И.Д. Мамонова,
профессор кафедры «Банковское дело»
Особенности банковского менеджмента
анковский менеджмент представляет собой научную систему управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.
Управлять - значит уметь предвидеть, правильно ориентироваться в текущей обстановке и принимать оптимальные решения, достигать поставленных целей, максимально использовать потенциал коллектива и каждого сотрудника.
Банковский менеджмент есть одновременно наука и искус -ст в о .
Как наука банковский менеджмент опирается на систему теоретических знаний в области рыночных отношений, денежного оборота и кредита, банковского дела, предпринимательства, управления, психологии, деловой этики, экономического программирования, прогнозного и текущего планирования. На их основе разработана собственная наука о банковском управлении. В центре ее различные теории управления активами и пассивами, позволяющие на практике обеспечить надежность, стабильность, финансовую устойчивость банка, т.е. найти оптимальное решение проблемы "прибыльность -ликвидность".
Как искусство банковский менеджмент отражает обобщение богатого опыта деятельности банков, определение правил поведения их на денежном рынке, разнообразные методы решения конкретных задач с учетом изменяющейся экономической конъюнктуры. Среди зарубежных банкиров хорошо известны такие общепризнанные правила, как то: "клиент всегда прав"; "если вы не знаете, куда идете, вы всегда окажетесь где-нибудь не там"; "при выдаче ссуд ориентируйтесь на первичный источник"; "отдел аудита должен быть укомплектован лучшими специалистами" и др.
Основу менеджмента, в том числе и банковского, составляет человеческий фактор, заключенный в профессионализме, организованности и заинтересованности в эффективной работе банка и собственном творческом росте.
29
Все эти качества необходимы менеджерам, чтобы создать и реализовать на практике эффективную систему управления экономическими процессами и персоналом банка, обеспечивающую высокие конечные результаты его деятельности и устойчивость по отношению к внешним и внутренним рискам. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал-управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, напористостью, способностью реализовать намеченные планы, быть лидером в коллективе.
В развитых странах менеджмент относится к числу важных факторов повышения эффективности производства. В последние годы ему придается особое значение, поскольку менеджмент позволяет добиваться высоких конечных результатов при относительном снижении затрат, не прибегая к дополнительному вложению капитала.
Для банковского работника знание основ менеджмента важно с двух сторон.
Прежде всего экономист банка должен уметь давать оценку уровню менеджмента на предприятиях, в организациях, кооперативах, являющихся клиентами банка или желающих ими стать. Как отмечается в зарубежной экономической литературе, качество менеджмента является важнейшим фактором финансовой устойчивости предприятий, их высокой кредитоспособности. В ФРГ примерно 40% фирм и частных предприятий терпит банкротство из-за плохого качества менеджмента. Поэтому оценка уровня менеджмента является одной из составляющих анализа кредитоспособности клиента и определения степени риска при установлении кредитных отношений с ним.
Для банка, работающего в условиях непрерывного изменения конъюнктуры денежного рынка, важное значение приобретает также собственный менеджмент, позволяющий наиболее успешно решать стоящие перед ним задачи.
Для банковского менеджмента характерна определенная специфика, обусловленная особенностями банковской деятельности. Эта специфика прежде всего относится к целям банковского управле-
30
ния. Цели менеджмента подразделяются на экономические и социальные и фактически связаны с экономическими и социальными аспектами функционирования банка.
Важнейшей экономической задачей системы управления банком является обеспечение максимальной прибыли. Данная задача определяется принадлежностью банка к коммерческим структурам. Решение ее в условиях конкуренции и изменяющейся конъюнктуры рынка требует разработки и выполнения комплексной программы управления системой клиент-продукт-цена-затраты, что предполагает наличие политики банка по этим направлениям, организацию персонала, создание аналитической и информационной базы, разработку методики оценки и управления рисками и т.д.
Однако банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Решение данной задачи предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.
Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.
Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента заключен также в содействии банков развитию экономики посредством вложения ресурсов в производственную сферу (инновации, капитальные вложения), в перспективные отрасли, в экономику регионов, новые сферы бизнеса. Банк является общественным институтом, который призван тесно увязывать свою деятельность с развитием экономики и тем самым укреплять и собственную ресурсную основу дальнейшего расширения операций.
31
В ряде стран, например в Японии, разработан своего рода этический кодекс работников банка, в котором основной обязанностью каждого сотрудника считается осмысление общественного назначения банка и следование этой идеологии в своей практической деятельности.
Специфика банковского менеджмента заключена и в механизме управления экономическими процессами, составляющими основу деятельности банка.
Этот механизм предполагает, во-первых, комплекс мер по осуществлению имеющихся в арсенале банка операций и услуг, а также освоению новых; во-вторых, систему управления конечными результатами деятельности банка; в-третьих систему управления рисками (внешними и внутренними). По всем указанным направлениям система управления включает: выделение структурных подразделений, занимающихся соответствующими вопросами; четкое определение функциональных обязанностей как подразделения в целом, так и персонала, в том числе руководителей; фиксирование порядка взаимодействия между собой различных подразделений и лиц; разработку служебных инструкций, положений и методик; организацию аналитической работы и внутрибанковского контроля.
Отличительной чертой банковской деятельности является ее высокая рискованность, что обусловлено влиянием на денежные потоки, проходящие через банки, множества факторов макроэкономического характера. Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от политической и экономической стабильности в стране, уровня инфляции, доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе, развития и устойчивости рынка ценных бумаг и др. В этих условиях во всех странах банковская деятельность относится к наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов, находящихся в банке. Методами централизованного регулирования банковской деятельности являются законодательные акты и нормативные документы органов банковского надзора.
В России указанное регулирование осуществляет Банк России посредством установления пруденциальных норм, охватывающих регулирование предельных величин рисков, принимаемых кредитными организациями; формирования резервов, обеспечивающих их устойчивость и надежность; ведения бухгалтерского учета и содержания отчетности, а также регистрации и лицензирования кредитных
32
организаций и аудиторских фирм, занимающихся банковским аудитом.
Наличие регулятивных правил и норм вводит в определенные рамки деятельность каждого банка, создает некие ограничители, которых должны придерживаться менеджеры в процессе разработки и осуществления банковской политики.
Кроме того, высокая рискованность банковской деятельности порождает широкое применение принципа коллективного принятия наиболее ответственных решений; используются разнообразные способы защиты от возможных рисков, осуществляется жесткое регулирование отдельных процедур, четкая фиксация прав и полномочий отдельных должностных лиц, отдельных подразделений, в том числе филиалов.
Содержание банковского менеджмента находит конкретное выражение в характеристике сфер управления.
Банковский менеджмент подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента является разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным видам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.п.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем и портфелем ценных бумаг, управление банковскими рисками.
Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения, а постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.
Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих как необходимого условия эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кад-
30
3
ров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.
Научной основой управления персоналом являются психология и деловая этика, что позволяет найти индивидуальные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовывать материальное стимулирование.
Схематично основные направления банковского менеджмента можно представить в следующем виде.
Менеджмент банка
Финансовый менеджмент Банковская политика Маркетинг
Управление активами и пассивами
Управление ликвидностью
Управление доходностью
Управление собственным капиталом
Управление кредитным портфелем
Управление портфелем ценных бумаг
Управление рисками (валютным, процентным, операционным, риском забалансовых операций и др.)
Создание информационной системы
Управление персоналом
Мотивация труда
Организационная структура банка
Расстановка кадров
Система подготовки и переподготовки кадров
Механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования
Организация контроля
Система повышения в должности
Принципы общения в коллективе
С точки зрения управленческого процесса содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.
Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования
34
включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, а также представление о конечных результатах деятельности и конкретных параметрах риска, которые может взять на себя банк.
Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через сводные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития.
Результатом планирования является разработка: а) основ банковской политики, в т.ч. по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика); б) бизнес-плана (сводного плана развития банка), определяющего конкретные финансовые показатели и нормативы.
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый под определенным ракурсом. Главными направлениями анализа являются:
% оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка;
% оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др. Анализ осуществляется на основе классифика-
35
ции отдельных статей ресурсов банка, расчета структурных показателей, сравнения их в динамике и с другими банками. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка, политики управления активами и пассивами;
% оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов); активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности. Анализ осуществляется на основе классификации активов банка, расчета структурных показателей; сравнения их в динамике и с другими банками. Результаты проведенного анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка, политики управления активами и пассивами;
% оценка ликвидности банка на основе: а) расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, сравнения их в динамике, выявления факторов, оказывающих влияние на изменение уровня показателей; б) определения ГЭПа (степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;
% оценка доходности банка, которая осуществляется на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа рассчитывается система количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;
% анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования.
Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности. Это анализ: кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений и др.
Материалы указанных методических разработок используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка, в т.ч. рисками.
Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.
36
В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:
% совершенствование организационной структуры банка, в частности, образование новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и т.д.);
% разработка новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;
% корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;
% принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;
% определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;
% определение мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);
% изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала и т.д.)
Контроль в банковской деятельности также подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями Банка России от 28.08.97г. № 59. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов Банка России и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
В зарубежной практике качество управления каждым банком подвергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значительной мере зависят результаты деятельности банка, степень его надежности.
В свою очередь результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка; способность их к лидерству; уровень выполнения банком регулятивных норм; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффектив-
37
ность управления персоналом банка. Положительные оценки по вышеуказанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.
Опрос независимых специалистов зарубежных стран по вопросу, что такое современное управление, выявил 10 основных характеристик: открытая культура; наличие общих ценностей; нацеленность на прибыль; акцент на удовлетворение потребностей клиентов; желание вкладывать средства в новые продукты; сильное и последовательное руководство и хорошее чувство направления; стремление к набору наилучших сотрудников; вложения в подготовку персонала; система информации о продуктах или клиентах, позволяющая осуществить оценку их прибыльности; хорошее управление кредитным риском*.
Особое внимание при оценке банковского управления уделяется выявлению факторов неправильного управления. В американской практике выделяются четыре типа неудовлетворительного управления.
Первый тип неправильного управления определяется как плохое управление. Главными признаками его являются:
> чрезмерное расширение и неадекватный рост ссудных операций по сравнению с капиталом банка, что становится частой причиной банкротства банков;
> плохое кредитование, выражающееся в: а) предоставлении солидной доли ресурсов в виде ссуд одному заемщику или группе заемщиков, принадлежащих к одной отрасли; б) кредитовании клиентов, связанных между собой системой участия; в) значительном несоответствии сроков кредитов и депозитов, в частности вследствие массовой пролонгации ссуд; г) неспособности банка реально оценить перспективы возврата кредита заемщиком вследствие низкого уровня организации кредитного процесса;
> отсутствие внутреннего контроля, связанного с недостатками информационных систем, позволяющих сигнализировать о проблемах на начальных стадиях их появления, а также с низким качеством работы службы внутреннего аудита;
> плохое планирование вследствие его недооценки.
Для этого типа управления характерно не предвидение изменения ситуаций и возникающих рисков, а расчет на то, что "время само решит все проблемы".
Второй тип неправильного управления квалифицируется как косметическое управление. Его сущность составляет сокрытие прошлых и настоящих убытков с целью выиграть время и сохранить контроль. Существует много способов скрыть реальную экономическую ситуацию посредством приукрашивания баланса. Но главным способом утаивания возникших проблем является манипулирование с распределением прибыли. Вместо уменьшения дивидендов и увеличения резервов для покрытия возросших рисков менеджеры пытаются сохранить или увеличить выплачиваемые дивиденды ради создания "хорошего имиджа банка". При этом банкиры могут использовать четыре способа вуалирования экономической ситуации - это уменьшение резерва кредитного риска путем пересмотра сроков погашения ссуд или оформления дополнительных гарантий их возврата (даже нереальных); заавышение суммы реальных доходов; проведение переоценки активов; ускорение накопления доходов и откладывание учета расходов.
Третий тип неправильного управления именуется "безнадежным руководством". Для него характерно проведение чисто внешних преобразований, свя-
* Нотон Мак Д. Банковские учреждения в развивающихся странах. Т. 1. Технические материалы Института развития Мирового банка. Вашингтон, 1994. С. 6-10.
38
занных с осуществлением нескольких выгодных сделок. Эти сделки могут касаться спекулятивных операций с ценными бумагами, привлечения депозитов по повышенным процентным ставкам для предоставления крайне рискованных ссуд.
Наконец, четвертый тип неправильного управления - мошенничество. Мошенничеством считается тот случай, когда банк организован предпринимателями, имеющими определенные личные интересы. К мошенничеству прибегают зачастую и тогда, когда руководство банка предвидит приближающийся крах. При этом осуществляется предоставление кредитов клиентам, в которых банкиры заинтересованы.
В российской банковской сфере хорошо осознают, сколь велико значение менеджмента для обеспечения надежности банков. В этой связи в указаниях Банка России по проведению внешними аудиторами проверок коммерческих банков предусмотрен комплекс вопросов, позволяющих дать оценку системе управления банком. Они включают: рассмотрение адекватности структуры управления банком видам и объемам выполняемых им операций; анализ и оценку кредитной политики и качества управления кредитными рисками; оценку состояния внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; анализ системы управления рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг; оценку полноты сформированных банком резервов; эффективность системы внутрибанковского контроля, в т.ч. за деятельностью филиалов.
39