Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТЕРРИТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / АЛГОРИТМ / ИНДИКАТОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДЫ / ОЦЕНКА / ОБУЧЕНИЕ / ДОХОДЫ / НАСЕЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Николай Николаевич, Васюкова Виктория Алексеевна, Цкуа Дмитрий Георгиевич

В работе освещены вопросы моделирования процессов социально-экономического характера, рассмотрены проблемы и раскрыты факторы, влияющие на построение алгоритма взаимосвязи систем образования и профессиональной пригодности на практике. Цель исследования состоит в развитии теоретических и практических основ управления кадровыми ресурсами территории, обосновании выверенного алгоритма оценки эффективности системы профессионального образования и соответствие выпускников уровня востребованности на рынке труда. На наш взгляд, исследования экономических процессов, несомненно, затрагивают социальную сторону развития территории. В связи с чем, в исследовании уделено внимание взаимосвязи таких процессов. При этом результаты эффективности в управлении экономикой территории сконцентрированы на развитии инновационной деятельности и профессионального уровня образования населения. По результатам исследования дается оценка сегодняшнего состояния дел по определенному субъекту Российской Федерации, но некоторые аспекты, затронутые в исследовании, требуют дополнительного информационного блока. Рассмотренные структурные факторы определены в долевом влиянии, что позволяет сделать вывод о регулировании процессов с внешним и внутренним воздействием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Николай Николаевич, Васюкова Виктория Алексеевна, Цкуа Дмитрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MANAGEMENT OF THE SECTORAL ECONOMY OF THE TERRITORY: THE RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL TRAINING AND PRACTICAL ACTIVITIES

The study highlights the issues of modeling processes of a socio-economic nature, examines the problems and reveals the factors influencing the construction of an algorithm for the relationship between education systems and professional fitness in practice. The purpose of the study is to develop the theoretical and practical foundations of human resources management of the territory, substantiate a verified algorithm for evaluating the effectiveness of the vocational education system and the compliance of graduates with the level of demand in the labor market. In our opinion, studies of economic processes undoubtedly affect the social side of the development of the territory. In this connection, the study pays attention to the relationship of such processes. At the same time, the results of efficiency in managing the economy of the territory are concentrated on the development of innovative activities and the professional level of education of the population. According to the results of the study, an assessment of the current state of affairs for a certain subject of the Russian Federation is given, but some aspects touched upon in the study require an additional information block. The considered structural factors are determined in the share influence, which allows us to conclude about the regulation of processes with external and internal influence.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Азовского моря е реализации потенциала Донец-ко~Ростовской приграничной агломерации // Россия: тенденции и перспективы развития. -2017. №12-1.-С 2172т В Азовском море приостановили судоходство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ria.ru/20220224/moi-e-1774674106.htm! (дата обра щения: 14.03,2022).

4. Венецианский A.C. Перспективные направления экономического развития южного федерального округа // Beel ник АГАУ. - 2010. - №5. - С 91-95.

5. Волжское пароходство в 2021 году увеличит на 80% экспортные перевозки нефтепродуктов из портов Азовского моря [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https;//porfnews.nj/news/322475/ (дата обращения: 17.03.2022).

6. Главнова А.8. Состояние и перспективы разви тия морских портов России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - №4 {15). - С. 74-/8.

7. Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступ а: https://www.rn orport.com/rus/ne ws/ gruzooborotmorskth-portov-rossii-za-12-mesyacev-2020-goda (дата обращения: 16.03.2022).

8. Грузооборот основной номенклатуры грузов по данным морпорт [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: https://www.morpottcom/sites/defauit/files/ inline/files/nomenklatura_9_mes.2021.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

9. Динамика отрицательная: статистика грузооборота морских портов РФ за 7 месяцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.morvesti.ru/obzor/1715/85309/ (дата обраще H ия: 11.03.2022).

Ю.Иванов Ю.М., Романе н ко A.A., Лебедев Г.В. Морские порты России-траектория развития //Транс порт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике, - 2013. №5 (48), - С, 8-12.

11. Порты Ейск, Темрюк, Ростов-на Дону, Таганрог, Усть-Донецкий, Азов не производят погрузку на суда [Электронныйресурс].-Режимдоступа:https:/ /portnews.ru/news/325829/ (дата обращения: 15.03.2022).

12.Салько Д.Ю., Аристов В.М. Характеристика и анализ грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна как составного элемента грузовой базы морских портов России // Экономический векгор. - 2020. - №1 (20). - С. 34-37.

13.Ситуация вокруг Украины может повлиять на логистику зерновых грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://portnews.ru/news/ 325754/{дата обращения: 12.03.2022).

Ol СУ

О

CU

ZE

9 s

со" eu

Cl

-z.

i

PERSONNEL MANAGEMENT OF THE SECTORAL ECONOMY OE THE TERRITORY: THE RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL TRAINING AND PRA CTSCAL A CTIVITIES

Vorobyov Nikolay Nlkolaevich, DSc of Economics, Professor, Technological institute of Service (branch), Donskoy State Technical University, Stavropol

Vasyukova Vlktor/ya Atekseyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

Ckua Dmitry Gerorgievkh, deputy the director general, Agricultural Research Institute of the Academy of sciences of Abkhazia on Financial Part, Sukbum, Republic of Abkhazia

The study highlights the issues of modeling processes of a socio-economic nature, examines the problems and reveals the factors influencing the construction of an algorithm for the relationship between education systems and professional fitness in practice. The purpose of the study is to develop the theoretical and practical foundations of human resources management of the territory, substantiate a verified algorithm for evaluating the effectiveness of the vocational education system and the compliance of graduates with the level of demand in the labor market. In our opinion, studies of economic processes undoubtedly affect the social side of the development of the territory, in this connection, the study pays attention to the relationship of such processes. At the same time, the results of efficiency in managing the economy of the territory are concentrated on the development of innovative activities and the professional level of education of the population. According to the results of the study, an assessment of the current state of affairs for a certain subject of the Russian Federation is given, but some aspects touched upon in the study require an additional information block. The considered structural factors are determined in the share influence, which allows us to conclude about the regulation of processes with external and internal influence.

Keywords: education; innovation; territory; professionalism; economics; strategy; technology; algorithm; indicators; public administration; staffing; methods; assessment; training; income; population; efficiency of results,

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.4

УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ OTP А СЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе освещены вопросы моделирования процессов социально-экономического характера, рассмотрены проблемы и раскрыты факторы, влияющие на построение алгоритма взаимосвязи систем образования и профессиональ-

УДК 332

ВАК РФ 5.2.3/08.00.05

© Воробьев H.H., 2022 ©Васюкова В.А., 2022 © Цкуа Д. Г., 2022

ной пригодности на практике. Цель исследования состоит в развитии теоретических и практических основ управления кадровыми ресурсами территории, обосновании выверенного алгоритма оценки эффективности системы профессионального образования и соответствие выпускников уровня востребованности на рынке труда. На наш взгляд, исследования экономических процессов, несомненно, затрагивают социальную сторону развития территории. В связи с чем, в исследовании уделено внимание взаимосвязи таких процессов. При этом результаты эффективности в управлении экономикой территории сконцентрированы на развитии инновационной деятельности и профессионального уровня образования населения, По результатам исследования дается оценка сегодняшнего состояния дел по определенному субъекту Российской Федерации, но некоторые аспекты, затронутые в исследовании, требуют дополнительного информационного блока. Рассмотренные структурные факторы определены в долевом влиянии, что позволяет сдела ть вывод о регулировании процессов с внешним и внутренним воздействием. Ключевые слова: образование; инновации; территория; профессионализм; эко номика; стратегия; технологии; алгоритм; индикаторы; государственное управление; кадровое обеспечение; методы; оценка; обучение; доходы; население; эффективность результатов.

ВОРОБЬЕВ Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Технологичес кий институт сервиса (филиал). Донской государственный технический университет, Ставрополь

ВАСЮКОВА Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, Невинномысский государственный гумани тар но- технический институт, Невинномысск

ЦКУА Дмитрий Георгиевич, заместитель генерального директора, НИИ Сельского хозяйства Академии наук Абхазии по финансовой части, Сухум, Республика Абхазия

Введение

Когда речь идет о кадровом обеспечении хозяйствующих субъектов в отраслевой экономике, то возникают многочисленные проблемы, одной из главной является соответствие квалификации, то есть уровня подготовки специалистов.

Разумеется, что кадры отраслевой экономики являются активной частью производственных сил, но эффективность их зависит от целесообразности использования профессионального уровня. Актуальность темы исследования обусловлена не только возрастающей ролью кадров как стратегического ресурса территории, который на этапе посткризисного периода выступает ключевым фактором развития территориальной экономики, но и соразмерностью затрат на подготовку таких специалистов.

Решение этой проблемы имеет важное значение для всех отраслей экономики, как в территориальном, так и в общегосударственном значении. Считаем, что выявление резервов по обеспечению квалифицированными работниками, на основе анализа их использования, необходимо проводить непрерывно, так как сменность работников любой отрасли неизбежна.

Доказательством тому служит возрастной ценз, который, как известно, ограничен изначально на пути становления специалиста каждой сферы деятельности. Такая специфика подхода к оценке состояния и развития кадрового ресурса даст определенно положительный результат, и прежде всего во взаимодействии профессионального образования и рынка труда.

Степень научной разработанности проблемы. Теория и практика управления персоналом описаны в научных трудах зарубежных ученых М. Армстронга, Р. Дафта, П. Друкера, М. Мескона и других. Д. Ульрих рассматривает управление персоналом с позиции новой роли менеджера по персоналу.

С целью исследования использован монографический метод, применялись сравнительный и категориальный анализ, а также метод экспертно-аналитического сравнения и графический метод.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, официальные отчеты, материалы исследований российских и зарубежных специалистов, информация, опубликованная в периодической печати.

Рабочая гипотеза исследования основывается на предположении о необходимости разработки механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда, корректирующийся оценки потребности 8 квалифицированных работниках территориальной отраслевой экономики, для повышения эффективности управления кадровым ресурсом территории.

Считаем, что на первом этапе необходимо оценить профессиональный уровень имеющихся работников, а уже на втором - определить потребность в их сменности. Если возьмем среднюю продолжительность обучения профессиональным навыкам в образовательном учреждении, то получается период четырехлетней подготовки, в таком случае требуется 9 лет для того, чтобы этот специалист приобрел практическую значимость.

Если учесть возрастной ценз, то с момента поступления в образовательное учреждение, времени обучения, адаптации к профессиональной деятельности и т.д., специалист профессионально "созревшим" может быть только при достижении возраста в среднем 26-27 лет.

Конечно, наработка стажа и профессионализма может способствовать развитию той или иной отрасли, а также приобретение навыков, подготовка и переподготовка допустимы в течение всего времени. Однако необходимо учитывать факт "старения" кадров и в этом случае есть ограничения в связи с выходом персонала на пенсию по возрасту. Определенно, что такое ограничениедает обоснование рассматривать смену работников, и в этом случае приход более молодого специалиста должен быть как минимум за пять лет до ухода предыдущего на пенсию,

В этом случае сменность наступает в период от 30 до 60 лет, то есть время активизации работника, поэтому наработанный опыт стажа в продолжительности тридцати лет может определенно играть ключевую роль в подборе нового персонала. Здесь конечно же необходимо учитывать структуру и состав, а также развитие технологического процесса.

Это необходимо для выявления соответствия подготовки кадров требованиям рынка труда, а также для оценки тенденций изменения кадрового состава с целью повышения степени эффективности использования трудового потенциала каждого работника.

В целом при рассмотрении данной проблемы приходим к выводу о разработке целостного механизма по эффективному управлению кадрами территориальной экономики.

Основная часть

Построение алгоритма для разработки теоретического подхода к решению проблемы создания действующего механизма управления карами, необходимо выстраивать поэтапно. Так, к примеру, ориентация в системе отраслевой экономики Ставропольского края говорит о том, что в настоящее время предоставленная информация официальных источников позволяет сделать вывод о потребности на рынке труда. Сейчас, к сожалению, ухудшается качество профессионального образования, поэтому профессионально-квалификацион-ная структура во многих случаях не соответствует потребностям отраслевой экономики территории.

Из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. В связи с этим остро встает проблема разработки и внедрения механизма модернизации всей цепи подготовки необходимых профессионалов. На наш взгляд, проводить модернизацию необходимо в комплексе, а начинать именно с системы начального профессионального образования.

Построение алгоритма решения этой проблемы (впрочем, как и других) надо начинать с достоверной оценки нынешней ситуации, по каждой территориальной "площадке" отдельно, что даст возможность выработать стратегию полноценной "картины" положения дел во всем государстве. В связи с этим в своем исследовании мы обратили внимание на показатели официальных данных статистики, чтобы оценить происходящие процессы [1].

Судя по этим данным, можно сказать, что ситуация положительная, но лишь сточки зрения сбора и группировки данных, как по территориям субьектов Российской Федерации, так и по стране в целом.

С позиции оценки результативности профессионального образования, принятые критерии еще недостаточно отображают реальное положение дел. Мы конечно же согласны, что показатели, опубликованные в официальном сборнике, необходимы и целесообразны, оценочный критерий численности населения с высшим профессиональным образованием, приходящимся на 10000 человек, проживающих на сравниваемой территории, характеризует "образованность" населения.

Социально-экономическое развитие региона в современных условиях модернизации экономики во многом определяется уровнем обеспечения промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

си

О!

о (и

9 з:

со"

си 2

Ё

21

U-l

s

-2C Q

X

О X

о

CO

22

Состояние трудового потенциала, являющегося частью человеческого капитала, не адекватно вызовам современного этапа экономического развития.

В отечественной науке многочисленные публикации затрагивают различного рода проблемы и поднимают широкий спектр вопросов, касающихся профессионального образования.

В публикации В.М Рогожина, B.C. Елагиной "Современная модель подготовки специалистов" говорится о модели специалиста, которая должна быть разработана на основе методологических подходов: аксиологического, компетентности ого [2].

Трудно с ними не согласиться, но заметим, что в большей степени требуются работники, обладающие практическим навыком работы. Здесь, по нашему мнению, кроется существенная проблема, как сделать выпускника востребованным по параметрам, заявленным работодателем, поэтому и подходы, выраженные в исследовании, актуальны.

Такой ученый, как К.В. Шаповалов в своем исследовании "Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы" уделяет внимание перспективам развития образования, но некоторые вопросы остаются за рамками данной публикации. [3]

В статье "Образовательные вызовы экономики знаний" М.В. Куклиной, Н.Г. Уразовой, А.И. Труфанова и А.А. Малановой тоже рассмотрены актуальные вопросы проблем, связанные с образованием. [4]

В работе К.Н. Фадеева "Саморазвитие цифровой компетентности обучающихся в системе высшего образования" исследования посвящены информационнымтехнологиям, что в настоящее время тоже актуально, но не затрагивается вопрос финансирования такого рода. [5]

Проблема в другом, в социально-экономической стороне вопроса, необходимо увязать приведенные данные с экономическими и социальными результатами по каждой территории страны. Разработать компетенции по требованию работодателей, привести профессиональное обучение в норму с запросами работодателей, и как известно две основные проблемы: наличие профессионального образования и 3-5-летний стаж работы.

Результаты анализа и планирования наличия кадрового обеспечения отраслей экономики являются основой для государственного планирования объемов подготовки специалистов в образовательных учреждениях, а также осуществления мер по подготовке и перепод-

готовке кадров. При этом, учитывая потребности рынка труда, необходимо определенно предусматривать тенденции развития на прогнозируемые периоды. Так как подготовка кадров занимает в среднем 4 года обучения, то и прогнозы выстраивать необходимо с этой же периодичностью.

Состав и структура кадров изучаются и оцениваются по распределению персонала отрасли между различными предприятиями, удельному весу персонала, занятого непосредственно основной производственной деятельностью, по удельному весу рабочих и других категорий работников в общей численности про-мышленно-производственного персонала По своему составу кадровый потенциал неоднороден. Он включает большое количество социально-экономических групп работников, объединений и т.д.

Исследования в области управления кадровым потенциалом говорят о том, что давно назрела ситуация, требующая модернизации этого процесса. Даже можно сказать, что такая модернизация должна быть постоянной и не только в настоящий момент. Все процессы, происходящие в обществе, не стоят на месте и развиваются, несмотря на катаклизмы и форс-ма-жорные обстоятельства. Актуализация процесса управления в части модернизированного подхода требует обоснований, которые можно выстроить только на достоверной оценке нынешнего состояния дел, и происходящихс ними изменений в территориальном аспекте.

Во-первых определимся с показателями, которые можно применить к такому роду исследования и построить алгоритм оценочных критериев.

С развитием технологий все меньше в мировом сообществе остается населения, которому требуется традиционное профессиональное образование. 8 свою очередь, технологии несколько "тормозят" процессы востребованности профессиональных образовательных услуг.

Человечество переступило через "черту" всеобуча в классах или в аудиториях, теперь большую часть занимает "удаленка" в системе обучение, приобретают всевозможные вебинары и семинары, продвигаетсятакназываемая "платформа" работы с интернет ресурсами.

Здесь возникает вопрос качества профессиональных образовательных услуг, так как уровень преподавания дисциплин требует разнообразия форм и способов, наиболее адаптированным к практической деятельности в различных отраслях экономики.

Дискуссионными остаются вопросы приоритетов не только среди преподавательского состава, но и со стороны обучаемых, да и работодателей. Нас заинтересовал вопрос взаимосвязи качества профессиональной подготовки и механизма трудоустройства выпускников, их влияния на размеры оплаты труда, а также доходы населения с различным уровнем образования.

В связи с этим система профессионального образования перестраивается и во многом переходит на такое обучение, которое бы способствовало трудоустройству выпускников. Конечно, ряд профессиональных уровней не позволяет вести практическое занятие только в онлайн-системе, поэтому их необходимо разграничить, провести структурный анализ возможностей и реалии.

Несомненно, в современном мире образование играет ключевую роль в развитии экономики на национальном общегосударственном и региональном уровнях и является одним из главных компонентов улучшения уровня жизни населения. Форсированное техническое перевооружение отраслевой экономики, которое сейчас происходит в России, требует высококвалифицированных кадров, способных разрабатывать и адаптировать инновации, создавать инновационный климат.

Первое еще как-то выполняется, то есть выпускник имеет диплом ©профессиональном образовании, соответствующем требованиям кадрового уровня, а второе условие, то есть наработанный стаж - нет. На наш взгляд, и эта проблема разрешима, путем создания малых инновационных предприятий (МИП) при образовательном учреждении, тем более что опыт такого рода уже есть по многим учебным заведениям Российской Федерации.

На наш взгляд, в процессе самого обучения, необходимо создать профессиональный "климат", который способствовал бы трудоустраивать обучающихся в вышеуказанное предприятие. Тем самым, решалась бы проблема с трудовым стажем выпускника, так как, работая в МИП на протяжении срока обучения, он при окончании, имел бы по крайней мере три года стажа.

Законодатель но-нормативная база для такого рода предприятий (имеется ввиду МИП) уже имеется в Российской Федерации, уже действуют в высших профессиональных образовательных учреждениях. Все это положительно оценивается участниками процесса обучения, но их на сегодняшний день недостаточно.

На основании имеющихся данных, опубликованных на официальных сайтах и в сборниках государственных органов статистики, мы можем дать определенную характеристику развития профессионального образования с точки зрения качественной подготовки кадров ГЦ.

Хотелось бы выразить благодарность за проделанную работу специалистами государственных органов статистики, так как располагая такими данными, можно вполне достоверно провести "линию" цикла подготовки кадров, от обучения до "использования" в практической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако и в такой довольно подробной оценочной статистике мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые затронем позже в процессе своего исследования.

Заметим, что показатели подтверждают исследования отечественных ученых, которые в своих прогнозах говорят о назревающей деформации структуры профессиональной подготовки кадров [1]. Обратим внимание, что соотношение высшего и среднего профессионального образования по численности 8 Российской Федерации выравнивается как один к одному.

Подготовка специалистов по уровням начального профессионального образования, среднего и высшего в РФ ведется в соотношении 1:1:1, но со средним и начальным - на рынке труда требуется как минимум в 2-3 раза больше.

В Российской Федерации по критериям численности занятого 8 экономике населения на протяжении исследуемого периода конечно же доминирует высшее образование. В практической деятельности занятого населения их доля составляет 34,2% от общей численности. По программе среднего профессионального образования этот показатель чуть ниже -25,6%. [1]

На фоне роста численности занятого населения с высшим профессиональным образованием также повышается их уровень в числе безработных, если по состоянию на 2017 год в Российской Федерации они составляли от общей численности безработных долю в 20,6%, то к 2020 году уже 21,4%.

Тенденция с трудоустройством показывает, что со средним профессиональным уровнем находят работу больше, нежели с высшим. Так, в 2017 году доля безработных со средним профобразованием составляла 20,0%, а в 2020 году она снизилась до 19,8%. [11

си си О ЛЛ

9 з:

со"

си 2

Ё

23

Численность студентов Российской Федерации, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в 2000 году составляла 4040 тыс. чел., а в 2019 году их уже стало меньше - 3119 тыс. чел. Снижение за 20-летний период очевидно произошло из-за многих факторов, основными из которых являются требования работодателей к статусу своих работников, то есть -^Г приоритеты высшему профессиональному ^С образованию и стоимость обучения.

Отметим, что и по структуре подготовки ^ кадров среднего профессионального образо-еания тоже наблюдается снижение численно-сти обучающихся, то есть квалифицированных 3 рабочих, служащих и специалистов среднего звена,

^ Вместе с тем, дело по профессиональному образованию в субъектах Российской Федера-ции как "лакмус" отображает общую тенден-цию.

0 Придавая значимость профессионального ■р образования, необходимо оценивать ситуа-0 цию на рынках инновационного продукта, то-^ варов, работ или услуг. Посредством принятия СО ряда законодательно-нормативных актов, по-24 зволяющих хозяйствующим субъектам развивать инновационные направления, а также выделения средств из бюджетов различного уровня в Российской Федерации решаются вопросы взаимосвязи науки, образования и производства, продвижения отечественной продукции.

Например, в Ставропольском крае в 2013 году затраты на науку составляли 1243,9 млн руб. Динамика ежегодного роста очевидна, так как в 2014 году -1376,3 млн руб., а в 2020 - уже 2246,7 млн руб.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в 2015 год - 234777,3 млн руб., а в 2020году-531120, 2млн руб.

В том числе инновационные товары, работы и услуги в 2015 году составили в сумме производства - 35782,4 млн руб., а в 2020 год показали результат в сумме 40965,4 млн руб.

В Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации", четко регламентированы условия поддержки инновационных предприятий, [6]

Надо сказать, что и Налоговый кодекс Российской Федерации в части 2 дает приоритеты в развитии инновационного предпринимательства, предоставляя ряд льгот для таких хозяйствующих субъектов. [7]

Все это говорит о том, что "климатические" условия созданы в Российской Федерации, дело остается за малым, то есть за кадрами, которые бы профессионально смогли реализоваться в инновационном движении. Это как раз и возложено на учреждения, занимающиеся профессиональным образованием.

Рассмотрим Ставропольский край в области научно-исследовательской и в инновационной деятельности.

Отметим, что организации Ставропольского края, выполнявшие научно-исследовательские работы в динамике показывали следующие результаты в 2013 их было зарегистрировано 35 единиц, и трудилось в таких субъектах 2068 человек, из которых; доминанту составляли исследователи -1 165 человек; 258 человек-техники, 331 - вспомогательный персонал; 314 человек - прочие работники

В 2020 году "картина" несколько поменялась: численность организаций составила - 48 единиц, а трудилось уже 2509 человек, из которых 1513 человек - исследователи, 255 - техники, 328 - вспомогательный персонал, и 414 человек - прочие.

Динамика роста численности инновационных хозяйствующих субъектов очевидна, но колеблемость их численности тоже присутствует, так в 2015 было 52 единиц, против 35 в 2014 году, а в 2016 году стало уже 49 единиц, в 2018 году - 55, а в 2019 году - сократились до 49 единиц.

Влияние изменений заработной платы в профессиональном образовании является одним из основных факторов. Посмотрим, как в динамике этот показатель менялся. Заработная плата в 2017 году в среднем на одного работника составляла 20911 руб., в 2018 - уже 23250 руб., в 2019 - 24643 руб., 2020 - 26603 рубля. Рост заработной платы наблюдается ежегодный, но чуть замедлился, так как ранее он составлял ежегодно 11 %,то сейчас 7%.

Численность занятых в системке профессионального образования тоже имеет тенденцию снижения с 112, 5 тыс, человек в 2010, до 85,3 тыс. чел. в 2020 году.

К сожалению, и удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью в общей численности, тоже снизился с 8,1% в 2015 году, до 5,3% - в 2020 году.

Все вышеуказанные показатели наталкивают на исследование факторов, повлиявших на

положение дел в этой области. Детализированный анализ факторного влияния на оценку сложившейся ситуации позволит выработать механизм системного подхода к решению возникшей проблемы.

Конечно, широкий спектр вопросов, затрагивающих качество профессионального образования, не позволяет рассмотреть их в рамках одной статьи, поэтому нами продолжатся публикации в этой области исследований, на основе уже проведенного исследования по нескольким субъектам Российской Федерации.

В некоторой степени намеченные задачи в исследовании позволяют говорить о результатах профессионального образовании в контексте практической востребованности выпускников.

Результаты

Таким образом, профессиональное образование в течение исследованного периода десяти лет находится в состоянии неопределенности. Такие высказывания, как проходит этап развитие, уже не уместно, так как не развитие должно уже звучать в исследовании, а модернизация, слишком долгий процесс развития. Необходима генерация идей, исследований в области профессиональной подготовки кадров.

Потребности территориального, да и федерального рынка труда в рабочих профессиях очевидна, но на сегодняшний момент поднятая планка уровня профессионального образования при приеме на работу не позволяет увеличивать выпуск специалистов со средним профессиональным образованием.

Требуется "запустить" механизм оценки выделения бюджетных мест образовательным учреждениям и мониторинга трудоустройства, параллельно с этим дать объективную оценку возврата денежных средств, затраченных на обучение, предусмотреть учет по срокам возврата и до полного объема окупаемости всего процесса обучения выпускника.

В этой связи, в краткосрочный период необходимо разработать законодательно-нормативную базу, предусматривающую обязательное трудоустройство выпускников, прошедших обучение (на разных уровнях профессионального образования) за счет финансирования из бюджетов различных уровней. При этом, в механизме трудоустройства необходимо учитывать приоритеты развития как территориальной инфраструктуры экономики, так и страны в целом.

В Российской Федерации такой опыт уже имеется, когда выпускник, закончивший образовательное учреждение, направлялся в сфе-

ру своей профессиональной практической деятельности, но сегодня механизм такого процесса должен быть дополнен показателями финансового характера. Доходность выпускника высшего профессионального образования в практической деятельности должна соответствовать уровню затраченных средств за весь период обучения. Предлагаем ввести оценочный критерий использования выпускника профессионального образования в виде коэффициента покрытия затраченных средств, расчет которого можно представить как соотношение доли налога на доходы физических лиц, зачисляемого в государственные бюджеты различного уровня.

Судя по основным показателям: количество бюджетных мест в образовательных учреждениях, наличие и численность выпускников, их трудоустройство по месту распределения (потребности государственного значения), или же расчет по погашению задолженности за обучения, все указанные показатели должны быть рассчитаны в структуре направлений подготовки и профилей профессионального образования.

В ином случае требуется законодательная норма выделения средств на "бюджетные" места в профессиональном обучении, тем поступающим, которые направлены по целевому направлению, чтобы сам процесс обучения отслеживался или контролировался непосредственно хозяйствующим субъектом, который направлял на обучения для восполнения своей потребности в работниках.

Предлагаем механизм многоуровневой ответственности за качество профессиональной подготовки в образовательном учреждении и нацелить его на результат в финансовом эквиваленте.

Первое - учет затраченных всех ресурсов (речь идет не только о деньгах, но и материальных средствах), с обязательной оценкой их возврата, в бюджеты различного уровня или же хозяйствующие субъекты, которые оплачивали профессиональное обучение.

Второе - трудоустройство выпускников по распределению, а в случае отсутствия рабочего места на территориальной "площадке" по месту обучения, направление должно быть востребовано государственными нуждами, то есть потребность на уровне страны.

Третье - реструктуризация профессионального образования в части потребности профессионалов сферы деятельности территориального рыночного хозяйства.

Анализ состояния рынка труда края во взаимосвязи с экономической ситуацией, уров-

си ги о (и

9 з:

со"

си 2

Ё

25

нем инвестиционной активности в Ставропольском крае, состоянием системы профессионального образования свидетельствует о том, что Ставропольский край обладает значительным трудовым потенциалом.

Примечания:

1. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб./Росстат. - М., 2020. - 700 с.

2. Рогожин 8М, Елагина B.C. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.- №6. ■- URL: https:/ /scienceeduca tion.ru/ru/article/vie w?id=27136 (дата обращения: 13.03.2022).

3. Шаповалов К.В. Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы // Международный журнал экспериментального образования. - 2014,- № 10. - С. 16-19. - URL: https://ex ре ducation.ru/ru/article/view? id =6005 (дата обращения: 13.03.2022).

4. Куклина М.8., Уразова Н.Г., Труфанов А.И., Мала-нова A.A. Образовательные вызовы экономики знаний // Современные проблемы науки и об-

разования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=30568 (дата обращения: 13.03,2022).

5. Фадеева К.Н. Саморазвитие цифровой компетентности обучающихся в системе высшего образования// Международный журнал эксперимента л ьно-го образования. - 2021,- N^6,- С. 53-58,- URL https:/ /expeducation.ru/ru/artic!e/view?id = 12066 {дата обращения: 13.03.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. N9 2204 "0 некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновацион ной деятельности, в том числе путем венчурного и(или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации".

7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2).

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

APPROACHES ТО THE FORMATION OF THE SMART CfTY MANAGEMENT SYSTEM IN WORLD PRACTICE

Gran kin a trina Anatofyevna, Postgraduate student. South Ural State University, Chelyabinsk; Deputy Director of WorldSkills Russia Academy for practical training, "Professional skills development agency fWor/dski/ls Russia)", Moscow

The purpose of the study is to systematize the ideas about the management of Smart City based on the global experience of smart cities. The article discusses approaches to the formation of a smart city management system, participants in the management system and communications between them, as well as other elements that ensure the effectiveness of management in the world's smart cities. The scientific novelty lies in determining the similarity of the approaches of smart leading cities to management, key principles and elements of the management system of a modern city. As a result, the general basic characteristics of the city management system were identified; the transition from a hierarchical model to a mechanism for the interaction of key stakeholders, including the population; implementation of the principle of openness in the development and monitoring of the implementation of the city's strategy; inclusion of business, science and education and other stakeholders in the process of developing and implementing city development projects; approbation of projects in strategic areas of city development on digital models and twins.

Keywords: Smart City; city management system; sustainable development of the cities; world experience in the city management.

DOI 10.24923/2222-243X,2022-43,5

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ SMART CiTYВ МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Цель исследования - система тизация представлений об управлении Smart City на основе мирового опыта умных городов. В статье рассматриваются подходы к формированию системы управления умными городами, участники системы управления и связи между ними, а также другие элементы, обеспечивающие эффективность управления в мировых умных городах. Научная новизна заключается в определении схожести подходов умных городов-лиде-ров к управлению, ключевых принципов и элементов системы управления современным городом. В результате выявлены общие базовые характеристики системы управления городами: переход от иерархической модели к механизму взаимодействия ключевых стейкхолдеров, в том числе населения; реализация принципа открытости разработки и мониторинга реализации стратегии города; включение бизнеса, науки и образования и других заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации проектов развития города; апробация проектов по стратегическим направлениям развития города на цифровых моделях и двойниках.

УДК 338.2

ВАК РФ 5.2,5/08,00.14 & Гранкина И.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.