Научная статья на тему 'Управление кадровыми ресурсами при интегрированной системе менеджмента услуг медицинской организаций'

Управление кадровыми ресурсами при интегрированной системе менеджмента услуг медицинской организаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление кадровыми ресурсами при интегрированной системе менеджмента услуг медицинской организаций»

Литература:

1. СТ МС ИСО 9001-2008 «СМК. Требования»

2. СТ РК ИСО 9001-2009 «СМК. Требования»

3. Модель совершенства EFQM.

4. СТ ННМЦ СМК ДП. 06.06 Анализ со стороны руководства УДК 614;614.2614:33

УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

УСЛУГ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

Кадырова Е.А.

Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан

Внедрение требований МС ИСО 9001-2001, Модели совершенства EFQM в деятельность Национального научного медицинского центра ( далее - ННМЦ) коренным образом изменило подходы к управлению человеческими ресурсамих. Вместо существующей кадровой службы как сервисного центра, в которых специалисты играют роль исполнителей, возникла необходимость перехода их в статус аналитиков, консультантов и инициаторов изменений при управлении персоналом, способствующих конкурентоспособности организации.

Основным условием реализации долгосрочной стратегии устойчивого развития ННМЦ, сформулированной по приоритетным направлениям оказания высокотехнологичной помощи населению Республики Казахстан, руководство ННМЦ определило эффективное управление персоналом при максимальном раскрытии профессиональных и личностных способностей работников и вовлечении их в деятельность по постоянному улучшению качества медицинских услуг.

АО «Национальный научный медицинский центр» оказывает высокотехнологичную помощь в области кардиохирургии, интервенционной кардиологии, клеточной трансплантологии по разным видам ВСМП, хирургии и внутренней медицины имея мощный кадровый потенциал, прошедший подготовку в лучших клиниках России, США, Израиля, Германии, Турции, Индии. Наряду с этим, в диагностических подразделениях используются все современные методы исследования, выполняемые на высокотехнологичном оборудовании специалистами высокого класса, обучавшимися в Австрии, Китае, Японии.

Интегрированная система менеджмента, функционирующая в ННМЦ одним из ценностей сформулировала развитие человеческого капитала и руководством центра была утверждена кадровая политика. Планирование и развертывание работы с персоналом осуществляется на основании трудового Кодекса Республики Казахстан, кадровой политики, согласованной со стратегическим планом ННМЦ и картой процесса СТ ННМЦ СМК КП 04.12.Управление персоналом. Планирование также предполагает анализ внешней среды с точки зрения тенденций изменения ситуации на рынке медицинских услуг, потребности в кадровых ресурсах заинтересованных сторон - стейкхолдеров.

Кадровая политика ННМЦ включает:

• поддержание и развитие эффективной системы планирования, подбора и расстановки персонала;

• формирование кадрового резерва, разработка и осуществление программ адаптационного обучения, профессионального роста, планирование карьеры;

• развитие корпоративной культуры и навыков командной работы;

• совершенствование системы мотивации и вознаграждения на основе реального вклада в улучшение качества медицинских услуг, анализ методов оценки результативности труда;

• улучшение системы социальных гарантий;

• постоянное изучение потребностей персонала, комплексный мониторинг его удовлетворенности работой в ННМЦ;

• активное вовлечение молодых специалистов и представителей общественных организации в формирование кадровой политики.

Кадровая политика доведена до сотрудников каждого структурного подразделения в рамках проведения различных совещаний, путем размещения на информационных стендах и ВЕБ сайте.

Система управления персоналом направлена на увеличение вклада каждого работника в достижение стратегических целей организации на основе постоянного развития и максимальной реализации профессионального потенциала персонала в целом.

Возрастное распределение сотрудников ННМЦ показывает, что 72% сотрудников относится к возрастной группе от 30 до 50 лет. Учитывая, что значительное количество сотрудников работают с момента открытия центра, то можно отметить оптимальное сочетание опыта и приверженности сотрудников идеям корпоративной культуры.

Численность персонала ННМЦ на декабрь 2010 года составляет 1246 человека. Из них врачебный персонал - 18,4%% (229 человек); научных сотрудников - 5,3%(66 человек); средний медицинский

персонал - 30,7% (383 человека); младший медперсонал - 22,3% (278 человек), немедицинский персонал - 23,2 % (290 человек). Среди сотрудников клиники 23 доктора и 43 кандидата медицинских наук. Руководителей - 62 человека.

Каждый сотрудник следует принципам корпоративной культуры предприятия и осознанию своей роли в создании и приумножении системы ценностей клиники. Система управления персоналом включает в себя: систему поиска и подбора персонала; систему адаптации среднего медицинского персонала (наставничество молодых медсестер) и вновь принятых молодых специалистов привитием требований Кодекса чести врача и Кодекса чести медицинской сестры; систему обучения; систему социальных гарантий для сотрудников организации; систему мотивации персонала и кадровое делопроизводство.

Система управления персоналом ориентирована на постоянное повышение компетентности работников и предусматривает инвестирование значительных средств в обучение. Все работники, независимо от пола, национальности и культурных особенностей, имеют равные возможности для профессионального продвижения и участия в деятельности по улучшению.

Для реализации данной задачи выстроена система профессионального обучения персонала в соответствии с тремя стратегическими направлениями развития ННМЦ. Постоянное повышение компетентности персонала осуществляется путем его обучения на планомерной основе не менее 1 раза в 5 лет, обмена опытом с участием на международных симпозиумах, научно-практических конференциях, обучением специалистов в ведущих клиниках ближнего и дальнего зарубежья, проведением мастер-классов. Кроме этого предусмотрено обучение по индивидуальным программам по международным грантам и президентской программе «Болашак». Большое внимание уделяется обучению руководителей современному менеджменту как с привлечением консалтинговых услуг сертифицирующих и обучающих предприятий, так и привлечением своих обученных специалистов по развитию системы менеджмента.

В ННМЦ сотрудники разделены по категориям для премирования. Данный подход позволяет выделять и поощрять наиболее компетентных и профессиональных сотрудников, демонстрирующих внедрение корпоративно признанного стиля в работе и внутрикомандных взаимоотношениях.

Наши подходы по реализации кадровой политики мониторируются и оцениваются путем анализа результативности следующих индикаторов качества: укомплектованность штатами, текучесть кадров, обеспеченность персонала запланированным обучением, категорированность медицинского персонала, количество часов обучения лидеров-руководителей по менеджменту, обеспеченность жильем, размер материального стимулирования сотрудников всех категорий в течение года, изучением удовлетворенности персонала: обучением, условиями рабочего места, внутренней коммуникации, признанием заслуги и другими показателями.

Изучение индикаторов кадровых ресурсов показало, укомплектованность персоналом лечебного процесса в 2007 году была: врачами - 95,0%; медицинскими сестрами - 90,0%; а в 2010 году достигнута полная укомплектованность врачами, медицинскими сестрами - до 95,0%.

Достигнуто повышение индикатора категорированности врачей с 51,5% в 2007 году до 58,4 % в 2010 году. Уровень категорированности медицинских сестер с 69, 3% в 2007 году был увеличен до 77, 2% в 2009 году. В связи с тем, что в открывающиеся новые центры Национального Холдинга, городскую больницу 2 и поликлиники были приглашены наши высококвалифицированные кадры с целью предоставления возможности роста в карьере, мы шли навстречу, как совершенная организация, с учетом корпоративной социальной ответственности. В 2008 году текучесть врачей составила 12,7%; в 2009 году - 6,9% ; в 2010 году 6,5%. Индикатор текучести медицинских сестер показал в 2008 году - 25,2%; в 2009 году - 8,3% и в 2010 году - 7,9%.

Нами реализованы следующие подходы по мотивации персонала: назначение индивидуальных надбавок к заработной плате; внедрение дифференцированной оплаты по качеству выполненных работ в конце месяца согласно критериям, определенным в картах процессов и в положении о мотивации персонала. Предусмотрена выплата лечебного пособия к отпуску в размере оклада каждому сотруднику и частичная оплата санаторно-курортного лечения (30%), снижена оплата дорогостоящего обследования для сотрудников на 50%. Арендован спортзал для постоянных занятий персонала, сотрудники обеспечиваются билетами на культурно-массовые мероприятия, проводимые в г. Астана. Исследована динамика индикатора обеспеченности жильем - в 2007 году жилье предоставлено 30 сотрудникам, в 2008 году 143 сотрудникам и в 2009 году - 185 сотрудникам. Индикатор объема премиальных в расчете на 1 сотрудника в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился в 2 раза.

Примененные подходы по кадровой политике позволили достигнуть поставленные цели: в 2009 году текучесть кадров уменьшилась в 3 раза, и отмечается ее дальнейшее снижение в 2010 году. Индикатор удовлетворенности персонала обучением увеличился с 81,0% в 2009 году и достиг 92,2% в 2010 году; показатели индикатора удовлетворенности созданными условиями внутренней коммуникации повысились с 90,0% в 2009 году до 94,0% в 2010 году.

Систематически проводимый анализ со стороны руководства СМК по ключевым индикаторам качества, плановые внутренние аудиты и самооценка по Модели совершенства EFQM позволяют

нам определять области для улучшения в процессе управления персоналом. В ближайшее время мы планируем для дальнейшего развития кадрового менеджмента внедрение бенчмаркинга, аттестации руководителей - лидеров по разрабатываемыми нами индикаторам качества по занимаемым их должностям.

Литература:

1. МС ИСО 2001-2008 и СТ РК ИСО 9001-2009 «СМК. Требования»

2. Модель совершенства EFQM. Концептуальные подходы и основные критерий.

3. Йозев Клей. HR менеджмент за рубежом. // Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 4, 2006 год.

4. Аналитические отчеты руководства ННМЦ по функционированию СМК.

УДК 614;614.2614:33

ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР»

Кадырова Е.А., Калиев Н.М., Даржуманова К.М, Элтаева М.А., Калиев Е.Н., Хасенова Л.С.,

Тансыкбаева М.У.

Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан

Проявляя заботу о здоровье народа, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев стал инициатором строительства в новой столице городе Астана - Республиканской клинической больницы на 240 коек. Британская строительная компания «Фитцпатрик Контракторс» завершила строительства клиники в конце 2001 года.

Использование новейших достижений медицинской науки и техники требовали именно научного подхода, заключавшегося в четком анализе ситуации, поиске новых направлений и нетрадиционных решений, проведении исследований и экспериментов, создании методологии внедрения наиболее актуальных научных достижений в практику. Кроме того, внедрение в практику новых диагностических и лечебных технологий, диктовало необходимость постоянного повышения профессионального уровня специалистов.

В связи с этим, 29 сентября 2003 года согласно Постановления Правительства Республики Казахстан № 989 РГП «Республиканская клиническая больница» было преобразовано РГП «Национальный научный медицинский центр» (ННМЦ). Его открытие на базе клиники закономерно, поскольку для организации крупного учреждения учеными уже было заложено определенный фундамент. В течение многих лет специалисты занимались исследованием в области фундаментальной и прикладной медицины, внедряли щадящие методы операционных вмешательств, занимались лабораторными исследованиями на клеточном уровне.

29 июля 2010 г. РГП «ННМЦ » преобразован в АО «ННМЦ».На сегодняшний день основная деятельность АО «ННМЦ» заключается в оказании высокоспециализированной и специализированной (ВСМП, СМП) медицинской помощи гражданам республики за счет республиканского бюджета больным, требующим особо сложных методов диагностики и лечения. На сегодня виды ВСМП по профилям утверждены приказом МЗРК №685 от 01 сентября 2010 года, СМП приказом №250 от 12.04.2010 года действует на 2010-2011 годы.

Обслуживаются прикрепленный спецконтингент Медицинского Центра УДП РК , также оказываются платные консультативно - диагностические и лечебные услуги в поликлинике и стационаре.

ННМЦ - современное многопрофильное научное лечебное учреждение, оснащенное современным диагностическим и лечебным оборудованием медицинской техникой. В структуру ННМЦ на сегодня внесены ряд изменений по сравнению 2002 годом и входят пять крупных подразделений:

центр клеточных технологий и трансплантации;

центр научно-клинических исследований;

научно образовательный центр;

ЦНИЛ

центр инновационных технологий в кардиологии и кардиохирургии;

центр радиологической визуализации и эндоскопии

За последние годы открыты новые подразделения: проблемная лаборатория респираторных исследований, отдел менеджмента научных исследований, отдел международного сотрудничества и издательской деятельности, отдел маркетинга и телемедицинских технологий, отдел развития государственного языка и делопроизводства, отдел HIFU терапии и ультразвуковой визуализации.

Оказание ВСМП за 2002-2010 годы, 1 п/г 2011г. по клинике составило всего 54661 случая. В 2002 году всего пролечено 3546 пациентов - в 2010 году и 1 п/г 2011г. - 11543,т.е отмечается увеличение объема госпитализации по годам .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.