Научная статья на тему 'Государственная канцелярия (Нэйгэ): к предыстории нового государственного института Императорского Китая'

Государственная канцелярия (Нэйгэ): к предыстории нового государственного института Императорского Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
775
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пузикова П. Ю.

Статья посвящена причинам зарождения Государственной канцелярии (Нэйгэ) учреждения, которому отводилась особая роль на новом этапе существования императорского Китая, начавшегося после изгнания монголов и образования династия Мин (1368-1644 гг.). Новая ситуация требовала реорганизации институтов власти, сложившихся несколько сотен лет тому назад. Первым минским императорам пришлось искать более приемлемые формы управления государством. Образование Нэйгэ стало центральным моментом данной реорганизации. Ликвидация в 1380 г. поста канцлера и создание системы "дворцовых секретарей" положило начало процессу формирования Государственной канцелярии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная канцелярия (Нэйгэ): к предыстории нового государственного института Императорского Китая»

Сер. 9. 2007. Вып. 4. Ч. II

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

П.Ю. Пузикова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ (НЭЙГЭ): К ПРЕДЫСТОРИИ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ

В конце XIV-начале XV вв. послемонгольский Китай постепенно начал выходить на новый этап своего развития. В стране происходили серьезные подвижки в социальной, экономической, а также политической сфере. К власти пришла династия Мин, впервые за несколько сотен лет, объединившая под эгидой национального государства весь Китай.

Первые минские императоры столкнулись с необходимостью решения кардинальных проблем, возникших, в том числе и в сфере управления государством. Традиционные властные структуры, оформившиеся на рубеже 1-П тыс. н.э. и серьезно трансформированные во время правления т. н. «варварских династий», уже не могли действовать эффективно в новых реалиях. Основатель династии Чжу Юаньчжан (1368-1398 гг.) и его преемник Чжу Ди (1403-1424 гг.) осознавали насущную необходимость основательной ломки всей системы управления, хотя в соответствии с традицией заявляли о восстановлении традиционной китайской государственности. В 1367 г., еще до своего вступления на престол, Чжу Юаньчжан заявлял: «У Юань подданные и сыновья перестали исполнять поучения предков, отбрасывали традиции и подрывали жизненные устои. А ведь государь является главой народа, двор - корнем Поднебесной, а ритуал и долг - великой основой управления миром»1.

Реформирование административно-бюрократической системы было вызвано существованием ряда конкретных острых вопросов, среди которых немаловажную роль играла смена элит, а также необходимость выстраивания взаимоотношений между императором и административно-бюрократической системой. Генеральной линией преобразований стала концентрация всей высшей государственной власти в руках монарха и создание обновленной государственности.

Преобразования в данной сфере начались еще до провозглашения династии, но ключевым звеном реформирования, по мнению всех специалистов, стала ликвидация в 1380 г. должности канцлера - цзайсяна2, фактически управлявшего страной от имени императора, «Обязанность цзайсяна заключалась в непосредственной помощи сыну Неба в том, что он возглавлял всех чиновников и управлял всеми делами. Ответственность цзайсяна была очень велика»3. Вместе с цензоратом и системой экзаменов, канцлеры являлись символом традиционной системы управления4. В разные периоды истории правители пытались ограничить их власть, но только первый минский император, заявлявший о восстановлении традиционной китайской государственности, уничтожил один из ее основополагающих институтов5. Более того, в 1395 г. Чжу Юаньчжан издал следующее распоряжение: «В будущем наследные правители ни в коем случае не смеют учреждать должность цзайсяна, а если кто осмелится подать доклад с просьбой восстановить ее, то военные и гражданские чиновники должны немедленно доложить об этом, чтобы наказать виновного, а всю его семью предать смерти»6.

О П.Ю. Пузикова, 2007

В китайской историографии ликвидация должности канцлера была персонифицирована в т.н. «деле канцлера Ху Вэйюна»7. Считается, что он часто пользовался своей властью в личных целях, а иногда даже игнорировал приказы самого императора. К 1379 г. напряжение достигло предела, и в октябре того же года канцлер был арестован, обвинен в заговоре и впоследствии казнен. В действительности, «дело Ху Вэйюна» явилось лишь поводом для решения центральной проблемы.

Согласно традиционной конфуцианской схеме управления во главе государства стоит император - Сын Неба, который в качестве единственного посредника между миром людей и сакральными сферами получает благодать сверху и распространяет ее на все вверенное ему пространство, упорядочивая его при помощи своей благой силы дэ. Император должен вступать в контакт с духами великих предков, заботиться о народе, а также правильно выбирать себе помощников. При этом управление страной осуществляется при помощи государственного аппарата, который считался телесным воплощением личности монарха.

Во главе бюрократической системы и, соответственно, рядом с правителем должны находиться мудрые советники, помогающие ему в управлении, а именно канцлеры, которые играли важную роль в политической структуре китайской империи. Считалось, что в древности власть передавалась не сыновьям монарха, а достойным мужам. Однако впоследствии, когда порядок наследования изменился, и на престол стали восходить сыновья государя вне зависимости от моральных качеств, которыми они обладали, наличие достойного ненаследственного главы правительства стало необходимым, потому что в этом случае сохранялся первоначальный смысл передачи власти достойному преемнику8.

Должность канцлера появилась вместе с возникновением первого централизованного государства на территории Китая - империи Цинь (221-206 гг. до н.э.). Цзайсян соединил в себе функции управляющего и советника, существовавших ранее. В чжоуском Китае, где центром управления был двор вана, близко к правителю стоял цзай - управляющий, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри двора, ведал дворовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. При этом в царствах также существовала и должность советника, появившаяся на рубеже 1У-Ш вв. до н.э., которую называли по-разному: сянго, сянбан и т.д. В царстве Цинь это были чэнсян, или просто сян. Люди, состоявшие в этой должности, были ближайшими советниками или помощниками правителя.

Когда Цинь Шихуан (221-210 гг. до н.э.) основал свою империю, был организован сложный централизованный бюрократический аппарат, главой которого, а именно канцлером, государь назначил своего советника Ли Сы9, Он управлял всеми чиновниками и был подотчетен только императору. С этого же времени начинается борьба императоров и канцлеров за власть в государстве. Впоследствии четко прослеживается следующая взаимосвязь; «Сильный правитель - слабый канцлер, слабый правитель - сильный канцлер».

В империи Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.) номенклатура государственных институтов в основном была сохранена с циньских времен. Главой бюрократического аппарата был начальник Ведомства финансов - чэнсян (первоначально их было два). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы, назначал и смещал чиновников и пр. При этом его деятельность касалась многих важных аспектов жизни государства. Например, хотя император считался командующим армией, но канцлер как первый помощник государя и глава административного аппарата был ответственным за все военные приготовления.

Во времена Западной Хань (206 г. до н.э. - 9 г. н.э.) штат канцлера составлял более трехсот человек. Однако уже в этот период императоры предпринимают попытки ограничить власть своих ближайших помощников. Например, ханьский У-ди (140-87 гг. до н.э.) постепенно передал часть полномочий канцлера другим своим доверенным чиновникам, которые также привлекались им к решению государственных вопросов.

К началу правления династии Тан (618-907 гг.) складывается, т.н. система «трех палат»: Палата шаншу (Шаншу шэн), Палата мэнся (Мэнся шэн) и Палата чжун-шу (Чжуншу шэн). Их главы сообща управляли делами государства, распределив между собой функции канцлера. В ведении Палаты шаншу находились Ведомства, Палаты мэнся и чжуншу занимались подготовкой и публикацией императорских указов, причем последняя специализировалась на военных вопросах, К концу династии Тан и в период, вошедший в историю под названием периода пяти династий, все больший вес приобретает дворцовая гвардия. Возникает Совет по военным делам Шумиюань, который параллельно с Палатой чжуншу становится важнейшим государственным органом.

При Сун (960-1279 гг.) перераспределение прав и обязанностей внутри центральных органов, особенно за счет уменьшения полномочий канцлеров, способствовало усилению единодержавной власти. Три палаты из коллегиального органа стали отдельными независимыми органами власти. Для ограничения полномочий канцлеров использовалась система определенных учрежденных институтов10. Все больше вопросов теперь решались лично императором с помощью советников, ученых Академии Ханьлинь (Ханьлиньюань) и членами Императорского секретариата (дяньгэ сюэши), положение которого в этот период было достаточно весомым. Однако в руках канцлера оставалось право составления указов от имени императора, также к нему поступали дела из Верховного суда.

Практически сразу после завоевания монголами северного Китая (государство Цзинь), советник Чингис-хана, а затем и Хубилая, киданин Блюй Чуцай в 1230-1240 гг. провел административную реформу, убедив правителей в том, что традиционные китайские методы управления11 подданными способны дать значительные выгоды ханскому двору. Была создана Палата чжуншу (во главе с сами Елю Чуцаем), в ведении которой находились Шесть ведомств. Во главе Палат стояли два главных канцлера (монголы по национальности), у каждого из которых было по три помощника (младших цзайсяна). Они фактически управляли всей административно-бюрократической системой от имени императора, объединяли в своих руках гражданскую, финансовую и военную власть и занимали положение, которое по важности можно сравнить с положением канцлеров во времена правления династий Цинь и Хань. Страна была поделена на десять провинций (впоследствии их стало одиннадцать), в каждой из которых располагался филиал Палаты чжуншу - син чжунпгушэн, созданные по образцу центральной Палаты.

После провозглашения династии Мин Чжу Юаньчжан довольно быстро пришел к мысли о необходимости кардинальной ломки сложившейся системы. Тем более что у него к этому времени был уже накоплен определенный опыт управления по «традиционной» схеме от нижних этажей власти до самого верха12. Независимая от центра местная власть, сосредоточенная в филиалах Палаты чжуншу, канцлеры13 в центральном аппарате, фактически, самостоятельно управляющие государством от имени императора, непокорное чиновничество, погрязшее во мздоимстве и лихоимстве - все это представляло серьезную опасность для молодой империи. Создание новой системы управления должно было ограничить полномочия и реальную власть основных государственных органов на центральном и региональном уровнях, а также усилить контроль императора над их деятельностью.

Реформирование системы проходило постепенно, император не форсировал события. Начало переменам положили реорганизация провинциальной власти. В 1376 г. филиалы Палаты Чжуншу упразднили, а вопросы, ранее находившиеся в их ведении, распределили между тремя новыми органами власти. Провинциальные правления (чэньсюань бу чжэн ши сы)14 отвечали за внутренние дела и государственные финансы на уровне провинции. Управление по проверке и наказаниям (тисин аньча ши сы) занималось служебными и контрольно-ревизионными вопроса, а Провинциальное военное командование (ду чжихуй ши сы) ведало военными делами на местах. Все эти учреждения не зависели друг от друга и подчинялись только императору. Для решения важных государственных вопросов после совещания трех управлений посылался доклад на имя императора15.

Помимо этого, Чжу Юаньчжан пытался создать своеобразную альтернативу местному административному аппарату в лице удельных властителей, которыми становились многочисленные сыновья императора. Уделы рассматривались не как автономные административные структуры в рамках империи, а как средство контроля над местной администрацией.

Таким образом, провинциальная власть, ранее сконцентрированная только в одном учреждении (филиалах Палаты Чжуншу), теперь была разделена между тремя независимыми друг от друга управлениями, частично дублирована наличием уделов и перешла под личный контроль императора.

Параллельно с этим Чжу Юаньчжан начал постепенно оттеснять канцлеров от управления государством и на высшем уровне. В 1373 г. для ограничения их полномочий было учреждено Управление уполномоченных по передаче документов (тунчжэн ши сы), которое занималось регистрацией и проверкой подлинности всех поступавших к императору документов. В 1376 г. число цзайсянов было уменьшено до четырех человек, а из главных осталась только должность левого. Видимо, сокращение их числа можно объяснить тем, что именно в это время из-под контроля Палаты чжуншу была выведена вся местная администрация.

После ликвидации поста канцлера высшими исполнительными органами стали Шесть ведомств, которые ранее подчинялись Палате чжуншу, а теперь перешли под прямой контроль императора.

Обсуждение важных вопросов проводилось на специальных дворцовых совещаниях. Принятые на них решения подавались на утверждение императору, который, по своему усмотрению, одобрял их или отклонял. При дворе также проводились и узкие совещания в ограниченном составе, на которых лично присутствовал государь16.

Вскоре основатель династии Мин столкнулся с необходимостью создания личного секретариата. Чжу Юаньчжан один не мог справиться с потоком поступавших ко двору и требовавших решения бумаг, ранее обрабатывавшихся в Палате Чжуншу, число которых в отдельные недели превышало тысячу.

Для помощи императору в 1380 г. был создан временный коллегиальный государственный орган, который должен был облегчить ему работу с документацией, получивший название «четырех помощников» (сы фу юань). Чжу Юаньчжан установил такой распорядок службы, который предполагал наименьшую степень общения помощников между собой, чтобы свести к минимуму опасность создания группировки и координации их действий. Круг обязанностей данных служащих так и не был четко обозначен, что может считаться косвенным доказательством того, что сам Чжу Юаньчжан в то время еще не определил для себя, чем такого рода чиновники должны заниматься. Видимо,

деятельность данного института не удовлетворяла императора, и в скором времени государь от него отказался.

В 1382 г. была предпринята следующая попытка - назначены несколько специальных дворцовых секретарей (дяньгэ да сюэши) из Академии Ханьлинь17. Первоначально в их обязанности входило реферирование содержания дел не первостепенной важности.. Но постепенно секретари получали все большие полномочия.

В их обязанности входило: «Проверка докладов на имя императора, составление проектов ежедневных императорских указов, ежедневных высочайших рескриптов (о присвоении титула или звания), ежедневных распоряжений» и т. д.18 Кроме того, дворцовые секретари должны были обсуждать (по желанию императора) указы и рескрипты, а также интересующие его вопросы. При этом они получили право давать советы государю. Правда, следует отметить, что император не считал себя обязанным следовать им19.

При этом Чжу Юаньчжан старался не допустить усиления влияния дворцовых секретарей: они не входили в штат административно-бюрократического аппарата, были «не вправе ставить резолюцию на доклады по поводу военных и государственных дел»20, то есть отстранялись от решения задач государственного характера. Несмотря на то, что эти чиновники являлись особами, приближенными к государю, они так и не приобрели влияния на принятие решений Чжу Юаньчжаном. Очевидно, в этом немалую роль сыграл постоянный жесткий контроль со стороны императора и проводимая им репрессивная политика.

Однако строгие меры, как оказалось впоследствии, не привели к ожидаемым результатам. Когда на трон взошел Чжу Юньвэнь, внук основателя империи Мин, не обладавший жестоким и сильным характером, дворцовые секретари приобрели большое влияние21, и только приход к власти Чжу Ди и казнь дворцовых секретарей смогли на время устранить эту опасность.

Чжу Ди продолжил реформирование государственной власти. Создание им в 1402 г. института секретарей, впоследствии получившего название Государственной канцелярии (Нэйгэ), явилось логическим завершением длительного процесса реорганизации, начатого его отцом. Во время правления Чжу Ди секретари не достигли большого влияния в государственной жизни, оставаясь лишь личными советниками императора и представителями его воли22. В дальнейшем, благодаря деятельности знаменитых «трех Янов» (сань Ян)23, бывших секретарями при четырех императорах, структура данного института начинает приобретать определенные контуры.

Часто членов Государственной канцелярии (Нэйгэ) сравнивают с канцлерами, однако, подобные аналогии не совсем корректны. В отличие от первых секретари не только не возглавляли административно-бюрократический аппарат, но фактически вообще в него не входили24. Ранг их был довольно низок, и они повышались в должности лишь как члены Академии Ханьлинь25. Несмотря на то, что в определенные периоды секретари получали более широкие полномочия, однако это зависело как от личности правителя, так и от них самих. Определенную роль сыграло и то, что Государственная канцелярия (Нэйгэ) не была наделена формальной исполнительной властью. Даже обладавшие большим влиянием секретари для представителей административно-бюрократического аппарата оставались лишь глашатаями императорской воли: в отличие от канцлеров, секретари лишь передавали волю правителя, а не выносили свои личные решения по тому или иному вопросу.

Ликвидация должности канцлера послужила причиной появления института личных секретарей при особе императора, впоследствии оформившегося в Государственную канцелярию (Нэйгэ). В это время закладывались основы будущего органа управления,

шло постепенное определение круга обязанностей, возложенных на государственных секретарей.

Процесс становления нового института власти шел крайне тяжело. Хотя считается, что уже в начале XV в. Государственная канцелярия (Нэйгэ) активно действовала как отдельный институт26, в действительности, в этом качестве она начала проявлять себя только со второй половины XVI в. По всей вероятности, судя по имеющимся источникам, в минское время Государственная канцелярия (Нэйгэ) так и не получила юридического оформления своего статуса27 и была официально включена в административно-бюрократическую систему лишь после прихода к власти династии Цин (1644-1911).

1 УХанъ. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. М., 1980. С. 106.

2 Этот термин переводят по-разному: «первый министр», «премьер-министр», «канцлер» и т.д. Первый иероглиф данного слова «цзай» значит «управлять», второй - «сян» - «помогать». В зависимости от исторического периода название данной должности варьировалось, так же как и количество цзайсянов.

3 Синь Тан хиу (Новая история династии Тан). Пекин, 1989. С. 131.

4 В 1373 г. приостановлено действие экзаменационной системы (до 1384 г.). В 1376 г. сокращен штат Цензората (Юйшитай), а в 1377 г. его распустили «на время». Однако в 1382 г. реформированный Цензорат был восстановлен под новым названием (Дучаюань).

s Впоследствии ученые-конфуцианцы считали, что именно отсутствие канцлеров подорвало основы минской государственности и привело к падению династии.

6 Тань Тянъсин. Миндай нэйгэ чжэнчжи (Политика минского Нэйгэ). Пекин, 1996. С. 5.

7 Ху Вэйюн (7-1380), уроженец дер. Динъюань, провинции Аньхуэй, в 1355 г. примкнул к Чжу Юаньчжану. Был одним из его ближайших соратников. В октябре 1377 г. был назначен левым канцлером.

8 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

9 Ли Сы (7-208 гг.) учился у философа Сюнь-цзы. Стал крупным политическим деятелем в Цинь. При Цинь Шихуане получил пост канцлера, осуществил ряд реформ. Оказывал большое влияние на правителя. Некоторые специалисты считают, что его, а не Ин Чжэна следует считать подлинным создателем империи Цинь.

10 В Шумиюань была сосредоточена военная власть, саньсы занимались финансовыми вопросами, а Шэньгуань-юань, учрежденный в начале правления династии Сун, отвечала за проведение столичных экзаменов и аттестацию чиновников, входивших в центральный бюрократический аппарат.

11 «Традиционные методы управления», как понимали это кидане.

12 Еще в 1356 г. в Нанкине были созданы местный син чжуншушэн и Шумиюань, а также ведомства,

13 Как и при династии Юань канцлеров было восемь.

14 Чжунго чжэнчжи чжиду им (История политического строя Китая), под ред. Вэй Цинюаня. Пекин, 1999. С. 384-385.

13 Тан Ган, Нань Бинвэнь. Минши (История династии Мин). Шанхай, 1985. С. 81.

16 Бокщанин A.A. Очерк истории государственных институтов в китайской империи // Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993. С.322.

17 По аналогии с Императорским секретариатом, существовавшим во время правления династии Сун.

18 Мин uiu (История династии Мин). Шанхай, 1987. С. 190.

19 «Только считалось, что дворцовые секретари имели право давать государю советы, на самом же деле император не нуждался в советчиках и решал все сам» (Лян Сичжэ. Миндай нэйгэ юй Миндай дэ гуаньляо чжэнчжи (Нэйгэ и политика по отношению к бюрократии в период династии Мин) // Шисюэ цзикань. Чанчунь, 1992. № 2. С. 20)

20 Тань Тянъсин. Миндай нэйгэ чжэнчжи (Политика минского Нэйгэ). Пекин, 1996. С. 9.

21 Дворцовый секретарь Хуан Цзыдэн был назначен главой Академии Ханьлинь, а Цзи Тай - главой Военного ведомства.

22 В определенном смысле их можно сравнить с чиновниками по особым поручениям при особе императора.

23 Основной период деятельности «трех Янов» приходится на 1424-1446 гг.

24 Государственная канцелярия (Нэйгэ) во времена правления династии Мин так и не получила юридического оформления // Hucker Ch.O. The traditional Chinese state in Ming times (1368-1644). Tucson, 1961. P. 54.

25 В дальнейшем государственные секретари получали номинальную должность глав Военного ведомства или Ведомства чинов, видимо, для придания им более высокого статуса.

26 Об этом говорится в «Мин ши» и других источниках цинского времени. Подобной же точки зрения придерживаются многие современные китайские историки.

27 В «правдивых записях» (шилу) минского времени, посвященных делам правления императоров и представляющих собой подборку в хронологическом порядке фактов и официальных материалов, нам не удалось обнаружить зафиксированное свидетельство учреждения Государственной канцелярии (Нэйгэ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.