Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлович Виктор Васильевич

Основная познавательная проблема данной статьи -проанализировать эволюцию теоретических подходов, действующих в литературе по данной теме, и указать их влияние на форму современной философии менеджмента. Методом описания и анализа содержания избранных научных исследований систематизированы вопросы, относящиеся к теме статьи, и на основе проанализированных имеющихся материалов проведен их авторский анализ. В результате показано, что наблюдение за трансформациями, происходящими в экономике, способность воспринимать реальные проблемы и организационные процессы, а также их тщательная диагностика и анализ составляют начало для развития действующих научных теорий, касающихся менеджмента, а также их обновление и переопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNANCE AS A SUBJECT OF SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS: HISTORY AND THEORY

The main cognitive problem of this article is to analyze the evolution of theoretical approaches operating in the literature on this topic, and point out their influence on the form of modern management philosophy. By the method of describing and analyzing the content of selected scientific studies, questions related to the topic of the article are systematized, and on the basis of the analyzed available materials, their author's analysis is carried out. As a result, it was shown that observing the transformations taking place in the economy, the ability to perceive real problems and organizational processes, as well as their thorough diagnosis and analysis, constitute the beginning for the development of existing scientific theories related to management, as well as their updating and redefinition.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ»

несколько таких измерений, вследствие чего субъекты могут исключать друг друга из своих повесток. Общим местом в рассмотренных теориях является взаимообусловленность, связь социальных и языковых явлений.

Критический дискурс-анализ ставит задачи определения контекста высказывания и выявлении социальной обусловленности языка, а также присутствия скрытыхв языке отношений господства и доминирования. В этой связи философское основание дискурсивных исследований позволяет углубить представление о соотношение власти, идеологии, особенностей исторической эпохи и социокультурных условий коммуникации.

Литература:

1. Бока ре в а О.Б. Периоды структурализма и пост-структурализма в биографии Мишеля Фуко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019, №7-1. - С. 155-159.

2. Водак Р. Политика страха. Что значит дискурс правых популистов? / пер. с англ, - Харьков : Гуманитарный центр/ Кочергина E.H., Гритчина О.В., 2018,-404 с

3. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с франц., вступит ст. и комм, КС Автономовой. - М- ; Ad Marginem, 2000. - 512 с.

4. Жак Деррида в Москве / пер. с фр. и англ.; пре-дисл, М. К, Ры клина. - М.: Культура, 1993. - 208 с.

5. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / пер. с фр.и по роту г.; общ. ред, и вступ, ст. П. Серио; предисл. Ю.С. Степанова. - М.: Прогресс, 2002. - 416 с.

6. Фуко М, Археология знания / пер, с фр, М.Б, Ра ковой, А-Ю, Серебренниковой; вступ, ст, A.C. Колесникова, - Изд. 2-е, испр, - СПб,; Гуманитарная академия, 2012, - 416 с, (Серия "Ars Pura. Француз-ская коллекция").

7. Фуко М, Боля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц.- М.: Касталь, 1996. - 443 с.

8. Фуко М. История безумия в классическую эпоху, - СПб., - 1997, - 576 с (Книга света).

9. Фуко М. Структурализм и постструктурализм // Сигма, [Электронный ресурс], - Режим доступа: h ttps://syg.ma/@>niklta-archi pov/mtshiel-fuko-st ru ktu ra I i z rn- i - post s t ru kt u г а I íz m

Ю.фурс В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruthenia.ru/logos/ nUrtiber/2002_02/08.htm

11.Хабермас Ю. Философскийдискурсомодерне. Двенадцать лекций / пер. с нем. - М. : Весь мир, 2008.-416с,

12.Хоркхаймер АЛ., Лдорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. АЛ. Кузнецова. - АЛ.; СПб.: Медиум, Ювента, - 1997. -312с

13-Ямпольская А. Речевой акт как событие: Дер-ридэ между Остином и Арендт // Социологическое обозрение. - 2014. - Т. 13, - №2. - С. 9-24.

GOVERNANCE AS A SUBJECT OF SOCIO PHILOSOPHICAL ANALYSIS: HISTORY AND THEORY

Pavlovich Viktor Vasllyevkh, Postgraduate student, Department of Philosophy and Law, Surgut State University, Surgut

The main cognitive problem of this attkie is to analyze the evolution of theoretical approaches operating it) the literature on this topic, and point out their influence on the form of modern management philosophy. By the method of describing and analyzing the content of selected scientific studies, questions related to the topic of the article are sys tematized, and on the basis of the analyzed a variable materials, their author 's analysis is carried out. As a result, it was shown that observing the transformations taking place fn the economy, the ability to perceive real problems and organizational processes, as well as their thorough diagnosis and analysis, constitute the beginning for the development of existing scientific theories related to management, as well as their updating and redefinition.

Keywords: management' management theory; schools of management; socio-phi/osophical analysis.

DOI 10.24923/2222-243X.2Q22-42.25

УДК 005.1:316.4 УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-

ВАК РФ 5 J .7/09.00.11 ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ИСТОРИЯМ ТЕОРИЯ

© Павлович В.В., 2022 Основная познавательная проблема данной статьи -проанализировать эво-

люцию теоретических подходов, действующих в литературе по данной теме, и указать их влияние на форму современной философии менеджмента. Методом описания и анализа содержания избранных научных исследований систематизированы вопросы, относящиеся к теме статьи, и на основе проанализированных имеющихся материалов проведен их авторский анализ. В результате показано, что наблюдение за трансформациями, происходящими в экономике, способность воспринимать реальные проблемы и организационные процессы, а также их тщательная диагностика и анализ составляют начало для развития действующих научных теорий, касающихся менеджмента, а также их обновление и переопределение.

Ключевые слова; менеджмент; теорий управления; школы менеджмента; с оциально-философский анализ.

Введение

Теория управления и ее развитие имеют фундаментальное влияние на практику. Можно утверждать, что ни в одной из научных дисциплин нет такой тесной связи между теорией и практикой, как в науках об управлении. Предшественники организации и управления также оказали большое влияние на сегодняшнюю практику управления организацией. Сегодня в качестве важнейших чаще всего упоминаются следующие три направления развития управленческих наук: классическая школа, школа межличностных отношений и количественная и системная школа. Автор решил затронуть тему эволюции теоретических подходов, действующих в литературе по данной теме, и указать их влияние на форму современной философии менеджмента.

Цель работы - исследовать эволюцию теорий, используемых в менеджменте, приблизить их и описать их современный подход. Задачи исследования были отнесены к сформулированной таким образом цели. Первый предполагает, что дан ответ на вопрос о правильном описании основного предмета исследования. Для этого: был выбран термин "управление"; рассмотрены и систематизированы основные вопросы, связанные с понятием "менеджмент". Вторая исследовательская проблема связана с концепцией эволюции теории менеджмента и связана с попыткой указать ее направления.

Таким образом, были определены и описаны наиболее важные направления в области теории менеджмента. Основываясь на литературе по теме и собственном анализе, была сформулирована основная гипотеза о том, что на протяжении веков как теоретические, так и практические подходы к менеджменту менялись, тем не менее, даже современные ученые обращаются к теориям и подходам, продвигаемым предшественниками менеджмента.

Тема, взятая автором, требовала, чтобы она играла доминирующую роль при анализе содержания имеющихся публикаций, то есть существующей литературы. Он был указан последовательно в сносках и библиографии. Применяя методику описания и анализа содержания избранных научных исследований, систематизированы вопросы,относящиеся ктеме работы. Литература по основным вопросам очень обширна, и было бы сложно обсудить ее всесторонне, поэтому было важно сузить ее спектр до вопросов, относящихся к теме. Логика следующего исследования направлена на то, чтобы подчеркнуть дедуктивный подход к предмету, поскольку концепция управления должна рассматриваться как многомерная.

Основная часть

Термин "менеджмент" интерпретируется по-разному в литературе поданной теме, поэтому существует множество определений, подчеркивающихего различные аспекты. Согласно Oxford Advanced Learner's Dictionary, менеджмент - это контроль и принятие решений в компании или другой подобной организации, а также процесс контроля или взаимодействия с людьми или вещами" [1,1027]. Однако, согласно Кембриджскому международному словарю английского языка, это "контроль или организация чего-либо" [2, 922]. В свою очередь, как пишет М. Костера, "менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля работы организации ti ее участников, а также использования всех имеющихся

си ftj о

OJ

ь-

Q. <

£

сч

41"

S

137

ПАВЛОВИЧ Виктор Васильевич, аспирант, кафедра Философии и права, Сургутский государственный университет, Сургут

ресурсов для достижения целей организации" [2,22-23]. При таком подходе особое значение придается отдельным видам деятельности, составляющим отдельные сложные виды деятельности (процессы), а также эффективному и результативному выполнению целей, поставленных организацией. Эффективно, то есть успешно работает понятие эффективности следующим образом:"... эффективное определяется как действие, которое приводит к желаемому результату как цель" [4]. Следовательно, управление должно быть эффективным и действенным в долгосрочной перспективе. Однако эффективность - это не индивидуальное понятие. Под эффективным менеджментом понимается такой менеджмент, который приносит прибыль владельцам и хорошую заработную плату работникам. Эффективность называется экономией или экономичностью.

Принимая во внимание все вышеупомянутые факторы, можно сказать, что менеджмент организации должен быть: системным(всесто-ронним), гибким и открытым для меняющейся среды и адаптации к ней.

Для организации наиболее важными являются клиенты, которые являются главной ее движущей силой. Управление должно быть ориентировано на них и быть эффективным, т.е. эффективно вести к достижению намеченной цели, и в то же время выгодным, т.е. в течение определенного периода времени полученные результаты должны быть больше понесенных затрат.

Таким образом, управление - это своего рода путешествие сквозь хаос, создание реальности из доступных материальных и нематериальных ресурсов. Его цель-обеспечить надлежащие условия для работы организации в соответствии сустановленными допущениями - для выполнения своей миссии, достижения целей, соответствующих ей, и поддержания необходимого уровня соответствия^озволяюще-го ей функционировать в настоящее время и стабильно развиваться. Б. Качмарек и К, Сикор-ски ссылаются на определение менеджмента, данное Е. Розенцвейгом и Э. Кастой, которые говорят, что "менеджмент - это процесс координации коллективных усилий для достижения целей организации людьми с использованием технологий в организованных структурах на основе поставленных задач" [5,37].

Понимаемый таким образом менеджмент основан на рациональном и сознательном формировании взаимозависимостей между отдельными элементами организационной

системы. Основной принцип эффективной работы - "действовать организованно" [6].

Еще одна общая директива, так называемая Антиномии эффективной работы - были собраны в противоположные пары:

а) специализация - универсализация;

б) активация - ограничение деятельности;

в) ожидание подходящего момента, т.е. оценка - ожидание;

г) поддержание определенного типа ресурсов - полное использование ресурсов;

д) сосредоточение сил - обеспечение всех направлений действий.

Чтобы иметь возможность использовать "антиномию эффективной работы" на практике, менеджер должен приобрести широкий спектр знаний, на основе которых он сможет после углубленного анализа оценить, какая переменная является доминирующей, а также для определения и планирования конкретных мероприятий, осуществление которых будет наиболее желательным с точки зрения поставленных целей, принимая во внимание все сопутствующие обстоятельства и условия, связанные с функционированием данной организации, и, прежде всего, изменения, происходящие в его среде.

Под управлением понимается любая деятельность, объединяющая людей с разными знаниями и навыками в одной организации. Таким образом, управление связано с интеграцией людей, связанных совместным предприятием, что делает его прочно интегрированным в организационную культуру. Следовательно, при правильном понимании профессиональное управление должно предоставлять организации и каждому из ее членов возможность развития в соответствии с меняющимися потребностями клиентов и условиями ведения данной деятельности.

П. Друкер составил список определенных функций и принципов управления, которые делают их эффективными. Он считает, что менеджмент [7]:

а) в первую очередь касается людей;

б) глубоко укоренен в культуре;

в) требует общих, простых и ясных ценностей, целей и задач;

г) должен побуждать организацию учиться на опыте;

д) требует общения;

е) требуется система показателей для оценки;

ж) должна быть ориентирована в первую очередь на наиболее важный, основной и конечный результат -то есть удовлетворенность потребителя.

Следовательно, наблюдение за трансформациями, происходящими в экономике, способность видеть реальные проблемы и организационные процессы,ихтщательнаядиагностика и анализ, а также способность делать точные выводы должны быть отправной точкой для разработки действующих научных теорий, как их обновление и переопределение.

Подводя итог, можно попытаться создать синтетическое определение термина "менеджмент". Таким образом, менеджмент -это продуманный, осознанный и систематический процесс, который осуществляется в соответствии с действующим законодательством лицами, наделенными соответствующими полномочиями и обязанностями по принятию решений (руководителями).

Этот процесс разделен на ряд мероприятий, направленных на обеспечение текущего функционирования организации, а также ее устойчивого развития в будущем в соответствии с принятой стратегией и поставленными целями. Управление его объемом охватывает не только доступные материальные и нематериальные ресурсы, но также относится к формированию межорганизационных отношений с отдельными заинтересованными сторонами.

Он состоит из действий, направленных как на планирование, так и на прогнозирование возможных событий. Отправной точкой должно быть выявление проблем и постановка целей, а затем планирование способов их достижения, организация, принятие решений, общение, руководство, мотивация и контроль людей.

На практике менеджмент заключается в умелом балансировании действий с учетом часто противоречивых интересов и ожиданий отдельных заинтересованных сторон. Результатом деятельности, предпринимаемой менеджерами, должно стать создание и укрепление рыночной стоимости организации, повышение ее конкурентоспособности и увеличение потенциала интеллектуального капитала для обеспечения выживания, а также систематического развития. Управление относится в основном к людям, поэтому оно должно основываться на таких ценностях, как: честность и уважение, и, самое главное, оно должно быть связано с осознанием чувства ответственности за принятые решения и их последствия в будущем.

В классической школе было два основных направления: научный менеджмент И административный менеджмент. Научный менеджмент

занимался отдельным сотрудником и повышением эффективности его работы. Административное управление, с другой стороны, было сосредоточено на такой организационной структуре, которая позволяла ей эффективно функционировать.

Школа межличностных отношений, также известная как поведенческая или психологическая школа, изучала поведение как отдельного работника,так и группы.

Школа количественных систем была разделена на две области: количественная теория управления и системный анализ. Развитие этой школы связано с широким применением в управлении компьютерами и соответствующим программным обеспечением, особенно базами данных. В настоящее время используются достижения всех вышеперечисленных теорий.

Используемые в настоящее время методы и приемы управления объединяют следующие направления: классическое, поведенческое, количественное и системное, Поговаривают даже о возникновении новой волны в науке об управлении, а именно об управлении знаниями, Вышеупомянутые школы не противоречат друг другу, напротив, они дополняют друг друга.

Истоки классической школы относятся к концу XIX - началу XX века. Период развития классической школы - развитие промышленности, крупных предприятий и банков. Динамично развивающийся рынок показал большой спрос на методы и приемы управления с целью получения максимальной прибыли и развития существующей индустриальной цивилизации.

В рамках классической школы сложились два подхода: направление научного менеджмента и направление администрирования.

Научный менеджмент часто называют тейлоризмом в честь его создателя Фредерика Уинслоу Тейлора. Это направление было развито рядомего преемников и продолжателей, таких как: Анри Луи ле Шателье, Генри Лоуренс Га нт, Ха рри нгтон Эмерсон, брак Л ил иа н и Фрэнка Гилбрета и Кароля Адамецки. Тейлор был пионером в области производительности труда. Он внес много новшеств в способ проектирования рабочих станций и в способ обучения сотрудников, которые должны были выполнять эти функции. Эти нововведения, с одной стороны, улучшили качество продукции, а с другой стороны, привели к повышению морального духа сотрудников. Тейлор также сформулировал основные идеи научного менеджмента, то есть систему следующих шагов,

си

си о си

ь-

0. <

X

сч

41"

Ё

139

направленных на повышение эффективности и результативности рабочей силы, т.е. [8,74]:

а) научно разработать каждый элемент работы на данной должности;

б) научно отбирать сотрудников и затем обучать их выполнять работу на данной должности;

в) контролировать сотрудников, чтобыубе-диться, что они будут придерживаться назначенных им методов работы;

г) продолжать планировать работу, используя рабочих для фактического выполнения работы.

Административное управление - подход, который был разработан одновременно с научным менеджментом и ориентирован на управление всей организацией.

Административное направление также связано с работами немецкого ученого М. Веберэ о бюрократии. Согласно Веберу, бюрократия - это способ осуществления власти, а также тип общественного порядка, ориентированный на безличности, эффективность и определенность действий. Концепцию Вебера чаще всего называют моделью бюрократического института или концепцией идеального типа организации. Однако, как показывают критики его теории и практики, бюрократический порядок ведет к формированию титульного отношения среди сотрудников и к созданию разрыва между члена ми организации и ее клиентами, а также к изоляции слоя чиновников.

Школа межличностных отношений. Это направление еще называют поведенческими или человеческими отношениями. Эти названия содержат основной используемый в нем подход, поскольку упор здесь делается на психосоциальном поведении участников в организации В какой-то мере эта школа дополняет классическое направление, игнорирующее все сложные вопросы изучения индивидуального и группового поведения и отношения. Основатель промышленной психологии Хуго Мюн-стерберг сыграл важную роль в создании этого направления. Он был первым, кто указал на то, что и психологи, и сама психология как наука очень нужны для мотивации и отбора сотрудников. С тех по р п редметы п сихол о ги и ста-ли основными предметами, преподаваемыми в бизнес-академиях.

Количественная и системная школа - самая молодая из школ менеджмента. Он возник во время Второй мировой войны, и можно предположить, что он продолжается до сих пор. В то время группы ученых интересовались, как использовать достижения управленческих

наук и математики для принятия оптимальных решений. Количественный подход не мог бы развиваться без надлежащей поддержки информационных технологий, в частности использования компьютеров. Благодаря компьютеру был сломан очень важный барьер -вычислительные проблемы. Можно заметить, что вместе с техническим прогрессом развиваются методы и приемы, входящие в количественный подход. До сих пор большинство методов, используемых в управлении, носили качественный характер. Трудно назвать одно имя основателем этой школы. Ёе развитию способствовали следующие исследователи: С.И. Гасс, Г. Данциг, Р, Акофф, Ф. Аллен, В. Леонтьев или X. Вагнер.

Термин "менеджмент" интерпретируется по-разному в литературе по данной теме, поэтому существует множество определений, подчеркивающих различные аспекты. Из-за междисциплинарного характера наук об управлении категория, включенная в название дисциплины, определяется и интерпретируется по-разному, что естественным образом порождает множество исторических и современных тенденций и школ управления. В мировой литературе поданной теме уже много лет идет и продолжается дискуссия о том, является ли менеджмент более широким понятием, чем менеджмент, и какой подход более уместен для применения на практике? Управление всегда должно быть эффективным и действенным в долгосрочной перспективе. Он должен быть: системным, гибким, открытым для изменяющейся среды и адаптироваться к ней, и, где это возможно, иметь форму для достижения целей организации. Для организации наиболее важными являются клиенты, которые являются главной движущей силой организации. Следовательно, менеджмент должен быть ориентирован на них и быть эффективным, т.е. эффективно вести к достижению намеченной цели, и в то же время выгодным, т.е. в течение определенного периода времени полученные результаты должны быть больше понесенных затрат.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

I. Рассмотрев множество определений терминов "менеджмент" и "управление", стоит отметить, что это своего рода реальность, которую можно создать из доступных ресурсов, в том числе человеческих. А главной целью создания этой "реальности" становится потребность в обеспечении необходимых условий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

труда для выполнения поставленных миссии, целей и задач.

2. Для начала развития научных теорий, практик менеджмента и управления необходимы тщательная диагностика и анализ трансформаций в экономике,а также реальных проблем и организационных процессов в организации или на предприятий,

3. Основы современного менеджмента были заложены еще в начале двадцатого столетия. Менеджмент формировался для решения проблем эффективности - обеспечения того, чтобы квалифицированные сотрудники согласованно, добросовестно, компетентно и результативно выполняли работу. Современная же модель менеджмента должна представлять собой целостный интегрированный подход к управлению.

Примечания;

1. Oxford Advanced Learner's Dictionary, Oxford University Press,Oxford 1948/95,s, 1027.

2. Cambridge International Dictionary of English, Cambridge University Press, Cambridge 1995, s. 922.

3. M. Kostera, Podstawy organizacji i zarzadzania, wyd, Wyzszej Szkoly Przedsiebiorczosci i Zarzadzania im. L. Kozminskiego, - Warszawa, 1998. - 5. 22-23.

4. Ансофф И, Стратегическое управление / И Ан-софф. - М. : Экономика, 1989. - 520 с.

5. В, Kaczmarek, Cz, Sikorski, Podstawy zarzadzania, Wydawnictwo Absolwent, Lodz, 1999, s. 37,

6. Государственное управление: основы теории и организации:/ под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статут, 2000. - 912 с.

7. "Management" by Peter Drucket, Joseph A, Maciarielio (Contributor) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.management.com.ua/ books/vi е w-books.ph p?í d =884

8. R.W. Griffin, Podstawy zarzadzania organizacjami, Wydawnictwo Ñauko we PWN, Warszawa 2013, s. 74,

CU ftj o

OJ

h-

Q-<

X

c\i

41"

THE MEANING OF METAMORPHOSIS OF THE MODERN RUSSIAN FAMILY Pobmoshnov Andrey Fedorovich, DSc of Philosophical sciences, Professor Vorontsova Tatiana Nikolaevna, PhD ofPhilosophical sciences. Associate Professor Kofyshkina Maria Sergeevna, Postgraduate student Department of Economics, Philosophy and Social Disciplines, Don State Agrarian University, Rostov-on-Don

The article analyzes alternative approaches to the theoretical reconstruction of the transformations of the modem Russian family, presented in the domestic scientific discourse. The authors find out the heuristic potential of sociological and cultural approaches to the description of static and dynamic portraits of the modern Russian family. A ttention is drawn to the need to comprehend the essence and sociocultural meaning of the transformations of the modern Russian family in the context of the general processes of social transformations of Russian society. As a result, it has been established that the heuristic limitations of the sociological and cultural approaches to the characterization of the modern Russian family can be removed by integrating them.

Keywords: family sociology; family culturology; modern Russian family; statistical and dynamic family portrait-family transformation trends.

i

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.26

СМЫСЛ МЕТАМОРФОЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ

В статье анализируются альтернативные подходы к теоретической реконструкции трансформаций современной российской семьи, представленные в отечественном научном дискурсе. Авторы выясняют эвристический потенциал социологического и культурологического подходов к описанию статического и динамического портретов современной российской семьи. Особое внимание уделено необходимости постижения сущности и социокультурного смысла трансформаций современной российской семьи в контексте общих процессов социальных трансформаций российского общества. В результате установлено, что эвристические ограничения социологического и культурологического подходов к характеристике современной российской семьи могут быть сняты путем их интеграции.

Ключевые слова: социология семьи; культурология семьи; современная российская семья; статистический и динамический портрет семьи; тенденции трансформации семьи.

УДК 316.36=043.7(470) ВАК РФ 5.7.7/09.00.11

0ПоломошновА.Ф., 2022 <£) Воронцова Т.Н., 2022 Ф Колышкина М. С, 2022

ПОЛОМОШНОВ Андрей Федорович, доктор философских наук, профессор

ВОРОНЦОВА Татьяна Николаевна, кандидат философских наук, доцент

КОЛЫШКИНА Мария Сергеевна, аспирант

141

В отечественном дискурсе практически нет системных концепций современной российской семьи и ее целостных портретов. Зато

Донской государственный аграрный университет, Рос то в-на -Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.