. Хусаинова Е.А., Хворова В.С., Фазулзянова А.Р. Классификация видов социальной ответственности бизнеса// Инновационная парадигма развития современных гуманитарных и общественных наук. Сборник статей международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. - С. 47-50.

10. Индексы РСПП в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности 2021 (ESG-индексы) «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://media.rspp.ru/document/ 1/f7d/fd4da5018c29f1feccb87df3b30aa1de.pdf.

EDN: XKIGUA

И.Н. Горбова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Российская академия народного хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС, Орел, Россия, igorbova.ru@gmail.com,

I.N. Gorbova - candidate of economic sciences, assistant professor of management and personnel management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia,;

Г.Ш. Хагуров - аспирант кафедры «Государственное управление, экономическая и информационная безопасность», Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск, Россия;

G.Sh. Khagurov - post-graduate student of the department "Public administration, economic and information security", Bryansk state engineering and technology university, Bryansk, Russia.

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА PROJECT MANAGEMENT AS AN EFFECTIVE TOOL FOR BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение проектного управления с точки зрения современных экономических условий. В статье рассмотрены тенденции развития проектного управления, достоинства и недостатки, ключевые принципы проектного управления, трактовки и особенности «проектного управления», методы колличественного и качественного анализа уровня проектного управления. Продемонстрировано применение данного вида управления в зарубежных странах. Приведены примеры основных трендов проектного управления. Показана целесообразность внедрения проектного управления в хозяйственную деятельность компаний, а также факторы устойчивости к внутренним и внешним возмущениям. Сделаны выводы и дана оценка применения проектного управления.

Abstract. The purpose of this article is to review project management from the point of view of modern economic conditions. The article discusses the development trends of project management, advantages and disadvantages, key principles of project management, interpretations, and features of "project management", methods of quantitative and qualitative analysis of the level of project management. The application of this type of control in foreign countries is demonstrated. Examples of the main trends in project management are given. The expediency of introducing project management into the economic activities of companies, as well as the factors of resistance to internal and external disturbances are shown. Conclusions are drawn and an assessment of the application of project management is given.

Ключевые слова: проектное управление, проект, управление проектами, компания, экономика, управление. Keywords: project management, project, project management, company, economics, management.

В современных условиях нестабильности различных секторов экономики, проектное управление набирает все большую популярность и выходит на новый формат взаимодействия с различными структурами, как государственного уровня, так и бизнеса. Проблемой современного менеджмента в настоящее время является интеграция ключевых элементов организации и развития их в теорию и практику проектного управления.

Изучение особенностей проектного управления в настоящее время и рассмотрение перспектив его развития является важной научной и практической задачей, как в сфере бизнеса, так и государственных органах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема проектного управлвения с каждым годом становится все более актуальной в связи с новыми вызовами, которые происходят в обществе, технологиях, экономике и бизнесе.

Понятие «проектное управление» базируется на термине «проект». Последний представляет собой совокупность действий, выполняемых в определенный период времени с целью создания уникального продукта, услуги или любых других результатов, достижение которых зависит от качества плана проектирования, правильности распределения ресурсов, в том числе бюджета проекта, и, конечно, от команды проекта.

Проектное управление - это метод управления крупномасштабными задачами в условиях ограниченного времени и ресурсов для достижения заявленных результатов и целей. Сущность его состоит в том, что из-за различной степени информированности и возможности прогнозирования необходимы разные подходы к управлению проектами. Использование малоэффективных способов и подходов может привести к убыткам, которые превышают дополнительные затраты на внедрение инструментария проектного управления на предприятии [3].

В России процессы внедрения в практику проектного управления связаны с переходом к рыночной экономике, причём проектное управление первоначально развивается в таких сферах, как инжиниринг, капитальное строительство, оборонная промышленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.