Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ SMART CITY В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ'

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ SMART CITY В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УМНЫЙ ГОРОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ / МИРОВОЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гранкина Ирина Анатольевна

Цель исследования - систематизация представлений об управлении Smart City на основе мирового опыта умных городов. В статье рассматриваются подходы к формированию системы управления умными городами, участники системы управления и связи между ними, а также другие элементы, обеспечивающие эффективность управления в мировых умных городах. Научная новизна заключается в определении схожести подходов умных городов-лидеров к управлению, ключевых принципов и элементов системы управления современным городом. В результате выявлены общие базовые характеристики системы управления городами: переход от иерархической модели к механизму взаимодействия ключевых стейкхолдеров, в том числе населения; реализация принципа открытости разработки и мониторинга реализации стратегии города; включение бизнеса, науки и образования и других заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации проектов развития города; апробация проектов по стратегическим направлениям развития города на цифровых моделях и двойниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE FORMATION OF THE SMART CITY MANAGEMENT SYSTEM IN WORLD PRACTICE

The purpose of the study is to systematize the ideas about the management of Smart City based on the global experience of smart cities. The article discusses approaches to the formation of a smart city management system, participants in the management system and communications between them, as well as other elements that ensure the effectiveness of management in the world's smart cities. The scientific novelty lies in determining the similarity of the approaches of smart leading cities to management, key principles and elements of the management system of a modern city. As a result, the general basic characteristics of the city management system were identified: the transition from a hierarchical model to a mechanism for the interaction of key stakeholders, including the population; implementation of the principle of openness in the development and monitoring of the implementation of the city's strategy; inclusion of business, science and education and other stakeholders in the process of developing and implementing city development projects; approbation of projects in strategic areas of city development on digital models and twins.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ SMART CITY В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ»

нем инвестиционной активности в Ставропольском крае, состоянием системы профессионального образования свидетельствует о том, что Ставропольский край обладает значительным трудовым потенциалом.

Примечания:

1. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб./Россгат. - М., 2020. - 700 с.

2. Рогожин В.М., Ьпагина B.C. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.- №6. - URL: https:/ /scienceeducation.ru/ru/atticle/view?id=27136 (дата обращения: 13.03.2022).

3. Шаповалов K.B. Современное профессиональное образование: проблемы, тенденции, перспективы // Международный журнал экспериментального образования. - 201-3. - № 10. - С. 16-19. - URL: https://ex ре ducation.ru/ru/article/view? id =6005 (дата обращения: 13.03.2022).

4. Куклина М.8., Уразова Н.Г., Труфаное А.И., Мала-нова A.A. Образовательные вызовы экономики знаний // Современные проблемы науки и об-

разования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-edutalion.ru/ru/attic le/view?id =.10568 (дата обращения: 13.03,2022).

5. Фадеева К.Н. Саморазвитие цифровой компетентное г и обучающихся в системе высшего образования// Международный журнал экспериментального образования. - 2021,- N»6,- С. 53-58,- URL https:/ /expeducation.ru/ru/artide/view?id = 12066 {дата обращения: 13.03.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. N9 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инноеацион ной деятельности, в том числе путем венчурного и(или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации".

7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2).

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

APPROACHES ТО THE FORMATION OF THE SMART CfTY MANAGEMENT SYSTEM M WORLD PRACTICE

Gran kin a trina Anatofyevna, Postgraduate student. South Ural State University, Chelyabinsk; Deputy Director of WoridSkiiis Russia Academy for practical training, "Professional skills development agency (WoridskiHs Russia)", Moscow

The purpose of the study is to systematize the ideas about the management of Smart City based on the global experience of smart cities. The article discusses approaches to the formation of a smart city management system, participants in the management system and communications between them, as well as other elements that ensure the effectiveness of management in the world's smart cities. The scientific n owelty lies in determining the similarity of the approaches of smart leading cities to management, key principles and elements of the management system of a modern city. As a result, the genera! basic characteristics of the city management system were identified; the transition from a hierarchical model to a mechanism for the interaction of key stakeholders, including the population; implementation of the principle of openness in the development and monitoring of the implementation of the city's strategy; inclusion of business, science and education and other stakeholders in the process of developing and implementing city development projects; approbation of projects in strategic areas of city development on digital models and twins.

Keywords: Smart City; city management system; sustainable development of the cities; world experience in the city management.

DOI 10.24923/2222-243X,2022-43,5

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ SMART CiTYВ МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Цель исследования - система тизация представлений об управлении Smart City на основе мирового опыта умных городов. В статье рассматриваются подходы к формированию системы управления умными городами, участники системы управления и связи между ними, а также другие элементы, обеспечивающие эффективность управления в мировых умных городах. Научная новизна заключается в определении схожести подходов умных тородов-лиде-ров к управлению, ключевых принципов и элементов системы управления современным городом. В результате выявлены общие базовые характеристики системы управления городами: переход от иерархической модели к механизму взаимодействия ключевых стейкхолдеров, в том числе населения; реализация принципа открытости разработки и мониторинга реализации стратегии города; включение бизнеса, науки и образования и других заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации проектов развития города; апробация проектов по стратегическим направлениям развития города на цифровых моделях и двойниках.

УДК 338.2

ВАК РФ 5.2,5/08,00.14 ФГранкина И.А., 2022

Ключевые слова: умный город; система управления городом; устойчивое развитие городов; мировой опы т управления городами.

Введение

Понятие Smart City (Умный город) стало активно формироваться е начале 2000-х годов с появлением первых городов, заявляющих о переходе к новому типу управления территорией. На сегодняшний день количество Умных городов активно растет и, согласно исследованиям компании McKinsey, их число в ближайшие годы составит более 600. Концепция Smart City в последние десятилетия набирает популярность, постепенно вытесняя другие концепции развития городов [1].

Практика мировыхумных городов показывает, что ключевое внимание при реализации концепции Smart City уделяется формированию соответствующей системы управления городом, позволяющей сделать его Умным. С целью систематизации представлений об эффективной модели управления Smart City и выделении подходов к ее формированию в данной статье рассматривается опыт нескольких мировых городов, реализующих концепцию Smart City и занимающие высокие позиции в мировых рейтингах Умных городов.

Результатом проведенного исследования мирового опыта подходов к формированию моделей управления Smart City городов-лидеров международных рейтингов служат базовые схемы (модели) их систем управления и выводы об использовании единых принципов управления в Умных городах.

Основная часть

Умный город Сингапур. Сингапур один из первых городов мира принял концепцию Smart City. Управление устойчивым развитием территории Сингапура строится на принципе единства власти, бизнеса и населения, а созданная платформа Smart Nation, поддерживает их объединение и направлена на разработку, внедрение и совершенствование высокотехнологичных проектов с целью повышения качества жизни [19].

Smart City Сингапур выделил для себя ключевые стратегические направления развития и измеримые показатели изменений, по которым ведется регулярный мониторинг [4]. Реализуемые в городе проекты призваны обеспечить качественное изменение ситуации по выделенным направлениям. Две ключевые идеи развития города - город, где воплощается задуманное, и центр цифровых инноваций мирового уровня - связывают все городские инициативы.

Важное место в реализации такого подхода отводится бизнесу как основному источнику инноваций для экономики и социальной жизни города. С целью поддержки бизнеса как драйвера развития Smart City создана и успешно функционирует программа инновационных данных DIPO для обеспечения экосистемы использования и обмена данными между различными стейкхолдерами, программа нормативной поддержки экспериментов с инновациями и обмена опытом FinTech Sandbox. Развитие цифрового района Пунггол объединяет усилия бизнеса и науки, направленные на разработку, про-топирование, тестирование, коммерциализацию и масштабирование новых технологических решений и бизнес-идей [14].

Разработанная цифровая копия города в Сингапуре позволяет проверять и прогнозировать последствия принятия различных управленческих решений. В качестве системы поддержки выступает

Ol

01 О

CU -О

9 s

со"

CU

d

2

s

27

ГРАНКИНА Ирина Анатольевна, аспирант, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск; заместитель директора Академии Ворлдскиллс Россия по практической подготовке, AHO "Агентство профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" Москва

один из модулей платформы Smart Nation, направленный на сбор и обработку информации с многочисленных датчиков и камер. Кроме того, Smart Nation выполняет функции сенсорной платформы для улучшения муниципаль-ныхуслуг, операций на уровне города, планирования и безопасности [12J.

Платформа SCOPE (Smart Nation Co-created with Our People Everywhere} представляет собой инструментсовместноготворчества Smart Nation и Digital Government Group, которая позволяет жителям тестировать новые инициативы и продукты цифрового правительства

еще в процессе разработки и обеспечивать обратную связь. Собранные данные помогают улучшать услуги цифрового правительства, делая их более доступными и удобными для всех сингапурцев [10].

Все обозначенные инструменты и механизмы управления Smart City в Сингапуре говорят о важности реализации принципов открытости взаимодействия между различными стейкхолдерами в городе, такими как власть, бизнес, население и наука.

Обобщенная схема управления Сингапуром представлена на рисунке 1.

Устойчивое положение в рейтинге умных городов

СОЕДИНЕНИЕ

Обеспечение связанности датчиков: - Nationwide Broadband Network -Above Ground Box HetNetTechnologles

Измеримые целевые показатели

Транспорт и мобильность Кол-но общественного транспорта

Улучшение системы управления Гражданское участие % от населения

Уровень жизни Жизненный уровень повыш. среднего класса

Инновации в экономике Бизнес-экономика базирование крупных компаний

Цифровизация % населения, обладающего смартфоном

Идеи

Город, где воплощается задуманное Центр цифровых инноваций

Помощь и развитие бизнеса, как инвестиция в развитие города

_z

СБОР

Данные пройденные через сеть датчиков

Совместное использование данных и интегрированных площадок

Улучшенные услуги и проекты

Экология

- Вторичное использование отходов

Безопасность

-Осведомление населения - Безопасные дороги

Транспорт -GPS

- Бесконтактная оплата проезда

Здравоохранение

- Развитая медицина

- Приложения для отслеживания здоровья

Рисунок 1 - Система управления Умного города Сингапура

Умный город Сидней, Совместная работа сгралия) организована с участием власти, биз-над проектами развития города 8 Сиднее (Ав- неса и образовательных учреждений (рис. 2).

City Lab

Ф

SKAT SLED Online Сервисы качества воздуха

Рисунок 2 - Система управления Умного города Сиднея

Решения для Умного города Сиднея "выращиваются" в лабораториях Сиднейского университета Южного Уэльса (UNSW). Университет ведет онлайн площадку SydneyUrbanLab, предоставляя результаты исследований и разработок для использования городской власти, населению, бизнесу, общественным организациями. Sydney Urban Lab - это интенсивная междисциплинарная площадка, которая исследует и разрабатывает решения ключевых городских проблем. В деятельность лаборатории включены не только опытные разработчики и эксперты, но и студенческое сообщество. Каждый год лабораторию возглавляет всемирно известный академик или практик, знакомя студентов с различными приемами, решениями и идеями со всего мира. Цель состоит в том, чтобы дать студентам международный опыт, не покидая города [15].

Кроме этого, на базе университета функционируют другие инновационные лаборатории, разрабатывающие решения для города:

- City Analitics Lab - для поддержки совместного городского планирования и проектирования, ориентированного на пользователя) [2],

- Smart Urban ism Lab - проектно-исследо-вательская лаборатория, изучающая городскую жизнь в эпоху цифровых технологий, предлагающая решения в жилищном строительстве, транспорте, управлении и цифровой инфраструктуре, организации взаимодействия горожан с городом [13$

- Urban Housing Lab - лаборатория, изучающая эффективные решения городского жи-

Жители города

Администрация города

(Ttie Organization of the Vienna City administration)

лищного строительства и дизайна, инфраструктур, рынка жилья и аналитики больших данных, а также политические и планировочные решения, предлагаемые для развития города [20].

В Сиднее создана и развивается платформа для роста стартапов, направленных на развитие города, организованная бизнесом, RiverCityLabs [9]. Данная платформа объединяет технических новаторов и предпринимателей, которые заинтересованы в поиске, разработке, внедрении и масштабировании новых технологических и цифровых решений.

В соответствии со стратегией города организованы: тестовая площадка для отработки решений и проектов {цифровой двойник Сиднея), сбор данных по показателям и мониторинг изменения ситуации, представление результатов изменений в режиме реального времени.

Умный город Вена. Вена известна как пионер в области реализации Smart City. Центральный принцип Умного города Вены звучит как "Высокое качество жизни для каждого жителя Вены благодаря социальным и техническим инновациям во всех областях при максимальном сохранении ресурсов" [11].

Управление городом 8ена (Австрия) так же, как и во многих других Умных городах строится на базе совместной работы власти, исследовательского центра на базе Университета {Vienna University of Technology), бизнеса и активного населения по определению и уточнение целевых показателей, обсуждению проектов, мониторингу ситуации и изменений {рис. 3).

Исследовательский институт

(Centre of regional science Vienna University of Technology)

Предпринимательства

(Urban Innovation Vienna)

Ф

D С

ОБРАЗОВАНИЕ

Индикаторы (ISO)

о о о о ! • о о о о ! о

о о о о ! о о о о о ! •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"j ( БЛАГОУСТРОЙСТВО j

о о о о ! о о о о о ! •

РЕАЛИЗАЦИЯ

4 жители 4 администрация 4 бизнес

i

( Тест площадка )

( Финальный результат )

Smart City Agency Vienna

Мониторинг по индикаторам

Мониторинг улучшений

Мониторинг эффективности

Ol

ru о си

9 s

со"

ñT

cu

Cl

-z.

i

29

Рисунок 3 - Система управления Умного города Вена

Стратегия Вены предполагает, что идеи и ные импульсы со стороны предприниматель-вклад местных жителей, а также инновацион- ства, технологических и исследовательских

s

Ж

LU

S

и

LU

=r

X

О X

о со

30

сообществ объединяются для достижения общей цели. Smart City Vienne стремится стать "столицей цифроеизации" Европы путем внедрения новых технологий и инноваций, которые направлены на предоставление удобных сервисов жителям города и защиту окружающей среды. "Нам нужны умные, доступные решения, которые действительно упрощают жизнь всем нам. В центре внимания всегда остаются люди и их потребности", - отмечает в своем обращении мэр города Вена Майкл Людвиг [11].

Каждый проект проходит пилотную апробацию на тестовой площадке. Реализацией проектов занимаются все участники системы управления в своей зоне ответственности (власть, бизнес и активные жители). Мониторинг ведется потрем направлениям: мониторинг по индикаторам, мониторинг улучшения ситуации по направлениям, мониторинг эффективности работы системы управления [g]. Регулярный мониторинг оценки степени достижения целей и задач стратегии города направлен не только на оценку результативности принимаемых мер и проектов, но и на расширение возможностей для сотрудничества между стейкхолдерами. Таким образом в первом мониторинге в 2017 году приняли участие около 120 сотрудников из 50 департаментов и агентств городской администрации и связанных с ней предприятий. По итогам проведенного мониторинга формируются предложения по уточнению тактических задач и направлений проектов, направленных на повышение эффективности процесса достижения целевых показателей [17] с участием стейкхолдеров.

©

Стратегия развития

Умный город Сеул. Стратегию города Сеула {Южная Корея) определяют мировые тренды (выделены направления, в которых город хочет быть на уровне "ТОП-10 городов мира"). Городские проекты должны соответствовать обозначенной стратегии.

Лаборатория Living Lab [3] осуществляет исследования и проверку проектов на "цифровом двойнике", созданного совместными усилиями власти и бизнеса.

Seoul Live (разработка коммерческой организации Gaepo Digital Innovation Park} - платформа для работы с проектами (сбор информации, мониторинг реализации и изменения ситуации, голосование активного населения по поводу эффективности проектов).

Стратегия открытого управления Сеула поощряет прозрачное управление городом. Такое решение сделало возможным общение между властями города и горожанами. Сеул активно использует "цифровую коммуникационную систему", которая соединяет интеллектуальную инфраструктуру мирового класса с умными гражданами и расширяет участие граждан. Некоторые из примеров: "Демократия Сеул", платформа предложений по политике участия граждан; "M-Voting", система мобильного голосования; и "Seoul Online Civil Complaints", онлайн окно для регистрации и обработки гражданских жалоб [54].

Сеул стремиться войти в Топ-5 мировых стартам-городов, с этой целью принимаются меры поддержки как крупного бизнеса, так и начинающих стартапов, предлагающих новые идеи и технологии для развития города. В сотрудничестве с центральным правительством

* Инновации (мировое лидерство)

> Окружающая среда (экология) ' Общество и культура

► Экономика

Банк проектов -Улучшение качества воздуха —Seoul Forest

- Создание экологичной зоны —возвращение ручья Чхонгенчхон

- Поддержка малого бизнеса —Campus Seoul

- Community Art Complex - жилой центр для художников

- Сила участия граждан —проект правительства

Исследования

Рисунок 4 - Устройство системы управления Сеула

Кореи столичное правительство Сеула принимает меры по смягчению нормативных требований, сдерживающих деятельность бизнеса, одновременно создавая экосистему стартапов, где инновационные компании могут решать новые задачи, неопасаясь препятствий и сложностей [5].

Модель управления в Умном городе Сеуле, построенная на совместной работе власти, бизнеса, образования и населения, отражающая функциональные места в системе управления и связи между ними, представлена на рисунке 4.

Умный город Лондон. Структура, выполняющие функции управления s Лондоне, носит название LOTI (The London Office of Technology and Innovation) [18]. В нее входят частные организации и государственные учреждения: 32 городских совета и коалиция GLA (Greater

Система управления УГЛондон

London Authority) и Boroughs (районы, главы районов и их жители, которые предлагаю идеи для развития города), которым передаётся информация от всех направлений. London Councils - федеральное собрание, которое представляет интересы 32 британских регионов. Некоторые организации не входят в LOTI, а работают вместе с ним, то есть принимают непосредственное участие в управлении городом. Borough подает идеи [16], которые впоследствии превращаются в проекты при совместной работе LOTI и Future Government с n0M0Li|b»0The London Pian (стратегии города). На всех стадиях реализации стратегии города ведется мониторинг изменения целевых показателей, зафиксированных в стратегии [?]. Структура системы управлениям города Лондона представлена на рисунке 5.

Ф

Ci ty tab Л

the London Oían

□ □□

ч

Ваг ought

Bféfst

Camden н§у$пгчд

Eaiirvg и другие..

Boyd ! Cf**rtwieh Hacfcnoy

ГШ-

s л

ъ

ai

OI

o

cu -Û

9 s

со"

ñT

cu

Cl

-z.

i

31

Рисунок 5 - Устройство системы управления Лондона

Основные направления работы LOTI - взаимодействие между представителями разных сфер жизнедеятельности города, создание единого цифрового пространства с целью повышения качества жизни в городе, масштабирование цифровых и интеллектуальных технологий в государственных службах, повышение качества работы с данными 8 местных органах власти.

Система управления городом поддерживает исследования по основным стратегическим направлениям города и работает в партнерстве не только с бизнесом, но и академическими кругами. Данное взаимодействие направлено на развитие города и реализацию бизнес-проектов, позволяющих повышать качество жизни в городе. Система управления города поддерживает исследовательское и политическое партнерство, систематически

объединяющее власть, бизнес и исследователей в различных сферах [6].

Заключение

Результаты исследований мирового опыта построения систем управления городами с учетом концепции Smart City показывают, что они не устроены иерархически, управление строится на партнерских отношениях стейкхолдеров - власти, бизнеса, образовательных и научных организаций, населения. Проанализированные модели систем управления включают в себя функции открытой разработки, обсуждения и мониторинга реализации стратегии; разработки и тестирования проектов и технологических решений на цифровых моделях и тестовых площадках; механизмы взаимодействия стейкхолдеров; технологические решения по включению населения в

$

X UJ

s ^

о

UJ 3-S

X

О X

о

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

процесс управления; создание банка эффективных технологий; цифровые модели для проведения мониторинга и/или цифровые двойники города.

Литература:

1. Кара гуя ян Е.А. CM APT СИТИ: калейдоскоп понятий // Российский экономический вестник. - 2020.

- Т.З, № 3. - С. 128-139

2. City Analytics lab. [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://www.be.unsw.edu.au/research/ research-clusters-a nd-groups/city-a па lytics-lab

3. Dechow P. Seoul Living Lab // AVEdition. - 2017.-208c ISBN: 9783899862621

A. Initiatives // Smart Nation Singapore. [Электрой НЫй ресурс]. - Режим доступа: ffttps:// www.smartnation.gov.sg/what-is-smart-nation/

5. Kellner J. E-government sen/ices in Smart Cities - ifs objectives and problem studies. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: h tips://www .aboutsmartCities.com / e-government-main-im pie mentation-objectives-problems/

6. London Strategy. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.london.gov.uk/what-we-do/research-and-analysis/our-strategy

7. Mayor of London. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.london.gov.uk/

8. Monitoring Report. // Smart City Wien Framework Strategy. {Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wien.gv.at/stadtentwicklung/studien/ pdfZb008520.pdf

9. River City Labs. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://ri ve г с i ty I a bs. acs.org. a u/

10.Scope. // Smart Nation Singapore. [Элект ронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.smartnation.gov.sg/resources/scope

11.Smart City Wien Framework Strategy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// smartcity.wien.gv.at/en/approach/frame work-strategy/

12.Smart Nation Sensor Platform // Smart Nation Singapore. [Электронный ресурс]. - Режим досту па: https://www.smartnation.gov.sg/what-is-smart-nation/i nitiatives/Strategic-National-Projects/smart-nation-sensor-platform

13.Smart Urbanism Lab. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.sydney.edu.au/ arch itecture/our-re sea rch/urbanism-re search/smart urbanisrn lab.htrnl

14.Startups and Businesses // Smart Nation Singapore. [Электронный ресурс]. - Режим досту па: https://www.smartnation.gov.sg/what-is-smart-nati on/initiatives/Startups-and-Businesses 15.Sydney Urban Lab. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.be.unsw.edu.au/ students/current-stude nts/sydneyurba n-iab lfi.Talkl ondon. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.london.gov.uk/talk-london/

17.The dimensions, headline goals and thematic fields of the Smart City Wien Framework. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Strategy https:// smartcity.wien.gv.at/wp-conte nt/uploads/sites/З/ 2020/05/SC W F S_ о bj e cti ves _o ve rv i e w. p d f

18. The London Office of Technology and Innovation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// loti.london/

19.Transforming Singapore Through Technology // Smart Nation Singapore. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.smartnation.gov.sg/

20.Urban Housing Lab. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.sydney.edu.au/ architecture/our research/и г ban ism-research/ urban-housing-lab.html

IMPROVING THE EFFICIENCY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A NEW CHALLENGE AND CONDITION

FOR THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL

ifyakova Irina Evgen'evna, PhD of Economics, Associate Professor

Moiseeva Irina Vladimirovna, Senior Lecturer

National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev, Saransk

The purpose of the study is to assess the adaptation efficiency of secondary vocational education in the context of new economic challenges. Scientific novelty lies in the use as a criterion for assessing the effectiveness of secondary vocational education the degree of its compliance with the challenges of the current stage of economic development-prospects and technologies of the future. The results of the study: the need for innovative modernization of secondary vocational education is evident in the context of a shortage of highly qualified personnel of working specialties, necessary for the creation of innovative production facilities and competitive jobs. In the article, taking into account the state of the SPE sphere, its potential to solve key economic problems, the basic recommendations to improve the efficiency of the studied sphere were developed.

Keywords: human capital; secondary vocational education; education and production duster; soft skills; hard skills; dual education; competences of the future; innovative development of economy.

DOI 10.24923/2222-243X,2022-43.6

удк 330,34i.i 2 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ СРЕДНЕГО

ВАК РФ 5.2.1/08.00.01 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ

ВЫЗОВ И УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ФИлякова И.Е„ 2022 Цель исследования - оценить адаптационную эффективность института сред-

& Моисеева И.В., 2022 неШ профессионального образований в условиях новых экономических вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.