Научная статья на тему 'Планирование системы менеджмента медицинских услуг'

Планирование системы менеджмента медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуразханова Ж. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование системы менеджмента медицинских услуг»

ничение жизнедеятельности и реализация индивида (Рисунок 1).

S1, S5, S6, S7

B2, B5, B6, B7

Рисунок 1 - Взаимообусловленность доменов активности (реализации) и доменов структур и функций на примере больных с остеохондрозом

Широкому распространению МКФ препятствуют сложная терминология, громоздкость и субъективность кодирования. По нашему мнению, взаимообусловленность доменов активности (реализации) и доменов структур и функций позволяет стандартизировать домены описания нарушений и регламентировать такое описание. Стандартизация описания определенных групп заболеваний позволит специалистам различных профилей (врачи, реабилитологи, эксперты) общаться на одном языке и смотреть на пациента более целостно.

1. Птюшкин П.А. // Детская и подростковая реабилитация, №1(14) 2010, стр. 1-5

2. Cieza, A., Stucki, G., Clinical care in rheumatic diseases. a. D. o. t. A. C. o. R. Association of Rheumatology Health Professionals. - Atlanta, Georgia, 2006. - P. 79-87.

3. Ибраева К., Махмутова А., Ким С. «Разработка шаблонов оценки функциональной активности и реализации у больных нейрохирургического профиля по Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» // EurAsian Journal of BioMedicine, Vol.4, No.3, 2011, P 5-7.

Бизнес - процесс «Планирование СМК», развернутый при интегрированной системе менеджмента услуг в АО «Национальный научный медицинский центр» (далее - ННМЦ) имеет целью внедрение, развитие системы менеджмента для совершенствования качества оказания основных процессов с использованием высоких технологий, анализ и оценку качества управляющих и поддерживающих процессов в ННМЦ.

Руководство ННМЦ, понимая важность оказания качественных медицинских услуг для достижения конкурентоспособности предприятия, первым в республике в 2004 году открыл отдел менеджмента качества и внутреннего аудита. В 2005 году отдел преобразован в центр системы менеджмента качества (ЦСМК). Принято решение о подготовке клиники к сертификации по требованиям МС ИСО 90012000. Впервые был проведен системный анализ осуществляемых бизнес процессов, проанализированы результаты оказываемых медицинских услуг, эффективность применения кадровых ресурсов, парка оборудования. Определен процессный ландшафт, систематизирована документация, разработаны документированные процедуры, руководство по качеству, карты процессов. Мы использовали опыт наших соотечественников, коллег из ближнего и зарубежья[2,3]. Кроме этого, важное значение имело понимание, полная вовлеченность персонала, который участвовал как при внедрении, так и в развитии, дальнейшем совершенствовании системы менеджмента.

В 2006 году клинико-диагностическая лаборатория ННМЦ прошла внешнюю оценку на соответствие стандартам EQAS(USA), организованной лабораторией BЮRAD.

В 2006-2007 годах в 7 этапов по запланированному плану проведена подготовка документации -

Литература:

ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Нуразханова Ж.Ш. Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан

полная разработка, согласование и утверждение стандартов ННМЦ, обучение персонала со 100% охватом, внедрение требований МС ИСО 9001-2000 в работу ННМЦ, обучение и сертификация внутренних аудиторов, проведение предсертификационного аудита. ЦСМК преобразован в отдел по управлению качеством. В январе 2007 года внедрены требования МС ИСО 9001-2000 в работу клиники и в марте 2008 года центр сертифицирован на соответствие требованиям МС ИСО 9001-2000, «ТЮФСЕРТ» (Германия) СТ РК ИСО 9001-2001 «ИнтерсертификаЦентрАзия» (Казахстан). В 2008 и 2009 годах в ННМЦ проведены 2 надзорных аудита, подтверждающие соответствие оказываемых услуг требованиям МС ИСО 9001-2000, СТ РК ИСО 9001-2001; осуществлен переход на версию СТ РК ИСО 9001-2009; в феврале 2011 года мы прошли ресертификационный аудит по требованиям СТ РК ИСО 9001-2009. С начала 2009 года параллельно запланированы 2 проекта по инновационным технологиям менеджмента услуг: в марте 2009 года руководством ННМЦ принято решение о внедрении Модели EFQM и внедрение национальных стандартов аккредитации в августе 2009 года[1]. Разработана и утверждена Программа ННМЦ по обеспечению и непрерывному улучшению качества медицинских услуг (далее - Программа). После реализации программы согласно плану, ННМЦ первым среди медицинских организаций прошел аккредитацию Министерства здравоохранения Республики Казахстан и получил свидетельство об аккредитации со сроком на 3 года.

После соответствующей подготовки и обучения мы внедрили концептуальные подходы и основные критерий Модели EFQM с марта 2009 года [4,5]. В июне 2009 года проведена первая самооценка с привлечением модератора - консультанта из головного офиса по основным критериям на соответствие ступени «Стремление к совершенству». Выявлены сильные стороны и области для улучшения. Разработаны 3 проекта по улучшению. Применяя современные организационные инструменты: проектного менеджмента, параллельных разработок мы реализовали в течение 8 месяцев запланированных 3 проекта по улучшению: «Индикаторы качества ВСМП» и «Кадровая политика» и на 80% «Электронный документооборот». В апреле 2010 года проведена вторая самооценка на соответствие основным концептуальным подходам и критериям, субкритериям Модели EFQM. Оценка проведена обученными внутренними ассесо-рами с помощью консультанта - модератора из Российской Федерации (Москва) и представительства в Казахстане (Алматы). Проведенная самооценка по системе РАДАР показала возможность подачи заявки в Брюссели на уровень Признанного совершенства Модели EFQM. В июне 2010 года проведен внешний ассесмент (руководитель группы ассесоров - Се1а1 SECKIN), который подтвердил результаты самооценки и представил заключительный отчет в Брюссель. АО «ННМЦ» сертифицирована на уровень Признанного совершенства 4 звезды.

Сертификация ИДЯ по стандартам ЕСгАЬ

[им)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рисунок 1 - Этапы развития СМК ННМЦ за 2006-2010 гг.

Результативность процесса «Планирование СМК» согласно требованиям карты процесса СТ ННМЦ СМК КП 04.03 оценивалась реализованными проектами по внедрению и совершенствованию СМК. За 2007-2010 годы внедрено 8 проектов (рисунок 1), 3 проекта с внешней сертификацией, 5 проектов улучшения по критериям Модели совершенства. Для определения функционирования СМК по требованиям МС ИСО 9001-2008 проведено 2 надзорных аудита, 1 ресертификационный аудит. В соответствии с изменением политики, стратегии, целей, организационной структуры ежегодно специ-

алистами отдела по управлению качеством актуализируются документы СМК. Сертифицированными внутренними аудиторами проводятся плановые аудиты, самооценка с целью выявления соответствия выполнения тех или иных работ установленным стандартам. Мониторируется и анализируется достоверность и правильная оценка индикаторов измерений. Охват внутренними аудитами процессов и подпроцессов СМК, структурных подразделений - 100,0%.

За 2007-2010 гг. проведены 7 плановых внутренних аудитов, 3 самооценки. Исследование результатов проведенных самооценок показали совпадение с оценкой внешних аудиторов, что свидетельствует о хорошем уровне подготовки внутренних аудиторов по интегрированной СМК.

Таблица 1 - Динамика ИИ процесса «Планирование СМК»

Индикаторы измерений Единица измерения Пороговое значение После внедрения требований МС ИСО серии 9000 После внедрения стандартов аккредитации

цель значение цель значение цель значение

Количество часов обучения руководителей по менеджменту качества кол-во 3040 3040 1248 1248 3424 3424

Полнота охвата обучением специалистами СМК персонала СП % 100 100,0 100 100,0 100 100,0

Актуализация документов СМК % 100 100,0 100 100,0 100 100,0

Количество внедренных проектов кол-во 1 1 1 1 4 5

Охват анкетированием пациентов % 10 10,5 50 48,1 50 50,0

Охват экспертизой объема оказываемых услуг % 100 95,1 100 93,8 100 99,0

Охват экспертизой качества оказанных медицинских услуг % 50 61,1 50 60,8 50 94.8

Одним из важных индикаторов измерений процесса является количество часов обучения руководителей менеджменту с привлечением консультантов. Позитивные значения индикатора соответственно целям в годы внедрения новых проектов по развитию СМК ННМЦ можно отследить по данным Рисунка 2. Проведены промоуторами каскадным методом семинары и тренинги по новой версии стандарта МС ИСО 9001-2008 со 100% охватом РСП, старших медицинских сестер, младшего медперсонала и других сотрудников ННМЦ.

мм -

2007 2008 20ЪЭ 20 ¡ 0

Количество часов обучения руководителей по менеджментену качества —— Цель

Рисунок 2 - Количество часов обучения руководителей по системе менеджмента за 2007-2010 гг.

В ходе внедрения требований, концептуальных подходов и критериев интегрированной системы менеджмента персонал структурных подразделений был активно вовлечен в построение и развитие СМК отделом по управлению качеством, руководителями - лидерами. Персонал ННМЦ обмениваются опытом, получают примеры лучшей практики участием на Международных форумах менеджеров и аудиторов качества (II, III, IV, V), Международного конгресса ANQ, (Дели, 2010), Центрально-Азиатской конференции «Современные инструменты обеспечения качества медицинских услуг» (Астана, 2010), Международной конференции «Госпиталь будущего» посвященного инновационным технологиям менеджмента медицинских услуг (Астана, 20l0), где представляли доклады по развитию системы менеджмента качества в ННМЦ. Специалисты принимали участие на мастер - классах международных гуру качества Грегори Ватсона, Президента Международной академии качества - «Креативные идеи для эффективного менеджмента» (2009 г.), Celal SECKIN «Европейские модели качества» (2010 г.), Бьерна Андерсена «Инструменты совершенствания бизнес процессов» (2010 г.). По данным исследования обратной связи получение знаний по менеджменту способствовало продвижению персоналом проектов по улучшению (позитивные ответы по данному вопросу получены от 82% респондентов).

Количество несоответствий, выявляемых в ННМЦ при внешнем аудите на соответствие требованиям МС ИСО 9001-2008 и СТ РК ИСО 9001-2009 уменьшились: в 1,6 раза: в 2008 году - 11 (их них 7 несоответствий, 4 замечания); в 2 раза 2009 году 3 замечания и 3 несоответствия; в 2010 году отмечается их дальнейшее снижение: 2 несоответствия и 2 замечания. Были запланированы КД, ПД, отчеты представлялись со свидетельствами о выполнении мероприятий в «ТЮФСЕРТ» и «ИнтерсертификаЦентрАзия» в требуемом формате. Таким образом, результативность процессов ежегодно подтверждается независимым внешним аудитом.

После прохождения внешнего асессмента и получения сертификата соответствия на уровень Модели EFQM «Признанное совершенство» 4 звезды мы не останавливаемся на достигнутом: завершили внедрение проекта «Электронный документооборот». Проект значительно улучшил своевременность выполнения заданий руководства, взаимодействие между руководителями структурных подразделений, сократилась потеря времени на согласование и рассылку документов. Пути решения проблем стали более эффективными. Кроме этого мы обучили Лидеров совершенства I уровня по специальной программе с сертификацией, а также начали внедрение проекта по корпоративной социальной ответственности. Планируем пройти сертификацию по информационной безопасности. В дальнейшем будем развивать бенчмаркинг с медицинскими организациями, сертифицированных по Модели совершенства EFQM, лучшими клиниками Европы что даст новый импульс развитию предприятия и улучшит качество оказываемых услуг. Разрабатываем и внедряем новые индикаторы мониторинга качества процессов после достижения целевых показателей.

Положительные тенденции по получению чистой прибыли, рентабельности предприятия, расширение объема оказываемых услуг по стратегическим направлениям, показатели развития кадровых ресурсов, реализации научно-технических программ и внедрения инновационных технологий, высокие показатели удовлетворенности потребителями оказываемыми услугами, достигающие целевых уровней - 98% позволяют нам надеяться на эффективное достижение поставленных целей.

Литература:

1. Байгенжин А.К. «Система менеджмента качества, как инструмент повышение успешности организации. Материалы третьего международного Форума менеджеров г. Алматы. 2008 год, с.30.

2. Майкл Вайдер. Сочетание методов совершенствования в борьбе за конкурентное преимущество. «Методы менеджмента и качества». Журнал 11-2008 г. РИА «Стандарты и качество». Москва, с. 11.

3. Бото О. Восемь ключей к успешному внедрению ИСО. Журнал 4-2008 г. «Методы менеджмента и качества». РИА «Стандарты и качество». Москва, стр. 23-26.

4. Модель совершенства EFQM-2003; 2010.

5. Ольховикова Н. «Устойчивое развитие: европейский подход». Мир качества, №5 2009 г. стр. 6-7.

ОЦЕНКА ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ И КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТНОСТИ

Искакова Б.С.

Управление здравоохранения Акмолинской области, Казахстан

По мнению Всемирной организации здравоохранения, производительность систем здравоохранения определяется количеством сохраненных (QALY) или потерянных лет жизни (DALY) вследствие преждевременной смертности и инвалидности [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.