Сертификация инновационной продукции и методов управления для развития экспортного производства
В.В. Кайер
Сертификация в международной торговле - одно из
средств нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при
особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.2
Особенно важно получение международной сертификации при реализации кооперационных программ, предусматривающих использование зарубежных частей и деталей. От того, какой уровень качества обеспечен производителем и как это доказано международными документами, зависит часто конкурентоспособность всего изделия.
Согласно российскому законодательству контроль (в плане учета) за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности (а может быть, цивилизованности
1 О нетарифных методах регулирования см.: Идрисова В.В. Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки.// Российский внешнеэкономический вестник, 2010, №12, сс. 43-49.
Там же, 2011, №1, сс. 41-49.
2 Методические международной сертификации подробно освещены в монографии Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г. , 711 стр., 2-е изд., перераб. и доп.
УДК 006
ББК -80*65.2/4-65.9 К-155
импорте и содействию успеху изготовителей-экспорте-ров на внешних рынках1. Для изготовителя-экспортера
и информированности) самого экспортера. Между тем, в мировой практике есть диаметрально противоположные примеры. Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране.
Ряд российских предприятий, намеревающихся освоить экспорт инновационной продукции, принимают меры по получению сертификатов соответствия на изготавливаемую продукцию и на методы управления производством за рубежом. Так, по просьбе российского предприятия в апреле 2008 г. Германский орган по сертификации DAR/TGA принял решение о выдаче входящему в холдинг «Сухой» Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению им. Ю.А. Гагарина (КнААПО) сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям международных авиакосмических стандартов AS/EN 9100:2003. На КнААПО принята и реализуется программа в области управления качеством. Ее целью является достижение и удержание лидирующих позиций на внутренних и внешних рынках в области разработки, производства и послепродажной поддержки гражданской авиационной техники. Особое внимание уделяется кооперационным контрактам. Региональный пассажирский самолет Сухой Суперджет 100 создается в условиях широкой международной кооперации. Всего в этой программе компании «Сухой» участвует более 30-ти ведущих компаний-поставщиков систем и комплектующих. Сертификат соответствия системы менеджмента качества и включение завода в базу данных «OASIS» дает ему возможность участвовать в международной производственной кооперации наряду с ведущими авиационными корпорациями мира.3
Германские сертификаты TGA и DAR имеют серьезный международный авторитет. TGA - организация по аккредитации, расположенная во Франкфурте-на-Майне. Она является единственным центром аккредитации органов по сертификации систем качества в Германии. DAR - единая международно-признанная система аккредитации, входящая в состав Международного Форума по аккредитации систем качества (IAF). Сертификаты, выданные в соответствии с правилами аккредитующего органа DAR/TGA, признаются тридцатью странами-членами IAF, в том числе, США, Бельгией, Китаем, Францией, Чехией, Данией, Малазией, Нидерландами, Испанией, Германией, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Корея, Индонезией, Мексикой и др.
Ключевая задача сертификации производства - обеспечение единых требований к уровню управления качеством, к контролю за этапами жизненного цикла продукции и процессов. Не имея единых правил обеспечения уровня качества, не имея возможности предоставить иностранным партнерам гарантии качества своей
3 КНААПО им. Г агарина получило сертификат соответствия системы менеджмента качества// http://www.mashportal.ru/company_news-11387.aspx
продукции, а соответствие стандартам и требованиям системы менеджмента качества является определенного рода гарантией, трудно рассчитывать на успешное включение в международную кооперацию в авиастроении.
Российские компании активно приступили к получению международных и зарубежных сертификатов как на систему менеджмента уровнем качества, так и на уровень качества отдельных изделий. Так, в январе 2010 года ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЕПК Самара) получил международный сертификат, который удостоверяет, что система менеджмента качества проверена в соответствии требованиям EN9104 и признана соответствующей требованиям стандартов СМК: BS EN ISO 9001:2008, EN9100:2003, AS9100 RevB, выданных наиболее компетентным сертификационным органом BUREAU VERITAS Certification.
Исполнительный директор ОАО «УК ЕПК», руководитель Завода авиационных подшипников В. Макарчук считает международную сертификацию необходимым этапом развития производства и удовлетворения требований потребителей, особенно, в условиях вступления России в ВТО: «Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту AS 9100 - обязательное условие серьезной работы любого предприятия на международном авиарынке. ЗАП не один год сотрудничает с международными авиапроизводителями. Сертификация Волжского филиала стала логичным продолжением работы, направленной на соответствие нашей продукции международным требованиям качества».4 Авиационный стандарт AS 9100 введен в действие в 1997 году американской организацией по качеству в авиации и космонавтике (AAQG) для обеспечения на международном уровне качества, безопасности и технологических стандартов во всех областях аэронавтики. Сегодня наличие разработанной, внедренной и сертифицированной в соответствии с требованиями стандарта системы менеджмента качества является обязательным требованием ведущих мировых производителей аэрокосмической отрасли, таких как Boeing, Airbus, Bombardier, Pratt & Whitney, к своим поставщикам. Сертификация по стандарту AS 9100 - свидетельство соответствия системы менеджмента качества предприятия требованиям FAA, EASA.5
Необходимость получения сертификатов на инновационнкую продукцию связана с тем, что на мировом рынке отсутствует единая система сертификации. Проблема в том, что значительное количество предприятий авиационной промышленности не сертифицированы по стандарту AS 9100. Это стандарт авиационных поставщиков. С этой точки зрения, возможность участия российских компаний в международной кооперации значительно сокращается. Но те предприятия, которые осознают необходимость сертификации по европейской или американской версии этого стандарта - они, безусловно, движутся в правильном направлении. И
4 Волжский филиал ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЕПУ Самара) завершает подготовку к сертификации на требования международного авиационного стандарта AS 9100// http://www.mashportal.ru/company_news-24809.aspx
5 Там же. // http://www.mashportal.ru/company_news-24809.aspx
сегодня все больше производителей комплектующих обращают внимание на необходимость сертификации. За последние 5 лет количество предприятий, сертифицированных по AS/EN 9100 увеличилось в несколько раз.6
Опыт других отраслей показывает высокую эффективность усилий по сертификации продукции для внешних рынков. Так, металлургическое производство «Мотовилихинских заводов» прошло сертификацию по системе Американского бюро судоходства (American Bureau of Shipping - ABS).7 Это подтверждает соответствие производства поковок требованиям судостроительной отрасли. Получение сертификата ABS входит в программу стратегического развития экспорта металлургической продукции в сегменте дорогих и сложных сталей. Наличие такого сертификата, которым обладают ведущие производители металлургической продукции, позволит «Мотовилихе» значительно увеличить экспорт поковок в США, а также в Скандинавские страны, где американские производители заказывают строительство большого количества судов.8
Инспекторы Американского бюро судоходства побывали на заводе и ознакомились с организацией производства, процессом контроля и тестирования продукции на ООО «МЗ Камасталь» (дочерняя компания ОАО «Мотовилихинские заводы»). По итогам аудита было принято решение о соответствии процесса производства продукции требованиям ABS. Срок действия сертификата - пять лет.
«Мотовилихинские заводы» в настоящее время имеют сертификаты нескольких международных организаций. Качество продукции «Мотовилихи», поставляемой на экспорт в европейские страны, подтверждено такими международными сертификатами, как морские Lloyd’s Register (Великобритания) и DNV (Норвегия), строительный SLV-U (Германия). Американское бюро судоходства (American Bureau of Shipping) является одним из ведущих классификационных обществ в мире и входит в состав Международной ассоциации классификационных обществ. ABS осуществляет надзор за сооружением, ремонтом и эксплуатацией морских судов, занимается классификацией, обследованием судов на соответствие безопасности мореплавания.
6 Там же.
7 «Мотовилиха» получила сертификат American bureau of shipping // http://www. mashportal.ru/company_news-19133.aspx
8 «Мотовилихинские заводы» - холдинг, созданный на базе одного из старейших предприятий Урала. Холдинг объединяет металлургический комплекс, а также ряд направлений машиностроения, в числе которых производство нефтепромыслового оборудования, строительно-дорожной техники и военной техники. Металлургическое производство включает сталеплавильный комплекс, в основе которого электродуговая печь ДСП-60, вакууматор, а также прокатные и ковочные мощности, позволяющие выпускать листовой и сортовой прокат, поковки и штамповки из стали различных марок, в том числе нержавеющих. Часть металлургической продукции реализуется по экспортным контрактам в Европу.
Важное значение имеет сертификация компонентов, используемых для выпуска многих видов машиностроительной продукции. В мае 2012 г. в Государственной Думе собрались российские производители комплектующих для авиационной, железнодорожной и автомобильной техники. По инициативе ЕПК совместно с Ассоциацией производителей подшипников, в рамках деятельности Рабочей группы по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО состоялось совещание, цель которого звучала следующим образом: «сформулировать конструктивные предложения по минимизации потерь производителей комплектующих в условиях ВТО».
В списке участников мероприятия было более тридцати российских компаний, среди которых: ОАО «Метчел», Группа НЛМК, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ООО «ПК Новочеркасский электровозостроительный завод», ЗАО «Электроизолит», ЗАО «Объединенная металлургическая компания», Яепаик, ЗАО «Ространскомплект», ЗАО «Трансмашхолдинг», а также депутаты ГД и Министерство промышленности и энергетики Саратовской области. На этом совещании выступил представитель компании «Северсталь-метиз».
Меры, предложенные ОАО «Северсталь-метиз», включают сохранение требований по локализации производств для иностранных предприятий, размещающих свои производственные юниты на территории РФ, а также осуществление регулирования деятельности на основании не только нормативных актов ВТО, но и документации, разработанной с непосредственным участием российских специалистов. Важно не только обеспечить унификацию российской нормативной базы с регламентами ВТО, но и предусмотреть в данной документации минимизацию рисков для предприятий отечественной промышленности. Сертификация продукции должна производиться в соответствии с требованиями российских стандартов.9
Расширяются работы по сертификации продукции со стороны машиностроительных предприятий. В 2012 г. на базе ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ), входящего в «Концерн «Тракторные заводы», запускается вторая стадия развития центра по производству высокотехнологичных дизельных двигателей. Партнером крупнейшего отечественного машиностроительно-индустри-
9 Российские производители комплектующих для авиационной, железнодорожной и автомобильной техники обсудили вопрос минимизации потерь в условиях ВТО// http://www.mashportal.ru/machinery_news-24503.aspx
ального холдинга выступает компания ЛОСО (США).10 В основу модельного ряда положена продукция входящей в ЛОСО финской компании 818И. В результате осуществления проекта во Владимире должна развернуться промышленная сборка силовых агрегатов мощностью от 80 до 350 л.с. , надежных в эксплуатации и отвечающих высоким экологическим стандартам. Максимальная производственная мощность предприятия к 2015 году должна составить 20 тыс. единиц в год.
Основным направлением использования двигателей является их установка в технике продуктовой линейки предприятий Концерна «Тракторные заводы»: колесные тракторы производства ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ); гусеничные тракторы ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ» (Волгоград); комбайны производства ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов» (Красноярск); трелевочные тракторы производства ООО «Онежский тракторный завод» (Петрозаводск) и ОАО «Краслесмаш» (Красноярск); телескопический подъемник производства ОАО «Промтрактор» (Чебоксары); гусеничные вездеходы производства ОАО «Курганмашзавод» (Курган). Кроме внутренних потребителей к двигателям самую высокую заинтересованность уже проявили другие российские машиностроительные компании.
В результате реализации намеченной программы уже полностью готовы и функционируют производственные мощности «первой очереди» (5 480 кв. м), обеспечивающие годовой объем производства 3 тыс. единиц продукции в год, а также ведутся работы по подготовке площадей «второй очереди» проекта.
Прошли адаптационные испытания и получили одобрения прототипы тракторов «АГРОМАШ 85 ТК» (Владимир) и «АГРОМАШ 90 ТГ» (Волгоград), ведутся работа по адаптации тракторов «Онежец 300» (Петрозаводск) и «ТТ-4М» (Красноярск) с двигателями производства ООО «АГКО КТЗ».11
10 “Концерн “Тракторные заводы” - машиностроительно-индустриальный холдинг, являющийся одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом. В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 9 субъектах Российской Федерации, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность “Концерна “Тракторные заводы” представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение специального назначения, запасные части и ОЕМ-компоненты.
Холдинг занимает лидирующие позиции в сегментах рынка, где представлена его продукция: горнодобывающая отрасль, дорожное и инфраструктурное строительство, нефтегазовый сектор, транспортная и оборонная отрасли, сельское хозяйство. Техника, произведенная на предприятиях Концерна “Тракторные заводы”, эксплуатируется более чем в 40 странах мира.
11 «Тракторные заводы» наращивают объемы производства двигателей 818и во Владимире// http://www.mashportal.ru/company_news-18654.aspx
Вместе с этим осуществляется поиск производителей комплектующих изделий на территории России в рамках локализации производства. Предварительным итогам стал перечень деталей двигателя (более 50 наименований), которые одобрены к локализации на российских предприятиях (ООО «Владимирский моторотракторный завод», ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод» и др.). Первая партия готовых образцов комплектующих уже отправлена в Финляндию для проведения испытаний. Для обеспечения требуемого объема производства «первой очереди» при реализации данного инвестиционного проекта созданы рабочие места, включающие как инженерно-технический персонал, так и основных производственных рабочих. В мае-июне 2009 года технические специалисты и сборщики во главе с техническим директором прошли обучение на предприятии AGCO Sisu Power в Финляндии (г. Линнаувори), где освоили технологию сборки двигателей и детально изучили процессы обеспечения качества их производства.
Параллельно с налаживанием производства совместно со специализированной компанией «Тракторных заводов» - ООО «Сервис промышленных машин», обладающей сетью сервисных центров по всей России, формируется техническая и материальная база для обеспечения послепродажного обслуживания двигателей, что позволяет клиенту быть уверенным не только в высоком качестве приобретенной продукции, но и в получении своевременной поддержки в течение всего периода её использования. ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» выпускает высоконадежные экономичные дизельные двигатели с воздушным охлаждением давно и прочно зарекомендовали себя на отечественном и зарубежном рынках. Система менеджмента качества завода сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 9001-2000. Двигатели соответствуют требованиям международной системы качества Tier II.
Российская компания «РОСАВА» заключила ряд контрактов со многими известными зарубежными компаниями о поставке нового высокотехнологичного оборудования в рамках проведения второго этапа программы модернизация производства (2010-2014 гг.) Среди них был подписан контракт с немецкой компанией Hardurg Freudenberger (Германия) на закупку второй партии форматоров-вулкани-заторов. Основным видом деятельности компании является производство автошин. ЗАО «РОСАВА» реализует на украинском рынке около 50% своей продукции, остальные экспортирует в страны СНГ, Европы, Дальнего и Ближнего зарубежья.
В 2009 году система управления качеством ресертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008. Качество выпускаемой продукции и управление системой качества подтверждено сертификатами Украины, Чехии, России, Белоруссии, Бразилии.12
12 ЗАО «Росава» поставит высокотехнологичное оборудование зарубежным компаниям// http://www.mashportal.ru/company_news-18589.aspx
В январе 2012 г. группа компаний «Пермская компания нефтяного машиностроения» («ПКНМ») прошла сертификационный аудит по продлению лицензии Американского института нефти (American Petroleum Institute, API) - наиболее авторитетной независимой организации в нефтяной отрасли.13 Полномочные представители института проверяли систему менеджмента качества (СМК) и продукцию на соответствие требованиям стандартов API Q1, 7-1 и 11AX. Аудит продемонстрировал, что организация продолжает поддерживать СМК в соответствии с требованиями стандарта API Q1, выпускать скважинные штанговые насосы по стандарту 11 АХ, а также утяжеленные, толстостенные и ведущие бурильные трубы по стандарту 7-1. Кроме того, в этом году по стандарту 7-1 были сертифицированы переводники бурильных колонн. Аудиторы рекомендовали Комитету API продлить регистрацию и лицензирование предприятию.
API Spec. Q1 - стандарт американского института нефти по программам качества, устанавливающий требования к системам менеджмента качества организа-ций-поставщиков продукции и услуг для предприятий нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.
Проходит сертификацию Американского института нефти группа компаний «ПКНМ». Полученная лицензия дает право предприятию наносить официальную монограмму на утяжеленные, толстостенные и ведущие бурильные трубы, переводники и скважинные штанговые насосы, изготовленные в соответствии с требованиями стандартов API.
Компания ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» успешно прошла сертификацию по Коду ASME (American Society of Mechanical Engineers - Американское Общество инженеров-механиков) на право использования клейм «U» - знака соответствия требованиям ASME Code, Section VIII, Division 1 на сосуды, работающие под давлением, для российских производителей энергетических и отопительных котлов, сосудов работающих под давлением, трубопроводов.
Код Американского Общества Инженеров Механиков (ASME) является одним из ключей к международным рынкам. Экспортные барьеры могут быть преодолены в более 100 странах мира, правительства которых одобрили и приняли требования кода ASME, включая США, Канаду и ведущие европейские страны. Наличие сертификата ASME - это показатель технического развития предприятия и конкурентное преимущество в привлечении заказов на международных рынках. Для проведения аудита на предприятие прибыли представители ASME Ш. Шомодьи и представители уполномоченного инспекционного агентства AIA компании One Beacon America Insurance Company (Германия) - Уполномоченный инспектор супервайзер Д. Дуба и Уполномоченный инспектор К. Поляков.14 Для проверки соответствия требовани-
13 ПКНМ прошла сертификационный аудит American petroleum institute// http:// www.Mashportal.ru/ company_news-22417.aspx
14 ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» получил сертификат Американского общества инженеров-механиков ASME// http://win.mail.ru/cgi-bin/msglist?folder=0&572909845#/cgi-bin/ readmsg_Q_id=12927914950000001004&folder=0
ям ASME Code аудиторам был представлен пакет разработанной документации на двух языках, включающий в себя Руководство по качеству и процедуры, конструкторскую и технологическую документацию, регламентирующую выполнение требований ASME Code, а также изготовленный демонстрационный образец сосуда и сопроводительная документация, подтверждающая качество его изготовления. По результатам аудита Комиссия приняла решение рекомендовать Национальному комитету ASME по надзору за котлами и сосудами, работающими под давлением, выдать сертификат ASME ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш».
Особое внимание уделяется сертификации при реализации крупных международных проектов. Так, в августе 2012 г. в ходе рабочего визита делегации Мин-промторга России в Индию состоялось первое заседание рабочей группы по модернизации и сотрудничеству в области промышленности Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. «Российско-индийские торгово-экономические отношения развиваются динамично. Объем двусторонней торговли в 2011 году увеличился до девяти миллиардов долларов. Уже в первом полугодии 2012 года товарооборот составил почти шесть миллиардов долларов. Если такая динамика сохранится, то уже в ближайшее время мы сможем выйти на уровень в 20 миллиардов долларов и выполнить задачу, поставленную руководством наших стран», -отметил в своем выступлении глава российской делегации, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г. Никитин. 15
Представители Минпромторга России обсудили с делегацией Республики Индия вопросы укрепления сотрудничества в области горнорудной промышленности, гражданского авиастроения и химической промышленности, а также перспективы взаимного участия в процессах модернизации промышленности России и Индии. В частности, индийская сторона проявила интерес к авиатехнике российского производства. В свою очередь, российские участники выразили готовность к совместному созданию пассажирского самолета, предложили сотрудничество в области авиационного двигателестроения и создания совместного центра разработки и сертификации вертолетной техники.16
Рассмотрение практики российских предприятий, прилагающих усилия по сертификации инновационной продукции и методов управления производством, в частности управление качеством продукции, свидетельствует о высокой важности этих усилий. Получение сертификатов свидетельствует в определенной степени о готовности начать продажи инновационной продукции на внешнем рынке.
15 Никитин Г. (Минпромторг России): «Товарооборот России и Индии может достигнуть 20 миллиардов долларов»// http://www.mashportal.ru/machinery_news-26102.aspx
16Никитин Г. (Минпромторг России): «Товарооборот России и Индии может достигнуть 20 миллиардов долларов»// http://www.mashportal.ru/machinery_news-26102.aspx
На мировом рынке услуг имеется немало специализированных независимых фирм, которые занимаются инспекцией качества и количества товаров. Некоторые из них подтвердили готовность участвовать в инспекции экспортных товаров на территории России, а также высказали намерение оказать содействие по интеграции российской инспекционной системы в Международную федерацию инспекционных агентств. Согласно международным правилам сертификаты, выдаваемые известными инспекционными фирмами, признаются как в стране происхождения товара, так и за рубежом.
БИБЛИОГРАФИЯ:
КНААПО им. Гагарина получило сертификат соответствия системы менеджмента качества// http://www.mashportal.ru/company_news-11387.aspx
Волжский филиал ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЕПУ Самара) завершает подготовку к сертификации на требования международного авиационного стандарта AS 9100// http://www.mashportal.ru/company_news-24809.aspx
«Мотовилиха» получила сертификат American bureau of shipping // http://www.mashpor-tal.ru/company_news-19133.aspx
Российские производители комплектующих для авиационной, железнодорожной и автомобильной техники обсудили вопрос минимизации потерь в условиях ВТО// http://www. mashportal.ru/machinery_news-24503.aspx
«Тракторные заводы» наращивают объемы производства двигателей SISU во Владимире// http://www.mashportal.ru/company_news-18654.aspx
ЗАО «Росава» поставит высокотехнологичное оборудование зарубежным компаниям// http://www.mashportal.ru/company_news-18589.aspx
ПКНМ прошла сертификационный аудит American petroleum institute// http:// www. Mashportal.ru/ company_news-22417.aspx
ОАО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» получил сертификат Американского общества инженеров-механиков ASME// http://win.mail.ru/cgi-bin/msglist?folder=0&572909845#/ cgi-bin/readmsg_Q_id=12927914950000001004&folder=0
Никитин Г. (Минпромторг России): «Товарооборот России и Индии может достигнуть 20 миллиардов долларов»// http://www.mashportal.ru/machinery_news-26102.aspx
Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 711 с., 2-е изд., перераб. и доп.