УДК 796.01
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА СТРАНЫ
НЕДУРУЕВА ТВ.,
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой физической культуры, Курский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected].
СКРИПЛЕВА Е.В.,
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].
Реферат. Подготовка спортивного резерва страны является важным условием развития профессионального спорта государства. В России со времен СССР были сформированы собственные школы спортивной подготовки по ряду видов спорта, в которых российским спортсменам долгие годы не было равных. Сейчас современный мировой спорт характеризуется высокой конкуренцией и политизированностью, поэтому подготовка спортивного резерва страны должна осуществляться по последним мировым стандартам и с учетом строгого соблюдения соглашений о борьбе с допингом. Для осуществления подготовки спортивного резерва должны использоваться высококвалифицированные кадры, поэтому в исследовании проводится анализ динамики численности кадров, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в контексте уровня профессионального образования и квалификационных категорий. В ходе работы было установлено, что общая численность тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва, изменилась несущественно в большую сторону. Общие тенденции в изменении уровня профессионального образования положительны, а в изменении численности кадров по уровню квалификации наблюдается снижение численности кадров, имеющих первую квалификационную категорию в пользу оттока этого количества во вторую квалификационную категорию. Следовательно, в целом качество кадрового потенциала, задействованного в подготовке спортивного резерва, в динамике улучшается с позиции образованности, но ухудшение тенденций в приобретении квалификационных категорий может оказаться первым признаком начала торможения процесса качественной трансформации кадров, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
Ключевые слова: спортивный резерв, профессиональный спорт, физическая культура и спорт, кадровый потенциал, менеджмент, штатные работники, виды спорта.
HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING THE COUNTRY'S SPORTS RESERVE
NEDURUEVA TV.,
candidate of science of psychology, head of the department of physical culture, Kursk state medical university, e-mail: [email protected].
SKRIPLEVA E.V.,
candidate of pedagogical sciences, head of the department of physical culture and sports, FGBOU VO Kursk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected].
Essay. The preparation of the country's sports reserve is an important condition for the development of professional sports of the state. In Russia, since the times of the USSR, their own sports training schools have been formed in a number of sports in which Russian athletes have had no equal for many years. Now modern world sport is characterized by high competition and politicization, therefore, the preparation of the country's sports reserve should be carried out according to the latest international standards and taking into account strict compliance with anti-doping agreements. Highly qualified personnel should be used to train the sports reserve, therefore, the study analyzes the dynamics of the number of personnel training the sports reserve in the context of the level of professional education
and qualification categories. In the course of the work, it was found that the total number of coaches and teachers training the sports reserve has changed insignificantly in a big way. The general trends in the change in the level of vocational education are positive, and in the change in the number of personnel by qualification level, there is a decrease in the number of personnel with the first qualification category in favor of the outflow of this number to the second qualification category. Consequently, in general, the quality of the personnel potential involved in the preparation of the sports reserve is improving dynamically from the standpoint of education, but the deterioration of trends in the acquisition of qualification categories may be the first sign of the beginning of the slowdown in the process of qualitative transformation of the personnel involved in the preparation of the sports reserve.
Keywords: sports reserve, professional sports, physical culture and sports, human resources, management, full-time employees, sports.
Введение. Подготовка спортивного резерва страны входят в перечень ключевых задач федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». Среди направлений по подготовке спортивного резерва выделяют необходимость постоянного участия государства в процессе реализации проектов по подготовке талантливых спортсменов, в создании материальной базы с современным техническим оснащением комплектов, а также в обеспечении регулярного повышения квалификации тренерского состава [1]. С началом реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» все больше внимания стало уделяться повышению качества кадрового состава, занимающегося подготовкой спортивного резерва [2]. Воспитанием спортивного резерва в России занимаются на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, большая часть из которых приходится на спортивные школы, подразделяющиеся на детско-юношеские и спортивные школы олимпийского резерва [3].
Пропаганда развития массового спорта позволила повысить интерес населения к спорту, как с точки зрения формирования приверженности к здоровому образу жизни среди взрослого населения, так и с позиции формирования стремлений к спортивным достижениям у детей и подростков [4]. Однако приоритетом выступают улучшение в вопросах финансирования отрасли, за счет удалось существенно улучшить инфраструктурную базу и обеспечить поддержку различным спортивным проектам [5, 6]. С каждым годом влияние спортивной сферы на экономику становится больше, так как здоровый образ жизни стал продаваемым - рынок спортивного питания и фит-нес-индустрия за 2 десятилетия сделали колоссальный шаг вперед [7]. А это также создает дополнительный спрос на трудовые ресур-
сы, который в прямой или косвенной форме относятся к спортивной сфере.
Безусловно, особая роль в подготовке спортивного резерва страны уделяется тре-нерско-преподавательскому составу, который несет ответственность за моральное и физическое здоровье молодых спортсменов и должен грамотно организовывать процесс подготовки и иметь способности к осуществлению тактичной и эффективной мотивации собственных подопечных [8, 9]. На фоне роста требований к качеству кадрового потенциала спортивной отрасли повысилось внимание и к подготовке кадров для отрасли физической культуры и спорта в рамках университетов [10]. При этом важность роста квалификации тренеров и преподавателей возросла не только в рамках организаций, осуществляющих спортивную подготовку детей и молодежи, но и в рамках частных структур, осуществляющих деятельность в фитнес-индустрии [11].
Увеличение финансирования отрасли физической культуры и спорта позволило модернизировать спортивную инфраструктуру общей доступности и улучшить состояние материальной базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку [12]. Финансирование подготовки спортивного резерва также возросло, особенно на фоне проведения на территории России крупных спортивных мега событий, что также позволило расширить спектр спортивных дисциплин по олимпийским и неолимпийским видам спорта, доступных для занятий с спортивных школах и иных центрах спортивной подготовки [13]. В свою очередь, расширение перечня спортивных дисциплин, доступных для занятий, а также рост требований к квалификации спортивных кадров повлекли за собой определенные изменения в структуре подготовки тренерско-преподавательского состава, что обуславливает актуальность исследования трансформаций
кадрового потенциала, осуществляющего подготовку спортивного резерва.
Материал и методы исследования. Кадровый потенциал, задействованный в подготовке спортивного резерва, должен обладать определенным уровнем образования и квалификационными категориями. В разрезе организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, кадры делятся на административный персонал и специалистов с различной ведомственной принадлежностью. Непосредственное участие в подготовке спортсменов принимают тренеры, инструкторы, преподаватели, методисты и педагоги-психологи. Тренерский состав также подразделяется по видам спорта и по принадлежности штату сотрудников. В целях анализа качественных изменений кадрового потенциала, осуществляющего подготовку спортивного резерва страны, необходимо проанализировать динамику численности тренерского состава в разрезе уровня образования и квалификационных категорий. В качестве периода исследований необходимо опираться на 2017 г. как базисный, который характеризуется выходом российской экономики из острой фазы экономического кризиса 2015-2016 гг., и на 2021 г., как первый год после окончания второго этапа реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».
Материалом для исследования послужили данные Министерства спорта Российской Федерации [14]. Исследование проведено с использованием общенаучных инструментов анализа, а также с помощью обобщения и интеллектуального анализа данных и статистических методов анализа.
Результаты исследования. В динамике общая численность тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва, возросла всего на 0,9%, а в разрезе видов спорта рост численности кадров отмечается по неолимпийским видам спорта, в то время как по олимпийским видам спорта наблюдается сокращение штата (рисунок 1).
Численность тренеров и преподавателей по олимпийским летним видам спорта практически в 6 раз больше численности тренеров и преподавателей по зимним видам спорта. Соотношение между численностью тренеров и преподавателей по олимпийским видам спорта и по неолимпийским имеет тенденцию к сокращению.
В подготовке спортивного резерва участвуют различные категории персонала системы физической культуры и спорта, осуществляющие трудовую деятельность в рамках организаций, осуществляющих спортивную подготовку. В штате следует выделить инструкторов по спорту, спортсменов, инструкторов-методистов, методистов, а также тренеров и преподавателей (таблица 1).
Рисунок 1 - Динамика численности тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва в 2017-2021 гг., чел.
Таблица 1 - Динамика численности кадров, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в разрезе уровней профессионального образования в 2017-2021 гг., чел._
Категория персонала 2017 г. 2021 г. Прирост 2021 г. к 2017 г., %
всего высшее среднее всего высшее среднее всего высшее среднее
Инструкторы по спорту 5288 4432 634 5438 2445 897 2,8 -44,8 41,5
Спортсмены, спортсмены-инструкторы 2946 1392 512 10374 2138 1898 252,1 53,6 270,7
Инструкторы - методисты 7579 6026 700 9426 7403 927 24,4 22,9 32,4
Методисты (включая старшего) 1114 844 101 1126 872 94 1,1 3,3 -6,9
Таблица 2 - Динамика численности тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва по уровню профессионального образования в 2017-2021 гг., чел._
Категория персонала 2017 г. 2021 г. Прирост 2021 г. к 2017 г., %
высшее образование среднее образование высшее образование среднее образование высшее образование среднее образование
Всего тренеров и преподавателей 57298 10474 57645 8096 0,6 -22,7
Из них:
по олимпийским видам спорта 48389 8651 47064 6575 -2,7 -24,0
в т.ч.
по летним 41197 7393 39699 5542 -3,6 -25,0
по зимним 7192 1258 7365 1033 2,4 -17,9
по неолимпийским видам спорта 8812 1784 7235 1443 -17,9 -19,1
Кадры с высшим образованием преобладают над численностью кадров со средним профессиональным образованием, но в динамике численности произошли неоднозначные изменения. Так, общая численность инструкторов, спортсменов, инструкторов-методистов и методистов возросла. Больше всего увеличилось количество спортсменов и спортсменов-инструкторов, особенно со средним специальным образованием, что свидетельствует о росте качества подготовки спортсменов и спортсменов-инструкторов, занятых подготовкой спортивного резерва. Численность инструкторов по спорту с высшим образованием сократилась почти на 45%, но возросла на 41,5% численность инструкторов со средним профессиональным образованием. Благоприятные тенденции наблюдаются в численности инструкторов-методистов с обоими видами уровней образования, а вот численность методистов в чистом виде осталась практически на неизменном уровне. Но это не говорит о том, что развития методической базы не происходит, поскольку методисты расширяют про-
филь деятельности, диверсифицируя его инструкторской работой.
Непосредственную работу по подготовке спортсменов по видам спорта ведут тренеры и преподаватели. В динамике численность тренеров и преподавателей с высшим образованием практически не изменилась, а вот со средним профессиональным образованием тренеров и преподавателей стало на 22,7% меньше (таблица 2).
Также мы наблюдаем многократное превышение численности кадров по подготовке спортсменов по олимпийским видам спорта на численностью занятых подготовкой спортивного резерва по неолимпийским видам спорта. Что касается изменения численности спортивных кадров, осуществляющих спортивную подготовку по олимпийским видам спорта с высшим образованием, то снижается численность тех, кто профильно занимается летними олимпийскими видами спорта, тех, кто готовит спортивный резерв по зимним видам спорта с высшим образованием за пять лет стало больше.
Рисунок 2 - Динамика численности тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва в 2017-2021 гг., в разрезе квалификационных категорий,чел.
Характеризует уровень подготовки спортивных кадров и их квалификация. В динамике численность тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва, имеющих высшую и первую квалификационные категории снизилась, причем по первой категории сокращение составило 67,4% (рисунок 2).
Судя по тому, что общая численность тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва, снизилась на 4,6%, а внутри квалификационных категорий произошли куда более заметные изменения, стоит сделать вывод о том, что часть тренерско-преподавательского состава не смогла подтвердить первую категорию и массово перешла во вторую, что скорее характеризует данные изменения как негативную тенденцию в формировании качества тренерско-преподавательского состава.
Выводы и заключение. В ходе исследования было установлено, что общая численность тре-
неров и преподавателей, занимающихся подготовкой спортивного резерва, за последние пять лет практически не изменилась. В трансформации качественного состава стоит выделить положительные тенденции в изменении численности кадров в разрезе уровня профессионального образования, а вот касаемо квалификационных категорий ситуация изменилась в худшую сторону, так как произошла крупная потеря кадров с первой категорией в пользу второй.
Подготовка спортивного резерва страны является важной задачей развития системы физической культуры и спорта в России. В условиях растущей конкуренции и требований к подготовке спортсменов необходимо применять новейшие методики подготовки, оперативно адаптировать передовой опыт к российским условиям, наращивать масштабы отбора талантливых спортсменов и многое другое, с чем способны справиться высоко квалифицированные кадры, что обуславливает необходимость дальнейших исследований по данной тематике.
Список использованных источников
1. Современные проблемы подготовки спортивного резерва и их решения / Алексина А.О., Мокеева Л.А., Федорова Л.К., Ляховская Ю.М. // Культура физическая и здоровье. - 2019. -№ 1 (69). - С. 6-8.
2. Кузьмичева Е.В. Динамика показателей ресурсного обеспечения отрасли физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 1. - С. 8-10.
3. Питько Р.И. Динамика развития педагогической компетентности тренеров-преподавателей ДЮСШ в системе повышения квалификации педагогических кадров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 155-159.
4. Зюкин Д.А. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта // Наука и практика регионов. - 2020. - № 4 (21). - С. 120-124.
5. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / Д.А. Зюкин, Д.А. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 8.- С. 53-60.
6. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. - 2017. - № 4 (33). - С. 28.
7. Зюкин Д.А. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта // Наука и практика регионов. - 2020. - № 4 (21). - С. 120-124.
8. Ермалович О.О. Знания, умения, компетенции в профессиональной деятельности тренера // Мир спорта. - 2020. - № 2 (79). - С. 55-69.
9. Тиссен П.П., Востриков В.А., Степанова Л.М. Исторический дискурс подготовки спортивно-педагогических кадров в условиях университета // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 3-4.
10. Щенникова М.Ю. Формирование отрасли профессиональной деятельности как фактор развития высшего образования в области физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 151-154.
11. Объедкова Л.П. Развитие спортивной индустрии в России зависит от кадров // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 3 (128). - С. 1075-1078.
12. Бобровский Е.А.Развитие спортивной инфраструктуры как фактор повышения популярности массового спорта // Региональный вестник. - 2019. - № 9 (24). - С. 15-17.
13. Енченко И.В. Финансовое обеспечение системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Физическая культура. - Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4. - № 1. - С. 130-138.
14. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 30.05.2022 г.).
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Sovremennye problemy podgotovki sportivnogo rezerva i ih resheniya / Aleksina A.O., Mokeeva L.A., Fedorova L.K., Lyahovskaya YU.M. // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2019. -№ 1 (69). - S. 6-8.
2. Kuz'micheva E.V. Dinamika pokazatelej resursnogo obespecheniya otrasli fizicheskoj kul'tury i sporta // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2021. - № 1. - S. 8-10.
3. Pit'ko R.I. Dinamika razvitiya pedagogicheskoj kompetentnosti trenerov-prepodavatelej DYUSSH v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - № 71-3. - S. 155-159.
4. Zyukin D.A. Sposoby i napravleniya prodvizheniya zdorovogo obraza zhizni i massovogo sporta // Nauka i praktika regionov. - 2020. - No 4 (21). - S. 120-124.
5. Ekonomicheskie napravleniya populyarizatsii zdorovogo obraza zhizni naseleniya kak sposob prodleniya sotsialnoy aktivnosti grazhdan / D.A. Zyukin, D.A. Samofalov, E.V. Harchenko, S.N. Petrova // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. - 2020. - No 8. - S. 5360.
6. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A., Matushanskaya E.E. Organizatsionno-ekonomicheskie as-pektyi razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii // Innov: elektron-nyiy nauchnyiy zhurnal. - 2017. - No 4 (33). - S. 28.
7. Zyukin D.A. Vliyanie zdorovogo obraza zhizni na mirovuyu ekonomiku i ekonomiku strany // Politika, ekonomika i innovacii. - 2020. - No 6 (35). - S. 11.
8. Ermalovich O.O. Znaniya, umeniya, kompetencii v professional'noj deyatel'nosti trenera // Mir sporta. - 2020. - № 2 (79). - S. 55-69.
9. Т^еп Р.Р., Уов1г1коу У.Л., 81ерапоуа Ь.М. 181ог1сЬе8к1] ё^киге роё§о1оук1 врогйупо-реёа§о§1сЬе8к1к каёгоу V ив1оу1уаЬ ишуеге^а // Теог1уа 1 ргакйка ГшсИевко] киГШгу. - 2021. - № 7. - Б. 3-4.
10. ЗИсЬепшкоуа М.Уи. Богш1гоуап1е о1гав11 ргоГевБюпаГпо] ёеуа1е1'поБ11 как Гак1ог га2уШуа уу8вЬе§о оЬга2оуап1уа у оЬ^й Г121сЬе8ко] ки1Чигу 1 Брог1а // М1г паик1, киГ-Шгу, оЬга2оуап1уа. -2019. - № 5 (78). - Б. 151-154.
11. ОЬ"еёкоуа Ь.Р. Яа2уШе Брог11упо] 1пёшШ1 у ЯоббИ о1 каёгоу // Екопош1ка 1 ргеёрйттагеГв^о. - 2021. - № 3 (128). - Б. 1075-1078.
12. ВоЬгоуБку Е.Л.Ка2уШе Брог11упо] тй^гикигу как Гак1ог роуувЬеп1уа рори1уагпоБ11 шаБ8оуо§о Брог1а // Яе§1опа1'пу] уеБ1п1к. - 2019. - № 9 (24). - Б. 15-17.
13. ЕпсЬепко 1.У. Бта^оуое оЬевресЬеп1е в1в1ешу роё§о1оук1 Брог11упо§о ге2егуа у Яо881]вко] Беёегас11 // Е121сЬе8кауа ки1'1ига. - Брог! Тиг^ш. Бу1§а1е1'пауа гекгеас1уа. - 2019. - Т. 4. - № 1. -Б. 130-138.
14. М1п^еге^о БроЛа КБ. 81а11811сЬевкауа 1пйэгшас1уа. [Е1ек№оппу] геБигв] - Яе2Ыш ёоБШра: https://www.ш1nspoгt.gov.гu/spoгt/phys1ca1-cu1tuгe/stat1st1cheskaya-1nf/ (Ба1а оЬга8ЬсЬеп1уа: 30.05.2022 &).