УДК 37.013
Педагогические науки
Братков Кирилл Ильич, ст. преподаватель кафедры Спортивного менеджмента, Университета «Синергия», РФ, г. Москва Гурин Ярослав Валерьевич, канд. мед. наук, ассистент кафедры анатомии
лечебного факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, РФ, г. Москва
Степыко Дмитрий Геннадьевич, канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва Бевзюк Надежда Александровна, ассистент кафедры анатомии лечебного
факультета
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, РФ, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация: в статье представлены подходы к формированию оценочных средств теоретической и практической частей профессионального экзамена при проведении независимой оценки квалификации в области физической культуры и спорта. Отдельно рассмотрена востребованность применения независимой оценки квалификации для разных категорий работников спортивной отрасли, особенности оценки квалификации с учетом разнообразия видов спорта, научно-методических и тренерских школ, специфики нормативно-правового регулирования деятельности в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: независимая оценка квалификаций, оценочные средства, кадры для физической культуры и спорта, профессиональный экзамен.
Abstract: the article presents approaches to the formation of evaluation tools for the theoretical and practical parts of the professional exam when conducting an independent assessment of qualifications in the field of physical culture and sports. It considers the relevance of the application of the independent assessment of qualification for different categories of sports industry professionals, features of assessment qualification given the diversity of sports, scientific-methodical and coaching schools, the specifics of legal regulation of activities in the field of physical culture and sports.
Keywords: independent assessment of qualifications, assessment tools, personnel for physical culture and sports, professional exam.
Согласно принятым научно-методическим подходам к обучению специалистов в области физической культуры и спорта и принятой в российской спортивной науке классификации [2] виды спорта делятся на 7 групп: спортивные игры, единоборства, циклические, скоростно-силовые, сложно-координационные, технические виды спорта, многоборья. При этом многочисленные исследователи отмечают значительные различия в специфике трудовой деятельности специалистов в области физической культуры и спорта в зависимости от разных видов спорта [6] и требований к компетенциям [3].
Учитывая опыт разработки перечней наименований квалификаций, СПК в сфере физической культуры и спорта при формировании отраслевой рамки квалификации и обсуждении стратегии развития отраслевого компонента независимой системы оценки квалификаций использовал потребность в использовании принципа дифференциации профессиональной деятельности по видам спорта таких специалистов, как тренеры и спортивные судьи.
Поскольку в настоящее время в России развивается 136 общероссийских, 11 признанных, 21 прикладной и 8 национальных видов спорта, включающих в себя разнородные спортивные дисциплины [6], можно предположить дальнейшую детализацию квалификаций, трудовых функций, способов и средств их оценки.
Стоит отметить также, что в зависимости от этапов спортивной подготовки [3] выделяются пять этапов спортивной подготовки), в работе тренера применяются разные средства, методы, подходы и способы организации физического воспитания и спортивной подготовки населения Российской Федерации.
Имеется также дифференциация видов спорта с учетом нормативного подхода. Минспортом России утверждены ведомственные нормативные правовые акты:
- Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта - 98 приказов (ФССП), 5 приказов (специальные ФССП) по адаптивным видам спорта.
- Квалификационные требования к спортивным судьям по видам спорта -149 приказов.
- Приказы о формировании спортивных сборных команд со списком тренеров и иных специалистов, обеспечивающих подготовку спортивных сборных команд (ССК) по 125 видам спорта, спортивным дисциплинам.
Тем не менее, имеется ряд направлений профессиональной деятельности специалистов, входящих в «контур» регулирования ПС «Тренер», деятельность которых носит унифицированный характер вне зависимости от рассмотренных выше признаков (тренер по общей физической и специальной подготовке, тренер по начальной подготовке, тренер-консультант, тренер-физиолог, тренер по спортивному резерву и др.).
Анализ кадрового обеспечения физической культуры и спорта проведен за 2019 гг., при этом учитывается итоговые показатели образования и квалификации работников. Следует провести ранжирование данных по убыванию численности отдельных категорий профессий (должностей) и выделить из них те, которые являются значимыми при разработке оценочных средств (таблица 1).
Таблица 1. Ранжирование должностей (профессий) по количеству за 2019 г. (10 наиболее востребованных профессий)
№ Должность Кол-во, чел. Уровень образования Квалификационная категория
2019 г. ВО СПО Высшая Первая Вторая
1 Тренеры, тренеры-преподаватели (по данным 1 -ФК) 121732 83316 16500 - - -
2 Спортивные судьи (по данным 1-ФК) 98732 - - 4863 23512
3 Тренеры (всего) 94118 58436 10098 14173 10736 4407
4 Прочий персонал 90983 26567 35657 763 575 196
5 Тренеры по летним олимпийским видам спорта 67618 41798 7166 10209 7726 3199
6 Тренеры по неолимпийским видам спорта 15098 9197 1677 2552 1624 544
7 Спортсмен, спортсмен-инструктор 14090 3154 2690 5 6 13
8 Тренеры по зимним олимпийским видам спорта 11260 7324 1219 1388 1361 615
9 Заместители директора (всего) 9739 8824 659 423 382 112
10 Инструктор-методист (включая старшего) 8428 6712 799 590 557 267
В качестве востребованных профессий на рынке труда, нуждающихся в актуализации оценочных средств, можно выделить:
- инструктор-методист по физической культуре и спорту;
- тренер;
- инструктор-методист по адаптивной физической культуре.
Помимо этого, существует потребность в разработке способов оценки квалификации у следующих профессий:
- спортивный судья;
- специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования;
- контролер-распорядитель.
В качестве профессий, требующих разработки оценочных средств в среднесрочной перспективе, можно выделить:
- аналитик физкультурно-спортивной организации (профессиональный стандарт - инструктор-методист по физической культуре и спорту);
- специалист по продвижению фитнес-услуг.
Стоит отметить, что в частном сегменте физической культуры и спорта спросом пользуются методики оценки квалификации следующих профессий: специалист по обслуживанию стрелкового инвентаря, дежурный по спортивному залу, инструктор по спорту, тренер-хореограф, спортивный юрист, промоутер спортивных соревнований, секретарь и/или делопроизводитель физкультурно-спортивной организации, фитнес-специалист (персональный тренер, тренер групповых программ, фитнес-инструктор, фитнес-тренер, тренер по фитнесу). Однако, необходимо учитывать потребности основного заказчика системы НОК - Министерства спорта Российской Федерации, регулирующего работу, в первую очередь, государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций (таблица 2).
Таблица 2. Ранжирование должностей (профессий) по количеству за 2019 г.
(прочие профессии)
№ Должность Кол-во, чел. Уровень образования Квалификационная категория
2019 г. ВО СПО Высшая Первая Вторая
1 Специалисты спортсооружений 6319 2788 2205 40 57 17
2 Другие заместители руководителя 5710 5023 519 126 135 33
3 Медицинские работники (всего) 5386 1160 2650 242 92 21
4 Директор 4947 4792 94 606 298 75
5 Инструктор по спорту 4653 2167 818 22 51 19
6 Преподаватель 3986 2377 379 914 614 124
7 Средний медицинский персонал 3451 291 2406 151 71 15
8 З аместители директора по учебно-спортивной работе 2334 2218 64 170 127 41
9 Врачи 1494 814 15 87 15 6
№ Должность Кол-во, чел. Уровень образования Квалификационная категория
2019 г. ВО СПО Высшая Первая Вторая
10 З аместители директора по учебно-воспитательной работе 1410 1312 67 114 112 37
11 Техник (специалист) по эксплуатации и ремонту спортивной техники, инвентаря и снаряжения 1151 362 463 6 4 3
12 Методист (включая старшего) 1129 805 88 87 147 20
13 Воспитатель (включая старшего) 459 346 78 92 78 13
14 Младший медицинский персонал 441 55 229 4 6 0
15 З аместители директора по научно-методической работе 285 271 9 13 8 1
16 Педагог-психолог 178 125 24 15 12 2
17 Тренеры по национальным видам спорта 155 93 32 20 20 43
18 Тренеры по прикладным видам спорта 57 24 4 4 5 6
При определении подходов к формированию заданий оценочного средства для теоретического и практического этапов профессионального экзамена [1] следует учитывать ряд специфических свойств рынка труда в области физической культуры и спорта [4; 5]. В ряде регионов России отмечается проблема с привлечением квалифицированных кадров в силу неконкурентной заработной платы или отсутствие необходимых специалистов для заполнения вакансий в отдельных физкультурно-спортивных организациях (в особенности - в городах, удаленных от областных центров). Также на работу специалистов в области ФКиС влияет постоянное увеличение количества занимающихся, модернизация в сфере образовательного процесса и процесса спортивной подготовки, необходимость выполнения государственного задания, а также новые требования к обслуживанию спортивных сооружений. Все это должно быть отражено в общих подходах к формированию оценочных средств квалификаций.
Стоит отметить, что обработка результатов проведения теоретической и практической части профессионального экзамена должна учитывать:
- результаты апробации оценочных средств в течении 6 месяцев на работниках оцениваемых квалификаций, осуществляющих деятельность в разных регионах (например, разные по кадровым и иным характеристикам - г. Москва, Новгородская область, Республика Башкортостан), видах спорта (желательной является группировка по нескольким видам спорта - командным игровым, циклическим, единоборствам, сложно-координационным, техническим и т.д.), разных уровнях физкультурно-спортивных организаций (муниципальных, региональных, федеральных);
- специфику конкретных видов спорта, что в случае с квалификацией «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного оборудования и инвентаря (5 уровень)» является принципиальным, так как компетенции данных работников формируются в ходе непосредственной трудовой деятельности по месту работы.
Предлагается принимать положительное решение о сдаче теоретического и практического этапа профессионального экзамена по результатам набора определенного количества баллов в зависимости от количества и полноты выполненных заданий и данных ответов при защите портфолио.
Таким образом, предложения по формированию и использованию оценочных средств для профессионального экзамена в области физической культуры и спорта с учетом многообразия видов спорта и видов профессиональной деятельности должны включать в себя рекомендации по использованию матричной структуры:
- группы видов спорта;
- области профессиональной деятельности.
Использование комбинированных и системных подходов позволит облегчить и оптимизировать процесс разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации в области физической культуры и спорта. Это создаст необходимые предпосылки для формирования общей
методологической базы для дальнейшего развития системы оценки квалификаций работников и сократит трудовые и временные затраты на разработку заданий теоретических и практических частей профессионального экзамена.
Библиографический список:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон №238-Ф3 «О независимой оценке квалификаций».
2. Приказ АНО «Национальное агентство развития квалификаций» от 23.03.2020 №24/20-ПР «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в сфере физической культуры и спорта».
3. Алтухов С.В. Независимая оценка квалификаций в спорте как фактор повышения результативности и профессионализма в отрасли / Вестник спортивной науки, №2, 2017, с. 3-8.
4. Лебедев В. А., Лебедева Е.И. Организационно-правовые аспекты проведения независимой оценки квалификации // Учет. Анализ. Аудит, №2, 2018, с. 104-109.
5. Лейбович А. Н., Факторович А. А., Перевертайло А. С., Лушников С. А. Р17 Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. - М.: Издательство «Перо» 2017. - 321 с., ил.
6. Щенникова М. Ю.. Формирование отрасли профессиональной деятельности как фактор развития высшего образования в области физической культуры и спорта" Мир науки, культуры, образования, №. 5 (78), 2019, с. 151154.