ИСТОРИЯ и КУЛЬТУРА
Управление Китаем в эпоху Тан
Полохало Ю. Н.
Юрий Николаевич Полохало — канд. ист. наук, доцент кафедры истории Северо-Западной академии государственной службы.
(ремя правления династии Тан (618-907 гг) .считается расцветом средневековой китайской конфуцианской империи. В этот период за счет земельной реформы, дававшей систематическое поступление налогов в казну, создания единой государственной денежной единицы, использования бесплатной рабочей силы и трудовых повинностей, в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы и целые города, бурно развивались ремесло и торговля. Общество представляло собой сложную иерархическую систему, основой которой служил конфуцианский тезис о том, что благородный человек должен возвышаться, а низкий, недостойный — умаляться.
Империя была разделена на десять провинций, которые в свою очередь подразделялись на округа и уезды. Округа и уезды различались по размерам территории, населению, сумме налогов и соответственно делились на категории, что сказывалось на статусе и количестве управлявших ими чиновников.
Система государственного устройства и бюрократический аппарат складывались исходя из опыта, накопленного в древности, и основывались на идеях Конфуция. Верховная власть концентрировалась в особе императора, сына Неба и одновременно отца своих подданных. А он, обладая неограниченными правами, должен был
м к
О 5 ^ I О < м ес
о
м £т < < 2
ІИ
4/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
212
управлять страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. По традиции государь считался представителем высших небесных сил и проводником их воли. Сын в общении с Небом, он одновременно выступал в качестве заботливого отца для любимых старших сыновей — чиновников — и неразумных младших детей - своих подданных. Так природная по своему характеру семейная структура распространялась на все общество1. Императору принадлежала высшая законодательная и судебная власть, трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества — уделы, земли которых считались их собственностью. Важную роль в государственном управлении играл императорский двор, при котором были созданы специальные управления по обслуживанию персоны императора, императорских палат, гарема, охраны имущества казны.
Ближайшими помощниками императора были два канцлера-советника: левый (он обычно считался старшим) и правый. Их должности, как правило, занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты: Кабинет министров (палата Шан-шушэн), Совет Двора, Государственную Канцелярию. Кабинет министров ведал в основном органами исполнительной власти, а две другие палаты готовили и публиковали указы императора. Причем функции палат составляли единый организм, как бы дополняя друг друга. Император должен был лишь регулировать общение трех палат (порой успешно
противопоставляя их друг другу), чтобы контролировать и держать всю систему в равновесии. В этом проявлялась государственная мудрость, обусловленная характером всей китайской культуры, — добиться успеха можно было лишь при соблюдении гармонии между целью и средством. Процедура функционирования государственного аппарата, нацеленная на выработку целесообразной политики, проходила несколько этапов, предусматривая рассмотрение любой проблемы с «трех сторон» (т. е. в трех палатах).
Так, например, указы правителя составлялись на основе информации, поступавшей в докладах с мест, доклады же направлялись для первичного рассмотрения в Кабинет министров, выполнявший совещательную функцию. Далее сведения, изложенные в докладах, проверялись в Совете Двора и лишь затем, после длительной дискуссии, Государственная Канцелярия выносила окончательное решение. Если мнения Совета и Канцелярии расходились, то в дело вмешивался лично император. Цикл выработки указа и его шлифовка общими усилиями замыкался на Кабинете министров, куда он уже в окончательной редакции вновь поступал для исполнения.
В свою очередь, эта исполнительная функция реализовывалась через шесть традиционных ведомств, разделенных на две группы. К первой, возглавлявшейся старшим канцлером, относились ведомства ритуала, чинов, финансов, ко второй —военное, наказаний, общественных работ. Главным из них было ведомство ритуала. Оно
4/2005
1 История Китая. / Под ред. А. В. Меликсетова. — М., 1998. С. 172.
следило за соблюдением обрядов, нравственностью подданных, их образованием, религиозными организациями. В его функции, кроме того, входили организация приема иностранных послов и направления посольств, а также надзор над остальными пятью ведомствами. В обязанности ведомства чинов входил контроль за назначением чиновников и их увольнением, своевременным перемещением по должности и награждением. Финансовое — вело учет податных и наделов, упорядочивало обложение налогами. Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, военными поселениями на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство общественных работ определяло характер трудовых повинностей, проведение работ по строительству, устройство дорог, обеспечивало функционирование ирригационной системы.
Очень важная роль принадлежала палате инспекторов и цензорату. Вместе с тремя палатами эти контрольные органы способствовали реализации власти сына Неба, обеспечивая непрерывность потока информации во всех звеньях государственного аппарата. Но прежде всего они контролировали бюрократический аппарат как в столице, так и в провинции, причем имели право подавать доклады непосредственно императору, минуя промежуточные инстанции.
На уровне провинций были свои чиновные управы во главе с наместни-ком-губернатором; то же, но в меньшем
объеме, существовало на уровне округов. Ради защиты северных границ от кочевых племен и обеспечения безопасности торговых путей, ведущих в страны Западного края, танские власти создали институт генерал-губернаторства. Лица, занимавшие этот пост, были облечены лишь военными полномочиями. Уезд (их в стране насчитывалось около 1,5тысячи)обычно был представлен лишь назначаемым центральной властью начальником, который сам комплектовал свой штат помощников. Он состоял из представителей местных влиятельных домов, обычно работавших на общественных началах, что, однако, никак не равнозначно бескорыстной работе, и наемных служащих низшего ранга: писцов, служек, стражников2. Власть уездного начальника была очень большой, так как он имел под своим началом не только уездный город, но и весь уезд, где был и судьей, и ответственным за налоги, и обладал любой другой властью. Поэтому эта должность контролировалась наиболее строго. Она ограничивалась сроком службы (не более трех лет на одном месте с последующим перемещением на другое) и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом).
При этом следует подчеркнуть, что помимо уездных все остальные чиновники и начальники всегда назначались из центра и им же контролировались. Это было важной особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая, которая придавала ей определенную силу и устойчивость. Смысл подобной практики состоял в том, что руководитель дол-
ВасильевЛ. С. История Востока: В 2 т. Т. 1. — М., 1994. С. 363-364.
4/2005
2
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
213
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
214
жен являться посланником Верховной власти, то есть человеком, не имеющим ни связей, ни знакомств на подвластной ему территории. Это, по мнению высших властей, предотвращало коррупцию и возможные заговоры с целью свержения существующего строя.
Ниже уездных центров стояли деревенские организации, возглавляемые старостами. В деревне низшей единицей были объединения четырех или пяти дворов, в свою очередь входившие в более крупные общинноадминистративные деревенские организации. Старосты и общинные органы самоуправления вели учет населения, наблюдали за возделыванием полей и шелководством, своевременной уплатой налогов, выполнением трудовой повинности, обеспечением круговой поруки, отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний.
В танском Китае сложилась новая система отбора чиновников. Постепенно главную роль при отборе кандидатов на должность стали играть конкурсные экзамены, организация которых являлась важной функцией государственного аппарата. Экзаменационная система служила методом проверки благонадежности кандидатов в чиновники, средством воздействия на направление умов образованной части общества и обновления чиновного аппарата власти, регулярно снабжая его новыми кадрами вплоть до уездного уровня.
Экзамены были трех степеней и проводились под руководством глав администраций соответственно в уездных, провинциальных центрах и в сто-
лице при императорском дворе. Проходили они под надзором специальных комиссий, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Экзаменационная система обеспечивала высокий уровень конфуцианской образованности кандидатов в чиновники и высокое качество имперской администрации. Ведь для успешной сдачи экзаменов следовало хорошо знать сочинения древних (прежде всего классические конфуцианские каноны), уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов, обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Те, кто лучше других справлялся с заданием (обычно 35% из числа кандидатов-абитуриен-тов), получали желанную степень и, главное, право сдавать экзамены на вторую степень, а обладатели двух — на третью3. Сдавшие экзамены на все три степени как раз и были теми хорошо подготовленными и трижды тщательно проверенными конфуцианцами, из числа которых назначались чиновники на наиболее ответственные должности, низшей из которых была должность уездного начальника. Правда, в танском Китае трехстепенная структура еще не была устоявшейся, существовали различные степени и варианты их соответствий, но со временем она стала ведущей. При этом для системы как таковой было совершенно несущественно, откуда, из какого слоя появился способный знаток официаль-
4/2005
3 Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1. — М., 1994. С. 363-364.
ной доктрины. Гораздо важнее было то, что это был хорошо образованный и потому надежный человек, который с немалым трудом шел наверх, а потому будет ценить свое место и не за страх, а за совесть, по убеждению будет отстаивать все заповеди официальной доктрины, положенной в основу империи.
Таким образом, теоретически всем слоям общества открывался доступ к овладению знаниями и, следовательно, к чиновничьим постам. На практике же общинникам, простому люду было гораздо труднее конкурировать в приобретении знаний, особенно на этапе государственных экзаменов на должности, с имущими классами, и, прежде всего, с бюрократией, которая фактически регенерировала самое себя. Кроме того, в танское время при наборе на службу новых чиновников и при повышении служащих применялось поручительство. Оно воплощалось в рекомендации, которую старший чиновник-поручитель давал претенденту на должность или кандидату на сдачу экзаменов. Система рекомендаций служила целям контролируемого пополнения бюрократии, а за рекомендацию к прохождению экзаменов непригодных кандидатов поручителя ожидало суровое наказание. При столь высокой ответственности за рекомендуемых, посылающим кандидатов на экзамен чиновникам было куда безопаснее рекомендовать тех, чей образ мысли и степень подготовленности им были известны — своих знакомых или даже знакомых своих знакомых, то есть людей, близких к ним4.
Действительно, в большинстве случаев выдержавшие экзамены являлись потомками знати, чиновников, богатых землевладельцев, для которых хорошее воспитание в конфуцианском духе было делом семейной чести. В то же время с ростом престижа экзаменов среди всех слоев империи сильно развивался стимул к учебе, к получению знаний. Не случайно главным действующим лицом китайской средневековой литературы стал «бедный студент».
Положение штатного чиновника, то есть сдавшего экзамены, получившего степень и назначенного на подобающую должность, было необычайно престижным и предоставляло немалую реальную власть. Чиновничество делилось на 9 рангов, каждый ранг имел еще 2 степени: основную и приравненную. Чиновники, обладавшие рангами, пользовались привилегиями: личный ранг определял должность и реальный правовой статус чиновника. Выделяют четыре группы чиновников, имевшихся в каждом учреждении: начальники, заместители, исполнители, писцы и клерки. Члены каждой группы несли коллективную ответственность за совершенные проступки5. Они могли избежать физических наказаний путем понижения их ранга, должности или титула. Правда, это означало для провинившегося «потерю лица», то есть утрату чести и репутации, что было равносильно гражданской казни, «моральной смерти», небывалому позору, который нередко приводил к самоубийству.
В эпоху Тан был разработан и в 737 г опубликован уникальный документ —
Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. — М., 1994. С. 159. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права ^Ш-ХШ вв.). — М., 1986. С. 27.
4/2005
4
5
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
215
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ
216
свод законов из 500 статей в 12 разделах. Это — уникальный в своем роде сборник указаний и запретов, разграничений и пояснений. Он наглядно свидетельствует о взаимоотношениях в государстве и обществе, а также между государством и обществом. Его мировоззренческой основой было конфуцианство, а главным принципом государственного правления стала детально разработанная регламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и административная субординация. Из документа хорошо видно, кто управлял империей, кто господствовал в обществе, каков был статус и система организации чиновников, землевладельцев и вообще всех подданных, их права и обязанности перед властью. Кстати, большинство статей этого кодекса было посвящено как раз привилегиям и обязанностям «любимых сыновей» императора и одновременно «пастырей народа» — чиновников, являвшихся опорой власти. Уложения, касающиеся этой прослойки, достигли в кодексе завершенной полноты и отточенности. В то же время все действия чиновников находились под неусыпным контролем. Более того, совершенные ими даже незначительные проступки, например нарушения нормативных сроков обработки документов правителя, карались весьма сурово6.
Интересны, в частности, статьи о праве «тени»: для высокопоставленных чиновников их «тень» после их смерти падала на ближайших потомков, детей и внуков, давая им определенные преимущества, в том числе при назначении на должность. Но надо заметить, что речь здесь шла об очень немногих, и статус каждого из них с очередным поколением снижался. Во всех же остальных случаях статус чиновника практически не отражался на его детях — им следовало начинать все сначала.
Танская империя имела значительные военные силы. Армия вербовалась из рекрутов, которые после призыва на службу проходили специальное обучение. Войско обеспечивало империи успех в частых завоевательных походах, порядок в столице и провинциях. На границах военные поселенцы занимались сельским трудом и несли военную службу. Военные чиновники по статусу стояли ниже гражданских, так как считались людьми, недостаточно образованными в конфуцианском смысле.
В начале Х в. династия Тан в силу целого ряда причин прекратила свое существование. Однако отработанная в ее время система управления государством и государственной службой укоренилась в Китае и с некоторыми модификациями просуществовала до начала ХХ в.
История Китая ... С. 176
4/2005