всего одним органом государственной власти, что позволит значительно снизить издержки бюрократического характера.
В случае достижения успешных результатов, хотя бы, на примере ВГАУ и РСХБ в пределах Во-
ронежской области, опыт такого сотрудничества мог бы быть распространен и на другие субъекты Российской Федерации, где функционируют соответствующие сельскохозяйственные ВУЗы и филиалы "Россельхозбанка"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон от 03.02.1996г "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.).
2. Федеральный Закон от 07.08.1996г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.).
3. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: фундаментальный анализ. М.: АМИР-Перспектива, 1996. 160 с.
4. Лашко С.И. Глобальное аксиологическое равновесие на рынке образовательных услуг / Финансы и кредит, № 42(282).
5. www.rshb.ru - официальный сайт ОАО "Рос-сельхозбанка".
6. www.vsau.ru - официальный сайт ФГОУ ВПО "Воронежского государственного аграрного университета имени К.Д. Глинки".
Бонюшко Н.А., Туманов К.М.
международные стандарты Исо
как основа обеспечения качества и конкурентоспособности продукции и услуг предприятия
На современном этапе развития формирование конкурентной среды на внутренних региональных товарных рынках, а также желание руководителей предприятий расширять экспорт своей продукции способствуют поиску новых конкурентных преимуществ. Обеспечение конкурентоспособности любого предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без постоянного совершенствования его деятельности, направленной на повышение и обеспечение качества выпускаемой продукции. Достижение определенных конкурентных преимуществ предприятиями возможно на основе внедрения международных стандартов (МС) ИСО серии 9000:2000, которые, с одной стороны, выступают в качестве основы для формирования систем менеджмента качества на предприятии, а, с другой стороны - как важнейший фактор, подтверждающий потенциальные возможности предприятия по выпуску продукции высокого качества. Последнее может быть достигнуто путем проведения сертификации систем менеджмента качества.
В последние годы в России значительно возрос интерес предприятий к внедрению и сертификации систем менеджмента качества и использованию в этой связи в качестве модели МС ИСО серии 9000:2000, поскольку в них заложены механизмы системного подхода к обеспечению качества и
определены требования к системам менеджмента качества на предприятиях. Как известно, первая версия МС ИСО серии 9000 была разработана и утверждена в 1987 году международной организацией по стандартизации ИСО (ISO). В 1994 и 2000 годах была осуществлена работа по их пересмотру с учетом накопленного опыта применения и прогноза мировых тенденций развития управления качеством. Также необходимо отметить, что с 2000 года в данные стандарты вносились изменения и дополнения. В редакции 2005 года концептуальных изменений не произошло, были внесены только дополнения и уточнения к терминам и определениям в области менеджмента качества. В ноябре 2008 года была официально опубликована новая версия международных стандартов ИСО 9001, являющаяся результатом стандартного процесса пересмотра международной организацией по стандартизации (ISO) версий стандартов.
На современном этапе более 160 стран признали МС ИСО в качестве национальных или гармонизировали их в соответствии с национальными стандартами в этой области. В мире насчитывается более 500 тыс. компаний добровольно сертифицировавших свои системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000.
В России МС ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных стандартов ГОСТ Р в 1988 году. В 2001 статус ГОСТ Р приобрела и новая версия МС ИСО серии 9000:2000, включая ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования"; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности". Кроме того, МС ИСО серии 9000:2000 включает МС ИСО 90002000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", а также дополняющий данную серию - МС ИСО 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и(или)экологии".
В России сертифицированные системы менеджмента качества (СМК) имеют более 1,5 тыс. предприятий, что составляет 0,3 % от общего числа СМК, внедренных в мире. Это значительно меньше, чем во многих других странах с рыночной экономикой. Например, в Великобритании выдано более 8,5 тыс. сертификатов на СМК, в Китае - 7,5 тыс. Однако, несмотря на еще недостаточное количество российских предприятий, имеющих сертифицированные СМК, следует отметить положительную динамику их роста. С каждым годом возрастает количество стран и компаний применяющих международные стандарты ИСО. Для иллюстрации приведем данные по выданным сертификатам в табл. 1 [1].
Но, говоря о темпах роста, необходимо учитывать стартовые условия. Лидером в этой области является Китай, за 2006 год ими было получено порядка 162259 сертификатов, для сравнения, за этот же период в Нидерландах получено 18922 сертификата.
В этой связи следует отметить, что, несмотря на высокие темпы роста, Россия занимает в настоящее время 40-е место по числу выданных сертификатов на СМК соответствующих МС ИСО 9000, тогда как Китай - 1-е место.
По нашему мнению, такая активизация внедрения СМК на китайских предприятиях не случайна.
Китай стал членом ВТО в 2001 году, и внедрение СМК в значительной степени было продиктовано желанием повысить качество продукции, а также обеспечить конкурентные преимущества китайским предприятиям на мировом рынке. О степени распространения и развития идеологии ISO 9000 в России можно судить по мотивам, движущим организациями, внедряющими у себя эти стандарты. Практика работы с предприятиями в области внедрения СМК показывает, что в соответствии с выдвигаемыми мотивами можно выделить следующие группы предприятий: 1) предприятия, внедряющие и сертифицирующие СМК ISO 9000, для продвижения своей продукции или услуг за рубежом и повышения уровня экспортной продукции; 2) предприятия, внедряющие и сертифицирующие СМК ISO 9000, для работы с крупными зарубежными заказчиками в России;
3) предприятия, внедряющие и сертифицирующие СМК ISO 9000, для повышения своего имиджа на внутреннем рынке;
4) предприятия, руководство которых хочет навести порядок в управлении, освоить современные методы управления и на этой основе повысить эффективность деятельности предприятия;
5) предприятия, внедряющие у себя системы менеджмента качества и проходящие сертификацию этих систем, преследуя цель повышения качества своей продукции и услуг;
6) филиалы зарубежных компаний, получившие указание или рекомендацию от головных компаний внедрить СМК и получить сертификаты ISO 9000;
7) необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом, а также служат рекламной компанией предприятию;
8) условия получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;
9) стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условиям которой является сертификация СМК.
Таблица 1
Количество выданных сертификатов ИСО за 2005-2006 гг.
Вид сертификата Общемировые данные за Прирост
2005г. 2006г.
ИСО 9001:2000 (данные по 170 странам) 773 867 897 866 16,6%
ИСО 14001:2000 (данные по 138 странам) 56 593 129 199 %
ИСО ТУ 16949:2002 (данные по 78 странам) 17 072 27 999 64%
ИСО 13485:2003 (данные по 82 странам) 5 065 8 175 61,4%
Рассмотрим подробнее приведенные выше группы. В большинстве случаев предприятия, относящиеся к первой и второй группам, ориентированы в основном на получение сертификата и зачастую не готовы к серьезной работе по постановке эффективной системы менеджмента качества. Тем не менее, получение сертификатов ISO 9000 может принести им реальную пользу, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Руководство компаний, относящихся к третьей группе, обычно слабо знакомы с содержанием требований стандартов ISO 9000, но четко знают, что, получив сертификат, они продемонстрируют свое благополучие, прогрессивность и квалификацию менеджмента. Как правило, подход таких компаний изменяется в подготовке к сертификации в пользу стремления добиться реальной пользы - повышения качества, снижения издержек и т. д. Если этого не происходит, проект внедрения чаще всего проваливается или не приводит к ожидавшимся положительным результатам. Предприятия четвертой и пятой группы имеют реальные шансы повысить качество своей продукции и эффективность менеджмента, если разработка и внедрение системы менеджмента качества проводится грамотно: руководство компании не только инициирует, но и реально руководит работами в области создания СМК; персонал заинтересован в положительных результатах работы и принимает в ней непосредственное участие, к работе привлечена квалифицированная консалтинговая фирма, проведено неформальное обучение руководства и сотрудников основам менеджмента качества. Шестая группа предприятий достаточно неоднородна. Их объединяет преимущественно экзогенный повод для начала подготовки к сертификации. Успех сертификации и эффективность самого внедрения системы качества зависят от объективных и субъективных факторов, связанных с состоянием, структурой, историей и менеджментом предприятия, а также от уровня той помощи, которая будет оказана головной зарубежной компанией по внедрению СМК. Мотивы предприятий седьмой группы достаточно распространены в России и рубежом. Так, например, в России поставки продукции для топливно-энергетического комплекса, для предприятий химической промышленности и других отраслей осуществляются только с учетом наличия системы качества у поставщика. Восьмая группа предприятий также достаточно многочисленна. Так, в значительной степени стимулирующее воздействие на стремление предприятий отраслей машиностроения к форми-
рованию и сертификации СМК в соответствии о стандартами ИСО серии 9000 оказывает постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 года № 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг". В соответствии с указанным постановлением в качестве обязательного условия получения заказа на изготовление продукции для государственных нужд, вводится сертификат на СМК качества предприятия, претендующего на получение такого госзаказа. Для предприятий оборонной промышленности в рамках работ по введению государственных мер повышения качества и надежности вооружения и военной техники (ВВТ) Минэкономики России совместно с Министерством обороны принято постановление от 27 марта 1998 года N 358 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов". Указанным постановлением предусматривается обязательное наличие сертификата на СМК при выдаче лицензий на разработку и производство ВВТ.
Стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условиям которой является сертификация СМК, являющееся мотивацией девятой группы предприятий начинает активизироваться среди российских компаний. И связано это с теми изменениями, которые вводит ФЗ "О техническом регулировании" в систему сертификации и подтверждения соответствия.
В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" в Российской Федерации существуют две формы обязательного подтверждения соответствия продукции нормативным требованиям в области безопасности: принятие декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) и обязательной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения
соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.
Мировая практика развития стран с рыночной экономикой показывает, что с 90-х годов значительно активизировалось влияние общества на предприятия, и предприятия стали все больше учитывать интересы общества, при этом особое внимание стало уделяться проблеме защиты окружающей среды и безопасности продукции. Соответственно международной организацией по стандартизации ИСО были разработаны и приняты международные стандарты серии 14000 "Управление качеством окружающей среды", которые становятся на современном этапе не менее популярными в мире, чем МС ИСО серии 9000.
Появление в 1996 году МС ИСО 14001 - первого международного стандарта из серии ИСО 14000, содержащего требования к системе экологического менеджмента, обусловлено необходимостью оценки эффективности существующих систем экологического менеджмента на разных предприятиях и компаниях в разных странах мира по единым объективным критериям и облегчения задач предприятий имеющих намерения создать систему экологического менеджмента.
До ИСО 14001 уже были разработаны национальные стандарты по системе экологического менеджмента ^ 7750, EMAS), но ИСО 14001 является первым международным стандартом в данной области. Серия ИСО 14000 также связана с выпущенной ранее серией ИСО 9000, устанавливающей требования к системе менеджмента качества. Новая версия МС ИСО серии 9000:2000 согласована с МС ИСО серии 14000.
Из серии МС ИСО 14000 (ГОСТ Р ИСО 14000) только стандарт МС ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) содержит требования к системе экологического менеджмента. Соответственно сертификация проходит только по этому стандарту. Остальные стандарты данной серии призваны дополнять стандарт ИСО 14001.
Само по себе формальное внедрение стандарта ИСО 14001 еще не гарантирует автоматического решения всех природоохранных задач на предприятии. Эффективность применения системы экологического менеджмента, которую уже принято рассматривать в качестве инструмента регулирования отрицательного воздействия предприятия на окружающую среду, зависит, прежде всего, от активности руководства предприятия и вовлечения всего персонала в данную деятельность.
Таким образом, МС ИСО серии 14000 устанавливают требования к системам экологическо-
го управления предприятиями, на соответствие которыми должна осуществляться сертификация этих систем.
Следует заметить, что на современном этапе в мире значительно активизировалась работа по сертификации систем на соответствие МС ИСО серии 14000.
В настоящее время российские предприятия также проявляют значительный интерес к МС ИСО 14000. Среди них Санкт-Петербургская пивоваренная компания ОАО "Балтика", одно из крупнейших пивоваренных предприятий в России и Восточной Европе. ОАО "Балтика" с 1994 организует свою работу в области качества на основе МС ИСО серии 9000, а в последствии - МС ИСО серии 14000.
По нашему мнению, можно прогнозировать дальнейший рост активизации предприятий по внедрению МС ИСО 14000, что связано, в том числе и правилами международной торговли в рамках ВТО. В 1995 году Генеральный Совет ВТО учредил Комитет по торговле и экологии, основными направлениями программы работы которого являются:
- взаимосвязь между принципами многосторонней торговой системы и торговыми мерами по защите окружающей среды;
- взаимосвязь между экологической политикой в области торговли, мерами по защите окружающей среды и многосторонней торговой системой;
- взаимосвязь между нормами многосторонней торговой системы и налогами и сборами, вызванными экологическими требованиями;
- взаимосвязь между механизмом разрешения споров ВТО и аналогичными положениями, имеющимися в многосторонних соглашениях по вопросам экологии;
- воздействие экологических мер на доступ на рынки.
В рамках указанных направлений разрабатываются новые нормы в международной торговле, непосредственно связанные с экологией и экологической безопасностью. В этой связи, как уже было замечено ранее, следует прогнозировать развитие систем экологического менеджмента на предприятиях, основу которых могут составить МС ИСО серии 14000.
На наш взгляд, появление новых версий стандартов ИСО свидетельствует о расширяющейся и совершенствующейся практики применения стандартов ИСО серии 9000. Однако следует выделить и другую современную тенденцию в
области управления качеством. Многие компании в Европе и других регионах мира, не удовлетворяясь достигнутым уровнем сертификации на соответствие этим стандартам, а ищут новые направления в развитии менеджмента качества и конкурентоспособности. Существует точка зрения, что стандарты серии 9000, 14000 носят достаточно универсальный характер и не могут в достаточной мере отразить особенности предприятий той или иной отрасли.
Соответственно в настоящее время получила активное распространение тенденция создания отраслевых версий стандартов в области управления качеством.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Наличие системы качества на предприятии обеспечивает оптимальное сочетание управленческих функций, позволяет значительно улучшить качество менеджмента и изменить роль руководства, сосредоточив его внимание на стратегическом управлении.
- Сертификация систем качества на соответствие требованиями МС ИСО 9001:2000 обеспечивает предприятие дополнительными конкурентными преимуществами, необходимый уровень доверия потребителей к его продукции и повышает деловую репутацию.
- Внедрение системы качества на предприятии способствует росту его активов. Нематериальные активы предприятия могут возрастать за счет повышения стоимости торговой марки производителя, стабильно выпускающего высококачественную продукцию, а финансовые активы соответственно могут повышаться за счет капитализации дохода, вызванной ростом оборота.
- Исследованные нами предпосылки внедрения международных стандартов в управление качеством на отечественных предприятиях являются в настоящее время реально действующей практикой и содержат в себе значительные преимущества для формирования конкурентоспособности продукции и услуг российских предприятий как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Практика применения МС ИСО 9000:2000. М: РИА "Стандарты и качество". № 1. 2007.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
4. Горбашко Е.А. Управление качеством. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2001.
5. Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации": пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. М.: ЮТИТИ-ДАНА. 2007.