Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТАНДАРТАХ ISO'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТАНДАРТАХ ISO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГǰ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМǰ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕ- СТВАǰ ВТОǰ СТАНДАРТЫ ISO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов С.

Рассматриваются вопросы повышения качества продукции отечественных предпри- ятий в соответствии со стандартами ISO. Исследуется переход от советской системы управления качеством к международным рыночным стандартамǰ а также связанная с этим необходимость перестройки различных аспектов деятельности предприятийǰ в частности - изменение организационной культурыǰ психологии менеджеров и исполни- телей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТАНДАРТАХ ISO»

эффициента локализации по кредитам нефинансовому сектору (меньше единицы и его снижающаяся динамика). Остальные регионы (за исключением Еврейской автономной области) за исследуемый период поменяли свой статус «ввозящего» или «вывозящего» региона.

Сводный коэффициент локализации банковской деятельности, определяемый как многомерная средняя, представлен на рис.1.

Сводный коэффициент локализации банковской деятельности в ДФО

2,0000 1,8000 1,6000 1,4000 1,2000 1,0000 0,8000 0,6000 0,4000 0,2000 0,0000

□ на 01.01.06

Вна 01.01.10

1 - Респ. Саха (Якутия); 2 - Камчатский край; 3 - Приморский край; 4 -Хабаровский край; 5 - Амурская область; 6 - Магаданская область; 7 - Сахалинская область; 8 - Еврейская автономная область; 9 - Чукотский автономный округ

Рис. 1.

Самое большое значение сводного коэффициента локализации банковской деятельности у Магаданской области. Именно эта территория является привлекательной для развития банков. Безусловно, что небольшая численность населения этой территории (161,2 тыс. человек), которая составляет только 2,5% от населения всего ДФО, создаёт предпосылки к тому, что открытие каждого нового филиала существенно увеличивает коэффициенты локализации. Однако сопоставимый по численности регион - Еврейская автономная область имеет самый низкий сводный коэффициент локализации.

Таким образом, предлагаемая методика оценки относительного уровня развития банковского сектора региона в рамках федерального округа на основе коэффициентов локализации позволяет достоверно характеризовать специфику региона.

С. ЕМЕЛЬЯНОВ, аспирант Института экономики РАН

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТАНДАРТАХ 1БО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рассматриваются вопросы повышения качества продукции отечественных предприятий в соответствии со стандартами ISO. Исследуется переход от советской системы управления качеством к международным рыночным стандартам, а также связанная с этим необходимость перестройки различных аспектов деятельности предприятий, в частности - изменение организационной культуры, психологии менеджеров и исполнителей.

Ключевые слова: маркетинг, управление качеством, международные стандарты качества, ВТО, стандарты ISO.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ISO (Международной организации стандартизации), в которых находит отражение международный опыт управления качеством продукции на предприятиях1. Международные стандарты ISO представляют собой перечень требований по управлению качеством, благодаря которым достигается максимально возможное качество продукции и услуг предприятия. Кроме того, стандарты ISO предлагают принципы работы не отдельных подразделений предприятия, а всей копании в целом2.

Важно отметить, что соответствие стандартам ISO само по себе не гарантирует высокое качество выпускаемой продукции. Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность работы. Система управления качеством в рамках ISO базируется на стандартах серии ISO 9000, принятых более чем в 100 странах. При этом сертификация производится по стандарту ISO 9001, содержащему набор требований к системам менеджмента качества. С точки зрения многих зарубежных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 - это тот минимальный уровень, который дает возможность входа на рынок.

При этом применение в работе стандартов ISO даёт предприятию ряд преимуществ:

Во-первых, стандарты ISO как маркетинговый инструмент позволяют компании - производителю товаров или услуг устанавливать цены на свою про-

1 Международная организация по стандартизации (ИСО) - International Organization for Standardization (ISO) основана в 1947 году. Цель этой крупнейшей неправительственной организации - содействие развитию стандартизации в глобальном масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО фактически является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, насчитывающей 146 стран-членов, по одному от каждой страны. Россию здесь представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое является постоянным членом ИСО.

2 Термин «предприятие (компания)» употребляется в значении, принятом в ISO 9000,-организация - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

244

дукцию значительно выше, чем цены на продукцию конкурентов, не имеющих сертификацию. Это позволяет компаниям получать прибыль до 50% большую, чем до сертификации.

Во-вторых, сотрудничая с поставщиками продукции, работающими по международным стандартам ISO, компания-заказчик существенно экономит средства на мероприятия, направленные на контроль качества поставляемой продукции.

В-третьих, наличие сертификата ISO у предприятий, независимо от рода их деятельности, будь-то компания, осуществляющая продвижение сайтов или автомобилестроительная компания, позволяет им не только добиться успеха на внутреннем рынке, но и включиться в международную торговлю товарами (услугами).

В целом стандарты ISO являются показателем того, что предприятие включено в сферу мирового бизнеса и предоставляет продукцию действительно качественную и соответствующую международным стандартам. Именно по этой причине многие компании-заказчики требуют наличия стандартов ISO у своих поставщиков продукции.

В соответствии с данными стандартами система управления качеством должна быть направлена на решение следующих задач:

- улучшение экономического положения предприятия (организации, фирмы);

- расширение или завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

- увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие послепродажного сервиса3.

Не секрет, что качество продукции большинства отечественных предприятий в советское время обоснованно подвергалось критике - будь то производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, мебели, одежды, обуви и других товаров производственного и непроизводственного назначения. Исключение составляла лишь продукция отраслей оборонно-промышленного комплекса, где за качеством осуществлялся жесткий государственный контроль.

3 Новицкий Н. И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -М.: Новое знание, 2009.

И сейчас для отечественного производства характерен контроль качества на выходе, то есть оценка готовой продукции, определение количества брака и т.д. (вспомним государственную приемку). Эта ситуация коренным образом отличается от международных стандартов контроля качества, ориентированных на создание условий для производства продукции на основе детальной регламентации всех производственных и управленческих процессов. Вполне очевидно что, контролируя исключительно конечное звено (готовую продукцию), невозможно устранить причины, приводящие к появлению брака и неликвида. Таким образом, российские предприятия при переходе к рыночной экономике должны неизбежно сменить парадигму управления качеством.

Именно переход от контроля на выходе к контролю за устранением причин появления брака стимулировал внедрение в практику управления российских компаний сертификации продукции по стандартам ISO. По некоторым оценкам в 2004 г. в Западной Европе было сертифицировано по данным стандартам порядка 75-80% компаний, в Китае - около 40%, в России - менее 3%, или около 2500 фирм и организаций. Первыми эти стандарты стали внедрять крупные компании, ориентированные на экспорт своей продукции - «РУСАЛ», «Балтика», «ИЛИМ ПАЛП», Новолипецкий металлургический комбинат4.

С проникновением иностранных компаний на российский внутренний рынок проблема сертификации по международным стандартам стала актуальной не только для экспортеров, но и для компаний-поставщиков. Так, например, российское отделение компании Coca-Cola потребовало сертификации производственных процессов от своего поставщика «Нитэк-Пласт» - небольшой компании, расположенной в Дмитрове, которая производит колпачки для пластиковых бутылок; предприятия пищевой промышленности - поставщики «Макдональдс», обязаны применять у себя систему качества, включающую управление по критическим контрольным точкам. Пожалуй, самым характерным примером в этом отношении является требование совместного предприятия «Дженерал моторз - АвтоВАЗ» к своему основному поставщику «АвтоВАЗу» внедрить систему качества по «автомобильному стандарту» ИСО/ТУ 16949, что в свою очередь потребовало изменения условий контрактов со всеми его поставщиками более низкого уровня5.

Сертификаты качества ISO не дают никаких дополнительных разрешений или прав компании-владельцу. И в этом их отличие от лицензий и других аналогичных документов, дающих право на «вход» в определенные сферы деятельности и получение которых, к сожалению, превратилось в нашей стране в простую формальность. Сертификат не разрешающий, а подтверждающий

4 Структурные изменения в российской промышленности / Под ред. Е.Г. Ясина - М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 285.

5 Чайка И.И. Рынок - качество - система качества - благополучие предприятия // www.siora.ru.

246

документ, способный оказать существенное влияние на формирование общественного мнения о положении предприятия на рынке товаров (услуг) и, как следствие, увеличить количество заказов и обращений. Этот документ может служить: а) гарантом для инвестиционных компаний и банков в оказании весомой инвестиционной поддержки (кредитовании) соответствующим предприятиям на развитие мощностей и совершенствование производственных процессов; б) основанием для заключения со страховыми компаниями договоров о страховании.

Рыночная реальность заставляет собственников и менеджеров поддерживать имидж своих компаний, тратиться на рекламу и всеми возможными способами продвигать свою продукцию и услуги. Тем более что в настоящее время потребитель стал более разборчивым - он стал меньше доверять рекламе и требует все больше дополнительной, положительной информации, подтвержденной авторитетными третьими лицами. Именно поэтому один из самых эффективных методов развития предприятия и есть сертификация ISO. Проходя эту процедуру, предприятие не просто тратит деньги, а вкладывает их в ближайшие перспективы своего развития. Организации, вложившие деньги в сертификацию своих систем управления качеством, достаточно быстро ощущают отдачу - это и преимущества при получении государственных заказов и тендеров, возможности размещения заказов от иностранных фирм, беспрепятственного экспорта собственной продукции и, как следствие, материальное благосостояние компании.

Основным «законодателем мод» в развитии сертификации является общеевропейский рынок товаров и услуг. И в настоящее время наметилась тенденция, когда оценка системы качества на соответствие стандартам ISO рассматривается, как «хороший тон» для игроков общеевропейского рынка, что особенно актуально с учетом того, что Россия продолжает переговоры о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Для выполнения условий членства в ВТО в части Соглашения по техническим барьерам и торговле (ТБТ) и Соглашения по санитарным и фитосанитар-ным нормам (СиФН) у нас в стране необходимо решение следующих задач:

- обеспечение гармонизации отечественных стандартов, а также нормативных органов исполнительной власти с международными стандартами;

- информационное взаимодействие с государствами - членами ВТО.

В свою очередь, для решения данных задач, на наш взгляд, необходимо проведение сопоставительного анализа отечественных стандартов, а также иных приравненных к ним отечественных нормативных документов с международными для выявления как сущностных (содержательных), так и оформительских различий между ними.

Покажем это на примере отечественной строительной отрасли. Так, в 2009 году действовавший в Российской Федерации институт лицензирования в строительстве прекратил свое существование. Государство отказалось от регу-

лирования строительной сферы, передав эту обязанность профессиональным ассоциациям строителей - саморегулируемым организациям (СРО), которые осуществляют допуск строительных компаний к выполнению строительных работ и контролируют их качество. Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, рекомендует предприятиям, претендующим на членство в СРО, пройти сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001 (российский аналог - ГОСТ ИСО 9001-2008). Несмотря на то, что прохождение данной процедуры является добровольным, наличие сертификата соответствия дает серьезные преимущества, например, служит допуском к участию в муниципальных торгах и конкурсах.

Показательно, что сегодня все больше не только крупных, но и предприятий малого и среднего бизнеса, в особенности в строительной отрасли, видят наиболее действенную антикризисную меру в переходе на работу по стандарту ISO 9001. И хотя эта управленческая технология внедрена далеко не на каждом российском предприятии, затронувший Россию мировой финансовый кризис и, как частный случай, переход от лицензирования к саморегулированию в строительстве заметно ускоряют этот процесс.

Следует отметить, что ситуация, с которой сталкиваются отечественные предприятия, ставшие на путь системного решения проблемы качества, радикально отличается от той, которая характерна для американских и западноевропейских компаний, когда они начали осваивать стандарты ISO. Регулярный менеджмент для зарубежных компаний естественный элемент их организационной культуры, а прозрачность деятельности — компонент, необходимый для успешных операций на рынке капитала и доверительных отношений с партнерами по бизнесу. Что же касается ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, то это привычный для зарубежных компаний курс, обязательный для успешных операций на конкурентных рынках. Таким образом, формирование и реализация в деятельности зарубежных компаний стратегии качества лишь затрагивает отдельные элементы регулярного менеджмента, не предполагая необходимости их существенной перестройки. Главная же проблема, с которой сталкиваются отечественные компании, разрабатывающие систему менеджмента качества продукции, — это необходимость перестройки различных аспектов деятельности и связанное с этим изменение организационной культуры компании, психологии менеджеров и исполнителей.

По нашему мнению, если в отечественных компаниях цель создания системы менеджмента качества продукции свести только к ее сертификации по стандартам ISO серии 9000, то результат будет весьма скромным. Формальное применение этих стандартов, не давая заметного выигрыша, может подорвать возможность реальных улучшений менеджмента качества и его результатов. Основное содержание процесса сертификации заключается в проверке доку-248

ментированное™ наиболее важных процедур и в их реальном использовании. Однако соответствие деятельности компании предписанию документов системы качества, как уже отмечалось, само по себе не обеспечивает высокого качества продукции, а лишь подтверждает ее способность производить продукцию или оказывать услуги, соответствующие некоторому стандарту или контракту. Сертификация в определенном смысле аналогична экзамену на аттестат зрелости, сдать который можно только, предварительно закончив начальную и среднюю школу.

Система менеджмента качества продукции должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное выявление и устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, т. е. обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой продукции.

Т. ПАНОВА,

соискатель Института экономики РАН

КОНТРАКТНАЯ ИНДУСТРИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

Обоснована необходимость формирования в стране «контрактной индустрии», определены ее цели, механизмы и роль в повышении эффективности использования бюджетных средств, особенно идущих на реализацию инновационных продуктов.

Ключевые слова: контрактная индустрия, государственный заказ, закупки, стоимость контракта.

Обращение к данной проблеме, анализу опыта развитых стран в этой сфере приобретает все большую остроту для российской экономики, входящую в процесс модернизации, создания инновационной экономики. И это - не «банальная проблема» государственных закупок и заказов, проведения соответствующих торгов и конкурсов. В течение двадцатилетнего процесса преобразования страны и ее экономики на использование рыночных принципов, проблема государственных закупок и торгов оставалась как бы на втором плане. Наука и практика недооценивали этот сегмент государственного взаимодействия с бизнесом и обществом, увлечение определением роли государства в экономике («больше» или «меньше» государства) оставило на «обочине» реформирования главное хозяйственное отношение «государственное хозяйство и его ресурсы - бизнес и социальное обязательство государства».

За эти годы возникла особая экономическая форма отношений - «государственное потребление», а государство превратилось из элемента, противостоящего рынку, в его активный элемент - «государственное хозяйство». За

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.