Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ И УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ И УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илякова Ирина Евгеньевна, Моисеева Ирина Владимировна

Цель исследования - оценить адаптационную эффективность института среднего профессионального образования в условиях новых экономических вызовов. Научная новизна заключается в использовании в качестве критерия оценки эффективности сферы среднего профессионального образования степени ее соответствия вызовам современного этапа экономического развития; перспективам и технологиям будущего. Результаты исследования: в условиях дефицита высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, необходимых для создания инновационных производственных мощностей и конкурентоспособных рабочих мест, очевидна необходимость инновационной модернизации сферы среднего профессионального образования. В статье с учетом состояния сферы СПО, ее потенциала для решения ключевых экономических задач, разработаны базовые рекомендации по повышению эффективности исследуемой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A NEW CHALLENGE AND CONDITION FOR THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL

The purpose of the study is to assess the adaptation efficiency of secondary vocational education in the context of new economic challenges. Scientific novelty lies in the use as a criterion for assessing the effectiveness of secondary vocational education the degree of its compliance with the challenges of the current stage of economic development; prospects and technologies of the future. The results of the study: the need for innovative modernization of secondary vocational education is evident in the context of a shortage of highly qualified personnel of working specialties, necessary for the creation of innovative production facilities and competitive jobs. In the article, taking into account the state of the SPE sphere, its potential to solve key economic problems, the basic recommendations to improve the efficiency of the studied sphere were developed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВЫЗОВ И УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

$

X UJ

s ^

о

UJ 3-S

X

О X

о

CO

32

процесс управления; создание банка эффективных технологий; цифровые модели для проведения мониторинга и/или цифровые двойники города.

Литература:

1. Кара гул ян Е.А. CM APT СИТИ: калейдоскоп понятий // Российский экономический вестник. - 2020.

- Т.З, № 3. - С. 128-139

2. City Analytics lab. [Электронны! ресурс], - Режим доступа: https://www.be.unsw.edu.au/research/ research-clusters-a nd-groups/city-a па lytics-lab

3. Dechow P. Seoul Living Lab // AVEdition. - 2017.-208c ISBN: 9783899862621

4. Initiatives II Smart Nation Singapore. [Электрой НЫй ресурс]. - Режим доступа: ffttps:// www.smartnation.gov.sg/what-is-smart-nation/

5. Kellner J. E-government services in Smart Cities - ifs objectives and problem studies. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: h tips://www .aboutsmartCities.com / e-government-main-im pie mentation-objectives-problems/

6. London Strategy. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.iondon.gov.uk/what-we-do/research-and-anaiysis/our-strategy

7. Mayor of London. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.london.gov.uk/

8. Monitoring Report. // Smart City Wien Framework Strategy. {Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wien.gv.at/stadtentwicklung/studien/ pdfZb008520.pdf

9. River City Labs. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://ri ve г с i ty I a bs. acs.org. a u/

10.Scope. // Smart Nation Singapore. [Элект ронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.smartnation.gov.sg/resources/scope

11.Smart City Wien Framework Strategy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// smartcity.wien.gv.at/en/approach/framework' strategy/

12.Smart Nation Sensor Platform II Smart Nation Singapore. [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: https://www.smartnation.gov.sg/what-is-smart-nation/i nitiatives/Strategic-National-Projects/smart-nation-sensor-platform

13.Smart Urbanism Lab. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.sydney.edu.au/ arch itecture/our-re sea rch/urbanism-re search/smart urbanisrn lab.html

14.Startups and Businesses // Smart Nation Singapore. [Электронный ресурс]. - Режим досту па: https://www.smartnation.gov.sg/what-is-smart-nati on/initiatives/Startups-and-Businesses 15.Sydney Urban Lab. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.be.unsw.edu.au/ students/current-stude nts/sydneyurba n-lab lfi.Talkl ondon. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.london.gov.uk/talk-london/

17.The dimensions, headline goals and thematic fields of the Smart City Wien Framework. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Strategy https:// smartcity.wien.gv.at/wp-conte nt/uploads/sites/З/ 2020/05/SC W F S_ о bj e cti ves _o ve rv i e w. p d f

18. The London Office of Technology and innovation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// loti.london/

19.Transforming Singapore Through Technology // Smart Nation Singapore. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.smartnation.gov.sg/

20.Urban Housing Lab. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.sydney.edu.au/ architecture/our research/и г ban ism-research/ urban-housing-lab.html

IMPROVING THE EFFICIENCY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A NEW CHALLENGE AND CONDITION

FOR THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL

ifyakova Irina Evgen'evna, PhD of Economics, Associate Professor

Moiseeva Irina Vladimirovna, Senior Lecturer

National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev, Saransk

The purpose of the study is to assess the adaptation efficiency of secondary vocational education in the context of new economic challenges. Scientific novelty lies in the use as a criterion for assessing the effectiveness of secondary vocational education the degree of its compliance with the challenges of the current stage of economic development-prospects and technologies of the future. The results of the study: the need for innovative modernization of secondary vocational education is evident in the context of a shortage of highly qualified personnel of working specialties, necessary for the creation of innovative production facilities and competitive jobs. In the article, taking into account the state of the SPE sphere, its potential to solve key economic problems, the basic recommendations to improve the efficiency of the studied sphere were developed.

Keywords: human capital; secondary vocational education; education and production duster; soft skills; hard skills; dual education; competences of the future; innovative development of economy.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.6

удк 330,34i.i 2 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ СРЕДНЕГО

ВАК РФ 5.2.1/08.00.01 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ

ВЫЗОВ И УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

©Илякова И.Е„ 2022 Цель исследования - оценить адаптационную эффективность института сред-

© Моисеева И.В., 2022 неШ профессионального образования в условиях новых экономических вы-

зовов, Научная новизна заключается в использовании в качестве критерия оценки эффективности сферы среднего профессионального образования сте пени ее соответствия вызовам современного этапа экономического развития; перспективам и технологиям будущего. Результаты исследования: в условиях дефицита высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, необходимых для создания инновационных производственных мощностей и конкурентоспособных рабочих мест, очевидна необходимость инновационной модернизации сферы среднего профессионального образования. В статье с учетом состояния сферы СПО, ее потенциала для решения ключевых экономических задач, разработаны базовые рекомендации по повышению эффективности исследуемой сферы.

Ключевые слова; человеческий капитал; среднее профессиональное образование; образовательно-производственный кластер; мягкие навыки; жесткие навыки; дуальное обучение; компе тенции будущего; инновационное развитие экономики.

си

О! О си

9

Введение

Способности, знания, умения и навыки человека - значимый фактор общественного воспроизводства. Для поступательного развития российской экономики, с учетом агрессивного воздействия внешних факторов и накопленного потенциала, он приобретает ключевое значение. Россия столкнулась с крупнейшим за последнее десятилетие вызовом. Ее глубокая интеграция в мировую и европейскую экономику, с одной стороны, и санкционное давление со стороны западных государств - с другой, предопределили состояние уязвимости: российская экономика критически зависит от импорта микроэлектроники, нефтехимической продукции, поставок авиационных и автомобильных двигателей и другой высокотехнологичной продукции. Преодоление ситуации предполагает создание собственных производственных мощностей, технологий. Ожидаемо, что самым востребованным ресурсом уже в ближайшем будущем станет человеческий капитал: квалифицированные рабочие и инженеры. Воспроизводство кадров и создание высокотехнологичных рабочих мест - ключевые условия предотвращения консервации состояния технологической отсталости. С учетом сказанного очевидны возрастающая роль сферы среднего профессионального образования, необходимость повышения ее эффективности.

Человеческий капитал как фактор экономического развития подробно изучен в работах отечественных и зарубежных ученых. Так, в 1950-х гг. Т. Шульц связал его со способностью адаптироваться к изменяющейся внешней среде, в том числе к появлению новых технологий [5| Г. Беккер обосновал, что инвестиции в человеческий капитал повышают уровень профессиональных навыков и обеспечивают прирост производительности труда [1]. Дж. Минцер показал, что человеческий капитал, формируемый как результат формального образования и обучения на рабочем месте, объясняет более высокое вознаграждение профессиональной деятельности, предполагающей большую продолжительность образования [3]. По мнению М. Спенса, получение образования позволяет продемонстрировать возможным работодателям высокий уровень способностей [6]. Р. Нельсон и Е. Фелпс доказали, что квалификация занятых существенно влияет на способность экономики к внедрению новых технологий [4].

В числе современных отечественных ученых, исследующих роль образования (в том числе и среднего специального) в качестве фак-

со

си 2

Ё

33

ИЛЯКОВА Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент

МОИСЕЕВА Ирина Владимировна, старший препода ва тель

кафедра Теоретической ЭКОНОМИКИ и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск

тора общественного воспроизводства, следует назвать B.C. Устенко [13], Ф.Ф. Дудырева, А.И. Шебалина, И.В. Абанкина [9], А.Г. Асмолова [7], Я.И. Кузьминовз, П. Сорокина, И. Фрумина [2], P.M. Мельникова [14] и других ученых.

Основная часть

Следует констатировать, что, судя по реализуемой образовательной политике, вызовы, обозначенные выше, и острота кризисной ситуации осознаны на государственном уровне. Так, например, несколько лет ведется работа в рамках реализации мероприятий программы "Молодые профессионалы"; в 2022 г. стартует проект "Профессионалитет". Его ключевой инициативой является создание образовательно-производственных кластеров. В контексте проекта кластер -создаваемое по отраслевому принципу на основе соглашения о партнерстве без образования юридического лица объединение образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, с организациями, действующими в реальном секторе экономики [11]. Первые шесть пилотных проектов будут запущены в Санкт-Петербур-ге, Владимирской, Ивановской, Нижегородской областях, Алтайском крае. В проект будут вовлечены: химическая, атомная, фармацевтическая, легкая промышленность, металлургия, машиностроение, железнодорожный транспорт. К концу 2022 г, предполагается создание 210 кластеров, к 2030 - 630.

Для определения перспектив и возможностей развития сферы среднего профессионального образования представляется необходимым рассмотреть важнейшие показатели, характеризующие ее текущее состояние. Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, на 2020 г. реализация программ СПО осуществляется в 4 599 образовательных организациях и филиалах. Среди них услуги среднего профессионального образования оказываются профессиональными образовательными организациями и их филиалами (3 252 и 598 соответственно)^ также вузами и их филиалами (327 и 422 соответственно).

Большинство из организаций СПО (4078) являются учреждениями государственной и муниципальной форм собственности ПО]. Информация о контингенте обучающихся и структуре выпуска по программам среднего профессионального образования представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Контингент обучающихся и структура выпуска по образовательным программам СПО [12]

Показатель 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования -всего, тыс. человек 4040 3133 3006 3119 3336

в том числе по программам подготовки:

квалифицированных рабочих, служащих 1679 1007 542 543 576

специалистов среднего звена 2361 2126 2464 2576 2760

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, на 10 000 человек населения по программам подготовки

квалифицированных рабочих, служащих 115 70 37 37 39

специалистов среднего звена 162 149 168 176 189

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования - всего, тыс. человек 1712 1314 990 1042 1114

в том числе по программам:

квалифицированных рабочих, служащих | 845 | 609 207 210 214

специалистов среднего звена 867 705 783 832 900

Выпуск по образовательным программам среднего профессионального образования всего, тыс. человек: 1342 1153 700 705 695

в том числе по программам:

квалифицированных рабочих, служащих 763 581 169 165 142

специалистов среднего эвена 579 572 532 540 553

Выпуск по образовательным программам среднего профессионального образования на 10000 человек занятого населения по программам подготовки

квалифицированных рабочих, служащих 118 86 23 23 20

специалистов среднего эвена 90 85 73 75 78

По программам СПО в настоящее время обучается порядка 45% молодежи в возрасте 15-19 лет, значение показателя устойчиво увеличивается, что свидетельствует о востребованности среднего профессионального образования. При этом на тысячу человек молодежи в 2020 г. приходилось 303,3 бюджетных мест в организациях, реализующих программы СПО, в том числе 267,5 - в профессиональных образовательных организациях (аналогичный показатель в 2019 г. составлял 273,2). Обеспеченность бюджетными местами - значимый фактор, определяющий выбор абитуриентами сферы СПО. Увеличивается доля абитуриентов, имеющих средний балл аттестата выше 4,0 (34,5% в 2018 г. и 38,1 % в 2020 г.). Самый высокий средний балл (3,97) характерен для программ подготовки специалистов среднего звена, с более низким показателем (3,61) абитуриенты поступают на программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Сохраняется довольно высокий конкурс по поданным заявлениям на очную форму обучения - 2,42 на одно бюджетное место (по состоянию на 2020 г.) [10,12].

Приказом Минтруда России от 02.11.2015 г. № 831 утвержден список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе соответствующих сфере СПО (ТОП-50). Документ определил вектор развития системы подготовки рабочих кадров в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями, в рамках реализации которого 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям, начиная с 2016 г. были утверждены 44 новых ФГОС СПО. Первый прием на профессии ТОП-50 прошел в 2017 г., а на текущий момент почти каждый десятый поступающий в образовательные организации СПО выбирает обучение по образовательным программам из данного списка; 94% поступивших на рассматриваемые программы обучаются за счет бюджетных ассигнований- Всего в настоящее время подготовка кадров осуществляется по 218 профессиям и 262 специальностям среднего профессионального образования.

Важным механизмом усиления практико-ориентированности образовательного процесса является целевая подготовка специалистов: 18,5% студентов профессиональных образовательных организаций (712 обучающихся) в 2020 г. заключили договоры о целевом обучении. Наибольшая доля будущих специалистов, обучающихся по целевым договорам, соответствует следующим специальностям и профессиям: гидроэлектроэнергетические установки (40,9%), водитель городского электротранспорта (34,9%), сборщик обуви (28,0%).

Практико-ориентированный подход в образовательной системе СПО, наряду с целевым обучением, реализуется посредством практи-ко-ориентированной (дуальной) модели обучения, проведения занятий на производственных площадях предприятий и организаций, развития наставничества. На сегодняшний день в 280 организациях среднего профессионального образования (7,3% от их общего числа) используются технологии дуального обучения, с применением которых обучается 2,9% студентов [10].

В последние годы сдвинулась с мертвой точки проблема обновления и модернизации материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. В общей стоимости машин и оборудования, используемых в учебном процессе, 33,9% составляет стоимость машин и оборудования, обновленных втечение последних пяти лет (в 2019 г. данный показатель составлял 32,2%).

Важным фактором повышения эффективности сферы СПО является ее кадровый потенциал. За последние годы повысился удельный вес педагогических работников СПО, имеющих высшее образование. В 2020 г. численность штатных педагогических работников образовательных организаций СПО в общем составила 162,6 тыс. человек, из числа которых 139,6 тыс, человек являются преподавателями и 23 тыс. - мастера производственного обучения. Кроме того, более 30 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения являются внешними совместителями. Отдельно следует отметить руководителей и педагогических работников организаций СПО, занимающихся реализацией образовательных программ ЮП-50 - их численность в 2020 г. составила 47,9 тыс. человек. Средний возраст педагогических работников составляет 46,6 лет. Более молодым является педагогический состав в образовательных организациях, профильным направлением образовательной деятельности которых является подготовка по профессиям и специальностям, входящим в группу "Оборона и безопасность государства, военные науки". Самые "возрастные" педагогические работники осуществляют подготовку специалистов по профессиям и специальностям группы "Искусство и культура".

Одним из основных и объективных показателей качества подготовки кадров является востребованность экономикой выпускников организаций СПО. В целом по Российской Федерации уровень трудоустройства выпускников системы СПО 2018 г. и трудоустроенных в 2019 г., составил 58,1%. Вобразовательныхорга-низациях, подготовка кадров в которых нацелена на конкретного работодателя, удельный вес данного показателя закономерно выше средних показателей. Так, например, трудоустройство в области образования и педагогики составляет 76,5%, здравоохранения и медицины - 74,2%. Самый низкий уровень трудоустройства в области сельского хозяйства - 50,6%, Средняя заработная плата выпускников указанного периода выпуска и трудоустройства составила 26,5тыс. рублей. [10].

Заключение

В заключение отметим, что несмотря на осознание важности сферы СПО в качестве фактора экономического развития, реализацию отдельных проектов, направленных на ее модернизацию и повышение эффективности, фактическая ситуация все еще не соответствуют требованиям времени. В рамках решения

си ги о (и

9 з:

со"

си 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ё

35

проблемы обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами необходимо учесть вызовы будущего: цифровизацию, роботизацию, автоматизацию производственных процессов, стремительное исчезновение устаревших и появление новых профессий. Уже в настоящее время меняется роль человека в производстве: к представителям рабочих специальностей предъявляются требования, предопределяющие их возможность работать со сверхсложным оборудованием, генерировать рационализаторские предложения.

В числе важных трендов - образование в течение всей жизни, необходимость обеспечения не только жестких (hard skills), но и мягких навыков (soft skills), таких как эмоциональный интеллект, креативность, критическое мышление, навыки проектной деятельности, умения работать в команде, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, самостоятельно принимать решения, а также другие дополнительные знания и навыки.

Сказанное предопределяет необходимость модернизации сферы среднего профессионального образования: обновления преподавательского состава и повышения его квалификации, привлечения талантливых молодых людей, кардинальной модернизации материальной базы, разработку новых образовательных программ, обеспечения дальнейшей интеграции образовательного процесса и производства. Без решения перечисленных задач в кротчайшие сроки невозможна инновационная модернизация отечественной экономики.

Литература:

1. Becker G. S. Human capital: a theoretical and empirical analysis with special reference to education. N. Y.: Columbia University Press, 1964,

2. Ku^mirtovYa., Sorokin P., Froumin i. (2019) Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and ST! Governance, vol. 13, no 2, pp. 19-41.

3. Mincer J. investment in human capital and personal income distribution И The Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. No. 4. P. 281.

4. Nelson R. R., Phelps E. S. investment in humans, technological diffusion, and economic growth// American Ecomomic Association Papers and Proceedings. 1966. Vol. 56. No. 1 -2. P. 69-75.

5. ShultzT. W. investment in human capital //The American Economic Review. 1961. Vol. 51. No. I, R 1-17,

6. Spence M. Job market signaling // Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87. No. 3. P. 355-374.

7. А смол OB А.Г. Генерирование возможностей: от человеческого капитала - к человеческому потенциалу // Образовательная политика. - 2019. -N-4(80). - С. 6-17-

8. Голованова Н.Б. Мониторинг качества подготовки кадров : как развивается система СНО / Н.Б. Голованова [Электронный ресурс] // Вестник образования : электронный периодический журнал. - 2019. - URL https://vestnik.edu.ru/main-topic/ monitoring- kachestva-podgotovki-ka d го v-как razvI vaet sia■■ s istemа -s ро,

9. Молодые профессионалы для новой экономен ки: среднее профессиональное образование в России [Текст] / Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова, А.И. Шабалин, И.8. Абанкина ; под ред. Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", Ин т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019, - 271 с.

10. О результатах мониторинга качества подго товки кадров в 2020 году/ Информационный бюллетень - М.: МИРЗА. - Российский технологический университет, 2020 - 39 с.

11. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https:// edu.gov.ru/activity/main_activities/ additional_voc3tional_educat!on/.

12. Российский статистический ежегодник 2021 : официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - U RL: https://gks.ru/bgd/regl/ b21_13/Main.htm.

13. Усгеико В. С. Изменения в подходах к формированию образовательной структуры человечес кого потенциала в период смены технологических укладов // Горизонты экономики. - 2015. -№6. - С. 79-84.

14. Эффективность инвестиций в человеческий капитал в современных условиях: монография / отв. ред. P. M. Мельников. - М.: Проспект, 2019. -352 с

ASSESSMENT OF THE TERRITORIAL LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

Kirpanev Vadim Petrovkh, PhD of Economics, Associate Professor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical

Institute, Nevinnomyssk

Tkhazepbv Timur Mukhamedovich, PhD of Economics, Senior Lecturer, North-Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Stavropol

Uvarov Igor Petrovich, PhD of Sociological sciences, Associate Professor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

The purpose of the study is to investigate the issues of the national economy of a socio-economic nature, to consider problems and to reveal the factors influencing the construction of an algorithm for the interconnection of systems in practice. In our opinion, studies of economic processes undoubtedly affect the social side of the development of the territory. In this connection, attention is paid to the results of efficiency in the management of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.