Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок'

Управление конкурентоспособностью процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ГРУЗОВЫЕ АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Юлия Игоревна

Статья посвящена вопросам управления конкурентоспособностью процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок. В статье определены субъекты, которые независимо друг от друга способны оценить конкурентоспособность грузовых перевозок. Автором раскрыты критерии, способствующие повышению конкурентоспособности процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок. Определено, что одной из составляющих качественного предоставления услуг по перевозке грузов является грамотное обеспечение безопасности транспортируемого товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок»

1. критерий Вальда (критерий «максимина»);

2. критерий «максимакса»;

3. критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий»);

4. критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса»).

Таким образом, алгоритм принятия управленческих решений в условиях риска и неопределённости может быть построен на основе предварительного формирования вариантов управленческих решений, выявления рисковых событий в каждом из них, и, факторов неопредел нности, оценки по представленным критериям каждой из альтернатив, выбора наименее рискованного и прибыльного варианта.

Список литературы

1. Дюсенбаев С. С. Управление нефтегазовыми проектами в условиях экономических санкций// Антикризисные технологии в экономике как фактор развития современного общества Материалы V международной научно-практической конференции, 2015. С. 20-28.

2. Евстратов Р.М. Неопределенность, вероятность, действие как главные составляющие предпринимательского риска // Основы ЭУП, 2013. № 1 (7). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberieninka.m/artide/n/neopredelenmst-verayatnost-deystvie-kak-glavnye-sostavlyayuschie-predprinimatelskogo-riska/ (дата обращения: 17.08.2017).

3. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е., Платонова В.В. Инновационные подходы к управлению инвестиционными проектами // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки, 2018. № 3. С. 19-27.

4. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей / [Пер. с англ. А. Платонова]. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016. 319 с.

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК Иванова Ю.И.

Иванова Юлия Игоревна - магистрант, кафедра менеджмента, Иинститут бизнес-коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена вопросам управления конкурентоспособностью процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок. В статье определены субъекты, которые независимо друг от друга способны оценить конкурентоспособность грузовых перевозок. Автором раскрыты критерии, способствующие повышению конкурентоспособности процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок. Определено, что одной из составляющих качественного предоставления услуг по перевозке грузов является грамотное обеспечение безопасности транспортируемого товара. Ключевые слова: автомобильный транспорт, конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, грузовые автотранспортные перевозки, рынок транспортных услуг, методы повышения конкурентоспособности.

Автотранспорт - отрасль материального производства, которая осуществляет перевозку грузов и людей. Грузовая перевозка автотранспортом является наиболее популярным способом доставки грузов по России.

При грузовых перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров народного потребления. Многие компании занимаются созданием цепей закупки, производства и распределения на многих уровнях - от регионального до международного - которые помогают максимально соответствовать требованиям потребителей, при этом минимизируя издержки [3, с. 38].

Автомобильный транспорт является самым популярным в России видом транспорта для перевозки грузов, более 5,1 миллиардов тонн груза было доставлено таким образов в 2017 году. Меньше всего груза перевозится воздушным и морским транспортом - 1,1 и 25,0 миллионов тонн соответственно (таблица 1).

Таблица 1. Перевозки грузов по видам транспорта, 2011-2016 г., млн тонн

№ Тип транспорта 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

1 Автомобильный 5663,0 5842,0 5635,0 5417,0 5041,0 5138,0

2 Железнодорожный 1382,0 1421,0 1381,0 1375,0 1329,0 1325,0

3 Трубопроводный 1131,0 1096,0 1095,0 1078,0 1071,0 1088,0

4 Внутренний водный 126,0 141,0 135,0 119,0 121,0 118,0

5 Морской 34,0 18,0 17,0 16,0 19,0 25,0

6 Воздушный 1,2 1,2 1,2 1,3 1,0 1,1

7 Итого: 8337,0 8519,0 8264,0 8006,0 7582,0 7695,0

К достоинствам автомобильных грузоперевозок можно отнести следующие: повышенная доступность данного вида грузоперевозок в целом, высокая степень маневренности, гибкость и динамичность, многовариантность и дифференцированность транспортных маршрутов, безопасность груза во время транспортировки достаточно высока, возможность мелкопартионных перевозок, широкий и развитый рынок автотранспортных компаний.

В то время как к основным недостаткам, как правило, относят следующие: производительность данного вида перевозок относительно снижена, очень высокая зависимость от погодных и дорожных условий, высокая стоимость перевозок на большие расстояния, нанесение вреда экологии, разгрузка, как правило, должна осуществляться в сжатые сроки, относительно малая грузоподъемность.

Перевозка грузов автомобилями позволяет разрабатывать наиболее приемлемые и экономически выгодные схемы и маршруты доставки с высоким уровнем безопасности при минимальных временных затратах.

Конкуренция в области автотранспортных перевозках - это состязательность транспортных предприятий, осуществляющих перевозки.

Конкуренция - это тот фактор, который непосредственно влияет на качество обслуживания заказчиков. Именно конкуренция заставляет каждое отдельно взятое транспортное предприятие повышать качество и эффективность своей экономической деятельности [6, с. 124].

Конкурентоспособность (в т.ч. и грузоперевозок) - понятие комплексное. Она характерна как для предприятия, так и для товара, для региона и даже для страны в целом.

Поэтому не существует единого определения понятия «конкурентоспособность», а так же не существует системы показателей, которые её характеризуют. Условно можно определить четыре субъекта, которые независимо друг от друга способны оценить конкурентоспособность грузовых перевозок:

- производители;

- потребители;

- инвесторы;

- государство.

Каждый из этих субъектов оценивают конкурентоспособность транспортной компании на основании критериев, которые присущи только ему. Конкурентоспособность компании можно рассматривать с разных позиций. С позиции предприятия конкурентоспособность это способность оставаться в числе лидеров, умение быть успешнее других компаний.

С позиции автотранспортной отрасли в целом - это умение продавать и предоставлять услуги по грузоперевозкам на рынке где подобные услуги предлагают другие транспортные отрасли (железнодорожные грузоперевозки, авиаперевозки и т.д.).

Четко отработанная и правильно построенная организация транспортной логистики перевозки грузов - это одна из важнейших и реальных возможностей значительно повысить конкурентоспособность автотранспортного предприятия.

Транспортная логистика - это перемещение товара в заданную точку в требуемом количестве за оговоренное время оптимальным маршрутом и с наименьшими затратами.

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия оценивается потенциальным заказчиком по следующим критериям: известное или неизвестное, давно ли работает предприятие, какие да т гарантии, какую долю занимает на рынке подобных услуг, какая степень доверия к данному автотранспортному предприятию со стороны других потребителей и какие существуют отзывы о качестве перевозок данного предприятия.

Немаловажными факторами конкурентоспособности процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок являются страхование грузов и страхование ответственности при грузоперевозке.

При перевозке грузов возможны различные непредвиденные ситуации, которые могут повлечь частичную или полную утрату либо порчу груза. Любая транспортная компания должна обезопасить себя от таких случаев, в связи с чем, она страхует ответственность или груз. Владелец перевозимого груза также может предотвратить свои финансовые потери, застраховав товар на его полную стоимость.

Страхование груза - это заключение договора со страховой компанией о том, что в случае наступления страхового случая, она будет обязана выплатить грузоперевозчику или грузовладельцу компенсацию за испорченный либо утраченный товар. Таким образом, ответственное лицо снимает с себя риски в случае непредвиденных обстоятельств и перекладывает их на страховую компанию.

Любая страховая компания заинтересована в том, чтобы грузовладелец или перевозчик застраховал свой товар от большого числа случаев, ведь за каждый из таких случаев ему придется доплачивать. Однако далеко не всегда такие финансовые вложения оправданы, т.к. даже при наступлении одного из таких страховых случаев, страховщик может найти лазейку, чтобы не выплачивать компенсацию. Поэтому каждый пункт договора должен быть внимательно изучен.

За сохранность груза во время его транспортировки отвечает, в первую очередь, не водитель, а экспедитор. Он должен следить за передвижением груза и своевременности его доставки. Тем ни менее, существуют риски, что товар будет доставлен не вовремя, полностью или частично утрачен, либо поврежден. Для снятия с себя материальной ответственности экспедитор компании перевозчика страхует свою ответственность при грузоперевозке.

Именно наличие страховки ответственности у грузоперевозчика дает ему преимущество при поиске клиента. Ведь владелец груза заинтересован в возмещении ему материальной компенсации в случае непредвиденных обстоятельств. Экспедитор также преследует свои интересы, при страховке ответственности, все претензии грузовладельца будут удовлетворены именно страховой компанией.

Еще одна причина, по которой грузоперевозчик должен страховать ответственность - это возмещение ущерба страховщику груза. Допустим, владелец груза его застраховал, и во время перевозки товар был испорчен. Страховщик сразу же выплачивает компенсацию владельцу груза, но при этом он должен возместить свои

58

потери. Поэтому страховая компания ищет виновника произошедшего, которым, естественно, оказывается экспедитор. Благодаря наличию страховки ответственности, грузоперевозчик перекладывает свою ответственность на страховую компанию, которая и покрывает все расходы.

Страхование груза в широком смысле этого понятия подразумевает страхование имущества владельца товара. Страхование происходит на каждый конкретный груз, и на каждую поездку. Страхователем груза может являться как сам владелец товара, так и компания, занимающаяся его транспортировкой. Сумма страховых выплат должна соответствовать стоимости груза.

Страхование ответственности призвано защитить грузоперевозчика от финансовых потерь в случае возникновения ситуаций, которые привели к утрате или порче груза. В отличие от страхования груза, страховка ответственности заключается не на одну поездку, а на определенный период. На протяжении этого срока может совершаться сколько угодно грузоперевозок, и каждая из них будет застрахована. Таким образом, страхование ответственности распространяется только на грузоперевозчика, защищая его интересы.

Грузоперевозчик может страховать, как груз, так и свою ответственность. Нередко эти виды страховок совмещаются. Ведь в случае страхования лишь одной ответственности, страховая компания может потребовать материальную компенсацию перевозчика после выплаты страховки. Если застрахован груз, перевозчик становится посредником между владельцем груза и страховщиком. В результате этого посредничества грузовладелец получает полное возмещение своих потерь.

Один из вариантов повышения конкурентоспособности грузоперевозок это применение метана в качестве топлива. Такое решение вопроса сможет сделать автотранспорт конкурентоспособным даже по отношению к железнодорожному транспорту [5, с. 171-175]. Применение газа вместо дизеля это, по сути, оптимизация экономики автоперевозок. Однако увеличение численности автоперевозчиков, использующих метан, сдерживается малым количеством на территории РФ нужной инфраструктуры (наличие достаточного количества газовых заправок), особенно в отдалё нных районах.

Применение метана это частный вариант. Глобально же повысить конкурентоспособность грузовых перевозок поможет правильная и четкая организация транспортной логистики перевозки грузов.

Транспортная логистика включает в себя координацию и организацию доставки грузов, выбор конкретного автотранспорта, разработку маршрутов и вариантов транспортировки, поиск альтернативных способов повышения рентабельности работы для увеличения прибыли.

Транспортная компания гарантированно станет конкурентоспособной, если логисты будут качественно выполнять свои обязанности, которые включают в себя [7]:

- организацию и координацию процесса транспортировки грузов;

- составление маршрутов перевозки грузов;

- выбор подходящего автомобиля;

- контроль и координацию работы водителей и технического состояния транспорта;

- контроль документации;

- анализ затрат;

- управление складскими помещениями и распределение товаров на них;

- анализ кредитов и дебитов для бухгалтеров компании.

Рассмотрим методы повышения качества транспортных услуг.

На сегодняшний день большое значение имеет качественный уровень транспортного обслуживания. Высокий уровень обслуживания подразумевает высокий сервис и высокое качество транспортных услуг.

Качество услуг это способность полностью удовлетворить потребности и желания клиентов. Если транспортная компания доставляет груз по назначению, в оговор нные

59

сроки и в целости, то в будущем клиент жд т от перевозчика сокращения времени простоя, снижения платы за хранение, расширения сети перевозок, т.е. повышения качества предоставляемых транспортно-экспедиционных услуг, так же желательна небольшая стоимость автоперевозки грузов по России.

Провед нные исследования определили важнейшие показатели качества обслуживания. Среди них выделяются [2, с. 248]:

- небольшой промежуток времени от момента получения заказа до момента доставки груза;

- надёжность перевозок и возможность доставки товара по первому требованию заказчика;

- наличие запасов топлива, запасных частей, стабильность снабжения;

- высокая организация транспортной логистики перевозки грузов;

- степень доступности и полнота исполнения заказа;

- возможность кредитования;

- эффективность переработки и хранения товара на складах;

- соблюдение и выполнение данных гарантий, стабильность снабжения заказчика информацией и удобство анализа;

- реальные, не завышенные тарифы, т.е. низкая стоимость автоперевозки грузов по России, постоянное информирование о затратах на обслуживание.

Одной из составляющих качественного предоставления услуг по перевозки грузов есть грамотное обеспечение безопасности транспортируемого товара. И это не только защита груза от краж; но и аккуратная и бережная перевозка без физического повреждения груза.

Причем конкурентоспособная компания должна обеспечивать сохранность груза не только на этапе перевозки, но и на этапе погрузочно-разгрузочных работ и на этапе хранения груза на складах компании.

Информационная технология способна отследить перевозимый груз в режиме реального времени онлайн. Кроме информации о местоположении груза данная технология позволяет осуществлять контроль над скоростью движения автомобиля, контролировать маршрут доставки и оперативно предоставлять помощь водителю в случае поломки автомобиля или других непредвиденных обстоятельств.

Конкурентоспособная компания, которая стремится повысить качество своих услуг, большое внимание уделяет техническому состоянию подвижного состава и качественному креплению грузов в кузове автомобиля. Для этого применяются пневмооболочки (двухслойные воздушные пакеты), металлические распорки, усиливаются стенки кузова и борта, что уменьшает последствия инерции при торможении.

Если компания удовлетворяет пожелания клиентов, это значит, что она повышает качество услуг, соответственно эта компания конкурентоспособна, и она вправе рассчитывать на приток новых заказчиков и как следствие на большую прибыль. В общей структуре государственного производства, транспорт принадлежит к области производства услуг материального плана [4, с. 1516-1520].

На современном рынке перевозок грузов царит ж сткая конкуренция. Она требует от транспортных фирм постоянного увеличения спектра услуг, улучшения обслуживания клиентов и т.д. Со временем, компании, которые игнорируют эти требования, просто перестают существовать, а в строю остаются только динамично развивающиеся предприятия. Качество обслуживания клиентов требует от транспортных фирм модернизации своих технологий, стиля работы и обновления подвижного состава.

Современные успешные фирмы по грузоперевозкам постоянно совершенствуются, активно расширяют спектр своих услуг, разрабатывают новые варианты обслуживания клиентов.

Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования транспортному предприятию необходимо постоянно повышать уровень конкурентоспособности. В связи с этим целесообразно выделить следующие организационные меры:

- сегментация рынка транспортных услуг с последующим выбором методов и инструментов управления конкурентоспособностью транспортной продукцией;

- анализ преимуществ и недостатков перевозок-аналогов, представляемых конкурентными видами транспорта;

- изменение качества эксплуатационной работы и транспортного обслуживания с учетом требований потребителей;

- использование гибкой тарифной политики, включая меры, применяемые конкурентами;

- дифференциация продукции транспорта, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение потребителей;

- совершенствование маркетинговой политики транспортной организации, осуществление активной рекламной деятельности;

- воздействие непосредственно на грузоотправителя путем заключения обязательных для исполнения контрактов на перевозки грузов, предоставления дополнительных льгот постоянным клиентам.

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации».

2. Герами В.Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Д. Герами, А.В. Колик. М.: Издательство Юрайт, 2018. 438 с.

3. Грушников В.А. Современные способы преодоления транспортных рисков / В.А. Грушников // Транспорт: наука, техника, управление, 2017. № 1. С. 38-45.

4. Евсеева А.А., Типушова И.О. Тенденции и перспективы российских международных грузовых автомобильных перевозок // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 39. С. 1516-1520.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коробов Н.А. Общая характеристика российской отрасли автомобильных грузовых перевозок // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 март 2017 г.) / редкол.: Б.К. Мейманов [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 171-175.

6. Морозова И.Н. Система «Платон», или легализация автомобильных грузовых перевозок в России // Молодой ученый, 2017. № 3. С. 124-127.

7. Хегай Ю.А. Состояние и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-gmzovyh-avtomobilnyh-perevozok-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 20.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.