UDC 330:658.168.5
DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0025
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© 2019
AuthorID: 730891
SPIN: 3183-5971
ResearcherID: М-4563-2018
ORCID: 0000-0002-5331-2513
Гайдай Оксана Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры публичного управления и администрирования
ResearcherID: H-2537-2019
Световой Александр Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры публичного управления и администрирования Уманский национальный университет садоводства (20300, Украина, Умань, ул. Институтская, 1, e-mail: svitovyy@ukr.net)
Аннотация. В статье обоснованно, что политика социальной ответственности бизнеса оказывает позитивное влияние на конкурентоспособность агропромышленного предприятия. Для оценки этого влияния проанализированы составляющие конкурентоспособности агропромышленного предприятия и влияющие на них направления политики социальной ответственности бизнеса. Для количественной оценки разработана модель конкурентоспособности социально ответственных агропромышленных предприятий, которая базируется на выделении факторов, которые обеспечивают конкурентные преимущества социально ответственных предприятий. Благодаря чему появляется возможность выявить наиболее проблемные сферы деятельности, которые негативно влияют на конкурентоспособность агропромышленных предприятий. Необходима разработка дескриптивной модели оценки конкурентоспособности социально ответственных предприятий агропродовольственной сферы. Основная идея такой модели - установить связь между показателями конкурентоспособности предприятия агропродовольственной сферы и показателями соответствия деятельности предприятия принципам социальной ответственности бизнеса. Благодаря этому может быть сформированный вектор, который описывает конкурентоспособность социально ответственного предприятия агропродовольственной сферы по нескольким показателям. Основной целью статьи является научно-методический подход к оценке конкурентоспособности социально ответственных агропромышленных предприятий. Конкурентоспособность предприятия включает ряд составляющих, таких, как качество продукции, цена продукции, эффективность рекламы, эффективность исследований, качество обслуживания клиентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, агропромышленные предприятия, оценка, научно-методический подход.
SCIENTIFIC-METHOD APPROACH TO ESTIMATING THE COMPETITIVENESS OF SOCIALLY RESPONSIBLE AGROINDUSTRIAL ENTERPRISES
© 2019
Haidai Oksana Vasylivna, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor
of department of public management and administration Svitovyy Oleksandr Mikhailovich, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of department of public management and administration Uman National University of Gardening (20300, Ukraine, Uman, 1 Institutska Str., e - mail: svitovyy@ukr.net)
Abstract. In the article reasonably, that the policy of social responsibility of business renders positive influence on the competitiveness of agroindustrial enterprise. For the estimation of this influence the constituents of competitiveness of agroindustrial enterprise and influencing on them directions of policy of social responsibility of business are analysed. For a quantitative estimation the model of competitiveness is worked out socially responsible agroindustrial enterprises, that is based on the selection of factors that provide competitive edges socially of responsible enterprises. What possibility to educe the most problem spheres of activity, that negatively influence on the competitiveness of agroindustrial enterprises, appears due to. Development of descriptive model of estimation of competitiveness is needed socially responsible enterprises of агропродовольственной sphere. Basic idea of such model - to set connection between the indexes of competitiveness of enterprise of агропродовольственной sphere and indexes of accordance of activity of enterprise to principles of social responsibility of business. Due to it there can be the formed vector that describes a competitiveness socially responsible enterprise of агропродовольственной sphere on a few indexes. The primary purpose of the article is the scientifically-methodical going near the estimation of competitiveness socially responsible agroindustrial enterprises. The competitiveness of enterprise includes the row of constituents, such, as quality of products, cost of products, efficiency of advertisement, efficiency of researches, quality of service of customers.
Keywords: competitiveness, agroindustrial enterprises, estimation, scientifically-methodical approach.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Одним из преимуществ, которые могут получить агропромышленные предприятия, которые ведут политику социальной ответственности бизнеса, является рост их конкурентоспособности. При этом необходимо учитывать, что понятие социальной ответственности бизнеса имеет разнообразные трактовки и может включать разные совокупности действий, которые, в свою очередь, имеют разные экономические последствия. Результаты реализации политики социальной ответственности бизнеса зависят как непосредственно от того, какие именно мероприятия социальной ответственности задействованы на предприятии, так и
от типа и сферы деятельности предприятия. Одним из основных факторов, на которые влияет политика социальной ответственности бизнеса, является конкурентоспособность предприятия.
Анализ последних исследований и публикаций, где положено начало решению данной проблемы и на которые опирается автор. Современные условия конкуренции на внутренних и внешних рынках требуют от отечественных предприятий формирования и развития своих конкурентных преимуществ на основе использования методов стратегического управления и планирования, разработка стратегических направлений оптимизации затрат на производство продукции и повышение ее ка-
чества, определения рациональных условии поставок и обслуживания, чему посвящены последние исследования в данном направлении таких научных работников, как Белопольский Н.Г., Гришко Н.В., Гришова И.Ю., Демьяненко Н.Я., Казаченко А.В., Ляшенко А.Н., Ладыко И.Ю., Мокиенко Т.В., Петришин Н.Я., Саблук П.Т, Шульга В.М.
Вопросом оценки конкурентоспособности предприятий, равно как и исследованием социальной ответственности бизнеса посвященный ряд работ [1-11]. В то же время, сейчас в Украине не существует методов оценки, как именно влияет политика социальной ответственности бизнеса на конкурентоспособность бизнеса в целом, а также на конкурентоспособность агропромышленных предприятий. Поэтому, существует необходимость разработки научно-методического подхода к оценке конкурентоспособности социально ответственных предприятий агропродовольственной сферы. В частности, необходима разработка дескриптивной модели оценки конкурентоспособности социально ответственных предприятий агропродовольственной сферы. Основная идея такой модели - установить связь между показателями конкурентоспособности предприятия агропродоволь-ственной сферы и показателями соответствия деятельности предприятия принципам социальной ответственности бизнеса. Благодаря этому может быть сформированный вектор, который описывает конкурентоспособность социально ответственного предприятия агропро-довольственной сферы по нескольким показателям.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Основной целью статьи является научно-методический подход к оценке конкурентоспособности социально ответственных агропромышленных предприятий.
Методологическая основа исследования - диалектические методы познания, теоретические позиции современной экономики и методических принципов ее регулирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования. Конкурентоспособность предприятия включает ряд составляющих, таких, как качество продукции, цена продукции, эффективность рекламы, эффективность исследований, качество обслуживания клиентов [1]. Для украинских агропромышленных предприятий показатели конкурентоспособности несколько отличаются, что обусловлено спецификой их деятельности. Да, функционирование украинских агропромышленных предприятий отличается сезонностью, отсталостью технологий, относительно низкой рентабельностью, высокой потребностью в оборотных средствах, отсутствием прямого контакта с конечным потребителем продукции, зависимостью от экологической ситуации (особенно в долгосрочной перспективе).
Во многом особенности функционирования украинских агропромышленных предприятий, которые негативно влияют на их конкурентоспособность, обусловлены такими факторами:
- недостаточное привлечение западных инвесторов, которое ведет к нехватке собственных оборотных средств и устаревшим технологиям;
- низкая производительность труда в результате неудовлетворительного качества персонала и высокой текучести кадров;
- низкая эффективность и рентабельность в результате истощения земель из-за отсутствия экологической стратегии.
Все эти факторы, в свою очередь, оказываются в конечном итоге в низкой конкурентоспособности украинских агропромышленных предприятий.
Для оценки интегрированного показателя конкурентоспособности агропромышленного предприятия предлагается учитывать такие виды конкурентоспособности: конкурентоспособность производства; инвестиционно-
инновационная конкурентоспособность; стратегическая конкурентоспособность; рыночная конкурентоспособность.
Конкурентоспособность производства имеет в виду эффективность производственного процесса по сравнению с конкурентами, основным показателем, который отражает ее есть производственная рентабельность.
Инвестиционно-инновационная конкурентоспособность отражает, какая доля капитала агропромышленного предприятия предоставлена внешними инвесторами, а также насколько инновационным является производство по сравнению с конкурентами.
Стратегическая конкурентоспособность является оценкой перспектив развития и долгосрочных преимуществ предприятия, в частности, для агропромышленного предприятия это перспективы истощения земель.
Рыночная конкурентоспособность отражает сравнительные преимущества продукции агропромышленного предприятия перед конкурирующей продукцией.
Интегрированная оценка конкурентоспособности агропромышленного предприятия может быть рассчитана как сумма взвешенных оценок составляющих конкурентоспособности:
К=акКк +а'К' + а'К + а"КА, (1)
где К - интегрированная конкурентоспособность агропромышленного предприятия;
Т'Я
Л. - оценка конкурентоспособности производства.
К Г - оценка инвестиционно-инновационной конкурентоспособности.
Л. - опенка стратегической конкурентоспосооности.
, - А/
А. - оценка рыночной конкурентоспосооности.
С/ " - взвешивающий коэффициент конкурентоспосооности производства;
11С1 - взвешивающий коэффициент инвестиционно-инновационной конкурентоспособности.
ОС5 - взвешивающий коэффициент стратегической конкурентоспособности;
м
(X* -взвешивающий коэффициент рыночной конкурентоспособности.
На все эти виды конкурентоспособности влияют действия агропромышленного предприятия по реализации политики социальной ответственности бизнеса.
Социальная ответственность бизнеса включает в себя действия предприятия в таких сферах [2]:
- проведение корпоративной социальной политики относительно региона, в котором базируется предприятие;
- обеспечение здравоохранения и охраны труда сотрудников;
- природоохранная политика;
- обеспечение прав человека, включая основные трудовые права;
- корпоративная благотворительность и волонтерская;
- удовлетворение требований потребителя и благосклонность принципа честной конкуренции;
- борьба с взяточничеством и мероприятия по борьбе с коррупцией;
- прозрачность отчетности и информирования общественности о своей деятельности.
С точки зрения факторов конкурентоспособности бизнеса, наибольшее влияние проведения политики социальной ответственности бизнеса оказывается через такие показатели, как природоохранная политика, обеспечение здравоохранения и охраны труда сотрудников, обеспечения права человека, включая основные трудовые права, прозрачность отчетности и информирования общественности о своей деятельности. Все эти составляющие социальной ответственности могут быть агрегированными в три группы:
- социальная ответственность в отношениях с персоналом;
- социальная ответственность в бизнес-отчетности;
- социальная ответственность в экологических аспектах бизнеса.
Каждая группа действий по реализации политики социальной ответственности бизнеса связана с соответствующими элементами конкурентоспособности (рис. 1).'
Политика социальной ответственности бизнеса агропромышленного предприятия
Социальная ответственность в отношениях с персоналом
Социальная Социальная
ответ ственно сть ответственность в
в бизнес- экологических
отчетности аспектах онзнеса
Конкуренто- Инвестиционно Страт егнческ Рыночная
способность -инновационная ая конкур ент о-
производства конкурентоспособно сть конкурентоспособность спосооность
Интегрированный показатель конкур ент о спо с о оно стн агр спр омышл еннсг о предприятия
Рисунок 1 - Связки конкурентоспособности и политики социальной ответственности бизнеса агропромышленных предприятий
Между действиями по реализации политики социальной ответственности бизнеса агропромышленного предприятия и его конкурентоспособностью существуют такие связки:
1 - Социальная ответственность в отношениях с персоналом имеет в виду как выплату всей заработной платы официально, без конвертов, так и наличие социального пакета, а также обеспечение повышения квалификации работников. Это ведет к улучшению общей квалифицированности персонала, снижения текучести кадров, что, в свою очередь повышает конкурентоспособность производства за счет роста производительности труда и снижения проценту нехватки.
2 - Социальная ответственность в отношениях с персоналом также имеет влияние на инвестиционно-инновационную конкурентоспособность предприятия, поскольку за счет более высококвалифицированного персонала позволяет осваивать инновационные методы производства, недоступные другим агропромышленным предприятиям.
3 - Социальная ответственность в бизнес-отчетности, то есть открытая отчетность, снижает нежелательное внимание контролирующих органов и позволяет создавать репутацию предприятия, благодаря чему облегчается привлечение инвестиций. Кроме того, особенно социальная ответственность в бизнес-отчетности ценится среди западных инвесторов, что дает новые возможности относительно привлечения инновационных технологий.
4 - Социальная ответственность в бизнес-отчетности повышает популярность предприятия, способствует дифференциации марки производимой продукции, создает для потребителей отличие от конкурентов, способствует формированию лояльности потребителей, которые базируются на этичных ценностях. В результате
растет рыночная конкурентоспособность агропромышленного предприятия.
5 - Социальная ответственность в экологических аспектах бизнеса включает два основных направления. Первое это решение экологических проблем путем внедрения ресурсосберегающих технологий и разменного использования ресурсов, что кроме экологического эффекта дает также снижение себестоимости. Второе направление это решение экологических проблем с целью создания позитивного имиджа. Первое направление оказывает влияние на стратегическую конкурентоспособность, поскольку один из основных ресурсов агропромышленных предприятий - земля. Научный подход к ее использованию, дежурству культур, ограничения использования пестицидов и засевания культурами, которые истощают землю, позволяет улучшить среднесрочные перспективы предприятия и обеспечить стабильность и стойкость развития агропромышленного предприятия в долгосрочной перспективе.
6 - Употребляемые мероприятия по второму направлению (с целью создания позитивного имиджа) могут совпадать с первым, в той части, которая касается выращивания растительной и животной продукции с минимальным употреблением гербицидов, пестицидов и антибиотиков. Это позволяет завоевать на рынке нишу экологической продукции и повысить рыночную конкурентоспособность.
Количественная оценка социальной ответственности агропромышленного предприятия в отношениях с персоналом может быть разработана на основании соответствия требованиям международных стандартов, которые регулируют добровольно взятые на себя обязательства компании по отношению к сотрудникам, :
- раздел 6.2. «Права человека» стандарта ISO 26000;
- раздел 6.3. «Трудовые практики» стандарта ISO 26000;
- стандарт SA 8000 (Социальная ответственность 8000);
- стандарт OHSAS 18000 (Системы менеджмента здравоохранения и обеспечения безопасности труда).
Стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» выкладывает принципы, которые лежат в основе социальной ответственности для всех типов предприятий, организаций и учреждений. Стандарт охватывает разные аспекты социальной ответственности бизнеса, непосредственно вопросом социальной ответственности в отношениях с персоналом посвященные разделы 6.2. «Права человека» и 6.3. «Трудовые практики» [3].
Стандарт SA 8000 (Social Accountability 8000) предназначен для улучшения условий труда и жизненного уровня наемных работников. Он может применяться равно как и в тех, которые развиваются, так и в индустриально развитых странах, предприятиями любых форм собственности и размеров. Особенностью стандарта SA 8000 есть его узкая направленность на сдерживание предприятиями прав человека и улучшения условий труда работников. Стандарт предусматривает его использование для сертификации предприятий, которые добровольно внедряют этот стандарт и стремятся к сдерживанию его положений [4].
Стандарт OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Management Systems Specifications) является серией стандартов, которые содержат требования и руководящие указания по созданию и внедрению систем менеджмента промышленной безопасности и охраны труда. Употребление этого стандарта должно обеспечить предприятию возможность управления рисками в системе менеджмента и способствовать росту эффективности его функционирования. Требования данного стандарта относятся именно к безопасности труда сотрудников, а не к безопасности производимой продукции или услуг
[5].
Для оценки меры соответствия агропромышленного
предприятия требованиям к социальной ответственности в отношениях с персоналом предлагается использовать формулу:
оР Р иР Р иР Р иР Р иР (2)
^ = а1$СС ' + агяп ' ьтяс +ая ' +асняли' Опшля, '
ISO ISO
где SP - мера соответствия агропромышленного предприятия требованиям к социальной ответственности в отношениях с персоналом;
bpsc - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям раздела 6.2. «Права человека» стандарта ISO 26000;
bpsc - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям раздела 6.3. «Права человека» стандарта ISO 26000;
bPp - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям стандарта SA 8000; ЪР„„Л„ - булевая переменная, которая отображает,
OHSAS
или отвечает OHSAS 18000
PP
a
ISO
,a
ISO
,a ,a
OHSAS
s = arr . brr + ar
br +ar .br
tbl utbl
отвечает предприятие требованиям стандарта GRI;
bR - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям стандарта АА1000 AS;
Ьтвь - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям концепции Triple bottom line
aR aR aR - взвешивающие коэффициенты, ко-
LA- GRI 3 ^ ^^
TBL
предприятие требованиям стандарта - взвешивающие коэф-
фициенты, которые отображают важность соответствующих стандартов.
Аналогично социальная ответственность в бизнес-отчетности для агропромышленного предприятия может быть оценена на основании соответствия таким стандартам:
- стандарт GRI (The Global Reporting Initiative);
- стандарт АА1000 AS;
- концепции Triple bottom line.
Стандарт GRI (Глобальная инициатива по отчетность) является международным стандартом отчетности для добровольного употребления организациями, которые отчитываются по устойчивому развитию. В стандарте предложенный список конкретных показателей для отчетности по социальной, экологической и экономической деятельности предприятия. GRI предусматривает возможность подготовки отчетов лишь по одной или нескольким сферам деятельности предприятия с постепенным распространением на другие сферы [6].
Стандарт АА1000 AS (Стандарт социальной отчетности компаний, также известный как Стандарт верификации социальных отчетов) предназначен для оценки результатов деятельности предприятий с этичных позиций. В стандарте описанные процедуры и наборы критериев, с помощью которых может быть осуществлен социальный и этичный аудит деятельности предприятия. Как основные особенности данного стандарта необходимо отметить употребление в повседневной деятельности предприятия системы постоянного диалога с заинтересованными сторонами [7].
Концепция Triple bottom line или концепция «тройного итога» базируется на подведении итогов деятельности предприятия на основании трех групп показателей : финансовых, социальных и экологических. Концепция является одним из основных подходов при анализе проблем социальной ответственности, а также применяется как инструмент менеджмента и учета [8].
Оценку меры соответствия агропромышленного предприятия требованиям к социальной ответственности в бизнес-отчетности предлагается осуществлять за формулой:
tr , r tr , _R tr (3)
где - мера соответствия агропромышленного предприятия требованиям к социальной ответственности в бизнес-отчетности;
п - булевая переменная, которая отображает, или
торые отображают важность соответствующих стандартов.
Формализация оценки социальной ответственности в экологических аспектах бизнеса может быть осуществлена на основании соответствия международным стандартам экологического аудита. Наиболее авторитетными международными экологическими стандартами, соответствие которым может быть подтверждена добровольным прохождением сертификации есть:
- комплекс стандартов ISO 14000;
- система экологического менеджмента и аудита экологически безопасных предприятий EMAS (Eco -Management and Audit Scheme);
- европейский сертификат органической продукции EEC EEC 834/2007;
сертификат соответствия производства концепции HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points).
Комплекс стандартов ISO 14000 является семейством международных стандартов, связанных с окружающей средой и регламентирующих создание системы экологического менеджмента. В комплекс входят: ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по употреблению»; ISO 14004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»; ISO 14015 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций»; ISO 14020 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»; ISO 14031 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности»; ISO 14040 «Управления окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»; ISO 14050 «Управления окружающей средой. Словарь»; ISO 14062 «Экологический менеджмент. Интеграция экологических аспектов в проектирование и разработку продукции»; ISO 14063 «Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры»; ISO 14064 «Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов» [9].
Стандарт EMAS (Eco - Management and Audit Scheme) является инструментом управления для предприятий и организаций любого типа и размера, а также любых видов экономической деятельности, которые добровольно выходят за минимальные законодательные требования и нацелены на перманентное совершенствование своей экологической политики. EMAS является основой для подготовки экологического отчета предприятия о своем вкладе в экологическую обстановку, соответствие требованиям этого стандарта подтверждается прохождением аккредитации, которая дает право на использование фирменного знака EMAS [10].
Европейский сертификат органической продукции EEC 834/2007 определяет общие рамки и принципы функционирования органического сельского хозяйства, методы производства для органических сельскохозяйственных культур и животных, требования к организации производственного процесса, стандарты переработки и маркировки органической продукции, а также регламентирует систему контроля органической продукции [11]. Соответствие стандарта подтверждается сертификатом.
Концепция HACCP (Анализ черточек и критические контрольные точки) является системой стандартов, ко-
торые обеспечивают контроль безопасности на всех этапах производственного процесса, а также при хранении и реализации пищевой продукции. Основными потребителями стандарта являются агропромышленные предприятия, которые производят сырье для пищевой отрасли или непосредственные производители пищевой продукции. Для внедрения концепции HACCP предприятие должно не только сертифицировать свою продукцию и производственный процесс, но и применять эту систему и ее требования ко всем своим поставщикам сырья и вспомогательных материалов [11].
Соответствие агропромышленного предприятия всем или нескольким из этих стандартов позволяет относить его к социально ответственным предприятиям в сфере экологии. Для количественной оценки меры социальной ответственности таких предприятий предлагается оценка от 0 до 1, при которой нулю отвечает значение «предприятие не относится к социально ответственным из сфере экологии», а единицу - «предприятие является максимально социально ответственным в сфере экологии»:
sE_ E ,E + E ,E + E ,E + E ,E (4)
S _ aISO ' bISO + aEMAS' bEMAS + aEEC ' bEEC + aHACP' bHACCP,
где SE - мера соответствия агропромышленного предприятия требованиям к социальной ответственности в сфере экологии;
hE - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям стандарта ISO 14000;
Emas - булевая переменная, которая отображает, или
отвечает предприятие требованиям стандарта EMAS; E - булевая переменная, которая отображает, или
В _
b
p P P P
aiSO ,aiSO ,аЖ ,аOHSAS
- взвешивающие коэф-
kr = -
Zl^-
/ LiTBP-TEP +
TEP
В - В
где Я , - рентабельность производства _-й профиль-
нойкультуры агропромышленного предприятия;
К - средняя рентабельность производства _-й профильной культуры по отрасли;
ТЕР - производительность труда агропромышленного предприятия;
TEP _
фондоотдача агропромышленного предприя-
тия;-
@ - средняя фондоотдача по отрасли;
- количество профильных культур агропромышленного предприятия.
Оценку инвестиционно-инновационной конкурентоспособности агропромышленного предприятия предлагается осуществлять за формулой:
N(К 1 (6)
к=, п
где
n
2
инновационные инвестиции в агропромыш-
ленное предприятие;
N - средние инновационные инвестиции по отрас-
ли;
R - рентабельность инвестиций агропромышлен-
EEC
отвечает предприятие требованиям стандарта EEC 2092/91;
bE - булевая переменная, которая отображает,
°HACCP
или отвечает предприятие требованиям стандарта HACCP
ного предприятия;
^ - средняя рентабельность инвестиций по отрасли.
Оценку стратегической конкурентоспособности агропромышленного предприятия предлагается осуществлять за формулой:
- (7)
1 + Гл 'л 1
ks =
Z
2
где SZ - средняя стоимость единицы земель агропромышленного предприятия;
- средняя стоимость единицы земель по отрас-
фициенты, которые отображают важность соответствующих стандартов.
Для дальнейшего обоснования модели оценки конкурентоспособности социально ответственных предприятий агропродовольственной сферы необходимо формализировать оценку составляющих конкурентоспособности агропромышленного предприятия, зависимых от меры его социальной ответственности. Существует огромное количество подходов до количественной оценки разных аспектов конкурентоспособности. Наиболее перспективным из них является сравнение ключевых показателей, которые характеризуют разные сферы функционирования предприятия, со средними значениями по отрасли.
Оценку конкурентоспособности производства агропромышленного предприятия предлагается осуществлять за формулой:
(5)
ли;
% - темпы роста выручки агропромышленного
предприятия;
^ - средние темпы роста выручки по отрасли.
Оценку рыночной конкурентоспособности агропромышленного предприятия предлагается осуществлять за формулой:
В + В (8)
km = -
2
где DE - доля агропромышленного предприятия в экспорте производимой продукции;
В - доля агропромышленного предприятия на внутреннем рынке.
Все оценки должны быть нормируемые по шкале от 0 до 1, где нулю отвечает самое низкое значение конкурентоспособности, а единицы - наивысший.
При реализации мероприятий относительно повышения социальной ответственности бизнеса, основным из которых является приведение деятельности агропромышленного предприятия в соответствие с международными стандартами, повышается конкурентоспособность агропромышленного предприятия. В общем виде модель оценки конкурентоспособности социально ответственных агропромышленных предприятий имеет вид: (К-к) (9)
k=-
k
-•100%,
средняя производительность труда по отрасли;
где k - эффект в сфере конкурентоспособности агропромышленного предприятия при максимальной реали-
3
зации политики социальной ответственности бизнеса;
- интегральная конкурентоспособность агропромышленного предприятия;
- интегральная конкурентоспособность социально ответственного агропромышленного предприятия.
Интегральная конкурентоспособность социально ответственного агропромышленного предприятия рассчитывается за формулой:
К = апКп + а1 К1 +а3К +ам Км, (10)
где к1 - оценка конкурентоспособности производства при максимальной реализации политики социальной ) тветственности бизнеса;
К1 - оценка инвестиционно-инновационной конкурентоспособности при реализации политики социальной отве)ственности бизнеса;
к - оценка стратегической конкурентоспособности при реализации политики социальной ответственности )изнеса;
Км - оценка рыночной конкурентоспособности при
реализации политики социальной ответственности бизнеса;
ап,ат,а8,ам - взвешивающие коэффициенты.
В свою очередь, составляющие конкурентоспособности рассчитываются на основании таких зависимостей:
= г1^, к1), (11)
(12) (13)
к1 = г^^1, К1) к8 = г8 8е, К8)
)м = гм(8п,8е, км), (14)
где £1 гI £8 £м - функции, которые отобража-
и ' и ~> и ~> и
ществляется по таким характеристикам, как размер капитала, подвид деятельности, численность работников, основная производимая продукция.
В результате расчета оценки конкурентоспособности социально ответственных предприятий агропродоволь-ственной сферы может быть определено, какие из направлений социальной ответственности являются наиболее перспективными. Также при верификации результатов расчетов с фактической конкурентоспособностью после реализации мероприятий относительно социальной ответственности бизнеса может быть определено, в каких сферах деятельности есть проблемы.
Таким образом, разработанная модель конкурентоспособности социально ответственных предприятий агропродовольственной сферы, которая базируется на выделении факторов, которые обеспечивают конкурентные преимущества социально ответственных предприятий, позволяет выявить наиболее проблемные сферы деятельности, что негативно влияют на конкурентоспособность агропромышленных предприятий.
Для практической апробации разработанной модели проведенные расчеты на примере сельскохозяйственного частного предприятия «Белое озеро». Это предприятие, которое осуществляет экономическую деятельность по выращиванию зерновых культур. Среднее количество работников представляет 140 лица. Предприятие работает достаточно эффективно (рис. 2). Но, за последние четыре года один год был убыточен.
Основные средства предприятия имеют тенденцию к росту, так, в 2015 году они представляли 19200 тыс. грн., в 2016 - 21004 тыс. грн., в 2017 -22400 тыс. грн., в 2018 -23500 тыс. грн. Соответственно увеличивалось количество работников и размер их оплаты. В 2015 году на сельскохозяйственном частном предприятии «Белое озеро», Лысянского района Черкасской области работало 120 чел., в 2016 - 127 чел., в 2017 - 130 чел., в 2018 - 140 чел.
ют влияние меры соответствия агропромышленного предприятия разной мере социальной ответственности для предприятий -го кластера.
При принятии решения относительно целесообразности реализации политики социальной ответственности основной интерес для предприятия представляет прогноз, как это отразится на конкурентоспособности. Оценку ожидаемого влияния политики социальной ответственности на агропромышленное предприятие предлагается осуществлять выходя из статистических данных о таком влиянии у агропромышленных предприятий, которые уже осуществили переход на политику социальной ответственности. При этом следует учитывать тот факт, что для разных агропромышленных предприятий это влияние может отличаться и использование средних значений по всем предприятиям может дать очень значительную ошибку. Для минимизации ошибки предлагается провести кластеризацию агропромышленных предприятий и как эталонное значение брать среднее по объектам того кластера, к которому относится исследуемое предприятие. Кластеризация или кластерный анализ является многомерной статистической процедурой, при которой выполняется сбор данных, которые содержат информацию о выборке объектов, и потом упорядочении объектов в сравнены однородные группы. Кластеризация агропромышленных предприятий осу-
Рисунок 2- Валовая прибыль и чистый финансовый результат СПП «Белое озеро», тыс. грн.
Расходы на оплату труда и затраты на социальные мероприятия также росли соответственно (рис. 3). Средняя заработная плата на предприятии совпадает со средней по отрасли и составляет больше 10000 тыс. грн.
Рисунок 3. - Динамика роста отчислений на социальные мероприятия и расходов на оплату труда, тыс. грн.
Основным недостатком СПП «Белое озеро» является недостаточное внимание, которое уделяется инвестициям и инновациям. Из-за этого инновационно-инвестиционная конкурентоспособность предприятия является крайне низкой (рис. 4).
Общая Рыночная Стратегическая Инвестиционно-инновационная Производственная
I I I I I =1-
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
□ 201Ä
□ 2017 ■ 2016
□ 201Ь
Рисунок 4 - Динамика конкурентоспособности СПП «Белое озеро»
Предприятие сталкивается с недостатком оборотных фондов. Эта проблема разрешается путем заимствования, но стоимость обслуживания ссуд является великоватой. Реализация политики социальной ответственности может помочь предприятию в привлечении инвестиций.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Поэтому, главным направлением СПП «Белое озеро» должно быть социальная ответственность в бизнес-отчетности, которая осуществляет непосредственное влияние на инновационно-инвестиционную конкурентоспособность. Как свидетельствует опыт предприятий такого типа, подготовка отчетности по стандарту GRI (Глобальная инициатива по отчетность) позволит повысить инвестиционно-инновационную конкурентоспособность предприятия на 10%, а рыночную конкурентоспособность на 4%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воробей В. Корпоративна сощальна eidnoeidanbrnomb чи виго-да? /В. Воробей //Киево-Могилянсъка Бiзнес Cmydin. — 2017. — № 10. .
2. Россоха В.В. Потенщал аграрного тдприемства: меmoдoлoгiя дoслiдження /Екoнoмiкa АПК. — 2017. - № 4.
3. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе /Ю.Б. Рубин. — М.: Маркет ДС, 2010.
4. Зарецкий А.Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — Издание 2-е, доп. и перераб. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2017.
5. Воронов Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения /Д.С. Воронов. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.
6. Смыков В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана /В.В. Смыков. — СПб.: НПК «РОСТ», 2003.
7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации /Р.А. Фатхутдинов. — М.: Маркет ДС, 2008.
8. Хайдуков Д.С. Применение кластерного анализа в государственном управлении /Д.С. Хайдуков // Философия математики: актуальные проблемы. — М.: МАКС Пресс, 2017.
9. Черних Е. В. Особенности социальной ответственности бизнеса /Е. В.Черных// Екoнoмiчний вiсникДонбасу, 2017. — №3 (17).
10. Яровой А.И. Социальная ответственность бизнеса в Евросоюзе. Опыт для России / А.И. Яровой // Государственная служба. - 2017, № 5 (61).
11. Корпоративная социальная ответственность / Ред. и сост. А. Н. Крылов. - М.: Икар, 2017.