Научная статья на тему 'Управление коммерческим банком в условиях переходной экономики'

Управление коммерческим банком в условиях переходной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление коммерческим банком в условиях переходной экономики»

БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ю.А. ШКУРАТИКОВА РЭА им.Г.В.Плеханова

На современном этапе экономических реформ российская банковская система не могла не испытывать влияние экономического спада ввиду серьезных недостатков в ее институциональных основах. В то же время, эта структурная неустойчивость оставалась скрытой, пока банки имели возможность разнообразить свою деятельность доходными рисковыми операциями, проведению которых способствовал высокий уровень инфляции. Сегодняшние результаты политики стабилизации в краткосрочном аспекте усугубляют неустойчивость, присущую банковской системе.

Банковский кризис в России был вызван к жизни и питается двумя глубинными источниками. С одной, внешней стороны, его провоцируют предельно неблагоприятные макроэкономические и некоторые другие обстоятельства общего характера, которые как бы извне предопределяют деятельность коммерческих банков. С другой стороны, исключительно сильно влияние внутренних причин, связанных с особенностями деятельности самих банков и, в первую очередь, с их кризисным состоянием.

В связи с этим следует отметить, что и внешние для коммерческих банков факторы их неблагополучия, прежде всего возникновение и продолжение кризиса реального сектора экономики, также явились результатом управления, но уже всей национальной экономикой. Кризис банковского управления в самом общем плане можно определить как неадекватность управления теми задачами, которые стоят перед банками. При этом, однако, следует заметить, что, констатируя неэффективность управления, мы не вправе механически распространять такую оценку на все банки, поскольку среди них есть и вполне благополучные. Как можно судить о неэффективности управления в большинстве российских банков?

Во-первых, это безрадостные результаты деятельности сотен банков, выразившиеся в массовых отзывах у них лицензий Центральным банком, нарастании числа банкротств, обострении проблем убыточности или нерентабельности, во все более широком применении территориальными учреждениями Центробанка разнообразных ограничительных мер в отношении все большего числа подопечных банков.

Во-вторых, допускаются многочисленные нарушения действующего законодательства и требований нормативных актов, устанавливаемых органами банковского надзора.

Есть и другие признаки кризиса, которые могут быть объяснены более скрытыми причинами. Они показывают, что конечные итоги деятельности многих банков не являются случайностью, а оказываются неизбежным результатом той модели банковского управления, которая доминирует в российском банковском сообществе. Для нее характерны следующие коренные недостатки.

1. Почти все банки игнорируют необходимость иметь собственную обоснованную концепцию развития и соответствующую ей концепцию управления (политика банка применительно к разным направлениям его деятельности на определенный период и совокупность соответствующих практических мер).

2. В большинстве банков отсутствуют продуманные и полноценные системы информационного обеспечения процессами управления.

3. Банки уделяют недостаточное внимание системному анализу, диагностике и прогнозированию своей деятельности (наличие подразделений или службы с такими функциями - весьма большая редкость даже в крупных и средних банках).

4. Между подразделениями банков (как и между банками) очень слабо развиты горизонталь-

Функция координации

Координация деятельности банка

Рис. 1. Процесс банковского менеджмента

ные структурные связи, что в конечном итоге приводит к принятию несогласованных и потому часто неэффективных решений.

5. Практически в любом российском банке отсутствует целостный, содержательно согласованный и качественный комплект внутрибанковской документации, регламентирующей все стороны работы, процедуры подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

В силу названных причин отечественные банкиры до сих пор вольно или невольно ориентировались в своем менеджменте на два источника "второй свежести" - на опыт управления банками в советские годы и на иностранный опыт. Первый источник помог новым банкам унаследовать ряд методов управления, отвечавших другим историческим условиями, но сегодня ставших неактуальными. Второй источник также не выручает наши банки, поскольку иностранный опыт в лучшем случае нуждается в очень непростой адаптации к отечественным условиям (при этом и методика управления, как правило, никому неизвестна), в худшем, что бывает чаще, просто не годится для России.

Существует определение банковского менеджмента как системы управленческих отношений, характеризующихся следующими основными функциями: подготовка управленческого решения; принятие управленческого решения; организация

'Бор М,3, Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. - М.:ИКЦ "ДИС", 1997 г. - С.31.

2Румянцева З.П., Саломатина H.A., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. М., 1997 - С.53.

выполнения решения; учет и анализ деятельности банков;

контроль и анализ реализации управленческих решений; оперативное регулирование процесса выполнения управленческих решений1.

В данном определении понятие менеджмента сводится к характеристике процесса принятия и реализации решения.

Процесс менеджмента предполагает выполнение функцийтт&нщ>оъ&т\я., организации, координации, мотивации и контроля (рис. 1), осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного труда и получение результатов, соответствующих разработанным целям. Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации2.

Организация деятельности банка. Задачей данной функции менеджмента является формирование структуры банка и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы - персоналом, оборудованием, зданиями, ресурсами и т. д. Организация деятельности банка по своей сущности представляет собой процесс создания реальных условий для достижения целей банка.

Мотивация банковского персонала имеет своей целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников и создаются условия для их профессионального развития.

Банковское планирование. Задачей менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Традиционное понимание планирования в отечественной практике подразумевало жесткие инструктивные рамки, ограничивающие свободу маневра в деятельности любого юридического лица, в том числе и банка. Основной характеристикой плана являлось строгое регламентирование деятельности хозяйствующего субъекта, что, как правило, не соответствовало постоянно меняющимся условиям его деятельности и негативно сказывалось на эффективности работы.

Планирование в его новом понимании определяет цели деятельности банка и способы их достижения.

Планирование утвердило свои позиции в банковском деле на международной арене относительно недавно, в 60-е годы, характеризовавши-

еся осложнениями в работе банков и усилением конкуренции. Тогда же и появились тенденции, которые подвели банки к планированию, сделав его необходимым элементом банковского менеджмента. Сейчас эти тенденции стали повсеместными ведущими характеристиками финансовых рынков.

В числе этих тенденций можно назвать следующие: выход со своими операциями на международные рынки, что подняло конкуренцию на международный уровень; диверсификация банковских услуг там, где это допускалось условиями; образование рынка финансовых услуг, предлагаемых небанковскими учреждениями; внедрение в банках компьютерной техники.

Таким образом, качественно новый уровень конкуренции в банковском деле обусловил для банков необходимость развития конкурентных стратегий и планов для реализации этих стратегий как важнейшего условия сохранения своей жизнеспособности.

Банковский контроль. Задачей банковского контроля является количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности банка. В общей системе управления контроль выступает в качестве средства обратной связи, так как на основании его данных осуществляется корректировка ранее принятых решений. Банковский контроль реализуется посредством учета, анализа и проверки различных сторон деятельности банка.

Координация деятельности банка. Основная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев банка путем установления рациональных связей, специфического для банка управления финансами, что обусловливает необходимость создания систем управления ликвидностью и прибыльностью, активами и обязательствами, а также валютными рисками.

Система управления активами и пассивами предполагает управление ликвидностью банка. Ликвидность рассматривается как возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

Коммерческий банк считается ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из других источников достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Кроме того, ликвидный резерв необходим для удовлетворения

практически любых непредвиденных финансовых нужд: заключения выгодных сделок по кредиту или инвестированию; на компенсирование сезонных и непредвиденных колебаний спроса на кредит; восполнение средств при неожиданном изъятии вкладов и т. д.

В отечественной экономической литературе, в отличие от установившейся международной банковской терминологии, подчас смешиваются два понятия - ликвидность баланса банка и платежеспособность последнего, что в последующем приводит к отождествлению методов и способов поддержания ликвидности и платежеспособности кредитных институтов. Если первое в большей степени дело самого банка и он самостоятельно выбирает в конкретных условиях те или иные способы поддержания своей ликвидности на уровне установленных норм, то второе, как правило, относится к функциям государства в лице Центрального банка.

Итак, банк считается ликвидным, если суммы его денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. Необходимо подчеркнуть, что в целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка-партнера.

Говоря о банковском менеджменте, необходимо обратить внимание на понятие банковского управления.

Банковское управление - это род самоуправления, которое осуществляется не извне, а самим субъектом, исходящим из собственных представлений, оценок и интересов. Но было бы неверно считать, будто управление банками извне и их самоуправление могут осуществляться автономно и параллельно. На самом деле такой автономности нет ни на одном уровне банковской системы. Напротив, на каждом из них существует сочетание управления извне с элементами самоуправления.

Банковское самоуправление можно представить себе в виде процесса принятия управленческих решений, осуществляющегося внутри некоего коридора действий, параметры которого определяются рядом факторов. Такими факторами можно считать следующие: объективное состояние и тенденции развития национальной экономики; экономическая, бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика государства; степень самостоятельности Центрального банка; объек-

тивное состояние и тенденции развития денежного хозяйства страны, устойчивость национальной денежной единицы; качество гражданского и уголовного законодательства, практика их применения; уровень правопорядка в обществе, экономике, банковской сфере; качество банковского законодательства и практика его применения; уровень монополизации в банковском секторе; качество нормативных актов Банка России и его отношений с коммерческими банками.

Объектами банковского управления являются:

1. Привлечение ресурсов - главными видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты), и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений (посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБР).

Депозитные счета могут быть разнообразными, и в основе их классификации имеются такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности, однако наиболее часто в качестве критерия выступают категория вкладчика и формы изъятия вклада.

Исходя из категории вкладчиков различают депозиты:

юридических лиц; физических лиц.

По форме изъятия средств депозиты подразделяются на:

до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

срочные (обязательства, имеющие определенный срок);

условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

Межбанковский кредит - это свободные кредитные ресурсы, которыми торгуют устойчивые в финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек ресурсов. Привлечение МБК осуществляется двумя способами: самостоятельно, путем прямых переговоров, или через финансовых посредников;

2. Собственный капитал1 - специально создаваемые фонды резерва, предназначенные для обеспечения его экономической стабильности, поглощение возможных убытков и находящиеся в использовании банка в течение всего периода его функционирования. Он включает в себя: уставный капитал, резервный капитал, учредительскую прибыль, нераспределенную прибыль теку-

1 Лаврушин О.И. Банковское дело. М., "Финансы м статистика", 1999 г., стр. 73.

2 Винокуров В.А. "Организация стратегического управления на предприятии". Москва, 1996, с. 22

щего прошлых лет, оставленных в распоряжении банка, резервы на покрытие различных рисков;

3. Маркетинг - главная его задача состоит в ориентации производителя на нужды конкретных потребителей. Банковский маркетинг включает решение следующих задач:

установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

выбор конкретных рынков и установление нужд заказчика;

установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и новых видов услуг;

внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения;

4. Оргструктуры - можно представить следующим образом:

Совет банка;

Правление банка (Кредитный комитет и Ревизионный комитет);

Управление планирования и развития банковских операций;

Управление депозитных операций;

Управление кредитных операций;

Управление посреднических и других операций;

Управление организации международных банковских операций;

Учетно-операционное управление;

Службы;

5. Персонал и труд - человеческий потенциал знаний, умений, интуиции, проницательности есть наиглавнейший актив; немецкий банкир Вилфрид Гут писал: "В сегодняшних условиях изменяющейся конкурентной среды человеческий капитал следует рассматривать как самый ценный актив финансового учреждения, способность к использованию возможностей рынка прямо зависит от качества людских ресурсов"2;

6. Информационные потоки - в процессе своей деятельности банки активно используют данные об экономике предприятий, развитии их продукта, финансовой устойчивости. Помимо баланса, других форм отчетности предприятий банки собирают информацию о деятельности своих клиентов в периодической печати, пользуются услугами специальных агентств, располагающих конфиденциальной информацией о предприятии в целом и его руководителях. Информация о состоянии рынка может касаться не только клиентов коммерческих банков, но и их самих. Специальные рейтинговые агентства публикуют сведения о степени надежности кредитных учреждений. Этими сведениями пользуются не только банки во взаимоотношениях друг с другом, но и предприятия, отдельные граждане, желающие правильно выбрать более надежный банк.

Банк должен быть обеспечен оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые организационные и экономические меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреждения;

7. Внутрибанковские отношения - к элементам внутренней инфраструктуры относятся:

законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций;

внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов, в целом методическое обеспечение;

построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка, на базе современных коммуникационных систем;

структура аппарата управления банком;

8. Финансовый инструментарий (технологии) - качество и эффективность работы банка и, в частности, его продуктов и услуг, непосредственно зависят от технологической составляющей; технологический аспект осуществляемых операций, сделок, принятия решений при условии его (аспекта) научно-практической состоятельности и оправданности представляет собой важное условие роста конкурентоспособности банка; в словаре русского языка С.И. Ожегова технология определяется как "совокупность производственных процессов определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, а техника - как "совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве"1.

9. Учет и отчетность - принципы построения бухгалтерского учета в банках и использование банковских операций зависят от характера и специфики деятельности банка. Счета баланса подразделяются на балансовые и внебалансовые. На балансовых счетах учет ведется по системе двойной записи с отражением каждой банковской операции по дебету одного и кредиту другого счета. На внебалансовых счетах учитывается движение ценностей и документов поступающих в банк на хранение, инкассо или комиссию, а также знаки оплаты госпошлины, бланки строгой отчетности, ценные бумаги.

Финансовая отчетность коммерческих банков включает балансовый отчет о прибылях и убыт-

1 Ожегов С.И. "Словарь русского языка". М.: Русский язык, 1988, с. 650.

ках, отдельные отчеты. Основное назначение банковской отчетности - быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Она должна быть понятной существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им представление о суммах, времени и рисках, связанных с ожиданием дохода, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери по ссудам;

10. Система безопасности - включает в себя:

правила учреждения и закрытия банка;

регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;

порядок отчетности и ее публикации в печати;

процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;

систему предупреждений кризиса банка и его оздоровления;

механизм, обеспечивающий защиту вкладов;

11. Связи с общественностью - возможности (в силу тесных отношений с клиентами и осуществления конфиденциальных услуг для них по ведению счетов, реестра акционеров, трасту, трансфертным операциям) и способности (в связи с необходимостью для осуществления повседневной деятельности банки подключены к глобальным информационным системам связи, телекоммуникаций, являются разработчиками либо финансируют создание технологических нововведений в области информации) по получению, сохранению, передаче и предоставлению достоверной, обширной, обработанной аналитиками информации обусловливают особое положение банков в ряду их конкурентов и востребованность со стороны клиентов;

12. Другие (которые банк может заполнить по собственному усмотрению).

Инструментальные средства, которые могут и должны использоваться в процессе управления (самоуправления) банком, с некоторой долей условности делятся на следующие две группы: заемные, которые банк может брать в готовом виде, и собственные, создаваемые самим банком (см. таб. 1).

Таблица /

Заемные Собственные

Принципы управления Методы управления Структуры управления Анализ информации Планирование Регулирование Контроль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая группа средств управления формально хорошо известна.

Принципы можно было бы разделить на две категории: общие для любых организаций, более характерные для банков. Методы управления традиционно подразделяются на экономические, административные, социально-психологические, правовые, а также специальные, играющие вспомогательную роль (математические, кибернетические).

Если так называемые заемные инструменты можно брать из внешней среды в готовом виде, то означает ли это, что с ними у банка не будет проблем? Нет, конечно, не означает. Покажем это на примере принципов управления, а именно тех из них, которые более характерны для банков: соблюдение экономических нормативов, устанавливаемых Центральным банком; добровольность отношений и взаимная заинтересованность банка и его клиентов; максимизация удобств для клиентов; минимизация рисков прежде всего в отношении средств клиентов; максимизация прибыли за счет минимизации общих затрат; минимизация собственной доли банка в его пассивах, а также не участвующих в обороте резервов.

Инструменты управления, которые банк1 должен создавать самостоятельно (то есть соответствующие формы наполнять таким содержанием, которое нужно данному банку), названы выше. При этом необходимо подчеркнуть, что эти инструменты должны рассматриваться и применяться на практике не в любой, а обязательно в следующей логической последовательности:

Анализ-» Планирование^ Регулирование-» -» Контроль-»

При этом анализировать необходимо всю совокупность факторов, определяющих условия функционирования банка в текущем периоде и в обозримом будущем. Эти факторы целесообразно также разбить на две группы: внешние по отношению к банку и внутрибанковские. Результатом аналитической работы должна быть наработка качественной информации, которая могла бы лечь в основу использования остальных инструментов управления.

Планирование должно быть центральным звеном всего процесса управления банком, его главным инструментом, однако фактически таковым пока не является для подавляющего большинства

1 Банковская система России. Настольная книга банкира. - М.: ДеКА, 1995. - Т. 1 - С. 204, 210-212.

2Егорова Н.Е., Смулов A.M., Математические методы финансового анализа банковской деятельности. "Аудит и финансовый анализ", 1998, № 2, стр. 80.

банков, поскольку редкий банк сознательно и постоянно использует соответствующие процедуры в своей практике. В результате распространена следующая крайне обедненная схема банковского управления:

Оперативный анализ-» Регулирование-» -» Частичный контроль-»

Под планированием деятельности банка понимается формулирование стратегии развития банка на предстоящий период в форме составления обобщающего концептуального документа, трактующего деятельность банка в целом по отдельным направлениям.

Планирование должно распространяться на все ранее названные объекты банковского управления, то есть на все сферы деятельности банка, на все осуществляющиеся в нем процессы или отношения, либо на те из них, в отношении которых необходимость в планировании признана более настоятельной. При этом продолжительность планового периода не имеет жестких ограничений и может определяться каждым банком самостоятельно.

Что должно включать в себя планирование деятельности банка. Оно обязательно проходит ряд этапов, каждый последующий из которых должен строго основываться на предыдущем, логически и фактически выводиться из его содержания.

Этап первый. Итеративным путем формулируется концепция миссии банка, то есть исповедуемая банком идеология, модель его перспективного состояния (см. рис. 2).

Миссия2 - это то, что данный банк призван и может совершить за все время своего существования на выбранном поприще финансовой деятельности; это то, что в конечном счете определяет лицо банка и отличает его от других финансово-кредитных институтов (см. рис. 2). На основе сформулированной миссии разрабатываются концепции его развития (на более короткий интервал времени), в рамках действующей концепции -цели и задачи развития, затем осуществляется выбор стратегий банковского функционирования как способов реализации этих целей и задач. При этом под банковской стратегией понимается набор возможных вариантов кредитных операций, а множество стратегий, ориентированных на решение конкретных целей и задач, образует кредитную политику банка.

В соответствии с общей схемой формирования миссии, концепции и стратегии развития банка, а также факторами, определяющими этот процесс, при разработке концепции развития банка учитывают:

Внешняя

экономическая

среда

Рис. 2. Миссия банка

Исторический опыт банка, который с учетом особенностей текущего момента позволяет находить "новые решения как хорошо забытые старые".

Государственная политика, которая может оказывать существенную как материальную поддержку банку (например, путем участия в уставном капитале или в виде льготных кредитов), так и нематериальную, и в результате - повысить надежность банка, выступив гарантом возврата вложений населения.

Экономическое состояние народного хозяйства страны, которое может быть или не быть благоприятным для банковской системы.

Маркетинг банковских услуг, который позволяет сконцентрировать усилия на наиболее перспективных направлениях развития банка.

Заметим, что три последних фактора являются взаимосвязанными и формируют внешнюю экономическую среду функционирования банка.

Этап второй. Также итеративным путем формулируется система качественных и важнейших количественных целей деятельности банка на конкретный плановый период.

Цель деятельности любого коммерческого банка, отраженная в его уставе, - заработать возможно большую сумму прибыли. Однако это абстрактный уровень отражения проблемы. На практике указанная цель нуждается в конкретизации и обычно разворачивается в целый набор реальных целевых установок, касающихся, например, капитальной базы банка, освоения им новых технологий и финансовых инструментов, повышения надежности, развития отношений с клиентурой и другими кредитными организациями, совершенствования материально-технической базы и т. д.

Каждая из указанных целей деятельности банка реализуется соответствующей функцией управ-

ления. Кроме того, в состав целей управления будут включаться и такие, которые ориентированы на качественные преобразования самого процесса (инструментов) управления.

Цели деятельности и соответственно цели управления в разных банках могут и даже в определенной мере должны быть разными.

Этап третий. Определяется политика банка (при необходимости итеративным путем) применительно к разным объектам банковского управления на конкретный плановый период. Речь идет о совокупности политик (кредитная, процентная, техническая, в отношении собственных оргструктур, кадровая и т. д.). Цели (намерения, политика) банка на этом этапе получают не только уточненное качественное, но и количественное выражение. Итоговая форма выражения политики банка - программа развития, план, приказ и т. п.

Этап четвертый. Составляются перечни практических мер (организационных, юридических, финансово-экономических, технических и технологических, кадровых и пр.) с указанием конкретных сроков, объемов, сумм, исполнителей, которые необходимо предпринять для реализации каждой из утвержденных политик банка. Указанные перечни мер должны быть документально оформлены.

Следующий инструмент - регулирование (оперативное управление), под которым понимается процесс принятия текущих управленчес-

ких решений. Теория и практика выработали известные требования (правила или принципы) к организации данного процесса1.

Замыкает этот "инструментальный ряд", обеспечивая возможность бесконечного повторения управленческого процесса, контроль-провер-ка выполнения принятых управленческих решений. Наиболее актуальными практическими проблемами в этой части можно считать следующие две: распространение контроля на качество управления банком; организация разумного, эффективного и оправданного сочетания различных видов контроля.

Подводя итог рассмотрению типологии планирования банковской деятельности, можно сделать вывод о том, что в наиболее общих чертах формулирование банковской деятельности сводится к определению целевого рынка и методов конкуренции для банка в целом, а также оптимальной динамики отдельных деловых сфер. Рассмотренные подходы к планированию банковской деятельности способны оказать банковскому менеджеру существенную помощь в процессе принятия и реализации управленческих решений и выборе ассортимента предоставляемых банком финансовых услуг. Однако необходимым условием успешности этого выбора является глубокий анализ факторов внешней и внутренней среды, которые в значительной степени предопределяют успех или неудачу того или иного подхода к планированию.

1 Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.