УДК 332.142.6
И.В. Косякова, Т.Л. Магомадова*
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ЭКОРИСКОВ
В статье показано, что для осуществления грамотного управления промышленным предприятием в первую очередь необходимо обратить внимание на оценку его конкурентоспособности. В настоящее время нет единой оценки конкурентоспособности предприятия с учетом экологических рисков, в связи с чем предлагается формула оценки конкурентоспособности с учетом данной составляющей.
Ключевые слова: управление предприятием, конкурентоспособность, экологические риски.
Управление промышленным предприятием направлено на достижение высокого уровня эффективности производства.
Эффективное функционирование предприятий предполагает долгосрочную стратегическую направленность их деятельности, честную конкуренцию, ориентацию на потребителя, умелое управление технологиями, мотивацию работающих, способность руководителей осуществлять позитивные перемены в производстве и управлении.
Оценка тенденций развития основных экономических показателей состояния России говорит о том, что качественного и полноценного перехода промышленных предприятий к рыночным условиям существования в настоящий момент не наблюдается. В то же время динамика развития рыночных отношений требует:
— увеличения темпа рыночных реформ;
— глубоких изменений в организации управления предприятиями;
— применения современных рыночных технологий управления.
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, значительного расширения и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности становится все более актуальным, так как позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
Необходимо отметить, что в условиях современного развития экономики появляется все больше научных трудов, глубоко и всесторонне анализирующих новые подходы и методы управления промышленным предприятием. Большинство из них акцентируют внимание на важности именно фактора конкурентоспособности организации.
Изучение, анализ и оценка этих подходов необходимы предприятию для того, чтобы:
— определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;
* © Косякова И.В., Магомадова Т.Л., 2011
Косякова Инесса Вячеславовна, Магомадова Тамилла Лечиевна ([email protected]), кафедра национальной и мировой экономики Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.
— выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;
— оценить уровень своей конкурентоспособности;
— разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий, направленных на ее повышение;
— разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.
Как известно, в условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становятся объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия, а также разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
Оценка конкурентоспособности предприятия позволяет ему решить следующие важные задачи: определить свое положение на рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. Однако это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности предприятия и эффективных организационно-экономических мероприятий по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения.
Конкуренция — это очень сложный механизм управления производством, проявляющийся в его мгновенной реакции на любые изменения рыночной обстановки. В лучшем положении оказываются предприятия, которые наиболее приспособлены к ним, то есть обладают более высокой конкурентоспособностью по сравнению с конкурентами [1, с. 118].
К сожалению, необходимо отметить, что нередко отечественная продукция оказывается неконкурентоспособной. Причина этого часто заключается в отсутствии сертификатов качества или применении методов и способов оценки качества товара, которые не приемлемы для западных партнеров в силу того, что не отвечают их требованиям. Это, в свою очередь, ведет к отказу от партнерской работы с такой фирмой или к значительному снижению цены на ее продукцию. Безусловно, отсутствие соответствующих сертификатов часто свидетельствует о низком уровне самого товара. Таким образом, низкое качество продукции — одна из ключевых и нерешенных проблем, формирующая, соответственно, невысокий уровень конкурентоспособности предприятий и страны.
Учитывая, что недостаточно высокая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и страны в целом — это проблема экономической безопасности государства, можно утверждать, что повышение конкурентоспособности — это стратегическая задача любого объекта отечественного рынка, решение которой возможно на основе проведения глубокого анализа конкурентоспособности как экономической категории и показателя экономической деятельности [2, с. 46].
Рассмотрим факторы, влияющие на механизм управления промышленным предприятием с позиции оценки его конкурентоспособности.
Как правило, считается, что при анализе и оценке конкурентоспособности необходимо учитывать, что адаптивность и конкурентные преимущества — это лишь потенциальная сторона конкурентоспособности предприятия, которая при определенных обстоятельствах может быть и не реализована. В то же время только результаты экономической деятельности дают непосредственное отражение реальных достижений в области обеспечения конкурентоспособности, поэтому они должны быть использованы в качестве ее измерителей [3, с. 166]. При этом на микроуровне необходимо различать два понятия конкурентоспособности: конкурентоспособность предприятия как эффективность его производственно-сбытовой деятельности на определенном рынке; конкурентоспособность продукции как потенциальное отличие в потребительском спросе между ней и аналогичной продукцией [4, с. 28]. Многие авторы связывают конкурентоспособность предприятия только с конкурентоспособностью продукции, полагая ее базовым понятием в системе конкурентоспособности, считая при этом остальные ее аспекты производными. Однако понятие конкурентоспособности предприятия гораздо сложнее и трактуется в научной литературе весьма неоднозначно.
Нельзя не согласиться с тем, что конкурентоспособность продукции — это один из важнейших показателей работы фирмы, но он не является единственным условием конкурентоспособности предприятия. Это связано с тем, что:
— во-первых, при оценке конкурентоспособности продукции рассматривается фиксированный короткий промежуток времени, в то время как конкурентоспособность фирмы предполагает длительный период;
— во-вторых, при оценке уровня конкурентоспособности продукции используют индивидуальные данные для каждого вида товара (работ, услуг), в то время как конкурентоспособность всей организации складывается из разных составляющих, куда входят не только возможности реализации товара, но и наличие ценных бумаг, возможности сдачи в аренду помещения и т. д., т. е. учитывается весь спектр;
— в-третьих, конкурентоспособность предприятия интересует в первую очередь самого руководителя и организаций-партнеров, для потребителей товара же уровень прибыльности, рентабельности и прочих показателей не особенно важен;
— в-четвертых, существуют еще и социальные факторы, к которым в данном случае следует относить экологические, так как известно, что они сильно влияют на реализацию товара и возможность выхода на внешний рынок.
Рассмотрим отдельно четвертый фактор.
Любая производственная деятельность предполагает образование отходов производства. Увеличение производства неизбежно влечет за собой и рост сбросов-выбросов.
При этом расчеты показывают, что потребность в затратах на восстановление и охрану компонентов экосистемы территории постоянно возрастает. В настоящее время основным источником финансирования природоохранной деятельности является плата за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую природную среду (ОПС). Несмотря на постоянный рост этих платежей, затраты на природоохранную деятельность в РФ остаются явно недостаточными и составляют примерно 1 % от ВВП, тогда как в развитых странах — 3—4 %.
Актуальность «экологизации» взаимоотношений производства и ОПС на уровне промышленного предприятия обусловлена тем, что именно здесь осуществляются технологические и производственные процессы с активным вовлечением естественных ресурсов окружающей природной среды в производство, происходит основное воздействие на экосистему. При этом анализ действующего
механизма управления природоохранной деятельностью предприятия обнаруживает его низкую эффективность. Система управления устарела и не отражает современных представлений и тенденций развития промышленных предприятий, которые в обобщенном виде формулируются следующим образом: экологоэкономическая эффективность деятельности предприятия достигается путем производства конкурентоспособных видов продукции, удовлетворяющих потребности человека и улучшающих качество жизни при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду и ресурсоемкости производства через весь жизненный цикл. Реализация данного концептуального подхода требует перехода от управления экологической деятельностью предприятия как самостоятельной, изолированной от его экономики сферой к эколого-экономическому управлению, ориентированному на решение двух задач: снижения негативного воздействия на окружающую природную среду и улучшения экономических показателей.
Для этого в систему управления предприятием необходимо интегрировать подсистему экологического управления, что позволит реализовывать цели и принципы концепции устойчивого развития при планировании, проведении и контроле хозяйственных действий для обеспечения сбалансированного, бесконфликтного функционирования экосистем и развития предприятия.
В настоящее время в России интенсивно развиваются технологии формирования рейтингов предприятий в целях корпоративного управления. Это особенно важно для компаний с участием международного капитала. Однако факторы риска, и особенно экологического, очень слабо учитываются при формировании внутриотраслевых и межотраслевых критериев оценки эффективности управления.
Понятие риска является многоплановым, поэтому в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии анализа опасности.
Приведем классификации рисков В.Т. Алымова [5, с. 46].
Начальную классификацию рисков можно провести в зависимости от основной причины возникновения рисков:
— природные риски — риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясениями, наводнениями, подтоплениями, бурями и т. п.;
— техногенные риски — риски, связанные с опасностями, исходящими от технических объектов;
— экологические риски — риски, связанные с загрязнением окружающей среды;
— коммерческие риски — риски, связанные с опасностью потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности.
Активное управление рисками должно носить системный характер, однако в настоящее время наибольшее внимание уделяется финансовым рискам. В то же время последние разработки деклараций безопасности опасных промышленных объектов позволяют создать систему детального анализа подверженности экологическим рискам практически всего цикла производства на предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной фазах развития промышленных предприятий. Тем не менее в документах ТЭО расчеты экологических рисков, как правило, отсутствуют. В будущем это оборачивается значительными убытками при возникновении социальных конфликтов и ликвидационных ситуаций, приводящих к катастрофическим последствиям.
При проведении экологического аудита или оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности рассматриваются риски, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия, уровнем воздействия на окружающую среду и здоровье населения; риски возникновения аварийных ситуа-
ций, а также юридические риски, связанные с возможным нарушением природоохранного законодательства.
По нашему мнению, при расчете показателя конкурентоспособности промышленного предприятия необходимо иметь в виду и степень экологического риска, так как он прямо или косвенно учитывается во всех составляющих риска, рассмотренных выше.
На основании вышесказанного предлагается преобразить классическую формулу оценки конкурентоспособности промышленного предприятия [6, с. 89], добавив данную составляющую. В этом случае формула, отражающая уровень конкурентоспособности предприятия, примет вид:
К^ = ^р , (1)
где — общий показатель конкурентоспособности предприятия; — индекс
конкурентоспособности по товарной массе; Л э — индекс относительной эффективности предприятия; Лр — индекс относительного риска работы предприятия.
Для диверсифицированного предприятия, производящего разнообразную продукцию, индекс конкурентоспособности товарной массы может быть рассчитан как средневзвешенная величина индексов конкурентоспособности каждого товара по формуле
Лт =£Р 36, (2)
и п1б К1б
где р — число видов производимого товара; п,, п,б, — количество товара /-го вида, предлагаемого на рынке конкурирующими сторонами; р/ — коэффициент значимости /-го товара в конкуренции на рынке; К, Кб, — комплексные показатели качества конкурирующих товаров — данного и базового; З,, З/б — затраты на приобретение и использование этих товаров за их жизненный цикл.
Показателями эффективности предприятия могут быть приняты: производительность труда, коэффициент отдачи основного и оборотного капитала, рентабельность продукции и др. Теоретически можно вычислять комплексный показатель эффективности Jэ, включающий ряд частных показателей эффективности Ер подобно тому, как это делается в квалиметрии [68, с. 174]:
Л = £ Г,Е,!Е б , (3)
где к — количество показателей эффективности производства; у,- — коэффициент значимости показателя эффективности; Е, Е^, — частные показатели эффективности данного предприятия и предприятия-конкурента.
Показателями, отражающими рискованность предприятия, могут быть природные, техногенные, экологические, экономические и прочие риски. Однако обязательным условием их учета будет присутствие в прямом или косвенном виде экологического фактора. Тогда формула примет вид:
3Р =£ю]Р]/Р]б , (4)
1=1
где k — количество показателей рисков; ю7- — коэффициент значимости уровня ожидаемого риска; Pj, Pjб — частные показатели, отражающие уровень риска данного предприятия и предприятия-конкурента.
Предлагаемый подход учета возможных рисков в деятельности предприятия позволит более точно оценивать конкурентные преимущества организации, а следовательно, повысить уровень и качество управления им.
Библиографический список
1. Динес В.А., Яшин Н.С. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции // Проблемы экономической истории и теории. Саратов: СГУ, 1999. С. 117-125.
2. Булеев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 5. С. 46-50.
3. Решетникова Т.П. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Вестник Нижегородского ун-та. 2007. № 9. С. 166-173.
4. Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993. 898 с.
5. Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск: анализ и оценка: учебное пособие для вузов. М.: Академкнига, 2005. 114 с.
6. Чайка И., Львов И. Конкурентоспособное качество отечественной продукции — ключевая проблема выхода России из экономического кризиса // Стандарты и качество. 2006. № 6. С. 14-19.
I.V. Kosyakova, T.L. Magomadova* MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE TAKING INTO ACCOUNT FACTOR OF ECORISKS
In the article it is shown that for the realization of competent industrial enterprise management it is necessary above all things to pay regard to the estimation of its competitiveness. It is shown that now there is not a single estimation of competitiveness of an enterprise taking into account ecological risks. The formula of estimation of competitiveness taking into account this constituent is offered.
Key words: enterprise management, competitiveness, ecological risks.
* Kosyakova Inessa Vyacheslavovna, Magomadova Tamilla Lechievna ([email protected]), the Dept. of National and World Economy, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.